Конкурс ИКТ 2018

Сторожилова Наталья Вильгельмовна

Материалы на конкурс ИКТ Номинация 2.4. ИКТ в системе внеурочной деятельности: комплекс занятий (от 2 и более), посвященных Году волонтера, 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, другим значимым датам и событиям

Скачать:


Предварительный просмотр:

1

Номинация

Номинация 2.4. ИКТ в системе внеурочной деятельности: комплекс занятий (от 2 и более), посвященных Году волонтера, 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, другим значимым датам и событиям.

2

Ф.И.О. авторов (полностью)

Сторожилова Наталья Вильгельмовна

3

Наименование образовательной организации

Падунская средняя общеобразовательная школа

имени Заслуженного учителя школы РСФСР И.Е. Хребтова,

филиал Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Заводоуковского городского округа

«Заводоуковская средняя общеобразовательная школа № 4

имени Заслуженного учителя РСФСР, Почетного гражданина

 г. Заводоуковска Агафонова Леонида Устиновича

(Падунская СОШ, филиал МАОУ «СОШ № 4») 

4

Название работы

Урок памяти, посвященный победе над фашизмом «Дети Войны». 7-10 лет

5

Перечень используемых ЦОР (ссылки на заимствованные материалы обязательны)

http://teachpro.ru/EOR/School%5COBJSupplies11/Html/der11163.htm

https://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36821.php?ELEMENT_ID=36821&PAGEN_1=2

https://ribalych.ru/2014/07/02/blokadnyj-dnevnik-devochki-tani-savichevoj/

https://www.prlib.ru/item/331224

https://www.prlib.ru/item/343314

Методическая записка

Вид деятельности

Библиотекарь

Тип урока

Внеурочная деятельность

Форма проведения урока

Урок - концерт

Интегрируемые предметы (для номинаций 1.2-1.4)

Темы интегрируемых предметов (для номинаций 1.2-1.4)

Общее количество часов (для номинаций 1.2-1.4)

Содержание и компоненты интеграции:

- внутрипредметная;

- межпредметная

 (для номинаций 1.2-1.4)

Целеполагание – образовательный результат:

Цель:

  • Расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.
  • Воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества;

Задачи:

  • Расширять знания детей об историческом прошлом Отечества, о военной истории родного края.
  • Дать учащимся представление о Великой Отечественной войне, об основных событиях этого периода.

Проектирование образовательных результатов

  •  Способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения, желания узнать больше о жизни детей во время войны.
  • Формировать у учащихся духовно - нравственные качества личности.
  • Формировать чувство гражданской ответственности за судьбу страны, народа, готовность защищать интересы государства.
  • Формировать у учащихся чувства патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свой народ, страну.

Информационно-образовательная среда урока/занятия

Компьютер, проектор, презентация, аудио аппаратура

Целесообразность использования ИКТ на конкретном этапе урока (внеклассном мероприятии)

Повысить интерес на этапе просмотра слайдов с информацией и фото. Просмотр видео файлов позволяет убедиться в правдивости рассказываемого. Просмотр материалов президентской библиотеки указывает на значимость, происшедших событий, для всего человечества  

Методические приемы, технологии

Словесные: рассказ,

практической работы: выступления детей 

Наглядные:  демонстрация слайдов и видео файлов

Урок памяти, посвященный

победе над фашизмом

«Дети Войны».

7-10 лет 

Цель:

  • Расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.
  • Воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества;
  • Способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения, желания узнать больше о жизни детей во время войны.

Задачи:

  • Расширять знания детей об историческом прошлом Отечества, о военной истории родного края.
  • Дать учащимся представление о Великой Отечественной войне, об основных событиях этого периода.
  • Формировать у учащихся духовно - нравственные качества личности.
  • Формировать чувство гражданской ответственности за судьбу страны, народа, готовность защищать интересы государства.
  • Формировать у учащихся чувства патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свой народ, страну.

Оформление: Компьютер, проектор, презентация, подбор музыкального сопровождения, оформление класса: обелиск из картона.

Стихотворение А.Иоффе (читает подготовленный ученик)

Его я узнал не из книжки –

 Жестокое слово – война!

Прожектором яростной вспышки

К нам в детство врывалась она.

В те дни мы в войну не играли –

Мы просто дышали войной.

Ведущий.1 9 Мая мы отмечаем великий праздник – День Победы.75 лет как окончилась война, война, которая унесла более 20 миллионов жизней.

Ведущий.2 Этот день отмечают во всём мире. Сегодня мы поздравляем всех с этим великим праздником и желаем всем, чтобы никогда больше в нашем мире не было войны, чтобы всегда над нашей головой было мирное, голубое небо, чтобы никто никогда не слышал разрывов бомб, чтобы все народы жили в мире и согласии.

Ведущий.1 На защиту Отечества вставали не только взрослые, но и дети. (Слайд 1) 20 тысяч пионеров получили медаль «За оборону Москвы», 15 тысяч 249 юных ленинградцев награждены медалью «За оборону Ленинграда».

Ведущий.2 Дети ухаживали за ранеными в госпиталях, собирали металлолом, деньги в фонд обороны, отсылали на фронт тысячи посылок с тёплыми носками, любовно расшитыми носовыми платками, кисетами для табака.

Учитель: До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями. Сражались повсюду. На море, в небе, в партизанском отряде,   И ни на миг не дрогнули юные сердца! 

«Июнь 1941 года» (2-й слайд)В тот далёкий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами.   Мальчики строили шалаши,  девочки играли в "дочки-матери". И никто не подозревал, что  задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война.   Дети войны. Они рано и быстро взрослели. Недетская это тяжесть, война, а они хлебнули её полной мерой.

Инсценировка. (2 детей) (слайд 3)

Брат и сестра в ожидании матери. Сестра, кутаясь в старую шаль, играет в куклы, брат ремонтирует табурет.

Сестра: Как холодно! И мама не идет.

Быть может, хлебушка она нам принесёт.

Ну хоть бы крошечку где отыскать,

Голодной страшно мне идти в кровать.

Брат: А разве я есть не хочу? Хочу!

Но всё равно молчу.

Ведь там, где папа наш сейчас,

Потяжелее чем у нас.

Не разрываются снаряды здесь

И дом у нас с тобою есть.

