Формирование метапредметных результатов

Забанова Ольга Кимовна

Формирование метапредметных результатов

на уроках информатики


 

         Одной из приоритетных задач образования во все времена была задача «научить учиться»: вооружить детей обобщёнными способами учебной деятельности, что обеспечивало бы успешный процесс обучения в средней школе.

         Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание обучающимися собственных продуктов в освоении знаний. В настоящее время формирование метаумений становится центральной задачей любого обучения.

           Проблема заключается в том, что успешное обучение невозможно без сформированности у ребёнка предметных и метапредметных компетенций, которые необходимы ему для дальнейшей учебной деятельности. Следовательно, задача учителя заключается в формировании предметных и метапредметных умений у обучающихся. Для выполнения данной задачи педагог должен использовать более эффективные способы и методы работы, которые помогут не только наглядно и доступно на уроке всё объяснить, рассказать, показать, но и включить самого обучающегося в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения новыми знаниями, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.

           Информатика, как учебная дисциплина, прочно завоевала место в базовом образовании. Поэтому целью обучения информатике является не только и ни сколько написание «программных кодов», сколько привитие методологических и технологических подходов и навыков, воспитание соответствующего способа думать, ставить и решать задачу. Такой подход к обучению позволяет сформировать думающего исследователя. Программный инструментарий в преподавании курса информатики вместе с многообразием форм учебного процесса призваны обеспечить исследовательскую и творческую его направленность.

             Многие годы мотивом для изучения информатики, в первую очередь, выступал интерес к компьютеру. Это было чем-то новым и неизведанным, и привлекало внимание детей. Компьютер таил в себе много новых возможностей. Он мог быть другом и помощником, был способен развлечь и связать со всем миром. Однако с каждым днем для большинства детей компьютер становится чем-то обычным и, соответственно, у них теряется интерес к предмету «информатика». Обучение информатике – это искусство, направленное не на весь класс одновременно, а на каждого ученика в отдельности. Ни один навык не формируется без устойчивого интереса. Познавательный интерес является одним из значимых факторов активизации учебной деятельности. Только в этом случае учение становится личностно – значимой деятельностью, в которой сам обучающийся заинтересован.

Какие же методы и приемы формирования мотивации на уроках информатики можно применить? Расскажу о некоторых из них, которые я использую в своей работе.

1. Обращение к жизненному опыту ребенка. При изучении нового материала учитель опирается на жизненный опыт самих детей. Например, изучая тему «Классификация. Основание классификации» в качестве примера можно использовать деление обучающихся в школе по классам. Детям нетрудно понять, как распределяются все обучающиеся по классам в школе; что берется за основание такого распределения объектов. При изучении темы «База данных. СУБД» можно в качестве практической работы взять создание телефонной книги. Детям это знакомо – у всех есть мобильные телефоны. Таким образом, обращение к опыту детей - это не только прием для создания мотивации. Более важно то, что обучающиеся видят применение получаемых ими знаний в практической деятельности.

2. Использование занимательного материала

Использование на уроках игр, головоломок, кроссвордов, ребусов способствует развитию познавательного интереса к предмету и формирует устойчивую мотивацию. Так при изучении темы «Кодирование информации» знакомим детей с шифрованием и с различными шифрами. Для домашней или самостоятельной работы детям даю задание: придумать самим свой шифр. Дети с интересом выполняют такую работу. В дальнейшем можно предложить проектно-исследовательскую работу под общим названием «Криптография – наука о тайнописи». Темы для проектов могут быть разные: например, «История появления криптографии», «Ребус – тоже криптография?» и др.

