Программа саморазвития

Комиссарова Наталья Евгеньевна
Программа по саморазвитию на тему:«Использование информационно - компьютерных технологий в области социально-коммуникативного развития в образовательном процессе с детьми ОНР»

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 


ПРИНЯТО:

на педагогическом совете № 03

от « 25 » августа 2014г

УТВЕРЖДЕНО:

приказом заведующего

№ ___ от «__»____________2014г.

___________/ А.Ф. Мельникова

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе  МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 50»

_________/ В.С. Волкова

ПРОГРАММА

профессионального саморазвития

Тема: «Использование информационно - компьютерных технологий в области социально-коммуникативного развития в образовательном процессе с детьми ОНР»

2014г. – 2017г.

Воспитатель:

Комиссарова Наталья Евгеньевна

2014г.

Тема: «Использование информационно - компьютерных технологий в области социально-коммуникативного развития в образовательном процессе с детьми ОНР»

Цель: Разработать систему педагогической деятельности по использованию ИКТ в детском саду.

Задачи:

  • повысить свою педагогическую компетентность по вопросу «Использование информационно - компьютерных технологий в области социально-коммуникативного развития в образовательном процессе с детьми ОНР»;
  •  установить влияние ИКТ на организацию образовательного процесса с детьми ОНР в режиме дня;
  • развивать собственно познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств ИКТ (программируемые игрушки, телевизор, видео просмотры, диафильмы, компьютер, интернет, айфоны, мобильные телефоны, игровые приставки);
  • расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
  • осуществление осуществлять просветительской деятельности в рамках использования информационных компьютерных технологий среди родителей и окружающих ребенка взрослых.

 Актуальность выбранной темы: Компьютеры в школьных классах сегодня уже не воспринимаются как нечто редкое, экзотическое, однако в детском саду они еще не превратились в хорошо освоенный инструмент педагогов. Но с каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Поэтому, дошкольная образовательная организация, как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в стороне. Педагоги должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий. Внедрение ИКТ повышает требования к уровню профессионализма педагога, т.к. информационная культура является частью общепедагогической культуры. Воспитатели ДОО обязаны обеспечить полноценный переход детей на следующий уровень системы непрерывного образования, дать возможность стать участниками единого образовательного пространства РФ. Для этого необходимо внедрение и использование информационных технологий в ДОО. А в области социально-коммуникативного развития значение ИКТ особенно актуально. Компьютер повсеместно входит в жизнь ребенка через игру и другие увлекательные, свойственные возрасту занятия. Интерес детей к компьютеру огромен, и дело взрослых обратить его в полезное русло, сделать компьютерные средства через освоение компьютерной грамотности привычными и естественными для повседневной жизни детей. В связи с этим возникает необходимость приобщения детей к компьютерному миру как можно раньше, уже в дошкольном возрасте, тем чтобы этот мир стал для человека привычным и естественным.

 Таким образом, преодолевая ряд дискуссионно-проблематичных вопросов в воспитательно - образовательном пространстве о пользе и вреде компьютеризации, всё-таки приоритетным направлением в системе образования остается применение информационно-коммуникативных технологий.

 Использование компьютеров в современных условиях выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона. Современные исследования в области дошкольной педагогики К. Н. Моторина, С. П. Первина, М. А. Холодной, С. А. Шапкина и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 3-6 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. На этом этапе компьютер выступает особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. Мышление, в соответствии с выдвинутой А. В. Запорожцем концепцией амплификаци (обогащения), является интеллектуальной базой развития деятельности, а сам процесс овладения обобщенными способами решения задач деятельности ведет к ее осуществлению на все более высоком уровне. И чем выше интеллектуальный уровень осуществления деятельности, тем полнее в ней происходит обогащение всех сторон личности: нравственной, интеллектуальной, эстетической. Использую презентации MS Power Point в непосредственной образовательной деятельности при ознакомлении детей с природой, демонстрируя всю ее естественную эстетическую красоту. Ввести ребенка в мир прекрасного – это прежде всего научить его эмоциональной чуткости, бесконечному богатству красок, звуков, форм окружающего мира. Развитие эстетического вкуса поможет выработать у детей иммунитета против пошлости, серости, примитива, в чем бы они ни проявлялись: в искусстве, поведении, внешнем облике.

Но самое главное – пробудить у дошкольника творческие силы, вызвать стремление вносить красоту в повседневную жизнь

Основные направления реализации программы:

1. Гностические:

- Изучение индивидуальных и психологических особенностей детей (диагностика);

- Выявление уровня развития детей.

2. Проектировочные:

- Постановка цели обучения с использованием ИКТ;

- Планирование, проектирование учебного процесса с использованием ИКТ;

3. Конструктивные:

- Выбор наиболее оптимальных форм использование ИКТ в работе с детьми: программируемые игрушки, телевизор, видео просмотры, диафильмы, компьютер, интернет, айфоны, мобильные телефоны, игровые приставки;

- Выбор и организация наиболее оптимальных форм обучения: проблемная ситуация, экспериментирование, моделирование, просмотр познавательных передач…

4. Коммуникативные:

- Адекватная самооценка, умение объективно оценивать уровень педагогического мастерства.

Этапы изучения темы:

1. Информационный блок – переработка теоретических материалов и подбор дидактического материала.

2. Технологический блок – разработка конспектов обучающих ситуаций, бесед с использованием информационного материала (с использованием ИКТ).

3. Организационный блок – создание предметно-развивающей среды.

Практический выход  

  • Формирование банка информационно-методических материалов, способствующих развитию социально коммуникативной деятельности у старших дошкольников
  • выступления на проблемных семинарах и подготовка информационно-методических материалов к ним
  • обобщение опыта работы
  • составление картотеки литературы и медиатеки, кинотеки по формированию социально коммуникативной деятельности
  • Создание предметно – развивающей среды с учётом требований к ИКТ.

Творческое сотрудничество по теме.

Посещение уроков в 1 классе по программе «Начальная инновационная школа». Участие в обсуждении программы начальной школы, реализации регионального компонента. В качестве «задающего вопросы».

Ожидаемые результаты: Внедрение ИКТ повысит требования к уровню профессионализма педагога, т.к. информационная культура является частью общепедагогической культуры. Будет обеспечен полноценный переход детей на следующий уровень системы непрерывного образования, используя ИКТ.


Формы работы по самообразованию

Учебный год

Содержание работы

Форма отчёта

Уровень

2014-2015

«Использование ИКТ для повышения качества обучения, воспитания и развития дошкольников»

Выступление на педсовете

ДОУ

«Диагностика уровня социально-коммуникативного развития детей»

Отчет

ДОУ

«Информационно компьютерные технологии в контексте ФГОС»        

Выступление на педсовете        

ДОУ

ДОУ

Разработка конспектов. Использование ИКТ в образовательном процессе        

Конспекты

ДОУ

Подбор литературы для родителей по использованию ИКТ в детском саду и дома

Работа с родителями         

ДОУ

«Использование ИКТ в ДОО»

Публикация на сайте http://nsportal.ru

План мероприятий по реализации программы

Учебный год

Содержание работы

Форма отчёта

Корректировки

2014-2015

Изучение научно-методической литературы:

  1. Тарловская Н. Игры на компьютерах. / Дошкольное воспитание, N2, 1989., с 79.
  2. Е.Вренёва «Мультимедийные технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи». /Дошкольное воспитание, № 12, 2010г., с 32.
  3. Л.Островская «Компьютер в детском саду – проблемы и решения». /Дошкольное воспитание, № 10, 1989г., с 53.
  4. В.Моторин «Воспитательные возможности компьютерных игр». /Дошкольное воспитание, № 11, 2000г., с 53.

1 Каталог литературы по данной теме.

2 Подготовка наглядной информации для родителей воспитанников.

3 Изучение индивидуальных и психологических особенностей детей (диагностика).