А главное - фашисты далеко.

Да и кому в стране легко!

Сестра: А помнишь блинчики с вареньем,

Чай с маминым печеньем,

Которое по праздникам пекла она.

Сейчас я съела б всё одна!

Брат: Опять ты о еде заговорила!

Уж лучше б душу не травила!

Чем чаще вспоминаешь ты о ней

Тем голод чувствуешь сильней.

И мне воспоминанья эти не нужны.

Сестра: А вот и мамины шаги слышны!  

Брат: Не вздумай хныкать перед ней, дай отдохнуть сначала ей.

(выключить экран)

Ведущий 1 “Все для фронта, все для победы” — повсюду звучал девиз. А в тылу оставались женщины, старики, дети. Немало выпало испытаний на их долю. Они рыли окопы, вставали к станкам, гасили на крышах зажигательные бомбы. Тяжело было.

  Дети гибли от бомб и снарядов, они умирали от голода в блокадном Ленинграде, их бросали живыми в охваченные огнем хаты советских  деревень. И не согнулись они под этой тяжестью. Стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. На фронтах и в партизанских отрядах наравне с взрослыми сражались совсем юные бойцы.

 

Ведущий2В годы войны смертью храбрых пали юные герои. Их имена навечно остались в памяти народа. Они посмертно награждены медалями и орденами, а некоторым из них, наравне со взрослыми, присвоено звание – Герой Советского Союза.

Стихотворение А. Твардовского «Рассказ танкиста».

"Рассказ танкиста"

Был трудный бой. Всё нынче как спросонку...
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, - забыл его спросить.
Лет десяти-двенадцати. Бедовый.
Из тех, что главарями у детей.
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас, как дорогих гостей.
Машины обступают на стоянках,
Таскать им воду вёдрами не труд.
Выносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют...
Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен.
Мы прорывались к площади вперёд,
А он гвоздит, - не выглянуть из башен, -
И чёрт его поймёт, откуда бьёт.
Тут угадай-ка, за каким домишком
Он примостился - столько всяких дыр!
И вдруг к машине подбежал парнишка:
«Товарищ командир! Товарищ командир!
Я знаю, где их пушка... Я разведал...
Я подползал, они вон там, в саду»...
«Да где же? Где?» - «А дайте, я поеду
На танке с вами, прямо приведу!»
Что ж, бой не ждёт. «Влезай сюда, дружище...»
И вот мы катим к месту вчетвером,
Стоит парнишка, мимо пули свищут, -
И только рубашонка пузырём.
Подъехали. «Вот здесь!» И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даём,
И эту пушку заодно с расчётом
Мы вмяли в рыхлый жирный чернозём.
Я вытер пот. Душила гарь и копоть.
От дома к дому шёл большой пожар.
И помню, я сказал: «Спасибо, хлопец...»
И руку, как товарищу, пожал.
Был трудный бой. Всё нынче как спросонку.
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, - забыл его спросить.

Включить экран

https://www.prlib.ru/item/331224 видео о детях войны (первые 5 минут)

Рассказы о героях (сопровождаются показом слайдов)Рассказывают подготовленные дети 

Зина Портнова (слайд 4)

Валя Зенкина (слайды 5) Брестская крепость первой приняла на себя удар врага.   А Валю фашисты заставили под огнём пробираться в крепость, чтобы передать её защитникам требование сдаться в плен. Валя в крепость пробралась, рассказала о зверствах фашистов, объяснила, какие у них орудия, указала место их расположения и осталась помогать нашим бойцам.   Воевала смело, наравне с взрослыми. За отвагу и мужество орденом Красной Звезды наградила Родина свою юную дочь.

Валя Котик (слайд 6 ) –  Юный партизан,   собирал оружие для партизан прямо под носом у фашистов. Он прожил 14 лет и еще неделю, награжден орденом Отечественной войны 1 степени, похоронен в садике перед школой, в которой учился. Ему присвоено  звание Героя Советского Союза.  

Марат Казей (слайд 7 ) – партизан-разведчик. В очередной разведке он попал в окружение фашистов, дождался, пока кольцо сомкнётся, и взорвал себя вместе с врагами.    Марат получил медаль «За отвагу» и «За боевые заслуги». Марату Казею было присвоено Звание Героя Советского Союза   В Минске герою установлен памятник

Лёня Голиков (слайд8). В 41 году стал партизаном, ходил в разведку, вместе с товарищами взрывал вражеские склады, мосты. Лёня подбил гранатой легковой автомобиль, в котором ехал фашистский генерал.   Забрал  портфель с ценными документами и доставил в партизанский лагерь  За героический  подвиг Леня Голиков был награжден посмертно званием Героя Советского Союза.

(Слайд 9): Ведущий 1. «Ленинградские дети»… 

"Ленинградцы" – это звучало как пароль. И навстречу бросался каждый в любом уголке нашей страны. Через всю жизнь пронесли люди, пережившие блокаду, трепетное отношение к каждой крошке хлеба, стараясь, чтобы их дети и внуки никогда не испытали голода и лишений.

(Слайд 10) Песня « Ленинградские мальчишки» . (мальчики) Автор: Исаак Шварц

В далёком тревожном военном году,
Под гром батарей у страны на виду,
Стояли со взрослыми рядом
Мальчишки у стен Ленинграда,
Стояли со взрослыми рядом
Мальчишки у стен Ленинграда.
На парте осталась раскрытой тетрадь,
Не выпало им дописать, дочитать.
Когда навалились на город
Фугасные бомбы и голод.
Когда навалились на город
Фугасные бомбы и голод.
И мы некогда не забудем с тобой,
Как наши ровесники приняли бой,
Им было всего лишь тринадцать,
Но были они ленинградцы.
Им было всего лишь тринадцать,
Но были они ленинградцы.

(Подготовленный ученик читает стихотворение)

Эта тонкая тетрадка стоит многих толстых книг, 
Пионерка - ленинградка, потрясает твой дневник! 
Таня Савичева, Таня, ты в сердцах у нас жива. 
Затаив на миг дыханье, слышит мир твои слова. 

