Статья: "Взаимодействие специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми, имеющими разные формы ДЦП."

Минеева Татьяна Владимировна
Каждой семье хочется иметь здорового ребенка. Пожалуй, не найдется родителей, которые не желали бы, чтобы их дети были крепкими, умными и красивыми, чтобы в будущем они сумели занять достойноеместо в обществе. В некоторых странах сейчас нередко даже проводятся конкурсы на самого красивого младенца. Но у некоторых детей сразу после рождения возникают болезненные изменения мышечного тонуса и ряд других симптомов, которые затем накладывают неизгладимый отпечаток на всю жизнь ребенка, а впоследствии и взрослого — и на жизнь его родителей.Эти явления известный австрийский врач и психологСигизмунд Фрейд в конце девяностых годов прошлогостолетия объединил под названием детский церебральный паралич.
Детский церебральный паралич (ДЦП) — это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. ДЦП развивается в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе.В отечественной клинической практике выделяют пять основных форм детского церебрального паралича: двойная гемиплегия, спастическая диплегия, гемипаре тическая форма, гиперкинетическая форма, атоническиастатическая форма.Выраженные двигательные расстройства и нарушения речи при детском церебральном параличе и нарушениях опорно-двигательного аппарата (далее в тексте ОПД) могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка. У этих детёй зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности. Со стороны эмоциональной сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения. Нередко возбудимость сопровождается страхами. Страх нередко возникает даже при простых тактильных раздражениях,при изменении положения тела, окружающей обстановки.
Некоторые дети боятся высоты, закрытых дверей, темноты, новых игрушек, новых людей.
Постоянный рост числа детей с разными двигательными нарушениями выдвигает диагностико-коррекционное и профилактическое направление деятельности дошкольного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных.
В нашем детском саду вокруг ребёнка с нарушениями ОПД и ДЦП совместными действиями различных специалистов и воспитателей создаётся единое коррекционно-образовательное пространство. Тесная взаимосвязь учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, педагога-психолога, учителя-дефектолога, инструктора ЛФК оказалась возможной при условии совместного планирования работы, при правильном и четком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса, Целью такого сотрудничества является создание модели взаимодействия в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.
Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими двигательную патологию, привели нас к идее про-ведения совместной образовательной деятельности на основе сказок. Необычная форма такого воздействия вызывала интерес у детей, помогала обобщать и закреплять полученные знания.
Таким образом, организация совместных занятий с детьми имеющих разную форму ДЦП оказывало стимулирующее воздействие, способствующее социальной интеграции и активному взаимодействию с окружающим миром.