Информационный сборник социального педагога

Информационный сборник социального педагога

В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ, ВОСПИТАТЕЛЮ, РОДИТЕЛЯМПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРОФИЛАКТИКЕ АЛКОГОЛИЗМА, ТАБАКОКУРЕНИЯ, НАРКОМАНИИ ДЛЯ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ СПЕЦИАЛЬНОГО КОРРЕКЦИОННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionnyy_sbornik.docx96.34 КБ

Предварительный просмотр:

СБОРНИК

СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ,

 ВОСПИТАТЕЛЮ,

 РОДИТЕЛЯМ

ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

И ПРОФИЛАКТИКЕ

АЛКОГОЛИЗМА,

 ТАБАКОКУРЕНИЯ,

НАРКОМАНИИ

ДЛЯ РАБОТЫ

 С УЧАЩИМИСЯ

СПЕЦИАЛЬНОГО

 КОРРЕКЦИОННОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ.

КРАСНОДАР

 

Я

И

КОЛЛЕКТИВ

ТОВАРИЩЕСТВО,

ДРУЖБА

И

ЛЮБОВЬ

(МАТЕРИАЛЫ К БЕСЕДЕ

С УЧАЩИМИСЯ 5-8 КЛАССОВ)

Информация для учителя, воспитателя.

        Товарищество и дружба – удивительные отношения, возникающие между людьми. В «Толковом словаре» В.И. Даля дано такое определение дружбы: «бескорыстная стойкая приязнь». На первое место ученый ставил бескорыстие. Оно делает отношения между друзьями благородными и чистыми

        Дружба означает близость и взаимное тяготение людей друг к другу. Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой, поймет ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие в трудную минуту утешит и поддержит, окажет бескорыстную помощь. Если это необходимо, он ради вас поступится своим благополучием, пойдет на какие угодно жертвы. Товарищеские отношения строятся на основе взаимопонимания, уважения друг к другу.

        Аристотель считал: «Дружба самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага»,

        Люди еще в далекие времена задавали себе вопрос: « Что делает одного человека привлекательным для другого и, в частности, ищет ли он в друге собственное подобие или дополнение?». С точки зрения здравого смысла оба мнения одинаково правдоподобны.

        Понимание друга как другого «Я» обязательно предполагает принципы сходства: люди, расходящиеся между собой в самых существенных качествах, вряд ли могут быть особенно близки.

        Многие предпочитают дружить с людьми своего возраста, пола, социального положения, образования. почти столь же желательны совпадения или по крайней мере близость основных ценностных ориентаций, интересов и черт характера.

Дружба всегда предполагает определенные нравственные принципы – верность, постоянство, честность и т.д.

Сама потребность в дружбе возвышает человека, делает его добрее, щедрее к людям.

Известно много ярких примеров дружбы, которая продолжалась всю жизнь. Вспомним дружбу А.С. Пушкина и В.К. Кюхельбекера, А.И. Герцена и Н.П. Огарева.

Во все времена дружба была мерилом ценности человека. Недаром народ сложил о ней пословицы и поговорки: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Друга ищи, а найдешь – береги», «Старый друг лучше новых двух», «Человек , богатый друзьями, широк, как степь, а без друзей –узок, как ладонь», «С другом веселее при удаче, легче в беде», «Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось», «Недруг поддакивает, а друг спорит».

Надежный фундамент дружбы – товарищество. Это благородное чувство.

Чувство товарищества зародилось в глубокой древности, когда людям, чтобы выжить, преодолеть голод, холод, болезни, была необходима взаимопомощь.

Понятие «товарищество» не всегда имело нынешнее значение. Например, в XVII веке слово «товарищ» означало «боевой соратник». Во все времена особенно высоко ценилось боевое товарищество. В годы Великой Отечественной войны оно во многом предопределило победу нашего народа над немецко-фашистскими захватчиками.

В. Россин написал рассказ «Двойной праздник», описывая дружбу не только друзей, но и боевых товарищей: «Февраль сорок третьего года выдался, помню суровый. Трещали от мороза деревья. Завывал, улюлюкал колючий ветер…

В ночь на двадцать третье вызывает меня командир роты.

  • Товарищ Лозовой, - говорит, - не забыл, что у нас завтра?
  • Не забыл,  - отвечаю. – День рождения нашей армии.
  • Верно, - кивнул ротный. – Вот и бери своего напарника, напомни гитлеровцам про этот наш праздник.

Вместе с ефрейтором Волошиным, усатым, кряжестым волжанином, мы затаились в снайперской засаде. Место выбрали у подбитого немецкого танка, впереди наших позиций. А  надо сказать, опасное это дело. Стоит неосторожно пошевельнуться, как тебя засекут вражеские наблюдатели. И трудное….Выслеживать фашистов приходится в холод, дождь, жару.

Рассвело. Лежим, наблюдаем. И вот где-то около полудня Волошин встревожено зашептал:

  • Сержант, возня какая-то у мельницы! – и протянул мне бинокль.

Отчетливо, будто в нескольких шагах, увидел я разбитую снарядом мельницу. Из нее выскользнул солдат в белой накидке. Выскользнул и залег у заснеженного куста.

Я потянулся было к винтовке, а потом сказал себе: «Спокойно, посмотрим, что будет дальше». Солдат же тот, осмелев, встал на колени и махнул кому-то рукой. Иди, мол, не бойся. В этакую холодину русским не до нас.

Вскоре появился еще один, низенький, толстый, в надвинутой на уши пилотке. За спиной телефонный аппарат. Эге, думаю, наблюдательный пункт у них на мельнице. Не-ет, ничего не выйдет из вашей затеи. Получите свое!

В немецких окопах всполошились. Поняли, что неподалеку засел снайпер, принялись обстреливать подозрительные места. Вокруг нас заухали мины. Пламя, грохот.

Ранило меня в ногу. Волошин наложил мне повязку, но кровь сочилась и сочилась. Как быть? Пока не стемнеет, не выберешься, сразу подстрелят. Медленно тянулось время. Волошин увидел, что я мерзну, снял полушубок, укутал меня. Туговато пришлось ему в одном ватнике и маскхалате. Коченеть начал.

Кто знает, как бы все обернулось, если бы не поднялась метель. Вокруг – снежная пелена. Ну и обрадовался я той метели! Слов нет, чтобы передать мою радость: уходить можно!

Волошин взвалил меня на спину, взял оружие. Каждый шаг по глубокому мягкому снегу давался ему с трудом. Он спотыкался, падал и снова тащился дальше.

  • Оставь меня, Коля, - попросил я. – Возьмешь ребят в помощь и тогда…Вот тогда и вернешься…

Но Волошин не соглашался.

  • Эх, Дима, Дима! – укоризненно сказал. – И что ты такое предлагаешь? А вдруг гитлеровские солдаты пойдут по нашим следам? Или не найдем тебя в такую вьюгу, и ты замерзнешь?

Совсем он из сил выбился, но притащил меня к своим…

Теперь Волошин уже не Коля, а Николай Васильевич, известный на всю область комбайнер. Живет он от меня за сотни километров, но каждый год двадцать третьего февраля мы встречаемся. Ведь это для нас, можно сказать, из праздников праздник, просто двойной праздник».

Академик Д.С. Лихачев, обращаясь к молодежи, писал: «Поддерживайте товарищеские отношения со своими одноклассниками. Будьте хорошим, честным, прямым и добрым товарищем, именно товарищем. Это запоминается на всю жизнь.

Друзья создаются в юности. Помните это! Затем становиться все труднее и труднее подружиться. Помните это».

Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном качестве, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в тройллебусе, прийти на помощь старому человеку, даже если очень спешишь по своим делам. Все это проявления порядочности. Только у порядочного человека бывают друзья настоящие, верные и надежные. Друзья на всю жизнь. Такие, о которых многие мечтают.

Некоторые ребята любят командовать; требуют, чтобы товарищи прислушивались только к их мнению, беспрекословно им подчинялись. Высокомерие, эгоизм, корысть мешают установлению доверительных, дружеских отношений между людьми.

Все живут, не тужат,,

А со мной не дружат!

Бант у Кати расписной,

Красные колготки

И Характер кроткий.

Я шепчу: - Дружи со мной…

Мы же одногодки,

Как сестрички мы почти,

Мы как две голубки

Из одной скорлупки.

Я шепчу: - Но ты учти –

Ты во всем должна идти

Другу на уступки.

Предлагаю Ильиной –

Ты дружи со мной одной!

Есть разряд у Ильиной,

И спортивный свитер,

И девчонок свита.

Подружусь я с Ильиной,

Стану знаменита!

Все пятерки до одной

У Светловой Нади.

Я прошу: - Ты со мной

Подружись хоть на день!

Мы с тобой поладим:

Будешь ты меня спасать –

Дашь контрольную списать.

А девчонки на дыбы!

Говорят: - Молчала бы!

Не вставать же на колени,

Уговаривать подруг…

Напишу я объявленье:

Срочно требуется друг!

А. Барто.

Дружба не совместима с эгоизмом, предательством. Нет оправдания другу, который в трудную минуту не помог в беде, опасности.

И к тому, что похвалят,

И к тому, что ругают,

Ко всему постепенно

Человек привыкает.

К ежедневной заботе,

 К еженощному бденью,

К напряженью при взлете,

К пустоте при паденье.

Привыкает к сраженьям,

К тишине и порядку,

Привыкает к лишеньям,

Привыкает к достатку,

К незнакомому краю,

Что в дали возникает…

Словом, к аду и к раю.

Человек привыкает

К знойной ярости юга,

К черноте бездорожий.

Лишь к предательству друга

Он привыкнуть не может.

Е. Николаевская.

