«Военно-патриотическое воспитание как аспект формирования модели выпускника.

Пудовкина Елена Александровна

 

«Военно-патриотическое воспитание

как аспект формирования модели выпускника.

Преподаватель- организатор  МБОУ СОШ № 111 Пудовкина Елена Александровна

Современная концепция школьного образования, а также «Государственная программа патриотического воспитания граждан»,  предполагает комплексный подход к формированию всесторонне развитой личности. Важное место в ней отводится военно-патриотическому воспитанию. Эффективность  работы всего педагогического коллектива по воспитанию у учащихся патриотизма находится в прямой зависимости от того, насколько продумано и педагогически целесообразно каждый воспитатель, организует эту работу, насколько разнообразны её формы и методы, как дифференцировано она ведётся с различными категориями учащихся. Чётко спланированная работа педагогического коллектива по патриотическому и военно-патриотическому воспитанию позволит смоделировать качества, необходимые современному выпускнику, гражданину, патриоту, защитнику Родины. Для реализации данных качеств, педагогический коллектив должен использовать в своей работе целый комплекс принципов, ценностей и идей (установок) военно -  политического, экономического, морально-психологического и других, совместимых с национальным историческим наследием и связанных с национальными интересами нашего государства.  Они должны воспитываться (утверждаться) в сознании подрастающего поколения. Это такие приоритеты как  концепция национальной безопасности, концепция общественной жизни, концепция динамического экономического развития, концепция здорового образа жизни. Отсюда следует, что весь учебно - воспитательный цикл в учебном заведении должен рассматриваться как система подготовки и формирования поставленных смоделированных качеств у учащихся: морально – нравственных, психологических, военно – технических и физических. Схематично это будет выглядеть так.Если педагогический коллектив будет ставить задачи на воспитание у учащихся чувства ответственности за судьбу своей страны, верности воинскому долгу, готовности  к её защите, мы выйдем на формирование морально -  нравственных качеств. Развивая память, внимание, сообразительность, ответственность, творческий подход к порученному делу, высокую дисциплину, инициативность, мы выйдем на креативность мышления и психологические качества. Вооружая учащихся глубокими  знаниями в области военного дела, а также в области математики, физики, химии, астрономии мы выйдем на формирование военно-технических или боевых качеств. И наконец, развивая у учащихся ловкость, силу, выносливость, гибкость и другие качества на уроках физкультуры и секционных занятиях, мотивируя у них  эту деятельность как средство сохранения и укрепления здоровья, мы выйдем на развитие военно-физических качеств и сформируем потребность в ведении здорового образа жизни.

В качестве общей целевой установки военно-патриотического воспитания выступает идеал современного защитника Отечества, обладающего вышеназванными качествами.

Современное содержание школьного образования, новые действующие программы открывают широкие возможности для тесной взаимосвязи школьных предметов и военно-патриотического воспитания. Интеграция таких предметов как НВП,ОБЖ, Основы государства и права, истории, физики, русского языка и литературы, химии и других предметов – это огромный потенциал правового и патриотического воспитания на  уроках

imageДля отслеживания эффективности работы педагогического коллектива в данном направлении (сформированные качества личности, модели выпускника) необходимо проводить мониторинг, используя выработанные критерии эффективности военно – патриотического воспитания

Критерии эффективности военно-патриотического воспитания.

1).Наличие у учащихся знаний и навыков, необходимых для успешного выполнения воинского долга перед Родиной (контрольные работы, тестирование, олимпиады,  учебно-полевые сборы).

2)Формирование личностных качеств, рассматриваемых как критерий эффективности военно-патриотического воспитания.(тесты, диагностика, военно-патриотические мероприятия, учебно-полевые сборы)

3)Активность в военно-патриотических мероприятиях учащихся, как фактор формирования всесторонней готовности школьников к выполнению воинского долга перед Родиной.

4).Сознательный выбор юношами-выпускниками школ военной  профессии.(юноши-кандидаты в военные учебные заведения, офицеры ВС РК.)

5).Президентские тесты по физической культуре.(протоколы по тестированию ).

6).Самовоспитание будущих защитников Родины как показатель их активного, сознательного отношения к своему воинскому долгу. (можно проследить в военно-патриотической деятельности, диапазон проявления своих лучших личностных качеств в процессе военно-патриотической деятельности - показатель их усилий по самовоспитанию.

Таким образом , при правильной постановке задач и научном системном подходе к организации воспитательной урочной и внеурочной деятельности в учебном заведении, можно качественно выполнять социальный заказ общества по формированию модели выпускника.

Учебно – воспитательный цикл как система подготовки и формирования поставленных качеств

морально-нравственное воспитание

Психологичес

кая подготовка

военно-техническая подготовка

военная физподготовка

Уроки, лекции, беседы, конкурсы и.т.д.

 

Уроки, лекции, беседы, конкурсы и.т.д.

 

Уроки НВП, химия, физика, математик, история.

Уроки  НВП, ОБЖ и физкультуры

Военно-спортивные игры, поисковая, работа, соревнования

 

 Кружки, факультативы, военно-спортивные игры, соревнования

 

 

Кружки, клубы, факульта-

тивы военно-спортивные игры

Сдача Президентских тестов, спортивные секции, соревнования

 

 

Список используемой литературы:

Закон РФ «О воинской обязанности и военной  службе»;

Закон «Об образовании»;