Консультация для воспитателей на тему "Работа по развитию слухового внимания, фонематического восприятия, навыков фонематического анализа. Подготовка к обучению грамоте"

Савелова Лариса Юрьевна

Для развития правильного звукопроизношения большое значение имеет слух ребенка. Элементарный слух является непременным условием формирования речи. Ребенок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих. Всякое нарушение слуха в раннем детстве отрицательно влияет на развитие речи. Поэтому при нарушении речи всегда необходимо проверить слух ребенка, не вызвано ли данное нарушение речи снижением слуха. Значительное количество речевых нарушений так или иначе оказывается связанным с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы, т.е. недоразвитием фонематического слуха. Фонематическим слухом называется способность воспринимать на слух и очень точно различать все звуки речи (фонемы), особенно звуки, близкие по звучанию.Например: Б-П; С-Ш; Р-Л; Д-Т; Ч-Ш

Нарушение фонематического слуха заключается в том, что акустически воспринимаемые тоны и шумы звуковой речи не осознаются как фонемы, слоги и слова нашей речи. Эти звуковые раздражители протекают вне второй сигнальной системы. В этом случае нарушена активная деятельность сенсорной стороны речи, благодаря которой осмысляются и определяются, группируются и различаются звуки нашей речи, т.е. физические звуки превращаются в фонемы.

В русском языке 42 фонемы: 6 гласных и 36 согласных. Некоторые фонемы отличаются друг от друга только звонкостью или глухостью при одинаковой артикуляции: С - 3, Ш - Ж, другие имеют более резкие акустические различия: Т - Ш, очень тонкие акустические различия между твердыми и мягкими согласными: Т - ТЬ, С - СЬ.

Фонематический слух в некоторой степени можно сравнить с музыкальным. Есть дети музыкальные и не музыкальные. Дети с хорошим музыкальным слухом легко воспринимают и воспроизводят мелодию, другие дети не могут сразу узнать и повторить мотив. Но путем упражнений и неоднократных повторений музыкальный слух можно в значительной мере развить у каждого ребенка. То же самое можно сказать о фонематическом слухе. Есть дети, у которых рано развивается хороший фонематический слух. Такие дети обыкновенно рано начинают говорить чисто, так как четко воспринимают все звуки нашей речи - фонемы. У других детей фонематический слух надо развивать так же, как мы развиваем музыкальный слух. Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их правильное произнесение. Недостаточное развитие фонематического слуха тормозит процесс звукообразования у ребенка. Звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно.

Дети с нарушением фонематического слуха часто искажают в речи те звуки, которые умеют произносить правильно. Про таких детей родители обычно говорят: «Ребенок может произнести звук, но не хочет говорить». Такое утверждение неверно. Причина неправильной речи кроется не в нежелании говорить правильно, а в недостатках фонематического слуха. Кроме того, нарушения фонематического слуха не дают возможности детям овладевать в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а, следовательно - тормозят развитие связной речи в целом. Понятно, что без умения четко дифференцировать на слух фонемы родного языка нельзя овладеть навыками звукового анализа и синтеза, а это делает невозможным и полноценное усвоение грамоты. Такие дети в школе испытывают затруднения в чтении, допускают грубые нарушения письма (пропуски, перестановки, замены букв). Следовательно, успешное обучение письму и чтению также предполагает как обязательное условие - развитие фонематического восприятия.

Таким образом, проблема формирования у детей с нарушением речи фонематического слуха является одной из важнейших в логопедии.

Развитие фонематического восприятия начинается с самых первых этапов логопедической работы и входит составной частью во многие методы коррекционного воздействия. Предлагаемые игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей можно проводить на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях. Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает звуки речи, правильно произносимые детьми, а затем те, которые вновь ставятся (или исправляются) и вводятся в самостоятельную речь. Кроме того, с самых первых занятий одновременно проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться более эффективных и скорых результатов развития фонематического восприятия. Логопедическую работу по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на несколько этапов.

На первом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно эти занятия способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы). На самых первых занятиях детям предлагается послушать звуки за окном (что шумит? - деревья; что гудит? - машина; кто кричит? - малыш; кто смеется? - женщина). Затем предлагается внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, из соседней группы, зала. На прогулке детей просят послушать, о чем говорят звуки улицы. На этом этапе используются также игры со звучащими музыкальными игрушками

(узнать игрушку по звучанию, определить направление звучания, воспроизвести звук на бубне, барабане в заданном ритме, темпе, повторить мелодию). Дети также узнают предметы по характерному для них шуму, звуку («Что я делаю?», «Угадай, что делает кукла Маша?», «Покажи, что шумело?», «Угадай: прошел, пробежал или проскакал?» и т.п.). Например:

1.     Дети встают вкруг. Воспитатель предлагает им незаметно для водящего передавать за спиной колокольчик. Колокольчик звенит в разных местах круга. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребенка звенел колокольчик.

