Межпредметный кружок "Калейдоскоп"

Цацаева Татьяна Николаевна

Кружок «Калейдоскоп» охватывает две дисциплины: Математика и Информатика.

Кружок – это объединение студентов 1-2 курсов под руководством преподавателя, в рамках которого проводятся систематические занятия со студентами. Он является основной формой внеурочной деятельности по математике и информатике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа кружка "Калейдоскоп"164 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ЭНГЕЛЬССКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»

(ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»)

Рабочая программа

студенческого научно-исследовательского кружка

«Калейдоскоп»

Руководитель кружка: Цацаева Татьяна Николаевна

                                           

2019-2020гг.

Организация-разработчик: ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»

Разработчик:

Цацаева Татьяна Николаевна, преподаватель математики и спецдисциплин ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

стр.

1

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО КРУЖКА

4

2

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО КРУЖКА

9

3

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСККОГО КРУЖКА

12

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО КРУЖКА

Программа предметного кружка «Калейдоскоп» представляет систему занятий, направленных на формирование умения нестандартно мыслить, анализировать, сопоставлять, делать логические выводы, на решение задач повышенной сложности, на расширение кругозора студентов 1-2 курсов, рассчитана на 72 часа в год,  2 часа 1раз  в неделю.

Кружок «Калейдоскоп» охватывает две дисциплины: Математика и Информатика.

Кружок – это объединение студентов 1-2 курсов под руководством преподавателя, в рамках которого проводятся систематические занятия со студентами. Он является основной формой внеурочной деятельности по математике и информатике.

 Математика является одним из основных, системообразующих предметов общеобразовательного цикла. Основная задача обучения математике в техникуме - обеспечить прочное и сознательное овладение студентам системой математических знаний и умений, необходимых в изучении спецдисциплин, в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества.

 Для реализации поставленных целей и задач одних аудиторных занятий недостаточно и появилась необходимость создания программы курса кружковых занятий по математике. Данная программа математического кружка рассчитана на один года обучения для студентов всех специальностей, имеющие математические способности, проявляющих интерес к математике, желающих изучать математику на повышенном уровне. Она дает возможность студентам углубленно изучать основной курс математики путем рассмотрения задач, требующих нестандартного подхода, логического мышления.

Данный курс актуален, так как помогает подготовить студентов к дальнейшему изучению курсов математики и спецдисциплин, выработать у них навыки самостоятельного получения знаний, научить ориентироваться в потоке различной информации, обеспечить компетентностный подход в обучении предмету.

Математика развивает логическое, пространственное и алгоритмическое мышление; формирует такие качества, как трудолюбие, настойчивость, усидчивость; учит ценить красоту мысли и т. д. но еще важнее другое: математика – это мировоззрение. Человек, владеющий математическими методами исследования, иначе подходит к жизненным проблемам, иначе смотрит на мир.

Дисциплина Информатика в техникуме изучается студентами на 1 и 2 курсах, но количество часов для качественного приобретения навыков составления презентаций, слайд фильмов, Web-сайтов и для реализации метода проектов  мало. В современном мире умение представить себя и свою работу очень важно, поэтому разделы программы данного кружка отражают потребности студентов и техникума.

Мультимедиа-презентация – это способ ярко, эффективно и понятно рассказать о сложных процессах и продуктах, привлечь внимание и произвести нужное впечатление.

Главная задача мультимедиа-презентации – удивить слушателя, заинтересовать его, вызвать нужную эмоцию и донести главные мысли до слушателя.

Программа кружка имеет практическую направленность.

ЦЕЛЬ:

создание условий для расширенного и углубленного изучения материала, удовлетворения познавательных интересов и развития способностей студентов.

Формирование у обучающихся умения владеть компьютером как средством решения практических задач связанных с графикой и мультимедиа, подготовив студентов к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества.

Задачи:

Образовательные:

  • систематизировать, расширить и углубить  математические знания, необходимые для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин;
  • формировать представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;
  • формировать представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общества.
  • Научить студентов создавать обрабатывать информацию с использованием  мультимедиа технологий
  • Включение студентов в практическую исследовательскую деятельность
  • Развитие мотивации к сбору информации.
  • Научить студентов пользованию Интернетом

      Воспитательные:

  • способствовать вовлечению студентов в самостоятельную исследовательскую деятельность;
  • Формирование потребности в саморазвитии
  • Формирование активной жизненной позиции
  • Развитие культуры общения

     Развивающие:

  • интеллектуально развивать студентов, формировать качества мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;
  • развивать математические способности студентов;

  • Развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
  • Развитие чувства прекрасного

Каждое занятие включает в себя элементы теории, практику, демонстрации. Основу теоретической части курса составляют материалы, подробное изложение которых представлено в методической копилке.

Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ, оценка. Наиболее подходящая форма оценки – презентации, защита работ, выступление перед зрителями.

