Работа с родителями

Никонорова Татьяна Михайловна

1.Формы взаимодействия с родителями в вопросах музыкального воспитания детей.Если правильно и в системе выстраивать работу по музыкальному воспитанию с родителями, использовать разные формы работы, то родители становятся участниками музыкального образовательного процесса с детьми и художественно – эстетическое воспитание детей будет эффективней. Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству, устраняет отчуждённость, вселяет уверенность и решает многие проблемы. Доверительное, доброжелательное отношение друг к другу помогает взрослым понять мир ощущения детей. За последние три года, участие родителей в праздниках (участники театрализованного представления) увеличилось на 40%. Родители, которые выбрали активную позицию стали нашими соратниками, у них появляется мотивация, интерес к различным воспитательным направлениям, которые мы предлагаем. И, в итоге, повышается эффективность музыкального воспитания детей, наблюдается улучшение показателей по диагностике музыкальных способностей, большая часть выпускников продолжает заниматься музыкой, хореографией, живописью, театральным искусством.

2. Родительское собрание «Театр в жизни ребенка и семьи» Конспект.

3. Консультации и памятки для родителей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_no2.docx167.54 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 

Формы взаимодействия с семьей

в вопросах музыкального воспитания детей.

F:\Свидетельства о публикации\179333.jpg

В своей работе я использую различные формы работы с родителями по музыкальному воспитанию дошкольников:

1.Консультации, семинары, анкетирование - проводятся с целью музыкального просвещения родителей, по темам: «Музыкальное воспитание в семье», «Родителям о музыкальном воспитании», «Пойте детям перед сном»«Советы: музыкальное воспитание», «Как слушать музыку с ребёнком». На консультациях, в личных беседах, в доступной форме рассказываем о том, какое значение имеет музыкальное искусство в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании детей. Каждое собрание, консультация, индивидуальная беседа требует тщательной подготовки. Определяется содержание выступления, формы работы с семьей, затем подбираются примеры из занятий, литературных источников, оформляется наглядные пособия, разрабатывается рекомендации. Весь материал утверждается заведующей и методистом детского сада. Чтобы за короткий срок дать наибольшую информацию родителям, используется разнообразные формы, работа строится на конкретном материале. Чтобы глубже понять проблемы разногласий, мы в начале года проводим анкетирование родителей для того, чтобы выявить:

•        уровень компетентности родителей в вопросах музыкального воспитания,

•        определить запросы на музыкальное воспитание,

•        готовность родителей к сотрудничеству,

•        провести анализ особенностей музыкальных приоритетов в семье.

  1. Анкетирование родителей.

К сожалению, музыкальная образованность наших родителей оставляет желать лучшего и составляет всего 19% опрошенных , 100% родителей не считают музыку пустой забавой, но в 31% случаев она не занимает в их жизни значительное место. Однако считают, что музыкой должны заниматься все дети 75% родителей, и 25% что только одаренные дети. Наверное, и эти же 75% родителей поют, танцуют и слушают музыку со своими детьми дома. Вопрос - какую музыку? Популярную и эстрадно-развлекательную музыку слушают 55% родителей, классику 28% и народную музыку слушают всего 4% родителей, остальные10% предпочитают джаз, рок. Исходя из анализа анкет, мы наметили новые формы и методы их участия в учебно-воспитательной работе нашего ДОУ с учетом их личных способностей и умений.

  1. Совместные праздники и развлечения.

Эффективной формой общения детей со своими родителями могут стать традиционные праздники в детском саду, если изменить их организацию и содержание и перевести из разряда развлечений для родителей в средство формирования культуры общения со своим ребёнком, сотрудниками детского сада и другими детьми и взрослыми. С этой целью в нашем детском саду все праздники проводятся при непосредственном участии родителей. . Родители – полноправные участники – от идеи до воплощения:

  • Обмен идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;
  • Разучивание стихов, песен, танцев, работа над ролью, придумывание сказок, историй;
  • Подготовка отдельных номеров;
  • Пошив праздничных костюмов, подготовка реквизита
  • Помощь в оформлении помещения
  • Помощь в изготовлении сюрпризов и подарков.
  • Участие родителей на праздниках в ролях Деда Мороза, Снеговика, Зайчика и др.
  • Подбор фотографий к праздничным презентациям: «Мама – солнышко моё», Моя семья», «Вот какими мы были» Созданием презентаций я занимаюсь сама. А на празднике мы вместе просматриваем эти презентации на экране.  

Такая форма проведения праздников повышает уровень педагогической культуры родителей.

  1. Проектная деятельность.

В своей работе с родителями активно использую метод проектов. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками образовательного процесса, становится инструментом саморазвития дошкольников. Проект является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно – ориентированного подхода. В детском саду для реализации проектной деятельности обязательное участие родителей. Традиционными стали в нашем ДОУ реализация проектов: «Осенняя ярмарка», «Елочка», «Новогдние игрушки» «Куклы», «Музыкальные инструменты» ,«День матери».

Например, в проекте «Елочка» или «Новогодняя игрушка» наши родители изготавливают своими руками елочки. А потом на Новогоднем празднике мы делаем выставку работ. Эта выставка является и очень хорошим элементом оформления зала. Все могут посмотреть и оценить творчество наших родителей.

  1. Слайдовые презентации. Современные информационные технологии всё плотнее входят в нашу жизнь, поэтому ДОУ, как носитель культуры знаний не может оставаться в стороне. У нашего детского сада есть свой блог. На котором в полном объёме отражается жизнь нашего сада, отчет о всех проведенных мероприятиях. Родители могут оставлять свои отзывы, предложения. Использование ИКТ технологий педагогами, повышает эффективность образовательного процесса. Я активно занимаюсь созданием презентаций к занятиям, праздникам. Занимаюсь созданием компьютерных дидактических игр. ИКТ могут помочь музыкальному руководителю, создать единое информационно – развивающее пространство.

6.Самой распространённой формой наглядной агитации, являются информационные стенды, где представлены расписание музыкальных занятий, информация о программах музыкального воспитания используемых в детском саду, перечень рекомендуемой литературы по музыкальному воспитанию, а так же музыкальные игры и упражнения, которые можно делать в домашних условиях. Папки – передвижки более подробно знакомят родителей с системой по музыкальному воспитанию дошкольников, дают информацию о том, чему можно научить ребёнка в определённом возрасте. Фоторепортажи на темы: «Зимний праздник», «День защитника отечества», «Театрализованная деятельность детей», «Осенняя ярмарка» и др., особенно привлекают внимание пап и мам. Они сопровождаются небольшими стихотворениями, краткой информацией. Выставки совместных работ педагогов и воспитанников, родителей и детей с рисунками и рассказами: «Моя любимая мама», «Музыкальные инструменты», «Весна», знакомят с музыкально – художественным творчеством детей. Выступление в СМИ позволяют представить фрагменты утренников, развлечений, интегрированных занятий на местном телевидении.

  1. Совместное посещение театров, концертов, экскурсий.

Дошкольное учреждение на протяжении ряда лет, является открытой образовательной системой, сотрудничающей с объектами социокультурного назначения в городе. Каждый год у нас проводится ряд мероприятий, способствующих социальной адаптации детей в обществе. Например, экскурсии в музей, библиотеки, дом творчества.

