Родительское собрание. Ток-шоу "Я сам!"

Светлана Викторовна Токарева

Дан подробный сценарий родительского собрания в нетрадиционной форме в 1 младшей группе, посвященный кризису трех лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tok-shou_docx.docx34.98 КБ

Предварительный просмотр:

    Ток-шоу «Я сам!»

Цель: познакомить родителей с понятием «кризис 3 лет». Обогатить воспитательный опыт родителей.

Задачи: 1. Познакомить родителей с особенностями поведения ребёнка в данный период.

               2. Дать возможность самим родителям находить пути решения проблемы.

               3. Дать конкретные рекомендации действий родителей в данном возрасте.

Воспитатель: Здравствуйте. Мы начинаем  ток-шоу «Я сам!». Участниками являются родители 1 мл. группы «Колокольчик», которых мы разделили на две команды: родители, у которых первый ребёнок и родители, у которых второй ( и более) ребёнок.

  В ток-шоу принимают участие эксперты:  зав. ДОУ Колчина, ст. воспитатель Ермолаева Н.В., педагог-психолог Смирнова И.Е, инспектор по охране детства Медведева Е.В.

   Итак, нашим детям скоро 3года. И порой ещё вчера милый и послушный малыш вдруг превращается в тирана, устраивающего истерики по любому поводу. Малыш отказывается ложиться спать, не хочет сам одеваться, убирать игрушки. Капризничает – «Я хотел пойти другой дорогой!» Кричит и топает ногами, если родители не выполняют любую его просьбу. Нередко такое поведение ребёнка застает родителей врасплох.  Как реагировать родителям? Что делать, если ребёнок ведет себя вызывающе? И что же такое «кризис 3 лет»? На эти вопросы попытаемся найти ответы сегодня.

  Мы приготовили для Вас ситуации, которые попытаетесь решить. Сначала отвечает команда родителей, у которых 1 ребёнок.  Затем эту же проблему решают родители, у которых уже есть опыт. В заключение нас рассудят эксперты.

  Ситуации для обсуждения.

  1. Ребёнок играет во дворе. Его зовут домой обедать, но он отказывается (хотя сам уже давно нагулялся и проголодался).  
  2. Мама с дочкой входят в магазин.  Девочка сразу начинает просить маму купить что-то, на что мама отвечает отказом. Дочь капризничает, кричит, топает ногами.
  3. Двухлетний Илюша с усердием надевает колготы. Трудное занятие! Наконец - то после долгих усилий колготы почти надеты, но : наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, "эту бесцельную возню", быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребёнку колготы. Малыш поднимает крик: "Сам, сам! Сам!" Мать строго говорит: "Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь "Сам"".
  4. Девочка Таня во время обеда говорит: "Не хочу суп". Она постоянно высказывает бабушке свое недовольство тем, что суп тёплый, "в нём пенки" и др. Бабушка идет у неё на поводу: предлагает другие блюда, пытается заинтересовать внучку, рассказывает сказку и т.д.

Воспитатель: Почему же в этом возрасте так важно поступать правильно? Что необходимо помнить, чтобы не навредить своему малышу? Ответит на эти вопросы педагог-психолог Смирнова И.Е.

Психолог: Упрямство, негативизм и своеволие в этом возрасте - это своего рода тренировка. Так в чём же тренируются юные упрямцы, что формируется в период кризиса?

1. Воля и связанные с ней чувство независимости и самостоятельности. Если не дать возможности сформироваться воле – её  место займут чувства стыда и неуверенности

2. Гордость за достижения. То есть способность настойчиво и целенаправленно стремиться к поставленной им цели, невзирая на сложности и неудачи. Только при этом очень важно, чтобы взрослые эту победу увидели и одобрили. Если же этого не произойдёт – ценность достижения катастрофически падает. Также надо учитывать, что чувство гордости сочетается в этом возрасте с обостренным чувством собственного достоинства. И отсюда – повышенная обидчивость, эмоциональность и чувствительность к тому, насколько родители и другие важные для малыша люди признают его достижения.

3. Способность к обособлению, отделению от других. Тренирует эту способность он в тех же действиях, что и развивает самостоятельность.  Ведь в момент своего детского противостояния он глубоко переживает чувство обособления… а иногда и отторжения со стороны взрослых, вызванных его «дурным поведением»

4. Чувствительность и синзитивность к чувствам других. Если я сделаю так – как отреагирует мама? А если вот так?… Постоянная проверка, наблюдения, выводы… Таким образом (если родители помогут, конечно) юный исследователь человеческих отношений учится и навыкам позитивного общения, и приемлемым ( мирным) формам обособления от других.

