Разработки уроков по авторской программе "Человек и природа"

Воротникова Ольга Григорьевна

Данные уроки разработаны совместно с соавтором программы учителем биологии Себельдиной Н. Н. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7

Нижегородского района города Нижнего Новгорода

Модель урока

Интегрированный урок литературы и биологии в 6 классе

«Путешествие в мир природы и мир поэзии»

Авторы: учитель высшей категории, руководитель районного методического объединения учителей литературы Нижегородского района города Нижнего Новгорода, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №7 Воротникова О.Г.,

 учитель высшей категории, руководитель районного методического объединения учителей биологии Нижегородского района города Нижнего Новгорода, учитель биологии МОУ СОШ №7 Себельдина Н.Н.


Анализ педагогической ситуации

Класс, в котором проводился данный урок, один из лучших среди 6 классов. В классе 29 человек, 15 мальчиков, 14 девочек. У ребят устойчивая мотивация к учению. Примерно 60% учащихся учатся на хорошо и отлично. Есть явные лидеры, которые характеризуются ответственным отношением к учебе. Уроки в этом классе проходят при активном участии детей. Ребята с интересом принимают творческие виды деятельности, активно реагируют на новые формы работы.

Анализ темы

Тема данного урока выбрана с учетом программы по литературе и биологии в 6 классах. Мы объединили изучение русской поэзии XIX века и изучение сезонных явлений в жизни растений. Для анализа были выбраны следующие поэтические произведения: Е.А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!...», А.Н. Майков «Пейзаж», Ф.И. Тютчев «Листья», И.С. Никитин «Встреча зимы». Такое сочетание позволяет познакомить учащихся с изображением природы в русской поэзии, увидеть в поэзии совершенство и красоту природы, наполняет уроки, посвященные изучению сезонных изменений в жизни растений, новым содержанием.

Выбор цели и задач урока

Целью данного урока является формирование у учащихся средствами литературы способности понимать себя и окружающий мир.

Обучающие цели: научить анализировать стихотворное произведение; формировать умения собирать и систематизировать материал по теме, научить использовать литературное произведение для иллюстрации биологического явления.

Воспитательные цели: воспитывать интерес к внимательному прочтению произведения, эстетического вкуса средствами слова, любви к природе.

Развивающие задачи: развивать умения воспринимать явления природы в произведениях искусства, способствовать художественно-эстетическому развитию школьников, развивать свободное творческое общение, заинтересованное обсуждение, организацию диалога.

Обоснование выбора системы обучения и формы занятия

В качестве системы обучения используются элементы технологии развивающего обучения. В качестве учебного занятия используется интегрированный урок. Данная форма урока предполагает активное участие каждого ребенка в ходе работы. Ребята получают опережающие домашние задания по анализу стихов, как по литературе, так и по биологии, предлагается изучение стихов наизусть и их выразительное прочтение. Индивидуальная работа и работа в группах предоставляет возможность всем без исключения учащимся раскрыть себя, свободно творчески развиваться.


Планируемый результат

Предметные умения

- расширение объема знаний по литературе и биологии,

- умение анализировать стихотворные произведения;

- определение в произведении элементов композиции, изобразительно – выразительных средств языка;

- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

- давать устный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования,

- получение опыта метапредметной деятельности.

 Личностные УУД:

-  любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- определять правила работы в группах;

- формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению;

 - потребность в самовыражении через слово;

-  устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

 Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, художественном тексте, тетради;

 - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

 - проводить анализ учебного материала.

  Коммуникативные УУД:

 -  перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- развивать мыслительные способности учащихся при выполнении творческих заданий.


Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приемы и методы, используемые учителем

Вызов

(5-10 мин)

На доске несколько высказываний.

«Причина нашей любви к природе – в том, что природа не ревнует и не обманывает, как мы, люди». Японский писатель Акутагава Рюноке

«Умиление и восторг, которые мы испытываем от созерцания природы,- это воспоминание о том времени, когда мы были животными, растениями, землей. Точнее: это сознание единства со всем сущим, скрываемое от нас временем». Из дневниковых записей Л.Н. Толстого

«Кто не любит природы, тот не любит и человека, тот не гражданин»

Ф.М. Достоевский

«Умолкло, заглохло, остыло, иссякло, исчезло! Пустыня – осталась» Фредерико Гарсия Лорка

«Счастье – это быть с природой, видеть ее говорить с ней» Л.Н. Толстой

«Мне в несчастье мерещится книга о земле и ее красоте» Б. Пастернак

Вступительное слово учителя биологии, в котором определяется цель урока - изучение сезонных явлений в жизни растений.

Вступительное слово учителя литературы о влиянии природы на различные виды искусства (живопись, музыка, литература).

Внимательно прочитывают высказывания, написанные на доске

Осмысление содержания

Ребята заранее разделены на 4 группы. В каждой группе выбран капитан, распределяющий задания и, в конце урока, выставляющий оценку за работу каждому из членов группы.

Первая группа. А.Н. Майков «Пейзаж»

Задания:

  1. Выразительное чтение стихотворения.
  2. Какое время года описано в стихотворении?
  3. Какие изменения в жизни растений наблюдаются в это время и с чем они связаны?
  4. Н.П. Сухова пишет, что «поэтическое зрение Майкова напоминает зрение художника-живописца, по законам пространственно-цветовой композиции располагающего на холсте детали «пейзажа» и человека». Как вы считаете, в стихотворении «Пейзаж» отразилась эта особенность Майкова? Нашлось ли в этом стихотворении место для человека?
  5. Можете ли вы согласиться с Е.Е. Зубаревой, утверждающей, что «мир природы, воссозданный поэтом, гармоничен и целен»?
  6. Какие средства художественной выразительности нашли вы в стихотворении?
  7. Определите стихотворный размер.
  8. Подберите картины, которые могли бы стать иллюстрацией к этому стихотворению.

Вторая группа. Ф.И. Тютчев «Листья»

Задания:

  1. Какое время года описано в стихотворении?
  2. Что такое листопад? Какое значение он имеет в жизни растений? Какие растения называются листопадными, а какие вечнозелеными?
  3. Литературовед А.Ф. Захаркин утверждает: «В поэзии Тютчева есть… гармонически светлое восприятие природы». Как вы понимаете определение «гармонически светлое»? можете ли вы назвать «гармонически светлым» это стихотворение Тютчева? Какой, на ваш взгляд, цвет является главным, определяющим в стихотворении «Листья»?
  4. Найдите средства художественной выразительности в этом стихотворении.
  5. Определите стихотворный размер.
  6. Подберите картины, которые могли бы стать иллюстрацией к этому стихотворению.

Третья группа. И.С. Никитин «Встреча зимы»

Вопросы:

  1. Как растения переживают зиму? Какую роль в этом играет снежный покров?
  2. Ю.И. Айхенвальд отмечает, что поэзии  И.С. Никитина свойственно «отсутствие зеленого … любовь к ночи, которая посеяла в душе то задумчивое и тихое, в чем отказала жизнь». Присутствует ли в этом стихотворении зеленый цвет? Становится ли от этого стихотворение безрадостным? Почему?
  3. Найдите средства художественной выразительности в этом стихотворении.
  4. Определите стихотворный размер.
  5. Подберите картины, которые могли бы стать иллюстрацией к этому стихотворению.

Четвертая группа Е.А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!..»

Вопросы:

  1. Какие признаки весеннего пробуждения природы можно найти в стихотворении?
  2. Какие изменения в жизни растений происходят весной?
  3. Литературовед Ю.И. Айхенвальд пишет, что Е.А. Баратынский «от каждого явления жизни вдумчиво берет смысл, его умную сердцевину и показывает его красоту». Какие явления жизни были взяты в этом стихотворении? Удалось ли, на ваш взгляд, поэту передать смысл этих явлений жизни? Объясните как.
  4. Какими средствами выразительности пользуется поэт?
  5. Каким стихотворным размером написано стихотворение?

Подберите картины, которые могли бы быть иллюстрацией к этому стихотворению?

Каждый ученик заранее получил задание

Чтение наизусть 

Ребята отвечают на поставленные вопросы, обязательно используют при этом строчки из стихотворения.

Опережающее задание

Анализируют стихотворение, делают выводы, доказывают свою точку зрения.

