Русский язык

Шафеева Эльмира Тяфиковна

Задания по русскому языку для 2-го класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontrolnyy_srez.doc47 КБ
Microsoft Office document icon minutka_chistopisaniya.doc258.5 КБ
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx365.95 КБ

Предварительный просмотр:

Карточки по русскому языку  (2 класс)

На уроках русского языка большое внимание уделяется индивидуальной работе с учащимися. Для этого используются дидактические материалы, которые разрабатываются с учетом требований программы и  индивидуальных особенностей детей.

Дидактические материалы позволяют:

закрепить правописание безударных гласных, парных согласных, удвоенных согласных, непроизносимых согласных, разделительных ь и ъ; закрепить различные виды разборов (синтаксический, фонетический);

развивать речь учащихся, работая с синонимами, антонимами, словосочетаниями, предложениями.

Материалы расположены в соответствии с программой 2-го класса по русскому языку.
Задания различны по сложности и рассчитаны на 5–10-минутную работу.

Карточка 1. __________________________________________________________Фамилия, имя

1. Вставь безударные гласные:

Цв...точки, хр…нил, скв…рцы, бл…ны, пч…ла, кр...сота, т…жёлый

2. Выдели грамматическую основу предложения:

По берегам речки растут осины.

3. Поставь ударение в словах. Подчеркни одной чертой  имена существительные.

лесной, берёзка, цветочки, весенний, прибежала, ельник

4. Вставь, где надо, Ь.

Пахн…ет  шерст…ю  волч…ей

У пен…ка с поганками.

Шли волч…ата ноч…ю

Лунными пол…янками.

                        З. Александрова

Карточка 2. __________________________________________________________Фамилия, имя

1. Вставь пропущенные буквы:

Ч…сто идут д…жди. Плохо без з…нта и пл…ща. На дв…ре лужи. Тихо кругом. Улетели из с…дов гр…чи и др…зды. Вчера они долго кружились над п…лями и х…лмами. Весной птицы вернутся д…мой.

2. Выдели грамматическую основу предложения:

К лесному ручью вышла лиса.

3. Раздели слова на слоги.

конверт, окуньки, цветочки, весенний, клеёнка, ельник

4.. Раздели на слоги слово  красный. Запиши все возможные случаи переноса этого слова _____________________________________________________________________________

Карточка 3. __________________________________________________________Фамилия, имя

Вставь пропущенные буквы:

Жил в Одессе чёрный ко… .

Он зале… на парохо… .

С удовольствием в буфете

Съел с колба…кой бутербро… .

Ю. Мориц

2. Выдели грамматическую основу предложения:

К лесному ручью вышла лиса.

3. Раздели слова на слоги.

конверт, окуньки, цветочки, весенний, клеёнка, ельник

4..Запиши все возможные случаи переноса слова дождевой. _____________________________________________________________________________

Карточка 4. __________________________________________________________Фамилия, имя

1. Допиши предложения словами с противоположным значением. Вставь в слова пропущенные буквы.

Р…ка  ш…рокая, а ручей _____________.  Камень т…жёлый, а пух ____________.

Яблоко сла…кое, а редька _____________. Ш…повник  ни…кий, а ду… _________.

2. Выдели грамматическую основу предложения:

Ракета полетела в космос.

3. Раздели слова на слоги. Подчеркни слова, которые нельзя перенести.

Уползёт, края, соболь, океан, жареный, тетрадь, осёл, учитель, Егор

4. Обведи в кружок нужную букву.

Около будки лежит  (П,п) ёс  (Ш,ш)арик. По двору бежит (К,к)отенок  (Б,б)арсик. За

забором мычит (К,к)орова и гогочут (Г,г)уси. На лугу пасётся (К,к)оза (З,з)орька.

Карточка 5. __________________________________________________________Фамилия, имя

1. Вставь пропущенные буквы.

У ко…ки Мурки мя…кие ла…ки и острые зу…ки.  Лоша…ка беж…т  по у…кой доро…ке.

2. Выдели грамматическую основу предложения:

Воробей клевал крошки хлеба.

3. Вставь, где надо, Ь.

Улич…ный, пузыр…ки, Жанноч…ка, скуч…ный,  ёл…ки, сил…ный, оч…ки.

4. Напиши слова во множественном числе.

Чиж - _______________

Этаж -_______________

Алёша - _____________

Малыш-_____________

Карточка 6. __________________________________________________________Фамилия, имя

1. Обведи в кружок нужную букву.

Век без ош(ы,и)бки не прож(ы,и)ть. Сам погибай, а товарищ(а,я) выруч(а,я)й. Волки рыщ(у,ю)т, добыч(у,ю) ищ(у,ю)т.

2. Выдели грамматическую основу предложения:

Маленькая кошечка сидит на ступеньке.

3. Вставь пропущенные буквы.

Компа…

Когда с тобою этот дру… ,

Ты можешь без доро…

Шагать на север и на ю…,

На запа… и восто… .

4. Запиши цифрами рядом со словом количество букв и звуков..

Клюнуть - ______б.,______зв.

ожерелье -_______б.,________зв.

южный - _______б.,______зв.

армия-______б.,_______ зв.

Карточка 7. __________________________________________________________Фамилия, имя

1. Раздели слова на слоги. Поставь знак ударение. Поставь в словах красным точки под гласными, зелёным - под мягкими согласными, синим – под твёрдыми согласными.

Июнь, тюльпан, плюс

2. Придумай и запиши имена собственные:

Город _____________, собака ___________, попугай _____________, улица _____________, река______________.

3. Вставь пропущенные буквы.

Холо… сковал землю. Под ногами хрустит сне…. Моро… щиплет щёки и но… .

4. Из слов составь и запиши предложение. Подчеркни грамматическую основу.

окнах, нарисовал, на, узоры, мороз

Карточка 8. __________________________________________________________Фамилия, имя

1. Поставь ударение.

Серый день короче ночи,

Холодна в реке вода,

Серый дождик землю мочит,

Свищет ветер в проводах.

Г. Ладонщиков

2. Вставь пропущенные буквы:

В л…су зв…рьки г…товятся к з…ме. Птицы ул…тают в тёплые края. Белоч…ка суш…т на ветвях д…ревьев гр…бы. Ёж…к спеш…т в свою норку. Мы…ка запасает з…рно.

3. Рядом с одушевлёнными существительными поставь галочку синим, рядом с неодушевлёнными – зелёным.

пираты                        работа

Волга                                лимон

змея                                   вагон

охрана                        Анечка

4. Из слов составь и запиши предложение. Подчеркни грамматическую основу.