Большой интерес у детей вызывает на уроках использование в качестве занимательного материала пословиц и поговорок на компьютерный лад. Например, игра «Узнай пословицу»

  • 1. Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу тебе, кто ты (Скажи мне, кто твой друг и я скажу тебе, кто ты)
  • 2. Компьютер памятью не испортишь (Кашу маслом не испортишь)
  • 3. Не Windowsом единым жив компьютер (Не хлебом единым жив человек)
  • 4. Бит байт бережет (Копейка рубль бережет)
  • 5. Вирусов бояться – в Интернет не ходить (Волков бояться – в лес не ходить)

3. Проектно-исследовательская деятельность. О методе проектов в настоящее время сказано уже много, и педагоги успешно применяют его на своих уроках. Не остаемся в стороне и мы – учителя информатики.

Бесспорно, создание проекта - процесс сложный, но он побуждает детей к поиску ответов на вопросы. В подобной работе с интересом участвуют все обучающиеся. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у учеников логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. В процессе демонстрации своих проектов обучающиеся приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится им в дальнейшем. Вовлечение обучающегося в творческую работу, развивает у него умение самостоятельно собирать информационно - иллюстративный материал, проявить свое творчество, а самое главное – у него появляется удовлетворение от результатов своего труда и чувство уверенности в своих силах и способностях. Для обеспечения устойчивой мотивации учебной деятельности, я широко использую проекты на всех ступенях обучения информатике, начиная с мини-проектов в младшем звене, до долгосрочных проектов в старшем звене.

Не будем также забывать о межпредметной связи, которую можно увидеть в методе проектов. Например, 5 класс, ОБЖ: тема «Вода - основа жизни». Обучающимся задаю мини-проект-исследование «Сколько воды потребляет ваша семья?». Временной промежуток для исследования берется небольшой 7-10 дней. Еще пример: на уроках географии изучая климат, обучающиеся с помощью наблюдений, составляют таблицу, а полученные знания по теме «Табличный процессор Excel» помогают обучающимся создавать диаграммы, и наглядно увидеть изменения погоды.

Таким образом, ребята ощущают себя в роли настоящих исследователей, и актуальность в получении знаний по изучаемым темам очевидна, не говоря уже о практической ценности такой работы.

Важным мотивом для обучающихся среднего звена при изучении таких тем, как «Компьютерная графика и анимация», «Создание презентаций», является выполнение проектов по созданию демонстрационных материалов к урокам по другим предметам, а также в начальной школе. Лучшие проекты становятся дидактическим материалом с сохранением авторства. В качестве экспертов выступают обучающиеся и педагоги. Это поднимает самооценку учеников, их личностную значимость, что очень важно для детей в подростковом возрасте.

4. Творческие задания

В своей деятельности, начиная со 2 класса, я использую, как механизм развития метадеятельности на уроках информатики, систему творческих заданий. Творческое задание – это задание, которое даётся обучающимся на часть или раздел учебного предмета, которое ученики до этого никогда не выполняли, и не могут выполнить пока не усвоят существенное в данном разделе учебной программы. Его формулировка содержит указание на материал, который должны использовать в работе обучающиеся, на основное предметное понятие (или совокупность предметных понятий), которое должно стать средством исследования и средством описания результатов исследования учебного материала, средством создания текста.

Творческое задание призвано реализовать следующие цели:

  • 1) создать нечто целое, что «удержит» весь объём учебного материала, соответствующего данной части или данному разделу учебного предмета;
  • 2) усилить осознанность освоения учебного материала обучающимися, придать материалу практическую значимость;
  • 3) мотивировать обучающихся на изучение того или иного раздела или части учебного предмета.

Творческое задание «удерживает» познавательную и учебную задачи.

Познавательная задача направлена на освоение обучающимися конкретных предметных знаний и умений, которые приобретаются в результате анализа (исследования) предметного материала.

Учебная задача подразумевает разработку способов исследования и оформления результатов исследования предметного материала – построение теоретических понятий в виде моделей и схем.

Выполнение творческого задания всегда требует от школьников целеустремлённости, организованности и творчества. Планирование раздела – основное назначение состоит в развитии мыслительных и мыслькоммуникативных способностей обучающихся. Это достигается тем, что обучающиеся совместно с учителем строят проект своей учебной деятельности на время изучения раздела (строят способ выполнения ТЗ).