  1. Организация предметно развивающей среды в группе
  2. Материалы: Консультация для воспитателей «Использование ИКТ а работе с детьми, родителями ДОО»

- Анкета для родителей «Информационные компьютерные технологии»

- Памятка для воспитателей «Использование ИКТ в ДОО»

6 Консультация для родителей на сайте http://nsportal.ru «Воспитательные возможности компьютерных игр»


Вывод:

Анализируя изученную методическую литературу по данной теме беру себе на заметку, Сан ПиН 2.4.1.3049-13 предъявляет следующие требования к использованию ИКТ:

Возможен просмотр телепередач 2 раза в день в младшем и среднем возрасте по 20 мин, в старшем дошкольном возрасте по 30 минут. Экран телевизора должен находиться на уровне глаз детей или чуть ниже. Вечером в помещении должно быть верхнее освещение или бра без бликов на экране.

Компьютер (компьютерные игры) могут быть использованы детьми 1 раз в день, 2-3 раза в неделю (дети 5 лет – 10 мин, 6-7 лет – 15 минут). Экран компьютера должен находиться за 75 см от глаз ребёнка желательно 10-20 см ниже глаз. После «работы» с компьютером следует проводить гимнастику для глаз. За одним монитором недопустимо одновременно заниматься двум и более детям. В настоящее время разрабатывается огромное количество развивающих программ и игр для детей с 3 лет.

Средства   ИКТ    в    детском саду:

  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Принтер
  • Видеомагнитофон
  • Телевизор
  • Магнитофон
  • Фотоаппарат
  • Видеокамера

Преимущества компьютера:

        предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

        несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

        движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

        обладает стимулом познавательной активности детей;

        предоставляет возможность индивидуализации обучения;

        в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

        позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

          Для успешной реализации ФГОСТ в дошкольных образовательных организациях стали использовать ИКТ (информационно компьютерные технологии).

Многие эксперты в области образования убеждены, что ИКТ развивают способности и навыки детей в дошкольном возрасте. Дети, находясь в группе сверстников, никогда не играют в интерактивные игрушки в одиночестве. Обычно около такого игрока образуется подгруппа в 3-4 человека, и игра протекает коллективно. В ходе такой игры «Игроки» коллективно продумывают и обсуждают ход игры, игровые действия…, что способствует одновременно развитию детского коллективизма, детской коммуникабельности, умению планировать деятельности, подчинять свои интересы интересам сверстников.

Требования к ИКТ:

  1. Способствовать сотрудничеству,
  2. Способствовать интеграции,
  3. Поддерживать игру,
  4. Поддерживать осознание вопросов здоровья и безопасности,
  5. Поддерживать детей с особыми образовательными потребностями,
  6. Поддерживать вовлечение родителей ДО.

Анализируя анкеты родителей «Информационные компьютерные технологии» видно, что родители положительно относятся к тому, чтобы в процессе обучения в детском саду использовались компьютерные технологии. У большинства семей есть дома компьютеры, дети играют на нем в развивающие игры, правда в большинстве случаев работы за компьютером временной режим родители не соблюдают. Наши родители не являются активными пользователями Интернета, редко, от случая к случаю посещают сайт детского сада, хотя о наличии его знают.

2015 – 2016 уч.год

«Игры ИКТ по социально-коммуникативному развитию в воспитательно - образовательном процессе ДОУ»

2015 г.

Задачи:

  • повысить свою педагогическую компетентность по вопросу «Игры ИКТ по социально-коммуникативному развитию в воспитательно - образовательном процессе ДОУ»;
  •  установить влияние игр ИКТ на социально- коммуникативное развитие старших дошкольников;
  • расширять перспективы использования игр ИКТ в воспитательно - образовательном процессе ДОУ;
  • осуществление просветительской деятельности в рамках использования информационных компьютерных технологий среди родителей и окружающих ребенка взрослых.

Формы работы по самообразованию

Учебный год

Содержание работы

Форма отчёта

Уровень

2015-2016

«В ногу со временем». ИКТ в социально-коммуникативном развитии дошкольника»

Выступление на педсовете

ДОУ

«Диагностика уровня социально-коммуникативного развития детей»

Отчет

ДОУ

«Система организации работы на основе музейной педагогики. Обмен опытом работы с использованием ИКТ»

Выступление на педсовете        

ДОУ - презентация

ДОУ

Разработка конспектов «Игры ИКТ по социально-коммуникативному развитию в воспитательно - образовательном процессе ДОУ»

Конспект

ДОУ

Подбор литературы для родителей по использованию ИКТ в детском саду и дома

Консультация для родителей

ДОУ

«Использование ИКТ в ДОО»

Публикация на сайте http://nsportal.ru

План мероприятий по реализации программы

Учебный год

Содержание работы

Форма отчёта

Корректировки

2015-2016

Изучение научно-методической литературы:

  1. Компьютер в детском саду. /Дошкольное воспитание, №1, 1992г., стр. 36
  2. Новая информационная технология в работе с дошкольниками. Применима ли она? Дошкольное воспитание № 9, 1989г с73 С.Новосёлова.

1. Каталог литературы по данной теме.

2. Подготовка наглядной информации для родителей воспитанников (папки передвижки, сайт детского сада, сайт http://nsportal.ru).

3. Изучение индивидуальных и психологических особенностей детей (диагностика).

  1. Организация предметно развивающей среды в группе.
  2. Материалы: Консультация для воспитателей «ИКТ в дошкольном образовании»
  3. Консультация для родителей на сайте http://nsportal.ru «Воспитательные возможности компьютерных игр»
  4. Каталог – аннотация компьютерных игр для старших дошкольников по данной теме




Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО:

на педагогическом совете № 03

от « 25 » августа 2016г

УТВЕРЖДЕНО:

приказом заведующего

№ ___ от «__» _________2016г.

___________/ А.Ф. Мельникова

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 50»

_________/ В.С. Волкова

ПРОГРАММА

профессионального саморазвития

Тема: «Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к образованию дошкольников в самостоятельной деятельности на основе использования метода игровой и познавательной мотивации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»

2016 – 2017г.

Воспитатель:

Комиссарова Наталья Евгеньевна

Тема: «Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к образованию дошкольников в самостоятельной деятельности на основе использования метода игровой и познавательной мотивации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»

Цель: Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к образованию дошкольников в самостоятельной деятельности на основе использования метода игровой и познавательной мотивации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ

Задачи:

  • Повысить свою педагогическую компетентность по вопросу «индивидуально-дифференцированного подхода к образованию дошкольников в самостоятельной деятельности»;
  • Повысить свою компетентность по вопросу Индивидуализация предметно - развивающей среды в контексте ФГОС;
  • Создать развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС ДО, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей;
  • Оказать не директивную помочь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности на основе использования игровой и познавательной мотивации, развивающей предметно-пространственной среды ДОУ;
  • Осуществлять просветительскую деятельность в рамках образования среди родителей и окружающих ребенка взрослых. Оказать помощь родителям (законным представителям) в развитии индивидуальных способностей детей;
  • Обеспечить развитие личности, мотивации и способностей детей в самостоятельной деятельности на основе использования игровой и познавательной мотивации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ

Актуальность:

17 октября 2013 вышел приказ № 1155 Министерства образования «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Одним из основных положений этого документа являются требования к развивающей предметно-пространственной среде. Анализ этих требований позволяет сделать выводы о том, что развивающая предметно-пространственная среда в группах ДОО должна обеспечивать возможность общения и совместную деятельности детей и взрослых, двигательную активность детей и возможности для уединения. Среда должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ (Основной и парциальных), создавать условия для обеспечения инклюзивного (общего и полного) образования. В организации развивающей предметно-пространственной среды должны просматриваться национально-культурные, климатические условия, в которых осуществляется образовательная деятельность, обязателен учёт возрастных особенностей детей.

 Развивающая среда образовательного пространства должна быть оснащена средствами обучения и воспитания (соответственно возрасту детей). Обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением, возможность самовыражения. ФГОС предполагает, что пространственная среда должна иметь возможность изменяться в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. В группе должна быть детская мебель, маты, мягкие модули, предметы из природного материала. В групповом помещении должно быть пространство для игр (малой и средней подвижности), для режиссёрских и ролевых игр (разнообразных материалов, игрушек и оборудования). Пространство для конструирования, уединения, то есть обеспечить свободный выбор ребёнка самостоятельной деятельности. Игровой и дидактический материал должен периодически меняться, таким образом стимулировать игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Всё оборудование среды должно быть доступно для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, оборудование должно находиться в исправном состоянии, быть безопасным и надёжным в использовании.