ёжик, по, бежит, тропинке

__________________________________________________________________________

Карточка 9. __________________________________________________________Фамилия, имя

1. Поставь ударение. Раздели слова на слоги.

Зонтик, урожай, карандаш, утята, животные, шофёр, лейка, пеньки.

2. Зачеркни лишнее слово в каждой строке. Найди и выдели в словах общий корень:

Школа, школьник, школьный, пришкольный, ученик.

Лес, лесной, лесник, лесничество, залезет.

Свет, светлый, светит, цветной, просвет.

3. Вставь пропущенные буквы.

Л…стопад, т…рять, взгл…ну, ш…пну, л…док, пр…мые, вскр…чал, ж…рища.

4. Из слов составь и запиши предложение. Подчеркни грамматическую основу.

лужами, двор, покрыт, широкий

__________________________________________________________________________

Карточка 10. __________________________________________________________Фамилия, имя

1. Поставь точки под гласными.  В первом предложении подчеркни грамматическую основу.

Колокольчик в шапочке лиловой

Весело кивает головой.

Одуванчик, улететь готовый,

Шепчется с гвоздичкой полевой…

З. Александрова

2. Раздели слова на слоги. Запиши все возможные случай переноса.

Хлопок ___________________________________________________

Силёнка __________________________________________________

Индейка - _________________________________________________

Якорь - ___________________________________________________

3. Поставь в словах красным точки под гласными, зелёным - под мягкими согласными, синим – под твёрдыми согласными.

платье, коньки, ягода

4. Вставь пропущенные буквы.

В л…су на поляне поспела з…мляника. Её яг…ды очень сла…кие. А в…ренье из них вку…ное и ароматное.

Карточка 11. __________________________________________________________Фамилия, имя

1. Подчеркни слова, в которых есть гласные, обозначающие два звука.

Дождик на луже рисует картинку,

Светлую, лёгкую – как паутинку.

Если в неё заглянуть с высоты -

То на картине появишься ты.

А. Пинегин

2. Раздели слова на слоги. Запиши все возможные случай переноса.

звенья ___________________________________________________

глотаю __________________________________________________

союзник - _________________________________________________

язык - ___________________________________________________

3. Вставь пропущенные буквы. Измени слова по числам.

Р…га - ______, эт…жи- _________, пч…ла-_________, …гла - _______.

4. Обведи в кружок нужную букву.

К Ване пришёл поиграть дру(г,к)  Оле(г,к) . У Олега тан(г,к). А у Вани кама(з,с). После игры мальчики пошли есть пиро(г,к) и пить со(г,к).



Предварительный просмотр:

Минутки чистописания на уроках русского языка

 2 класс

Минутка чистописания.

На доске: Щ-КА К-МАР ДЕВ-ЧКА

  • Назовите букву, которую мы будем писать сегодня на минутке чистописания. Найдите логическую связь между верхним и нижним рядами. Ответьте на вопрос.

(Сегодня на уроке мы будем писать букву Ч. Щука-рыба, комар-насекомое, девочка-человек.)

  • Составьте цепочки, в которые бы вошла заглавная буква Ч, строчная буква ч и буквы, пропущенные в словах.

(Можно составить такие цепочки: Ччуоо, Ччоуо, Ччооу, Чучоо,…)

  • Напишите одну из предложенных цепочек до середины строки. Правильно ли, красиво ли в тетради написаны буквы? Карандашом подчеркните те, которые не удались. На второй половине строки напишите их правильно и красиво.

Минутка чистописания

Учитель: Букву «О» приглашаем на минутку чистописания. Приём на внимание.
Записать эти слоги столько раз, сколько услышите хлопков. ОС СО (4 раза, чередуя открытые и закрытые слоги).

Учитель: Посмотрите в окно. Какое время года?

Дети: Осень.

Учитель: Запишем это слово: ос_нь. Какую букву вставим? Как проверить?          

Дети: Осенний.

Запись с комментированием

Загл_нула ос_нь на л_сную п_ляну.

Учитель: Обозначим ударение в словах, подчеркнём безударную гласную. Найдите главные члены предложения.

Минутка чистописания.

- Сегодня мы напишем красиво и правильно букву «б» в соединении с буквой «п»

Бп

(4раза)

- Чем интересна эта пара букв? (…) Назовите другие парные согласные.

- Рядом запишем слова дубки грибки, сделаем разбор по составу

( 1уч-ся у доски, 2слово-самост.но)

- С чем связаны эти слова? ( с природой) 

А что такое природа? (…) Всё это природа и человек неразрывно связан с ней. Поэтому, как мы должны к ней относиться? (…) Ведь

 

Жизнь дана на добрые дела.

 

- Найдите орфограммы в словах, подчеркните.

Минутка чистописания. Разминка.

На доске табличка с переплетёнными буквами.
Вопрос. Назовите буквы, которые здесь спрятались?
Ответ. Ж, т, х, у, е, щ, ч, и.

Вопрос. На какие две большие группы делятся буквы?
Ответ. Гласные и согласные.

Задание. Записать 2 цепочки: первая – из гласных, вторая – из согласных.

Уеи, уие, еуи, еиу, иеу, иуе.
Жтхщч, жхтщч и т. д.

Вопрос. Каких букв больше? Дайте им характеристику.

Ответ. Ж – всегда твёрдый; и т. д.

Минутка чистописания

В стране живут сказочные герои.

Они приготовили для вас интересные задания.

И вот, мы подплываем к острову «Чистюлькину».

Пока мы не причалили к острову, откроем тетради.

 

- Какое сегодня число?

(8 апреля)

Запишите число в тетради.

 

- Угадайте, кто нас встречает на этом острове:

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт,

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель ….

(Ёжик)

- С чем ёжик нас встречает?

(С шариками)

- А что изображено на шарах?

(слоги)

Прочитаем слоги вместе:

КА, СО, МЕ, РЫ, ЖИ

- Какой слог лишний?

(ЖИ)

-Почему?

 

-Какое правило вы знаете?

(ЖИ – ШИ пиши с буквой И)

 

Запишите эти слоги красиво в тетрадь!

 

- В слове «ЁЖИК» есть орфограммы?

(ё – в начале слова, жи - ши пиши с буквой И)

 

Ёжик доволен вашими знаниями желает вам счастливого пути!

Наше путешествие продолжается.

Минутка чистописания.

   - Рассмотрите на доске показ соединений для чистописания. Написание какой буквы  повторяем? (Буквы «ша»).