Частыми гостями у нас бывают ученики Школы искусств и музыкальной школы города. Особенно приятно бывает видеть своих бывших воспитанников. Выступления наших детей на творческих конкурсах «Моя Россия», «Весенняя капель» во дворце культуры. Выступление артистов цирка и театров в ДОУ. Всё это способствует духовно – нравственному и эстетическому становлению ребёнка, что невозможно реализовать без участия родителей.

  1. Родительские собрания 

Групповые собрания – целесообразная и действенная форма работы педагогов с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определённого возраста в условиях детского сада и семьи. В повестку дня группового собрания может быть включено выступление медицинской сестры или другого специалиста, в том числе и музыкального руководителя. Я использую на родительских собраниях традиционные и не традиционные формы. Темы традиционных собраний: «Театр в жизни ребенка», «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях», «Внедрение информационных компьютерных технологий в работу музыкального руководителя», «Дошкольник и музыка».

Ожидаемые эффекты

Если правильно и в системе выстраивать работу по музыкальному воспитанию с родителями, использовать разные формы работы, то родители становятся участниками музыкального образовательного процесса с детьми и художественно – эстетическое воспитание детей будет эффективней. Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству, устраняет отчуждённость, вселяет уверенность и решает многие проблемы. Доверительное, доброжелательное отношение друг к другу помогает взрослым понять мир ощущения детей. За последние три года, участие родителей в праздниках (участники театрализованного представления) увеличилось на 40%. Родители, которые выбрали активную позицию стали нашими соратниками, у них появляется мотивация, интерес к различным воспитательным направлениям, которые мы предлагаем. И, в итоге, повышается эффективность музыкального воспитания детей, наблюдается улучшение показателей по диагностике музыкальных способностей, большая часть выпускников продолжает заниматься музыкой, хореографией, живописью, театральным искусством.

Родительское собрание «Театр в жизни ребенка и семьи»

Цель. Формирование педагогической компетенции родителей и вовлечение их в воспитательно-образовательную деятельность. Приобщение родителей к творческому взаимодействию детского сада и семьи в  музыкальной и театральной деятельности.

Оборудование и материалы:

1. Пригласительные билеты на обратной стороне которых, изображение сказочного персонажа.

2.Компьютерное оборудование: проектор, компьютер.

3. Заготовки для изготовления различных видов театра.

Атрибуты для сказки, исполняемой детьми, детские театральные костюмы.

Музыкальный центр, синтезатор.

Добрый вечер, уважаемые родители! Я предлагаю вам сегодня

поприветствовать друг друга с помощью сказочных персонажей.

А основой приветствия будет всем нам хорошо знакомая сказка «Теремок». Итак, начинаем. Я хозяйка теремка и поэтому я начну.

- Стоит в зале теремок -  теремок.

Он не низок не высок, невысок.

Вот по залу нотка бежит, у теремка остановилась и стучит…-

-Я нотка - веселушка, для наших деток лучшая подружка, люблю с ребятками  играть, песни петь и танцевать! Сегодня жду к себе гостей добрых сказочных друзей

Когда все родители представились, муз. рук. говорит:  

Будем в теремочке жить, будем вместе мы дружить и для деток творить!

Музыкальный руководитель.

Сегодня мы поговорим с вами о домашнем кукольном театре.

-Это так здорово, когда в семье царит атмосфера творчества! Часто у взрослых только с появлением собственных детей проявляются такие таланты, о которых они раньше и не подозревали. Например, родители открывают в себе способности актера, певца, кукловода. А еще – портного, способного сшить за каких-то час-полтора практически без выкроек симпатичных петушков, колобков, мышек, кошек и других сказочных существ, с которыми детям очень нравится делать постановки в домашнем кукольном театре.

Сюжет для постановки выбрать просто. На первых порах, это может быть любимая сказка малыша, скажем, про репку или про золотую рыбку.

Нужно рассказать ребенку (если он еще не знает), что кукольный театр – это такое зрелище, в котором люди-кукловоды управляют за ширмой актерами-куклами. Ширму можно купить в магазине. Но сделать ее самим из подручных средств еще проще. Вариантов много, например, можно поступить так:

- натянуть веревку в широком дверном проеме и повесить на ней непрозрачную ткань.

Декорации (солнышко, облака, домики, тропинки, деревья, цветы) можно вырезать из цветного картона или подобрать готовые рисунки у детей в альбоме, а потом наклеить их или закрепить булавками на ширме. Подойдут также живые веточки и цветы, принесенные с прогулки в качестве букета или гербария.

А какие виды театрального искусства знаете вы?

Ответы родителей.

Как вы думаете, а какие виды театра можно использовать с детьми дома?

Ответы родителей.

Музыкальный  руководитель. Я хочу познакомить вас с некоторыми видами театров, которые можно использовать в домашнем кукольном театре:

Слайдовая презентация.

 1-2 слады 

«Гонзики» помогают в развитии у детей мелкой моторики, а также речи, памяти, внимания, творческого воображения и фантазии. Маленькие,  легкие и удобные по форме,  эти «глазки» можно брать с собой всюду, где приходится проводить время в томительном ожидании. И чтобы это время не проходило без пользы, а было наполнено увлекательной и полезной игрой, мы советуем брать с собой эти удивительные маленькие игрушки.

Слайд 3-4.  Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет сыграть роль любого героя.

Многие даже не подозревают  о его пользе для развития малыша. А ведь это наиболее простой способ развития мелкой моторики, что способствует раннему становлению речи, снятию стрессов и проблем ребенка путем проигрывания различных ситуаций и, наконец, помощь в становлении руки наших дошколят. 

   Пальчиковый театр - это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик. Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи наших любимых русских народных сказок.

Слайд 5-6 Варежковый театр. В данном виде театра кукла надевается на ладошку.  Героями являются обычные варежки, которыми могут управлять даже дети младшего возраста.

Слайд 7-8 Домашний перчаточный театр может быть настолько выразительным, что с помощью кукол мама в повседневной жизни может справляться с капризами и упрямством ребенка. Никогда не стоит кричать, уходить из комнаты и оставлять малыша одного, когда он начинает вредничать. Попробуйте сами успокоиться, взять перчаточную игрушку и начать ею разбрасывать игрушки, плакать, сидя в углу, хныкать, обижаться, падать на пол, проявлять нежелание кушать или ложиться спать. 

Пусть ребенок увидит  себя со стороны. Даже не осознавая до конца всего происходящего, он обязательно посмотрит непроизвольно на куклу, постепенно успокоится. Вот тогда можно уже и разговаривать с ребенком, объяснять ему что-то. 

Кукла тоже может поговорить по душам с детьми, успокоить их, а потом рассказать о правилах поведения. Она в руках мамы может стать настоящим домашним доктором, хорошим психологом и учителем.

Слайд 9-10 Театр ложек.

Их основу составляет деревянная или пластиковая ложка, легкая и удобная

в управлении.

На выпуклой стороне ложки рисуют лицо персонажа,

Ребенок берет ложку за ручку, поднимает ее на ширму.