          Хорошая развивающая предметно-пространственная среда моделирует функциональное развитие деятельности ребенка тем, что в ней заложена «информация», которая сразу себя не обнаруживает полностью, а побуждает ребенка к ее поиску.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа.

                  

Ожидаемые результаты: 

  • Структурирован и выстроен процесс обучения с учетом возрастных особенностей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов.
  • Осуществляется проектирование образовательной деятельности в контексте ФГОС ДО с индивидуальной конкретизацией. Используются разные формы систематизации методической продукции через игровую и познавательную мотивацию в самостоятельной деятельности.
  • Используются в образовательной деятельности старших дошкольников собственные наработки дидактического обеспечения содержания образования, используются разные формы систематизации методической продукции (каталог, картотека).
  • Сформирована социально-культурная среда, которая может быть востребованная другими педагогами при организации развивающей предметно-пространственной среды в разных возрастных группах ДОУ.
  • Созданы ситуации вербального и невербального взаимодействия детей друг с другом и с взрослым в разных видах деятельности.
  • Создана благоприятная развивающая предметно-пространственная среда и комфортный климат для каждого ребенка, а также организованы ситуации взаимодействия детей с взрослыми и сверстниками, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
  • Разработаны рекомендаций по созданию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом возрастных особенностей детей

Основные направления реализации программы:

  1. Гностические:

- создание условий для проведения педагогической диагностики;

- осуществление педагогическую диагностику и на основании ее проектировать индивидуальную траекторию осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к образованию дошкольников в самостоятельной деятельности через использование метода игровой и познавательной мотивации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ

  1. Проектировочные:

- выделение условий, принципов создания предметно-пространственной среды группы с позиции индивидуализации группового пространства;

- проектирование образовательной деятельности в контексте ФГОС ДО;

-использование при планировании образовательной деятельности метода игровой и познавательной мотивации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ;

- повышение своей профессиональной компетентности в процессе овладения новыми способами использования развивающей предметно-пространственной среды как средства развития дошкольников

  1. Конструктивные:
  • структурирование процесса обучения детей с учетом возрастных особенностей;
  • осуществление проектирования образовательной деятельности в контексте ФГОС ДО с индивидуальной конкретизацией с использованием разных форм систематизации методической продукции через игровую и познавательную мотивацию в самостоятельной деятельности;
  • использование образовательной деятельности старших дошкольников с собственными наработками дидактического обеспечения содержания образования;
  • формирование социально-культурной среды, которая может быть востребованная другими педагогами при организации развивающей предметно-пространственной среды в разных возрастных группах ДОУ.

4. Коммуникативные:

- адекватная самооценка, умение объективно оценивать уровень педагогического мастерства.

Этапы изучения темы:

1. Информационный блок – переработка методологических материалов

2. Технологический блок – разработка индивидуально - дифференцированного подхода в развивающей игровой среде

3. Организационный блок – создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО, организация самостоятельной деятельности дошкольников на основе познавательной и игровой мотивации

4. Обобщающий блок – обобщение своего опыта работы, рефлексия, методические рекомендации

Практический выход:

  • сформирована социально-культурная среда, которая может быть востребованная другими педагогами при организации развивающей предметно-пространственной среды в разных возрастных группах ДОУ.
  • созданы ситуации вербального и невербального взаимодействия детей друг с другом и с взрослым в разных видах деятельности.
  • создана благоприятная развивающая предметно-пространственная среда и комфортный климат для каждого ребенка, а также организованы ситуации взаимодействия детей с взрослыми и сверстниками, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей
  • выступления на проблемных семинарах и подготовка информационно-методических материалов к ним
  • трансляция презентации «Реализация индивидуально - дифференцированного подхода в развивающей предметно-пространственной игровой среде»

Творческое сотрудничество по теме

Совместно с руководителем по музыкальному развитию, инструктором по физической культуре, учителем - логопедом, педагогом - психологом организовать развивающую предметно-пространственную среду группы для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к образованию дошкольников в самостоятельной деятельности на основе использования метода игровой и познавательной мотивации в развивающей предметно-пространственной среде в ДОУ


План мероприятий на учебный год

Содержание работы

Форма отчёта

Уровень

Срок

Коррект-ки

Изучение «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155)

Каталог литературы

ДОУ

Учебный год

Изучение методической литературы:  Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию: Проектная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание № 3, 2003, с.20-24.

Каталог литературы

Учебный год

Изучение методической литературы:   Ильин Е.П. Мотивация и мотивы, - СПб.: Питер, - 2000, - 512

Каталог литературы

Учебный год

Изучение методической литературы:

Вахитова Г.Х. Формирование познавательной мотивации старших дошкольников в игровой и творческой деятельности. – 2000г

Каталог литературы

Учебный год

Изучение методической литературы:

Глушкова Г.В. Устройство вариативной предметно-пространственной среды в групповом помещении // Ребёнок в детском саду. 2008. №5  с76-84

Каталог литературы

Учебный год

Изучение методической литературы:

Короткова Н.А. К проблеме организации предметной развивающей среды для детей старшего дошкольного возраста // Ребенок в детском саду. 2007. № 4 с 6-9

Каталог литературы

Учебный год

Изучение методической литературы:

Кузнецова С., Романова Т. Обновление предметно-развивающей среды //Ребенок в детском саду. 2004. № 4 с.58-62

Каталог литературы

Учебный год

Изучение методической литературы:

Полякова М. Особенности организации предметно - пространственной среды // Дошкольное воспитание. 2006. № 11 с 43-51

Каталог литературы

Учебный год

Мотивационные знаки – как средство осуществления индивидуализации предметно-пространственной среды

Картотека

Учебный год

 «Индивидуализация предметно-развивающей среды. Проекты предметной среды»

Семинар -практикум

Учебный год

Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО

Консультация для педагогов ДОУ

ДОУ

Учебный год

Реализация индивидуально - дифференцированного подхода в развивающей игровой среде

Информация для родителей

Сайт http://nsportal.ru

Учебный год


Отчет по программе саморазвития

Программа профессионального саморазвития по теме: «Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к образованию дошкольников в самостоятельной деятельности на основе использования метода игровой и познавательной мотивации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»  реализована полностью.

Изучив запланированную методическую литературу по вопросу «Индивидуально-дифференцированный подход к образованию дошкольников в самостоятельной деятельности», повысила свою педагогическую компетентность по данной теме. Используя приобретенные знания сформировали РППС, которая соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Данная среда помогла детям проявлять инициативу в самостоятельной деятельности, дала возможность выражать открыто свои чувства и мысли, способствовала развитию детей как самостоятельных личностей.

       Во взаимодействии с детьми с ОВЗ на основе принципа индивидуально-дифференцированного подхода, с опорой на личностно-ориентированную модель общения, инновационной находкой считаем использование мотивационных знаков игровой и познавательной мотивации в развивающей предметно-пространственной среде.  Так использование в среде знаков игровой и познавательной мотивации позволило обеспечить личностно-ориентированную модель в обучении. Она помогла дошкольникам в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии их индивидуальных возможностей, становлению самосознания, в самоопределении относительно личностно-значимых и общественно-приемлемых целей, самореализации и самоутверждения.

Ведя работу по внедрению в практику игровой и познавательной мотивации, мы рассказали родителям (законным представителям наших воспитанников) о значении мотивации при организации самостоятельной деятельности дошкольников. Дали рекомендации по устройству и наполнению детских уголков дома, а также как создать интерес у ребенка к различным видам деятельности.



Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО:

на педагогическом совете № 03

от « 25 » августа 2017г

УТВЕРЖДЕНО:

приказом заведующего

№ ___ от «__» _________2017г.

___________/ А.Ф. Мельникова

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 50»

_________/ В.С. Волкова

ПРОГРАММА

профессионального саморазвития

Тема: «Использование метода мотивации в организации образовательной деятельности с детьми в течение дня»

2017 – 2018г.