  - Назовите элементы этой буквы. Что вы должны помнить при написании буквы?

(Параллельность наклонных палочек).

 - Запишите первую строку в тетрадь. Проверьте свою посадку и положение тетради.

Шш // Шш // Шш // Шш //

- Рассмотрите вторую строку. Какое слово вы можете написать с ошибкой.

  Шуршание и шелест осенних листьев слышны в парке.

- Запишите предложение в тетрадь.

- Какое слово нельзя проверить? (шелест).

- Это наше новое словарное слово. Запишите слово в словарь.

Минутка чистописания.

К концу лета в каждом гнезде у пчёл начинается подготовка к зиме. Пчёлы собирают с почек деревьев тополя клей – прополис и аккуратно замазывают щели. Итак, мы сейчас пчёлки – строители. Строим аккуратно и красиво.

Чч

чк чн чт чу ча чл чм

Минутка чистописания



Е
Ем

Егор Елена Евгений Ева Елец

-        Назовите лишнее слово (Елец)

-        Почему? (Все остальные слова – имена людей, а Елец – это город)

-        А чем похожи эти слова? (Это имена собственные)

Минутка чистописания.

- Ребята, с чего мы начинаем урок русского языка? (с минутки чистописания)

- На прямую палочку
Справа села галочка
Там поныне и сидит -
Буквой
К на нас глядит

Дайте характеристику звуку, которым обозначается эта буква

- Рассмотрите цепочки букв. Найдите закономерность. (Строчная буква "К" следует в порядке увеличения на одну букву)

- Напишите, сохраняя закономерность, до конца строчки.

Минутка чистописания.

      Урок русского языка учит нас грамотному и красивому письму. На минутке чистописания мы будем прописывать 2 буквы, но какие – нам нужно угадать, так как тучки закрыли карточки с буквами.

      Посмотрите на первую тучку и скажите, как вы думаете, какую первую букву мы будем прописывать? Почему? (Чч)

      А теперь расшифруем задание 2 тучки. (Рр)

Откройте тетради и пропишите по образцу буквы Чч и Рр.

тучки для конспекта       для конспекта

Минутка чистописания.

Учитель. Напишите каллиграфически те буквы, которые надо запомнить в словах-отгадках. Соблюдайте правильные соединения. Между прочим, каллиграфия - искусство чёткого и красивого письма; kallos (калос) - греч. "красивый" - + grapho (графо) - пишу.

  • 1 .Где доска и парты есть, чтоб всем детям сразу сесть? Это в школе есть у нас, это наш просторный... (класс, сс- верхнее соединение)
  • 2.Многим нам она знакома, в ней купаться можно дома. Что же это за предмет? Догадались или нет? (ванна)
  • 3.Простудился я вчера, голова болит с утра, я закашлялся, охрип. У меня, наверно, ... (грипп)
  • 4.Вдоль дороги по бокам липы, клёны тут и там. Всем идти здесь веселее. Этот путь зовут .. .(аллея, лл - нижнее соединение)
  • 5.Основная единица массы в Международной системе единиц, равная 1000 граммам, (килограмм, мм - нижнее соединение)
  • б.Шестой день недели (суббота)
  • 7.Их используют для приготовления сдобного теста, кваса, пива (дрожжи) 8.Сотрудник газеты, журнала, радио, посылающий сообщения с мест, (корреспондент)

Полученная запись в тетрадях детей: ее нн пп лл мм бб жж рр

МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ.

-Внимательно посмотрите на данную запись:

большой - маленький
сухой - ? (мокрый)
твердый - ? (мягкий)
глубокий - ? (мелкий)
война - ? (мир)

-Если вы правильно сформулируете и выполните задание к ней, то узнаете, какую букву будем писать на минутке чистописания.
(Д. – К словам левого столбика надо подобрать слова, противоположные по смыслу, начинающиеся
на букву м. Значит, мы будем писать букву м.)
-Определите порядок следования букв в этом ряду:
мло омл лом…….
(Последняя буква в каждой ячейке ставится первой)
-Давайте вспомним, какие качества письма мы отрабатываем на минутке чистописания?
(Наклон. Ширину элементов букв. Высоту. Ширину соединений между буквами. Расстояние между
словами.)
-Напишите данный ряд букв до конца строки в указанной последовательности.

Минутка чистописания.

Откройте тетрадки. Положите их с наклоном, возьмите ручки в руки, сядьте правильно: выпрямите спинки, поставьте на место ножки. Запишите сегодняшнее число, классная работа.  - А вот и первое задание. Отгадайте, что это за буква? Она нам поможет продолжить путешествие:

В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.

 Правильно, это буква О.
-Давайте пропишем дорожку с буквой О в соединениях с другими буквами в своих тетрадках.  - Как вы думаете, какое соединение будет следующим?

Ооа Ооб Оов … (Оог)

Пропишите эту дорожку до конца строки и повторите их еще раз

Минутка чистописания.

Посмотрите на данную запись, если вы правильно сформулируете и выполните задание к данной записи, то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.

Большой – маленький

Сухой - ?

Война - ?

Глубокий - ?

Старый -?

Д.К словам левого столбика надо подобрать слова, противоположные по смыслу и начинающиеся на букву м:

Большой – маленький

Сухой - мокрый

Война - мир

Глубокий - мелкий

Старый - молодой

Значит сегодня мы будем писать букву м. Откройте тетради, запишите маленькую букву м до конца строки. Придумайте свою пару слов к данному заданию (помогать-мешать, твердый – мягкий, гладить – мять и т.д)

Минутка чистописания

      Дальнейшее закрепление гигиенических навыков письма. Упражнения по переводу детей на письмо по одной линейке (усвоение новой высоты, ширины букв). Письмо трудных для учащихся прописных и строчных букв и их соединений:
      1) з, к, ж, в, ч, б, д, у, я и др.; 2) Г, П, Т, Р, З, Е, Ю, Д, Ф, К, В и др.; 3) П, п, Ч, ч, Р, р, В, в, Е, е, З, з, У, у и др. Упражнения в безотрывных. соединениях букв типа ол, ое, во, вл, се, од, ас, уе, до, св и др. Связное, ритмичное письмо слов, предложений и небольших текстов.

Минутка чистописания.

- Отгадайте загадки:

1. Загадка для тебя легка:

    Пишусь всегда через два ?К?,

    И мяч, и шайбу клюшкой бей,

    А называюсь я - ? (хоккей).

2. По долинам, по отрогам

    Мчит широкая дорога.

    И она, как знают все,

    Называется ? (шоссе).

3.Вдоль дороги по бокам

   Липы, клены, тут и там.