Рука ребенка спрятана под юбочку, надетую на ложку и крепко завязанную.

Такая кукла-ложка может легко двигаться по ширме, покачиваться,

поворачиваться в разные стороны, танцевать.

А сейчас я предлагаю вам окунутся в мир творчества и с помощью подручных материалов создать несколько видов театров. На столах разложены заготовки для различных видов театра.

Как вы думаете, уважаемые родители, а чем полезен для детей кукольный театр?

Ответы родителей.

Музыкальный руководитель. Кукольный театр несет огромный позитив и для детей, и для взрослых, то есть для всей семьи. Во-первых, это возможность хорошо провести время вместе с детьми, лучше узнать детскую психологию. Ведь общая цель сближает! Родители во время репетиций показывают малышам, как работать в команде и действовать по обстоятельствам. Например, если в спектакле кто-то забывает слова, ему нужно помочь – подсказать роль или подменить на время.

Во-вторых, у ребенка во время участия в кукольных представлениях происходит активное развитие речи и эмоций. Спектакли способствуют развитию памяти, постановке правильной речи, декламации. Теперь точно никто из родственников или детских врачей не будет упрекать вас, что малыш невнятно говорит!

В-третьих, как раньше было сказано, кукольный театр – это один из способов заняться рукоделием вместе с детьми, развивать эстетический вкус, фантазировать и практиковать свои умения в пошиве самодельных кукол и костюмов. Глядишь, воспитаете будущего модельера-декоратора.

В-четвертых, в вашем доме не будет места для скуки. На спектакли можно приглашать бабушек и дедушек, соседей, друзей ребенка из садика или школы. В день рождения спектакль или кукольное шоу станет для гостей гвоздем программы!

А сейчас, дорогие родители, наши дети приготовили для вас сюрприз – Музыкальную сказку «Репка» и с нетерпением ждут своего выступления.

Показ любой театрализованной постановки с детьми группы.

Родители дарят детям сделанные их руками театральные куклы.

Дети уходят в группу.

Музыкальный руководитель. По новым образовательным стандартам  родители становятся активными участниками педагогического процесса. И мне очень бы хотелось, что бы вы, родители, были не только зрителями на праздниках, наблюдателями за педагогическим процессом, а стали нашими союзниками и активными их участниками и помощниками в развитии творческих способностей детей. Мы будем рады, если от вас услышим какие то пожелания, идеи новых проектов, по проведению наших праздников. Давайте творить вместе!

Консультации и памятки для родителей.

Как развить музыкальные способности детей.

Можно нередко слышать: «Мой ребёнок пошёл в отца, у него совершенно нет музыкального слуха».  Достаточно распространённая формула определения причины - отсутствие способностей сына или дочери.
Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности ( т.е. физиологические особенности строения организма, например, органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они и составляют основу развития музыкальных способностей. Считается доказанным, что если для музыкального развития с самого рождения созданы необходимы условия, то это даёт значительный эффект в формировании его музыкальности.
Природа щедро наградила человека. Она дала ему всё для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать всё многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев, завываниям ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность – природой данное человеку свойство.
Все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребёнок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Как уже говорилось, окружение, среда, растит и питает личность. Музыка детства – хороший воспитатель и надёжный друг на всю жизнь. Желая подружить с ней малыша, родным и близким нужно помнить следующее.
Советы родителям.
1. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребёнка как можно раньше. «Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет красиво снаружи, оно всё равно развалится на куски от сильного ветра и землетрясения» -считают педагоги. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребёнка, будет невосполнимо.
2. Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения, что-нибудь спеть или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далёким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.
3. Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение «нежелаемого тормоза».
4. Не «приклеивайте» вашему ребёнку «ярлык» - немузыкальный, если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.

Что же такое музыкальность?
Специалисты определяют ее, как комплекс способностей, позволяющий человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, движение, творчество. Эти как их принято называть, специальные или основные способности включают в себя: звуковысотный слух, ладовое чувство и чувство ритма. Именно они помогают подняться на вершины более глубокого познания тайн музыкального искусства.
Умение понимать музыку, выразительно петь и двигаться, заниматься музыкальным творчеством, также относится к понятию «музыкальность». Итак, постарайтесь запомнить главное:
Чем активнее общение Вашего ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится, чем более музыкальным становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней.
Ну, а если Вам не приходилось разбираться в музыкальной терминологии, не пугайтесь таких слов, как «чувство лада», «звуковысотный слух». Понять их содержание будет значительно легче, если немножко больше узнать о том, что собой представляют звуки, окружающие нас постоянно, у которых имеются свои тайны и загадки.
Итак, постарайтесь запомнить главное: Чем активнее общение вашего ребёнка с музыкой, тем более музыкальным он становиться, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней.

Памятка для родителей «Как слушать музыку с ребенком?»

Как долго?
Внимание ребенка 3-4 лет к непрерывно звучащей музыке устойчиво в течение 1-2,5 минут, а с небольшими перерывами в звучании между пьесами – в течении 5-7 минут. Слушание может быть более или менее продолжительным в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, его физического состояния. 
Как? 
Заранее приготовьте магнитофон и кассету. Найдите на кассете пьесу, которую будете слушать. Определите силу звука. Музыка не должна звучать громко! Предупредите членов семьи, чтобы было тихо и чтобы в комнату во время звучания музыки не входили. Пригласите ребенка слушать музыку, можно позвать также и кого-то из членов семьи. И дети, и взрослые слушают музыку сидя. 
Когда? 
Выберите удобное для ребенка и взрослого время в течение дня (когда ребенок не увлечен игрой, не возбужден приходом кого-либо в дом, хорошо себя чувствует). Лучше всего – после завтрака или дневного сна.
Вторая кассета для детей составляется из песен, которые они поют на музыкальных занятиях. Если сделать запись в середине января, получится 6-7 песен. Одну и ту же песню запишите дважды: первый раз в исполнении только музыкального руководителя или вместе с детьми, второй раз – запись «минус один», т.е. только музыкальный аккомпанемент. Таким образом, ребенок получает возможность послушать песню и петь так, как ему захочется: в ансамбле (первый вариант), либо самостоятельно (второй вариант). 
Необходимо, чтобы взрослые терпеливо и бережно поддерживали интересы ребенка к «его кассетам».
Слушать записи песен и подпевать ребенок может стоя, сидя, играя. Родители говорят, что дети, подпевая, часто усаживают в ряд свои игрушки (кукол, мишек) или рассматривают книги.
В начале апреля на кассеты записывают песни, которые дети пели с января. Родителям надо сохранять эти записи, не стирать их. Дети и в следующем году часто просят послушать свои песни.
Родители на детских утренниках – не только гости, но и участники. Дети приглашают их на парную пляску, вместе с ребятами они поют песни, участвуют в играх, а весной уже можно ставить маленькие инсценировки с участием не только ребенка, но и его родителей. В этом случае музыкальный руководитель уже проводит индивидуальные репетиции отдельно с каждым из родителей в удобное для него время, причем в отсутствие детей. Взрослых необходимо научить читать выразительно текст, разыгрывать сценку.

