ШКОЛЬНОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО И СОЦИУМ

Талалова Светлана Викторовна

6. Влияние школьного лесничества на социально-культурную среду поселения

 

На протяжении многих лет у школьного лесничества «Сосенка» МКОУ Троицко – Сунгурской средней общеобразовательной школы сложились тесные отношения сотрудничества  с  Троицкосунгурским поселением. Воспитанники лесничества целенаправленно участвуют в жизни села, района, области, тем самым повышают свой уровень значимости в социуме. В дальнейшем труд детей переходит в их профессиональное самоопределение.

6.1. Основные формы эколого – просветительской деятельности

В школьном лесничестве используются следующие формы эколого – просветительской деятельности:

·         акции, операции, программы;

·         конференции, олимпиады, конкурсы;

·         праздники, слеты;

·         работа с населением;

·         работа на экологической тропе;

·         публикации и репортажив СМИ.

6.2.            Регулярные природоохранные мероприятия

Воспитанники лесничества принимают участие в посадках леса, проводят уход за питомником на площади 0,1га, очищают посадки леса от валежника. Ребята собрали 10 кг шишек  хвойных пород (Приложение № 1, фото № 1, 2).

Члены школьного лесничества не только стражи леса, они и рачительные хозяева, думающие о будущем. Они понимают, что хозяин леса должен быть и воспитателем, и сторожем, и умелым лекарем своих подопечных, потому что у леса есть не только друзья, но и многочисленные враги. Пока главное оружие от нападения вредителей – профилактика. Большую помощь лесу оказывают неутомимые лесные санитары – птицы. Для них  члены школьного лесничества развешивают кормушки и  искусственные гнезда.

Практически вся школа участвует в трудовых операциях, акциях, программах: “Птичья столовая”,  “Домик для пернатых”, “Посади дерево”, “Чистый лес”, “Лес без огня“, “Подари жизнь елке“, “Муравейник”, «Больше кислорода».  (Приложение № 1, фото № 3 - 6).

Ведется работа над Красной книгой своей местности, ребята выявляют особо охраняемые территории и благоустраивают их (Приложение № 1, рис. 1, фото № 7).

На счету нашего лесничества много хороших дел. Нелёгким был для юных лесоводов 2010 год. Сильная засуха, халатность людей привели к крупному пожару в нашем районе. Многие учащиеся нашего лесничества принимали участие в тушение лесных пожаров: Клетнов Александр и Пчелкин Иван были награждены благодарственными письмами политической партией «Единая Россия» и главой муниципального образования «Новоспасский район» (Приложение № 2).

Членами школьного лесничества ведется экологическая работа с младшими школьниками  школы. Члены школьного лесничества  организуют с ребятами экологические игры, викторины, праздники. Эти мероприятия приносят большую пользу, воспитывая в ребятах  уважительное отношение к природе, чувства гордости за богатую и щедрую родную землю, желание беречь её сокровища (Приложение 3,  фото № 8,9).

Коллектив школьного лесничества не замыкается в кругу только своих интересов. Они часто выступают инициаторами многих общешкольных мероприятий, организуют посвящённые охране природы и жизни леса походы, экскурсии, конкурсы, выставки, праздники: “День птиц”, “День Земли”, “День воды”, “Неделя леса”, “День здоровья“ и т.д. Все ученики заранее готовятся к торжествам, приглашают в гости сотрудников лесничества, родителей, классных руководителей, главу поселения и т.д. (Приложение № 3 фото № 10, 11).

Учащиеся школьного лесничества создали  экологическую тропу «В тайничках сунгурского леса».Создание экологической тропы позволило ребятам вовлечься в  научно - исследовательскую, краеведческую деятельность по изучению своей Малой Родины (Приложение 1).

Участвуя в операциях, акциях, а также  написании исследовательских работ воспитанники школьного лесничества проводят социологические опросы. Например, при написании исследовательской работы «Мониторинг лесных пожаров Новоспасского лесничества и противопожарная пропаганда среди населения»  ребятами был провиден социологический опрос на тему: «От каких обстоятельств зависят лесные пожары». Затем ребята сделали вывод по этому социологическому опросу. Кроме социологических опросов ребята размещают в общественных местах листовки, буклеты, аншлаги на противопожарную, природоохранную тематику, тем самым призывая жителей села к бережному отношению лесных богатств Милой Родины (Приложение № 4).