   Всем идти здесь веселее

   Этот путь зовут ? (аллея).

- Если вы исключите одно из слов и назовете признак, по которому вы его нашли, то сможете назвать тему минутки чистописания.

- Какую букву мя будем сегодня писать?

- Эту букву мы напишем с буквами, благодаря которым слова можно объединить в одну группу. Назовите группы.

- Запишите, продолжив закономерность.

кк      Аа        сс         Ааа          лл         Аааа

Минутка чистописания.

Учитель.

-Прочитайте слова и определите, что их объединяет.

В.р.б.и, т.традь, п.л.то,учител., к.н.ки, вернут., к.рабл., к.ртофел.

Д. Это словарные слова с непроверяемой безударной гласной.

Д. Все слова пишутся с мягким знаком.

У. Назовите имеющиеся в словах различия.

Д. Данные слова являются разными частями речи. Слова воробьи, тетрадь, пальто, учитель, коньки, корабль, картофель- это имена существительные, слово вернуть-глагол.

У. Какие еще можно найти различия в данных словах?

Д. Есть различия в нахождении ь знака. В слове воробьи пишется разделительный ь знак.

У. Цепочку слов для чистописания Вы составите самостоятельно. Используйте для этого первые буквы имен существительных во множественном числе и мягкий знак, который должен находится после каждой их этих согласных. Какая цепочка у Вас получилась.

Воробьи, коньки.

У. Спишите записанные на доске слова, группируя их в зависимости от места и роли мягкого знака.

У. Проверьте свою работу.

Тетрадь      пальто     воробьи

Учитель      коньки  

Корабль      

картофель  

Минутка чистописания.

К концу лета в каждом гнезде у пчёл начинается подготовка к зиме. Пчёлы собирают с почек деревьев тополя клей – прополис и аккуратно замазывают щели. Итак, мы сейчас пчёлки – строители. Строим аккуратно и красиво.

Чч

чк чн чт чу ча чл чм

Минутка чистописания.
- Наш сегодняшний урок начнём с чистописания. Сегодня мы повторим написание заглавной и строчной букв Цц. Напишите их соединение 3 раза. А теперь запишите красиво слово «цирк», запомните как оно пишется. Какая это часть речи? Образуйте от этого слова прилагательное среднего рода. Придумайте устно словосочетание с этим прилагательным. А теперь запишем слово «театр». Не ошибитесь в его написании.

Минутка чистописания.
В сказках совершается волшебство, которое ждёт нас впереди.
Предметы волшебные в сказках бывают,
Героев желанья они исполняют:
Ковёр – самолёт поможет подняться.
За тридевять царств мигом вдруг оказаться.

По мановению волшебной палочки Феи мы очутились в неизведанном месте.
- Добрая фея предлагает повторить правила посадки при письме.
- Какая первая буква в слове «Фея?»
- Напишем заглавную и строчную букву «эф», чередуя

Объясните смысловое значение слов:
Фокусник, фиолетовый, фантазировать.
Запишите данные слова. Укажите, какие это части речи.

Минутка чистописания

. Путешествие в зимний лес.
– Закройте свои глазки и давайте отправимся в путь.
Тропинка, тропинка.
Держит путь издалека.
Вьется по лесу тропинка
Словно нитка из клубка.
(Под музыку ).
Написание заглавной и строчной букв Жж.

Минутка чистописания.


Загадка.
- Кто в лесу без топоров
Строит избу без углов? (Птицы).
- Сегодня , на этом уроке
Мы много узнаем, поймём.
Помогут нам в этом птицы.
Мы их на урок позовём.
- Перед вами слова:
Ястре…, лебе…ь, голу…ь, дроз….

Минутка чистописания.

Мм  мм  Мм  мм

Какие звуки на письме обозначает данная буква?

Дайте характеристику звукам.

Прочитайте пословицу:

Люби дело - мастером будешь.

Кого можно назвать мастером?

Как можно применить данную пословицу к уроку русского языка?

Каллиграфическая минутка.

- Составьте пословицу из слов.

Шубы, и, валенок, без, - и, зима, конца, без.

(Высказывания детей)

Без шубы и валенок – и зима без конца.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Спишите каллиграфически грамотно.

- Какие орфограммы встретились в пословице?

(Объяснение и подчеркивание орфограмм)

- Назовите существительные во множественном числе.  (валенок)

- Определите падеж у этого существительного. (р.п.)

- Какое окончание у этого слова? (нулевое). Выделите.

Снежок, сугроб, леса, снежинка, сосна.   

-Какое слово лишнее? Почему?

Скажите, над  каким  правилом мы будем продолжать работу?

-Какая буква встречается во всех слова? Какой звук она обозначает?

Дайте ему характеристику.

Пропишем сочетание букв.

с  сн  су   са   со 

Спишите каллиграфическим почерком слова, устно подбирайте проверочные слова, безударную  гласную подчеркните. 

Минутка чистописания.

Учитель. Как всегда, несколько минут в начале урока уделим чистописанию. При проверке тетрадей заметила, что некоторые из вас неправильно пишут элементы буквы П. А мы с вами должны писать красиво.

Давайте пропишем заглавную и строчную букву П.

Образец:__________________

Учитель. Назовите слова, которые пишем с заглавной буквы.

Дети. Пушкин, Петр:

Учитель. Вспомните и напишите словарные слова на эту букву. Определите у существительных род.

Минутка чистописания. Ребята вы должны угадать, какую букву вы будете писать на чистописании. Эта буква обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук в слове лиса. Расскажите о лисе: какая она?

Минутка чистописания.

- Прочитайте слова. Буква, которую будем писать на минутке чистописания, встречается во всех словах и обозначает согласный, глухой парный, твердый парный звук.

Автобус, троллейбус, трамвай

- Назовите эту букву. (т)

- Придумайте и запишите цепочку с этой буквой. (Три человека у доски показывают свой образец цепочки для минутки чистописания)

Минутка чистописания.

С какой частью речи работаем на уроках русского языка?

Чем эта часть речи отличается от других самостоятельных частей речи?

АГРОНОМ

ВАГОН

КОСМОНАВТ

Какие местоимения прячутся в этих словах?

(Выполнение упражнения чистописания по образцу).

Минутка чистописания.

У. На минутке чистописания мы напишем буквы, которые являются непроверяемыми безударными гласными в данных словах. Какие это буквы?

Д. Это буквы а, о, е.

У. Составьте свою цепочку из таких букв. Какие можно предложить варианты?