2.     Воспитатель расставляет на столе несколько предметов или озвученных игрушек. Манипулируя с предметами (стучит карандашом о стакан, гремит коробкой с кнопками, погремушкой), он предлагает детям внимательно послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем прикрывает их ширмой и просит отгадать, какой из них сейчас звенит или гремит.

Эту игру можно варьировать: увеличивать количество предметов, менять предметы или игрушки, постепенно усложняя для детей задачу определения неречевых звуков. Последние варианты этой игры могут быть такие: в ряд ставятся несколько озвученных игрушек или несколько предметов (стакан, чашка, кружка металлическая, керамическая и деревянный бочонок), звучащих так, что детям представляется непростой задачей их различить. Количество звучащих предметов в такой игре постепенно увеличивается от двух до пяти.

Полезно продемонстрировать детям, какие звуки издают различные предметы: мяч, ударяясь о пол; шарик, перекатываясь в стеклянной банке, керамической кружке; газета, если её мять, комкать; толстая бумага, если её разрывать; стул, если его двигать; и т.п. Затем эти же действия, но в другой последовательности, воспитатель производит за ширмой. Дети должны как можно полнее и точнее рассказать, что они каждый раз слышат.

На протяжении следующего этапа нужно воспитывать речевое внимание у детей (это внимание к звукам человеческой речи). Детей нужно учить различению одинаковых слов, звукокомплексов и звуков, ориентируясь на различную высоту, силу и тембр голоса. Для этого используются самые разнообразные игры и упражнения. Дети учатся узнавать голоса животных и подражать им, узнавать голоса товарищей; повторяют слова с различными временными интервалами и с помехами в интервале. Проводятся игры: «Телефон», «Слушай и выполняй»,

«Выполни поручение», «Командир» (жесты со стороны педагога исключаются).

Усилению внимания к речи способствует повторение потешек, песенок, шуток и стихотворений. Развивает речевое внимание и работа с паронимами.

Например: Ваню слушала воспитательница.        Кто говорит?

Волк съел овцу.               Кто слабее?

Исправь ошибку: На столе сапожки, под столом ложки.  Зина забодала козу.

Эффективно проведение следующей игры:

Детям предлагается по очереди называть имя водящего, который стоит к ним спиной. Водящий должен всякий раз определить и показать, кто его позвал. Затем игра усложняется: дети, каждый по очереди, кричат водящему: «Ау», а тот, отгадывает, кто кричал.

И последний вариант этой игры состоит в том, что дети должны отгадать, далеко или близко кричит водящий (в лесу). Он произносит: "Ау!" то громко, то тихо.

Далее дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу, затем слоги, а потом уже учатся различать фонемы родного языка, причем начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков, а затем уже согласных. При этом могут быть использованы следующие игры:

"Где что?”

- ребенку предлагается показать, а если можно, и назвать картинки или предметы, названия которых различаются лишь одним звуком:

Где бочка?      А где почка?

Где удочка?     А где уточка?

Г де кашка?    А где каска?

 Где крыса?    А где крыша? и т.д.

"Красный - белый” - детям предлагается внимательно слушать слова и определять, в каком слове есть заданный звук. Если есть, поднять красный кружок, если нет - белый.

"Будь внимателен " - услышав заданный звук  дети хлопают в ладоши или поднимают флажок.

"Без ошибки повтори,

что лишнее - определи" - БА-БА-БА-ПА,

                                               - НА-НА-НА-ПА

Затем слоговые ряды усложняются: НА-ПО-НА -КА-КА-Г А-КАи т.д.

Достаточно развитый фонематический слух позволяет проводить дальнейшую работу по ознакомлению со звуковой стороной речи, которая, в конечном счете, направлена на осознание детьми звукового строения слова, словесного состава предложения. В процессе занятий, игр, упражнений, воспитатели и логопед учат детей понимать и употреблять термины: слово и звук, выделять слова из общего речевого потока, вслушиваться в их звучание, самостоятельно устанавливать последовательность звуков в слове, осознавать звуки и слоги, как длительность звучания (короткие и длительные). Знакомясь со звуковой формой слова, ребенок учится анализировать его слоговое строение, выделять ударение. В будущем, в школе процесс изучения звуковой структуры слова потребует от ребенка уже сформированного восприятия звучащей речи, четких знаний о звуковом строении слова, как основной единице языка. При обучении чтению и правописанию он уже должен определять, какие звуки слышны в анализируемом слове,       и устанавливать порядок их следования.