Проводится работа с текстами стихотворений, с произведениями живописи.

Ребята из других групп задают уточняющие вопросы, исправляют ошибки, вносят дополнения

Рефлексия

Учитель биологии подводит итоги, говоря о том, что природу можно изучать и по стихам талантливых поэтов.

Учитель литературы возвращает ребят к высказываниям выдающихся людей о природе и предлагает каждой группе выбрать наиболее подходящий, на их взгляд, эпиграф к уроку и объяснить свой выбор.

С учетом проделанной работы на стадии осмысления, ребята выбирают эпиграф к уроку.

В качестве подведения итога ребята дома находят стихи поэтов XIX века, где описано определенное время года, и анализируют его по предложенному плану



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7

Нижегородского района города Нижнего Новгорода

Модель урока

Интегрированный урок литературы и биологии в 6 классе

«Формула жизни»

по сказке – были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»

Авторы: учитель высшей категории, руководитель районного методического объединения учителей литературы Нижегородского района города Нижнего Новгорода, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №7 Воротникова О.Г.,

 учитель высшей категории, руководитель районного методического объединения учителей биологии Нижегородского района г. Нижнего Новгорода, учитель биологии МОУ СОШ №7 Себельдина Н.Н.


Анализ педагогической ситуации

Класс, в котором проводился данный урок,- один из лучших среди 6 классов.  В классе 29 человек, 15 мальчиков, 14 девочек. У ребят устойчивая мотивация к учению. Примерно 60% учащихся учатся на "хорошо" и "отлично". Есть явные лидеры, которые характеризуются ответственным отношением к учебе. Уроки в этом классе проходят при активном участие детей. Ребята с интересом принимают творческие виды деятельности, активно реагируют на новые формы работы.

Анализ темы

Тема данного урока выбрана  с учетом программы  по литературе и биологии в 6 классах. За основу урока взята сказка-быль М. Пришвина «Кладовая солнца», в которой  тесным образом переплелись судьбы людей и окружающая их природа.

Выбор цели и задач урока

Целью данного урока является формирование у учащихся средствами литературы способности понимать себя и окружающий мир.

Обучающие задачи: научить анализировать прозаическое произведение;  формировать умения собирать и систематизировать материал по теме, научить использовать литературное произведение для иллюстрации биологического явления.

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к внимательному прочтению произведения,  эстетического вкуса средствами слова, любви к природе.

Развивающие задачи: развивать умения воспринимать явления природы в произведениях искусства, способствовать художественно-эстетическому развитию школьников, развивать свободное творческое общение, заинтересованное обсуждение, организацию диалога.

Обоснование выбора системы обучения и формы занятия

В ходе урока используются элементы игровой технологии. В качестве учебного занятия используется интегрированный урок в виде презентации. Каждый этап урока проиллюстрирован слайдом презентации, что позволяет визуализировать изучаемый материал, показать красоту природы, ее необычные формы. Данная форма урока предполагает активное участие каждого ребенка в ходе работы.


Планируемый результат

Предметные умения

- расширение объема знаний по литературе и биологии,

- нахождение в тексте незнакомых слов и определение их значений,

- давать устный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования,

- получение опыта метапредметной деятельности.

 Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

  - оценивать  усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);

- формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению;

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - осуществлять самоконтроль;

  - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

 Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, художественном тексте, тетради;

 - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

 - проводить анализ учебного материала.

  Коммуникативные УУД:

 -  перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

- развивать мыслительные способности учащихся при выполнении творческих заданий.


Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приемы и методы, используемые учителем

Вызов

(5 минут)

1-2 слайды

Учитель называет тему урока «Формула жизни», зачитывает эпиграф.

Актуализация знаний по содержанию повести М.Пришвина «Кладовая солнца» происходит в виде разгадывания кроссворда.

3 слайд

1в. Кем был отец Митраши и какое его ремесло освоил сын?

2 в. Как звали отца детей?

3 г. Инструмент бондаря

3 в. Какой зверь «видит» Настю во время сбора ягод?

4 в. Куда сгребла Настя угли, собираясь в лес?

5 г. Отец Митраши считал, что он «в лесу добрее матери». О чем речь?

6 г. Как называется лес, в который отправляются дети?

7 в. За какими витаминами пошли дети?

8 г. «Лет двести тому назад… (с.45). С каким первым героем из мира природы мы встречаемся здесь?

9 г. С чего начинаются несчастья детей?

10 г. Как звали собаку Антипыча?

11 г. Куда попал Митрапша?

12 г. Как называется спасительная трава на болоте?

13 г. Травка и лисичка охотятся на зверя. Как называется преследование дичи?

14 г. Кто был объектом охоты?

15 г. Кто напомнил Насте о времени и о брате?

16 в.  Жанр произведения?

Делают запись в тетрадь

Ответ на вопросы кроссворда

- бондарь

- Павел

- ладило

- лось

- загнетка

- компас

- бор

- клюква

- ветер

- ссора

- Затравка

- елань

- белоус

- гон

- русак

- змея

- сказка-быль

Диалог в виде вопросов и ответов

Осмысление содержания

4 слайд

Учитель предлагает подобрать ассоциации к слову «Солнце»

5 слайд

Ассоциации к слову «Кладовая»

6 слайд

По ассоциациям необходимо определить значение словосочетания «Кладовая солнца» и найти основную мысль произведения

7 слайд

Найти описание «Солнце над елями»

8 слайд

Каково значение леса? Повадки животных?

Найти в тексте эти описания. Зачем они даны?

Закончить мысль: «Рассвет – это победа…»

9 слайд

«Красная ягода». Зачитать описание в тексте

10 слайд

«Сросшиеся деревья». Найти описание этих деревьев и определить роль этого описания

11 слайд

«Трава белоус». Найти описание и пояснить роль этой травы в повествовании

12 слайд

Природа

Мешает                      Равнодушна                   Помогает                      

Запись в тетрадях:  тепло, свет, жизнь, любовь, лето, нежность, заря, природа, мама, пляж, веселье, время, вечность ...

Ценность, золото, погреб, секрет,

кормилица, хранилище, сундук, память, жизнь человека

Отрывок «Наследство человеку от солнца…»

Отрывок на с.46

Отрывки с.45-46

Солнца

Описание с. 58

Описание с. 45

Описание с.54

Учащиеся анализируют описания природы и делают выводы

Комментированное чтение

Делают выводы

Рефлек-

сия

13 слайд

                             Формула жизни

Что необходимо Жизнь  Без чего    невозможно

Учащиеся предлагают каждый свою формулу жизни

Написание эссе

Литература

1. Кроссворд к уроку  http://lit.1september.ru/2001/29/3.htm

2. Учебник "Литература" под редакцией В.Я.Коровиной, М, "Просвещение", 2008.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7

Нижегородского района города Нижнего Новгорода

Модель урока

Семинар по творчеству М. Горького

«Всё в Человеке – все для Человека!»

(по рассказу «Человек» и очерку «Рождение человека» из сборника

«По Руси»)

Авторы: учитель высшей категории, руководитель районного методического объединения учителей литературы Нижегородского района города Нижнего Новгорода, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №7 Воротникова О.Г.,

 учитель высшей категории, руководитель районного методического объединения учителей биологии Нижегородского района города Нижнего Новгорода, учитель биологии МОУ СОШ №7 Себельдина Н.Н.

Анализ темы

Тема данного урока выбрана с учетом программы по литературе и биологии в 11-х классах. В ходе изучения пьесы М. Горького «На дне» обязательным является обсуждение темы «Споры о Человеке». Продолжить разговор о Человеке, о процессе формирования личности позволяют короткие произведения М. Горького, перекликающиеся с позицией автора, сформированной в пьесе. Материал по биологии в теме «Антропогенез» делает разговор глубже и позволяет вывести к теме сегодняшнего дня.

Выбор цели и задач урока

Целью данного урока является формирование у учащихся средствами литературы и биологии способности понимать себя, человеческую личность вообще.

Обучающие цели: научить работать с текстом прозаического произведения; формировать умения собирать, систематизировать, сопоставлять материал по теме.

Воспитательные цели: воспитывать интерес к внимательному прочтению произведения, эстетического вкуса средствами слова.

Развивающие задачи: развивать умения воспринимать Человека как уникальное явление природы, способствовать художественно-эстетическому развитию школьников, развивать свободное творческое мышление, заинтересованное обсуждение, организацию диалога.

