Проектная деятельность.

Этапы проектирования на уроках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Темнова Е.В., учитель МОУ СОШ №2 городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области

             Тот, кто не смотрит вперед –

                              оказывается позади.

                                                                               (Д. Герберт)

Компетенции в организации учебной деятельность.

 Проектная деятельность.

                                            Оглавление.

  1. История развития проектной деятельности в школе.
  2. Учебник-ученик-учитель.
  3. Метод проектов в современной школе.
  4. Главная идея обучения проектной деятельности.
  5. Порядок, структура и этапы выполнения творческого проекта.
  6. Итоги работы.

     Разработанный еще в первой половине XX века на основе прагматической педагогики Джона Дьюи метод проектов становится особенно актуальным в современном информационном обществе. Метод проектов — не новость в мировой педагогике: он начал использоваться в практике обучения значительно раньше выхода в свет известной статьи американского педагога В.Килпатрика «Метод проектов» (1918), в которой он определил это понятие как «от души выполняемый замысел». В России метод проектов был известен еще в 1905 году. Под руководством С.Т.Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов.

Метод проектов широко внедряется в образовательную практику в России благодаря благотворительной программе Обучение для будущего. Проекты могут быть индивидуальными и групповыми, локальными и телекоммуникационными. В последнем случае группа обучаемых может вести работу над проектом в Интернете, при этому будучи разделены территориально. Впрочем, любой проект может иметь сайт, отражающий ход работы над ним. Задача учебного проекта, результаты которого представлены в виде веб-сайта, заключается в том, чтобы дать ответ на проблемный вопрос проекта и всесторонне осветить ход его получения, то есть само исследование. Теоретическая основа внедрения метода проектов в России разработана в трудах Е. С. Полат .

    На данном этапе модернизации есть смысл говорить об ...личностно-ориентированном  образовании  таком образовании, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога,  в котором деятельность учения, познавательная деятельность, а не преподавание, была бы ведущей в тандеме учитель–ученик, чтобы традиционная парадигма образования учитель  учебник  ученик была со всей решительностью заменена на новую: ученик  учебник  учитель.

    Учебный проект – организационная форма работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов.

    Метод проектов занял особое место в программе образовательной области «Технология», являясь одной из основных технологий XXI века. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.  Говоря о  методе проектов, мы имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом (продуктом), оформленным тем или иным образом. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, – необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Учебный проект – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение  общего результата  по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

   В процессе изучения технологии большинство учащихся выполняют прикладные (практико-ориентированные) проекты. В рамках данных проектов школьники могут выбрать различные направления для проведения исследований. В ходе этих исследований учащиеся получают:

- сведения об изделии из других областей знаний;

- сведения о наличии материалов и инструментов, их свойствах и доступности;

- сведения о способах производства (где и как может быть выполнено изделие);

- сведения о потребностях конкретного субъекта);

- сведения о материальных затратах и др.

   В данном случае можно говорить о том, что данный вид деятельности помогает обучающимся:

  • в стремление к исследованию и создает условия для саморазвития;
  •  порождает любознательность (познавательную потребность) – главный мотив исследовательского поведения.

    Главная идея обучения проектной деятельности в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять сообща. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи - также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни. Сегодня – исследовательское поведение не узкоспециальная деятельность, а неотъемлемая характеристика личности.

   Проектная деятельность основывается на деятельностном, развивающем, личностно-ориентированном подходах  в обучении. Е.С.Полат, И.Д.Чечель, Е.Н. Ястребцовой, Н.Ю. Пахомовой выделены основные составляющие и наиболее существенные характерные особенности учебного проекта:

- наличие значимой в исследовательском плане проблемы;

- целенаправленная, самостоятельная деятельность учащихся;

- практическая, теоретическая, познавательная значимость результатов.

 

   Учебный проект – итоговая самостоятельная работа учащихся интеллектуально-практического характера из различных областей деятельности, выполненная  под руководством педагога. Главной целью выполнения учащимися творческого проекта, которую преследует учитель – это контроль знаний и умений учащихся, а также содействие их творческому развитию и формированию у них системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений, воплощаемых в конкретных изделиях, то есть проект должен иметь практическую значимость.

  Проекты могут быть индивидуальные, групповые, коллективные. При выполнении групповых и коллективных проектов учитель распределяет обязанности между учащимися и определяет ответственность каждого за выполнение проекта в целом. Общая оценка коллективного проекта осуществляется на основе оценок вклада каждого из исполнителей.

Порядок выполнения проектов.

  1. Подготовительный этап:
  2. Конструкторский этап:
  3. Технологический этап:
  4. Заключительный этап.

Структура творческого проекта.

Творческий проект- это комплексная работа, в его структуру входят следующие составляющие части:

- пояснительная записка;

-творческая работа (изделие);

-защита творческого проекта.

Этапы подготовки творческого проекта.

  1. Организационно-подготовительный этап. 

а) В рамках данного этапа необходимо сформулировать обоснование

    возникшей проблемы и потребности. Можно использовать карточки с заданиями:

         «Подумать», «Задать вопросы самому себе», «Понаблюдать»,

          б) Генерация идей, выбор и описание модели;

           в) Выбор материалов, инструментов и приспособлений.

      Метод проектов основан на принципах активного обучения. Это означает,

      что по мере возможности, ученик должен сам разыскать то, что ему

      нужно знать. Выяснение всего самостоятельно укрепляет в учениках веру

      в то, что они активные участники процесса, они несут ответственность за

      свою собственную работу.

  1. Технологический этап включает в себя выполнение практической         составляющей проекта, с соблюдением условий техники безопасности и культуры труда.

  1. Заключительный этап предполагает обобщение материала и дизайн-анализ проделанной работы, демонстрацию готового продукта. Анализ изделий наиболее эффективен, когда ученики обсуждают изделие в группах. Таким образом, они могут усвоить большое количество информации. Самостоятельный поиск информации и использование ее в конкретной деятельности мотивируют обучающихся к овладению технологией.

Итак, метод проектов – подход, в котором ведущую роль играют ресурсы. Идея, которая лежит в основе всего, заключается в необходимости иметь как можно больше ресурсов – книг, специалистов, изделий, учителей, благодаря которым, обучение будет более активным, а исследовательская работа пройдет на более высоком уровне. 

  Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, – необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

   

          Библиография:

  1. Стратегия модернизации содержания общего образования:
    Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М.: МинОбр. 2001.
  2. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные  технологии в системе образования. – М.: Академия, 2000.
  3. Бухаркина М. Ю Технология разноуровневой дифференциации в учебно-воспитательном процессе в средней школе.
  4. О.А. Нессонова, В.В.Пальчикова, Л.И. Нессонова «Технология. Организация проектной деятельности. 5-9 классы». – Волгоград. Учитель. 2009.
  5. Г.В. Ермолинкова «Мотивация и личность». – Саратов. Кафедра ОТД СарИПКиПРО. 2010.