(Слайд11) видео Дневник Тани Савичевой

Ведущий 2: https://www.prlib.ru/item/343314 (Слайд12) Просмотр фото траурного кургана «Дневник Тани Савичевой»

В конце Аллеи Дружбы мемориального комплекса «Цветок жизни» насыпан небольшой пригорок. Это – траурный курган, где дневник Тани Савичевой воплощен в восьми гранитных стелах. На каменных страничках высечены страшные и скорбные слова, те самые, которые Танюша писала в алфавитной книжке своей старшей сестры.

(Подготовленный ученик читает стихотворение)

Будьте бдительны, люди. 
Люди, вслушайтесь в дневник- 
В нем звучит сильней орудий, 
Тот безмолвный детский крик: 

Слайд 13 . Ведущий1.Юные герои. Мальчишки и девчонки, ставшие вровень со взрослыми. О них сложены песни, написаны книги, их именами названы улицы, корабли… Сколько им было от роду? Двенадцать – четырнадцать. Многие из этих ребят так и не стали взрослыми, их жизнь оборвалась на рассвете…И пусть каждый задаст себе вопрос: «А я смог бы так поступить?» - и, ответив самому себе искренно и честно, подумает, как надо сегодня жить и учиться, чтобы быть достойным памяти своих замечательных ровесников, юных граждан нашей страны. Во Второй мировой войне погибло 13 миллионов детей.

(Выключить экран)

Подготовленный ученик читает стих Ой, Мишка, как же страшно мне! Л. Тасси

Оборванного мишку утешала
Девчушка в изувеченной избе:
«Не плачь, не плачь… Сама недоедала,
Полсухаря оставила тебе…

… Снаряды пролетали и взрывались,
Смешалась с кровью черная земля…
Была семья, был дом… Теперь остались
Совсем одни на свете — ты и я…»

… А за деревней рощица дымилась,
Поражена чудовищным огнём,
И Смерть вокруг летала злою птицей,
Бедой нежданной приходила в дом…

«Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,
И мне дадут на фронте автомат.
Я отомщу за то, что слезы прячу,
За то, что наши сосенки горят…»

Но в тишине свистели пули звонко,
Зловещий отблеск полыхнул в окне…
И выбежала из дому девчонка:
«Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!..»

… Молчание. Ни голоса не слышно.
Победу нынче празднует страна…
А сколько их, девчонок и мальчишек,
Осиротила подлая война?!..

Л.Тасси

(Танец)Дети войны под песню «Дети войны» Автор музыки: О.Юдахина Автор слов: И. Резник 

 Подготовленные дети читают стихотворение (пока дети читают стих зажигаются свечи

О        детях        войны
Валентина САЛИЙ

Детям, пережившим ту войну,
Поклониться нужно до земли!
В поле, в оккупации, в плену,
Продержались, выжили, смогли!

У станков стояли, как бойцы,
На пределе сил,но не прогнулись
И молились, чтобы их отцы
С бойни той немыслимой вернулись.

Дети, что без детства повзрослели,
Дети, обделенные войной,
Вы в ту пору досыта не ели,
Но честны перед своей страной.

Мерзли вы в нетопленных квартирах,
В гетто умирали и в печах.
Было неуютно, страшно, сыро,
Но несли на слабеньких плечах

Ношу непомерную, святую,
Чтоб скорее мира час настал.


Истину познавшие простую.
Каждый на своем посту стоял.

Девочки и мальчики войны!
На земле осталось вас немного.
Дочери страны! Ее сыны!
Чистые пред Родиной и Богом!

В этот день и горестный, и светлый,
Поклониться от души должны
Мы живым и недожившим детям
Той большой и праведной войны!

Мира вам, здоровья, долголетья,
Доброты, душевного тепла!
И пускай нигде на целом свете
Детство вновь не отберет война!

(За время проигрыша учитель раздает детям свечи)

 Исполняется песня Я ангелом летал Н. Дмитриев

 (дети стоят со свечами)

Я Ангелом летал
И видел дым сражений
Никто не виноват 
Что все хотели жить
Там дед мой погибал
От множества ранений
Его накрыл крылом
Не дал врагам добить
Я Ангелом летал
Тащил его в траншею
Позвал сестру чтоб кровь
Остановить
Я пули откланял
Они летели к цели
Но всех спасти не мог
Где все хотели жить
Я Ангелом летал
Чтоб смог отец родится
Тащил я деда
Из последних сил
Врача привёл
Заставил помолиться
Чтоб Бог помог
И я слетал за ним
Я Ангелом летал
И видел дым сражений
И Ангелом бы оставался быть
Но выжил дед от множества ранений
И наказал прожить мою земную жизнь
Я Ангелом летал
И видел дым сражений
И ангелом бы оставался быть
Но выжил дед от множества ранений
И наказал прожить мою земную жизнь
И наказал прожить мою земную жизнь

Заключительная часть

Ставят свечи к обелиску

 

Литература

http://teachpro.ru/EOR/School%5COBJSupplies11/Html/der11163.htm

https://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36821.php?ELEMENT_ID=36821&PAGEN_1=2

https://ribalych.ru/2014/07/02/blokadnyj-dnevnik-devochki-tani-savichevoj/

Стихотворение «Рассказ танкиста». А. Твардовского

Стихотворение  «Ой, Мишка, как же страшно мне!» Л. Тасси

Стихотворение «Его я узнал не из книжки»  А.Иоффе 

Песня « Ленинградские мальчишки»  Автор: Исаак Шварц

Песня «Дети войны» Автор музыки: О.Юдахина Автор слов: И. Резник 

Стихотворение «О        детях        войны» Валентина САЛИЙ

Песня «Я ангелом летал» Н. Дмитриев



Предварительный просмотр:

1

Номинация

Номинация 2.4. ИКТ в системе внеурочной деятельности: комплекс занятий (от 2 и более), посвященных Году волонтера, 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, другим значимым датам и событиям.

2

Ф.И.О. авторов (полностью)

Сторожилова Наталья Вильгельмовна

3

Наименование образовательной организации

Падунская средняя общеобразовательная школа

имени Заслуженного учителя школы РСФСР И.Е. Хребтова,

филиал Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Заводоуковского городского округа

«Заводоуковская средняя общеобразовательная школа № 4

имени Заслуженного учителя РСФСР, Почетного гражданина г. Заводоуковска Агафонова Леонида Устиновича

(Падунская СОШ, филиал МАОУ «СОШ № 4»)

4

Название работы

Детям Войны посвящается.  14-17 лет.