Ознакомление детей со звуковой стороной слова это не просто подготовка к обучению грамоте, но и важнейшее условие усвоения ими грамматического строя русского языка, морфологической системы, а также предпосылка к развитию чувства рифмы и ритма, восприятия музыкально-ритмического строя речи. Умение вслушиваться в звучащее слово является основой овладения словообразованием, осознания связей между родственными словами.

Фонематический анализ - это сложная аналитическая функция, она рассматривается как процесс умственного действия.

Начинается эта работа с обучения детей определять количество слогов в слове, уметь изобразить хлопками двух- и трехсложные слова. Необходимо объяснить и показать детям, как «отхлопывать слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог». Затем дети сами упражняются в отхлопывании различных слов, предложенных педагогом. Сначала дети учатся анализировать гласные звуки, затем - согласные.

Вся работа по фонематическому анализу проводится в определенной последовательности.

ПЕРИОД

Выделение ударного гласного из начала слова: утка, Оля.

Анализ и синтез звукового ряда (из 2 - 3 - 4-х звуков, хорошо произносимых):

а) определить наличие или отсутствие заданного звука в ряду; б) определить место звука в ряду;

в)  определить количество звуков;

г)   определить, какой звук исчез из ряда, какой появился новый.

Анализ и синтез обратного слога: AM. Выделение согласного из конца слова: мак, кот.

Выделение начального согласного в слове и последующего за ним гласного в слове типа «мак).

Анализ и синтез прямого слога: СА.

Полный анализ и синтез слов типа «мак», «сын» (определение количества, последовательности и места звука в этом слове).

II ПЕРИОД

Звуко-слоговой анализ и синтез двусложных слов типа «зубы». Деление слова на части (слоги). В слове столько слогов, сколько гласных звуков.

Составление схемы слова.

Звуко-слоговой анализ и синтез слов типа «слон», «стол». Звуко-слоговой анализ и синтез слов типа «кошка», «каток. Звуко-слоговой анализ и синтез слов типа «малина».

Преобразование слов. Усваиваются термины: «звук», «слог»,

«слово», «предложение».

III ПЕРИОД Обучение грамоте

Анализ слова (деление на слоги, слогов - на звуки); После анализа - складывание из букв разрезной азбуки.

Синтез слова (соединение звуков в слоги, слогов в слова), чтение. Анализ предложения, синтез предложения (порядок слов в предложении).

Вся эта сложная работа проводится на занятиях и вне занятий, с использованием различных игр и специальных упражнений.

Вот некоторые из них:

«Угадай первый звук».

«Определи место звука в ряду» - Воспитатель называет ряд звуков:

А У О Ы.

         Какой по счету звук О?

        На каком месте звук  У?

        «Считай по порядку и называй звуки».

       «Угадай первый и последний звук».

       «Учимся слушать и считать»

       Воспитатель: «АЛ. Что я произнесла?

      Что вы слышали? Сколько звуков я сказала? Какой первый звук?

      Какой второй? Как сказать вместе?»

Готовя детей к школе, воспитатели не должны забывать о развитии мелкой мускулатуры рук. Рекомендуется на физкультурных занятиях, во время физминуток или в свободное время проводить специальные упражнения для пальцев рук:

Сжимание и разжимание пальцев рук в кулачок: игры с мячом, сцепление пальцев обеих рук с их постепенным распрямлением. Игра с мелкими игрушками.

Застегивание пуговиц; шнуровка ботинок; завязывание лент;  заплетание кос.

Занятия с пластилином, глиной.

Рисование, раскрашивание; аппликация; ручной труд.

Рисование в тетрадях элементов букв по намеченному контуру или образцу.

Написание букв карандашами.

Нахождение изучаемых букв в наборном полотне, разрезной азбуке, на кубиках.

Складывание букв из палочек и других мелких предметов.

Складывание слогов, слов из разрезной азбуки.

Написание их печатными буквами после предварительного звукового анализа.

Подписывание картинок печатными буквами.

Проводимые в указанной последовательности игры и упражнения способствуют развитию у детей слухового внимания и слуховой памяти, внимания к речи окружающих, помогают выработке тонких акустических ориентировок, совершенствуют фонематические представления, подготавливают детей к дальнейшей планомерной работе по анализу звукового состава речи,  готовят детей к обучению в школе.