 Воспитанники школьного лесничества «Сосенка» являются постоянными журналистами районной газеты «Сельская правда». Они пишут в газету о проделанной работе, призывают жителей района к противопожарной безопасности, природоохранной деятельности, привлекают их к акциям, операциям. В апрели 2008 года ребята участвовали в областном конкурсе «Семь чудес света Ульяновской области»,  представляя ООТ -  Черная береза. Материалы о ней были опубликованы в областной газете «Дыхание Земли» В 2010 году этот же материал был опубликован в Молодежной газете. Районный телевизионный канал «Сфера ТВ» и областной канал «2Х2 на Волге» снимали видеоматериалы о Черной березе, где воспитанники школьного лесничества давали интервью об этом уникальном объекте.

Таблица 1

Публикации  и телерепортажи учащихся  в средствах массовой информации

Учебный год

Жанр публикации

Название темы

Уровень

2006-2007

1. Статья в газете «Сельская правда»

«Защитим лес от пожара»

 

муниципальный

 

 

2007- 2008

1. Статья в газете «Сельская правда»

«Берегите елочки  - сосеночки»

 

муниципальный

 

 

2.Статья в газете «Сельская правда»

«Оч. умелые ручки подвластно все: елки бумажные, снеговики ватные»

муниципальный

 

3. Статья в газете «Сельская правда»

«Здесь будет город – сад»

 

муниципальный

 

 

4.Телевизи-онный репортаж на канале «2х2 на Волге»

«Семь чудес света Ульяновской области – чудо Черная береза»

региональный

 

 

 

6. Статья в газете «Дыхание Земли»

«Семь чудес света Ульяновской области – чудо Черная береза»

региональный

 

6. Статья в газете

«Сельская правда»

«Черная береза под моим окном»

муниципальный

 

2008- 2009

1. Статья в газете «Сельская правда»

«Учимся познавать живое»

муниципальный

2. Телевизион-ный репортаж на канале «Сфера ТВ»

«О достопримечательностях села»

муниципальный

3. Статья в газете «Молодежная газета»

«Горе – береза»

региональный

2009-2010

1. Телевизи-онный репортаж на канале «Сфера ТВ»

«О школьном лесничестве «Сосенка»

муниципальный

2. Брошюра «ЭКО-2009» Материалы X областной научно- практической конференции обучающихся

Тезисы из докладаисследовательской

работы

«Исследования распространения зеленой дубовой листовертки в лесах Новоспасского лесничества Ульяновской области»

ученица 9 класса Гаврилина М.

региональный

4.Статья в газете

«Сельская правда»

«Мой край родной»

муниципальный

2010-2011

1. Брошюра «ЭКО-2011» Материалы XII областной научно- практической конференции обучающихся

Тезисы из доклада исследовательской

работы «Оценка состояния древостоя смешанного леса в Новоспасском лесничест-

ве» ученица 9 класса Панькова Ю.

региональный

2.Статья в газете

«Сельская правда»

На страже у леса

муниципальный

 

 Итак, 8 раз воспитанники лесничества публиковали материалы в районной газете, а также имеют 4  публикации на региональном уровне, кроме этого ребята сотрудничают с телевидением. (Приложение № 5).

6.3. Участие обучающихся школьного лесничества в мероприятиях, результативность их участия

Воспитанники школьного лесничества «Сосенка» принимают активное участие в мероприятиях разного уровня (Приложение № 6, фото № 12,13).

Таблица 2

Результаты обучающихся в предметных олимпиадах

Учебный год

Класс

Предмет

Результат

Всероссийский этап

2009-2010

9

Экология, биология

Удостоверение

Региональный этап

2007-2008

10

Экология

Диплом с отзывом II степени

2009-2010

9

Экология, биология

I место

2010-2011

10

Экология

III место

 

     Итак,  наблюдается положительная динамика достижений обучающихся в предметных олимпиадах по экологии и биологии(Приложение № 7).