Воспитатель:

Комиссарова Наталья Евгеньевна

Тема: «Использование метода мотивации в организации образовательной деятельности с детьми в течение дня»

Цель: Использование метода мотивации в организации образовательной деятельности с детьми в течение дня

Задачи:

  • Повысить свою педагогическую компетентность по вопросу «Использование метода мотивации в организации образовательной деятельности с детьми в течение дня»;
  • Создать картотеку мотиваций для организации образовательной деятельности с детьми в течение дня;
  • Оказать не директивную помочь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в образовательной деятельности на основе использования игровой и познавательной мотивации;
  • Осуществлять просветительскую деятельность в рамках образования среди родителей и окружающих ребенка взрослых. Оказать помощь родителям (законным представителям) в развитии индивидуальных способностей детей;

Актуальность:

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования – 17 октября 2013 года был утвержден федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Вместо передачи суммы знаний, он направлен на развитие личности воспитанника на основе освоения способов деятельности. Уделяется особое внимание взаимодействию родителей, воспитателей и детей, семья становится реальным участником педагогического процесса, ребёнок рассматривается как самостоятельная, уникальная, индивидуальная личность.

Традиционные методы обучения и воспитания сменяются инновационными технологиями, которые направлены на совершенствование всей системы образования. Новый стандарт указывает на то, что вся система дошкольного воспитания должна работать на ребенка, строиться вокруг его интересов. Что главная особенность организации непосредственно образовательной деятельности - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

В дошкольном возрасте важнее развивать память, внимание, мышление, воображение: не сад должен готовить ребенка к школе, а школа - готовиться к ребенку: вундеркинду, проблемному в социализации, недостаточно развитому и пр. Ребенок - выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность.

Очень важно в дошкольном детстве научить детей мотивировать свою деятельность. Мотив — это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо неосознаваемое им вообще. В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации.

Термином «мотивация» в современной психологии обозначаются как минимум два психических явления: 1) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую ее активность, т.е. система факторов, детерминирующих поведение; 2) процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием мотивационной сферы ребенка. Актуализируются познавательные мотивы, лежащие в основе формирования будущей учебной деятельности, появляются новые мотивы, которые по своему характеру можно определить, как общественные, оказывающие сильное влияние на все поведение ребенка. Однако появление и развитие таких мотивов зависит от воспитательного влияния взрослых. Для успешной реализации Программы воспитания и обучения в детском саду, создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, педагоги знакомят родителей (законных представителей) со значением мотивации детей в условиях организации образовательной деятельности. В условиях семьи родители могут использовать рекомендации по устройству и наполнению детских уголков дома, а также для создания интереса у ребенка к различным видам деятельности.

Использование в педагогической деятельности со старшими дошкольниками игровой и познавательной мотивации к деятельности способствует созданию эмоционального комфорта: т.е. уверенности в своих силах от сознания им собственной ценности через доброжелательное принятие его индивидуальности. А поощрение ребёнка к проявлению и реализации собственной конструктивной инициативы, развитие у него способности принимать самостоятельные решения, планомерно осуществлять их на практике, способствует умению самому оценивать свои действия и вносить в них соответствующие коррективы и тем самым формировать у ребёнка способности к сознательному творческому саморазвитию. Сотрудничество взрослых и детей способствует вовлечению всех в единый педагогический процесс с целью развития открытой, конструктивной, сознательной, инициативной личности.

Ожидаемые результаты: 

  • Повысилась педагогическая компетентность по вопросу «Использование метода мотивации в организации образовательной деятельности с детьми в течение дня»;
  • Создана картотека мотиваций для организации образовательной деятельности с детьми в течение дня;
  • Структурирован и выстроен процесс обучения с учетом возрастных особенностей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, оказывается не директивная помощь детям, поддержка детской инициативы в образовательной деятельности на основе использования игровой и познавательной мотивации;
  • Разработана и создана благоприятная развивающая предметно-пространственная среда и комфортный климат для каждого ребенка, а также организованы ситуации взаимодействия детей с взрослыми и сверстниками, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
  • Через консультации на сайте детского сада, папки передвижки в группе осуществляется просветительская деятельность родителей (законных представителей воспитанников) в рамках образования среди родителей и окружающих ребенка взрослых. Оказать помощь родителям (законным представителям) в развитии индивидуальных способностей детей 

Основные направления реализации программы:

  1. Гностические:

- создание условий для проведения педагогической диагностики;

- осуществление педагогической диагностики и на основании ее проектирование индивидуальной траектории осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к образованию дошкольников в организации образовательной деятельности через использование метода игровой и познавательной мотивации и развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

  1. Проектировочные:

- проектирование образовательной деятельности в контексте ФГОС ДО;

-использование при планировании организации образовательной деятельности метода игровой и познавательной мотивации и развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ;

- повышение своей профессиональной компетентности в процессе овладения новыми способами использования метода мотивации в организации образовательной деятельности с детьми в течение дня.

Конструктивные:

  • структурирование процесса обучения детей с учетом возрастных особенностей;
  • осуществление проектирования организации образовательной деятельности в контексте ФГОС ДО с индивидуальной конкретизацией с использованием разных форм систематизации методической продукции через игровую и познавательную мотивацию в образовательной деятельности;
  • использование организацию образовательной деятельности старших дошкольников с собственными наработками дидактического обеспечения содержания образования;
  • формирование социально-культурной среды, которая может быть востребованная другими педагогами при организации образовательной деятельности со старшими дошкольниками в течение дня.

4. Коммуникативные:

- адекватная самооценка, умение объективно оценивать уровень педагогического мастерства.

Этапы изучения темы:

1. Информационный блок – переработка методологических материалов

2. Технологический блок – разработка индивидуально - дифференцированного подхода в мотивации при организации образовательной деятельности детей в течение дня

3. Организационный блок – создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО, организация образовательной деятельности дошкольников на основе познавательной и игровой мотивации

4. Обобщающий блок – обобщение своего опыта работы, рефлексия, методические рекомендации

Практический выход:

  • сформирована социально-культурная среда, которая может быть востребованная другими педагогами при организации развивающей предметно-пространственной среды в разных возрастных группах ДОУ.
  •  разработаны  ситуации вербального и невербального взаимодействия детей друг с другом и с взрослым в разных видах организации образовательной деятельности.
  • создана благоприятная развивающая предметно-пространственная среда и комфортный климат для каждого ребенка, а также организованы ситуации взаимодействия детей с взрослыми и сверстниками, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Творческое сотрудничество по теме

Совместно с руководителем по музыкальному развитию, инструктором по физической культуре, учителем - логопедом, педагогом - психологом организовать развивающую предметно-пространственную среду группы для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в организации образовательной деятельности на основе использования метода игровой и познавательной мотивации, развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ


План мероприятий на учебный год

Содержание работы

Форма отчёта

Уровень

Срок

Коррект-ки

Изучение «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155)

Краткий конспект

ДОУ

Учебный год

Изучение методической литературы:  Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию: Проектная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание № 3, 2003, с.20-24.

Краткий конспект

ДОУ

Учебный год

Изучение методической литературы:   Ильин Е.П. Мотивация и мотивы, - СПб.: Питер, - 2000, - 512

Краткий конспект

ДОУ

Учебный год

Леонтьев А. Н. Потребности и мотивы деятельности // Психология. — М., 1971.

Краткий конспект

ДОУ

Учебный год

Изучение методической литературы: Мотивация и личность / А. Маслоу. 3-е изд. – СПб: Питер, 2003. – 352с.

Краткий конспект

ДОУ

Учебный год

Методическая разработка: Мотивация как форма работы с детьми при организации непосредственно образовательной деятельности.

Краткий конспект

ДОУ

Учебный год

Методическая разработка: Методы, способствующие развитию познавательной мотивации дошкольника в образовательном процессе мини-центра» Автор: Галенко Е.Р.

Краткий конспект

ДОУ

Учебный год

Комплекс игр, направленных на формирование познавательной мотивации у дошкольников

Картотека игр

ДОУ

Учебный год

Консультация для родителей: Какие условия, необходимы для целенаправленного воздействия на мотивационную сферу детей?