Обоснование выбора системы обучения и формы занятия

В качестве системы обучения используется технология групповой работы. В качестве учебного занятия используется интегрированный урок. Учащиеся получают опережающие задания по текстам рассказа и очерка М. Горького как по литературе, так и по биологии.

Индивидуальная работа в группах предоставляет возможность всем без исключения учащимся для раскрытия, для свободного творческого роста.

Планируемый результат

Предметные умения

- расширение объема знаний по литературе и биологии,

-  совершенствование видов речевой деятельности;

- понимание авторской позиции и свое отношение к ней,

- написание сочинений,

- получение опыта метапредметной деятельности.

 Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

 - определять общие для всех правила поведения ;

 - определять правила работы в группах;

 - оценивать  усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  -  самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

  - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

 Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, художественном тексте, тетради;

 - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 -  перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

 - самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста;

 - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

  Коммуникативные УУД:

 -  слушать и понимать речь других;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

 -владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного и иностранного языка,

-  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приемы и методы, использ. учителем

Вызов

5-10 минут

Проблема

Используя цитатный материал предыдущих уроков по пьесе «На дне», формулируют позиции Сатина, Луки и автора в споре о Человеке

Активизация познавательной деятельности, определение целей и задач урока

Осмысление содержания

Учитель делит класс на группы. Каждая группа получает для работы высказывание, в котором  поднята проблема Человека.

1. «Знающий других людей умен; знающий самого себя – просвещен. Побеждающий других силен; побеждающий самого себя – могуществен. Тот же, кто, умирая, знает, что он не уничтожается, - вечен»

                                          Лао-Тхе

2. «Человек отличается от животных лишь своим разумом. Иные развивают его, но многие пренебрегают им: точно как будто хотят отречься от того, что отличает их от скотов»

                             Восточная мудрость

3. «Как жестоко ошибаются те, которые думают, что они могут жить высокой духовной жизнью, в то время, как тела их коснеют в праздности и роскоши. Тело всегда первый ученик души»

                                             Торо

4. «Разумением жив человек. Никогда не приписывай свойства жизни телу – сосуду, заключающему в себе  эту внутреннюю силу. Вся оболочка жива лишь этой силой разумения; без нее она – как челнок без ткача, перо без писца»

                                       Мари Аврелий

5. «Искусен тот, кто знает людей; но истинно просвещен тот, кто знает самого себя. Кто знает самого себя – тот знает Бога»

                              Восточная мудрость  

Каждая группа должна, выбирая цитатный материал из рассказа и очерка, а также знания по биологии, подтвердить или опровергнуть данное им высказывание.

Для работы каждой группе предлагается таблица (приложение №1)

Учащиеся работают с цитатой и текстами, используя знания по биологии. Во время работы используют таблицу, где следующие клолонки:

1) поставленная проблема;

2) причины возникновения проблемы;

3) факты, явления, подтверждающие правильность причин, высказанных на стадии вызова;

4) ключевые фразы;

5) главный вывод.

Форма работы – групповая. Каждая группа получила опережающие задания.  Результаты работы заносятся в таблицу

Рефлексия

Подведение предварительных итогов

Изменилась ли позиция автора (по сравнению с пьесой)?

Учащиеся соотносят новую информацию со старой, используют знания, полученные на стадии осмысления содержания, делают выводы.

Учащиеся собирают материал для написания сочинения по теме «Все в Человеке – все для Человека»


Приложение № 1

Поставленная проблема

Причины возникновения проблемы

Факты, явления, подтверждающие правильность причин

Ключевые фразы

Главный вывод



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7

Нижегородского района города Нижнего Новгорода

Модель урока

Интегрированный урок литературы и биологии в 8 классе

«Душа обязана трудиться»

(по рассказу В.П. Астафьева  «Яшка – лось»)

Авторы: учитель высшей категории, руководитель районного методического объединения учителей литературы Нижегородского района города Нижнего Новгорода, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №7 Воротникова О.Г.,

 учитель высшей категории, руководитель районного методического объединения учителей биологии Нижегородского района города Нижнего Новгорода, учитель биологии МОУ СОШ №7 Себельдина Н.Н.

Анализ педагогической ситуации

Урок проводился учителем литературы О.Г. Воротниковой и учителем биологии Н.Н. Себельдиной в 8 «Б» классе. Класс один из лучших среди всех 8-ых классов и отличается устойчивой положительной мотивацией к учению. В классе много ребят, которые добросовестно относятся к учебе, проявляют повышенный интерес к новым знаниям, активно принимают участие в работе на уроке.

Анализ темы

Тема данного урока выбрана не случайно. Она является продолжением целого ряда уроков, посвященных духовно-нравственному воспитанию в рамках авторской программы «Человек и природа». На этом уроке продолжается формирование нравственного фундамента отношения человека к окружающему миру. Рассказ В.П. Астафьева «Яшка - лось» является благодатным материалом, который становится основой урока - диалога, позволяющего задуматься, обсудить, попытаться объяснить сложные вопросы жизни человека в обществе, взаимоотношения с «братьями нашими меньшими». Эти вопросы напрямую связаны с вопросами духовности, морали и нравственности человека, следовательно, имеют огромное воспитывающее значение, развивают глобальное мышление учащихся.

Выбор цели и задач урока

Обучающие цели: научить анализировать прозаический текст; развивать навыки комментированного чтения; отрабатывать умения выделять главное, обобщать и делать выводы.

Воспитательные цели: воспитание нравственных принципов во взаимоотношениях человека и природы, добросовестного отношения к своим обязанностям, положительного отношения к знаниям, воспитание дисциплины.

Развивающие цели: развитие речи учащихся, формирование умений применять полученные знания на практике, ставить проблему, выдвигать гипотезы, оценивать результат.

Обоснование выбора системы обучения и формы занятия

В качестве системы обучения используется эвристический метод обучения. В качестве учебного занятия используется интегрированный урок – «диалог – клуб». Он привлекает своей глубиной, новизной восприятия материала, возможностью выявления внутрипредметных и межпредметных связей, изучения предмета или явления с различных позиций.

Планируемый результат

Предметные умения

- расширение объема знаний по литературе и биологии,

- понимание авторской позиции и свое отношение к ней,

- написание рецензий на художественное произведение,

- получение опыта метапредметной деятельности.

 Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

 - определять общие для всех правила поведения ;

 - оценивать  усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

 Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, художественном тексте, тетради;

 - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 - находить ответы на вопросы в тексте, используя свой жизненный опыт;

 - проводить анализ учебного материала;

 - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

  Коммуникативные УУД:

 -  слушать и понимать речь других;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

 -владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного и иностранного языка.


Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приемы и методы, используемые учителем

Вызов (5-10 мин)

Тема и эпиграф на доске.

«Не позволяй душе лениться»

"Боже правый!

Пусто и страшно

становится в Твоем мире".

Н. В. Гоголь

I. 1) Как вы думаете, о чем может пойти речь на уроке по предложенной теме? К какими категориями мы будем сегодня с вами апеллировать?

2) О каких человеческих недостатках нам придется сегодня вспомнить?

II. Вступительное слово учителя литературы о произведениях на нравственную проблематику. Часто в этих произведениях идея раскрывается в сопоставлении человека с природой.

Вступительное слово учителя биологии о врожденном или приобретенном характере нравственных категорий, лежащих в основе поведения животных и человека.

Учащиеся называют: духовность, мораль, нравственность и т.д.

Учащиеся называют: пустота мыслей, чувств, поступков и т.д.

Учащиеся высказывают предположения, используя знания по биологии

Диалог в виде вопросов и ответов

Осмысление содержания

Вопросы для обсуждения:

1) На сколько частей можно разделить рассказ?

I. Детство Яшки

-Чем характеризуется детство Яшки?

- Какие там запахи?

-Как автор называет Яшку в детстве?

II. Возвращение к людям

- Как пахнет человек?

-Как называют Яшку во второй части?

- Оставляет ли Яшку жажда свободы? В чем это проявляется?

III. Весна

-Что обычно приносит весна?

-А в рассказе?

-За что клянут люди весну?

-Что произошло в третей части?

2) Какие два мира показаны в рассказе?

-Каков мир животных?