Д. Можно написать данные буквы сначала в прямом, затем в обратном алфавитном порядке: аео, оеа, … .

Д. Можно написать цепочку из данных букв в прямом алфавитном порядке, при каждом повторе увеличивая количество букв а на одну: аео, ааео, аааео, … . И т. д. (Учитель записывает на доске предлагаемые детьми варианты цепочек букв, обращая внимание на их соединения).

У. напишите каждую цепочку до середины строки.

Минутка чистописания.

     - Сегодня мы вспомним способы соединения букв в сочетании «оро».

     (Учитель показывает на доске написание сочетания букв «оро» с нижним и верхним соединением)

      - Спишите предложение, обратите внимание на соединение букв:

     Сто сорок и сто сорок будет двести сорок.

     Верно ли это высказывание?  (Ответы детей)

     Как нужно прочитать это предложение, чтобы оно стало верным? (Сделать в слове «сорок» ударение на второй слог, тогда это слово будет обозначать не число, а название птицы)

     Поставьте ударение.

     Почему не сразу догадались, о чём идёт речь, и прочитали неправильно? (Потому что без постановки ударения  непонятно было, что обозначает слово «сорок»; слова имеют разное значение, читаются по-разному, а пишутся одинаково)

 

Минутка чистописания.

Отработка написания букв Л, л. Каллиграфическая запись предложения «Ласковое слово и кошке любо».

Минутка чистописания: Р, р. 

Построение модели слова радуга (в сочетании с рисунком, звуковой схемой, буквенной записью) должно привлечь внимание детей к тому, что обозначает слово, как звучит, как пишется.

Минутка чистописания.

Списывание с образца первого предложения из рассказа А. Гайдара.
      — Запишите первое предложение рассказа как пример владения словом (см. рукописный шрифт).
      — Объясните причины написания заглавных букв.

Минутка чистописания:

письмо букв, содержащих овал. Учащиеся вспоминают правило переноса слов, если они не помещаются на строке.

Минутка чистописания

Выделение общих элементов в буквах о, ю, б. Учащиеся записывают название любимой сказки, предварительно обсудив его правильное написание, обратив внимание на заключение названия в кавычки. (Все упомянутые названия могут быть вынесены на доску.)

Минутка чистописания:

написание букв К, к; словосочетание классная работа.
      
Что означает словосочетание классная работа? (Работа, которая выполняется в классе.)
      Работа над значением слов.
      — Сравните словосочетания
светлый класс — дружный класс. Одинаковые ли значения слова класс в каждом из них? (Нет, неодинаковые: в первом словосочетании слово класс означает школьную комнату для занятий, а во втором — группу, коллектив учеников.)
      — Как мы называем такие слова? (Слова с несколькими значениями, многозначные слова.)
      — А что такое
пенал? (Коробочка или маленькая сумочка для хранения ручек, карандашей.)
      Дополнение предложений (они записаны на доске):
      — Закончите предложение словом
класс в значении «коллектив учеников»: Наш класс (какой?)... (Наш класс дружный.)
      
Слово какой группы вы использовали? (Слово-название признака предмета.)
      — Закончите предложение словами-названиями предметов:
В пенал кладут (что?)... (В пенал кладут ручки и карандаши.)
      
Запишите предложение. Какие правила вспомнили при письме?

Минутка чистописания
У: Буквы, которые мы будем писать, вам предстоит определить самим. Стоит в первом глаголе после приставки, это согласный, парный, звонкий звук. (Г) Пропишите эту букву, последовательно соединяя с каждой гласной. Сколько вариантов получится?

га го ге гя гё гэ гу гю

Каллиграфическая минутка

У. На минутке чистописания мы вспомним начертание буквы с, вспомним, как правильно соединять ее с другими буквами.

С  СА  СД  СБ  СО  СО

СНЕГ  СЛЕД  СУГРОБ  СОСНА  ЛЕСА

Завалила зима сугробами леса

 – Буква с состоит из полуовала, верхняя часть которого уRже нижней. С буквами а, д, б она соединяется всегда при помощи нижнего соединения путем повторного проведения по ходу движения руки. С буквой о она может соединяться как с помощью верхнего соединения, так и с помощью нижнего. От чего это зависит?

Дети. Это зависит от буквы, которая следует за буквой с.

У. Докажите это на примере слов второй строчки.

Дети доказывают.

– Какие два правила надо знать, чтобы правильно написать эти слова?

Д. Правило проверки слов с безударными гласными и парными согласными в корне.

У. Вспомним короткое правило проверки слов с парными согласными на конце слов и перед другими согласными, кроме сонорных и в. Хором...

Д. Звук согласный проверяй –
Рядом гласный подставляй.

У. Я читаю слово, вы хором называете проверочное: снег.

Д. Снега.
У. След.
Д. Следы.
У. Сугроб.
Д. Сугробы.

У. Вспомним короткое правило проверки слов с безударными гласными в корне. Хором...

Д. Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты ее немедленно ставь под ударение.

У. Я читаю слово, вы хором называете проверочное. Сосна.

Д. Сосны.
У. Леса.
Д. Лес.

У. Запишите первую и вторую строчки. Наиболее трудные соединения обозначены крестиками. Будьте внимательны при записи.

Дети выполняют задание.

– Хором прочитаем предложение.

Дети выполняют задание.

–         –         Найдите и прочитайте слова, в которых гласные в корне стоят в слабой позиции. Подберите проверочные слова, назовите гласные.

 

Д. Завалила – я валит

-           Зима – и – зимы

-           Леса – е – лес

 

 У. К каким словам вы подбирали проверочные, изменив при этом форму проверяемого слова, а к каким подбирали в качестве проверочного слова однокоренное? Расскажите полное правило проверки слов с безударными гласными в корне (домашнее задание).

Д. Чтобы проверить безударные гласные ао, иея в корне слов, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударные гласные стали ударными.

У. При записи предложения будьте внимательны, трудные соединения обозначены крестиками.