Музыка и эстетическое развитие!!! 
Мы очень мало поём и танцуем дома. Если и танцуем, то совсем иначе, чем раньше. Умение петь и танцевать – особое умение. Сегодня наши дети, отчасти, глядя на взрослых, очень быстро начинают стесняться петь. Ведь петь плохо – куда более стыдно, чем, например, плохо рисовать.

И танцевать плохо тоже куда стыднее, чем, например, читать. Почему? Да потому, что голос и движение – это части тебя. Это продолжение нашего тела, это как бы его самопродолжение. Именно поэтому дети всегда стыдятся за всех, кто им дорог, если те на глазах других плохо поют или неловко двигаются. И наоборот – очень гордятся хорошо танцующей или поющей мамой.

А читать и рисовать – это просто умение. Плохо петь или танцевать, когда другие это делают хорошо, значит ощущать как бы свою органическую, врождённую неполноценность, как неловкость или некрасивость.

Неумение петь и танцевать всегда заметно и ощутимо в кругу друзей. И оценивается это в общении, как серьёзный недостаток. Поэтому заставлять петь и танцевать, незаметно обучая их делать это всё лучше и лучше, надо маленьких детей тогда, когда они собой довольны и полагают, что ими довольны все окружающие. И самый простой способ такого обучения – подражать взрослым. Тогда без труда проявляется и привычка к танцам и пению и удовольствие от них.
Под эстетическим воспитанием в семье надо понимать не художественное профессиональное обучение, а всё что может этому предшествовать или помогать. Чтобы научить петь или танцевать так, чтобы это приближалось к искусству, надо просто определять детей в профессиональные студии. Но азам музыкального слуха, музыкально-ритмических движений и правильного интонирования не про себя, а вслух, можно научить и дома. Очень полезно для этого делать с детьми гимнастику под музыку, в сопровождении изображения на телеэкране. Он учится одновременно слушать музыку, слышать её и двигаться. Домашнее пение, танцы – это ещё не искусство, но развивает детей эстетически и нравственно и тем самым подводит к восприятию искусства.

Музыкальные инструменты в вашем доме.
Современные производители игрушек предлагают широкий ассортимент товаров. Это и мягкие игрушки, и различные куклы, конструкторы и в том числе музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты.
Однако при таком богатом выборе, достаточно просто ошибиться и купить ребенку ту игрушку, которая вовсе не будет развивать его музыкальные способности. И даже может свести на нет все те задатки, которыми природа наградила вашего малыша. 
Если вы все же решили купить ребенку музыкальную игрушку, то обратите внимание на то, как она звучит. Ее тембр должен быть чистым, мелодия должна воспроизводиться ритмически и интонационно верно. 
Детские музыкальные инструменты должны соответствовать возрасту ребенка. Лучше всего для домашнего музицирования  подходят шумовые и ударные инструменты, такие как погремушки, бубны, музыкальные молоточки, ложки и т.п. Самостоятельное исполнение ритмического рисунка знакомых мелодий с их помощью доступно и очень нравится детям.
Помимо готовых детских музыкальных инструментов в домашних условиях совместно с детьми можно самостоятельно изготовить шумовые музыкальные инструменты. Это могут быть различных размеров жестяные баночки (например, из-под кофе), наполненные различными крупами; жесткий целлофан, с помощью которого можно извлекать большое количество шумов.

Растем и развиваемся с музыкой

Известно, что музыка играет большую роль в развитии детей. Ребенок познает мир глазами и ушами. Мир насыщен звуками (шум волн, шелест леса, журчание ручья и так далее), цветами, формами и запахами- это рациональное целое для познания. Наблюдая за грудным ребенком мы отмечаем, какую радость испытывает ребенок от звуков, будь то голос матери или мелодия часов. Ведь музыка- это специфический язык. Как и присуще любому языку, он полон смысла, интонацией; артикуляционными и грамматическими особенностями. Поэтому очень важно воодушевлять детей музыкой. Нужно научить детей познать мир музыкальными жизнеощущениями. Первые музыкальные впечатления должны быть светлыми, логичными и не агрессивными. Ребенку важна мелодия, которую они смогут со временем попытаться повторить, то есть простые гармонии, приятные на слух. Идеально под все эти требования подходят произведения Моцарта, Шуберта, Гайдна т. е. классические произведения. Помимо этого, в фонотеке очень желательны произведения Вивальди и Чайковского. К тому же дети явно неравнодушны к звукам человеческого голоса. Самый простой вариант - это купить "сборный" диск с популярными классическими ариями в исполнении таких звезд, как Хосе Каррерас, Монтсеррат Кабалье, Мария Каллас и др. Не отказывайте себе и ребенку в удовольствии послушать классический джаз!  И последнее: ученые установили, что дети слушающие музыку менее агрессивны, более уверенны в себе и окружающей обстановке, Нужна только ваша фантазия!

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ!

Поем вместе с детьми.

Каждый человек, родившись, получает от матушки-природы драгоценный и великий дар — особого качества музыкальный инструмент — голос. Некоторые педагоги считают, что именно он способен стать основой, фундаментом всей музыкальной культуры человека в будущем. Необходимо лишь научиться правильно владеть этим инструментом.
Обучать ребенка пению лучше всего используя для этого свой собственный голос. Слушая песню, малыш сам начинает подпевать, старательно подражая выразительным интонациям голоса взрослого. Чем младше ребенок, тем более легким должен быть песенный репертуар. Помните, что объем детского голоса невелик. Голосовые связки у малышей тонкие и хрупкие. Поэтому весь голосовой аппарат ребенка требует очень осторожного и бережного отношения.
При обучении пению всегда идите от простого к более сложному, словно постепенно поднимаетесь по лесенке к вершинам исполнительского мастерства.
Познакомьтесь с несколькими советами, которые могут оказать помощь вашему ребенку в овладении навыками выразительного пения.
Прежде чем начать разучивать понравившиеся песни, определите, справится ли с ними ребенок, соответствуют ли они возможностям его голоса. Даже если песня очень нравится и вам, и ребенку, пение ее может принести большой вред, если она не отвечает особенностям возраста.
Итак, вас заинтересовала песенка и вы немножко знакомы с музыкальной грамотой. Как мудрый педагог, сначала внимательно разберитесь в особенностях текста, мелодии, предугадайте варианты возможных ошибок ребенка.
При подборе песенного репертуара учитывайте следующее:
1. Содержание песен должно отражать круг интересов ребенка.
2. Просмотрите текст, прочитайте его выразительно вслух и найдите сложные для понимания слова, словосочетания, фразы (их обязательно в дальнейшем нужно объяснить ребенку)
3. В мелодии песни найдите сложные по ритмическому рисунку такты. Посмотрите одновременно, не будет ли затруднений в пропевании самой мелодии (сложность может вызвать скачкообразный характер мелодической линии).
4. Обратите внимание на протяженность музыкальных фраз. Помните, темп дыхания у детей более частый в сравнении с дыханием взрослого. Продолжительность фраз, которая представляется нам естественной, может оказаться неудобной для детского исполнения. Фразы детских песен должны быть короткими, чтобы ребенку не приходилось разрывать их в процессе пения для нового вдоха.
5. Объем звуков мелодии песни не должен превышать возможностей певческого диапазона голоса ребенка. У детей 3—4 лет — это всего 4—5 звуков, у детей 6—7-летнего возраста он расширяется до октавы (8 звуков).
В пределах возрастного диапазона голос ребенка звучит естественно, ненапряженно, без перегрузки.
Все эти рекомендации вы должны учесть, прежде чем споете ребенку песню. Первоначальное исполнение обязательно должно быть ярким, выразительным. Только при этом условии у ребенка появится интерес и желание выучить песенку.