- Каков мир людей?

3) В чем спасение человека по Астафьеву?

-О чем просит безбожный бригадир у Бога?

Учащиеся называют три части: 1) детство Яшки; 2) возвращение к людям; 3)весна.

Мама, жизнь с лосихой на воле, теплое лето, ребятишки, протягивающие ломти хлеба…

Парень ласковый, жеребенок -несмышленыш и т.д.

Вонь.

Бродяга, «морда беспачпортная» и т.д.

Обновление.

За отсутствие выпивки.

Мир животных и мир людей.

Наделен человеческими чертами, имена, «душа, взмывающая в небо» и т.д.

«Звериный образ» человеческого общества

В воскрешении души

О спасении души

Поиск ответов на вопросы

Ведутся записи в тетрадях

Рефлексия

Повторное обращение к эпиграфу.

-Что делать, чтобы эта пустота не заполнила мир?

Делают вывод, что рассказ Астафьева кричит о том, что «душа обязана трудиться». Об этом и стихотворение Н.Заболоцкого (приложение №1)

Чтение стихотворения

На основе разговора каждый ребенок пишет рецензию на рассказ В.П. Астафьева «Яшка - лось»

( приложение №2)

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Николай Заболоцкий

НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

1958


Приложение № 2

ПЛАН РЕЦЕНЗИИ


1. Дата выхода произведения в свет (когда оно было написано или опубликовано). 
2. История создания, замысел произведения. 
3. Жанровое своеобразие произведения. 
4. Сюжет и композиция произведения (о чем это произведение, назовите его основные события, отметьте завязку, кульминацию, развязку, роль эпилога и эпиграфа (если есть)). 
5. Тематика (о чем говорится в произведении), какие темы затронуты в произведении. 
6. Проблематика (какие проблемы, вопросы) затрагиваются в произведении, важны ли они, почему именно их рассматривает автор. 
7. Характеристика основных художественных образов (имена, яркие особенности внешности, социальное положение, жизненная философия, взгляды на мир, отношения с другими героями, переживания, эмоции, какая проблема/проблемы связана с этим героем). 
8. Идея и пафос произведения (что хотел сказать автор, его взгляд автора на затронутые проблемы, к чему он призывает). 
9. Место произведения в творчестве писателя (важно ли это произведение для понимания творчества писателя, отражает ли оно основные темы и проблемы в его творчестве, можно ли по этому произведению судить о стиле писателя, о его мировоззрении). 
10. Место произведения в истории литературы (является ли это произведение значимым для русской литературы и мировой литературы, почему). 
11. Ваше впечатление от произведения (понравилось / не понравилось, почему). 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7

Нижегородского района города Нижнего Новгорода

Интегрированный урок

«Умному дай голову»

(по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)

Воротникова О.Г., учитель высшей категории, руководитель районного методического объединения учителей литературы Нижегородского района города Нижнего Новгорода, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №7

Себельдина Н.Н., учитель высшей категории, руководитель районного методического объединения учителей биологии Нижегородского района города Нижнего Новгорода, учитель биологии МОУ СОШ №7

Предмет (направленность): интегрированный урок литературы и биологии

Возраст детей: 9 класс

Место проведения: класс

Анализ педагогической ситуации

Урок проводился учителем литературы О.Г. Воротниковой и учителем биологии Н.Н. Себельдиной в 9 «Б» классе. Класс один из лучших среди всех 9-ых классов и отличается устойчивой положительной мотивацией к учению. В классе много ребят, которые добросовестно относятся к учебе, проявляют повышенный интерес к новым знаниям, активно принимают участие в работе на уроке.

Проведение этого урока в данном классе преследует цель научить ребят использовать свои знания в области биологии при изучении литературного произведения.

Анализ темы

Тема данного урока выбрана в рамках авторской программы «Человек и природа», составленной авторами этого урока.

Привлечение в данном уроке знаний учащихся по анатомии и физиологии человека помогает ребятам понять идею данного произведения, расширить разговор об умственной, нравственной и духовной недоразвитости как основы живучести «шариковщины», раскрыть гуманистическую позицию автора, определить роль художественной условности, фантастики, гротеска в повести.

Выбор цели и задач урока

Целью данного урока является углубленное изучение литературы в интеграции с биологией, удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности. Данный урок направлен на решение следующих целей:

- совершенствовать умения учащихся работать с произведениями литературы, дополнительной литературой, средствами массовой информации, Интернетом

- формировать умения сравнивать, анализировать, сопоставлять, связно, грамотно и доказательно формулировать свою позицию

- повышать информационную и коммуникативную компетентность учащихся.

Обоснование выбора системы обучения и формы занятия

В качестве системы обучения используется технология групповой работы. В качестве учебного занятия используется урок – семинар, который предполагает самостоятельное изучение учащимися программного материала и обсуждение на уроке результатов их познавательной деятельности. Он привлекает своей глубиной, новизной восприятия материала, возможностью рассмотрения предмета или явления с разных позиций.

Планируемый результат

Предметные умения

- расширение объема знаний по литературе и биологии,

понимание связи литературного произведения с эпохой его написания, выявление заложенных в него вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания,

- формулирование собственного отношения к произведению,

- понимание авторской позиции свое отношение к ней,

- получение опыта метапредметной деятельности.

 Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

 - определять общие для всех правила поведения;

 - определять правила работы в группах;

 - оценивать  усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

  - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - осуществлять самоконтроль;

  - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

 Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, художественном тексте, тетради;

 - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 - находить ответы на вопросы в тексте, схемах, используя свой жизненный опыт;

 - проводить анализ учебного материала;

 - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

  Коммуникативные УУД:

 -  слушать и понимать речь других;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

 -владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка,

- развивать мыслительные способности учащихся при выполнении творческих заданий


Ход урока

«Они хотят создать ей новую душу хирургическим путем»

М. Волошин о преображении России

За две недели до проведения урока класс делится на группы «историков», «литераторов», «биологов», «медиков». Для каждой группы определяются задачи. 

1. Для «историков»

- В чем особенности эпохи, отраженной в повести?

- Как в повести даны приметы эпохи?

- Какие изменения внесла революция в Москву?

- Каким показан «дом на Причистинке»?

- Какова судьба повести?

- Кто такой Л. Б. Каменев?

2. Для «литераторов»

- Каков жанр повести?

- В чем отличие сатиры от сатирической фантастики?

- Имел ли Л. Б. Каменев назвать «Собачье сердце» памфлетом?

- Какова композиция повести?

- От чьего лица ведется повествование? Почему повествователи меняются?

- Сравните Ф. Ф. Преображенского и Шарикова.

- Сравните Шарика и Шарикова. Что в Шарикове от Шарика, а что – от Чугункина?

- Кто и как формирует Шарикова?

- Определите связь между рассказом о создании Шарикова и повествованием о том, как изменилась жизнь после революции.

3. Для «биологов»

- Гуморальная регуляция – эндокринная система (железы) – гипофиз, половые железы. Какова их роль?

- Может ли пересадка гипофиза привести к созданию человека?

- Соберите материал о прототипах профессора Преображенского.

- Дайте оценку профессору Преображенскому как ученому.

4. Для «медиков»

- Найдите материал об истории научных опытов по омоложению организма, в том числе о пересадке гипофиза, в 20-е годы и в наше время.

- Могут ли операции по пересадке превратить животного в человека?

Предварительная работа в группах проходит с консультациями учителей литературы и биологии (каждый из предметников курирует «свои» вопросы)

1. Основной вопрос урока:

Совпадает ли позиция М. А. Булгакова с выводами профессора Преображенского?

2. Какие проблемы волновали автора в процессе создания повести? Какой показана Москва 20-х годов 20 века? (отвечают «историки»)

3. Чем сатира отличается от сатирической фантастики? (отвечают «литераторы»)

Сатира констатирует, сатирическая фантастика предупреждает.

4. О чем предупреждает сатирическая фантастика М. А. Булгакова? (отвечают «литераторы»)

Автор проводит аналогию:

Пролетарий – хозяин жизни – разруха в Москве

Шарик – Шариков – разруха в доме.

5. «Медики» рассказывают о роли в организме эндокринной системы, гуморальной регуляции, роли гормонов гипофиза, половых желез.

