Финансовая грамотность в ДОУ

Клачкова Екатерина Геннадьевна

 Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи. В нашем ОУ работа по финансовой грамотности ведется с 2019г.. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                         Опыт работы

«Обучение основам финансовой грамотности старших дошкольников»

 Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

        В нашем ОУ работа по финансовой грамотности ведется с 2019г.. В целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) в сентябре 2019 года был разработан и апробирован образовательный проект «Юные финансисты»  (слайд). Результатом проекта стало создание методической копилки по теме, обогащение предметно-развивающей среды и конечно создание системы работы по финансовой культуре детей.

В 20-21 учебном году экономическое воспитание дошкольников мы начали осваивать с детьми 5-6 лет (в старшей группе). На основе парциальной программы была разработана система работы (проект), который мы реализуем в течение всего учебного периода.

Целью проекта является формирование предпосылок финансовой грамотности. Проект направлен на решение задач, которые вы видите на слайде.

Свою работу по обучению детей я начала с опроса родителей (результаты анкетирования представлены на слайде). Большинство (65% родителей) считают, что ещё рано внедрять в образовательный процесс финансовое воспитание. На самом деле, многие родители не понимают насколько важно приобщить ребенка к финансовой культуре ещё с детства, ведь это полезный и правильный путь подготовки ребенка к жизни, его приспособленности к социуму. Сложившееся положение объясняется тем, что родители мало внимания уделяют экономическому воспитанию из-за отсутствия у них необходимой информации по данному вопросу, специальной программы, предметно-развивающей среды и целенаправленной работы с детьми.

С целью родительского просвещения были проведены беседы, консультации («Правила карманных денег», «Дети должны знать цену деньгам»), оформлен информационный уголок, запланированное  родительское собрание пришлось перенести из-за ограничений, надеемся провести в ближайшее время.

Работа началась с создания условий для формирования элементарных экономических знаний у детей: предметно-пространственной среды и подготовки методического обеспечения, а также проведения мониторинга (слайд).

Разработанное тематическое планирование состоит из 6 разделов (потребности, труд, деньги, цена, бюджет, экономия). Не буду подробно на них останавливаться, думаю, вы все уже знаете что подразумевает работа по каждому направлению.  

В возрасте 5-6 лет различные виды игровой деятельности проводились и проводятся 1-2 раза в неделю и включаются в разные формы и методы работы с детьми (в непосредственно образовательную, трудовую, индивидуальную и совместную деятельность) и использовались в определенной последовательности. Их усложнение определялось развитием умений детей: от умения различать виды потребностей (материальные, духовные, социальные) к умению устанавливать взаимосвязь между потребностями и возможностями; от умения выделять последовательность трудовых действий, иметь представления о доходе и его динамике, о расходах и их многообразии к способности самостоятельно осознавать взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги». В работе использовались игры, которые проводились не только на этапе ознакомления нового материала (««Подарок ко дню рождения», «Что ты выберешь», «Потребности моей семьи», «Где продают и покупают?»), но и на этапах закрепления, повторения, обобщения («Путешествие в страну товаров», «Доходы семьи Чебурашки», «Жила-была денежка»). В мульт-классах дети знакомились с понятием деньги, с многообразием физиологических потребностей и предметов, их удовлетворяющих. После того, как дети получили информацию об истории возникновения денег, организовывались игры логического блока (например, игра-занятие «Какими деньгами пользуются люди других стран», «Путешествие Монетки»), ситуативные беседы («Зачем людям нужны деньги», «Где можно купить?»).

Немного расскажу про Мульт-класс (буклеты) - это мероприятие, в ходе которого дошкольники сначала узнают новое из видеороликов, а затем закрепляют эти знания, вместе с воспитателем решая практические задачи. В конце занятия проводится небольшой блиц-опрос, чтобы проверить, как материал был усвоен.

Мультипликационные ролики, которые демонстрируются во время мульт-класса, в простой и доступной для дошкольников форме объясняют основы финансовой грамотности. Продолжительность — 10- 15 минут. Каждый мульт-класс включает в себя:

• один или несколько видеороликов (их можно скачать или посмотреть на YouTube);

• игровую ситуацию с практическими заданиями для дошкольников (например, дети с большой активностью помогают друг другу и игровому персонажу справляться с различными препятствиями и заданиями за вознаграждение)

• беседа с обсуждением

Очень помогло в работе создание своими руками совместно с детьми лэпбука «Юные экономисты» (показать). В него мы поместили стихи, игры, различные лото, пословицы и поговорки, проблемные ситуации. Лэпбук –  прекрасное красочное пособие, которое пользуется спросом и в самостоятельной деятельности воспитанников.