  1. Прояснение смысла ТЗ для того, чтобы поставить перед собой познавательную задачу и дать ответ на вопрос, зачем они будут изучать данный раздел учебного предмета «Информатика»
  2. Выявление основного затруднения у обучающихся, которое не позволит им выполнить ТЗ (выделяют новые, необходимые для выполнения ТЗ: понятия, знания и умения, учебные пособия (средство достижения целей))
  3. Детализация знаний и умений. (Перевод возникших затруднений в проблему и постановка учебной задачи)
  4. Выделение этапов выполнения ТЗ (календарный план работы на раздел) (этапы, действия, консультации, самостоятельная работа, сроки выполнения каждого этапа, точки контроля, образовательные результаты)

Приведу несколько примеров творческих заданий, используемых мною на уроках «Информатика». Начальная школа (2-4 классы):

Раздел «Кодирование и декодирование информации» (10 часов). Творческое задание: Разработать собственную кодовую таблицу. Конечный продукт – кодовая таблица. Выполняя творческое задание обучающийся развивает такие метапредметные умения как использование знаково-символических средств представления информации для решения практических задач; умение работать с разными видами информации: текстом, рисунком, числом, знаком. После представления своего конечного продукта, ребятам предлагается представить себя в роли шпионов и разведчиков и применить свои кодовые таблицы для шифрования важных сообщений.

Раздел «Информационные объекты и компьютер» (10 часов). Творческое задание: Составить маршрут экскурсии по городу Вольску (можно предложить использовать геоинформационную систему ДубльГис). Конечный продукт: Маршрут экскурсии в MS Word, иллюстрированный схемами из графического редактора Paint и картинками (например, из ДубльГис). Выполняя это творческое задание обучающиеся учатся работать с геоинформационной системой на примере интерактивной карты города, а также фиксируют результаты с помощью средств ИКТ (текстовый редактор, графический редактор). В результате выполнения творческого задания обучающиеся осуществляют поиск необходимой информации в открытом информационном пространстве, используют знаково-символические средства для представления конечного продукта.

Основная школа (5-9 класс)

Раздел: «Текст как форма представления информации» (10 часов). Творческое задание: Написать реферат по учебному предмету и оформить в соответствии с нормами ГОТ. Конечный продукт: Реферат по учебному предмету в MS Word. Выполняя такое творческое задание обучающийся совершенствует приобретённые навыки работы с информацией и пополняет их, он работает с текстами, преобразует и интерпретирует содержащуюся в них информацию, формулирует собственное мнение и позицию, аргументирует её, осуществляет расширенный поиск информации с использованием ресурсов электронных библиотек и Интернета. Фиксирует результаты в текстовом редакторе в соответствии с установленными требованиями к оформлению реферата.

Раздел «База данных как информационная система» (10 часов). Творческое задание: Разработать и создать базу данных («Политическая карта мира», «Школьная библиотека», «Видеотека» и т.д.). Конечный продукт: База данных в MS Access. Выполняя такое творческое задание ученики строят схемы информационного взаимодействия в системах; выявляют системообразующие и системоразрушающие факторы; создают взаимосвязные базы данных.

Раздел «Интернет как информационная система» (10 часов). Творческое задание: Разработать Web-сайт «Мини-учебник по любой теме учебного предмета». Конечный продукт: Web-сайт (локальная версия) на языке HTML или Web-сайт с использованием конструктора сайтов, опубликованные в сети Интернет. В ходе работы над собственным проектом обучающиеся анализируют особенности коммуникативной деятельности в виртуальном пространстве, работают с почтовыми программами; учатся соблюдать нормы этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам; приобретают умение выбирать источники информации для решения поставленной задачи.

Примеров можно привести намного больше, на каждый раздел предмета «Информатика» можно предложить творческое задание, имеющее социально-практическое значение.