6. «Биологи» рассказывают о прототипах профессора Преображенского, о похожих операциях, когда-либо проводимых в нашей стране и за рубежом.

7. Учащимся предлагается сравнить Шарикова и профессора Преображенского по следующим пунктам:

- Взгляды на жизнь.

- Интересы и развлечения.

- Отношение к животным.

- Отношение к людям.

8. Как проходит процесс очеловечивания собаки? Что у П. П. Шарикова от пса, а что – от Клима Чугункина?

Пес–дворняга Шарик милый, добродушный, наблюдательный, и в то же время хитрый. У Шарикова тело Шарика.

Клим Чугункин – пьяница, люмпен-пролетарий. У Шарикова гипофиз Чугункина и большая часть черт характера.

9. Чье влияние на формирование Шарикова сильнее?

Ф. Ф. Преображенский – создатель (врач, профессор, всемирно известный ученый). Он действует хирургическим путем, прибегает к физическому насилию. Является носителем культуры.

Швондер – идеолог (экспроприатор). Его девиз – «Грабь награбленное». Действует с помощью слова, прибегает к духовному насилию. Является носителем антикультуры.

10. Возвращаясь к основному вопросу урока, к каким выводам приводит нас автор повести?

Нарушение законов – как природных, так и нравственных (умышленное или нет – все равно!) – может привести человечество к катастрофе.

Домашнее задание:

Учащимся предлагается написать письмо М. А. Булгакову, в котором они должны высказать свое отношение к повести.


Примеры работ учащихся

Письмо Булгакову

Михаил Афанасьевич, я прочитала вашу повесть «Собачье сердце». В данном письме мне нужно рассказать вам о моём отношении к повести.

В мае у нас в классе прошёл открытый урок по повести «Собачье сердце».

Я прочитала произведение ещё в марте и поняла его следующим образом: в повести написано о результате эксперимента профессора Преображенского и не более.

На открытом уроке мы установили, что вас прежде всего волновало социальное положение в стране.

После открытого урока мне полностью стал ясен смысл произведения.

Все действия происходят в квартире Преображенского в 20-ые годы 20 века. Власть захватил пролетарий. Страной руководят неопытные люди, рабочий класс – разруха в стране.

Преображенский проводит операцию по пересадке гипофиза и половых желёз собаке, в результате из собаки получается человек. У него нет навыков, умений, правил поведения, присущих человеку, и начинается разруха в квартире. И так же в стране, у пролетария нет навыков и умения управлять страной.

Мне понравилась повесть, потому что вы написали её в жанре сатирической фантастики, которая предупреждает, что может быть, если не предусмотреть последствия и результаты эксперимента (Преображенский), приход к власти пролетария (положение в стране).

 Печуркина Татьяна


Письмо Булгакову

Здравствуйте, уважаемый Михаил Афанасьевич; совсем недавно в моей школе один из уроков литературы был посвящён вашей замечательной повести «Собачье сердце».

Мне было интересно читать ваше произведение. Вы очень чётко и тонко показали ситуацию в стране на примере одной квартиры.

Михаил Афанасьевич, я считаю, в вашей повести каждый читатель может заметить две параллельные линии; первую: пролетарий – хозяин жизни – разруха в Москве, и соответственно параллельную ей вторую линию, показанную в микромире: Шарик – Шариков – разруха в доме.

Я думаю, что Преображенский и Шариков – это совершенно противоположные по отношению друг к другу люди. Они отличаются практически во всех аспектах жизни: можно привести такой пример: взгляд на жизнь у Шарикова – это взять и поделить, а у Преображенского – строгое разделение труда; Преображенский предпочитает театр, а Шариков Полиграф Полиграфович – цирк. Можно приводить ещё множество примеров, которые олицетворяют отличающиеся друг от друга нравы интеллигенции и пролетариев.

Мне понравилась повесть «Собачье сердце», потому что вы ярко описали обстановку в доме Преображенского и деятельность самого профессора. Читая ваше произведение, я более точно представила, что происходило в стране в годы революции.

Глушкова Наталья


Письмо Булгакову

Здравствуйте, уважаемый Михаил Афанасьевич!

Вам пишет одна из поклонниц Вашего поэтического таланта. Совсем недавно я прочитала написанную Вами повесть «Собачье сердце» и хотела бы поделиться своими впечатлениями, так как полагаю, что писателю всегда интересно услышать мнение читателя.

Прежде всего в написанном Вами произведении мне нравится его историзм. С помощью описания внутреннего состояния дома профессора Преображенского и отношений между жильцами вы умело отражаете то, что происходит в России после прихода к власти большевиков.

Герои повести получились у вас очень яркими и контрастными с одной стороны, и чем-то похожими с другой. Например, Шарик и Шариков отличаются друг от друга тем, что собака умна и наблюдательна, Чугункин же - хамоватый, глупый и наглый человек. В то же время, оба главных героя обладают инстинктом самосохранения, всегда заботясь о своей «шкуре», ироничны и придерживаются рабской философии.

Повесть «Собачье сердце» очень интересно читать, ведь фантастика, да еще и сатирическая, всегда очень захватывает. Благодаря тому, что Вы, Михаил Афанасьевич, внесли в произведение свои познания в области медицины, оно получилось очень реалистичным. Читая повесть, я до последнего была уверена, что превратить собаку в человека можно, и, в конце концов, обратилась к различным источникам информации, чтобы узнать об операциях по пересадке гипофиза и половых желез.

Читая «Собачье сердце», Михаил Афанасьевич, понимаешь Ваше отношение к Великой Октябрьской революции. Его вы частично отражаете в позиции профессора Преображенского, который против социальных изменений в стране. В то же время Вы и не согласны с ученым, который считает, что мир можно менять «хирургическим путем». Вы против грубого вторжения в жизнь человека, и я разделяю эту точку зрения. Социальные изменения должны быть постепенными и ненасильственными, отвечающими интересам большинства людей, а не отдельного класса общества.

Во всех ваших произведениях, Михаил Афанасьевич, мне нравятся параллели, которые можно провести к современной действительности. Когда Шарик стал Шариковым, в доме профессора Преображенского наступила разруха. Также и в истории: когда пролетарий стал хозяином жизни, в Москве тоже наступил беспорядок.

Вот, в общем-то и все, что я хотела Вам сказать. Надеюсь, я правильно истолковала Вашу позицию и некоторые аспекты произведения.

Повесть «Собачье сердце» действительно очень сильное и прекрасное произведение, которое еще долго будет вызывать восхищение у читателей. Спасибо Вам, Михаил Афанасьевич, за его создание!

Клинова Ксения

Письмо Булгакову М.А.

Здравствуйте, Михаил Афанасьевич. Меня зовут Мозгунова Дарья. Я восхищаюсь вашим творчеством. На мой взгляд, нет такого человека, который бы не читал ваши произведения.

Самым любим моим произведением является повесть «Собачье сердце». Она меня очень заинтересовала. Ваш талант помог открыть и показать читателям важные проблемы общества, пороки людей. Я предполагаю, что в этой книге вы хотели передать нам, что нельзя нарушать законы и порядки природы. Она сама лучше знает, что создает. А профессор Преображенский пренебрег этими законами, не подумал о последствиях принятого решения. Такие необдуманные поступки ведут к разрухе. Филипп Филиппович, так сказать, совершил революцию, создав гипофиз, половые железы человека. Хоть раньше и проводились операции по омоложению организма, но такого результата никто еще не получал. Таким образом, профессор Преображенский «создал новую душу хирургическим путем». И мы, читатели, наблюдаем становление, развитие Полиграфа Полиграфовича, то, что он перенял от собаки и Клима Чугункина. Например, инстинкт самосохранения, ироничность. Филипп Филиппович стремится переделать мир, совершать революцию, используя хирургические вмешательства и биологию. Но какими средствами он пытается этого добиться! Для профессора нет того, что бы он пожалел ради науки. Филипп Филиппович преступает мораль, нравственные и духовные начала человека. И это очень грустно, печально. Но разве это правильно, проводить эксперименты, опыты над природой, над животными, зная исход операции? Я думаю, нет, поэтому соглашаюсь с вашим мнением. Как может такой умный человек, как Преображенский, совершать необдуманные поступки и добиваться своего «низкими», ужасными и необдуманными действиями?