Папка передвижка

ДОУ

Учебный год

Консультация для педагогов «Методика использование «Метода игровой мотивации»

на сайте http://djujmovochka50.ru

ДОУ

Учебный год


Мотивация и личность / А. Маслоу. 3-е изд. – СПб: Питер, 2003. – 352с.



Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО:

на педагогическом совете № 03

от « 31 » августа 2018г

УТВЕРЖДЕНО:

                                                           приказом заведующего

                                                       № ___ от «__» _________2018г.                                                                         ___________/ А.Ф. Мельникова

ПРОГРАММА

профессионального саморазвития

Тема: «Формирование навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи»

2018 – 2019г.

Воспитатель:

Комиссарова Наталья Евгеньевна

Тема: «Формирование навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Цель: преодоление трудностей по нарушению функций словообразования, а также бедности словаря детей с общим недоразвитием речи

Задачи:

  • Изучить теоретические основы, повысить свою педагогическую компетентность по вопросу «Формирование навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи»
  •  Обосновать методы работы с детьми по словообразования, формировать умение образовывать новые формы существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, приставок, предлогов; дифференциации совершенного и несовершенного вида глаголов их возвратных и невозвратных форм; образования притяжательных прилагательных с суффиксом –ин;
  • Оказать не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в словообразовании;
  • Осуществлять просветительскую деятельность в рамках образования среди родителей и окружающих ребенка взрослых. Оказать помощь родителям (законным представителям) в развитии детского словотворчества.

Актуальность:

Пристальный интерес к проблеме детского словообразования возник на рубеже ХVIII – XIXвеков. Вплоть до настоящего времени интерес к этой проблеме не угасает, поскольку словообразование, выполняя множество функций, оказывает существенное влияние на развитие языковой компетентности и речевой коммуникации ребёнка в целом. Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сензитивным периодом развития речи.
          Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом – речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: словаря, грамматического строя, звукопроизношения. Характерным является системное нарушение как смысловой, так и произносительной стороны речи.

Так как у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем, то, следовательно, плохо усваиваются навыки словообразования. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подобрать однокоренные слова, образовать новые слова с помощью суффиксов и приставок.

           В процессе коррекционного обучения нельзя решить ни одной проблемы без опоры на процесс словообразования, потому что словообразование представляет собой с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой – оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем. 

Овладение словообразованием осуществляется на основе мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения и предполагает достаточно высокий уровень интеллектуального и речевого развития. Таким образом, для формирования словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи необходимо использовать специальную методику для работы с такими детьми.

Несмотря на интерес исследователей к изучению речи дошкольников с ОНР, особенности словообразования дошкольников с ОНР остается малоизученным. Особую актуальность приобретает важность процесса овладения процессом словообразования не только для общего психического развития ребенка, но и для разработки новых коррекционно-логопедических методов и приемов обучения связной речи. 

В положении ФГОС ДО (от 13.10.2013г), в разделе 1,5 отмечено, в дошкольном учреждении необходимо обеспечить государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования, а также обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования. Дошкольное учреждение обязано создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, сформировать социокультурную среду в соответствии с индивидуальными, психологическими и физиологическими особенностями (пункт 1,6). ФГОС ДО гарантирует (3.2.1.) поддержку родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. Создать условия для сотрудничества детского сада и семьи в развитии связной речи дошкольников. Способствовать формированию речевых навыков детей, обеспечить самореализацию дошкольников через различные виды деятельности.

Ожидаемые результаты: 

  • Повысилась педагогическая компетентность по вопросу «Формирование навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи»;
  • Структурированы методы работы по формированию словообразования;
  • Структурирован и выстроен процесс обучения словообразования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов;
  • Через консультации на сайте детского сада, папки передвижки в группе осуществляется просветительская деятельность родителей (законных представителей воспитанников) в рамках данной темы.

Основные направления реализации программы:

  1. Гностические:

- создание условий для проведения педагогической диагностики;

- осуществление педагогической диагностики и на основании ее проектирование индивидуальной траектории осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к образованию дошкольников в организации образовательной деятельности по формированию навыков словообразования у дошкольников.

  1. Проектировочные:

- проектирование образовательной деятельности в контексте ФГОС ДО;

-использование при планировании организации образовательной деятельности по формированию навыков словообразования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксами, дифференциация совершенного и несовершенного вида глаголов, их возвратных и невозвратных форм, образование притяжательных прилагательных с суффиксом -ин;

- повышение своей профессиональной компетентности в процессе формирования навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.

3. Конструктивные:

  • структурирование процесса обучения детей с учетом возрастных особенностей;
  • осуществление проектирования организации образовательной деятельности в контексте ФГОС ДО с индивидуальной конкретизацией по формированию навыков словообразования у дошкольников с тяжелым нарушением речи; использование в организации образовательной деятельности старших дошкольников собственные наработками дидактического обеспечения содержания образования;
  • формирование социально-культурной среды, которая может быть востребованная другими педагогами при организации образовательной деятельности по формированию навыков словотворчества у старших дошкольников.

     

       4. Коммуникативные:

- адекватная самооценка, умение объективно оценивать уровень педагогического мастерства.

Этапы изучения темы:

1. Информационный блок – переработка методологических материалов.

2. Технологический блок – разработка индивидуально - дифференцированного подхода организации образовательной деятельности по формированию словообразования детей в течение дня.

3. Организационный блок – организация образовательной деятельности дошкольников по формированию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.

4. Обобщающий блок – подведение итогов проделанной работы.

Практический выход:

  • подобран каталог дидактических игр и пособий, который может быть востребован другими педагогами при формировании навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.
  • Создан комфортный климат для каждого ребенка, находящегося в детском саду, а также организованы ситуации взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Творческое сотрудничество по теме

Совместно с учителем – логопедом организовать развивающую предметно-пространственную среду группы для организации образовательной деятельности, при осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода в формировании навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.

План мероприятий на учебный год

Содержание работы

Форма отчёта

Срок

Изучение «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155)

Краткий конспект

Учебный год

Изучение методической литературы: Тихонова Е. Значение рифмовок для формирования лексико-грамматической системы языка. Для работы с детьми с общим недоразвитием речи. – Д/в № 9, 2011. – с.34 – 43.

Краткий конспект

Учебный год

Изучение методической литературы: 

Шичанина О. Наглядные пособия. Их роль в формировании познавательной активности детей с задержкой психического развития. – Д/в № 12, 2007. – с71-75.

Краткий конспект

Учебный год

Изучение методической литературы: 

Цветообразование в работе по развитию семантической стороны речи и обогащению эмоционального словаря детей ОНР. Д/в №1, 2008. – с.97 – 104.

Краткий конспект

Учебный год

Изучение методической литературы: Туманова Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. - М., 2002.

Краткий конспект

Учебный год

Изучение методической литературы: Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи. – М,: Мозаика-Синтез, 2004.

Краткий конспект

Учебный год

Изучение методической литературы: Бородич А.Н. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Профессиональное образование, 2004. - 202с.

Краткий конспект

Учебный год

Изучение методической литературы: Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. – М.: Дрофа, 2010.

Краткий конспект

Учебный год

Консультация для родителей: «Игры на развитие детского словотворчества»

Папка передвижка

Учебный год

Консультация для педагогов «Развитие детского словотворчества в детском саду»

на сайте http://djujmovochka50.ru

Учебный год

Каталог Дидактических игр и пособий на развитие детского словотворчество

Краткий конспект

Учебный год



Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 50 «Дюймовочка»

606524, Россия, Нижегородская область, Городецкий район, город Заволжье, улица Пушкина, дом 52а,

тел.: 8(831-61)5-99-39, факс: 8(831-61)5-99-39, е-mail: sad50.det@yandex.ru

ПРИНЯТО:                                                                 УТВЕРЖДЕНО:

Педагогическим советом                                             Заведующий

МБДОУ «Детский сад №50 «Дюймовочка»              МБДОУ «Детский сад №50  «Дюймовочка»

Протокол от «  »__   _ 20  _   г. № ______               __________________ А.Ф. Мельникова  

                                                                                        Приказ от  «    »  _          20        г.  № _____

ПРОГРАММА

профессионального саморазвития

тема:

«Формирование навыков словообразования у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)»

на период с 2019 по 2022 уч. г.