Еще на заре становления европейской науки Г. В. Лейбницем была сформулирована мысль, что познание сути вещей равносильно раскрытию их внутренней формы. Информатика, по сути, и есть дисциплина, занимающаяся построением и изучением этих «форм». Поэтому, универсальность, «метапредметность» информатики не является чем-то насильственным или внешним, а вытекает из самого существа науки. Системно-информационная концепция определяет интегрирующую роль информатики среди всех школьных дисциплин. За счет организации межпредметных связей, реализуемых в процессе решения на уроках информатики разноплановых задач, появляется возможность закреплять и углублять знания, полученные на других предметах. При этом акцент делается на развитие мышления, которое определяет способность человека оперативно обрабатывать информацию и принимать обоснованные решения. Развитием мышления занимаются практически, во всех школьных предметах, но на базе системного подхода нигде, только на информатике. Информатика, позволяющая аккумулировать знания из разных предметных областей, это именно та дисциплина, где реально можно воплотить идею развития системного мышления, у каждого обучающегося.

В заключении нельзя не сказать и ещё об одном факторе формирования положительной мотивации, без которого все описанные выше могут просто не сработать. Это атмосфера доброжелательности на уроке. Уделить внимание каждому ученику, похвалить его за каждый новый, пусть даже незначительный результат – вот что поможет создать на уроке такую атмосферу - атмосферу доброжелательности и сотрудничества. Именно так я и стараюсь проводить свои уроки. И это еще один шаг, может быть, самый главный на пути формирования положительной мотивации учения. В концепции структуры и содержания среднего общего образования информатика играет важнейшую роль в формировании современного научного мировоззрения школьников и их подготовке к жизни в условиях современного информационного общества. Курс информатики призван быть системообразующим, он должен обобщить знания, направленные на формирование информационной картины мира, полученной на уроках по многим дисциплинам, так как метапредметные связи – важнейший принцип обучения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_metapredmetnyh_rezultatov.docx25 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование метапредметных результатов

на уроках информатики


         Одной из приоритетных задач образования во все времена была задача «научить учиться»: вооружить детей обобщёнными способами учебной деятельности, что обеспечивало бы успешный процесс обучения в средней школе.

         Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание обучающимися собственных продуктов в освоении знаний. В настоящее время формирование метаумений становится центральной задачей любого обучения.

           Проблема заключается в том, что успешное обучение невозможно без сформированности у ребёнка предметных и метапредметных компетенций, которые необходимы ему для дальнейшей учебной деятельности. Следовательно, задача учителя заключается в формировании предметных и метапредметных умений у обучающихся. Для выполнения данной задачи педагог должен использовать более эффективные способы и методы работы, которые помогут не только наглядно и доступно на уроке всё объяснить, рассказать, показать, но и включить самого обучающегося в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения новыми знаниями, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.

           Информатика, как учебная дисциплина, прочно завоевала место в базовом образовании. Поэтому целью обучения информатике является не только и ни сколько написание «программных кодов», сколько привитие методологических и технологических подходов и навыков, воспитание соответствующего способа думать, ставить и решать задачу. Такой подход к обучению позволяет сформировать думающего исследователя. Программный инструментарий в преподавании курса информатики вместе с многообразием форм учебного процесса призваны обеспечить исследовательскую и творческую его направленность.

             Многие годы мотивом для изучения информатики, в первую очередь, выступал интерес к компьютеру. Это было чем-то новым и неизведанным, и привлекало внимание детей. Компьютер таил в себе много новых возможностей. Он мог быть другом и помощником, был способен развлечь и связать со всем миром. Однако с каждым днем для большинства детей компьютер становится чем-то обычным и, соответственно, у них теряется интерес к предмету «информатика». Обучение информатике – это искусство, направленное не на весь класс одновременно, а на каждого ученика в отдельности. Ни один навык не формируется без устойчивого интереса. Познавательный интерес является одним из значимых факторов активизации учебной деятельности. Только в этом случае учение становится личностно – значимой деятельностью, в которой сам обучающийся заинтересован.