Ученики Павлышевской школы (на Украине), где работал директором выдающийся педагог В.А. Сухомлинский, выработали такие «Законы дружбы»:

  1. Не оставляете друга в беде. Быть верным в дружбе – значит, делить с другом не только радости, но и горе. У друга могут быть ошибки, трудности испытания. Если ты видишь, что у друга беда, иди к нему на помощь. Отвернуться от друга в тяжелую для него минуту – значит нравственно готовить себя к предательству.
  2. тебе не безразлично, каков твой друг. Дружба, - это нравственное обогащение человека. Обретая надежного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище, богаче, красивее.
  3. Дружба – это прежде всего вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера в друга, тем выше должна быть требовательность.
  4. Дружба и эгоизм несовместимы, непримиримы. Дружба учит человека отдавать другу духовные силы, проявлять о нем заботу.
  5. дружба испытывается в беде и опасности. Смертельной бедой и смертельной опасностью является война. Ты должен быть духовно готовым к этому великому испытанию.
  6. Умей жить так, чтобы тебя с другом объединяло единство духа, идеалов. Подлинная дружба предохраняет от эгоизма, учит презирать корыстолюбие.
  7. Быть требовательным к дружбе – значит иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.

Эти законы В.А. Сухомлинский большим нравственным достоянием детского коллектива.

Надо помогать друзьям,

Вместе с ними вырастая,

И поверьте сила злая

Не опасна будет вам.

Надо помогать друзьям!

Другу помоги с душой

И пекись как бы о брате,

Не для выгоды пустой

Или выигрыша ради.

Другу помоги с душой!

В

КЛАССЕ

-

КОНФЛИКТ

В КЛАССЕ – КЛНФЛИКТ.

 

Как и для любого социального института, для школы характерны разнообразные конфликты. Педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленного формирования личности, а ее сутью является деятельность по передаче и освоению социального опыта. Поэтому именно в школе важны благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу и ученику.

Детям необходимо помочь выжить в современных условиях нашей жизни с наименьшими моральными и материальными потерями. Важнейшим условием становления гражданского общества является умение его членов вести переговоры, достигать согласия в условиях совместной жизни и деятельности, разрешать неизбежные конфликты. Это означает, что учитель, классный руководитель должен обладать этим умением прежде всего.

Конфликтные дети наиболее агрессивны, и зачастую не от того, что им так хочется, а от того, что не могут управлять своими эмоциями. Пассивные в общение дети – это чаще всего не те, которые не правы, а те, которые боятся вступить в контакт, опасаются, что не будут поняты, и загоняют свои проблемы в себя. И те и другие учащиеся нуждаются в координации их поведенческого характера. В этом и заключается роль учителя – воспитателя.

В народном образовании выделяются 4 субъекта деятельности. В зависимости от того, какие из них вступают во взаимодействие, можно выделить следующие виды конфликтов:

УЧЕНИК

УЧЕНИК              РОДИТЕЛЬ          УЧИТЕЛЬ           АДМИНИСТРАТОР

Конфликты в классе – это конфликты между учениками. Конфликты в ученической среде характерны для всех времен и народов. Можно сослаться на физиологически не сформировавшуюся психику и ее регуляцию, отсюда и неадекватность поступков, их не осмысление. Но на школьном этапе, особенно в старших классах, идет формирование личности, и не просто личности, а признанной отсюда и конфликт за «место в классе», т.е. конфликт лидерства. Путь к лидерству связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости и безжалостности. Детская жестокость – явление общеизвестное. Один из парадоксов мировой педагогике в том, что ребенок подвержен соблазну стадности, что порождает немотивированную жестокость, травлю себе подобных. Кроме того, конфликты в отношении с одноклассниками обусловлены важной особенностью возраста: формированием морально-этических критериев оценки сверстников и их поведения.

Изжить конфликт в школе практически невозможно, а иногда и надо ли? Огромное влияние на интенсивность конфликтов, их деструктивность или конструктивность оказывают:

  1. Усвоение духовных и нравственных ценностей, что изменяет интенсивность конфликтов.
  2. Дисциплина – умение обеспечить ребенку необходимую для его полноценного развития свободу в рамках разумного подчинения порядку.
  3. Личность учителя – как образец для подражания (особенно в старших классах). Стили общения учителя – сотрудничество, опека, диктат. Сотрудничество обусловливает наиболее бесконфликтные отношения, чего не скажешь об опеке и особенно о диктате.
  4. Конфликт не должен остаться незамеченным. Учитель обязан урегулировать его. Ни в коем случае не подавлять.

Положительное влияние оказывает вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, участие в разрешении конфликта других учеников, особенно лидеров в классе. Конфликты должны разрешаться. Недостаточно внимательное отношение к разногласиям ведет к тому, что дети перестают доверять друг другу, привыкают приписывать ответственность за непонимания личным качествам. Это ведет к взаимной враждебности и закреплению стереотипов конфликтного поведения. Например: «Я – против тебя», когда объектом спора является не поведение, а личность оппонента, что оказывает разрушающее воздействие на общение в классе. Но опыт показывает, что развивать и обогащать общение и коммуникацию, нормализовать отношения можно именно благодаря конфликтам. Чтобы выработать верное отношение к конфликтам, необходимо изучить природу конфликтов.

КАК

БОРОТЬСЯ

С

КОНФЛИКТАМИ

Практикум

КАК БОРОТЬСЯ С КОНФЛИКТАМИ.

I этап. Классный руководитель предлагает учащимся ответить на вопросы теста «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации». Учащимся раздаются инструкции и листы ответов.

Инструкция: постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?». Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего определенный стиль поведения. Если подобным образом вы ведете себя:

Часто, - поставьте 3 балла

Иногда, - поставьте 2 балла

Редко, - поставьте 1 балл

Лист ответов:

«А»

«Б»

«В»

«Г»

«Д»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ответы:

  1. Угрожаю или дерусь.
  2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со  своей.
  3. Ищу компромиссы.
  4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
  5. Избегаю противника.
  6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.
  7. пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем – категорически нет.
  8. Иду на компромисс.
  9. Сдаюсь.
  10.  Меняю тему…
  11.  Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.
  12.  Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.
  13.  Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.
  14.  Предлагаю мир.
  15.  Пытаюсь обратить все в шутку.

II этап. Обработка результатов теста. Нужно подсчитать количество баллов по столбикам. Наибольший результат укажет ваш тип поведения в конфликтной ситуации:

«А» - «жесткий» тип разрешения конфликтов и споров. Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда считает себя правым.

«Б» - «демократический» стиль поведения. Вы всегда стремитесь договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворили бы обе стороны.

«В» - «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.

«Г» - «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.

«Д» - «уходящий» стиль. Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

III этап.  Классный руководитель предлагает обсудить следующие вопросы:

  1. В чем сходство и различия понятий «спор» и «конфликт»?
  2. Что, на ваш взгляд, является конфликтной ситуацией?
  3. Приходилось ли вам попадать в конфликтную ситуацию?
  4. Что чаще всего является для вас причиной конфликта?
  5. Можно ли разрешить конфликт, не ущемляя права и чувство достоинства всех людей, участвующих в конфликте?
  6. Что мешает людям (вам лично) разрешать конфликты именно так?

IV этап. Для выявления некоторых причин возникновения конфликтов между людьми классный руководитель предлагает ответить на вопросы еще одного теста «Уровень конфликтности личности», раздает листы ответов и инструкций.

Инструкция: при ответе на вопрос выберете один вариант ответа, под конкретной буквой, обведите ее кружком в листе ответов.

Лист ответов:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

А

1

3

1

3

3

2

3

3

2

3

2

3

2

1

Б

2

2

3

2

2

3

2

2

1

1

1

2

1

2

В

3

1

2

1

1

1

1

1

3

2

3

1

3

3

Вопросы:

  1. Характерно ли для вас стремление к тому, что бы подчинить своей воле других?

А)  Нет.

Б)  Когда как.

В)  Да.

  1. Есть ли в ваше коллективе люди, которые вас побаиваются, а возможно, и ненавидят?

А)  Да.

Б)  Затрудняюсь ответить.

В)  Нет.

  1. Кто вы в большей степени?

А)  Пацифист.

Б)  Принципиальный.

В)  Предприимчивый.

  1. Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями?

А)  Часто.

Б)  Периодически.

В)  Редко.

  1. Что для вас было ба наиболее характерно, если бы возглавили новый для вас коллектив?

А)  Разработал бы программу развития на год и убедил бы всех в ее выполнимости.

Б)  Изучил бы, кто есть кто, и установил контакт с лидерами.

В)  Чаще советовался бы с людьми.

  1. В случае неудач, какое состояние для вас наиболее характерно?

А)  Пессимизм.

Б)  Плохое настроение.

В)  Обида на самого себя.

  1. Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать традиции вашего коллектива?

А)  Да.

Б)  Скорее всего да.

В)  Нет.

  1. Относите ли вы себя к людям, которым лучше в глаза сказать горькую правду, чем промолчать?

А)  Да.

Б)  Скорее всего да.

В)  Нет.

  1. Из трех личностных качеств, с которыми вы боретесь, чаще всего вы стараетесь изжить в себе?

А)  Раздражительность.

Б)  Обидчивость.

В)  Нетерпимость к критике.

  1. Кто вы в большей степени?

А)  Независимый.

Б)  Лидер.

В)  Генератор идей.

  1. Каким человеком считают вас ваши друзья?

А)  Экстравагантным.

Б)  Оптимистом.

В)  Настойчивым.

  1. С чем вам чаще всего приходится бороться?

А)  С несправедливостью.

Б)  С бюрократизмом.

В)  С эгоизмом.

  1. Что для вас наиболее характерно?

А)  Недооцениваю свои способности.

Б)  Оцениваю свои способности объективно.

В)  Переоцениваю свои способности.

  1. Что приводит вас к столкновению и конфликту с людьми?

А)  Излишняя инициатива.

Б)  Излишняя критичность.

В)  Излишняя прямолинейность.

V этап. Подведение результатов: Подсчитав общую сумму баллов, учащиеся могут определить свой уровень конфликтности:

14 – 17 баллов – очень низкий

18 – 20 баллов - низкий

21 – 23 балла – ниже среднего

24 – 26 баллов – ближе к среднему

27 – 29 баллов - средний

30 – 32 балла – ближе к среднему

33 – 35 баллов – выше среднего

36 – 38 баллов - высокий

39 – 42 балла – очень высокий.