5

Перечень используемых ЦОР (ссылки на заимствованные материалы обязательны)

http://rrr.prlib.ru/default.aspx 

http://rrr.prlib.ru/item.aspx?id_node=n49476806 

https://1panorama.ru//world/russia-1/pamyatnik-tani-savichevoj-panorama1675#0_294.3199997 

http://www.gttp.ru/PC/pc_58.htm 

https://www.youtube.com/watch?v=HxJz9xSWJyc

Методическая записка

Вид деятельности

библиотекарь

Тип урока

Внеклассное мероприятие

Форма проведения урока

урок-экскурсия;

Интегрируемые предметы (для номинаций 1.2-1.4)

Темы интегрируемых предметов (для номинаций 1.2-1.4)

Общее количество часов (для номинаций 1.2-1.4)

Содержание и компоненты интеграции:

- внутрипредметная;

- межпредметная

 (для номинаций 1.2-1.4)

Целеполагание – образовательный результат:

Цель:

  • Расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.
  • Воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества;
  • Способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения, желания узнать больше о жизни детей во время войны.

Задачи:

  • Развивать нравственные чувства сопереживания, чувства благодарности;
  • Воспитывать чувство патриотизма, бережное отношению к пожилым людям;

воспитывать бережное отношение к традициям своего народа.

Проектирование образовательных результатов

предметные: научаться определять понятия: ВОВ, блокада, Хатынь, оккупация, определять местоположение исторических объектов;

метапредметные:

познавательные: Самостоятельная работа с интернет источниками, создавать алгоритм деятельности при решении проблем различного характера;

коммуникативные: формируют собственное мнение и позиции, используя речевые средства;

регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и усвоения её реализации;

личностные: могут быть сформированы личностная и социальная активность в достижении поставленной цели.

Информационно-образовательная среда урока/занятия

Информационные технологии и электронные средства обучения:

ИКТ

Интерактивная доска

ЭОР

Целесообразность использования ИКТ на конкретном этапе урока (внеклассном мероприятии)

Использование ИКТ и ЭОР на уроке помогает:

1. Расширить интеллектуальные возможности ребенка;

2. научить учащегося пользоваться информацией, получать ее с помощью компьютера.

Методические приемы, технологии

Словесные: рассказ, объяснение, беседа.

практической работы,  работа в группах. 

Наглядные:  демонстрация слайдов и фильмов, картинок

Детям Войны посвящается.

14-17 лет.

Цель:

  • Расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.
  • Воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества;
  • Способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения, желания узнать больше о жизни детей во время войны.

Задачи:

  • Развивать нравственные чувства сопереживания, чувства благодарности;
  • Воспитывать чувство патриотизма, бережное отношению к пожилым людям;
  • воспитывать бережное отношение к традициям своего народа.

Подготовительная работа:

  • Подбор материала  (Дети работают в группах. Находят на просторах сети интернет и на сайте Президентской библиотеки материал о памятниках детям войны.);
  • Из найденного материала готовиться презентация  и подготовка учащихся к выступлению на уроке;
  • оформление книжной выставки,
  • подготовка оборудования,
  • подборка музыкального сопровождения и видеороликов.

Ход урока

1. Организационный момент. Звучит запись Левитан «Объявление войны»

2. Вступительное слово библиотекаря.   Война… Страшная, жестокая, злая. Всего за 1418 дней  война унесла более 26,5  миллионов жизней только стран СССР, а были и другие.

  3. Сообщение темы урока.  

Золотая пора человека   - детство. Счастливое. Безмятежное. Веселое. Незабываемое.

          Дети – это цветы жизни. Если Ребенка лишить Детства, лишить Любви, он не просто что-то потеряет, но не сможет полноценно развиваться, не станет той Личностью, которой мог бы стать, если бы не было отнято детство…
У детей, взрослые не отнимают детство, отнимают жизнь.
                      Детство и война слились в единое целое для мальчишек и девчонок 1941–1945 годов. Как рано они повзрослели.         

Дети войны (слайд 1).

История, которую творили люди, не раз бросала на свой алтарь детские жизни. История, беспощадна к детям! Какое сердце не содрогнется слыша только официальную статистику: 13 миллионов детей, уничтоженных фашистами во Второй мировой войне

Наш  урок мы посвящаем  детям, чьё детство было опалено войной. 

 Сегодня мы услышим воспоминания  детей о  войне, узнаем, как они жили, о чем думали и мечтали. Многие из них тогда были вашими сверстниками, кто-то помладше или  постарше.

Стих читает подготовленная ученица.        

Ой, Мишка, как же страшно мне! 

Оборванного мишку утешала
Девчушка в изувеченной избе:
«Не плачь, не плачь… Сама недоедала,
Полсухаря оставила тебе…

… Снаряды пролетали и взрывались,
Смешалась с кровью черная земля…
Была семья, был дом… Теперь остались
Совсем одни на свете — ты и я…»

… А за деревней рощица дымилась,
Поражена чудовищным огнём,
И Смерть вокруг летала злою птицей,
Бедой нежданной приходила в дом…

«Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,
И мне дадут на фронте автомат.
Я отомщу за то, что слезы прячу,
За то, что наши сосенки горят…»

Но в тишине свистели пули звонко,
Зловещий отблеск полыхнул в окне…
И выбежала из дому девчонка:
«Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!..»

… Молчание. Ни голоса не слышно.
Победу нынче празднует страна…
А сколько их, девчонок и мальчишек,
Осиротила подлая война?!..

 Библиотекарь: Сегодня мы с вами совершим виртуальную экскурсию к памятникам детям войны, от которых на глазах  выступают слезы (слайд 2).  Памятники эти расположены не только на территории стран СССР, но и ближайшем зарубежье.

Выступления подготовленных учеников.

  1. Первый памятник (слайд 3) к которому мы отправляемся находиться  в городе Санкт-Петербурге.  Для его рассмотрения мы с вами отправимся на сайт президентской библиотеки.  В строке поиска пишем памятники «Детям войны». На первой странице первый документ. (Гулякин, Валерий Николаевич (фотограф; 1959-) Памятник "Дети войны" Санкт-Петербург 2013)

6 мая 2013 года вблизи Пискаревского кладбища на проспекте Непокоренных (стр.1) открыли памятник «Дети войны»,(стр.2) созданный по инициативе Международной ассоциации общественных организаций блокадников города-героя Ленинграда. Автор проекта - скульптор В.Шплет.

