учащимся 7В класса

Рыбина Наталья Александровна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В Н Е Ш Н Е Е П И Щ Е А Р е н и е внутреннее Туловище Голова нога Р А К О В И НА Рот Органы чувств Несколько пар нервных узлов нервы Органы чувств Осязания-щупальца на голове Равновесия Химического чувства => Ротовое отверстие Рот-я полость+ ТЁРКА+ + слюнные железы глотка Желудок кишечник Выделительная Система - почки Жабры или легкие Раздельнополые Внутреннее оплодотворение Органический Фарфоровидный перламутровый Моллюски Около 130 тыс видов Брюхоногие, двустворчатые, головоногие Среды обитания Наземная Водная М А Н Т ИЯ Мантийная полость Сердце Желудочек 2предсердия Сосуды + =>


Предварительный просмотр:

Практическая работа №

 «Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих»

Цель: изучить особенности внешнего строения членистоногих на примере майского жукапознакомиться с многообразием членистоногих.

Оборудование: майский жук, ванночка, препаровальный нож, лупа или рисунки членистоногих разных классов, коллекции членистоногих.

Ход работы

I. Изучить особенности внешнего строения типа членистоногих на примере класса насекомых, майского жука

1. Рассмотрите и зарисуйте  нерасчлененного майского жука (рис.1), определите его размеры, окраску тела.

http://festival.1september.ru/articles/615317/img1.jpg

                 Рисунок 1                                                                           Рисунок 2

2. На расчлененном жуке (рис.2) найдите и нарисуйте три отдела тела: голову, грудь, брюшко. (подписать)
3.
Описать голову жука, описать: усики на ней – органы осязания, обоняния; глаза — органы зрения и ротовые органы.
4.
Описать особенности строения ног жука, определите, сколько их, к какому отделу тела они прикрепляются.
5. На груди жука найдите две пары крыльев: переднюю пару, или надкрылья, и заднюю пару – перепончатые крылья.(подписать)
6. Рассмотрите брюшко, найдите на нем насечки и рассмотрите с помощью лупы дыхальца.

II. Знакомство с многообразием членистоногих.

  1. Составьте таблицу «Особенности строения классов членистоногих». (с использованием материалов экскурсии)

Название класса

Представители

Особенности строения

 

 

 

 

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ракообразные Моллюски Членистоногие

Слайд 2

В Н Е Ш Н Е Е П И Щ Е А Р е н и е внутреннее Туловище Голова нога Р А К О В И НА Рот Органы чувств Несколько пар нервных узлов нервы Органы чувств Осязания-щупальца на голове Равновесия Химического чувства => Ротовое отверстие Рот-я полость+ ТЁРКА+ + слюнные железы глотка Желудок кишечник Выделительная Система - почки Жабры или легкие Раздельнополые Внутреннее оплодотворение Органический Фарфоровидный перламутровый Моллюски Около 130 тыс видов Брюхоногие, двустворчатые, головоногие Среды обитания Наземная Водная М А Н Т ИЯ Мантийная полость Сердце Желудочек 2предсердия Сосуды + =>

Слайд 3

п и щ е в а Р и т е л ь н а я Членистоногие > 1,5 млн. видов Среды обитания Наземно-воздушная водная тело (Двусторонняя симметрия) Голова Грудь брюшко Х И Т И н ракообразные 30-35 тыс. видов Особенности строения У С И К и 1 Антеннулы -короткие (обоняние) 2 Антенны- длинные (осязание) Внешнее строение тело Голова Грудь брюшко Головогрудь П а н ц и р ь карапакс 1 пара-верхняя челюсть 2 пары-нижняя челюсть 3 пары- ногочелюсти 5 пар-ходильные ноги – (1я пара – клешни) 5 пар-брюшные ножки конечности в идоизмененные Ротовой аппарат Внутреннее строение Органы дыхания- жабры Н.С. Надглоточное Н. кольцо Подглоточное Н. кольцо Окологлоточный Н. узел 2 нервных ствола с нервными узлами Кровеносная система Сердце Кровеносные сосуды с и с т е м а Рот Глотка Пищевод Желудок Кишечник Анальное отверстие жевательный железистый Проток печени 1,2 + орган равновесия ( статоцист ) фасеточные глаза Органы чувств Зеленая железа Раздельнополые (в большинстве) Десятиногие-раки, крабы…. Листоногие -дафнии; Равноногие-мокрицы; Веслоногие - циклопы