VI этап. Обсудив с ребятами результаты теста, классный руководитель предлагает ребятам научиться разрешать конфликты.

РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА – это процесс нахождения взаимоприемлемого разрешения проблемы, имеющего общую значимость для участников конфликта, и на этой основе – улучшение их отношений.

Сначала классный руководитель вместе с ребятами формирует правила разрешения конфликта, записывая их на доске.

Следующий шаг: АНАЛИЗ КОНКРЕТНЫХ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ (групповая работа). Разбив ребят на группы, классный руководитель предлагает им в течении 5 – 10 минут обсудить ситуации в соответствии с усвоенными правилами и дать свой вариант возможного пути разрешения конфликта, причем важно найти решение, приемлемое для обеих конфликтующих сторон, иначе эта конфликтная ситуация сохранится и вскоре разразится новый конфликт.

В

КЛАССЕ

«ТРУДНЫЙ».

Информация для учителя, воспитателя.

Многим учителям приходилось употреблять определение «трудный ученик», «трудные дети»,  причем их используют чаще всего в качестве синонимов терминов «запущенный ученик» или «ученик (и) с отклонениями в обучении и поведении». Обычно определение «трудные» относится к тем учащимся, которые не только плохо учатся, но и при этом так же грубо нарушают требования школьной дисциплины, правила поведения на улице и в общественных местах.

Чтобы вести работу с такими детьми, надо знать причины, приводящие к отклонению в обучении и поведении. Любые недостатки, отрицательные качества у ребенка можно своевременно предупредить и преодолеть. Нет плохих, неисправимых детей, есть трудные судьбы, неграмотное воспитание и безответственность, легкомыслие, а порой просто жестокость родителей по отношению к своему ребенку. Характер поведения взрослых отражается на поведение ребенка. Трудности в воспитании не возникают вдруг, неожиданно и сразу в подростковом возрасте (пресловутый «переходный период»). Наверное, причины нужно искать в более ранних периодах жизни ребенка. Ведь растущий ребенок не даром сравнивается с губкой: познавая окружающий мир, он воспринимает не только хорошее, полезное, доброе, но и плохое. Не случайно говорится: в воспитании без трудностей не бывает. Очень важно умение родителей поддерживать, прививать ребенку все хорошее, противодействовать плохому, предупреждать закрепление негативного. Все это далеко не просто и требует от родителей и педагогов обширных знаний в области психологии и педагогики, огромных нервных и физических усилий, как говорил Сухомлинский, каласального труда, ума и сердца.

Классному руководителю для поисков причин нежелательного поведения ребенка необходимо собрать общие сведения о нем самом, его родителях, других членов семьи, об атмосфере отношений в семье, определить влияние семьи, друзей, улицы. Прослеживая развитие ребенка, его личностных качеств, проявляющихся в поведении и деятельности, а так же особенности его психических процессов – мышления, памяти, внимания, речи, воображения – учитель может представить картину изменений в течении жизни ребенка, а это в свою очередь позволит прогнозировать поведение ребенка в будущем.

Главное правило в работе классного руководителя с трудными детьми – стремление к сотрудничеству, взаимодействию с детьми и их родителями. Важно бороться не с трудным ребенком, а вместе с ним за то хорошее, что есть в нем.

Средств воспитания бесчисленное множество: Это и слова, жесты, мимика, действия и поступки, тон, способ выражения того или иного требования, отношение к ребенку, собственное поведение. Чтобы найти верные способы взаимодействия в конкретном случае, необходимо всю информация о ребенке тщательно анализировать, продумывая свои действия на несколько шагов вперед.

И еще: очень важно уметь контролировать свои эмоции, сдерживать гнев или негодование. Находить обходные пути для выражения отрицательных эмоций. Хорошо и полезно для всех. Можно использовать следующие способы борьбы с собственной раздражительность:

  • «широко известный» - прежде чем дать волю чувствам, сосчитайте до 10, глубоко вдохните или выйдите из комнаты и остыньте;
  •  «педагогический» - дети не могут быть взрослыми, но взрослые могут попытаться войти в духовный мир детей;
  • «определенный» - не торопитесь обвинять или делать резкие суждения, постарайтесь быть объективными к ребенку.

Нужно помнить, что «трудные» подростки, как правило, озлобленны, черствы, жестоки, недоверчивы к людям, у них отсутствует совестливость, чувство вины. «Трудные» дети, за редким исключением, лживы. Причины возникновения лживости у детей различны, но они чаще всего связаны с их образом жизни в семье. Избалованный ребенок лжет что бы не выполнять какую-либо работу или поручение. Ложь как следствие боязни наказания, постоянной жизни в страхе – наблюдается когда к ребенку проявляют излишнюю требовательность, жестокость, недоверие. Ребенок становится лживым, наблюдая нечестный образ жизни родителей.

Три личностных недостатка – эгоистичность, леность и лживость – создают в подростковом возрасте психологическую предпосылку трудновоспитуемости.

Зло в детях рождается чаще всего что любовь и доброта были дефицитом в их жизни, они оказались обделенными радостью общения с любящими людьми.

Можно посоветовать учителю, столкнувшемуся с тем, что в его классе «трудный» ученик: не отгораживайтесь от него, не пытайтесь «не замечать» его проделок – очень быстро они перерастают в проступки, иногда в преступления. «Трудный» - «мина замедленного действия», поэтому нужны усилия для обезвреживания, нужно быть готовым к этому и стремиться сделать все, что зависит от классного руководителя: изучать и контролировать поведение, систематически встречаться с родителями, обязательно выяснять причины и доброжелательно относиться к подростку.

А

ЕСЛИ

«ТРУДНАЯ»

Информация для учителя, воспитателя.

Как и у юношей, так и у девушек отклонения в поведении обусловлены их педагогической и социальной запущенностью. Но чем более физически зрелыми становятся девушки, тем сильнее на их поведение начинают влиять те психологические факторы, которые связаны с принадлежностью к женскому полу.

Педагогически запущенных учениц, как правило, педагоги долго не замечают. Мальчики более заметны, они грубят, нарушают дисциплину и т.д. И зачастую учителя оценивают учеников по их дисциплине, отношению к учебе. С этой точки зрения педагогически запущенные девочки выглядят лучше, чем мальчики. Когда же отклонения в поведении ученицы становятся очевидными это может означать, что все зашло слишком далеко. Поэтому необходимо пытаться выявлять педагогически запущенных девочек на более ранних возрастных уровнях. Ведь известно, что педагогически запущенные школьники отличаются систематической неуспеваемостью, конфликтностью отношений с педагогами и сверстниками, нерациональным использованием свободного времени; Социально запущенные школьники отличаются, помимо этого, и антиобщественным поведением, неблагополучие по двум и более из названных 4-х показателей дает основание сделать вывод о педагогической или социальной запущенности.

Особенности психики и организма юных девушек таковы, что пристрастие к алкоголю и преждевременное начало половой жизни самым пагубным образом влияет на их нравственное развитие и здоровье.

Не всякий взрослый может помочь им. В таких случаях требуется исключительно тонкий и квалифицированный подход. Педагогам следует учитывать, что девичья психика особенно уязвима при столкновении со всякого рода трудностями и сложностями в межличностных отношениях. При этом нужно помнить, что для девушек характерно сильное осознание своей принадлежности к женскому полу, что влечет за собой два важных следствия: во-первых, обостренное внимание к своей внешности и ко всему, что с этим связано, и, во-вторых, сосредоточение всех- мыслей и устремлений на вопросах любви и связанной с ней физической близости. Однако желаниие девушек выглядеть как можно взрослей и привлекательней часто принимает у них уродливые формы. Из-за отсутствия куса, соответствующих знаний и умений многие из них причесываются, одеваются и красятся в исключительно вульгарной манере. Основная же масса школьниц с отклонениями в поведении слепо стремится подрожать стихийно распространяющейся среди них моде. В результате стремления быть оригинальной приводит к господству примитивного стандарта. Кроме того, желание любой ценой заполучить модные вещи толкает на совершение краж.

Поэтому целесообразно использовать в работе с ними стремление к внешней привлекательности. Опыт работы с такими ученицами свидетельствует о том, что они весьма охотно участвуют в работе кружков, где учат разбираться в моде, пользоваться косметикой и ухаживать за своей внешностью. При этом важно ненавязчиво, но постоянно напоминать о том, что любого человека ценят не за внешний вид, а за душевные качества. Наиболее действенным средством может оказаться правильно определенное педагогом поручение «трудной» ученице, которое опиралось на то положительное в ее характере, интересах, склонностях, что можно использовать, чтобы укрепить веру в себя. Главное – учить выбирать верный путь в жизни, правильно строить свои отношения  с окружающими. У девушек с отклонениями в поведении это самое уязвимое место. Обычно они весьма критически относятся ко всему и ко всем, только не к самим себе. Многие из них крайне упрямы, склонны к истерике, замкнуты на своих личных переживаниях. Показать им, что сложные ситуации всякого рода трудности и огорчения – такой же неотъемлемый элемент жизни, как и успехи, радости, убедить в то, что унизительно превращаться в раба собственных эмоций и что лучшее лекарство от этого – умение управлять собой и умение уважать людей, - глабальнейшая задача для педагога, работающего с трудными девушками.

МАТЕРИАЛЫ

ПО

ПРОФИЛАКТИКЕ

НАРКОМАНИИ

ПОДРОСТКИ

«ГРУППЫ

РИСКА»

ПОДРОСТКИ «ГРУППЫ РИСКА».

К возникновению наркотического влечения предрасполагают нервозность, эмоциональная незрелость, амбициозность, отсутствие контроля над своим поведением, неумение ставить цели и добиваться их, ложная система ценностей.