5. Рефлексия. Он вообще только недавно открыл для себя то, что он – это он. Отдельный от других, могущий влиять на окружение. А теперь еще начинает сравнивать себя с другими. И отношение к себе зависит от собственных достижений.

6. Проводится проверка границ дозволенного. Ага, если начать истерику в людном месте – мама сломается. А вот это – незыблемо. Даже не стоит и пробовать… Постоянное выяснение что «можно» и что «нельзя».   

Воспитатель: Что же делать родителям? Мы дадим Вам конкретные рекомендации.

1. В первую очередь, не стоит заострять внимание на плохом поведении ребёнка, и тем более пытаться сломить его. Это не приведёт ни к чему хорошему. Но и впадать в другую крайность – вседозволенность, тоже нельзя. Ребёнок не должен решить, что истерика – это надёжный способ добиться своего. Самое мудрое, что могут сделать родители в данной ситуации – отвлечь ребёнка, переключить его внимание на что-то другое. Например, предложить почитать ему любимую книжку или вместе поиграть в какую-нибудь игру

2.Хочет ребёнок сделать сам – дайте ему возможность.  Даже в том, что у него заведомо не может получиться, потому что пока он все же маленький. Мы же учимся методом проб и ошибок. Пускай он совершает свои у вас под присмотром. Последнее – это для обеспечения безопасности. Если не давать возможность действий, он не чему не научится.

3.А если получилось – обязательно похвалите : отметьте что именно он сделал здорово, в чем был залог его успеха и как вы этому рады. То есть похвалите правильно.

4.Определите несколько неизменных правил, которые обеспечивают безопасность ребёнка и окружающих. Их должно быть немного. (Нельзя играть на проезжей части, надо спать днём…) А во всех остальных случаях – действуйте гибко.

5. Обращайтесь с ребёнком, как с равным. Спрашивайте его мнение, просите разрешения воспользоваться его вещами, говорите «спасибо» в ответ на его услуги… Так вы не только снизите его желание упрямствовать, но и покажете хороший пример для подражания.

 6.Ну, а если говорить про истерики. Куда уж без них… И лучше в местах людных… публика, зрители, внимание обеспечено. Поэтому на требование мы твердо и уверенно говорим «НЕТ» и лишаем ребёнка внимания. Отводим взгляд или отворачиваемся… Увещевать ребёнка, пытаться ему объяснить что-либо абсолютно бессмысленно. Он все равно вас не слышит. Можно сказать: «Когда ты кричишь, я все равно тебя не понимаю». Остается только дать ему закончить истерику самостоятельно и не дать ему получить то, чего  таким образом добивается – внимания, вещи, действия от вас. Поэтому если вы уступите или он получит внимание – будет использовать этот инструмент воздействия и дальше.

7.Не давайте ему прямых указаний: «Одевайся, мы сейчас пойдем гулять», а создайте иллюзию выбора: «Ты хочешь погулять во дворе или в парке?», «Мы будем играть в песочнице или пойдём на горку?». Помогите ребёнку справиться с кризисом .

8. Не забывайте про творчество – больше рисуйте с ребёнком, лепите из пластилина, вместе делайте поделки, играйте в песок. Творчество очень хорошо помогает справиться с эмоциями.

9.Кризис трех лет у детей нужно просто переждать как бурю, пережить как землетрясение и перенести как болезнь. Поэтому ваш девиз на этот год: терпение, терпение и терпение!

10.Следите за своими поступками!

Воспитатель.  На последнем пункте остановимся поподробнее. Уважаемые родители, чему и как подражают ваши дети. Всегда ли они подражают положительным поступкам взрослых и сверстников?

Обобщение ответов.

Большую роль в воспитании играет положительный пример взрослых. Бывает так, что родители требуют от ребёнка одного, а сами поступают по-другому. Ребёнок не знает, как правильно, начинает хитрить, приспосабливаться.

Когда маленький человек только начинает усваивать социальный опыт, поведение родителей играет важную роль. Л. Н. Толстой писал, что "все трудности воспитания вытекают из того, что родители не только не исправляют свои недостатки, но и оправдывают их в себе, при этом желая не видеть этих недостатков в детях". Поэтому, уважаемые родители, если вам трудно расстаться со своими привычками, манерами поведения, то хотя бы не демонстрируйте их своему ребёнку или не ругайте его за это.