Форма работы:

-   индивидуально-творческая деятельность;
-  творческая деятельность в малой подгруппе (3-5 человек);

-  коллективная творческая деятельность,

-  работа над проектами,
-  учебная деятельность

В ходе освоения программы научно-исследовательского кружка формируются элементы общих компетенций:

Код компетенции

Наименование результата обучения

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами и руководством, потребителями.

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Количество часов на освоение программы:

Программа научно-исследовательского кружка разработана на 72 часа.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНОГО КРУЖКА

2.1. Объем программы и виды работ

Вид работы

Объем часов

Общее количество часов (всего)

72

Теоретические занятия

20

Практические занятия

52

Самостоятельная работа

36

2.2. Учебно-тематический план кружковых занятий

№ п/п

Содержание занятий

Всего часов

Характеристика деятельности студентов

Теория

Практика

Раздел 1. «Занимательные и логические задачи»

5

13

1.1

Различные системы счисления

3

1

Расширение знаний о науке математике, истории и записи чисел, практическом применении математических знаний.

1.

Грецкая и римская нумерация. Индийская и арабская система счисления. Древнерусская система счисления. Эти удивительные числа

1

1

3.

Обсуждение гипотезы «Нужна ли точным наукам математика?» Презентация «Ох уж эта математика».

2

1.2.

Числовые головоломки

1

3

Составление головоломок, магических квадратов, лабиринтов, приобретение способов работы с ними, работа в парах. Решение занимательных задач

4.

Логические игры. Занимательные квадраты. Числовые ребусы. Составление и решение числовых мозаик.

1

1

5.

Решение текстовых задач

2

Решение задач на проценты,
задачи на смеси и сплавы,
задачи на нахождение части от целого и наоборот.
Решение разных задач.

1.3

Геометрические фигуры и тела

1

9

Углубление знаний об объемных геометрических фигурах. Изготовление октаэдра, додекаэдра, икосаэдра. Моделирование игрушек из геометрических тел. Решение задач стереометрии. Решение задач уровня С ЕГЭ.

6.

Геометрические головоломки.

1

1

Пространственные фигуры.

2

7.

Решение  заданий ЕГЭ уровня С

6

Самостоятельная работа

4

Моделирование игрушек из геометрических тел. Решение задач стереометрии. Решение задач уровня С ЕГЭ.

Раздел 2. Создание презентаций и слайд-фильмов

3

9

2.1

Создание презентации

2

2

Самопрезентация, как один из этапов множества конкурсов.

Ознакомление  с правилами заполнения слайдов. Правила демонстрации презентации.

8.

Вводное занятие. Знакомство с интерфейсом MSPowerPoint. Конструктор слайдов. Заполнение слайдов. Настройка эффектов анимации.

1

1

9.

Вставка рисунка, диаграммы, графика, звука, гиперссылки. Подготовка демонстрации презентации.

1

1

2.2.

Создание слайд-фильмов

1

7

Объяснение  материала по созданию слайд - фильмов на примере создания слайд фильма «Мультфильм»

Создание слайд - фильмов «Мультфильм» в группах (3- 4 чел.): выбор темы, сбор информации, создание слайд фильма

10.

Теория создания слайд - фильмов.

1

1

11.

Создание слайд - фильма «Мультфильм».

6

Раздел 3. «Задачи повышенного уровня»

8

20

3.1

 Уравнения и неравенства, система уравнений и неравенств.

8

20

12.

Рациональные уравнения

2

4

Деление многочленов с остатком. Алгоритм Евклида. Теорема Безу.  Корень многочлена. Решение уравнений уровня С заданий ЕГЭ.

13.

Тригонометрические уравнения и неравенства

1

3

Решение тригонометрических уравнений, тригонометрических неравенства, уравнения и неравенства с модулем.
Уравнения и неравенства с параметром

14.

Логарифмические и показательные уравнения и неравенства.

2

6

Решение показательных и  логарифмических уравнений. Уравнения с модулем. Уравнения с параметром.
Решение показательных и логарифмических неравенства. Неравенства с модулем. Неравенства с параметром. Графический способ решения уравнений и неравенств. Решение уравнений уровня С ЕГЭ.

15.

Иррациональные уравнения

1

3

Решение уравнений уровня С заданий ЕГЭ

16.

Системы уравнения и неравенств

2

4

Решение систем уравнений и неравенств как одноимённых, так разноимённых уровня С заданий ЕГЭ.

Самостоятельная работа

6

Решение уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств как одноимённых, так разноимённых уровня С заданий ЕГЭ.

Раздел 4. Основы сайтостроения

4

6

Техническая часть. Теги HTML. Структура Web -страницы

Способы организации гипертекстовых документов. Разработка сценария гипертекстового документа, состоящего из нескольких файлов.

Виды сайтов, их назначение.