Молодые люди у которых под влиянием семьи, школы или ровесников сформировался подобный тип личности, обычно выдвигают завышенные требования к жизни, ожидая немедленной из реализации. Для этих молодых людей характерно расхождение между желаниями и возможностями их удовлетворения.

Кроме того, этим молодым людям недостает умения сосуществовать с другими. Они болезненно впечатлительны, как правило, боязливы и уступчивы, их отличает неустойчивость психических процессов. Эти свои качества они считают слабостью и стыдятся их, а потом стараются казаться сильными, навязывать другим свою волю, сами же проявляют недостаточную стойкость перед различными неудачами, хотя тщательно скрывают это. Они не умеют смеряться с поражениями, легко раздражаются и в случае жизненных неудач быстро в падают в уныние.

Эти черты мешают молодым людям в осуществлении их стремлений. Они очень болезненно переживают постоянную неудовлетворенность своих потребностей, недостаток достижений и успехов. Чтобы как-то заглушить эти неприятные ощущения, они занимают вызывающую, агрессивную, бунтарскую и строптивую позицию или же, вместо того чтобы преодолевать трудности, отступают, избегая их.

Особенно благоприятствует возникновению наркотического влечения развившаяся у молодого человека привычка уклоняться от жизненных трудностей, уходя в свой внутренний мир, который легко может стать миром наркотических видений.

Откуда берутся упомянутые черты? Ведь ясно, что никто из родителей сознательно не станет развивать их в детях. Всему виной ошибки в воспитании.

Так, чрезмерная заботливость матери о ребенке (особенно единственном), предоставление ему безграничной свободы, отстранение от обязанностей и безоговорочное выполнение всех его прихотей являются одним из основных источников формирования черт личности, которые в последствии могут стать причиной возникновения наркотического пристрастия у подростка.

К такому же результату могут привести слишком суровое отношение к ребенку, нетерпимость, эмоциональная холодность родителей.

В первом случае у ребенка не вырабатывается стремления преодолевать трудности, которые нередко встречаются в повседневной жизни, формируется недостаточно зрелая или же инертная, уступчивая психика.

У него закрепляются и переносятся на более поздний возраст сложившиеся в раннем детстве представления о собственном всесилии, что в столкновении с жизненными обстоятельствами приносит сплошные разочарования. Подросток начинает избегать сложных ситуаций, опасаясь поражений и невыносимой правды разоблачения, понимая что он – не такая уж исключительная личность, какой считают его родители. Поскольку в жизни невозможно постоянно уклоняться от трудностей молодой человек старается убежать от них в беспроблемный, как ему кажется, а в месте с тем неизведанный мир наркотического дурмана.

Во втором случае ребенок жаждет ласки, любви, которых не получает от суровых, отталкивающих его родителей. Он восстаёт против их требований, возлагаемых на него обязанностей, против всего мира взрослых. Он агрессивен по отношению к родителям из-за их эмоциональной черствости. Наркотик же, искажая действительность, создает ему иллюзию всеобщей любви.

Именно так образуется психическая склонность некоторых подростков к наркотическому пороку. Склонность эта не врожденная, хотя нередко ее корни обнаруживаются уже в раннем дошкольном возрасте. У преобладающего большинства молодых наркоманов ее истоки кроются в неправильном поведении родителей по отношению к ребенку; последствия же проявляются обычно несколько позже. Если принять во внимание, что упомянутое отношение к ребенку родители не считали неправильным, а совсем напротив – оценивали его как наиболее верное, то неудивительно, что спустя десяток лет у них вызывает крайнее изумление то, что сын или дочь обратились к наркотикам.

Особенно восприимчива к развитию пагубного пристрастия психика подростка примерно на 12-15-ом году жизни. В этом переломном возрасте независимо от поведения родителей молодой человек стремится ослабить связи с ними. Он замыкается в себе, время от времени проявляет агрессивность, становится резким в отношениях со взрослыми, противится их воле.

Подростки тщательно скрывают свои переживания, вызванные первыми эротическими побуждениями. Снижается их способность к установлению в несемейных контактов, хотя потребность в них возрастает. Этому возрасту свойственна мечтательность, а так же склонность к формулированию крайних мнений и к незрелым эмоциональным поступкам. Все эти проявления, естественные для психического развития подростка, представляют для него серьезный фактор напряженности. Его не оставляют чувство вины и недовольства собой. Чаще всего он скрывает это под маской равнодушия, иронии и пренебрежения к взрослым. Особенности психики в подростковом возрасте представляют благодатную почву для обращения к наркотикам, если молодой человек откроет для себя, что они смягчают все неприятные ощущения.

Склонность к наркотическому одурманиванию может быть так же результатом различных психических травм, вызванных домашней обстановкой, неудачами в учении, а так же плохим здоровье и особенно физическими недостатками, порождающими комплекс неполноценности.

Психические травмы и обиды – одна из причин специфического состояния невроза, в котором доминируют чувства страха, напряженности и духовного страдания, а так же представление о безнадежности своего положения. Все это приводит к депрессии, потере чувства особенной значимости и самоуважения. При усугублении этого состояния даже единичный, иногда совершенно случайный прием одурманивающего препарата может привести к пагубному пристрастию.

Проследим типичный пример возникновения наркомании среди молодых людей, у которых в процессе семейного воспитания сформировались рассмотренные выше черты личности.

Обычно юный представитель этой категории происходит из интеллигентной и  материально обеспеченной семьи. Родители содержат его, но времени на воспитания (да и умения тоже) у них не хватает. Поэтому у подростка возникает серьезный дефицит удовлетворения различных эмоциональных потребностей: в безопасности, внимании, любви,  признании, успехе, независимости и новых впечатлениях. В следствие неудовлетворенности этих потребностей, юноша, не смотря на хорошее умственное развитие негативно относится к школе и учению. Он склонен к философствованию, строптив и дерзок с учителями. Естественно, такая позиция сказывается на успеваемости. В школу он ходит без желания, вину за свое отставание сваливает на учителей, которые «невыносимы», «взъелись» на него. Если перевести его в другой класс или другую школу, он ведет себя по прежнему, и ситуация повторяется. Однако на этом этапе школьник еще реагирует на неудачи в учении и обещает исправиться.

Следующий этап начинается с явного изменения поведения подростка. Чувствует себя в школе дискомфортно, он начинает прогуливать уроки. Поведение свое оправдывает заимствованной у приятелей «идеологией»; он уже не обещает исправиться, а атакует взрослых заявлениями типа: «Мир глуп и зол, клонится к упадку. Это вы сделали его таким». Учиться он отказывается, т.к. «это не имеет смысла, все равно цивилизация сама себя уничтожит».важнейший его принцип – не вмешиваться в дела других (в основном – родителей) и не позволять им вмешиваться в свои дела.

Подобная «идеология» улучшает настроение школьника, потому что она как бы оправдывает перед ним самим его плохое поведение, отсутствие успехов в учении. На самом деле это лишь видимость улучшения его состояния, т.к. подросток обычно понимает фальшь провозглашаемых им лозунгов. Да и отношения с родителями складываются весьма непросто. С одной стороны он относится к родителям с пренебрежением, как к представителям «злого мира взрослых», а с другой – полностью зависит от них, хотя бы потому, что они его содержат.

Эмоциональный диссонанс между тем, что молодой человек думает, и тем, что он делает и говорит, вытекает из внутреннего конфликта между его совестью и занимаемой им позицией. Подобное несоответствие порождает дискомфорт более значительный, чем отсутствие успехов в школе. И тут подросток открывает для себя, что наркотик как бы сглаживает тяжелое чувство напряженности, ибо притупляет сознание, отдаляет заботы, расцвечивает мир, позволяет забыть о неприятностях, дает психическую разрядку.

Молодой человек еще не отдает себе отчета в том, что это иллюзорный путь самообмана. Он считает, что нашел истинный смысл жизни. Тем временем в организме подростка шаг за шагом укрепляется наркотическая зависимость (сначала психическая, а затем и физическая). Он не успеет оглянуться, как станет рабом наркотиков.

Особенно подвержены влиянию групп наркоманов подростки с повышенной возбудимостью, живые, как ртуть. Они неугомонны, не способны долго усидеть на одном месте или сосредоточиться на каком-то определенном занятии. Им свойственны частая смена воодушевления и уныния, множество замыслов, ни одного из которых они не доводят до конца. Всерьез и глубоко они ничем не интересуются.

Эти подростки, неустанно ищущие приключений и сильных впечатлений, чаще всего хорошо физически развиты и испытывают сильную потребность к движению. Однако они не склонны обдумывать и планировать свои действия и поступки, живут одним днем.

В школе их положение плохое, поскольку они не испытывают интереса к учению и не отличаются усидчивостью. Отсутствие достижений и успехов в учении компенсируется демонстрацией независимости, грубостью, игнорированием общепринятых норм поведения.  С учителями они держаться дерзко, вызывающе. Педагоги, разумеется, недовольны таким поведением и не редко в качестве наказания отстраняют их от всех интересных и увлекательных занятий, дабы они не деморализовали других учеников плохим примером.

Такие подростки не пользуются признанием не у учителей, не у родителей. В этой ситуации они начинают искать среду где бы с ними считались, и попадают в группу наркоманов. Там они получают поддержку и ощущение собственной значимости, находят убежище от «нудного мира» взрослых.

Подростки, получающие поддержку в семье, ощущающие признание и одобрение в школе, в кружке по интересам, пользующиеся авторитетом в коллективе и имеющие возможность реализовать свои увлечения, в значительно меньшей степени подвержены опасному влиянию групп наркоманов.

Обычно наркоманы живут на содержании родителей и встречаются по вечерам в кафе, в скверах и т.д. Принимают наркотики, беседуют, слушают музыку или просто молча сидят, прибывая в состоянии наркотического одурения.

Есть и такие группы, члена которых образуют сообщества по типу коммун: вместе живут, добывают наркотики, делятся пищей и обычно скромными, не всегда честно приобретенными деньгами.