Приведу банальные примеры.

В доме звонит телефон, и папа просит сказать, что его нет. Ребёнок повторяет: "Папа сказал, что его нет дома".    Часто воспитатели наблюдают такие факты поведения детей: они "чокаются" кружками с чаем, "пьют пиво", играют "пьяных" и др.      Мальчик во время завтрака очень нехотя ест кашу, приговаривая при этом: "Ешь, дурак, ешь:". Таким образом, после каждой съеденной ложки он ругает себя и насильно заставляет есть. На вопрос воспитателя, зачем он говорит такие слова, ребёнок отвечает: "Да меня дома мама так всегда кормит". 

Понаблюдайте за общением своих детей с куклами, со сверстниками и Вы поймете на какие особенности Вашего поведения обратить внимание.   

Воспитатель: Если у Вас есть вопросы к нашим экспертам, задавайте.

   В заключение нашего разговора, предлагаю наглядно обозначить как надо поступать с трехлетним ребёнком, а как категорически нельзя (изготовление плаката-весы, на чаши которых раскладываются тезисы-действия родителей)

- попытка переключить внимание;

-  просто схватить в охапку, закружить, завертеть;

-  приём «Давай вместе»? Пойдем вместе умываться, да еще и мишку захватим…

- попросить его о помощи:  « У меня не получается… Помоги мне, солнышко»;

-  оставлять свободу выбора, но в вами заданных рамках: «Ты будешь есть макароны или кашу?»;

- возможно, просто отступить на какое-то время: не хочешь есть - не надо;

- предложите безопасную замену в случае негативного действия. Рвет книжки?  А в ответ: «Ой, как интересно бумагу рвать. А я думаю, что газеты ещё  интереснее;

- пытаться остановить истерику, ругая, шлёпая;

- купить в магазине, что требует, чтобы не обращать на себя внимание других;

- вседозволенность;

- идти на поводу у ребёнка.

Воспитатель: В заключении хочется сказать: относитесь к воспитанию своих детей с большим вниманием, помните, что именно в детстве закладываются характер ребенка, его принципы. Тогда в будущем, оправдывая поступок своего ребенка, Вы не скажите: «Да в кого же ты у меня такой?...»

    Ток-шоу «Я сам!»

Цель: познакомить родителей с понятием «кризис 3 лет». Обогатить воспитательный опыт родителей.

Задачи: 1. Познакомить родителей с особенностями поведения ребёнка в данный период.

               2. Дать возможность самим родителям находить пути решения проблемы.

               3. Дать конкретные рекомендации действий родителей в данном возрасте.

Воспитатель: Здравствуйте. Мы начинаем  ток-шоу «Я сам!». Участниками являются родители 1 мл. группы «Колокольчик», которых мы разделили на две команды: родители, у которых первый ребёнок и родители, у которых второй ( и более) ребёнок.

  В ток-шоу принимают участие эксперты:  зав. ДОУ Колчина, ст. воспитатель Ермолаева Н.В., педагог-психолог Смирнова И.Е, инспектор по охране детства Медведева Е.В.

   Итак, нашим детям скоро 3года. И порой ещё вчера милый и послушный малыш вдруг превращается в тирана, устраивающего истерики по любому поводу. Малыш отказывается ложиться спать, не хочет сам одеваться, убирать игрушки. Капризничает – «Я хотел пойти другой дорогой!» Кричит и топает ногами, если родители не выполняют любую его просьбу. Нередко такое поведение ребёнка застает родителей врасплох.  Как реагировать родителям? Что делать, если ребёнок ведет себя вызывающе? И что же такое «кризис 3 лет»? На эти вопросы попытаемся найти ответы сегодня.

  Мы приготовили для Вас ситуации, которые попытаетесь решить. Сначала отвечает команда родителей, у которых 1 ребёнок.  Затем эту же проблему решают родители, у которых уже есть опыт. В заключение нас рассудят эксперты.

  Ситуации для обсуждения.