                                                              Разработчик: воспитатель

Комиссарова Наталья Евгеньевна

г. Заволжье

2020 г.

Тема: «Формирование навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством игровой деятельности»

Актуальность:

Целевые ориентиры ФГОС ДО ориентируют педагогов на то, что к концу дошкольного детства ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли, уметь высказываться в ситуации общения.

Содержание «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет», под редакцией Н.В.Нищевой, направлено на развитие личности ребенка и способностей детей в различных видах деятельности, в том числе через образовательную область «Речевое развитие». В Программе отмечено, что речевое развитие включает в себя владение речью как средством общения и культуры, благодаря обогащению активного словаря.

В своей педагогической работе отмечаю, особенности речевого развития детей с ОНР оказывают влияние на формирование личности ребёнка, на формирование всех психических процессов (внимание, память, мышление). Дети с ОНР имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений. Очевидно, что овладение ребенком средствами языка протекает на протяжении всего дошкольного возраста. Потребность его в речевом общении стимулирует его к овладению языковыми средствами. Развитие грамматических особенностей речи ребенка связано с его коммуникативной деятельностью.

Таким образом, в условиях нормального онтогенеза формирование грамматического строя речи (словоизменения, синтаксической структуры предложения) осуществляется лишь на основе определенного уровня когнитивного развития ребенка. Так, при формировании словоизменения, ребенок, прежде всего, должен уметь дифференцировать грамматические значения (значения рода, числа, падежа и др.), так как, прежде чем начать использовать языковую форму, ребенок должен понять, что она означает.

Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребенка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определенной структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов.

К школьному возрасту ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического владения языком является очень высоким, что позволяет ребенку в школьном возрасте перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка.

Следовательно, проблема формирования навыков словообразования у детей с речевой патологией в логопедии является на сегодняшний день актуальной. Вместе с тем, актуальной остается проблема поиска наиболее эффективных путей формирования навыков словообразования у детей с ОНР, тщательный анализ механизмов его становления и развития.

Анализ теоретических основ и исходной ситуации, деятельности дошкольного учреждения приводит к выводу о необходимости построения образовательного процесса на основе игровой деятельности с включением в игру многофункционального нестандартного оборудования, направленного на развитие у старших дошкольников навыков словообразования.

Работа по данной проблеме не может быть эффективной без тесного сотрудничества с родителями воспитанников.  Прямая заинтересованность родителей в овладении ребенком правильной грамотной речью обусловлена   их пониманием, что хорошее речевое развитие – это успех обучения в школе. Информацию о значении работы по речевому развитию доводится до родителей через консультации и наглядную информацию.

Проанализировав доступную мне специальную коррекционную литературу трудно найти целостный набор средств, приемов и методов использования нестандартного игрового оборудования, направленного на формирование навыка словообразования у старших дошкольников.Для организации образовательного процесса по развитию детского словотворчества планирую изготовить необходимые пособия и материалы, направленные на развитие детского словотворчества, использовать схемы, модели, алгоритмы, полуготовые конструкции для реализации творческих проявлений воспитанников.

Цель: повысить профессиональный уровень и деловую квалификацию по формированию навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через использование дидактических игр и игровых приёмов.

Задачи:

1. Создать условия (РППС группы) для развития у дошкольников словообразовательных операций;

2. Подобрать оптимальные методические приемы по развитию у дошкольников словообразовательных операций;

3. Включить в работу с родителями интерактивные формы взаимодействия, папки - передвижки, направленные на обогащение знаний и практического опыта родителей (законных представителей) о значении игры в жизни ребенка-дошкольника;

4. Познакомить родителей (законных представителей) детей с перечнем дидактических игр и игровых упражнений, в которые можно играть в домашних условиях со своими детьми.

Ожидаемые результаты:

1.Созданы условия (РППС группы) для развития словообразовательных операций у старших дошкольников.

2.Подобраны оптимальные методические приемы по развитию у дошкольников словообразовательных операций. Сформированы навыки словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи через игровую деятельность. У детей значительно обогатился активный словарь за счет умения образовывать новые слова с помощью суффиксов, изменения падежных окончаний, использования в речи названий детенышей животных и птиц, существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия (совершителей действий).

3. Родители ознакомлены со способами словообразования у старших дошкольников (через интерактивные формы взаимодействия, папки – передвижки), используют в домашних условиях дидактический материал, предложенный педагогом.

Этапы изучения темы:

I этап аналитико-диагностический -обнаружение проблемы, изучение методической литературы, подбор диагностического материала, проведение диагностики, разработка перспективного планирования работы с детьми по данному направлению и подбор (изготовление) дидактических игр и пособий. Подбор картотеки дидактических игр и игровых упражнений.

II этап - практический- проведение дидактических игр и игровых упражнений с детьми (индивидуально, в паре, небольшими подгруппами). Привлечение родителей (законных представителей) детей к коррекционно-развивающей работе через онлайн средства. Оформление папок передвижек с информацией по «Формированию навыков словообразования у дошкольников посредством игровой деятельности».

III этап аналитико-обобщающий Проведение итогового мониторинга уровня развития навыка словообразования у старших дошкольников с ОНР. Сравнительная диаграмма.

Аналитический отчет по проделанной работе.

План мероприятий на 2020 – 2021 учебный год

№ п/п

Содержание работы

Форма отчёта

Уровень

Срок

Корректировка

1

Консультация для родителей: «Игры на развитие детского словотворчества»

Информация на папке передвижке

ДОУ

Сентябрь

2020

2

Изучение методической литературы:

Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями в речи. С 3 до 7 лет. – СПб.: Детство-пресс, 2018

конспект

ДОУ

Октябрь

2020

3

Изучение методической литературы:

Нищева Н.В. Развитие связной речи детей дошкольного возраста– СПб.: Детство-пресс, 2017

конспект

ДОУ

Октябрь

2020

4

Информация на сайт для родителей: «Обучение старших дошкольников способам словообразования»

на сайте http://djujmovochka50.ru

ДОУ

Ноябрь

2020

5

Дидактические игры и пособия на развитие навыков словообразования и словоизменения

каталог

ДОУ

Декабрь

2020

6

Изучение методической литературы: Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.: Владос, 1999

конспект

ДОУ

Январь

2021

7

Изучение методической литературы: Баранова В.В. Формирование и закрепление падежных конструкций у дошкольников с ОНР посредством использования опорных символов (пиктограмм). // Логопед в детском саду № 1(56), 2012.  – с 34.

конспект

ДОУ

Февраль

2021

8

Изучение методической литературы: Грошенкова В.А. Игры и упражнения по развитию речи для детей 5 – 7 лет по теме Домашние животные. Собаки. //Логопед в детском саду

 № 3(84), 2018. –с.94

конспект

ДОУ

Март

2021

9

Изучение методической литературы: Титова И.В. Особенности словообразования у дошкольников с задержкой психического развития. //Логопед в детском саду № 3 (88), 2019. – с.4

конспект

ДОУ

Март

2021

10

Изучение методической литературы: Наумова Е.С. Формирование навыка словообразования имен существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи. //Логопед в детском саду № 3 (88), 2019. – с.10

конспект

ДОУ

Май

2021

11

Подведение итогов работы проделанной работе по саморазвитию

Аналитический отчет

ДОУ

Май

2021



Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 50 «Дюймовочка»

606524, Россия, Нижегородская область, Городецкий район, город Заволжье, улица Пушкина, дом 52а,

тел.: 8(831-61)5-99-39, факс: 8(831-61)5-99-39, е-mail: sad50.det@yandex.ru

         ПРИНЯТО:                                                                 УТВЕРЖДЕНО:

Педагогическим советом                                             Заведующий

МБДОУ «Детский сад №50 «Дюймовочка»              МБДОУ «Детский сад №50  «Дюймовочка»

Протокол от «  »__   _ 20  _   г. № ______               __________________ А.Ф. Мельникова  

                                                                                        Приказ от  «    »  _          20        г.  № _____

ПРОГРАММА

профессионального саморазвития

тема:

«Зависимость формирования словообразования у старших дошкольников от развития психических процессов»

на период с 2021 по 2022 уч. г.