Такие сообщества чаще всего занимают пустые бараки, развалины домов или здания, предназначенные для сноса. Там они устраивают свои притоны. Условия жизни в них противоречат представлениям о жилье человека.

Вот отрывок из рассказа молодого человека, пристрастившегося к наркотикам. «…Помещение было ужасно запущенным. Типичное жилище наркомана. Зловоние пахнуло на меня еще с порога. Повсюду валялись консервные банки и окурки. Со стола упала банка из под рыбных консервов, соус вылился на ковер. От него шел отвратительный запах. Когда Дима вколол себе дозу наркотика, я понял причину вони: вытащив из вены иголку со шприцом, в котором были остатки крови, он наполнил его водой и эту розовую жидкость вылил на ковер – так он чистил шприц. И каждый раз на ковер падало несколько капель крови. Вместе с запахом рыбного соуса это создавало сладковато-гнилостное зловоние. Занавески на окнах пожелтели и пропитались смрадом. Неизменная духота, запах разлагающейся крови, табачного пепла и заплесневелых консервных банок заставил бы каждого нормального человека отшатнуться, едва ступив на порог».


ТРЕНИНГ

«ЧЕРНЫЕ

БУКВЫ»

(профилактика наркомании)

ДЛЯ УЧЕНИКОВ СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССОВ.

Внимание к проблемам наркомании со стороны общества в настоящее время усиливается. Решить данную проблему весьма сложно. В последние годы, определенные шаги в этом направление делаются, но, к сожалению, мероприятия данного профиля имеют два недостатка:

  1. Ярко выраженную эмоциональную «накачку» детей, не подкрепленную конкретной информацией (огульное запугивание наркотиками).
  2. Наоборот сухое научное объяснение, зачастую перегруженное ненужной информацией и специфичными медицинскими, милицейскими терминами.

В отличие от традиционных форм профилактических мероприятий, где аудитория выступает в роли пассивной стороны, тренинг имеет ярко выраженный личностный подход, где каждый участник активно включен в игру.

ТРЕНИНГ «ЧЕРНЫЕ БУКВЫ»

Цель: формирование осозноного отрицательного отношения к наркомании.

Участники: ведущий тренинга, ученики.

Материалы: листы формата А4 фломастеры черного и синего цветов по количеству участников, хронометр.

Особенности работы ведущего: В подготовке тренинга выяснить уровень знаний участников, подготовить дополнительный материал для стимуляции хода дискуссии. Установить регламент выступления участников для поддержания динамизма тренинга. К каждой обсуждаемой теме тренинга дается примерное резюме ведущего, которое можно использовать для подведения итогов обсуждения каждой темы.

Ход тренинга:

  • Вводная часть: ведущий рассказывает о цели тренинга, его хода.

Ведущий: Тема нашей сегодняшней встречи – наркотики, и тот вред, который они могут нанести людям. Вы наверняка уже слышали о наркотиках, а значит, задумывались над этой проблемой. Сегодня мы будем писать слова, которые помогут нам в нашем общении, обсуждении темы: «Наркотики и человек».

И так, положите перед собой лист бумаги и возьмите синий фломастер. Слов будет 9, поэтому их можно крупно.

Первое слово – НЕЗАВСИМОСТЬ./СЛАЙД2/ Вы пишите это слово с большой буквы, а я предлагаю несколько вопросов. Отвечать на них вы будете, поделившись на две группы  - «темные» и «светлые». 

«Темные» будут выступать в качестве людей интересующихся наркотиками, колеблющихся принимать их или нет, склоняющихся к идее «почему бы ни попробовать».

«Светлые» будут выступать в качестве активных противников приёма наркотиков. И так, вопросы: (задаются серией).

Как вы думаете, наркотики помогают стать более независимым? Снять какие либо барьеры? Почувствовать себя более свободным?/СЛАЙД2/ (обсуждение 35 минут).

Первыми всегда отвечают «темные», а «светлые» завершают обсуждение. Ведущий просит высказывать только свое мнение, не споря с оппонентами.

В случае если «темные» не могут привести аргументы в пользу своей позиции ведущий помогает им, используя провокационную «затравку», если «светлые» в затруднение приходит на помощь к ним (используя резюме), затем ведущий подводит итог обсуждения (резюме).

Затравка: Наркотики принимают не ограниченные придуманными условностями люди, наркотики позволяют расслабиться, чувствовать себя менее скованным и более свободным.

Резюме: К сожалению, не все сразу осознают, что наркотики дают ложное ощущение свободы. Для тех, кто принимает наркотики, чем дальше, тем больше возникает зависимость, зависимость от многого: от наркодиллера, который в обмен на дозу, может потребовать ваши деньги, ваше тело, сломать вашу гордость, превратить вас в раба.

Зависимость от дозы – ради нее можно пойти на любые преступления и проступки, немыслимые для нормального человека, сделать то о чем вы и не думали и не хотели думать.

К сожалению почти никто не может противится этой тяги, этой зависимости – ведь участвовать в этой пытке будет ваш организм. Ваше тело будет умолять от новой передышке от ломки. Но даже если бы этой пытки не было, вы будете зависимы от наркотиков психологически, т.е. привыкнете к ним. Очень скоро они подменят собой ваши увлечения, привязанности, хобби. Они заберут ваших друзей, близких и любимых людей.

Ведущий: В слове «НЕЗАВИСИМОСТЬ» черным фломастером мы обводим букву «Н», остальные буквы перечеркиваем черной полосой.

Следующее слово «АКТИВНОСТЬ» /СЛАЙД3/  вы пишите ниже с большой буквы.

Вопросы: Могут ли наркотики сделать человека сильнее, выносливее, активнее? Какие проблемы могут возникнуть в этом случае? /СЛАЙД 3/ (Обсуждение 3-5 минуты).

Затравка: Некоторые наркотики резко подстегивают активность человека, увеличивают его силу и выносливость. Если даже спортсмены прибегают к допингу чтобы добиться успеха, то ….

Резюме: Говорят что некоторые наркотики (экстази, ЛСД и др.) обеспечивают на короткий срок невиданную активность. Возможно и так, хотя представьте автомобиль, который гоняют по дороге на предельной скорости ночь на пролет. Скорее всего, после такой практики многие детали в нем придется заменить.

Наш организм изнашивается также сильно, вот только «ремонтировать» его гораздо сложнее, если вообще возможно.

Но дело не только в этом. Если вы принимаете наркотики, - подавляющее количество времени будете ощущать упадок сил, депрессию, отвратительное настроение. Это значит, что об активности – физической (в спорте) или умственной (в учебе) можно забыть.

Кстати, в перспективе многие наркоманы теряют способность любить другого человека, как духовно, так и физически, становятся пассивными.

Можно ли считать активным человека, который угрюмо сидит в углу о том, где бы достать очередную дозу.

Нам остается обвести черным букву «А» и перечеркнуть одной черной полоской оставшееся слово.

Следующее слово «РАБОТОСПОСОБНОСТЬ» /СЛАЙД 4/. Рассмотрим вопрос: Можно ли успешно работать, регулярно принимая наркотики? /СЛАЙД 4/ (обсуждение)

Затравка: Успешные и много зарабатывающие люди (в сфере шоу-бизнесса, моды, рекламы и т.д.) вроде бы в свободное от работы время принимают наркотики – и ничего работе не мешает. Опять же кто-то расслабляется при помощи водки, а кому деньги позволяют – допинги посильнее, карьере не мешает.

Резюме: Люди, регулярно употребляющие наркотики и успешная карьера, - вещи заведомо несовместимые. В современных условиях – эффективная работа отнимает много времени и сил – зато вознаграждается высокой оплатой, стабильностью, высоким положением в обществе. Места наркотикам здесь нет. Сложно представить Билла Гейтса (основатель компании Microsoft Word компьютерная техника, программы и обеспечение) сидящим на игле. Гораздо лучше со словом наркотики сочетается образ неудачника, пытающегося в забытьи утопить мысли о собственном ничтожестве. Наркоманы почти неработоспособны – от них мало толку и «под кайфом» (когда они плохо контролируют окружающую действительность) и во время ломки.

Ведущий: Итак, в слове РАБОТОСПОСОБНОСТЬ оставляем лишь черную «Р», остальные буквы зачеркиваем.

КРАСОТА /СЛАЙД 5/

?? Наркотики и красота, совместимы ли эти понятия? /СЛАЙД 5/ (обсуждение)

Затравка: Красив человек или нет, для того, что бы решить принимать ему наркотики, значения не имеет. Некий шарм наркотики даже добавляют.

Резюме: Многие действительно красивые люди пострадали от наркотиков, расплатившись своей красотой за короткий мираж счастья. Красива ли девушка, чьи вены по всему телу иссушены, исколоты иглой? Красив ли парень с бледным лицом и красными глазами? Наркотики, особенно тяжелые, основательно разрушают организм, - кожа разрушается, зубы и волосы выпадают, глаза слезятся и хуже видят, кости становятся хрупкими. От былой красоты не остается и следа. Да и регулярно принимающим наркотики людям зачастую безразлично, как они выглядят.

Ведущий: От красоты мы оставляем черное «К» остальное перечеркиваем черной полосой.

ОБАЯНИЕ /СЛАЙД 6/

?? Способны ли вас обаять люди, которым, в большей степени не интересно ничего кроме наркотиков? /СЛАЙД 6/  (обсуждение)

Затравка: Но они такие прикольные, разве нет?

Резюме: любое обаяние рассеивается, когда видишь человека во время ломки. Страх и жалость – эти чувства наркоманы вызывают гораздо успешнее.

 Ведущий: От обаяния мы оставляем черное «О» остальное перечеркиваем черной полосой.

ТВОРЧЕСТВО /СЛАЙД 7/

?? Могут ли наркотики помочь во время творчества? /СЛАЙД 7/ (обсуждение)

Затравка: Многие творческие личности (от группы «Битлз» до солиста группы «Нирвана» Курта Кобейна) использовали в жизни и творчестве наркотики. Существует современные направления в  музыке, фильмы и книги, вдохновленные наркотиками.