Какие же методы и приемы формирования мотивации на уроках информатики можно применить? Расскажу о некоторых из них, которые я использую в своей работе.

1. Обращение к жизненному опыту ребенка. При изучении нового материала учитель опирается на жизненный опыт самих детей. Например, изучая тему «Классификация. Основание классификации» в качестве примера можно использовать деление обучающихся в школе по классам. Детям нетрудно понять, как распределяются все обучающиеся по классам в школе; что берется за основание такого распределения объектов. При изучении темы «База данных. СУБД» можно в качестве практической работы взять создание телефонной книги. Детям это знакомо – у всех есть мобильные телефоны. Таким образом, обращение к опыту детей - это не только прием для создания мотивации. Более важно то, что обучающиеся видят применение получаемых ими знаний в практической деятельности.

2. Использование занимательного материала

Использование на уроках игр, головоломок, кроссвордов, ребусов способствует развитию познавательного интереса к предмету и формирует устойчивую мотивацию. Так при изучении темы «Кодирование информации» знакомим детей с шифрованием и с различными шифрами. Для домашней или самостоятельной работы детям даю задание: придумать самим свой шифр. Дети с интересом выполняют такую работу. В дальнейшем можно предложить проектно-исследовательскую работу под общим названием «Криптография – наука о тайнописи». Темы для проектов могут быть разные: например, «История появления криптографии», «Ребус – тоже криптография?» и др.

Большой интерес у детей вызывает на уроках использование в качестве занимательного материала пословиц и поговорок на компьютерный лад. Например, игра «Узнай пословицу»

  • 1. Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу тебе, кто ты (Скажи мне, кто твой друг и я скажу тебе, кто ты)
  • 2. Компьютер памятью не испортишь (Кашу маслом не испортишь)
  • 3. Не Windowsом единым жив компьютер (Не хлебом единым жив человек)
  • 4. Бит байт бережет (Копейка рубль бережет)
  • 5. Вирусов бояться – в Интернет не ходить (Волков бояться – в лес не ходить)

3. Проектно-исследовательская деятельность. О методе проектов в настоящее время сказано уже много, и педагоги успешно применяют его на своих уроках. Не остаемся в стороне и мы – учителя информатики.

Бесспорно, создание проекта - процесс сложный, но он побуждает детей к поиску ответов на вопросы. В подобной работе с интересом участвуют все обучающиеся. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у учеников логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. В процессе демонстрации своих проектов обучающиеся приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится им в дальнейшем. Вовлечение обучающегося в творческую работу, развивает у него умение самостоятельно собирать информационно - иллюстративный материал, проявить свое творчество, а самое главное – у него появляется удовлетворение от результатов своего труда и чувство уверенности в своих силах и способностях. Для обеспечения устойчивой мотивации учебной деятельности, я широко использую проекты на всех ступенях обучения информатике, начиная с мини-проектов в младшем звене, до долгосрочных проектов в старшем звене.

Не будем также забывать о межпредметной связи, которую можно увидеть в методе проектов. Например, 5 класс, ОБЖ: тема «Вода - основа жизни». Обучающимся задаю мини-проект-исследование «Сколько воды потребляет ваша семья?». Временной промежуток для исследования берется небольшой 7-10 дней. Еще пример: на уроках географии изучая климат, обучающиеся с помощью наблюдений, составляют таблицу, а полученные знания по теме «Табличный процессор Excel» помогают обучающимся создавать диаграммы, и наглядно увидеть изменения погоды.

Таким образом, ребята ощущают себя в роли настоящих исследователей, и актуальность в получении знаний по изучаемым темам очевидна, не говоря уже о практической ценности такой работы.