Слайд 5

П И Щ Е А Р е н и е внешнее Головогрудь брюшко Х И Т И н 6 пар конечностей внешнее внутреннее Головной мозг (20-30% от V головы) 2нервных узла Брюшная Н.цепочка с крупными узлами Органы чувств Глаза- простые от 2до 12 Орган слуха Осязания Обоняния Вкуса Чувствительные волоски на ногах => Глотка слюнные железы Желудок кишечник жертва Выделительная система Мальпигиевы сосуды Трахеи или легкие Раздельнополые Внутреннее оплодотворение Ядовитые железы Паутинные бородавки 1пара -хелицеры (короткие) 1пара -педипальпы ( дл ) (у скорпионов-клешни) 4пары -ходильные ноги Паукообразные > 36 тыс. видов Среды обитания Наземная Водная (паук-серебрянка…) Скорпионы Пауки Сенокосцы Клещи Отряды

Слайд 6

П И Щ Е А Р е н и е внешнее внутреннее Органы чувств => жертва Мальпигиевы сосуды Ядовитые железы Паукообразные > 36 тыс. видов Среды обитания Наземная Водная (паук-серебрянка…) Скорпионы Пауки Сенокосцы Клещи Отряды


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Записать в тетрадь формулы по их составу

  1. 2атома водорода, 1атом углерода, 3атома кислорода
  2. 1атом натрия, 1атом кислорода, 1атом водорода
  3. 2атома алюминия, 3атома кислорода
  4. 2атома хлора,7атомов кислорода
  5. 3атома кали, 1атом фосфора, 4атома кислорода

Записать известные названия веществ



Предварительный просмотр:

Органы чувств. Зрение.

Орган зрения — глаз по своему устройству напоминает фотографический аппарат, причем хрусталик глаза подобен объективу, а сетчатка — пленке, на которой получается изображение. У наземных животных хрусталик имеет чечевицеобразную форму и способен изменять свою кривизну, поэтому животные могут приспосабливать зрение к расстоянию. Хрусталик у рыб шарообразный и не может менять форму. Зрение их перестраивается на различные расстояния при приближении или удалении хрусталика от сетчатой оболочки.

Оптические свойства водной среды не позволяют рыбе видеть далеко. Практически пределом видимости у рыб в прозрачной воде считают расстояние 10—12 м, а ясно рыбы видят не далее 1,5 м. Лучше видят дневные хищные рыбы, живущие в прозрачной воде (форель, хариус, жерех, щука). Некоторые рыбы видят в темноте (судак, лещ, сом, угорь, налим). У них в сетчатке глаза есть особые светочувствительные элементы, способные воспринимать слабые световые лучи.

Угол зрения рыб очень велик. Не поворачивая тела, большинство рыб способно видеть каждым глазом предметы в зоне около 150° по вертикали и до 170° по горизонтали (рис. 1).

Угол зрения рыбы, как видит в воде.

 



Предварительный просмотр:

Практическая работа №18

«Внешнее строение лягушки как приспособление

 к водной и наземно-воздушной среде обитания»

Цель. Изучить внешнее строение земноводного. Выявить черты приспособленности к обитанию в водной и наземно-воздушной среде.

Оборудование. Рисунки в учебнике, цифровые модели.

Ход работы.

  1. Установите, чем по внешнему виду лягушка отличается от рыбы (обратите внимание на форму тела, покровы, наличие конечностей, укороченность и компактность тела, отсутствие шеи, хвоста).Какова окраска тела лягушки?

  1. Изучите информацию о строении покрова тела лягушки.  Какое значение имеет такое строение покрова тела для жизни земноводного?
  2. Рассмотрите конечности лягушки. Выясните, из каких отделов они состоят. Чем задние конечности отличаются от передних? Какое значение имеет такое строение конечностей?
  3. Осмотрите голову лягушки. Найдите глаза, ноздри, барабанные перепонки. Отметьте особенности строения этих органов (сравните с соответствующими органами рыбы).
  4. Выясните с помощью цифровых моделей, как дышит лягушка. Какие дыхательные движения она совершает? Какую роль в дыхании лягушки играют движения дна ее ротовой полости?
  5. Определите, какие особенности внешнего строения лягушки  являются приспособлением к жизни в воде, какие – к жизни на суше.
  6. Заполните таблицу:

Черты приспособленности

к жизни в воде:

к жизни на суше:

  1. Выполните тренировочные задания и тесты по теме «Земноводные»

Серая жаба

Признаки приспособленности земноводных к жизни на суше:

  1. Тело короткое.
  2. Подвижное соединение головы с туловищем.
  3. Веки.
  4. Ноздри.
  5. Развитие задних конечностей.
  6. Кожа выделяет слизь.