Резюме: Траурный список погибших от наркотиков звезд вызвал к жизни лозунг – «НЕТ НАРКОТИКОВ – НЕТ ПРОБЛЕМ» /СЛАЙД 7/ (No drugs – no problems).

Многим наркотики сломали успешную карьеру, у некоторых отняли жизнь, у других много времени и денег на лечение. Да и нас, зрителей и слушателей, они лишили новых песен, фильмов, картин и книг. Они могли бы появиться на свет, но не появились из-за смерти их творцов. Многие из тех кто пробовал наркотики как стимулятор творчества или как средства расслабиться, сейчас принимают участие в концертах против наркотиков.

 Ведущий: Смерть – слишком большая плата за творчество. От слова творчество оставляем черное «Т» остальное перечеркиваем черной полосой.

ИСКРЕННОСТЬ /СЛАЙД 8/

?? может ли человек, потребляющий наркотики быть честным и искренним в общении с окружающими? Держать данное им слово? /СЛАЙД8/ (обсуждение).

Затравка: Если был честным, никакие наркотики этого не изменят.

Резюме: О таком понятии как искренность, людям, регулярно употребляющим наркотики можно просто забыть, всю дальнейшую жизнь им придется лгать и изворачиваться, скрывать и прятать, избегать вопросов окружающих. Слову наркомана, человека готового все предать и продать, нельзя верить. Перефразируя Киплинга: Слово наркомана? Ветерок, прошелестевший в лесе…Капля дождя, упавшая в лужу… Эхо, затерявшееся в лесу..

Наркоманы постоянно обманывают родителей и друзей, соседей2 и знакомых, учителей, милицию и даже самого  себя, когда говорят, что легко могут бросить наркотики.

Ведущий: От слова искренность оставляем черное «И» остальное перечеркиваем черной полосой КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ /СЛАЙД 9/.

?? Могут ли наркотики разрушить барьеры в общении? Помогут ли они раскрепоститься? /СЛАЙД 9/ (обсуждение).

Затравка: Людей с комплексами много, а наркотики помогают это скрыть.

Резюме: В стремление раскрепоститься можно зайти настолько далеко, что можно превратиться в человека «без тормозов», о чем в последствии можно пожалеть. Если наркотики принимаются долгое время, то партнеры по общению становятся просто ненужными.

Ведущий: От слова коммуникабельность оставляем  только черное «К» остальное перечеркиваем черной полосой.

ИНТЕЛЛЕКТ – способность накапливать знания и оперировать ими. /СЛАЙД 10/

?? Как соотнести наркотики и интеллект? Можно ли успешно учиться употребляя наркотики? /СЛАЙД 10/ (обсуждение).

Затравка: Были поэты и писатели, мастера и ученые, которые принимали наркотики и ничего ужасного не произошло.

Резюме: Если от знаний нужно избавиться, то наркотики, несомненно, помогут вам в этом. Насчет приобретения новых знаний они вам однозначно не помощники. Один из научных работников решил испытать на себе действие наркотиков. Находясь под их воздействием, он почувствовал, что открыл новый закон. Чтобы не забыть он записал его на клочке бумаги.

Очнувшись он первым делом прочитал записанный закон «Банан большой, а кожура еще больше».Эта история – хорошая иллюстрация к теме наркотики и интеллект.

Куда мрачнее выглядит судьба тех, кто долго принимает наркотики. Мозг в результате разрушается также сильно, как и печень, сердце и почки. Так что об интеллекте можно забыть.

Ведущий: От слова интеллект оставляем черное «И» остальное перечеркиваем черной полосой.

Подведение итогов.

Ведущий: В итоге, слово НАРКОТИКИ /СЛАЙД11/ проходит черной нитью через написанные нами слова: НЕЗАВИСИМОСТЬ, АКТИВНОСТЬ, РАБОТОСПОСОБНОСТЬ, КРАСОТА, ОБОЯНИЕ, ТВОРЧЕСТВО, ИСКРЕННОСТЬ, КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ,ИНТЕЛЛЕКТ. /СЛАЙД11/ Все это люди могут потерять ради нескольких ярких, но пустых уходов от действительности. Список далеко неполон, но и этих слов достаточно, чтобы задуматься.

Вчитайтесь еще раз в эти слова, представьте, что вы лишены всех понятий, перечеркнутых черным. Подумайте об этом.

(Время на размышление 1-2 минуты. Желающие могут высказаться.)

Мало бояться наркотиков, важно осознать, почему они действительно опасны. На листе, с которым мы работали, черные буквы перечеркнули многие важные слова. В жизни многое зависит только от нас, и мы в состоянии не допустить такой мрачной картины. Давайте разорвем сейчас листки на которых чернеет слово НАРКОТИКИ! Рвем! Смелее! /СЛАЙД12/

Я верю, что в случае искушения наркотиками вы поступите так же решительно! Благодарю вас за ваши мысли и мнения, за ту работу, которую вы сейчас проделали. Давайте встанем в круг.

ИГРА НА СНЯТИЕ НАПРЯЖЕНИЯ.

Ведущий: Закройте глаза, расслабьтесь. Вам нужна полная тишина. По моей команде мы будем поднимать руки и «гудеть», чем выше руки, тем громче звук, который мы издаем. Когда руки достигнут уровня груди, мы разжимаем губы и начинаем кричать. Когда руки полностью поднимутся, мы открываем глаза и кричим 1 секунду с максимальной громкостью и разрываем круг. Все плохое уйдет с нашим криком. А теперь встряхните руками, глубоко вдохните и выдохните! Большое спасибо всем за участие!

Удачи вам!

 

         ТРЕНИНГ

«ЧЕРНЫЕ

БУКВЫ»

_______________ /СЛАЙД 1/

 « НЕЗАВСИМОСТЬ»                                                         ??  Как вы думаете, наркотики помогают стать более независимым? Снять какие либо барьеры? Почувствовать себя более свободным?                                                 /СЛАЙД2 /

   «АКТИВНОСТЬ» 

?? Могут ли наркотики сделать человека сильнее, выносливее, активнее? Какие проблемы могут возникнуть в этом случае?                           /СЛАЙД 3/

«РАБОТОСПОСОБНОСТЬ»   

?? Можно ли успешно работать, регулярно принимая наркотики?                                                     /СЛАЙД 4/ 

__________________________________________________________________

«КРАСОТА» 

?? Наркотики и красота, совместимы ли эти понятия?                                                                                         /                                                                         СЛАЙД 5/ 

ОБАЯНИЕ

?? Способны ли вас обаять люди, которым, в большей степени не интересно ничего кроме наркотиков? /СЛАЙД 6/

ТВОРЧЕСТВО

?? Могут ли наркотики помочь во время творчества? /СЛАЙД 7/

                      «НЕТ НАРКОТИКОВ – НЕТ ПРОБЛЕМ» 

ИСКРЕННОСТЬ

?? Может ли человек, потребляющий наркотики быть честным и искренним в общении с окружающими? Держать данное им слово? /СЛАЙД8/

КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ

?? Могут ли наркотики разрушить барьеры в общении? Помогут ли они раскрепоститься?              /СЛАЙД 9/

ИНТЕЛЛЕКТ – способность накапливать знания и оперировать ими.

?? Как соотнести наркотики и интеллект? Можно ли успешно учиться употребляя наркотики?                  /СЛАЙД 10/

 ______________________________________________

                   

                         

                              НАРКОТИКИ

Н ЕЗАВИСИМОСТЬ,                              
А КТИВНОСТЬ,

Р АБОТОСПОСОБНОСТЬ,

К РАСОТА,

О БОЯНИЕ,

Т ВОРЧЕСТВО,

И СКРЕННОСТЬ,

К ОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ,

И НТЕЛЛЕКТ.                                                                                   /СЛАЙД11/ 

       НАРКОТИКИ! Рвем! Смелее!

    ___________________________ /СЛАЙД12/_                

МАТЕРИАЛЫ

ПО

ПРОФИЛАКТИКЕ

АЛКОГОЛИЗМА

ШКОЛА

ПРОТИВ

АЛКОГОЛИЗМА

Опрос учащихся, проведенный в ряде крупных городов в России, показал, что среди мальчиков подростков доля употребляющих алкоголь превышает 62%, среди девочек – 40%. Мало утешает то, что ребята, по их словам, выпивают только дома, по праздникам, в присутствии родителей и что пьют они лишь шампанское, легкое вино, или пиво. Настораживает то, что узнают дети вкус алкоголя раньше времени. А слабые спиртные напитки особенно опасны для детей тем, что гораздо легче, чем крепкие, вызывают положительные эмоции. Есть данные, свидетельствующие о том, что подростку, что бы стать алкоголиком, требуется не более 2-3-х лет регулярных выпивок (взрослому мужчине – 8-10 лет). До 90%  хронических алкоголиков- это имеют те люди, которые привыкли к систематическому употреблению алкоголя ещё до 18 лет.

Особенно склонны к наркотизации алкоголем школьники с отклонениями в поведении. Этому способствуют их психологические особенности, состав микросреды общения. Часто одно из немногих практикуемых ими форм проведения досуга, самостоятельным средством получения удовольствий становится пьянство «от нечего делать».

Роль школы в антиалкогольном воспитании учащихся нельзя считать второстепенной даже в современных условиях. Это связанно с тем, что у школы есть возможность осуществлять воспитание в этом направлении более последовательно и по научно обоснованным программам. Но в большинстве школ основной упор делается на разъяснение вреда, причиняемого алкоголем организму. Однако при этом не учитывается, что в подростковом и юношеском возрасте учащиеся еще не способны серьезно относиться к вопросам, связанным с заботой о своем здоровье. Их мало волнует перспектива заболеть той или иной болезнью в результате злоупотребления алкоголем через 10-15 лет. Поэтому сведения о его вреде они воспринимают формально и быстро забывают.

