Особенности формирования художественного творчества у детей

Барашкова Александра Викторовна

Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Исследователи определяют творчество как деятельность, в результате которой создается новый, оригинальный продукт, имеющий общественное значение.

Не всякую художественную деятельность можно рассматривать как творчество. Творческий процесс проходит ряд основных этапов (Н.А.Ветлугина):

I – возникновение идеи, замысла, представление результата работы, некоторых способов его воплощения;

II – «вынашивание замысла», в процессе которого идут дальнейшая разработка содержания, поиск художественной формы;

III – исполнение, реализация замысла;

IV – окончательная оценка полученного результата и его доработка, если в этом есть необходимость.

Такова примерная структура зрелой творческой изобразительной деятельности. Однако творчески процесс взрослых и творческий процесс детей имеют ряд существенных различий (Н.А.Ветлугина, Н.П.Сакулина, Н.Б.Халезова и др.).

Первый этап творческого процесса – возникновение замысла – имеется и в деятельности ребенка. Однако длительный период обдумывания содержания и средств выразительности у маленьких детей чаще всего отсутствует. Второй этап – предварительное обдумывание и планирование работы совмещается у ребенка с процессом выполнения. Поэтому в творчестве детей часты случаи изменения содержания работы в процессе изображения. Однако старшие дошкольники способны к некоторым элементам предварительного продумывания и содержания и средств выполнения. Они уже могут самостоятельно выбрать сюжет и составить план реализации задуманного. В процессе работы ребенок реализует этот план, дополняя его в соответствии с содержанием.

В деятельности детей есть и этап завершения работы, однако он, как правило, не связан с доработкой образа. Таким образом, в деятельности дошкольника представлены все этапы творческого процесса, но они сокращены по времени, а замысливание и реализация замысла совмещены.

Если рассматривать детскую деятельность с позиций объективной новизны и значимости, то, конечно, ее нельзя назвать творчеством. Рассмотрев взгляды ученых (Н.А.Ветлугина, Г.Г.Григорьева, Е.А.Флериной), мы пришли к выводу, что все они сходятся во мнении о том, что «в своем художественном творчестве ребенок активно открывает что-то новое для себя, а для окружающих – новое о себе. Все это позволяет говорить о правомерности распространения понятия творчества на деятельность ребенка, ограничив его, однако, словом «детское».

В.А.Сухомлинский подчеркивал, что в детском творчестве происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, ярко раскрывается его индивидуальность.

В последние годы отчетливо обозначилась позиция безоговорочного признания самоценности детского творчества. Известный психолог Г.Г.Кравцов рассматривает творчество в тесной связи с развитием личности ребенка.

Своеобразие процесса детского творчества и его продуктов позволяют указать на необходимость создания ряда определенных условий для формирования творчества у детей дошкольного возраста (Н.А.Ветлугина, Г.Г.Григорьева, Т.С.Комарова, Д.В.Сергеева). Мы разделяем точку зрения авторов о необходимости организации интересной и содержательной жизни ребенка в детском саду; обогащения его яркими впечатлениями; мотивации и вариативности ситуаций; бережного отношения к процессу и результатам детской деятельности для успешного формирования творчества детей. На наш взгляд наиболее актуальной является позиция Г.Г.Григорьевой, которая утверждает, что «одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблемы (творчество: стиль жизни). Педагогу необходимо сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации познавательного, художественного, нравственного творчества».

Все исследователи сходятся во мнении о том, что главным и наиболее эффективным условием развития детского творчества является обучение, в процессе которого формируются знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовать любой замысел.

Впервые мысль о зависимости детского творчества от обучения нашла отражение в работах Е.А.Флериной. Она признавала необходимость и возможность развития творческих способностей детей в изобразительной деятельности и зависимость этого развития от воспитания. Е.А.Флерина выдвигает основной принцип теории изобразительной деятельности – правило соотношения творческих и обучающих задач на занятиях в зависимости от этапа освоения детьми умений и навыков. Данное соотношение она представила в виде трех этапов:

I этап – дети не имеют изобразительной техники, не знают способов изображения. Предпочтение на занятии отдается обучающим задачам. Но если ребенок проявим творчество при изображении, то педагог должен отметить это при анализе детских работ;

II этап – дети знают основные способы изображения, у них сформированы навыки изобразительной техники. На данном этапе – примерно равное соотношение обучающих и творческих задач;

III этап – у детей сформированы навыки изобразительной техники, они полностью овладели всеми способами и приемами изображения. На данном этапе решаются в основном творческие задачи.

Это правило, сформулированное Е.А.Флериной, актуально и в настоящее время, его разделяют и современные педагоги.

Необходимость обучения детей изобразительной деятельности, как важного условия развития детского творчества признают не только отечественные исследователи, но и педагоги зарубежных стран. В США, Японии, Германии многие педагоги, исследователи пытаются, обучая детей изобразительной деятельности, активно влиять на развитие их творчества. Так, Б.Джефферсон в своей работе «Обучение детей искусству» выделяет профессиональные методы обучения, которые способствуют развитию детского творчества. А группа, руководимая Э.Эйснером, разработала программу обучения творчеству для детей разного возраста.

Таким образом, анализ современных исследований свидетельствует о том, что обучение является одним из основных условий формирования детского творчества.

Руководство детской изобразительной деятельностью требует от педагога знания не только специфики детского творчества, но и критериев, по которым детскую деятельность и продукцию можно отнести к творческим. Исследователями (Н.А.Ветлугина, Т.С.Комарова, И.Я.Лернер) были разработаны такие критерии. Так И.Я.Лернер выделяет 6 показателей, характерных для творческой деятельности. Т.С.Комарова определила 10 критериев для «анализа и оценки созданных детьми изображений и развития изобразительного творчества». Однако, наиболее емкими, на наш взгляд, являются критерии, разработанные Н.А.Ветлугиной. Она предложила характеризовать «наличие творческого начала в художественной деятельности»  по следующим показателям:

  • отношение детей к творческому процессу;
  • качество способов творческих действий;
  • качество продукции детского художественного творчества.

Анализ критериев, разработанных И.Я.Лернером и Т.С.Комаровой, показывает сходство их смыслового значения с показателями творческой деятельности, разработанными Н.А.Ветлугиной. Поэтому, 3 группы критериев, выделенные данным исследователем, нам кажутся наиболее удобными для применения в практике ДОУ.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, что проведенные исследования доказали возможность развития творчества у детей в различных видах деятельности: изобразительной, музыкальной, литературной. В русле нашего исследования наибольший интерес представляет возможность развития детского изобразительного творчества. Этой проблеме были посвящены работы ряда исследователей: В.А.Езикеева, Т.Г.Казакова доказали возможность развития творчества у детей в таком виде изобразительной деятельности как рисование, Н.Б.Халезова доказала возможность формирования детского творчества в лепке. Для нас существенное значение имеют исследования А.Н.Давидчук, В.Кудрявцева, Л.А.Парамоновой, раскрывающие возможность развития детского творчества в процессе конструирования.