Полученные знания дети применяют в викторинах и конкурсах (слайд), а в декабре нашим ОУ было принято участие в апробации «Дол-игры» по финансовой грамотности.

В дальнейшем планируется продолжить работу по обучению детей основам финансовой грамотности. С этой целью мы начали разработку рабочей тетради по выстроенной системе работы.  

Резюмируя все вышеизложенное, можно сделать вывод, что создание условий, практическая деятельность, а также тесная работа с родителями положительно повлияли на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у дошкольников. Итоговый мониторинг мы проведем в мае, и думаю, увидим значительное улучшение.

Напоследок, хотелось бы отметить, что во многих регионах нашей страны собраны сборники конспектов различных видов деятельности по формированию у дошкольников основ культуры финансов. Учитывая актуальность этой темы, и количество педагогов работающих по этому направлению в районе мы уже можем выпустить методичку нашего муниципального образования.

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Опыт работы «Обучение основам финансовой грамотности старших дошкольников» Екатерина Геннадьевна Клачкова воспитатель первой квалификационной категории муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Инзенская начальная школа г. Инза

Слайд 2

Работа с детьми старшего дошкольного возраста 2019-20 уч.гг. Образовательный проект «Юные финансисты» Предметно-развивающая среда Методическая копилка

Слайд 3

Работа с детьми старшего дошкольного возраста 2020-21 уч.гг.

Слайд 4

Задачи проекта «Занимательные финансы» Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников; Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности; Совершенствовать коммуникативные качества детей; Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых. Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.

Слайд 5

Результаты анкетирования родителей Согласны ли Вы с тем, что обучение финансовой грамотности необходимо начинать с дошкольного возраста?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа с родителями Консультации Памятки, буклеты, листовки Родительский дневничок

Слайд 2

Мониторинг экономического воспитания детей Мониторинг составлен на основе программ экономического воспитания детей А.Д.Шатовой «Дошкольник и экономика» и Е.А.Курак «Экономическое воспитание дошкольников» Мониторинг составлен на основе программ экономического воспитания детей А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика и Е.А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников»

Слайд 3

Тематическое планирование проекта: Потребности Потребности Деньги Цена Бюджет Экономия


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формы и методы работы с детьми Дидактическая игра «Можно и нельзя купить» Настольная игра «Я выбираю» Самостоятельная деятельность

Слайд 2

Предметно-развивающая среда «Играем в экономику» Поделки из монет, творческие работы Лепбук Банкомат Дидактический материал

Слайд 3

Двух попугаев можно обменять на одного котенка. Один котёнок меняется на 3 рыбки, а один щенок — на двух попугаев. Сколько рыбок надо отдать, чтобы получить щенка?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Викторины с участием детей

Слайд 2

Участие в апробации ДОЛ-игры «Шаги к успеху

Слайд 3

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Краткое содержание

Мышарик — ректор волшебного университета. Остальные — его студенты.

Каждый из них уже освоил какое-то волшебное умение, недоступное другим. У Кроша хорошо получаются кактусы, у Ежика — почему-то бантики.

Ежик завидует умению Кроша — он коллекционирует кактусы. Просит подарить. Крош хочет меняться, но бантики ему не нужны. Тут Ежик узнает, что у Нюши отлично получаются морковки. Он меняет бантики на морковки, а морковки — на кактусы.

Все счастливы, но тут видят превосходный скейт, какие умеет наколдовывать продвинутый студент Копатыч. В

се пытаются выменять скейт на то, что имеют, но Копатычу не нужны морковки, кактусы и бантики.  

Они идут к ректору — Мышарику с вопросом: как быть? Великий маг Мышарик превращает морковки, сделанные Нюшей, бантики, созданные Ежиком, и кактусы, изготовленные Крошем, в маленькие блестящие «диски силы» — монеты.

Мышарик объясняет, что деньги — это удобная вещь, которая позволяет не менять бантики на морковки, а морковки на кактусы, а сразу приобрести необходимое.