Гораздо важнее обращать внимание учащихся на моральные и социальные последствия пьянства. Противоалкогольная пропаганда в школе имеет эффект лишь тогда, когда она тесно связанна с проблемами, которые беспокоят учащихся в данный период их жизни. К числу таких проблем относятся: выбор профессии, популярность среди сверстников, привлекательность для лиц противоположного пола, взаимоотношения с окружающими людьми и др. подростки 15-17 лет пытаются понять себя и окружающий мир, задумываются над тем ради чего и как им надо жить. Поэтому им вполне доступно понимание того, что алкоголь губит в людях все истинно человеческое, делает их неполноценными членами общества и даже враждебными ему.

Предупреждать вредные привычки легче, чем потом их искоренять. Поэтому, наверное, не позднее чем с V-VI классов необходимо вести целенаправленное алкогольное воспитание учащихся. Но самая главная и в конечном счете решающая мера предупреждения алкоголизма состоит в том чтобы выработать привычку никогда не оставаться без дела, а в любое время и в любом месте находить себе содержательное, полезное занятие. Если такой привычки нет, то подростку часто «нечего делать», он начинает искать вместе с себе подобными способы «убить время», среди которых первый – выпивка.

Анкетирование

старшеклассников

по проблеме

ЗДОРОВОГО

ОБРАЗА ЖИЗНИ.

НАЙДИ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ НА ВОПРОС И ЗАЧЕРКНИ

НОМЕРА ОТВЕТОВ В СКОБКАХ.

  1. Какое, по вашему мнению, отрицательное воздействие оказывает алкоголь, наркотики на молодой организм?

1 – вредное влияние на организм в целом.

2 - способствует развитию умственной отсталости.

3 – ведет к развитию хронического алкоголизма, наркомании (болезненного пристрастия к спиртным напиткам, наркотикам).

4 – вредно влияет на потомство.

5 – снижает спортивные результаты.

6 – не оказывает вредного воздействия.

7 – не знаю.

1

2

3

4

5

6

7

  1. Что вы знаете о влиянии алкоголя на потомство?

1 – рождается мертвый ребенок.

2 – рождается ребенок с различными уродствами.

3 – рождается психически неполноценный ребенок.

4 – не знаю.

5 – рождаются вполне нормальные дети.

1

2

3

4

5

  1. Где вы узнали о вредном влиянии алкоголя, наркотиков на ваш организм и на потомство?

1 – на уроках (природоведения, анатомии, химии, истории и др.).

2 – дома.

3 – на лекциях и из бесед медицинских работников.

4 – через телевидение и радио.

5 – через печать (из учебников, газет, журналов).

1

2

3

4

5

  1. Проводилась ли с вами в школе разъяснительная работа о вредном влиянии алкоголя на организм?

1 – на уроках (природоведения, анатомии и физиологии, химии, истории, этики и психологии семейной жизни и др.).                                                          2 – проводили беседы учителя во внеурочное время.                                            3 – проводили лекции и беседы медицинские работники, соцпедагог,психолог                                                                                                  4 – проводили диспуты, конференции, выпускались санбюллетени и оформлялись уголки здоровья.

5 – работа не проводилась.

1

2

3

4

5

  1. Считаете ли вы, что учащиеся и студенты не должны употреблять алкоголь?

1 – считаю, что не должны.

2 – так не считаю.

1

2

  1. Какие напитки считаются алкогольными?

1 – пиво.

2 – квас.

3 – лимонад.

4 – кефир.

1

2

3

4

  1. Когда в первый раз узнали вкус алкоголя (водки, вина, пива, самогона.), наркотики?

1 – до школы.

2 – в 1-3-х классах.

3 – в 4-6-х классах.

4 – в 7-9-х классах.

5 – в 9-10-х классах.

6 – не знаю вкуса алкоголя, наркотиков.

1

2

3

4

5

6

  1. Употребляете ли вы алкогольные напитки?

1 – не употребляю.

2 – употребляю.

1

2

  1. Испытывали ли вы при употреблении спиртных напитков чувство опьянения?

1 – испытывал(а).

2 – не испытывал(а).

1

2

  1. Знают ли родители, что вы употребляете алкогольные напитки?

1 – знают.

2 – не знают.

1

2

  1. Как родители реагируют на то, что вы употребляете алкогольные напитки?

1 – никак.

2 – осуждают.

3 – пьют вместе со мной.

4 – поощряют.

1

2

3

4

  1. Знают ли педагоги, что вы употребляете алкогольные напитки?

1 – знают.

2 – не знают.

1

2

  1.  Как педагоги реагируют на то, что вы употребляете алкогольные напитки?

1 – никак.

2 – осуждают.

3 – сообщают родителям.

1

2

3

  1. Как вы проводите свободное время?

1 – занимаюсь в спортивной  секции.

2 – читаю книги.

3 – хожу на дискотеку.

4 – занимаюсь в кружке художественной самодеятельности, технического творчества и др.

5 – посещаю театр, кино.

6 – встречаюсь с друзьями.

7 – встречаюсь с девушкой / юношей.

8 – смотрю телепередачи.

9 – нет определенных занятий.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

  1. Как вы смотрите на дружбу с юношей / девушкой, употребляющими алкогольные напитки, наркотики?

1 – отрицательно.

2 – положительно.

1

2

 

  1. Если употребляете алкоголь, наркотики то отметьте мотивы употребления:

1 – самоутверждение (мне нравиться, приятно быть немного пьяным, одурманеым, мне скучно).

2 – символическое участие (пьют родители, давление со стороны товарищей, мои друзья тоже пьют, чтобы не считали меня «мокрой курицей», большинство взрослых тоже пьют).

3  - снятие психологического напряжения (придать себе смелости и самоуверенности, что бы быть спокойнее, что бы было легче разговаривать с людьми).

1

2

3

ПРИМЕЧАНИЕ: Для тестирования учеников педагог может выбрать из 12                                           позиций несколько, соответственно возрасту тестируемых

МОЯ

СЕМЬЯ

О

ПОЛОВОМ

ВОСПИТАНИИ

ПОДРОСТКОВ

Информация для учителя, воспитателя.

О ПОЛОВОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРОСТКОВ.

Неправильное половое воспитание связано с неверными психологическими установками взрослых по отношению к другому полу, к детям, к самому половому воспитанию. Мешает половому воспитанию и конфликты между взрослыми и детьми, причиной которых чаще всего становиться убеждение, что истина всегда одна и взрослый – ее единственный носитель. В результате взрослые оказываются неспособными встать на другую точку зрения, понять мотивы поведения подростка.

Желание обязательно «воспитывать» приводит к одергиванию по любому поводу, а, следовательно, к тому, что слова взрослых заранее воспринимаются негативно. И в основе такой ситуации не испорченность младших, а педагогическая несостоятельность старших.

Многие взрослые не знают особенности сексуального развития девочки, подростка, девушки и, считая их в норме полностью сексуально нейтральными, настороженно или даже панически воспринимают любые проявления сексуального развития, хотя, наверное, можно согласиться, что в основе такого отношения взрослых часто лежат испорченность, лицемерное стремление прикрыть собственные низменные устремления или сексуальную неудовлетворенность и озабоченность флером нравственности.

Конечно, взрослые должны помочь уберечь юношей и девушек от половой близости, чтобы сохранить красоту дружеского общения. И когда говорят, что нужно оберегать первую дружбу мальчиков и девочек, не подразумевается позиция невмешательства. Отнюдь. У девочки важно пробудить чувство девичьей чести, женского достоинства, у мальчиков – мужскую сдержанность, глубокое уважение, чуткость к девушке, женщине. Важно, чтобы подростки имели возможность формирования собственного опыта отношений с противоположным полом, а для этого нужны вечера и вечеринки.

Половое воспитание – это выработка моральной устойчивости к отрицательным явлениям в сфере взаимоотношений полов, а не устранение самих этих взаимоотношений и неполное неведение. Невежество ни есть невинность и не может быть защитником добродетели. Как замечал в свое время немецкий врач Блох, «законченное образование возвращается к совершенной невинности… Оно признает половой инстинкт как нечто благородное и естественное… Половой инстинкт является для него условием и предпосылкой жизни, а по тому  в основе своей чем-то невинным, само собой понятным, что не должно оцениваться слишком низко, но и не должно также переоцениваться…»

Среди неверных установок взрослых в вопросах взаимоотношений полов наиболее значимыми для деятельности классного руководителя могут оказаться следующие.

Девочке подростку всячески внушается мысль, что цель каждого мужчины – «обмануть» и бросить, что лучше всего держаться подальше от мужчин.

Такой же негативной, по сути, является установка на месть всем мужчинам. Часто такую установку проецируют женщины-педагоги, у которых не сложилась собственная семейная жизнь. Совсем критической может оказаться ситуация когда классный руководитель и родители (или мать) едины в своих установках – панических и негативных. Негативизм приводит к конфликтам, а это приносит результаты, противоположные тем, к которым стремились взрослые. Врач и психолог А.Б.Залкинд писал, что «из ссор мальчишек с девчонками родиться больше раннего полового возбуждения, чем из их товарищеских дружеских связей».

Не  менее вредна и совершенно противоположная установка – безразличие. Взрослые считают, что «жизнь всему научат» и поэтому специально заниматься половым воспитанием не стоит. В результате такого отношения девочка подросток не имеет представления о жизненно важных вещах, а имеющиеся знания – не совсем доброкачественная информация полученная «от подруг, у которых зачастую нет нравственных правил и которые сами плохо осведомлены», замечала Елена Шепард. «Путем приобретения сведения украдкой прививается также ложный… ненужный стыд, который…принимается за скромность и преодолеть который и заменить действительной скромностью можно только годами». Формирующуюся в результате безразличного отношения психологическая инфантильность особенно опасна в сочетании с ранней физиологической зрелостью, которая свойственна современному поколению.

ПРОБЛЕМА

ДЕТСКОГО

ВОРОВСТВА

Информация для учителя, воспитателя.