Признаки приспособленности земноводных к жизни в воде:

  1. Обтекаемая форма тела.
  2. Глаза и ноздри верхней стороне головы.
  3. Плавательные перепонки.
  4. Кожа голая.

Ресурсы Интернет по теме «Земноводные»:

  • Внешнее строение лягушки

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c4e8e0b1-0a01-022a-009b-2f35b8e28d10/%5BBIO7_09-36%5D_%5BIM_02%5D.swf

  • Внутреннее строение земноводного,  размножение и развитие

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ce0d2170-3173-11dd-bd11-0800200c9a66/les7_29.swf

  • Места обитания земноводных,  их  внешнее строение,   костно-мышечная система

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6bd3fa70-3172-11dd-bd11-0800200c9a66/les7_28.swf

  • Строение кровеносной и дыхательной системы земноводных

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3559a8da-6d80-4624-8f23-a01eea4eec42/%5BBI7GI_10-02%5D_%5BAN_02%5D.swf

  • Пищеварительная система земноводных

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4838e8e3-d880-448d-a393-1a9ff9de9358/[BI7GI_10-02]_[IL_03]-k1.html

  • Метаморфоз лягушки видеофрагмент

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00affb03-ff86-4474-a8f5-24bbfc3a80e9/%5BBI9ZD_4-06%5D_%5BVI_06%5D.html



Предварительный просмотр:

ПР/Р № 19 «Строение скелета лягушки»

Цель работы:

  1. Выявить особенности скелета лягушки в связи со средой обитания.
  2. В чём проявляется усложнение строения скелета лягушки по сравнению со скелетом костных рыб?

http://900igr.net/datai/biologija/Oporno-dvigatelnaja-sistema-zhivotnykh/0005-011-Evoljutsija-ODS-KHordovykh-zhivotnykh.png

http://www.zoomet.ru/prac/pracris61.gif 
Рис. 61. Передняя конечность и плечевой пояс лягушки: 
Строение передней конечности: 1 — плечевая кость, , 3 — предплечье,              4 — локтевая кость, 5 — лучевая кость, , 7 — запястье, 8 — пясть, 9 — фаланги пальцев,  
Строение пояса верхних конечностей: 10 — лопатка, 11 — надлопаточный хрящ, 12 — коракоид, , 15 — ключица, 16 — грудина,                                                   I — редуцированный первый палец, II — V — хорошо развитые пальцы

http://biologymoscow.ucoz.ru/illustracii/zoologija/hordovie/zemnovod/Skelet_peredneyi_i_zadneyi_konechnosteyi_lyagushki.gif

  1. Найдите в скелете лягушки основные отделы: череп, позвоночник, пояса передних и задних конечностей, кости передних и задних конечностей.
  2. Рассмотрите череп, определите его форму. Найдите мозговую часть черепа и кости верхней и нижней челюстей.
  3. Найдите позвоночник, подсчитайте число позвонков в нём. Обратите внимание на то, что многие из них прочно соединены между собой.
  4. Найдите плечевой пояс - опору передних конечностей. Он состоит из вороньих костей, лопаток, ключиц и грудины, которые полукольцом охватывают туловище.
  5. Рассмотрите кости передних конечностей, плечо, предплечье, которое состоит из двух костей, и кисть с четырьмя пальцами.
  6. Найдите пояс задних конечностей - таз. Он состоит из сросшихся костей и очень плотно примыкает к позвоночнику.
  7. Обратите внимание на длинные кости задних конечностей: бедро, голень, стопу.
  8. Заполните таблицу.

Отделы скелета

Название костей, особенности строения.

Значение.

1.Череп.

 

 

2.Позвоночник.

 

 

3.Плечевой пояс.

 

 

4.Скелет передней конечности

 

 

5.Пояс задних конечностей.

 

 

6.Скелет задней конечности.

 

 

Вывод:

Проверка выполнения работы по вопросам поставленной цели.

1. В связи с жизнью на суше и передвижением с помощью прыжков можно различить в скелете лягушки: широкий череп; один шейный позвонок; позвоночник, разделённый на отделы: шейный, туловищный, крестцовый; наличие поясов конечностей, длинные задние и короткие передние конечности.

2. Усложнение проявляются в строении черепа, позвоночника (дифференциация на отделы), пояса конечностей, нет ребер.

 



Предварительный просмотр:

F:\DCIM\100OLYMP\P1010037.JPG  F:\DCIM\100OLYMP\P1010038.JPG

F:\DCIM\100OLYMP\P1010039.JPG   F:\DCIM\100OLYMP\P1010040.JPG