Минутка чистописания:

Прежде чем отправиться в путешествие, мы должны подготовиться, т.е. выполнить задания:
• Назовите и напишите парную согласную буквы Ф
• Какая буква стоит в алфавите перед буквой П? записать 2 раза.
• Назовите букву, которая обозначают [ л] и [ л]

• Какой звук чаще всего звучит в скороговорке: Семь суток сорока старалась, спешила, себе сапоги сыромятные сшила (В ООЛС)
• Теперь попробуйте собрать все эти буквы, чтобы получилось... СЛОВО. Запишите, соблюдая каллиграфию.
- Вот сегодня мы и посвятим ему, Слову, урок! А напутствием для вас станет стихотворение С.Островского «Первородство»
К словам привыкаешь день ото дня
А они первородного смысла полны
И когда я слышу: « Извини меня!» Это значит - исключи меня из вины! У слова цвет своего огня,
Свое пространство, свои рубежи,
И когда я слышу: «Обереги меня!» Это значит - берегами меня окружи. У слова есть корни, и есть родня,
Оно не подкидыш под сирым кустом. Когда я слышу: «Защити меня!»
Это значит - укрой меня за щитом! Вслушайся! Вникни! Не позабудь!
У слова свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть, Слово тебе сотворит добро!
- последние строчки стихотворения будут девизом нашего урока

Минутка чистописания.

1.Прописать соединения букв: си сл ск

2.Составить из слов пословицу: руки, не сиди, сложа ,не будет, так и, скуки.
-Как вы ее понимаете?

Вот мы сегодня и посмотрим, кому на уроке было скучно, а кому нет.

-Запишите пословицу, правильно используя соединения букв.

-Подчеркните все орфограммы, которые вы видите в этой пословице?
Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.

Чистописание.

Постановка целей урока.

б в г д ж з

п ф к т ш с

- Почему вы записали эти согласные?

- Догадались, какая у нас тема урока?

- Для чего надо изучать эту тему?

- На уроке мы будем учиться находить парные звонкие и глухие согласные в корне слова, подбирать проверочные слова, размышлять, рассуждать.

Минутка чистописания.

          (проводится по вариантам)

 1 вар. - - - ь е ё ю и я            (  Рядом со схемами учащиеся записывают по 2 примера.)

 2 вар. - - - ъ е ё ю я

Предлагаем следующие виды «шифровок»:

Обратное задание — зашифровать записанные или продиктованные предложения.

Подобным образом строится работа по предупреждению ошибок выбора последующего элемента и в других парах смешиваемых букв.

Предлагаемые «шифровки»:

Обратное задание предполагает «шифровку» предложений учащимися:

Если в работах учащихся встречаются смешения в других парах букв, различающихся количеством однородных элементов, необходимо провести подобную дифференциацию и в этих парах.

Рассмотрим  «шифровки» лево- и правоориентированных, вверх и вниз направленных оптически сходных букв:

Одновременно закрепляется правило о заглавной букве в именах людей.

Рассмотрим списывание слов и предложений с одновременным исправлением ошибок кинетических и оптических смешений.

Известно, что развитие функции контроля несколько опережает развитие функции самоконтроля. Ребенок будет предельно внимателен и быстрее найдет ошибку у другого, чем в своей собственной работе.

Предлагаем списать с доски предложения с ошибочно записанными словами:

Как показала практика, подобная работа очень эффективна и результативна: у ребенка появляется достаточная мотивация к письменной деятельности, улучшается зрительное внимание, формируется кинетический контроль за ходом двигательного акта письма.

Предложенные вашему вниманию упражнения отвечают, на наш взгляд, не только задачам формирования техники письма, его операционной стороны, но и целям формирования письменной речи через влияние учителя на развитие произвольных форм деятельности, мышления, мотивационно-волевой сферы учащихся.

Минутка чистописания:

Сегодня этот первый весенний цветок поможет нам провести минутку чистописания.

Рисуем пригорок, повторяем безотрывное письмо.

Рисуем подснежник, повторяем письмо с отрывок

   

Минутка чистописания.

Мм

Мороз, морозный, морозить.

Какие звуки обозначаются буквой М?

(звуки [м] и [м’])

– Дайте характеристику этим звукам

(Звуки [м ] и [м’] – согласные; звук [м ]– твердый;

– звук [м’] – мягкий; звонкие, непарные, сонорные).

– Давайте красиво пропишем буквы до конца строки.

– А теперь давайте красиво напишем слова:

Мороз, морозный, морозить.

Подчеркните орфограммы в словах.

– Как вы считаете, удачно ли мы прошли по “каллиграфическому” мостику? (Да).

– Поставьте точку под теми буквами, которые вы написали более удачно.

– Ну, вот мы удачно прошли по “каллиграфическому” мостику.



Предварительный просмотр:

Организационная информация

Предмет

Русский язык

УМК

Школа России

Тема

Проверка парных согласных.

Класс

2

Автор урока

Шафеева Эльмира Тяфиковна, учитель начальных классов

Образовательное учреждение

МБОУ Школа №156 г.о. Самара.

Методическая информация

Тип урока

открытие нового знания

Технология

проблемно-диалогическое обучение

Цель

познакомить со способом проверки парных согласных путем изменения формы слова и путем подбора однокоренных слов

Задачи

Познавательные:

  • формировать умение видеть несоответствия произношения и написания слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком, подбирать проверочные слова и обосновывать написание проверяемого слова путем подбора проверочного слова;
  • составить правило проверки парного согласного, стоящего  на конце и  в середине слова и применять его на практике

Регулятивные:

  • формирование умения определять и формулировать цель на уроке;
  • формирование умения оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
  • формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и контролировать их выполнение в ходе парной работы

Личностные:

  • уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные:

  • воспитывать умение работать в коллективе, в парах, воспитывать чувства взаимопомощи, взаимоотношения;
  • формирование умения слушать и понимать других и вступать в диалог; оформлять свои мысли

Планируемые результаты

  • учащиеся научатся проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
  • сопоставлять произношение и написание слов;
  • подбирать примеры слов с парными согласными в словах

Время реализации

40 минут

Используемые знания, умения и навыки

  • знания о согласных звуках (звонких и глухих);
  • знания о характеристике звонких и глухих согласных звуках;
  • знания о парности согласных звуков по звонкости-глухости

Новые понятия и умения

  • знания о способах проверки парных согласных

Электронные ресурсы

  • мультимедийный ресурс «Проверка парных согласных в корне слова» (презентация PowerPoint)
  •  физминутка GOM Мediafile.avi
  • коррегирующая гимнастика для глаз (PowerPoint, мр3)

Источники информации

  • Учебник «Русский язык» (2 класс). Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Москва «Просвещение», 2012г.
  • Поурочные разработки по русскому языку (2 класс). Авторы: Т.Н.Ситникова, И.Ф.Яценко, Н.Ю.Васильева
  • Уроки русского языка с применением информационных технологий. Авторы: О.А.Архипова, О.С.Асафьева
  • Интернет (картинки, фоны для презентации, физминутка, коррегирующая гимнастика для глаз)

Необходимое оборудование и материалы

  • компьютер
  • мультимедиа-проектор
  • экран, колонки
  • учебно-лабораторное оборудование
  • карточки с ключевыми словами для доски, магниты – 6 – 11 штук
  • карточки работы в парах
  • тетради

Ход и содержание урока, деятельность учителя и учеников

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организация класса. Мотивацияучащихся

Л:проявление интереса к учебной деятельности, положительное отношение
к школе, одноклассникам, учителям

2 мин

- Здравствуйте, ребята. Я с удовольствием приглашаю вас на борт нашего комфортабельного лайнера, чтобы совершить увлекательное путешествие в страну Умников и умниц.