Важным мотивом для обучающихся среднего звена при изучении таких тем, как «Компьютерная графика и анимация», «Создание презентаций», является выполнение проектов по созданию демонстрационных материалов к урокам по другим предметам, а также в начальной школе. Лучшие проекты становятся дидактическим материалом с сохранением авторства. В качестве экспертов выступают обучающиеся и педагоги. Это поднимает самооценку учеников, их личностную значимость, что очень важно для детей в подростковом возрасте.

4. Творческие задания

В своей деятельности, начиная со 2 класса, я использую, как механизм развития метадеятельности на уроках информатики, систему творческих заданий. Творческое задание – это задание, которое даётся обучающимся на часть или раздел учебного предмета, которое ученики до этого никогда не выполняли, и не могут выполнить пока не усвоят существенное в данном разделе учебной программы. Его формулировка содержит указание на материал, который должны использовать в работе обучающиеся, на основное предметное понятие (или совокупность предметных понятий), которое должно стать средством исследования и средством описания результатов исследования учебного материала, средством создания текста.

Творческое задание призвано реализовать следующие цели:

  • 1) создать нечто целое, что «удержит» весь объём учебного материала, соответствующего данной части или данному разделу учебного предмета;
  • 2) усилить осознанность освоения учебного материала обучающимися, придать материалу практическую значимость;
  • 3) мотивировать обучающихся на изучение того или иного раздела или части учебного предмета.

Творческое задание «удерживает» познавательную и учебную задачи.

Познавательная задача направлена на освоение обучающимися конкретных предметных знаний и умений, которые приобретаются в результате анализа (исследования) предметного материала.

Учебная задача подразумевает разработку способов исследования и оформления результатов исследования предметного материала – построение теоретических понятий в виде моделей и схем.

Выполнение творческого задания всегда требует от школьников целеустремлённости, организованности и творчества. Планирование раздела – основное назначение состоит в развитии мыслительных и мыслькоммуникативных способностей обучающихся. Это достигается тем, что обучающиеся совместно с учителем строят проект своей учебной деятельности на время изучения раздела (строят способ выполнения ТЗ).

  1. Прояснение смысла ТЗ для того, чтобы поставить перед собой познавательную задачу и дать ответ на вопрос, зачем они будут изучать данный раздел учебного предмета «Информатика»
  2. Выявление основного затруднения у обучающихся, которое не позволит им выполнить ТЗ (выделяют новые, необходимые для выполнения ТЗ: понятия, знания и умения, учебные пособия (средство достижения целей))
  3. Детализация знаний и умений. (Перевод возникших затруднений в проблему и постановка учебной задачи)
  4. Выделение этапов выполнения ТЗ (календарный план работы на раздел) (этапы, действия, консультации, самостоятельная работа, сроки выполнения каждого этапа, точки контроля, образовательные результаты)

Приведу несколько примеров творческих заданий, используемых мною на уроках «Информатика». Начальная школа (2-4 классы):

Раздел «Кодирование и декодирование информации» (10 часов). Творческое задание: Разработать собственную кодовую таблицу. Конечный продукт – кодовая таблица. Выполняя творческое задание обучающийся развивает такие метапредметные умения как использование знаково-символических средств представления информации для решения практических задач; умение работать с разными видами информации: текстом, рисунком, числом, знаком. После представления своего конечного продукта, ребятам предлагается представить себя в роли шпионов и разведчиков и применить свои кодовые таблицы для шифрования важных сообщений.

Раздел «Информационные объекты и компьютер» (10 часов). Творческое задание: Составить маршрут экскурсии по городу Вольску (можно предложить использовать геоинформационную систему ДубльГис). Конечный продукт: Маршрут экскурсии в MS Word, иллюстрированный схемами из графического редактора Paint и картинками (например, из ДубльГис). Выполняя это творческое задание обучающиеся учатся работать с геоинформационной системой на примере интерактивной карты города, а также фиксируют результаты с помощью средств ИКТ (текстовый редактор, графический редактор). В результате выполнения творческого задания обучающиеся осуществляют поиск необходимой информации в открытом информационном пространстве, используют знаково-символические средства для представления конечного продукта.