  1. Ребёнок играет во дворе. Его зовут домой обедать, но он отказывается (хотя сам уже давно нагулялся и проголодался).  
  2. Мама с дочкой входят в магазин.  Девочка сразу начинает просить маму купить что-то, на что мама отвечает отказом. Дочь капризничает, кричит, топает ногами.
  3. Двухлетний Илюша с усердием надевает колготы. Трудное занятие! Наконец - то после долгих усилий колготы почти надеты, но : наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, "эту бесцельную возню", быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребёнку колготы. Малыш поднимает крик: "Сам, сам! Сам!" Мать строго говорит: "Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь "Сам"".
  4. Девочка Таня во время обеда говорит: "Не хочу суп". Она постоянно высказывает бабушке свое недовольство тем, что суп тёплый, "в нём пенки" и др. Бабушка идет у неё на поводу: предлагает другие блюда, пытается заинтересовать внучку, рассказывает сказку и т.д.

Воспитатель: Почему же в этом возрасте так важно поступать правильно? Что необходимо помнить, чтобы не навредить своему малышу? Ответит на эти вопросы педагог-психолог Смирнова И.Е.

Психолог: Упрямство, негативизм и своеволие в этом возрасте - это своего рода тренировка. Так в чём же тренируются юные упрямцы, что формируется в период кризиса?

1. Воля и связанные с ней чувство независимости и самостоятельности. Если не дать возможности сформироваться воле – её  место займут чувства стыда и неуверенности

2. Гордость за достижения. То есть способность настойчиво и целенаправленно стремиться к поставленной им цели, невзирая на сложности и неудачи. Только при этом очень важно, чтобы взрослые эту победу увидели и одобрили. Если же этого не произойдёт – ценность достижения катастрофически падает. Также надо учитывать, что чувство гордости сочетается в этом возрасте с обостренным чувством собственного достоинства. И отсюда – повышенная обидчивость, эмоциональность и чувствительность к тому, насколько родители и другие важные для малыша люди признают его достижения.

3. Способность к обособлению, отделению от других. Тренирует эту способность он в тех же действиях, что и развивает самостоятельность.  Ведь в момент своего детского противостояния он глубоко переживает чувство обособления… а иногда и отторжения со стороны взрослых, вызванных его «дурным поведением»

4. Чувствительность и синзитивность к чувствам других. Если я сделаю так – как отреагирует мама? А если вот так?… Постоянная проверка, наблюдения, выводы… Таким образом (если родители помогут, конечно) юный исследователь человеческих отношений учится и навыкам позитивного общения, и приемлемым ( мирным) формам обособления от других.

5. Рефлексия. Он вообще только недавно открыл для себя то, что он – это он. Отдельный от других, могущий влиять на окружение. А теперь еще начинает сравнивать себя с другими. И отношение к себе зависит от собственных достижений.

6. Проводится проверка границ дозволенного. Ага, если начать истерику в людном месте – мама сломается. А вот это – незыблемо. Даже не стоит и пробовать… Постоянное выяснение что «можно» и что «нельзя».   

Воспитатель: Что же делать родителям? Мы дадим Вам конкретные рекомендации.

1. В первую очередь, не стоит заострять внимание на плохом поведении ребёнка, и тем более пытаться сломить его. Это не приведёт ни к чему хорошему. Но и впадать в другую крайность – вседозволенность, тоже нельзя. Ребёнок не должен решить, что истерика – это надёжный способ добиться своего. Самое мудрое, что могут сделать родители в данной ситуации – отвлечь ребёнка, переключить его внимание на что-то другое. Например, предложить почитать ему любимую книжку или вместе поиграть в какую-нибудь игру

2.Хочет ребёнок сделать сам – дайте ему возможность.  Даже в том, что у него заведомо не может получиться, потому что пока он все же маленький. Мы же учимся методом проб и ошибок. Пускай он совершает свои у вас под присмотром. Последнее – это для обеспечения безопасности. Если не давать возможность действий, он не чему не научится.

3.А если получилось – обязательно похвалите : отметьте что именно он сделал здорово, в чем был залог его успеха и как вы этому рады. То есть похвалите правильно.

4.Определите несколько неизменных правил, которые обеспечивают безопасность ребёнка и окружающих. Их должно быть немного. (Нельзя играть на проезжей части, надо спать днём…) А во всех остальных случаях – действуйте гибко.

5. Обращайтесь с ребёнком, как с равным. Спрашивайте его мнение, просите разрешения воспользоваться его вещами, говорите «спасибо» в ответ на его услуги… Так вы не только снизите его желание упрямствовать, но и покажете хороший пример для подражания.