                            Детский праздник или застолье?
Детство вашего ребёнка пройдёт довольно быстро и не так уж много дней рождения сохранится в его памяти. Но это должны быть самые светлые, самые радостные воспоминания, которые останутся с ним на всю жизнь.
Многие родители, собирая друзей для своих детей, превращают детский праздник в застолье для взрослых. Это, конечно же не верно. Дети, особенно маленькие, меньше всего обращают внимание на угощение. Им необходимы впечатления и развлечения – то, о чём большинство взрослых и не задумывается.
Нередко дети ссорятся на празднике, и взрослые недоумевают: «Чего же им не достаёт?» Причина проста – детям скучно.
Организация детского праздника требует больше сил, времени и выдумки, чем праздника для взрослых. Но подумайте, сколько впечатлений получат ваши дети! Поэтому нужно тщательно продумать для них праздничную концертно-игровую программу. Например:
1) дети рассказывают стихи или поют песни ( можно даже разыграть небольшую сценку);
2) весёлые конкурсы: метание дротиков, прыжки в мешках, соревнования по индивидуальному бадминтону (кто сколько раз подбросит ракеткой волан), «откуси яблоко» (яблоко подвешивают на верёвке, его нужно съесть, не касаясь руками), «поиски клада» (этот конкурс лучше провести на улице; заранее подготовьте сам клад и, конечно, карту) и многие другие;
3) фокусы;
4) интересные задачи и викторины.
Взрослые также могут принять участие в конкурсах и концерте. Детям хорошо и интересно со взрослыми, когда те внимательны к ним. Спойте под гитару, сыграйте на пианино или просто расскажите занимательную историю.
Придайте праздничный вид комнате, в которой соберётся детвора. Вы можете подобрать специальные украшения к выбранной теме праздника. А такие украшения, как разноцветные шары и яркие ленты, подойдут для любого торжества. К люстре и потолку целыми гроздями можно подвесить шары; через всю комнату протянуть гирлянды, сделанные, например, из серпантина, флажки из яркой цветочной ткани. Если праздник проводится зимой, то стол и комнату можно украсить еловыми веточками, разноцветными ёлочными игрушками, мишурой.
В хорошую погоду пригласите ребят на прогулку в лес. Помните, что
мир для них полон новизны и вещи, привычные и обычные для вас, легко поразят их воображение. Зимой слепите с ними снежный городок. У детей это вызовет большой интерес, если взрослые будут с ними. Потому что, собираясь в гости, дети, даже маленькие, неосознанно ждут самой большой радости – человеческого общения.
Кстати, организуя детский праздник, постарайтесь, чтобы день рождения девочки не превращался в «девичник», а мальчика – в «мальчишник». Это поможет детям решить проблемы с общением в подростковом возрасте.
Дети – свет жизни родителей, и для взрослых нет большей радости, чем сделать своих детей счастливыми, слышать их звонкий смех, увидеть восторг в их глазах. Организация и проведение детских праздников – это отличная возможность доставить своему ребёнку ни с чем не сравнимое удовольствие. Мы считаем, что организация детских праздников требует особого отношения. Душа ребёнка необычайно чувствительна и восприимчива. Дети не приемлют фальши. У каждого ребёнка свой сложный внутренний мир, который может быть нарушен безобидным, на первый взгляд, высказыванием или шуткой. Поэтому для того чтобы проведение детского праздника дало безупречный результат, при его организации должна быть учтена каждая мелочь, тщательно прорисован каждый штрих.
Организация и проведение детских праздников – это волшебная дверь в мир сказки, где сбываются самые заветные мечты, где оживают герои любимых мультфильмов, клоуны жонглируют разноцветными мячами, дрессированные собачки танцуют джагу-джагу, а в небо взмывает фонтан разноцветных огней. Это – тяжёлый, ответственный труд, приносящий радость как детям, так и взрослым.
Детский праздник – особенное событие. Видя неподдельный восторг в глазах ваших сорванцов, вы и сами становитесь моложе, и даже самые серьёзные дяди и тёти на время становятся детьми. Одним словом, приложенные вами усилия окупятся во стократ. Но как добиться того, чтобы ваш праздник удался, что надо сделать самим, а для чего стоит пригласить профессионалов, с чего начать? Все дети разные: и по возрасту, и по характеру, и по увлечениям, но есть и нечто общее, что объединяет все детские праздники и о чём необходимо помнить.
Во-первых, подготовка к празднику, его предвкушение – уже начало праздника для ребёнка. 
Во-вторых, любая, пусть самая простая развлекательная программа обязательна. Без этого праздник – не праздник.
В-третьих, не забудьте об оформлении места проведения праздника, даже несколько воздушных шаров в прихожей, детской комнате или кафе создадут весёлое настроение, придадут ему необычный вид. Помните, что подарки и призы (пусть самые простые и недорогие) должны получить и гости – дети есть дети. Ну и конечно же праздничный торт; лучше если он будет не магазинным, а каким-нибудь необычным: самодельным или сделанным на заказ – это запомнится.
Традиционно под детским праздником понимается день рождения, и дети грустно думают – вот, день рождения прошёл, до Нового года ещё далеко… Но ведь им этого мало, а поводом для праздника может быть любое событие: начало весны, выпускной в детском саду, день ангела, день рождения кошки или просто ваше желание сделать ребёнка счастливым и самим порадоваться вместе с ним.
Сценарий для праздника нужно разрабатывать с учётом характера, увлечений и возраста ребёнка. 
Что такое детский праздник? Это ведь хорошее настроение не только ваших детей, но и ваше. Даже самые серьёзные взрослые меняются на детских праздниках. Неужели вы не улыбнётесь при виде клоунов, дрессированных животных? Неужели вас не приведёт в восторг незабываемый фейерверк и увлекательные игры? В этот день вы будете счастливы вместе с вашими малышами! 
Проведение детских праздников должно быть исполнено профессионально, так как в случае неудачи ребёнку просто не понравится то, что вы для него подготовили, и все ваши старания пропадут зря. На детей нельзя давить, навязывать игры, которые им не нравятся, или просить сделать то, что вызывает у них смущение или психологический дискомфорт. Чтобы детский праздник прошёл хорошо, принёс радость и веселье, нужно чувствовать психологическое состояние и настроение ребёнка.

Как выбрать для ребенка педагога музыки? 