Основная школа (5-9 класс)

Раздел: «Текст как форма представления информации» (10 часов). Творческое задание: Написать реферат по учебному предмету и оформить в соответствии с нормами ГОТ. Конечный продукт: Реферат по учебному предмету в MS Word. Выполняя такое творческое задание обучающийся совершенствует приобретённые навыки работы с информацией и пополняет их, он работает с текстами, преобразует и интерпретирует содержащуюся в них информацию, формулирует собственное мнение и позицию, аргументирует её, осуществляет расширенный поиск информации с использованием ресурсов электронных библиотек и Интернета. Фиксирует результаты в текстовом редакторе в соответствии с установленными требованиями к оформлению реферата.

Раздел «База данных как информационная система» (10 часов). Творческое задание: Разработать и создать базу данных («Политическая карта мира», «Школьная библиотека», «Видеотека» и т.д.). Конечный продукт: База данных в MS Access. Выполняя такое творческое задание ученики строят схемы информационного взаимодействия в системах; выявляют системообразующие и системоразрушающие факторы; создают взаимосвязные базы данных.

Раздел «Интернет как информационная система» (10 часов). Творческое задание: Разработать Web-сайт «Мини-учебник по любой теме учебного предмета». Конечный продукт: Web-сайт (локальная версия) на языке HTML или Web-сайт с использованием конструктора сайтов, опубликованные в сети Интернет. В ходе работы над собственным проектом обучающиеся анализируют особенности коммуникативной деятельности в виртуальном пространстве, работают с почтовыми программами; учатся соблюдать нормы этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам; приобретают умение выбирать источники информации для решения поставленной задачи.

Примеров можно привести намного больше, на каждый раздел предмета «Информатика» можно предложить творческое задание, имеющее социально-практическое значение.

Еще на заре становления европейской науки Г. В. Лейбницем была сформулирована мысль, что познание сути вещей равносильно раскрытию их внутренней формы. Информатика, по сути, и есть дисциплина, занимающаяся построением и изучением этих «форм». Поэтому, универсальность, «метапредметность» информатики не является чем-то насильственным или внешним, а вытекает из самого существа науки. Системно-информационная концепция определяет интегрирующую роль информатики среди всех школьных дисциплин. За счет организации межпредметных связей, реализуемых в процессе решения на уроках информатики разноплановых задач, появляется возможность закреплять и углублять знания, полученные на других предметах. При этом акцент делается на развитие мышления, которое определяет способность человека оперативно обрабатывать информацию и принимать обоснованные решения. Развитием мышления занимаются практически, во всех школьных предметах, но на базе системного подхода нигде, только на информатике. Информатика, позволяющая аккумулировать знания из разных предметных областей, это именно та дисциплина, где реально можно воплотить идею развития системного мышления, у каждого обучающегося.

В заключении нельзя не сказать и ещё об одном факторе формирования положительной мотивации, без которого все описанные выше могут просто не сработать. Это атмосфера доброжелательности на уроке. Уделить внимание каждому ученику, похвалить его за каждый новый, пусть даже незначительный результат – вот что поможет создать на уроке такую атмосферу - атмосферу доброжелательности и сотрудничества. Именно так я и стараюсь проводить свои уроки. И это еще один шаг, может быть, самый главный на пути формирования положительной мотивации учения. В концепции структуры и содержания среднего общего образования информатика играет важнейшую роль в формировании современного научного мировоззрения школьников и их подготовке к жизни в условиях современного информационного общества. Курс информатики призван быть системообразующим, он должен обобщить знания, направленные на формирование информационной картины мира, полученной на уроках по многим дисциплинам, так как метапредметные связи – важнейший принцип обучения в школе.