Таблица 3

Результаты обучающихся в конференциях, конкурсах

Учебный год

Форма творческого конкурса

Класс

Результат

Международный уровень

2009-2010

Международная  конференция «Экология моря»

9

Грамота за участие

Всероссийский уровень

2009-2010

Всероссийский юниорский конкурс «Подрост»

9

Диплом

Региональный уровень

2007-2008

Областная научно-практическая конференция «ЭКО-2007»

8, 11

I место

2008-2009

Областной юниорский конкурс «Подрост»

11

I место

Областная научно-практическая конференция  «Шаг в будущее»

11

II место

Областная краеведческая конференция,  посвященная 160-летию И.Я.Яковлева

9

III место

2009-2010

 

 

 

 

 

 

 

Областной юниорский конкурс «Подрост»

9

I место

10

I место

Областная научно-практическая конференция «ЭКО-2010»

9

III место

Областной конкурс на лучший проект туристско-краеведческого    маршрута среди обучающихся «Мой край»

10

 

 

I место

 

 

 

2010-2011

Областной юниорский конкурс «Подрост»

8

III место

10

II место

11

I место

Областная научно-практическая конференция «ЭКО-2010»

10

II место

2011-2012

Областной юниорский конкурс «Подрост»

11

I место

11

I место

9

II место

   

  Итак, на региональном уровне за последние три года учащиеся 15 раз  становились победителямив научно-практических, краеведческих конференция и конкурсах, а также принимали участие в международных и всероссийских конференциях и конкурсах(Приложение № 8).

Таблица 4

Достижения обучающихся в слетах, форумах и праздниках

Учебный год

Форма творческого конкурса

Количество участников

Результат

Межрегиональный уровень

2010-2011

Программа «Больше кислорода!»

14

Благодарственное письмо

Региональный уровень

2007-2008

Областной слет школьных лесничеств

5

Грамота за участие

Областной конкурс «Лесная газета»

II место

Областной экологический праздник «Самый добрый фестиваль»

3

 

Диплом лауреаты

Областной конкурс русского языка «Письмо в защиту окружающей среды»

 II место

2008-2009

Областной слет юных лесоводов «Лесной форум»

5

 

 

III место

Областной конкурс «Лесная газета»

I место

Областной конкурс «Символика слета»

III место

Областной экологический праздник «Самый добрый фестиваль-2008»

5

III место

2009-2010

Областной слет юных лесоводов «Лесной форум»

5

II место

2010-2011

Областной слет юных лесоводов «Лесной форум»

5

III место

 

Областной слет юных лесоводов «Лесной форум»

5

II место

Областной конкурс «Мы за сохранение лесов России!»

15

I место

 

  Итак, на региональном уровне за последние три года учащиеся 9 раз становились победителями слетов, форумов и праздников. В 2010-2011 году ребята отмечены благодарственным письмом на межрегиональном уровне.(Приложение № 9).

Воспитанники школьного лесничества признаны общественным признанием, как на муниципальном, так и на региональном уровне.

Таблица 5

Общественная признательность обучающихся на региональном уровне

Год

Номинация

Уровень

Количество участников

Класс

2008-2009

Соци­ально – значимая и общественная деятельность

региональный

1

11

2009-2010

Научно - исследовательская деятельность

региональный

1

9

2010-2011

Научно - исследовательская деятельность

региональный

1

10

Соци­ально – значимая и общественная деятельность

региональный

1

11

 

Итак, на региональном уровне за последние три года учащиеся 4 раза становились обладателями губернаторской премии  (Приложение № 10).

Таблица 6

Общественная признательность обучающихся на муниципальном уровне

Год

Номинация

Уровень

Количество участников

Класс

2009-2010

Благодарственное письмо за активное участие и личный вклад в ликвидации лесных пожаров

муниципальный

2

9, 10

Свидетельство за достижения высоких показателей по итогам 2010 года

муниципальный

1

10

2010-2011

Благодарность за активное участие в работе школьного лесничества

муниципальный

2

11

Почетная грамота  за активное участие в противопожарной пропаганде среди населения

муниципальный

5

9,11

Благодарственные письма за активное участие в общественной жизни села и района

муниципальный

8

11

 

Итак, на муниципальном уровне за последние два года учащиеся школьного лесничества  18 раз были отмечены благодарственными письмами, грамотами за  активное участие в общественной жизни села и района (Приложение № 2, 11).

Итак,  школьное лесничество «Сосенка» благоприятно влияет  на социально-культурную среду Троицкосунгуркого поселения.