Одна пословица гласит: «Цель оправдывает средства». Я не согласна с этим, так как Преображенский рад науки приносит в жертву живое существо, которое так же, как и он, чувствует, переживает.

Повесть написана вами в двадцатые годы. В это время происходит образование СССР, власти, уплотнение жилищных домов, то есть происходит революция в обществе. Дом профессора можно рассматривать как микромир, в котором присутствует определенный свод законов и правил, где также совершается революция. Все это приводит к разрухе. Это свидетельствует о глубоких противоречиях и ошибках, которые совершает профессор, и о том, что плохо шутить с законами природы.

Также я хотела бы вас поблагодарить за то, что с помощью ваших произведений мы учимся на ошибках героев, узнаем много нового и интересного.

Уважаемый Михаил Афанасьевич, я прочла вашу повесть «Собачье сердце» и мне оно очень понравилось. Отдельные моменты повести заставляют меня задуматься. Тема дисгармонии, доведенной до абсурда благодаря вмешательству человека в вечные законы природы. В последнее время очень остро встает вопрос об ответственности каждого человека за результаты своего труда. Труда в самом широком смысле слова. Многочисленные безответственные эксперименты над природой привели к экологической катастрофе. Результаты непродуманных социальных опытов мы постоянно ощущаем на себе. Об одном биосоциальном эксперименте идет речь в вашей повести. Чисто научное любопытство профессора Преображенского, пересадившего собаке гипофиз человека, приводит к появлению на свет необычного существа – Полиграфа Полиграфовича Шарикова. А масштабный эксперимент, производимый в это время в стране, неожиданно показывает, что новое общество – это как раз то, что надо таким монстрам, как Шариков!

В повести профессор Преображенский сам исправляет свою ошибку. В жизни сделать это гораздо труднее. Прекрасная собака Шарик не помнит, что была уполномоченным Шариковым и уничтожала бродячих животных. Настоящие Шариковы такого не забывают. Раз, получив власть, они добровольно не отдадут ее. Поэтому социальные эксперименты, на волне которых поднимаются шариковы, опаснее всех прочих экспериментов. И поэтому новые Преображенские должны хорошо представлять себе, что именно получится из их открытий, к чему приведет их равнодушие.

В жизни за ошибки приходится платить слишком большую цену. Ведь даже обратное превращение Шарика не снимает проблему в целом: как изменить мир, где все дороги открыты шариковым и швондерам.

Фантастика в «Собачьем сердце» важна не сама по себе: она помогает вам ярче, острее показать те явления, которые вы, как и профессор Преображенский, не принимали в новой действительности. Едкая сатира – это то оружие, которым вы сражались со швондерами и шариковыми, и ваш талант делал это оружие особенно опасным. Спасибо вам за эту повесть, она по – настоящему помогает задуматься о происходящем вокруг.

Мозгунова Дарья


Письмо Булгакову.

Здравствуйте, Михаил Афанасьевич Булгаков. Недавно я прочитала повесть, написанную вами в 1925 году, «Собачье сердце».

Там описывалось, как профессор Преображенский задумал небывалый эксперимент – операция по пересадке собаке человеческого гипофиза и половых желез. Результаты операции превзошли все ожидания. У собаки вытянулись конечности, выпала шерсть и появилась речь. После этого превращения в доме начался хаос. Преображенскому пришлось сделать повторную операцию, и превратить человека опять в собаку. После этого профессора начали обвинять человека в том, что он убил человека.

Я считаю, что профессор Преображенский поступил плохо, он нарушил законы природы, потому что, нарушение законов – как природных, так и нравственных (умышленно или нет – все ровно) – может привести человечество к катастрофе.

Ваше произведение «Собачье сердце» мне очень понравилось, оно предупреждает народ, что нарушив законы природы, ни к чему хорошему это не приведет.

Карабанова Ольга



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7

Нижегородского района города Нижнего Новгорода

Модель урока

Урок-раздумье

«Психологизм Достоевского»

(по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Авторы: учитель высшей категории, руководитель районного методического объединения учителей литературы Нижегородского района города Нижнего Новгорода, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №7 Воротникова О.Г.,

 учитель высшей категории, руководитель районного методического объединения учителей биологии Нижегородского района города Нижнего Новгорода, учитель биологии МОУ СОШ №7 Себельдина Н.Н.


Анализ педагогической ситуации

Урок проводился учителем литературы О.Г. Воротниковой и учителем биологии Н.Н. Себельдиной в 10 «Б» классе естественно-математического профиля. Это класс, в котором отмечается устойчивая мотивация на учение, но литература не входит в круг избранных предметов. Ребята ощущают определенную трудность при необходимости высказывать свою точку зрения, обсуждать поведение или поступки человека. Проведение этого урока в данном классе преследует цель научить ребят использовать свои знания в области биологии (психологии) при изучении литературного произведения.

Анализ темы

Тема данного урока выбрана в рамках авторской программы «Человек и природа».

Ф.М. Достоевского считают одним из родоначальников психологизма в литературе. Каждый из его героев – индивидуальность, яркий тип личности. На наш взгляд, понять героев романа «Преступление и наказание», объяснить их поступки, действия помогут знания из области психологии. Эту задачу решает урок «Психологизм Достоевского».

Выбор цели и задач урока

Целью данного урока является формирование у школьников средствами литературы и психологии способности понимать, что в характере и поведении человека обусловлено природой, т. е. во многом предотвратить бесплодные попытки укротить и переделать ее. К числу природных особенностей человека относятся свойства нервной системы, темпераментные и конституциональные особенности. С ними связана работа нервной системы, динамика человеческого поведения, обменные процессы и энергетика. Близко к ним стоят половозрелые особенности личности и индивидуальности. Они тоже имеют генетическую природу, но несут на себе отпечаток социальных воздействий. С этими факторами уже связаны различные социальные нормы, стереотипы, ожидания.

Характер – это часть индивидуальности человека, которую по большей части творят другие люди, не только родители, педагоги. Этот урок направлен на то, чтобы учащиеся на примере героев Достоевского узнали, как влияет на человека культура и субкультура, что такое значимые другие и что позволяет им обрести этот статус, почему случайно брошенное слово или улыбка оказываются более действенными, чем многочасовые проповеди. Этот урок должен стать значимым в понимании роли мотивации, сознания, ситуационных характеристик в регулировании поведения человека. Именно они делают поведение человека предсказуемым и непредсказуемым одновременно.

Обоснование выбора системы обучения и формы занятия

В качестве системы обучения используется технология групповой работы. В качестве учебного занятия используется урок - раздумье. Такой урок предполагает использование дополнительных сведений, т. к. нельзя обсуждать сложные вопросы, работая только с материалом учебника. Он привлекает своей глубиной, новизной восприятия материала, возможностью рассмотрения предмета или явления с разных позиций.


Планируемый результат

Предметные умения

- расширение объема знаний по литературе и биологии,

-умение анализировать литературное произведение, характеризовать героев, сопоставлять их образы,

- понимание авторской позиции и свое отношение к ней,

- написание сочинений,

- получение опыта метапредметной деятельности.

 Личностные УУД:

- совершенствование духовно – нравственных качеств личности;

 - определять общие для всех правила поведения;

 - определять правила работы в группах;

 - оценивать  усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);

 -использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

  - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - осуществлять самоконтроль;

  - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

 Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять таблицу);

- проводить анализ учебного материала;

 - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

  Коммуникативные УУД:

 -  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

 - высказывать и обосновывать свою точку зрения;

 -владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка,

- развивать мыслительные способности учащихся при выполнении творческих заданий

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приемы и методы, использ. учителем

Вызов

5-10 минут

Выступление учителя литературы по вопросу: «Концепция человека по Достоевскому»

Выступление учителя биологии по вопросу: «Психология поведения»

Ученики вспоминают, что им известно по данному вопросу, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ

Систематизация материала

Осмысление содержания

Предварительно учитель делит ребят на 6 групп, определяя задачи каждой:

Первая группа представляет факты, связанные с каждым из героев, изложенные в романе.

Вторая группа раскрывает «идею» каждого персонажа.

Третья группа представляет психологические особенности каждого типа.

Четвертая группа определяет, что положительного в каждом герое.

Пятая группа говорит об ошибках, противоречиях (о своем несогласии с тем, что изложено в тексте).