Скульптура изображает пятерых детей, спешащих на улицу праздновать День Победы: совсем маленькие дети держат за руки старших братьев и сестёр, рядом — ребята в военной форме.
                   Памятник посвящён детям страшного военного времени, которые наравне с взрослыми защищали Ленинград в годы Великой Отечественной войны.
Памятник «Дети войны» создан по инициативе Международной ассоциации общественных организаций блокадников города-героя Ленинграда.

Давайте рассмотрим этот памятник внимательно.(просмотр всех кадров, обсуждение каждой фигуры) Казалось бы , что тут такого трогательного, ведь дети веселые, но если присмотреться то можно увидеть надпись, (стр.14) которая говорит за все «Нам в 43 выдали медали и только в  45-ом паспорта». Значит, что только в 45-ом им исполнилось 16, а они уже имели медали, за подвиги во время войны. Сколько же им пришлось пройти, сколько повидать за эти страшные годы. .(возвращаемся на 2 слайд)

  1. (слайд 4) Таня Савичева — маленькая девочка, ученица начальных классов из Ленинграда, стала знаменитой на весь мир благодаря своему дневнику. Страшному дневнику, в котором она заполнила всего 9 страниц. И который стал одним из главный скорбных символов Великой Отечественной войны.

Маленькую записную книжку с 9 страшными записями, начертанными карандашом нетвёрдой детской рукой, сестра Нина, которая вернулась в Ленинград уже после снятия блокады, нашла у Евдокии. По воле случая дневник маленькой девочки, похоронившей свою семью, увидел знакомый Нины, учёный секретарь Эрмитажа. Так история жизни и смерти простой ленинградской школьницы Тани Савичевой в 1946 году попала на выставку «Героическая оборона Ленинграда». Сегодня 9 листочков из дневника девочки Тани хранятся в «Государственном Музее истории Санкт-Петербурга», а копии их разошлись по всему свету как память о маленькой девочке, описавшей свою, детскую историю страшной войны.

Мемориал «Цветок жизни» (слайд 5)  входит в мемориальный комплекс "Зеленый пояс Славы". Это первый большой мемориал на "Дороге жизни". Он был создан в память о погибших детях блокадного Ленинграда.  http://rrr.prlib.ru/item.aspx?id_node=n49476806  Что бы просмотреть этот памятник мы с вами снова отправляемся в читальный зал Президентской библиотеки в строке поиска пишем мемориал Цветок жизни. Выбираем документ Гулякин, Валерий Николаевич (фотограф; 1959-)
Мемориал "Цветок жизни". Памятник "Цветок жизни"
Всеволожский район, Ленинградская область, 2013-2014.  
В состав мемориала входит памятник "Цветок жизни", аллея Дружбы и траурный курган
 "Дневник Тани Савичевой". 
                    На лепестках 15-ти метровой каменной ромашки(стр.5)- лицо улыбающегося мальчика и слова детской песни "Пусть всегда будет солнце". Рядом находится плита, на которой высечена надпись: "Во имя жизни и против войны. Детям - юным героям Ленинграда 1941 - 1944 годов." (стр.2)  
Памятник был открыт 28 октября 1968 года. Архитектор — П.И. Мельников. 
Вокруг памятника высажено 900 берез (стр.8) по одной березе за каждый день блокады. До сих пор в январские дни березы украшают алыми галстуками.

Ромашку и траурный курган соединяет аллея Дружбы. Что бы просмотреть этот памятник мы с вами снова отправляемся в читальный зал Президентской библиотеки в строке поиска пишем мемориал Цветок жизнАллея дружбы. Выбираем документ Гулякин, Валерий Николаевич (фотограф; 1959-)
Мемориал "Цветок жизни". Аллея Дружбы
Всеволожский район, Ленинградская область, 20 сентября 2013

  На стелах, (стр.3,4,5,6,7) расположенных вдоль аллеи, рассказывается о героизме юных защитников Ленинграда.  Здесь перечислены имена пионеров - Героев Советского Союза и кавалеров высоких государственных наград и подвиги, которые они совершили.

На невысоком искусственном холме в конце аллеи Дружбы установлены гранитные "страницы"(слайд 6) знаменитого дневника Тани Савичевой. https://1panorama.ru//world/russia-1/pamyatnik-tani-savichevoj-panorama1675#0_294.3199997 

 Это восемь страничек, вырванных из телефонной записной книжки. 
Одиннадцатилетняя ленинградская школьница Таня Савичева сделала первую запись в дневнике 28 декабря 1941 года... Девочка уже была не способна на живые эмоции, детская рука просто фиксировала страшные "визиты" смерти в их дом. 

Таня Савичева родилась в большой и дружной семье — мама, папа, две сестры Женя и Нина, братья Лёка и Миша.

Семья Савичевых помогала Красной армии, как могла: сестра Нина рыла окопы, Женя сдавала кровь для раненых, Таня собирала бутылки для зажигательных смесей, Танина мама шила форму для солдат, а Лёка вместе с дядей Лёшей и дядей Васей отправились записываться на фронт. Но из военкомата их послали по домам — у Лёки было плохое зрение, а дяди уже давно «переросли» призывной возраст.

               8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда, но семья Савичевых была уверена — вместе продержатся, выстоят, переживут… Вслед за голодной осенью пришла суровая зима. Как-то, убираясь дома, Таня нашла забытую её сестрой Ниной записную книжку.     Часть книжки была заполнена записями Нины, а вот другая — с алфавитом для телефонных номеров — оставалась нетронутой. Таня не стала выбрасывать находку и сохранила её у себя в шкафчике. Вскоре в этом дневнике появилась первая запись под буквой «Ж»: «Женя умерла 28 дек в 12.00 час утра 1941 г.»

Не прошло и месяца, как в дневнике Тани Савичевой детским почерком были начертаны уже другие строки под буквой «Б»: «Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г.». Врач поставил диагноз — алиментарная дистрофия, предложил проехать в стационар. Но бабушка отказалась. Она понимала, что всё бессмысленно, и не хотела занимать койку в больнице, которая могла понадобиться раненым.