- Давайте пожелаем друг другу успеха в нашей сегодняшней кампании.

Правило посадки.

- За окном осень, дни стали холоднее. По телевизору передавали, что закрывается навигация по Волге. А так хочется вернуть лето, отпуск, хоть ненадолго. Давайте, попробуем? Сегодня у нас необычный урок.

 Теперь мы не ученики, а самые настоящие путешественники. Я надеюсь, что наше путешествие будет нелегким и где-то даже слегка опасным, но интересным и поучительным. Поэтому нам пригодятся ваши знания, трудолюбие и готовность прийти друг другу на помощь.

. Давайте приготовим ваши записные книжки путешественников, в которых мы будем записывать свои открытия.

(Слайд 1).

(Слайд 2).

(Открыть тетради).

II. Актуализация

знаний

П:классифицировать звуки русского языка по значимым основаниям

Р: формирование умения оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

К: высказыватьсяо значимости изучения алфавита

2 мин

- Перед отплытием необходимо пройти таможенный досмотр. Проверка домашнего задания, при помощи программы PROglass/

-Ой, ребята, забыла сказать, что для того, чтобы отправиться в путь нам нужно набрать сильную команду. И я слышу, что она уже готова взойти на борт нашего корабля и приступить к выполнению своих обязанностей. Давайте с ними познакомимся. Но для начала, похоже, нам нужно некоторых матросов потрудиться отыскать.

- Что это за матросы такие?

- Что они обозначают?

- Ребята, соберите, пожалуйста, всю команду вместе.

- Давайте построим нашу команду на палубе.

(Слайд 3).

б - ?    т - ?           ш - ?    з - ?        г - ?     ? -  ф

Парные согласные.

Они обозначают парные по глухости-звонкости согласные звуки.

б – п        д – т        ж – ш        з – с        г – к        в – ф

(Проверка. Слайд 3).

2. Формулирование цели

урока

Р: формирование умения определять и формулировать цель на уроке

1 мин

- Могут ли эти буквы быть опасными при письме?

- Вы уже определили цель нашего путешествия?

Чтоб меньше было случаев неясных
И чтоб ответов не было плохих
Прислушайтесь к звучанию согласных
Чтобы не путать звонких и глухих.

Да, потому что произношение не всегда соответствует написанию.

Научиться правильно писать слова с парными согласными.

III. Открытие

нового знания

1.Постановка проблемы

П: формировать умение видеть несоответствия произношения и написания слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком

Р: формирование умения оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки

3 мин

2.Поиск решения

П: устанавливать причинно-следственные связи
(при обозначении на письме парного согласного).

Р: формулировать и удерживать учебную задачу; предвосхищать результат своей деятельности в сравнении с обозначенной учебной проблемой и путями ее решения, с поставленной целью деятельности и способами ее достижения.

7 мин

- Ребята, теперь мы можем спокойно отчаливать. Полный вперед!

Наш парус весело качает

Вода блестит на ласковой волне,

Но только кок мне срочно сообщает

О странностях на нашем корабле.

- Кто же это на нашем корабле стал безобразничать.

- Сейчас мы с вами поймаем этих шутников. Ребята, прочитайте последние слова в каждой строчке.

- Может ли написание этих слов вызвать у вас затруднение?

- Что мы затрудняемся определить в этих словах?

- Почему?

- Тогда что же нам нужно сделать с этими словами?

- На какой вопрос мы будем искать сегодня ответ?

- Может кто-то возьмёт на себя смелость и озвучит тему нашего урока-путешествия?

- Итак, тема урока «Проверка парных согласных».

-Открываем записные книжки (18 октября)

- Ребята, а какие предположения у вас возникли для того, чтобы проверить эти слова? Какие способы проверки вы можете предложить нашему уважаемому коку?

- Попробуем  проверить данные слова, используя предложенные вами способы проверки.

- Кто же напроказничал и перепутал все буквы?

- Давайте обрадуем нашего повара, чтобы он спокойно мог продолжать готовить нам обед, и вернем ему уже исправленную записку.

(Чтение записки учащимися).

 (Слайд 4,5).

«Кок готовил обе(…),        

А тут отключили све(…).        

Хотел приготовить ры(…)ку,

Но кто-то стащил обсы(…)ку!»                        

Парные согласные.

Обед, свет, рыбка, обсыпка.

Да.

Написание парных согласных.

Не всегда написание совпадает с произношением.

Проверить. (Табличка «Проверка»).

Как проверить написание парных согласных?

Проверка парных согласных.

Способы проверки

  1. изменить форму слова
  2. подобрать однокоренное слово

обед – обеды (число)

рыбка – рыба

свет – (много) света        обсыпка – сыпать (значение слова)

Парные согласные.

(Слайд 6).

«Кок готовил        обед

А тут отключили свет

Хотел приготовить рыбка

Но кто-то стащил обсыпку!»)                        

Физминутка

П: различать на слух набор предложений и текст

1 мин

- В наказание за это наши матросы пока помоют палубу, а довольный кок в благодарность за помощь подарил нам баночку варенья, которой мы все вместе сейчас полакомимся. Но кушая варенье, слушайте внимательно слова и попробуйте услышать слова с парными согласными.

(Слайд 7).

Физминутка «Баночка варенья»

IV. Воспроизведение знаний

  1. Выражение

продукта.

П: составлять правило проверки парного согласного, стоящего  на конце и  в середине слова и применять его на практике; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; устанавливать причинно-следственные связи
(при обозначении на письме парного согласного).

К: отвечать на вопросы полно и аргументированно, формулировать вопросы для уточнения информации, выяснения каких-либо дополнительных сведений, обращаться за помощью к учителю и одноклассникам

9 мин

- Ребята, скажите, пожалуйста, кто из вас услышал в песенке слова с парными согласными? Давайте запишем эти слова, проверив их всеми возможными способами.

- Мы подобрали проверочные слова, а теперь сделаем вывод: почему в проверочных словах у нас не возникает сомнений в написании парного согласного,  почему мы четко слышим согласный звук?  Что стоит после парного согласного?