Шестая группа (творческая): высказывают предположения о будущем каждого из героев.

Для обсуждения выбраны четыре персонажа романа М.Ф. Достоевского «Преступление и наказание»: Раскольников, Соня, Лужин, Свидригайлов.

Ученики разбиты на 4 группы, по количеству обсуждаемых персонажей. При обсуждении каждый ученик высказывает свою позицию, исходя из задания, поставленного для группы. Одновременно с этим каждый ученик ведет записи в таблице по каждому обсуждаемому персонажу.

Форма работы – групповая.

Изучение материала происходит в ходе дискуссии.

В ходе работы идет заполнение таблицы.

Рефлексия

Подведение предварительных итогов

В чем психологизм Достоевского?

Смог ли Достоевский объяснить поступки своих героев с точки зрения психологии?

Соответствует ли роман «Преступление и наказание» его концепции человека?

Учащиеся соотносят новую информацию со старой, используют знания, полученные на стадии осмысления содержания, делают выводы.

Ответы на вопросы готовят ребят к итоговой работе – написанию сочинения на тему «Психологизм Достоевского»

Приложение

Персонажи

Факты

«Идея»

Психология

Позитив

Негатив

Предполагаемое будущее

Раскольников

Соня

Лужин

Свидригайлов



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7

Нижегородского района города Нижнего Новгорода

Модель урока

Урок-семинар «Сны: невозможное возможно »

Авторы: учитель высшей категории, руководитель районного методического объединения учителей литературы Нижегородского района города Нижнего Новгорода, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №7 Воротникова О.Г.,

 учитель высшей категории, руководитель районного методического объединения учителей биологии Нижегородского района города Нижнего Новгорода, учитель биологии МОУ СОШ №7 Себельдина Н.Н.


Анализ педагогической ситуации

Урок проводился учителем литературы О.Г. Воротниковой и учителем биологии Н.Н. Себельдиной в 11 «Б» классе естественно-математического профиля. Это класс, в котором отмечается устойчивая мотивация на учение, но литература не входит в круг избранных предметов. Ребята ощущают определенную трудность при необходимости высказывать свою точку зрения, обсуждать поведение или поступки человека. Проведение этого урока в данном классе преследует цель научить ребят использовать свои знания в области биологии (психологии) при изучении литературного произведения.

Анализ темы

Тема данного урока выбрана в рамках авторской программы «Человек и природа», составленной авторами этого урока.

В рамках повторения русской литературы XIX века и курса биологии «Человек» нами рассматриваются сны И.И. Обломова (И.А. Гончаров «Обломов»), Р.Р. Раскольникова (Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»), а также сны главных героинь баллады В.А. Жуковского «Светлана» и романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». В основу разговора положено высказывание выдающего русского физиолога И.М. Сеченова, называвшего сновидения «небывалыми комбинациями бывалых впечатлений».

Выбор цели и задач урока

Подготовка к уроку–семинару позволяет учащимся по-новому взглянуть на содержание текстов художественной литературы, расширить свое понимание о сне как интереснейшем и значительном явлении в жизни человека.

Также выполнение заданий к этому уроку помогает закреплять навыки самообразования, актуализирует умственную и творческую деятельность учащихся, учит видеть необыкновенное в обыденном.

Задачи урока:

1.Определить функцию сна в литературном произведении.

2. Выявить биологический и психологический аспекты в эпизодах сна.

3. Повторить к контрольному сочинению литературные произведения первой и второй половины XIX века.

Планируемый результат

Предметные умения

- расширение объема знаний по литературе и биологии,

-умение анализировать литературное произведение, характеризовать героев, сопоставлять их образы,

- понимание авторской позиции и свое отношение к ней,

- написание сочинений - рассуждений,

- повторение произведений русской литературы XIX века;

- получение опыта метапредметной деятельности.

 Личностные УУД:

- определять правила работы в группах;

 - оценивать  усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);

- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

-использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

  - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - осуществлять самоконтроль;

  - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

 Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять таблицу);

- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

- устанавливать причинно-следственные связи;

 Коммуникативные УУД:

 -  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

 - высказывать и обосновывать свою точку зрения;

 -владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка,

- развивать мыслительные способности учащихся при выполнении творческих заданий

Обоснование выбора системы обучения и формы занятия

Урок-семинар «Сны: невозможное возможно» является итоговым мероприятием межпредметной групповой исследовательской проектной работы. Форма проведения мероприятия – круглый стол.

Так как проект межпредметный, то учащиеся были предварительно распределены по интересующим их дисциплинам: литература, биология, а также была выделена группа учащихся, интересующихся психоанализом.

Схема проекта

Философия, психоанализ  --------  Сон   ---------  Литература

         

                    Биология


Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приемы и методы, использ. учителем

Вызов

(5-10 минут)

Учащиеся знакомятся с эпиграфами урока урока.

«Сон – знак в чистом виде, так как человек знает, что есть сон, ведение, что оно имеет значение, но не знает какое. Это значение нужно расшифровать»

                      Ю.М. Лотман

«Жизнь есть сон»       Кальдерон

(слайд №2)

Вступительное слово учителя литературы

Учитель рассказывает притчу о философе, которому приснилось, что он стал мотыльком. И, проснувшись, он уже не знал, кто он: мудрый старец, видевший во сне, будто он стал мотыльком, или мотылек, которому снится, что он - мудрый старец.

Вступительное слово учителя биологии

Сон – одно из основных состояний организма, в котором человек проводит до одной трети жизни. Какое значение в жизни человека имеет сон?

Что такое сновидения? И.М. Сеченов называл сновидения «небывалыми комбинациями бывалых впечатлений» (слайд №4)

Вот об этом и будет наш сегодняшний разговор

Учащиеся осмысливают значение эпиграфов, определяют цель урока

Активизация познавательной деятельности, определение целей и задач урока

Осмысление содержания

Каждая группа предварительно получила задание:

  1. кратко рассказать содержание сна;
  2. выяснить, как биологический и психоаналитический аспекты проявились в эпизоде;
  3. какую функцию данный сон выполняет в литературном произведении

Результаты анализа вносятся в схему (слайд №6):

Урок-семинар начинается с выступления группы, которая подготовила сообщения о биологии сна и роли сна в психоанализе, что предваряет выступления каждой группы.

1 группа

Сон Светланы в балладе          В.А. Жуковского «Светлана» (слайд №7)

2 группа

Сон Татьяны в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (слайд №8)

3 группа

Сон Обломова в романе И.А. Гончарова «Обломов» (слайд №9)

4 группа

Первый сон Раскольникова (слайд №10)

5 группа

Сон Раскольникова о старухе (слайд №10)

6 группа

Сон Раскольникова о моровой язве (слайд №11)

7 группа

Сон Свидригайлова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (слайд №12)

Форма работы – групповая. Каждая группа получила опережающие задания. Результаты работы заносятся в схему

(приложение №1)

Рефлексия

Предварительные выводы

1. Роль сна в раскрытии художественных образов в художественном произведении

2. Сон – средство характеристики главного героя

3. Сон как средство выражения авторской позиции в произведении

Учащиеся соотносят новую информацию со старой, используют знания, полученные на стадии осмысления содержания, делают выводы (слайд № 14)

 (приложение №2)

Ответы на вопросы готовят ребят к итоговой работе – написанию сочинения – рассуждения, прокомментировав одно из высказываний:

«Сны – это предшественники будущих тенденций развития личности» (Юнг),

«Сон – это иллюзорное осуществление вытесненных желаний» (Фрейд)


Приложение №1

Сон Светланы

Сон Татьяны

Сон Обломова

Первый сон Раскольникова

Сон Раскольникова о старухе

Сон Раскольникова о мировой язве

Сон Свидригайлова

Без фантастических элементов

С элементами фантастики

Форма введения

Форма отражения сюжетных взглядов автора

Форма выражения бессознательного в психике героя


Приложение №2

Сон Светланы

Сон Татьяны

Сон Обломова

Первый сон Раскольникова

Сон Раскольникова о старухе

Сон Раскольникова о мировой язве

Сон Свидригайлова

Роль сна в раскрытии художественных образов

Сон как средство характеристики героя

Сон как средство выражения авторской позиции



Предварительный просмотр:

Модель урока

Интегрированный урок литературы и биологии в 11 классе

«Человек и природа в повести Э. Хемингуэя «Старик и море»»

Авторы: учитель высшей категории, руководитель районного методического объединения учителей литературы Нижегородского района города Нижнего Новгорода, учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа №7» Воротникова О.Г., учитель биологии высшей категории МБОУ «Школа №7» Себельдина Н.Н.