Роль Первого Учителя Музыки нельзя переоценить. От него зависят первые успехи, любовь к музыке и заинтересованность в занятиях, дальнейшая возможность продолжать профессиональный путь. На нем лежит большая ответственность за развитие маленького музыканта.
А на родителях лежит ответственность выбора. Как же не ошибиться? Какими критериями руководствоваться в выборе педагога? Какие качества желательно увидеть в нем?
Во-первых, не торопитесь делать окончательный выбор. Пусть у вас будет два или несколько кандидатов на это почетное место. Спросите знакомых, у кого учатся их дети, узнайте, кто преподает в музыкальной школе.
Во-вторых, найдите возможность поприсутствовать на уроках и выступлениях учеников вместе с вашим ребенком и без него. Вы увидите атмосферу урока, уровень требований педагога и конечный результат. Если вам важно вырастить профессионала, то массовый уровень игры учащихся этого класса должен быть высоким.
Обязательно посмотрите уроки с начинающими, они всегда значительно отличаются от занятий со старшими детьми. Обратите внимание, как работают дети на уроке.Интересно ли им, как удается собрать их внимание, какова скорость и продуктивность урока (много ли подается материала и как он закрепляется), понятны ли объяснения педагога.
Образна ли его речь — для маленьких детей это очень важно, так же, как и элементы игры на уроке.
Первый Учитель Музыки должен любить детей и быть хорошим психологом. Очень важен индивидуальный подход к каждому, нешаблонность уроков.
Атмосфера урока, к которой надо стремиться — сотворчество, при котором выкристаллизовывается результат. Учитель планирует его, но пути достижения и темпы с каждым учеником могут и должны быть разными.
Главные задачи на первом этапе — развить творческие способности и желание музицировать, дать ребенку понимание музыкальных задач и технических приемов, показав пути их достижения. Нужно научить его вдумчиво работать над качеством игры. Вначале это происходит на уроке, ребенок должен прочувствовать, что значит кропотливая работа, которая приводит к успеху, физически ощутить ее количество и уровень требовательности к себе.
Часто необходимо психологическое воспитательное воздействие педагога. Не с помощью прямого давления — это только травмирует ребенка, даже если он не сопротивляется. Это приводит к тому, что неприязнь к таким методам работы переносится на музыку, что является самым печальным результатом, какой можно себе представить.
Ребенка нужно хвалить! За самые небольшие успехи и усилия с его стороны. Это не вредно! Другое дело, что неудачи и их причины тоже не должны быть оставлены без внимания и тщательно проработаны.
И еще одно, самое главное. Учитель и ваш ребенок должны иметь психологическую совместимость. То, что для одного ребенка покажется хорошим и привлекательным, для другого окажется неприемлемым. Должна появиться между ними энергетическая положительная настройка друг на друга, ощущение, что они нужны друг другу как личности. Поэтому, самостоятельно выбрав педагога по всем вышеперечисленным критериям, не забудьте спросить своего ребенка, понравился ли ему его будущий учитель и хочет ли он учиться именно у него. Это интересно!

Глинка, Чайковский, Моцарт, Бетховен... Известные каждому имена. Кто избрал им путь гениев? Кто определил славу музыкантов композиторов? Природа? Родители? Педагоги?
Может быть профессиональные качества передаются с генами? Может быть сын ученого, повзрослев, станет ученым? А сын писателя - писателем?
Можно нередко услышать «Должно быть, мой ребенок пошел в отца, у него совсем нет слуха», достаточно распространенная формула определения причины отсутствия способностей сына или дочери. Однако все в действительности не так, а несколько иначе.
Жизнь гораздо интересней, и не так уж редки случаи, когда ребенок ученого становится врачом, а писателя - скрипачом, и объясняется это окружением в котором растет малыш, его собственным опытом. Это определяет в будущем способности и характер человека. И если сын музыканта определяет ту же профессию, что и отец, то причина в том, что воспитывался он в атмосфере музыки, что с первых дней появления на свет был погружен в мир волшебных звуков.
Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки музыкальной деятельности (т.е. физиологические особенности строения организма, например, органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Понятие «неразвивающаяся способность», по утверждению ученых, специалистов в области исследования проблем музыкальности, само по себе является абсурдным. Считается, что если для музыкального развития ребенка с самого детства созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности.
Природа щедро наградила человека. Она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди научились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать как рождалась музыкальность - природой данное человеку свойство.
Итак, все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Как уже говорилось, ОКРУЖЕНИЕ, СРЕДА, растит и питает личность. Музыка детства - хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь.