28 февраля 1942 года домой не вернулась сестра Нина. Мама пыталась навести справки, но так ничего и не узнала. В этот раз Таня не записала в свой дневник ничего, девочка хотела верить, что сестра жива.

Меньше, чем через месяц, после Нины от Тани ушёл брат Лёка. Но здесь надежды не было, Таня знала — он ушёл навсегда. Под буквой «Л» Таня карандашом написала: «Лёка умер 17 марта в 5 часов утра в 1942 г.». Лёка, как и бабушка, скончался от голода и сильного истощения.

Следующая запись не заставила себя долго ждать: «Дядя Вася умер в 13 апреля 2 ч ночь 1942 г.». Голод, как самая страшная эпидемия, убивал семью Савичевых одного за другим.

Таня снова взялась за карандаш. Записала: «Дядя Лёша 10 мая в 4 ч дня 1942 г.» и спрятала ненавистный дневник. Но через три дня ей пришлось достать его снова. Через три дня появились последние четыре самых страшных надписи в маленькой записной книжке маленькой девочки Тани Савичевой:

Под буквой «М» — «Мама в 13 мая в 7.30 час утра 1942 г.»; под буквой «С» — «Савичевы умерли»; под буквой «У» — «Умерли все»; под буквой «О» — «Осталась одна Таня»…

Потом у Тани Савичевой были два долгих и мучительных года. Несколько недель она «гостила» у бабушкиной племянницы, которая была не сильно рада, увидев у своих дверей девочку-сироту. Она пустила её на порог, но каждый раз выставляла из дома, когда уходила на работу. Домой Евдокия возвращалась к ночи. Всё это время Таня была на улице или сидела в подъезде. Вскоре Таня стала совсем в тягость Евдокии — девочка от истощения уже еле передвигалась, к тому же она была больна туберкулезом. Летом 1942 года Таню отправили в детский дом, который в августе был эвакуирован в посёлок Шатки.  Спустя два года, в марте 1944-го Таня попала в дом инвалидов в селе Понетаевка. В медицинской карточке Тани Савичевой, помимо костного туберкулёза, значилось: «Цинга, дистрофия, нервное истощение, слепота…».

Тани Савичевой не стало 1 июля 1944 года. Таня ушла навсегда, так и не узнав, что не все Савичевы умерли. Сестра Нина и брат Миша остались живы. Миша был ранен, но всё-таки выжил и вернулся с фронта.(возвращаемся на 2 слайд)

В 1975 году в память о ленинградской школьнице на средства, заработанные пионерами и комсомольцами района, на шатковском кладбище была возведена стела с барельефным портретом девочки и страничками из ее дневника. Автор проекта – десятиклассник из с. Старого Иванцева Шатковского района Дмитрий Курташкин (слайд7).

В 1981 году на могиле был установлен надгробный памятник, выполненный нижегородским скульптором Татьяной Холуевой (слайд 8). В том же году зародилась идея создания в Шатках памятника Тане Савичевой и детям - жертвам фашизма. В 2010 году к 65-летию Великой Победы был открыт мемориальный комплекс «Тане Савичевой и детям войны посвящается»…

           7 мая 2010 года, в преддверии 65-летия Великой Победы, в Шатках на площади перед школой № 1 был торжественно открыт мемориал, посвящённый Тане Савичевой и детям войны. Это событие не районного, не областного, а всероссийского и, даже, мирового масштаба, т.к. странички из дневника Тани  были среди обвинительных  документов на Нюркбергском процессе, осудившего нацизм и фашизм.
http://www.gttp.ru/PC/pc_58.htm (слайд 9). Мемориальный комплекс состоит из 12  бетонных арок, в которые вмонтированы рельефные композиции из военной и мирной жизни и скульптура Тани Савичевой в полный рост (возвращаемся на 3 слайд).

  1. (слайд 10)Теперь мы отправляемся в Смоленск. Памятник «Опалённый цветок» был установлен в Парке пионеров на улице Барклая-де-Толли, недалеко от Крепостной стены. В 2005 году, в 60-летнюю годовщину победы в Великой Отечественной войне Монумент посвящен детям, которые были узниками немецко-фашистских концентрационных лагерей. Скульптура и в самом деле очень сильно напоминает цветок, бутон которого как бы сложен из нескольких хрупких детских тел, соединившихся в шар. Под бутоном стройными рядами расположились импровизированные листья, на которых скульпторы выгравировали названия концлагерей.

            Памятник под символическим названием «Опаленный цветок», посвященный всем детям, погибшим в фашистских концентрационных лагерях. Изможденные хрупкие детские тела оплетают так и не раскрывшийся бутон цветка, символизируя внезапно прерванную жизнь, а на «листьях» скульптуры отображены сами названия концлагерей.

           Инициатором основания скульптуры выступила Смоленская региональная организация «Бывшие малолетние узники фашистских концлагерей». С тех пор ежегодно 11 апреля - Международный день освобождения узников из чудовищной смертоносной машины – у основания монумента проходят памятные мероприятия и возлагаются живые цветы..

            Проект памятника был разработан скульптором Александром Семеновичем Парфеновым. Конечно, «Опалённый цветок» производит жуткое впечатление. Но это не просто памятник, это больная рана, которая, наверное, никогда не затянется. Больно осознавать, что в нашей истории есть такая страшная страница...

               4.Далее наша экскурсия продвигается в Белоруссию. На Гомельщине, в деревне Красный Берег Жлобинского района
«Детям, прошедшим фашистский ад». (слайд11 )
  Памятник – мемориал республиканского значения, посвященный памяти детям – жертвам войны в Красном Береге задумывался как развернутая в пространстве панорама, путь, трагичность которого зритель может осознать, только пройдя по одному из лучей Города Солнца. И всех на этом пути встречает тоненькая фигура девочки — опаленного войной беззащитного ребенка, лицо которого перекошено от боли и беспомощности. Поднятыми над головой руками девочка словно защищается от всех страхов войны. Она стоит на камешках красного цвета, символизирующих кровь детей (слайд 12).

             Один из лучей черного цвета, он проходит через пустой класс из белых парт и школьной доски (слайд 13). В классе 21 парта - на 42 человека, однако уже никто и никогда не сядет за эти парты. Не сядут те самые 1990 учеников - детей-узников концлагеря. 