ПРОБЛЕМА ДЕТСКОГО ВОРОВСТВА.

Одной из проблем, с которой сталкиваешься в школе является проблема детского воровства.

 Из опыта работы видно, что встречаются случаи когда учитель знает кто в классе совершил кражу, бывает и наоборот – учитель даже не может предположить кто совершил кражу.

Чтобы не ошибиться в данной ситуации нельзя сразу осуждать или наказывать ребенка, так как, во-первых, это может сильно травмировать ученика; во-вторых, может приклеить к нему «ярлык» воришки и обманщика.

Вопрос о детском воровстве – сложный для педагогов, и я предлагаю обратиться за помощью к литературе.

Вот какие причины воровства называют психологи:

  • Ребенок сосредотачивается на привлекательности вещи для него, без всякой корысти (просто интерес, зависть).
  • Ребенок лишен познавательного общения со взрослыми и сверстниками. Как следствие, ребенок начинает утверждать свое я через подарок, оказывается за всем этим стоят сложнейшие переживания своего неблагополучия, одиночества, отвергнутости.
  • Большинство детей совершают кражи, - «отражатели» того, что видят и слышат.
  • Из мести кому-то.
  • «Не хочу брать, а руки сами тянутся…». Здесь сказывается так называемая «растительная стратегия», когда в семье, по отношению к детям, так и к самим себе, главным является принцип «накормлен, одет, делает то, что велено». И ребенок видит, что надо брать, брать, брать…

Только после того, как четко выявлены характер и причины данного явления, можно приступить к разговору с родителями, выяснить, когда эта проблема возникла впервые, а сейчас получила свое продолжение. Когда в первый раз ребенок принес домой чужую игрушку. Объяснили ли ему родители, что чужие вещи брать нельзя, рассказали ли как переживает мальчик у которого пропала игрушка. Смог ли ребенок сам вернуть игрушку, извиниться и пообещать, что больше так делать не будет.

Если какие-то потребности ребенка семья не может удовлетворить в данный момент, надо, по крайней мере, объяснить это и дать ребенку положительную перспективу - это удержит от искушения добыть желаемое недозволенными средствами.

Выяснить почему же проблема всплыла вновь.

  • Может быть, ребенок  привлекает к себе внимание всеми доступными способами.
  • Возможно внимание в семье переключилось на другого члена семьи и ребенка не устраивает такая ситуация.

Брать чужие вещи он стал не специально, он не может объяснить почему: не потому что вещь была необходима, а потому что у него ни разу не было вещи такого цвета или формы, его радовала возможность держать ее в руках, пользоваться ею.

Даже если будут устранены вышеуказанные причины и внимание между всеми членами семью будет распределено одинаково, и проблема затихает сама собой, она не может исчезнуть просто так, тем более что новые взаимоотношения со сверстниками могут быть не всегда такими, какие хотелось бы ребенку.

Важен психологический этап выхода из сложившейся ситуации. Если учитель не обращается за помощью к психологу, нужно объяснить ребенку, что дети, которые пострадали из-за него очень переживают, объяснить их чувства, что их могут наказать за то, что они потеряли вещь.

Чувство стыда и угроза позора или наказания не дают возможности совершившему кражу честно признаться. Даже если вы убедите ребенка честно признаться, вещи могут «находиться» сами собой. Необходимо объясниться с ребенком, почему он не признался, а поступил именно так. Чтобы обойти острый угол можно завести в классе «коробочку пропавших вещей». А когда скапливается слишком много потерянных вещей провести «Операцию по розыску хозяина». Вторая профилактическая форма – игры, групповые занятия, в которых ребята усваивают много неписаных законов товарищества и человеческого общения: «надо чтобы честно, плохо быть жадиной, обидишь друга и самому будет плохо».

Еще одной линией в профилактике могут быть «уроки щедрости». Щедрость – первое средство против тайного присвоения чужого, потому что вытеснение поступков о которых идет речь, более высокими мотивами, исключает само нежелательное действие. Например, за честные поступок следует похвалить ребенка, подарив что-то, преподав «урок щедрости».

Задача педагога – усиливать и укреплять его своим взрослым участием. И тогда можно рассчитывать на то, что ребенок сосредоточится не только на своем «хочу взять», но и на жертве и ее чувствах в результате его поступка. Надо помочь ребенку найти тот интерес, те занятия, которые компенсировали бы неудержимое желание воровства.

Необходимо обсуждать с ребенком его достижения в работе с собой.

 

ГОРДОСТЬ

И

МУЖСКОЕ

ДОСТОИНСТВО

(МАТЕРИАЛЫ К БЕСЕДЕ

С УЧАЩИМИСЯ 5-8 КЛАССОВ)

Информация для учителя, воспитателя.

Слово «педагог» в переводе с греческого означает дословно «ведущий ребенка». В культуру … В мир человеческих отношений… В науку … Для того, чтобы он мог выстраивать свое поведение, общаться с родителями, товарищами, учителями, ошибаться и исправлять ошибки.  Для того, что бы научился творить добро и заботиться не только о себе…

ТЕМА: «ЭТИКЕТНЫЕ НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ МАЛЬЧИКОВ. МУЖЕСТВЕННОСТЬ И ДОСТОИНСТВО.»

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ – дать понятие об этикетных нормах мальчиков, познакомить с понятиями высокого предназначения мужества и достоинства.

  1. Вступительное слово учителя.

«Мужчина, муж» - эти слова в толковом словаре русского языка стоят рядом с однокоренными «мужать, мужественный, мужественность». Понятия эти сродни не только лексически; в близости их есть духовный смысл. Мужчина тот, кто мужествен, храбр, кому во всяких ситуациях свойственно присутствие духа. О юноше, становящемся мужчиной, говорят: мужает, т.е. приобретает силу, выносливость, набирается зрелости.

«Мужественность» - понятие собирательное. Оно постоянно развивается, наполняется новым содержанием в зависимости от истории, эпохи. Основное место в нем всегда занимал ТРУД. СМЕЛОСТЬ тоже всегда рассматривалась как переходящая ценность мужского характера. Но смелость немыслима без выдержки, силы воли, самообладания. Не менее ценным качеством мужского характера была и есть ВЕРНОСТЬ СЛОВУ, ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ. Вспомни сказки! В них богатыри, Иваны-царевичи всегда должны были совершить славные дела к определенному сроку, и как бы не было трудно, слово свое держали.

Понятие «мужественность» не отделимо от МУЖСКОЙ ЧЕСТИ, БЛАГОРОДСТВА, ДОСТОИНСТВА. Издревле считается что мерилом мужского достоинства является ОТНОШЕНИЕ К ЖЕНЩИНЕ. Впрочем судя по всему, времена Прекрасных Дам и рыцарей канули в Лету. Все чаще и чаще раздается признание, что рыцари теперь редки.

Видимо, рыцарство сегодня – это не только умение галантно ухаживать за девушкой, быть вежливым и предупредительным, но и, прежде всего, УМЕНИЕ ВЗЯТЬ НА СВОИ ПЛЕЧИ ТЯЖЕЛУЮ РАБОТУ.

Живучи еще пережитки прошлого. Не секрет, что сыновья часто смотрят на своих матерей как на обслуживающий персонал, а позже такое отношение переносят и на жену. Какие же качества в мужчине ценятся?

(Предварительно провести анкетирование родителей учащихся.)

Послушайте как ответили на вопросы нашей анкеты ваши родители.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ИСТЕННОЙ МУЖЕСТВЕННОСТИ ВСЕГДА СВОЙСТВЕННЫ ВЫДЕРЖКА, СДЕРЖАННОСТЬ, СЕРДЦЕ МУЖЧИНЫ ДОЛЖНО БЫТЬ ПОДВЛАСТНО СДРАВОМУ СМЫСЛУ.

  1. Диспут «Кого сегодня можно назвать рыцарем?»
  1. Какого современное значение понятия «рыцарство»? Не устарело ли оно? Не изжило ли себя?
  2. Кого из героев современной литературы и кино можно назвать истинным рыцарем?
  3. Каково на ваш взгляд основное отличительное качество рыцаря? Объясните вашу точку зрения.
  4. Можно ли сказать, что среди ваших товарищей есть рыцари?
  5. Нарисуйте образ той, что способна вдохновить на рыцарство. Какими качествами должна обладать, по вашему, подруга, спутница рыцаря?

  1. Советы социального педагога, психолога. ПАМЯТКА ПО САМОНАСТРОЮ.

«ИМЕННО СЕГОДНЯ»

1… я буду счастлив. Счастье внутри меня;

2… приспособлюсь к жизни, а не к своим желаниям;

3… позабочусь о своем организме;

  • сделаю зарядку,
  • буду правильно питаться,
  • не буду наносить вреда здоровью;

4… уделю внимание развитию своего ума:

  • изучу полезное,
  • прочитаю то, что требует усилия, размышления, сосредоточенности;

5… займусь нравственным самоусовершенствованием:

  • сделаю полезное дело,
  • буду ко всем доброжелательно настроен,
  • постараюсь быть опрятным, аккуратным,
  • буду разговаривать тихим голосом, любезно вести себя,
  • буду щедр на похвалы,
  • не буду придираться к окружающим,
  • не буду никем руководить, никого исправлять;

6… намечу программу дел:

  • избавлюсь от двух неприятностей: спешки и нерешительности;

7… побуду 30 минут в покое, одиночестве, постараюсь расслабиться;

8… ничего не буду бояться, не буду зря беспокоиться, буду наслаждаться красотой, любить и верить, что меня тоже любят.

  1. Заполнение анкеты взаимной оценки.

Против фамилии каждого из учеников класса участвующий в анкетировании ставит следующие символы:

I – значит самый лучший по твоему одноклассник,

II – просто одноклассник, 

III  - хороший друг,

IV  - не знаю,

V – не интересуюсь ими,

VI – не люблю их.

  1. ЛИРИЧЕСКАЯ МИНУТКА.

Стихи Э. Осадова, Р. Рождественского по выбору.