                               Консультация для родителей


Как называется то новое и интересное, что с таким увлечением исполняют дети на музыкальных занятиях, праздниках и даже дома?
Этот новый в дошкольном музыкальном образовании вид деятельности называется ритмодекламацией.
Ритмодекламация представляет собой синтез поэзии и музыки. Она широко применялась композиторами еще в 20 веке. Ее называли « музыкальной речью»,
« речевым интонированием в ритме» Название же «ритмодекламация» подчеркивает именно ритмизацию текста при выразительном речевом интонировании.
В современной музыкальной методике обучения дошкольников ритмодекламация рассматривается как одна из перспективных форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма у детей. 
На первом плане в ритмодекламации выступает соединение одного из важнейших параметров музыкально го языка- ритма- и выразительного речевого интонирования.. при этом поэтический текст очень тонко взаимодействует с музыкой, отражая малейшие изменения в настроении, характере музыкальной ткани, что многократно усиливает эффект от прослушивания . четкая ритмическая организация музыкально-исполнительного процесса активизирует у детей развития внимание сосредоточенности, быстроты реакции, координации слуха, голоса и движения, способствует интенсивному развитию чувства ритма.
Отстранение же от пения с одной стороны, упрощает процесс музыкального интонирования ( детям проще и естественнее говорить, чем петь), с другой стороны, направлено на развитие интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым. До тех пор, пока ребенок не услышит, как он говорит, не научиться контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь.
Почему же ритмодекламация как вид музыкальной деятельности, так нравится детям, почему даже плохо поющие дети с огромным желанием исполняют эти модели?
Во –первых, это интересное , зачастую необычное, завораживающее своей нов изной соединение стилистически разноплановой, красивой, эмоциональной музыки ( от старинных музыкальных произведений 15-17 веков до современных джазовых импровизаций, от образцов мирового музыкально детского фольклора до компьютерной музыки) и ярких, самобытных поэтических текстов ( от детских потешек, скороговорок до высоко художественных произведений поэтов эпохи Возрождения, романтизма, неоклассицизма).
Передача таких ярких музыкально-художественных образов вызывает у ребенка живой интерес, побуждает активно искать соответствующие интонации в голосе, выразительную характерную мимику, пластику движения.
Во – вторых, это доступность и удобство исполнения данных моделей. Опора здесь ан речевое интонирование дает возможность равноценного участия в процессе музицирования всех детей, несмотря на певческий диапазон голоса и уровень развития вокально – слуховой координации. Даже дети с плохой координацией слуха и голоса с удовольствием исполняют ритмодекламации, не испытывая неуверенности в себе, закомплексованности, не чувствуя себя «УЩЕРБНЫМИ». Именно благодаря ритмодекламации у многих таких ребят возникает интерес к музыкальной деятельности, в частности к пению. Музыка начинает увлекать, активно развивается музыкальный слух, координация слуха и голоса. Благодаря чередованию во многих ритмодекламациях пения и речи голосовые мышцы ребенка успевают отдохнуть в процессе исполнения, снимается излишняя напряженность, тем самым детский голос предохраняется о т усталости и перенапряжения.
Таким образом, исполнение ритмодекламаций развивает у детей весь комплекс музыкальных способностей: музыкальную отзывчивость, эмоциональность, творческое воображение, эстетическое восприятие музыки, чувство уверенности в себе, осознание своей значимости в коллективе. Дети с удовольствием музицируют, получая радость от общения с музыкой.
                                       Поём с мамой вместе!!
Насколько важно заниматься пением?
Пение развивает музыкальный слух, чувство ритма, память ребенка, позволяет выразить чувства, объединяет малыша и взрослого общим настроением, помогает лучше воспринимать музыку. Кроме того, является прекрасной формой дыхательной гимнастики, укрепляет голосовой аппарат, способствует правильному произношению. При регулярном разучивании дети подпевают легкие песенки в двух- трех летнем возрасте ,а к пяти годам будут помнить – узнавать и подпевать – около 50 песенок.
Могут ли родители помочь малышу петь чисто?
Безусловно, могут. Для этого сначала взрослый должен выучит песенку сам, пропеть ее несколько раз под фонограмму, затем - следом за записью по фразам, останавливая кассету в конце каждой фразы.
Разучивать песенку можно в присутствии ребенка. За несколько дней до этого взрослый знакомит малыша с песенкой, напевая ее как бы для себя, используя для продления подвижной игры, рассказывая сказку. Подбор материала проводится в порядке возрастающей трудности, с учетом желания ребенка.
Очень важно, чтобы ребенок спел чисто уже первый звук песенки. Можно сначала попеть один слог на этом первом звуке. Пение на один слог особенно важно для плохо говорящих детей, но и для детей постарше тоже полезно. Удобно петь на слоги «ма», «ми», «му», «Ля», « та», . после нескольких попыток ребенок обычно подстраивается голосом к первому звуку. Если же он не может подстроиться голосом к ноте, подскажите, что надо петь « тоньше», « толще», покажите, как спел он, а затем- как надо было спеть. Важно помочь малышу услышать свой голос. Предложите ему несколько заданий: петь закрыв одно или оба уха ладошками, с закрытым ртом, в микрофон, чтобы слышать свой голос из динамика.
Хорошей готовностью к пению будет разучивание текста тоненьким « кукольным голосом» а также исполнение звукоподражаний(писк цыплят, мяуканье котят и т.п.). Разучивая песенку, взрослый должен показывать, как надо петь ( очень медленно, отделяя один слог от другого), и подсказывать малышу: « Пой тоньше, как куколка», или « Пой толстым голоском».
Как часто надо петь с ребенком?
Петь с малышом желательно каждый день, но непродолжительное время, не утомляя ребенка. Можно проводить игры, в которых малыш поет уже разученные песенки. Особенно активно ребенок поет в том случае, когда после определенных слов песенки « кукла» или игрушка выполняет какие- либо действия. Например, появляется и убегает зайчик ( « В огороде заинька»), кукла ложится спать ( « Гули- гули»), цыплята клюют зернышки ( « Цыплята») и т.п.


Поиграем со звуками!!!
Малыш-дошкольник живет играя. В игре познает мир. Правильно организованная игра помогает закрепить, уточнить, обогатить представления о свойствах предметов и явлений окружающей среды. Багаж этих представлений, накопленных в первые годы жизни, уже достаточно велик. Ваш малыш научился различать предметы по форме, цвету, размеру. В звучащем мире он способен выделить звуки громкие и тихие, распознать мужской, женский, детский голоса.
В ступив в возрасте трех лет в эпоху игры, малыш с ее помощью продолжает овладевать миром. Если вы приглядитесь к стихийно возникающим играм детей, то легко обнаружите, что в них, в частности, ясно выражен интерес к звукам. Ребенок н не упускает выявить звуковые возможности игрушек, попавших к нему в руки: гудит, пищит, свистит, стучит. Он пытается, подражая взрослому, поиграть на игрушечной гитаре, струны которой даже не звучат, или на игрушечном баяне. Таким образом, он пытается понять мир звуков. 
Игра со звуками- естественное дополнение к « звуковым забавам» малышей. Они помогают ребенку научиться лучше слушать, различать и самостоятельно производить звуки разной окраски, сознательно комбинировать эти свойства звука. Для игр понадобятся музыкальные игрушки. Это ударные инструменты: барабаны, погремушки, колокольчики, металлофон. Духовые: дудки, свистульки, флейты.
Можно и самим делать разные звучащие игрушки. Это могут быть обыкновенные деревянные брусочки, коробочки. Пусть дети вместе с вами наполнят их мелкими камешками, горохом. Когда коробочки будут готовы, послушайте, как они звучат. Пусть ваш ребенок скажет, какая звучит звонко, а какая глухо. Обратите внимание на то, какая игрушка понравилась вашему ребенку больше всего, спросите у него, почему. По ответу ребенка можно судить , какие звуки привлекают его внимание: звонкие, глухие, тихие, громкие.
А теперь попробуйте поиграть с ребенком в игру « Лесное эхо». В этой игре ваш ребенок научится производить звук , вполне определенный по силе. Сначала вы вместе с ним вспомните, что такое эхо, как тихо оно отвечает на ваши громкие звуки. Расскажите ребенку, что во всякой музыке есть звуки громкие и тихие, что композитор, когда сочиняет музыку, обязательно отмечает на нотах, как надо играть, громко и ли тихо.
Возьмите игрушки и начинайте игру. 
Кто вступает первым, у того игрушка обязательно должна звучать очень громко, а у того кто отвечает- очень тихо. Потом можно обменяться игрушками. В последующих играх уже без игрушек и инструментов, когда ребенок будет воспроизводить звуки своими ладошками или голосом, вы можете увидеть, насколько внимателен ваш малыш к конкретным заданиям, оцените его память и координацию движений голоса.
Такие игры со « звучащими жестами » ( движениями рук, кисти, пальцев) развивают естественность, ловкость и точность движений, которые очень помогут вашему ребенку в обучении игре на музыкальном инструменте.
Очень нравится детям игра « Зеркало»
Условие игры следующее: первый играющий хлопает так, как захочется. Но второй играющий должен в точности повторить действия первого. Сядьте напротив вашего малыша и начните игру. Желательно прохлопывать плоскими ладонями медленно и очень равномерно 3-4- раза, начиная с самого простого ритма. Когда ребенок точно повторит ваш ритмический рисунок, поставьте задачу ему посложнее. Затем поменяйтесь ролями.
Ваш интерес к музыке, пению обязательно предастся ребенку. Совместное домашнее музицирование доставит радость, а музыкальные успехи и творческие достижения малыша будут для вас заслуженной наградой.


                      Поступаем в «музыкалку». Правила успеха.

