Методическая разработка урока «Атомная энергетика и ее экологические проблемы»

Антропова Валентина Викторовна

                                 Саратовское бюджетное образовательное учреждение                                       

                                  Саратовской области среднего профессионального образования                              

       «Саратовский политехникум"

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                       МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА                                                                                               

                                                                                                        урока по физике                                                                                                                          

  «Атомная энергетика и ее экологические проблемы»

 

 

 

 

 

 

                                                                                    Выполнила преподаватель физики                                                                                       

      Антропова Валентина Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов

2013 год

Цель урока:                                                                                                                               

 

·       образовательная: обобщить знания учащихся по данной теме; показать        необходимость  такой отрасли как атомная энергетика;                                                    

·       развивающая:      развивать интерес к предмету, умения выступать перед аудиторией.                          

·       воспитательная:    воспитывать умение слушать и слышать, самостоятельно работать с  полученной информацией, ответственность перед группой.

 

 

Задачи урока:                                                                                  

                ·Организовать деятельность учащихся по обобщению знаний, выявить преимущества и недостатки использования энергии атома.                                        

                 ·Вызвать интерес учащихся к занятию, придать ему проблемно-творческий характер.                                                                                                             

                ·Развивать  у учащихся умение работать с полученной информацией,  делать выводы.

 

Тип урока: повторительно-обобщающий в форме конференции

 

Межпредметные связи: ОБЖ «Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия»; краеведение «Работа АЭС г.Балаково»

 

Уровень усвоения: II

 

Методы, методические приемы: фронтальный опрос, частично-поисковый, репродуктивный.

 

КМО: комплект мультимедиа, презентация, электрофицированная модель атома Резерфорда, опорный конспект, набор портретов ученых, годы их открытий, магниты.

 

План урока

Ход урока

Деятельность преподавателя

Прогнозируемая деятельность учащихся

I. Организационная  часть урока  (приветствие,  проверка готовности к уроку (ручки), тема и цель урока.

Подготовить учащихся к работе.

Готовность группы к работе, быстрое включение в деловой ритм.

II. Актуализация знаний путем построения ленты времени.

1.Что представляет собой явление радиоактивности? Кто открыл это явление и когда?

 

2.Кто предложил первую модель атома и в каком году? Что представляла собой эта модель атома?

 

3.Кто проверил распределение положительного заряда в атоме Томсона?

 

4.Какую модель предложил Резерфорд по результатам своих опытов?

 

5.Кто открывает новую элементарную частицу? Какими свойствами она обладает?

 

6. Какие еще события происходят в этом 1932 году?

 

7. Какое открытие сделали немецкие ученые Ган и Штрассман?

 

8.Каков следующий этап развития ядерной физики?

 

9. Кто из российских ученых занимался по данной тематике?

III. Закрепление знаний

1.С чего все начиналось?

2. Ядерная реакция. Ядерный реактор.

3.Виды радиационных излучений и их последствия.

4.Чем сегодня опасен Чернобыль?

5. Балаковская АЭС.

IV. Взаимопроверка опорного конспекта, оценивание работы.

 

 

V. Выводы: стоит или нет развивать атомную энергетику?

 

 

 

 

VI. Рефлексия

1. Понравилась ли вам конференция?

2. Что нового вы узнали по данной теме?

3. Есть ли у вас пожелания для проведения последующих уроков?

VII. Подведение итогов. Оценки. Д/з: сочините стихи или песню об атоме, атомной энергетике, изобразите в рисунках ее использование и значение, можно составить кроссворд по данной теме.

 

 

 

Преподаватель задает наводящие вопросы, контролирует правильность ответов, корректирует их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель контролирует деятельность учащихся по заполнению опорного конспекта.

 

 

 

 

 

Проблемная беседа по поставленному вопросу с формулировкой общего вывода, в котором заключается ответ на вопрос, поставленный к уроку в целом.

Учащиеся отвечают на вопросы с места, а один обучающийся на доске строит ленту времени при помощи набора портретов ученых и указанных лет произошедших событий, магнитов.

 

 

Демонстрация электрофицированной модели атома Резерфорда.

6.Иваненко и Гейзенберг предложили модель ядра.

7.Установили, что при бомбардировке урана нейтронами возникают элементы средней части периодической системы.                                                             

8.Фриш и Лиза Мейтнер объяснили этот факт делением ядра урана, захватившего нейтрон; Кокрофт и Уолтон провели первую ядерную реакцию.

 

 

Учащиеся смотрят презентацию, слушают выступления товарищей, заполняют опорный конспект.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

 

Учащиеся проверяют конспекты друг у друга, проставляют оценки.

 

Учащиеся формулируют ответы на поставленные вопросы.

 

 

 

 

 

Учащиеся формулируют ответы на поставленные вопросы.

 

 

 

 

 

 

Аргументы «против»: а) несмотря на то, что это неисчерпаемый источник энергии, компактный, бездымный, он тоже дает отходы. Это ставшие радиоактивными детали и отработавшие тепловыделяющие элементы. Просто так их выбросить нельзя, приходится хранить в специальных контейнерах, сделанных из свинца, и опускать глубоко в землю в специальные шахты, чтобы не дать возможности излучениям вырваться наружу. А это все дорого. Иначе обезвредить отходы мы пока не можем. Вот и получается: тот выигрыш, мы имеем при использовании ядерной энергии, перекрывается проигрышем, связанным с захоронением отходов. б) далее, взрыв реактора на АЭС - грозная опасность для жизни на Земле. А если таких взрывов будет несколько, на нашей планете может наступить ядерная зима. Человек не сможет выжить, он погубит и себя, и Землю! Аргументы «за»: а) многие готовы отказаться от развития атомной энергетики только потому, что живут днем сегодняшним, не думая о будущем. Но какую энергию будет использовать человек, когда иссякнут запасы твердого топлива, нефти и газа? А ведь они не безграничны. б) Кроме того, обычное топливо, сгорая, очень сильно загрязняет воздух и нарушает экологию Земли. в)Необходимо задуматься еще и над тем, что, развиваясь технически, наша цивилизация требует все больше и больше энергии, и решить эту проблему помогает атомная энергетика. Ею надо пользоваться только разумно и крайне осторожно.

Вывод: Использование ядерной энергии имеет как положительные, так и отрицательные результаты. Увидев положительное в применении ядерной энергии, человек начал ее пропагандировать, потерял бдительность и не до конца отработал системы контроля и безопасности. Но когда случилась беда (по вине самого человека), он бросился в другую крайность: потребовал запретить ядерную энергию, прекратить ее использование. Это не выход. Человек должен всегда помнить, что, вторгаясь в тайны природы, нельзя нарушать ее законы. В своих действиях нужно руководствоваться правилом «Не навреди!», быть осмотрительным и внимательным, просчитывать последствия на несколько ходов вперед.  А главное – помнить о других людях, ценности жизни, уникальности нашей планеты.