Например, скейт. Крош, Ежик и Нюша приобретают у Копатыча скейт за три монеты.

Применение в проектной деятельности

Можно рекомендовать видеоматериал для использования при подготовке мини-проектов по следующим темам:

  • Для чего нужны деньги
  • Как деньги облегчают обмен

Что сколько стоит

МБОУ Инзенская НШ

Мульт-класс

«Школа магов»

Методическая разработка

Воспитателя 1 квалификационной категории Клачковой Е.Г.

Дидактическая карта

Темы занятий, на которых рекомендуется использовать мультфильм

  • Как появились деньги
  • Что такое деньги и откуда они взялись

Основные понятия

Потребности, обмен, товары и услуги, деньги

Планируемые результаты обучения

Личностные характеристики и установки

Понимание того, что деньги не цель, а средство обмена.

Предметные результаты

  • Умение правильно использовать термины: обмен, монета, деньги, товар, услуга, цена товара (услуги).
  • Умение объяснять причины появления денег, преимущества их использования по сравнению с натуральным обменом.

Компетенции

  • Умение описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.
  • Умение определять выраженную в деньгах цену товара (услуги).

Варианты использования в учебном процессе

При рассмотрении темы занятия «Как появились деньги» предлагается использовать два мультфильма («Секрет мастера» и «Школа магов»). Это занятие является первым в разделе «Деньги». Поэтому очень важно методически грамотно использовать мультфильмы для того, чтобы заинтересовать и увлечь ребят.

Рекомендуется начать занятие с обсуждения вопроса о том, что такое обмен и почему люди начали меняться. Для иллюстрации этой темы наилучшим образом подходит серия «Секрет мастера». Затем, при обсуждении недостатков натурального обмена предлагается использовать серию «Школа магов». Просмотр серии может вестись в качестве обобщающего материала.

После просмотра рекомендуется провести обсуждение по следующим вопросам:

  • Трудно ли было героям обменять товары между собой до того, как они стали использовать «магические диски»?
  • Почему с использованием «магических дисков» героям стало проще обменивать товары? Почему Мышарик называет их «дисками силы»?
  • Что служит аналогом «магических дисков» в реальной жизни?
  • Почему за скейт герои отдали три диска, что можно сказать о цене скейта? (скейт сделать сложнее, его ценность выше, он стоит дороже)
  • Почему Копатыч согласился расстаться со скейтом, получив взамен диски? Потому ли, что они красивые и блестят? (нет, потому, что он рассчитывает потом купить за диски что-то, что ему нужно, и что он не может сделать сам)
  • Безгранична ли магическая сила дисков-денег? (нет, очень многие вещи в жизни за деньги не купишь, не в деньгах счастье)

После коллективного обсуждения мультфильма можно предложить практикум для парной работы по решению занимательных задач межпредметного содержания. Практикум можно провести в форме игры – интеллектуального соревнования (с использованием раздаточного/демонстрационного материала):

    Двух попугаев можно обменять на одного котенка. Один котёнок меняется на 3 рыбки, а один щенок — на двух попугаев. Сколько рыбок надо отдать, чтобы получить щенка?



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Инзенская начальная школа

Проект

по экономическому развитию

для старших дошкольников

«Занимательные

финансы»

Разработали и реализовали

воспитатели 1 кв.категории:

Клачкова Е.Г.

Туркина Е.В.

2021

Актуальность

Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Проблема связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком понятных и доступных учебных программ и образовательных материалов для всех слоев населения, недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Проект по формированию финансовой грамотности  «Занимательные финансы»  включает следующую информацию:

  • актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную значимость;
  • принципы реализации проекта;
  • цели и задачи образовательной деятельности с детьми в рамках предложенного проекта;
  • сроки и этапы  реализации проекта;
  • управление и обеспечение проекта;
  • ожидаемые результаты после реализации проектных мероприятий и показатели эффективности проекта;
  • планируемые мероприятия в рамках проекта;
  • заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.

Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).

Проект по формированию финансовой грамотности  «Занимательные финансы» разработан в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста в рамках комплексно-тематического планирования образовательной деятельности.

Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей  современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.

Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала.