Если вы решили отдать своего ребенка в музыкальную школу, прислушайтесь к нашим рекомендациям. 
Не стремитесь поступить в школу как можно раньше. Программа рассчитана на детей школьного возраста, и, как бы ни был развит и талантлив ваш малыш, он всегда будет отставать от более старших одноклассников, переутомляться, и в конечном счете учиться хуже, чем мог бы. Пяти - шестилетних детей принимают в подготовительный класс, и это - самое подходящее время для начала систематических занятий музыкой. Правда, при многих школах есть платные дошкольные отделения, где с самыми маленькими занимаются пением, ритмикой, игрой на шумовых инструментах. 
Незачем пытаться обязательно попасть в класс фортепьяно, есть масса инструментов, на которых ничуть не менее интересно играть: и скрипка, и виолончель, и баян, и гитара. Если во время прослушивания вам посоветуют, на каком инструменте лучше играть малышу, прислушайтесь к этим рекомендациям. Как правило, учитываются и музыкальные данные, и анатомические особенности ребенка. Тому, у кого крупные руки, предложат играть на виолончели, а крошке - на флейте-пикколо. Если у ребенка абсолютный слух, он может играть на скрипке, если способности похуже - на гитаре или кларнете. 
Очень серьезно подойдите к выбору педагога. С этим человеком вашему чаду предстоит общаться один на один несколько лет. Если педагог повышает на малыша голос или абсолютно к нему равнодушен, если вы чувствуете, что ребенок не справляется с требованиями учителя или явно скучает на его уроках и способен на большее, вообще, если вас что-то не устраивает, не стесняйтесь обратиться к администрации школы с просьбой поменять педагога. 
Перед тем как поступить в музыкальную школу, проконсультируйтесь с врачом. Для занятий на некоторых инструментах существуют противопоказания: на флейте нельзя играть при повышенном внутричерепном давлении, на скрипке - при сколиозе и сильном плоскостопии. И проверьте зрение малыша: даже при незначительном дефекте у крохи от чтения нот будут уставать глазки. Могут начаться головные боли. Занятия музыкой не должны нарушать режим дня малыша, мешать прогулкам, занятиям спортом и полноценному общению со сверстниками. 
Не сравнивайте успехи малыша с достижениями других детей попросите педагога не делать этого. Не требуйте от крохи большего, чем он может. Но и не делайте далеко идущих выводов из его побед: "пятерка" на экзамене во втором классе еще не повод делать из ребенка профессионального музыканта.
Как бы ни было трудно, постарайтесь не раздражаться, занимаясь с малышом дома. Занятия теряют всякий смысл, если ежедневно сопровождаются слезами и наказаниями. Во всяком случае еще никого не удалось заставить любить музыку таким способом. Когда потребуются регулярные тренировки дома, заранее оговорите с ребенком, в какие часы и как долго он будет заниматься. Минут за десять-пятнадцать предупредите малыша, что скоро пора начинать. Даже если вы разбираетесь в музыке, постарайтесь свести контроль к необходимому минимуму. Если вас попросят о помощи - помогите, а если ребенок хочет заниматься самостоятельно, не мешайте. Возможно, так он добьется больших успехов, даже если поначалу будет двигаться вперед не так быстро, как под вашим руководством. 
Ну а если ваш малыш категорически отказался ходить в музыкальную школу или вы почувствовали, что занятия не доставляют ему никакого удовольствия, да и успехов особых не видно, не делайте из этого трагедии. Деликатно предложите крохе попробовать заняться чем-нибудь другим. Может быть, через год-два он сам вернется к занятиям. Но даже если ребенок больше никогда не сядет за инструмент, не беда. Зато он навсегда запомнит, что вы поняли его и с уважением отнеслись к его решению. Ну а любить и понимать музыку могут и те, кто не умеет играть на рояле.
 

Пойте детям перед сном.                                                                                                         

  Баю-баюшки-баю, баю милую свою, баю славную свою…» Сколько ласковых слов находит мать, убаюкивая свое дитя. Сколько нежности в пении, обращенном к ребенку!

 Малыш еще не знает языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную, он успокаивается, затихает, засыпает. Это первая в его жизни музыка. Она воспринимается малышом с магической силой, потому что исходит от самого родного, самого дорогого существа – матери.

 Ритм колыбельной песни, обычно соотнесенный с ритмом дыхания и сердцебиения матери и ребенка, играет важную роль в их душевном единении. При такой внутренней настройке слова образы песни проникают в глубину души маленького существа. Через колыбельную у ребенка формируется потребность в художественном слове, музыке. Постепенно привыкая к повторяющимся интонациям, ребенок начинает различать отдельные слова, что помогает ему овладеть речью, понимать ее содержание. С колыбельной песней ребенок получает первые представления об окружающем мире: животных, птицах, предметах.

 Особое значение в песнях уделено колыбели – первому собственному месту ребенка в этом мире. В колыбельных песнях утверждается высшая ценность занимаемого ребенком места, потому что для полноценного психического развития ребенку важно утвердиться в том, что место, занимаемое его «Я» в этом мире – самое хорошее, его мама - самая лучшая, а дом – самый родной. Кроме того, колыбельная песня знакомит ребенка с пространством окружающего мира.

 Когда ребенок становится постарше, ему поют колыбельные сказочного содержания, в текстах которых решаются новые психологические задачи. Это уже не магическая грань, к которой нельзя приближаться, а граница, которую когда-нибудь придется пересечь, чтобы выйти в мир взрослой жизни. Во многих колыбельных песнях перед ребенком разворачивается перспектива его будущей самостоятельной, взрослой жизни, где он обретет семью, будет работать и растить собственных детей. Таким образом, колыбельная песня заранее дает ребенку  простейшую схему мира, знакомит с главными принципами, которыми руководствуется человек, вступающий в жизнь.

 Но самое главное в колыбельной песне – это сама материнская нежность, любовь, которая придает малышу уверенность в том, что жизнь хороша, и если станет плохо – ему помогут. Его не бросят. На этом глубинном чувстве защищенности. Базового доверия к жизни будет основан потом жизненный оптимизм взрослого, его желание жить на свете вопреки всем невзгодам. Как неоценимо важна такая уверенность для ребенка, который войдет в наш сложный, противоречивый и обманчивый мир!

  А как важна привычка постоянного общения с матерью!

Пойте детям перед сном – пойте, как можете, на любой мотив, удобный для Вас, главное – с любовью. Хорошо, если ваши дети тоже выучат колыбельные песни и будут петь своим куклам, наверняка они их  запомнят, и это им очень пригодится, когда они сами будут мамами и папами.

Люли-люшеньки- люли!

Все игрушки спать легли,

К нам пришла Байбайка-

Скорозасыпайка!

Ласковый голосок,

Шелковый поясок.

Будет с нами до утра-

Спите, глазки, спать пора!              

И. Демьянов.

Не шурши ты, мышь, прошу!

Не шурши ты, мышь, прошу,

Сон приходит к малышу.

Не грибы несет тропинкой,

А зевки несет в корзинке…

Позеваем сладко-

И уснем в кроватке!

И. Демьянов.

Сонный слон.

Дин-дон. Дин-дон.

В переулке ходит слон.

Старый серый сонный слон.

Дин-дон. Дин-дон.

Стало в комнате темно:

Заслоняет слон окно,

Или это снится сон?

Дин-дон. Дин-дон.

И. Токмакова.