           На черной доске аккуратным детским почерком написано письмо - письмо пятнадцатилетней девочки  Кати Сусаниной своему отцу. .(слайд 14)

читает подготовленная ученица 

Март, 12, Лиогно, 1943 год.
Дорогой, добрый папенька!


Пишу я тебе письмо из немецкой неволи. Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых не будет. И моя просьба к тебе, отец: покарай немецких кровопийц. Это завещание твоей умирающей дочери.
Несколько слов о матери. Когда вернешься, маму не ищи. Ее расстреляли немцы. Когда допытывались о тебе, офицер бил ее плеткой по лицу. Мама не стерпела и гордо сказала: "Вы не запугаете меня битьем. Я уверена, что муж вернется назад и вышвырнет вас, подлых захватчиков, отсюда вон". И офицер выстрелил маме в рот...
Папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы сейчас ты, встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне остригли наголо, руки высохли, похожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идет кровь - у меня отбили легкие.
А помнишь, папа, два года тому назад, когда мне исполнилось 13 лет? Какие хорошие были мои именины! Ты мне, папа, тогда сказал: "Расти, доченька, на радость большой!" Играл патефон, подруги поздравляли меня с днем рождения, и мы пели нашу любимую пионерскую песню...
А теперь, папа, как взгляну на себя в зеркало - платье рваное, в лоскутках, номер на шее, как у преступницы, сама худая, как скелет,- и соленые слезы текут из глаз. Что толку, что мне исполнилось 15 лет. Я никому не нужна. Здесь многие люди никому не нужны. Бродят голодные, затравленные овчарками. Каждый день их уводят и убивают.
Да, папа, и я рабыня немецкого барона, работаю у немца Шарлэна прачкой, стираю белье, мою полы. Работаю очень много, а кушаю два раза в день в корыте с "Розой" и "Кларой" - так зовут хозяйских свиней. Так приказал барон. "Русс была и будет свинья",- сказал он.
Я очень боюсь "Клары". Это большая и жадная свинья. Она мне один раз чуть не откусила палец, когда я из корыта доставала картошку.
Живу я в дровяном сарае: в колшату мне входить нельзя. Один раз горничная полька Юзефа дала мне кусочек хл:), а хозяйка увидела и долго била Юзефу плеткой по голове и спине.
Два раза я убегала от хозяев, но меня находил ихний дворник. Тогда сам барон срывал с меня платье и бил ногами. Я теряла сознание. Потом на меня выливали ведро воды и бросали в подвал.
Сегодня я узнала новость: Юзефа сказала, что господа уезжают в Германию с большой партией невольников и невольниц с Витебщины. Теперь они берут и меня с собою. Нет, я не поеду в эту трижды всеми проклятую Германию! Я решила лучше умереть на родной сторонушке, чем быть втоптанной в проклятую немецкую землю. Только смерть спасет меня от жестокого битья.
Не хочу больше мучиться рабыней у проклятых, жестоких немцев, не давших мне жить!..
Завещаю, папа: отомсти за маму и за меня. Прощай, добрый папенька, ухожу умирать.
.

Твоя дочь Катя Сусанина...
Мое сердце верит: письмо дойдет.

Письмо было найдено в 1944г. Оно не дошло до адресата.

С обратной стороны доски находится карта указанием мест, где находились другие лагеря смерти на территории Беларуси. .(слайд 15 )

             За школьной доской расположена самая светлая и радужная часть мемориала – «Площадь Солнца». .(слайд  16) На золотой Площади Солнца установлены 24 мольберта. В этих мольбертах—витражи, выполненные по рисункам детей нарисованных сразу после окончания войны в минском и других Дворцах пионеров.

             Это фейерверк красок, радости и той жизни, о которой мечтают все дети. От Великой Отечественной войны нас отделяет десятилетия. Но не подлежат забвению ее события. Тяжкое наследие войны не дает нам право забыть о погибших на поле брани и в гитлеровских застенках. И свята память о детях, которые прошли через фашисткий ад.

            В центре площади расположена детская мечта - Белый парусник. .(слайд 17)  На его парусах можно разглядеть детские имена... Особенно трогают такие как "Ростик", "Ярик", "Стася", "Злата"... Никогда уже эти ребята не отправят свои корабли в плавание по жизни. Жизнь у них была отнята. 

                  5.Тут же в Белоруссии, есть еще не менее трогательный памятник «Хатынь» (слайд 18)  Это произошло 22 марта 1943 года. Озверевшие фашисты ворвались в деревню Хатынь и окружили ее. Жители деревни ничего не знали о том, что утром в 6 км от Хатыни партизанами была обстреляна автоколонна фашистов и в результате нападения убит немецкий офицер. Но ни в чем не повинным людям фашисты уже вынесли смертный приговор.  К вечеру этого же дня в Хатынь пришли гитлеровцы. Всех жителей: стариков и детей, мужчин и женщин, всех, кто на тот момент находился в деревне, не зависимо от состояния: больных и беременных, женщин с грудными детьми, штыками и прикладами загнали в деревянный колхозный сарай с ещё крепкими стенами. Обложили его со всех сторон соломой и подожгли.

              Сухой деревянный амбар вспыхнул сразу как факел. Дети громко кричали от страха и боли, а взрослые, задыхаясь в дыму, пытались их спасти. Крепкие двери сарая не выдержали напора людских тел и рухнули. Испуганные люди стали выскакивать, выбегать, а кто-то и выползать из горящего пламени. Но фашистские каратели без всякой жалости расстреливала их в упор огнём из автоматов и пулемётов.

                 В Хатынской трагедии погибли все 149 жителей, из них половина: 75 человек — дети. Только троим из них удалось укрыться от гитлеровцев и избежать страшной участи быть сожженными заживо: брату и сестре Володе и Соне Яскевич, а также Саше Желобковичу.

                А вот из находившихся в том сарае-факеле, к удивлению, смогли выжить лишь двое детей. Одного мальчика, Виктора Желобковича, умирающая мать закрыла собой, и он пролежал под её трупом до ухода немцев. А второго раненого ребёнка — Антона Барановского — немцы просто приняли за мёртвого и не добили, не расстреляли.

Хатынский кузнец Иосиф Каминский — единственный выживший взрослый. Раненый, с сильнейшими ожогами он пролежал без сознания до поздней ночи. Очнувшись, Иосиф нашёл среди умирающих своего 15-летнего сына. Ребёнок был сильно обожжён, но еще жив. У него было смертельное ранение в живот. Вскоре, мальчик умер на руках у отца.