                                                              Разработчик: воспитатель

Комиссарова Наталья Евгеньевна

г. Заволжье

2021 г.

Тема:

 «Зависимость формирования словообразования у старших дошкольников от развития психических процессов»

Актуальность:

        Наша речь – важнейшее средство человеческого общения, тесно связана с формированием всех психических функций. Ребёнок рождается, не обладая ни мышлением, ни речью. Познание окружающей действительности начинается с ощущения и восприятия отдельных конкретных предметов и явлений, образы которых сохраняются памятью. На основе практического знакомства с действительностью, на основе непосредственного познания, окружающего у ребёнка, складывается мышление. Решающую роль в формировании мышления ребёнка играет развитие речи. Речь – это главный инструмент мышления. Информацию, которую нельзя передавать с помощью органов чувств, можно передать только с помощью речи. Её роль в становлении ребёнка как личности невозможно переоценить т. к. она способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, значительно расширяет кругозор маленького человека.

        Учитывая, что словарь даже старших дошкольников еще беден прилагательными и наречиями, воспитатель старается дать им больше именно этих частей речи. Он учит детей всматриваться в наблюдаемый объект, выделять в нем основное, сопоставлять, сравнивать с известным ранее. У детей развивается связная монологическая речь. И взрослый учит их говорить интонационно выразительно, регулировать силу своего голоса, темп речи.

        К сожалению, в последнее время возросло число детей, имеющих недоразвитие речи. Речевые нарушения затрудняют коммуникацию, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменению в эмоциональной сфере ребёнка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами, препятствует усвоению грамотой.

        Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, дети отстают в развитии словесно - логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Наиболее общим в характеристике речевого общения детей, с проблемами психического развития, является ограничение их способности к приему и переработке информации. Ими с трудом усваивается информация, которая адресована к пораженному анализатору. Выявлено, что при всех видах нарушений речевого развития:

• уменьшается объем информации, которая может быть принята в единицу времени, он снижен в той или иной мере по сравнению с нормой. Следовательно, для приема равного объема информации требуется больше времени, чем для обычных детей;

• нарушается точность принимаемой информации и замедляется ее переработка, так как повышаются пороги чувствительности анализаторов, что приводит к увеличению уровня шумов. Исследование проблемы в целом имеет теоретическое и практическое значение, так как расширяет границы познания сущности нормального и дисгармоничного развития, определяет практическую направленность психологической диагностики психического развития.

Знания общего и специфического в психическом развитии ребенка с тем или иным дефектом является одним из кардинальных условий, определяющих содержание и организацию коррекционно-воспитательной работы для каждой категории таких детей.

Это имеет прямое отношение и к детям с недоразвитием высших психических функций. Среди таких детей немалое число с интеллектуальным и речевым недоразвитием.

Целевые ориентиры ФГОС ДО ориентируют педагогов на то, что к концу дошкольного детства ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли, уметь высказываться в ситуации общения.

Содержание «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет», под редакцией Н.В.Нищевой, направлено на развитие личности ребенка и способностей детей в различных видах деятельности, в том числе через образовательную область «Речевое развитие». В Программе отмечено, что речевое развитие включает в себя овладение речью как средством общения и культуры, благодаря обогащению активного словаря.

В своей педагогической работе отмечаю, особенности речевого развития детей с ОНР оказывают влияние на формирование личности ребёнка, на формирование всех психических процессов (внимание, память, мышление). Дети с ОНР имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений. Очевидно, что овладение ребенком средствами языка протекает на протяжении всего дошкольного возраста. Потребность его в речевом общении стимулирует его к овладению языковыми средствами. Развитие грамматических особенностей речи ребенка связано с его коммуникативной деятельностью (только чистая речь понятна для восприятия, что служить залогом общения).

В годовом плане  Учреждения  работа по речевому развитию занимает одно из главных мест. Нас ориентируют на ориентируют на совершенствование работы по развитию монологической речи дошкольников и грамматического строя речи.

Работа по данной проблеме не может быть эффективной без тесного сотрудничества с родителями воспитанников.  Прямая заинтересованность родителей в овладении ребенком монологической речью, умением поддерживать диалог напрямую связано с правильной грамотной речью, ведь хорошая, содержательная речь – это успех обучения в школе. Информацию о значении работы по речевому развитию доводится до родителей через консультации и наглядную информацию.

Цель: выявить влияние не совершенствования развития психических процессов (память, внимание, мышление) на формирование словообразования у детей с тяжёлыми нарушениями в речи (ОНР) 

Задачи:

  1. Изучить методическую литературу по данной теме;
  2. Создать условия (РППС группы) для развития у дошкольников словообразовательных операций;
  3. Подобрать оптимальные методические приемы по развитию у дошкольников словообразовательных операций;
  4. Включить в работу с родителями интерактивные формы взаимодействия, папки - передвижки, направленные на обогащение знаний и практического опыта родителей (законных представителей) о значении игры в жизни ребенка-дошкольника;
  5. Познакомить родителей (законных представителей) детей с перечнем дидактических игр и игровых упражнений, в которые можно играть в домашних условиях со своими детьми.

Ожидаемые результаты:

1.Созданы условия (РППС группы) для развития словообразовательных операций у старших дошкольников.

2.Подобраны оптимальные методические приемы по развитию у дошкольников словообразовательных операций. Сформированы навыки словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи через игровую деятельность.

3. Родители ознакомлены со способами словообразования у старших дошкольников (через интерактивные формы взаимодействия, папки – передвижки), используют в домашних условиях дидактический материал, предложенный педагогом, который способствует накоплению активного словаря детей.

Этапы изучения темы:

I этап аналитико-диагностический -обнаружение проблемы, изучение методической литературы, подбор диагностического материала, проведение диагностики, разработка перспективного планирования работы с детьми по данному направлению и подбор (изготовление) дидактических игр и пособий. Подбор картотеки дидактических игр и игровых упражнений.

II этап - практический- проведение дидактических игр и игровых упражнений с детьми (индивидуально, в паре, небольшими подгруппами). Привлечение родителей (законных представителей) детей к коррекционно-развивающей работе через онлайн средства. Оформление папок передвижек с информацией по «Влияние развития психических процессов на формирование речи старших дошкольников»

III этап аналитико-обобщающий Проведение итогового мониторинга уровня развития навыка словообразования у старших дошкольников с ОНР. Сравнительная диаграмма.

Аналитический отчет по проделанной работе.

План мероприятий на 2021 – 2022 учебный год

№ п/п

Содержание работы

Форма отчёта

Уровень

Срок

Корректировка

1

Изучение методической литературы: Тюрикова И.П. Дидактические игры и развитие речи. // Дошкольное воспитание – 1988. - №4 – с.33

конспект

ДОУ

Сентябрь

2021

2

Изучение методической литературы: Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи дошкольников. //Дошкольное воспитание. – 1997. - № 2. - с.58

конспект

ДОУ

Октябрь

2021

3

Семинар-практикум для родителей: «Влияние развития психических процессов на формирование речи старших дошкольников»

конспект

ДОУ

Ноябрь

2021

4

Информация на сайт для родителей: «Обучение старших дошкольников способам словообразования»

на сайте http://djujmovochka50.ru

ДОУ

Декабрь

2021

5

Изучение методической литературы: Мухина В.С. Психология дошкольника. –М.: Просвещение, 1975г. – с176-184

конспект

ДОУ

Январь

2022

6

Дидактические игры на формирование памяти, внимания, мышления

каталог,

информация на папке передвижке

ДОУ

Февраль

2022

7

Заметка на сайт интернет ресурсов «Обучение старших дошкольников способам словообразования»

заметка,

сертификат

Март

2022

8

Подведение итогов работы проделанной работе по саморазвитию

аналитический отчет

ДОУ

Май

2022



Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 50 «Дюймовочка»

606524, Россия, Нижегородская область, Городецкий район, город Заволжье, улица Пушкина, дом 52а,

тел.: 8(831-61)5-99-39, факс: 8(831-61)5-99-39, е-mail: sad50.det@yandex.ru

          ПРИНЯТО:                                                                 УТВЕРЖДЕНО:

Педагогическим советом                                             Заведующий

МБДОУ «Детский сад №50 «Дюймовочка»              МБДОУ «Детский сад №50  «Дюймовочка»

Протокол от «  »__   _ 20  _   г. № ______               __________________ А.Ф. Мельникова  

                                                                                        Приказ от  «    »  _          20        г.  № _____

ПРОГРАММА

профессионального саморазвития

тема:

«Использование игровых приемов и упражнений в работе по формированию словообразования у детей с ОНР»

на период с 2022 по 2023 уч. г.