Анализ педагогической ситуации

Урок проводился учителем литературы О.Г. Воротниковой и учителем биологии Н.Н. Себельдиной в 11 «А» классе естественно-математического профиля. Это класс, в котором отмечается устойчивая мотивация на учение, но литература не входит в круг избранных предметов. Ребята ощущают определенную трудность при необходимости высказывать свою точку зрения, обсуждать поведение или поступки человека. Проведение этого урока в данном классе преследует цель научить ребят использовать свои знания в области биологии  и при изучении литературного произведения.

Анализ темы

Тема данного урока выбрана в рамках авторской программы «Человек и природа».

Вместе с героем повести Сантьяго мы входим в большой мир Природы, царство морской стихии, где человек чувствует себя не затерянной песчинкой, а частью этой великой гармонии. Урок воспитывает способность поэтически воспринимать мир природы, животных, растений, звезд.

Главная тема разговора – понимание счастья и смыла жизни  автором и читателями.

               Понятие «счастье» тесно сопряжено с понятием о смысле жизни. Счастье возможно только тогда, когда человек чувствует жизнь осмысленной. Обладание смыслом жизни придаёт человеку уверенность в собственных силах, помогает уяснить значимость его жизни, придать ей ясность и целеустремлённость. Смысл жизни – это генеральная линия жизни индивида на базе определённых нравственных ценностей.

Выбор цели и задач урока

Целью данного урока является формирование у школьников средствами литературы и биологии способности понимать, что в характере и поведении человека обусловлено природой, т. е. во многом предотвратить бесплодные попытки укротить и переделать ее. К числу природных особенностей человека относятся свойства нервной системы, темпераментные и конституциональные особенности. С ними связана работа нервной системы, динамика человеческого поведения, обменные процессы и энергетика. Близко к ним стоят половозрелые особенности личности и индивидуальности. Они тоже имеют генетическую природу, но несут на себе отпечаток социальных воздействий. С этими факторами уже связаны различные социальные нормы, стереотипы, ожидания.

Характер – это часть индивидуальности человека, которую по большей части творят другие люди, не только родители, педагоги. Этот урок направлен на то, чтобы учащиеся на примере героя повести Хэмингуэя узнали, как влияет на человека природа, что такое счастье, в чем заключается смысл жизни. Этот урок должен стать значимым в понимании роли мотивации, сознания, ситуационных характеристик в регулировании поведения человека. Именно они делают поведение человека предсказуемым и непредсказуемым одновременно.

Обоснование выбора системы обучения и формы занятия

В качестве системы обучения используется технология групповой работы. В качестве учебного занятия используется урок - раздумье. Такой урок предполагает использование дополнительных сведений, т. к. нельзя обсуждать сложные вопросы, работая только с материалом учебника. Он привлекает своей глубиной, новизной восприятия материала, возможностью рассмотрения предмета или явления с разных позиций.


Планируемый результат

Предметные умения

- расширение объема знаний по литературе и биологии,

-умение анализировать литературное произведение, характеризовать героев, сопоставлять их образы,

- понимание авторской позиции и свое отношение к ней,

- написание сочинений,

- получение опыта метапредметной деятельности.

 Личностные УУД:

- совершенствование духовно – нравственных качеств личности;

 - определять общие для всех правила поведения;

 - определять правила работы в группах;

 - оценивать  усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);

 -использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

  - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - осуществлять самоконтроль;

  - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

 Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять таблицу);

- проводить анализ учебного материала;

 - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

  Коммуникативные УУД:

 -  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

 - высказывать и обосновывать свою точку зрения;

 -владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка,

- развивать мыслительные способности учащихся при выполнении творческих заданий

Опережающее домашнее задание:

1. Двойной дневник

Фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление (согласие, протест или непонимание)

Комментарий: что заставило записать именно эту фразу? Какие мысли, вопросы, ассоциации и воспоминания она вызвала?

Текст

Текст

2. Найти в тексте повести эпизоды (пейзажные зарисовки), которые вызывают ассоциации с социальными отношениями в человеческом обществе.

3. Определить, что в образе Старика является результатом биологической эволюции, а что – результатом социальной революции?

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приемы и методы, используемые учителем

Вызов

(5 минут)

1. Вступительные слова учителя литературы:

- Очень часто на уроках литературы и электива «Мир вокруг нас» мы знакомились с произведениями, в которых прослеживалась связь человека и природы. Это, например, рассказ Д. Лондона «Белое безмолвие», роман Ж. Верна «Париж в ХХ веке», повесть В. Астафьева «Царь – рыба» и многие другие. Знакомясь с повестью Хемингуэя, мы продолжим разговор на эту тему.

2. Вступительные слова учителя биологии:

- Наше поведение почти так же, как и наш облик, несет в себе много черт, унаследованных как от близких предков, так и более далёких. Это роднит нас со всем, что живёт на Земле.

3. Фрагмент из мультфильма «Старик и море» (фрагмент «Сон Сантьяго»)

Учащиеся вспоминают обсуждение перечисленных произведений.

Учащиеся сравнивают экранизацию с повестью.

Активизация познавательной деятельности, определение целей и задач урока

Осмысление содержания

Знакомство с автором.

История произведения.

Двое учащихся знакомят одноклассников с подготовленными заранее выступлениями.

Систематизация материала

Вопросы по осмыслению содержания:

1. Можно ли по названию предположить, о чем это произведение?

2. Какие ассоциации вызывают у вас имена героев?

3. Что вы почувствовали, прочитав рассказ, какие ощущения у вас возникли?

4. Какие из ваших ожиданий подтвердились? Что было неожиданным?

5. Почему автор так заканчивает рассказ? Как бы вы закончили его?

6. Что будет с героем после событий рассказа?

Ребята отвечают на поставленные вопросы, обязательно используют при этом текст произведения.

Изучение материала происходит в ходе дискуссии.

Предварительно учитель делит ребят на 6 групп, определяя задачи каждой:

1 группа – В какой манере работал Хемингуэй? Можно ли назвать эту повесть реалистической? Для ответа на вопрос проанализируйте портрет Сантьяго. Что мы можем сказать о нем, прочитав портрет? Почему автор называет его «необыкновенным стариком»? Какой прием применяет Хемингуэй, используя эпитеты «изможденный – могучие»?

Ученики разбиты на 6 групп. При обсуждении каждый ученик высказывает свою позицию, исходя из задания, поставленного для группы. Знакомит класс с собственными наблюдениями и выводами.Одновременно с этим каждый ученик ведет записи в тетради.

Форма работы – групповая.

В ходе работы идет запись в тетради.

2 группа – Что мы можем сказать о характере Сантьяго? На какие детали обращает внимание Хемингуэй? Найдите цитату, подтверждающую, что для Сантьяго море – нечто любимое. Какой «друг» появился у Сантьяго в море и что он олицетворяет? Почему старику снятся сны о львах? Можно ли считать одиночество Сантьяго всепоглощающим, безысходным?

3 группа – Есть ли в этой реалистической повести элементы романтического произведения? Как проявилось мастерство Хемингуэя при описании природы?

4 группа – Назовите основные мотивы, звучащие в повести, и объясните их.

5 группа – Назовите символы, присутствующие в повести, дайте им объяснение.

6 группа – Можно ли назвать это произведение притчей и почему?

Рефлексия

Подведение предварительных итогов:

В чём, по мнению писателя, смысл жизни, счастья?

Возможные ответы учащихся:

• в дружбе, в общении с людьми;
• в чувстве своего единения с природой, со всеми людьми, обществом, вселенной;
• в сознании своего бессмертия;
• счастье в том, чтобы всегда хранить в душе веру и стремление к лучшему будущему;
• чтобы быть счастливым, надо найти главное дело в жизни.

В качестве домашнего задания учащимся предлагается письменно ответить на один из вопросов

-  Почему повесть заканчивается изображением американских туристов?

- К какому выводу приводит нас автор, рассуждая о взаимоотношениях человека и природы?