Задачи:

  • Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
  • Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
  • Совершенствовать коммуникативные качества детей;
  • Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
  • Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.

Предполагаемые результаты:

 Приобретение новых знаний социально-экономического характера;

 Приобретение первичных навыков рационального распределения доходов

семьи;

 Усвоение следующих вопросов: как сберегаются деньги, как научиться

принимать правильные финансовые решения;

 Получение навыков ответственного отношения к финансовым обязательствам;

 Развитие мышления через умение анализировать, сравнивать, синтезировать,

обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;

 Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Участники проекта:

  • дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет);
  • воспитатели группы;
  • родители.

Сроки реализации проекта: краткосрочный (2 недели)

Тип проекта: информационно-исследовательский

Модель реализации проекта

Направления

работы

Содержание деятельности

1. Работа с детьми

1. Беседы, дидактические и подвижные игры.

2. Рассматривание картин, изображений, иллюстраций.

3.Чтение познавательной, художественной литературы.

4. Целевые прогулки, наблюдения.

5. Продуктивная деятельность детей.

6. Итоговое занятие.

2.Сотрудничество

с родителями

1. Помощь в оборудовании и оснащении материалом экономического уголка в группе.

2. Анкетирование родителей.

3. Родительское собрание.

4.Оформление консультации для родителей.

3.Методическое сопровождение

1. Организация предметно-развивающей среды для ознакомления детей с экономическими понятиями.

2. Подборка наглядно-иллюстрированного материала.

3. Картотека дидактических, подвижных игр.

4. Конспекты бесед, НОД.

5. Подборка художественной литературы .

7.Консультационный материал для педагогов.

8. Консультационный материал для родителей.

9.Обобщение и распространение наработанного материала.

Этапы проекта:

1этап – Организационный:

  • Изучить отношение дошкольников к финансовым нормам.
  • Создать мотивационную основу для активного участия детей и родителей в проекте.
  • Постановка и определение целей и задач проекта;
  • Довести к сведению педагогов, родителей воспитанников цели и содержания проекта;
  • Подбор литературы по теме, плакатов и буклетов;
  • Подбор пословиц и поговорок об экономии;
  • Подбор иллюстраций по теме, текстов художественных произведений и

стихотворений;

  • Консультации для родителей;
  • Подбор информации для родительского уголка;
  • Оформление стенда по теме

2 этап – Практический: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов (Уроки тетушки совы), презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.

Перспективное планирование работы с детьми

День недели

Экономические категории

Совместная деятельность педагога с детьми

Цель

18.01.2021

Потребности

Дидактические игры «Кому что нужно», «Собираясь в дальний путь взять с собою не забудь!»

ООД «Почему взрослые работают?»

выявить знания детей о потребностях растений, животных, человека в свете, воде, пищи.

Закреплять понимание экономических категорий «потребности», «труд», «продукт труда», «профессия», «специальность»;

Продолжать формировать элементарные представления о различных профессиях, специальностях

19.01.2021

Труд

Беседа о труде

Дидактические игры «Кому что нужно для работы» «Телепередача «Почта гнома Эконома», «Кто лучше знает инструменты»

сформировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, предпочитая профессии родителей детей данной

группы детского сада

Воспитывать уважение к труду, трудолюбие; отрицательное отношение к лени.

20.01.2021

Выразительное чтение стихотворений о труде и профессиях

Сюжетно-дидактические игры «Магазин Ткани»,

«Промтовары»,

«Супермаркет», «Рынок»

познакомить учащихся с многообразием мира профессий, важностью каждой из них; развивать любознательность, расширять кругозор; воспитывать уважительное отношение к любому труду

Формировать системные знания о предмете, выделять новую сторону; предмета- товар, как результат труда; показать детям производственный цикл изготовления товаров; зависимость цены товара от его качества и количества.

21.01.2021

Деньги

ООД «Деньги: монета, банкнота, пластиковая карта»          

Просмотр мультфильма «Смешарики. Азбука финансовой грамотности»

раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закреплять знания детей о внешнем виде современных денег

22.01.2021

Интерактивное занятие по мотивам сказки «Приключение монетки»

Показ спектакля К.И.

Чуковского «Муха

Цокотуха»

сформировать у дошкольников представление о денежных знаках нашей страны; научить различать монеты разного достоинства; показать, что достижение результата возможно сообща и согласованно.