                                                              Разработчик: воспитатель

Комиссарова Наталья Евгеньевна

г. Заволжье

2022 г.

Тема: «Использование игровых приемов и упражнений в работе по формированию словообразования у детей с ОНР»

Актуальность:

Целевые ориентиры ФГОС ДО ориентируют педагогов на то, что к концу дошкольного детства ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли, уметь высказываться в ситуации общения.

Содержание «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет», под редакцией Н.В.Нищевой, направлено на развитие личности ребенка и способностей детей в различных видах деятельности, в том числе через образовательную область «Речевое развитие». В Программе отмечено, что речевое развитие включает в себя владение речью как средством общения и культуры, благодаря обогащению активного словаря.

В своей педагогической работе отмечаю, особенности речевого развития детей с ОНР оказывают влияние на формирование личности ребёнка, на формирование всех психических процессов (внимание, память, мышление). Дети с ОНР имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений. Очевидно, что овладение ребенком средствами языка протекает на протяжении всего дошкольного возраста. Потребность его в речевом общении стимулирует его к овладению языковыми средствами. Развитие грамматических особенностей речи ребенка связано с его коммуникативной деятельностью.

Таким образом, в условиях нормального онтогенеза формирование грамматического строя речи (словоизменения, синтаксической структуры предложения) осуществляется лишь на основе определенного уровня когнитивного развития ребенка. Так, при формировании словоизменения, ребенок, прежде всего, должен уметь дифференцировать грамматические значения (значения рода, числа, падежа и др.), так как, прежде чем начать использовать языковую форму, ребенок должен понять, что она означает.

Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребенка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определенной структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов.

К школьному возрасту ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического владения языком является очень высоким, что позволяет ребенку в школьном возрасте перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка.

Следовательно, проблема формирования навыков словообразования у детей с речевой патологией в логопедии является на сегодняшний день актуальной. Вместе с тем, актуальной остается проблема поиска наиболее эффективных путей формирования навыков словообразования у детей с ОНР, тщательный анализ механизмов его становления и развития.

Анализ теоретических основ и исходной ситуации, деятельности дошкольного учреждения приводит к выводу о необходимости построения образовательного процесса на основе игровой деятельности с включением в игру многофункционального нестандартного оборудования, направленного на развитие у старших дошкольников навыков словообразования.

Работа по данной проблеме не может быть эффективной без тесного сотрудничества педагогов с родителями воспитанников.  Прямая заинтересованность родителей в овладении ребенком правильной грамотной речью обусловлена   их пониманием, что хорошее речевое развитие – это успех обучения в школе. Информацию о значении работы по речевому развитию доводится до родителей через консультации и наглядную информацию.

Проанализировав доступную мне специальную коррекционную литературу трудно найти целостный набор средств, приемов и методов использования нестандартного игрового оборудования, направленного на формирование навыка словообразования у старших дошкольников. Для организации образовательного процесса по развитию детского словотворчества планирую изготовить необходимые пособия и материалы, направленные на развитие детского словотворчества, использовать схемы, модели, алгоритмы, полуготовые конструкции для реализации творческих проявлений воспитанников.

Цель: повысить профессиональный уровень и деловую квалификацию по использованию игровых приемов и упражнений, благодаря которым повысится формирование активного словаря детей.

Задачи:

1. Создать условия (РППС группы) для развития у дошкольников словообразовательных навыков;

2. Подобрать оптимальные игровые приемы и упражнения для развития у дошкольников словообразовательных операций;

3. Включить в работу с родителями интерактивные формы взаимодействия, папки - передвижки, направленные на обогащение знаний и практического опыта родителей (законных представителей) о значении игры в жизни ребенка-дошкольника;

4. Познакомить родителей (законных представителей) детей с перечнем дидактических и речевых игр и игровых упражнений, в которые можно играть в домашних условиях со своими детьми.

Ожидаемые результаты:

1. Созданы условия (РППС группы) для развития словообразовательных операций у старших дошкольников.

2. Подобраны оптимальные игровые приемы и упражнения для развития у дошкольников словообразовательных операций. Сформированы навыки словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи через игровую деятельность. У детей значительно обогатился активный словарь за счет умения образовывать новые слова с помощью суффиксов, изменения падежных окончаний, использования в речи названий детенышей животных и птиц, существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия (совершителей действий).

3. Родители ознакомлены со способами словообразования у старших дошкольников (через интерактивные формы взаимодействия, папки – передвижки), используют в домашних условиях дидактический материал, предложенный педагогом.

Этапы изучения темы:

I этап аналитико-диагностический -обнаружение проблемы, изучение методической литературы, подбор диагностического материала, проведение диагностики, разработка перспективного планирования работы с детьми по данному направлению и подбор (изготовление) дидактических игр и пособий. Подбор картотеки дидактических игр и игровых упражнений.

II этап - практический- проведение дидактических игр и игровых упражнений с детьми (индивидуально, в паре, небольшими подгруппами). Привлечение родителей (законных представителей) детей к коррекционно-развивающей работе через онлайн средства. Оформление папок передвижек с информацией по «Формированию навыков словообразования у дошкольников посредством игровой деятельности».

III этап аналитико-обобщающий Проведение итогового мониторинга уровня развития навыка словообразования у старших дошкольников с ОНР. Сравнительная диаграмма.

Аналитический отчет по проделанной работе.

№ п/п

Содержание работы

Форма отчёта

Уровень

Срок

Корректировка

1

 «Задания и игровые упражнения по закреплению словообразования существительных у детей с ОНР»

Консультация для родителей

Информация на папке передвижке

ДОУ

Сентябрь

2022

2

Особенности словообразования у дошкольников с ОНР

Материала с интернет сайта: конспект

ДОУ

Октябрь

2022

3

Лалаева Р.И. Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб «Союз»,1999

Методическая литература:

конспект

ДОУ

Октябрь

2022

4

 «Задания и игровые упражнения по закреплению словообразования существительных у детей с ОНР»

Информация для родителей на сайте: http://djujmovochka50.ru

ДОУ

Ноябрь

2022

5

Дидактические игры и пособия на развитие навыков словообразования и словоизменения

каталог

ДОУ

Декабрь

2022

6

Маслова И.В. Шкерина Т.А. Формирование навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня: сущность, структура и уровни сформированности.  The Newman In Foreign Policy № 58 (102) Vol. 1, январь-февраль 2021 г

Методическая литература:

конспект

ДОУ

Январь

2023

7

Туманова, Т.В. Формирование словообразовательной компетенции у детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи: дис.… докт. пед. наук 13.00.03 / Туманова Татьяна Володаровна. – М.: МГОПУ, 2005. – С. 27

Методическая литература:

конспект

ДОУ

Февраль

2023

8

Ковалева Ю.В. Развитие речевой инициативы у детей с речевыми нарушениями //Логопед. – 2020. - № 4. – С. 12 – 14.

Методическая литература:

конспект

ДОУ

Март

2023

9

Арушанова, А.Г. Формирование грамматического строя речи / А. Г. Арушанова. – М., 2005. – 296 с.

Методическая литература:

конспект

ДОУ

Март

2023

10

Подведение итогов работы проделанной работе по саморазвитию

Аналитический отчет

ДОУ

Май

2023

План мероприятий на 2022 – 2023 учебный год