- Так какой у нас был вопрос в начале урока?

- Давайте вместе попробуем сформулировать правило проверки парных согласных? Кто начнет?

«Глухие звуки это непоседы,
Они спокойно не желают жить
Они стремятся звонкого соседа
Во чтобы то ни стало заглушить».

Сушки, крошки, мышки, кружки.

 (Вывешивается табличка «Проверочное»).

Потому что после согласного идет гласная.

Гласный – ы. (Подчеркиваем и т.д.)

Гласный.

(Вывешивается табличка «Сильная позиция»).

(Вывешивается табличка «Проверяемое»).

Глухие.

(Табличка «Слабая позиция»)

Как проверить парные согласные?

Формулировка правила.

Чтобы проверить парные согласные …в слабой позиции…

(Слайд 8).

  1. Реализация

продукта

П: выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач.

Р: формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

3 мин

- Молодцы! Но пока мы с вами лакомились вареньем, все наши приборы вышли из строя, и мы сбились с намеченного курса. Поэтому я предлагаю проплыть мимо мыса Грамотеев и спросить дорогу у них. Тем более что местные жители узнали о том, какая команда собралась на нашем корабле. Они готовы указать нам путь в страну Умников и умниц, если мы правильно выполним их задание. Грамотеи хотят поиграть с вами в игру «Слова». Я буду называть слова, я вы их внимательно слушайте, проверяйте, пользуясь нашим правилом, и показывайте мне букву, которая на письме обозначить парный звук.

- Грамотеи довольны вами и в благодарность дают нам важную подсказку. «Направляясь в страну Умников и умниц, опасайтесь Бермудского треугольника, который будет находиться у вас на пути». Мы обязательно это учтем и будем осторожны.

(Помощь однокласснику- спасательный круг).

(Слайд 9).

Сад, ёж, березка, закладка, дуб, гриб.

Физминутка

(коррегирующая гимнастика для глаз)

1 мин

- Ребята, продолжаем наше путешествие. Посмотрите, какая красота нас окружает.

(Слайд 10).

V. Выработка

умения

Работа в парах

П: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при определении проверочных слов.

Р: формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и контролировать их выполнение в ходе парной работы

К: воспитывать умение работать в коллективе, в парах, воспитывать чувства взаимопомощи, взаимоотношения;формирование умения слушать и понимать других и вступать в диалог; оформлять свои мысли

4 мин

- Экипаж, внимание! Впереди Бермудский треугольник.

Здесь бесследно исчезло множество кораблей. Видимо, члены их экипажей плохо учились в школе и не были дружны. Сможем ли мы благополучно миновать это место? Здесь нам нужно показать хорошее знание способов проверки слов с парными согласными. Работать будем дружно, в парах. Вам даны карточки со словами. В каждом ряду по 3 слова. Одно слово является проверочным, а два остальных – проверяемые. Вам нужно найти проверочное слово, там, где парный согласный находится в сильной позиции, и обвести его в кружок, а в проверяемых словах вставить пропущенные буквы и подчеркнуть орфограмму парный согласный. Сделать это нужно быстро, а то наш корабль затянет в морскую пучину. Время на выполнение этого задания – 1 минута.

(Слайд 11).

Карточки для работы в парах

ло…ка

ло…ки

ло…очный

горо…а

горо…ской

горо…

лоша…иный

лоша…ка

лоша…ь

тетра…ь

тетра…очка

тетра…ка

зу…

зу…ки

зу…астый

ю…ки

ю…ка

ю…очка

шу…а

шу…ка

шу…ки

гри…

гри…ок

гри…ки

                                                      

рука…

рука…чик

рука…а

гото…ить

гото…

загото…ка

остро…а

остро…

остро…ки

ло…кий

ло…ок

ло…кость

Самостоятельная работа

Р: применять установленные правила в планировании способа решения; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки (самооценки) и учёта допущенных ошибок.

К: формирование умения слушать и понимать других и вступать в диалог; оформлять свои мысли

7 мин

Списывание текста.

- Ребята, вот уже впереди виднеется страна Умников и умниц. Жители этой страны передали нам послание. (Слайд 12).

- Интересно, куда приведет нас это послание. Узнать это мы сможем, если найдем и исправим ошибки. (Задание в бутылочке)

- Ребята, есть в этом послании слова на наше правило?

- Назовите их.

- Кто понял содержание записки?

-Спишите слова с парными согласными без ошибок. Есть ли у кого-то затруднения? Иду на помощь!

- Давайте проверим.

(Проверка при помощи док-камеры).

-Закрываем наши записные книжки, я их обязательно проверю и поставлю всем оценки.

Записку попросить прочитать вслух читающего ученика.

«Дорогой друк! Иди через лук. Справа будет прут, на нём деревянный плод. Вперёт!».

 Да.

Друг, лук, пруд, плот, вперед.

(Слайд 13).(Слайд с правильным текстом).

VI. Рефлексия

П: осуществлять рефлексию способов и условий действий, с опорой на составленный алгоритм, разработанный способ действий

5 мин

- Вот мы и пришли, ребята в самый центр, я бы сказала сердце страны Умников и умниц – к Волшебному флагштоку. На       нем висеть флажки.

- Если вы смогли сегодня подружиться с парными согласными и считаете, что работали хорошо: научились проверять парные согласные, то возьмите зеленый флажок и повесьте на флагшток.. Если у вас возникали трудности – повесьте флажок синего цвета.

-А сейчас давайте поделимся впечатлениями о нашем уроке. С какими открытиями вы сегодня познакомились, что нового узнали?

- Кто попробует сформулировать правило проверки парных согласных в корне слова? (Слайд 15).

- Кто попробует назвать способы проверки парных согласных?

- Я желаю вам, чтобы после нашего урока у вас осталось радостное настроение и прочные знания. И в заключение хочу добавить следующее: мы с вами проделами такой большой и длинный путь, стремясь попасть в страну Умников и умниц, а ведь настоящие умники и умницы находились все это время рядом со мной. Это вы – мои дорогие ребята. Я благодарю вас за работу. На этом наш урок окончен.

(Слайд 14).

Парные согласные.

Ответы детей.

(Если парный согласный стоит в конце слова или в середине слова перед другим парным согласным, то его надо проверять).

Изменить форму слова или подобрать однокоренное слово.

Технологическая карта урока

русского языка

во 2 классе

по теме «Проверка парных согласных».

        Выполнила:

учитель начальных классов

Шафеева Э.Т.