               Именно этот страшный момент, момент наивысшей смертельной боли, запечатлён в скульптуре «Непокорённый человек», который стал главной ключевой фигурой мемориального комплекса «Хатынь». Теперь они навсегда вместе: отец и сын.

В этой страшной трагедии 54-летний Иосиф Каминский потерял всю свою семью: жену и троих детей.

                В период жестокой оккупации в ходе Великой Отечественной войны ужасную судьбу Хатыни разделили ещё 628 белорусских больших и маленьких деревень, которые были сожжены фашистами дотла вместе с жителями.

Четверть из них: 186, как и Хатынь, никогда уже не были восстановлены.

(видеоролик Хатынь) https://www.youtube.com/watch?v=HxJz9xSWJyc

                 6.Теперь отправляемся на Украину.  Местоположение п.Макеевка Донецкой области. Памятник детям, которых немцы использовали как доноров. (слайд 19 )  На окраине Макеевки детям-донорам установлен памятник, трогательный и скромный, созданный на пожертвования простых людей. Официально детский концлагерь называли приютом для сирот. На самом деле у детей забирали кровь для раненых немецких солдат. За неделю погибли более трехсот маленьких украинцев. Самому старшему донору было 12 лет, младшему - всего 6 месяцев.

                В акте 27 о фашистских злодеяниях, составленном сразу после освобождения Донбасса, сказано, что из шестисот детей, прошедших через приют, выжили меньше половины. В местном музее хранятся чудом уцелевшие документы. Их нашли уже после войны. В этой тетради - списки детей, содержавшихся в приюте "Призрение" с 1942 по 1943 год. Под номерами 52 и 53 - Володя и Галина Илющенко. Поступили в 42-ом году, привел их полицай. Отец был расстрелян, мать увезена в Германию. Напротив некоторых фамилий в графе, куда переведен ребенок, - прочерки, что дает основания историкам говорить о том, что дети погибли. По словам оставшихся в живых свидетелей, кто-то сдавал кровь по нескольку раз, некоторые малыши уходили из жизни после первой процедуры. Точное количество жертв неизвестно. Эта страница истории нуждается в глубоком изучении.

                7.Теперь отправляемся в Чешский поселок Лидице. Здесь всегда горят свечи. (слайд 20 )  Сюда приносят игрушки и цветы. В память о невинных детях, убитых нацистами во время войны, в чешском поселке Лидице установлен уникальный бронзовый монумент…

                  82 ребенка выстроились в ожидании страшной участи. 40 мальчиков и 42 девочки: среди них и подростки, и совсем малыши. Кто-то переговаривается, кто-то отводит взгляд, младшие прячутся за старших. Все растеряны и испуганы. Так выглядит скульптурная группа, установленная в чешском Лидице. Монумент напоминает о трагических событиях, которые произошли в июне 1942 года…

Шахтерский поселок Лидице, расположенный недалеко от Праги и Кладно, был стерт с лица земли нацистами во время Второй Мировой. Причиной репрессий послужило убийство обергруппенфюрера СС, протектора Богемии и Моравии Райнхарда Гейдриха чехословацкими партизанами.
Подозрение в причастности к гибели «выдающегося гражданина немецкого народа» по неясным причинам пало на одну из семей поселка Лидице, и нацистское командование приказало немедленно приступить к карательной операции.
                   Ночью 10 июня 1942 года подразделение СС «Принц Йоген» под командованием гауптшурмфюрера Макса Ростока окружило Лидице. Всех мужчин старше 15 лет —173 человека— расстреляли на окраине поселка.

Женщин и детей погнали в сельскую школу и держали несколько дней. Там матери видели своих детей в последний раз…

                      Вскоре женщин — 203 человека — доставили в Германию, в концентрационный лагерь Равенсбрюк, а их детей — в Польшу для решения их дальнейшей судьбы. Сам поселок, включая церковь и кладбище, сожгли и сровняли с землей, оставив голое пепелище.
                      В немецкой газете «Нойе Таг» о зверствах в Лидице написали: «В ходе розыска убийц обергруппенфюрера СС было установлено, что население поселка Лидице близ Кладно помогало преступникам и сотрудничало с ними.

                     Все мужчины поселка были расстреляны, женщины направлены в концентрационные лагеря, а дети — в соответствующие учреждения для перевоспитания».
                    В сообщении в газете не говорилось о главном. Из 105 мальчишек и девчонок «для перевоспитания» было отобрано всего 23, их отправили в нацистские семьи. Остальных детей, которых нацисты посчитали непригодными для германизации, отправили в концлагерь Хелмно. Там, в газовой камере, не стало еще 82 детей.

          Памятник лидицким детям — работа скульптора Марии Ухитиловой — устанавливали не одно десятилетие. Год за годом, с 1995-го скульптурную группу дополняли отдельные бронзовые фигурки. Исторический момент наступил в 2000 году — все 40 мальчиков и 42 девочки, убитые в 1942-м, наконец-то вернулись домой…

Библиотекарь: Во время Второй мировой войны всего в мире погибли миллионы детей. Кто теперь скажет, сколько среди них было русских ребят, сколько белорусских, польских или французских? Погибали дети – граждане Мира.

 Библиотекарь: (слайд 21) Печально, что дети продолжают погибать и в мирное время: более 300 детей погибли в Чеченском конфликте, 69 детей погибли при теракте на спектакле «Норд-Ост», 186 детей погибли при захвате школы в Беслане и список можно продолжить.

Я предлагаю всем нам прислушаться к песне.

Песня в исполнении учеников «Не отнимайте солнца у детей» 

Литература:

http://www.gttp.ru/PC/pc_58.htm

http://memory-map.prosv.ru/#/memorial-9480/type=map¢er=54.78010851866683,32.061538696289055&zoom=13

http://zmt001.ucoz.ru/index/deti_vo_vremja_vojny/0-7

http://wiki.iteach.ru/images/d/d9/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3_%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%8F%D0%BC_%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%9E%D1%82%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D1%8B_(%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D1%8B%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%9D.%D0%92.).pdf

http://pikabu.ru/story/pamyatniki_detyam_voynyi_3888636

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/04/14/detyam_vojny