 6.Ну, а если говорить про истерики. Куда уж без них… И лучше в местах людных… публика, зрители, внимание обеспечено. Поэтому на требование мы твердо и уверенно говорим «НЕТ» и лишаем ребёнка внимания. Отводим взгляд или отворачиваемся… Увещевать ребёнка, пытаться ему объяснить что-либо абсолютно бессмысленно. Он все равно вас не слышит. Можно сказать: «Когда ты кричишь, я все равно тебя не понимаю». Остается только дать ему закончить истерику самостоятельно и не дать ему получить то, чего  таким образом добивается – внимания, вещи, действия от вас. Поэтому если вы уступите или он получит внимание – будет использовать этот инструмент воздействия и дальше.

7.Не давайте ему прямых указаний: «Одевайся, мы сейчас пойдем гулять», а создайте иллюзию выбора: «Ты хочешь погулять во дворе или в парке?», «Мы будем играть в песочнице или пойдём на горку?». Помогите ребёнку справиться с кризисом .

8. Не забывайте про творчество – больше рисуйте с ребёнком, лепите из пластилина, вместе делайте поделки, играйте в песок. Творчество очень хорошо помогает справиться с эмоциями.

9.Кризис трех лет у детей нужно просто переждать как бурю, пережить как землетрясение и перенести как болезнь. Поэтому ваш девиз на этот год: терпение, терпение и терпение!

10.Следите за своими поступками!

Воспитатель.  На последнем пункте остановимся поподробнее. Уважаемые родители, чему и как подражают ваши дети. Всегда ли они подражают положительным поступкам взрослых и сверстников?

Обобщение ответов.

Большую роль в воспитании играет положительный пример взрослых. Бывает так, что родители требуют от ребёнка одного, а сами поступают по-другому. Ребёнок не знает, как правильно, начинает хитрить, приспосабливаться.

Когда маленький человек только начинает усваивать социальный опыт, поведение родителей играет важную роль. Л. Н. Толстой писал, что "все трудности воспитания вытекают из того, что родители не только не исправляют свои недостатки, но и оправдывают их в себе, при этом желая не видеть этих недостатков в детях". Поэтому, уважаемые родители, если вам трудно расстаться со своими привычками, манерами поведения, то хотя бы не демонстрируйте их своему ребёнку или не ругайте его за это.

Приведу банальные примеры.

В доме звонит телефон, и папа просит сказать, что его нет. Ребёнок повторяет: "Папа сказал, что его нет дома".    Часто воспитатели наблюдают такие факты поведения детей: они "чокаются" кружками с чаем, "пьют пиво", играют "пьяных" и др.      Мальчик во время завтрака очень нехотя ест кашу, приговаривая при этом: "Ешь, дурак, ешь:". Таким образом, после каждой съеденной ложки он ругает себя и насильно заставляет есть. На вопрос воспитателя, зачем он говорит такие слова, ребёнок отвечает: "Да меня дома мама так всегда кормит". 

Понаблюдайте за общением своих детей с куклами, со сверстниками и Вы поймете на какие особенности Вашего поведения обратить внимание.   

Воспитатель: Если у Вас есть вопросы к нашим экспертам, задавайте.

   В заключение нашего разговора, предлагаю наглядно обозначить как надо поступать с трехлетним ребёнком, а как категорически нельзя (изготовление плаката-весы, на чаши которых раскладываются тезисы-действия родителей)

- попытка переключить внимание;

-  просто схватить в охапку, закружить, завертеть;

-  приём «Давай вместе»? Пойдем вместе умываться, да еще и мишку захватим…

- попросить его о помощи:  « У меня не получается… Помоги мне, солнышко»;

-  оставлять свободу выбора, но в вами заданных рамках: «Ты будешь есть макароны или кашу?»;

- возможно, просто отступить на какое-то время: не хочешь есть - не надо;

- предложите безопасную замену в случае негативного действия. Рвет книжки?  А в ответ: «Ой, как интересно бумагу рвать. А я думаю, что газеты ещё  интереснее;

- пытаться остановить истерику, ругая, шлёпая;

- купить в магазине, что требует, чтобы не обращать на себя внимание других;

- вседозволенность;

- идти на поводу у ребёнка.

Воспитатель: В заключении хочется сказать: относитесь к воспитанию своих детей с большим вниманием, помните, что именно в детстве закладываются характер ребенка, его принципы. Тогда в будущем, оправдывая поступок своего ребенка, Вы не скажите: «Да в кого же ты у меня такой?...»