Учить различать достоинство купюр; умение считать, совершенствовать покупки, определяя цену товара, при помощи денег

25.01.2021

Цена

Рисование «Копилка»

Игра «Купи другу подарок»

учить рисовать контур зайца простым карандашом и закреплять умение раскрашивать красками не выходя за контур; развивать мелкую моторику рук

научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка

26.01.2021

Дидактическая игра

«Интересные покупки»

Сюжетно-дидактическая игра «Маленькие покупки»

Продолжать учить считать; совершенствовать покупки, определять цену товара при помощи денег

Воспитывать бережливость, расчѐтливость, смекалку, трудолюбие, осуждать жадность

27.01.2021

Бюджет семьи

ООД Семейный бюджет и расходы семьи

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Театр», «Парикмахерская»; Спектакль-ярмарка «Вкусный хлеб»; сюжетно-дидактическая

игра «Маленькие покупки» 

Расширять представление детей о том, как складывается семейный бюджет; Познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают

Дать понятия новым словам: бюджет и его составляющих (зарплата, пенсия, стипендия); дать представление о доходе и его динамике (увеличение, уменьшение); о сущности расходов, показать их многообразие.

28.01.2021

Экономия

ООД «Экономия тепла, света, воды»

Проблемная ситуация

«Кто купит больше?»

Развить познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и

применению этих знаний на практике;

продолжать формировать понимание единства человека и природы, дать образное и упрощённое объяснение понятий энергосбережения, электроэнергии, экономного

пользования водой, сохранения тепла

Дать понятия новым словам: бюджет и его составляющих (зарплата, пенсия, стипендия) - Дать представление о доходе и его динамике

29.01.2021

Открытое мероприятие для педагогов «Квест-игра «Гуси-лебеди»

Расширить представление детей о необходимости рационального использования денег, о том, откуда берутся деньги, что такое труд за деньги

Перспективное планирование работы с родителями

День недели

Совместная деятельность педагога с детьми

18.01.2021

Анкета для родителей «Мой ребенок и финансовая грамотность»

19.01.2021

Папка-передвижка «Практические советы родителям по формированию финансовой грамоты у детей дошкольного возраста»

 20.01.2021

Буклет для родителей «Бережное и разумное отношение к деньгам – это то, что дети возьмут в первую очередь у родителей»

21.01.2021

Консультация для родителей «Дайте ребенку знания о деньгах»

22.01.2021

Памятка «5 советов, чтобы научить ребенка грамотно распоряжаться деньгами»

25.01.2021

Папка-передвижка «Дети и деньги»

26.01.2021

Буклет «Как можно сэкономить деньги в семье»

27.01.2021

Рекомендации для родителей «Карманные деньги»

28.01.2021

Чек-лист для родителей «Экономический словарик для детей»

29.01.2021

Родительское собрание «Дети и деньги»

3 этап – Заключительный:

Подведение итогов реализации проекта в форме квест-игры «Гуси-лебеди»;

Публикация результатов проекта;

Выступление на заседаниях методического совета МБОУ;

Проведение мастер-класса для педагогов образовательной организации

Результаты проекта:

  • Приобрели новые знания социально-экономического характера;
  • Приобрели первичные навыки рационального распределения доходов семьи;
  • Усвоили следующие вопросы: как сберегаются деньги, как научиться

принимать правильные финансовые решения;

  • Получили навыки ответственного отношения к финансовым обязательствам;
  • Развили навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • Развили самостоятельность и личной ответственности за свои поступки.

Продукт проекта:

  • Квест-игра для детей «Гуси-лебеди»
  • Конкурс детского рисунка «Нарисуй купюру будущего»
  • Конкурс поделок «Моя копилка»
  • Деловая игра для родителей детей старшей группы «Азбука финансов».
  • Виртуальная экскурсия «Дом, в котором живут деньги» совместно с

представителем Сбербанка.

  • Лэпбук «Юные экономисты», настольная игра «Шаги к успеху»

Список использованных литературных источников

  1. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
  1. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
  2. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
  3. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
  4. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
  5. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
  6. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.
  7. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
  8. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
  9. Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.

Интернет ресурсы

https://www.minfin.ru/ru/document

https://dohcolonoc.ru/

http://e.stvospitatel.ru/