Таблицы. Вложенные таблицы. Цвета фона. Поля. Фреймы. Формы

Настройка характеристик Web-страницы. Фон. Текст. Доступ к HTML-коду Web-страницы. Настройка предпочтений для редактирования сайта.

Теория  оформления сайтов.

Проектирование сайта по заданной теме (Приложение 1)

17.

Моя Web-страничка. Графика. Гипертекстовый документ. Виды сайтов. Редакторы сайтов.

2

0

18.

Основы HTML.

Основы Web –дизайна.

2

0

19.

Проектирование сайта

0

6

Самостоятельная работа

8

Проектирование сайта по заданной теме

Раздел 5. Проектная деятельность

2

20.

Основы проектирования

2

Проектная деятельность студентов.

Определение темы, уточнение целей исходного положения. Выбор рабочей группы.

Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде.

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»). Выбор оптимального варианта. Выполнение проекта.

Подготовка доклада. Коллективная защита проекта. Оценка.

Анализ достижения поставленной цели

Написание проекта по предложенной теме (Приложение 2)

Самостоятельная работа

8

Написание проекта

Итоговое занятие

2

21.

Мой проект

2

Защита проектов

Всего

108


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. материально-техническое обеспечение

Для реализации программы научно-исследовательского кружка «Калейдоскоп» требуется наличие учебных кабинетов Математики и Информатики и ИКТ.

Оборудование учебного кабинета:

  • рабочие места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • учебная доска;
  • учебная мебель.

Технические средства обучения:

  • мультимедийный проектор;
  • компьютер;
  • экран;
  • аудиовизуальные средства – схемы и рисунки к занятиям кружка в виде слайдов и электронных презентаций.

3.2. Информационное обеспечение деятельности кружка

Перечень используемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

  1. Волков И.П. Цель одна – дорог много. Проектирование процессов обучения.- М., просвещение, 2015.
  2. Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии. – М., 2016.
  3. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2016.
  4. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2016.-112с.
  5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Аркти. – М., 2015.
  6. Яблочкова Р.И. Развитие творческих способностей учащихся на уроках физики. Международная научно-практическая конференция «Классическая дидактика и современное образование», посвященная 90-летию И.Я.Лернера. Тезисы. – М., 2015.

Интернет-источники:

  1. www.issl.dnttm.ru – сайт журнала «Исследовательская работа школьника».
  2. http://schools.keldysh.ru/labmro - Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО.

3.3. Кадровое обеспечение деятельности кружка

Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанных в квалификационных справочниках и профессиональных стандартах. Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в п. 1.5. ФГОС.


Приложение 1

Выбор темы для создания сайта по вариантам:

Вариант № 1 – Библиотека

Вариант № 2 – Почта

Вариант № 3 – Аптека

Вариант № 4 – Супермаркет

Вариант № 5 – Поликлиника

Вариант № 6 – Автосалон

Вариант № 7 – Станция технического обслуживания

Вариант № 8 – Оптовый склад

Вариант № 9 – Кулинария

Вариант № 10 – Спортклуб

Вариант № 11 – Магазин цветов

Вариант № 12 - Кафе

Вариант № 13 – Танцевальная студия

Вариант № 14 - Ресторан

Вариант № 15 - Кинотеатр

Вариант № 16 – Детский клуб


Приложение 2

  1. Тематика проектов

  1. Разработка учебного пособия по разделу дисциплины ЕН.01 Математика «Математический анализ». (Разработка комплекта презентаций и тестов)
  2. Разработка учебного пособия по разделу дисциплины ЕН.01 Математика «Основные понятия и методы линейной алгебры». (Разработка комплекта презентаций и тестов)
  3. Разработка учебного пособия по разделу дисциплины ЕН.01 Математика «Основы дискретной математики». (Разработка комплекта презентаций и тестов)
  4. Разработка учебного пособия по разделу дисциплины ЕН.01 Математика «Элементы теории комплексных чисел». (Разработка комплекта презентаций и тестов)
  5. Разработка учебного пособия по разделу информатики «Компьютерная графика». (Разработка комплекта презентаций и тестов)
  6. Разработка учебного пособия по разделу дисциплины ЕН.01 Математика «Основы теории вероятностей и математической статистики». (Разработка комплекта презентаций и тестов)
  7. Роль компьютерных технологий в развитии средств мировых коммуникаций.
  8. История внедрения и перспективы применения компьютерных технологий в автомобильной промышленности.
  9. Диаграммы вокруг нас.
  10. Электронное портфолио студента.
  11. Влияние компьютера на психику детей.
  12. Технологии в облаках
  13. Интернет-зависимость - проблема современного общества
  14. Влияние компьютера на здоровье человека
  15. Подросток и социальные сети
  16. Союз информатики и математики.
  17. Интернет - это альтернативное средство обучения или враг образовательного процесса?
  18. Человек 21 века в океане информации
  19. Тема по инициативе студента