Моя методическая работа

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

гимназия г.Советский

Организация

спортивно-оздоровительной работы

 с детьми группы риска

 C:\Users\Сергей\Downloads\Летние-виды-спорта.jpg

Ро Елена Ивановна,

учитель физической культуры

Советский

Согласно Национальной образовательной инициативе «Наша Новая школа», современная школа должна стать «школой равных возможностей», «школой для всех», поэтому в образовательный процесс должны быть включены все категории детей (одаренные, из социально неблагополучных, с девиантным поведением, с ограниченными возможностями здоровья и т.д.). В связи с этим, одним из ведущих требований к современному учителю (по результатам мониторинга специалистов Психологической службы образования РФ) признается «способность «видеть» многообразие учащихся, учитывать в учебно-воспитательном процессе возрастные индивидуальные и личностные особенности различных контингентов детей и реагировать на их потребности».

 Технология педагогической поддержки  социальной адаптации детей  школьного возраста в процессе занятий физической культурой включает личностно ориентированную концептуальную основу и процессуальную характеристику, предусматривающую опосредованную ориентацию педагогического коллектива школы на социальное развитие детей, определяющуюся индивидуально-личностным подходом в обучении и воспитании. В основе педагогической технологии лежит концептуальное положение современной гуманистической педагогики о тесной взаимосвязи социально -психологического, интеллектуального и физического воспитания (П.Ф. Лесгафт, 1951, А.С. Макаренко, 1961, И.В Кузнецова, Н.Ю. Синягина, 2004 и др.). При этом все виды воспитания должны осуществляться в единстве (комплексе), так как личность школьника представляет собой целостность и многомерность. Единство воспитательных воздействий должно осуществляться в процесс как учебной, так и внеучебной деятельности. Исследователи выделяют основные компоненты, которые имеют непосредственное отношение к социализации личности школьника, формированию его культуры в процессе физического воспитания: физкультурно-спортивная деятельность - социальная адаптация - физическая культура школьников. К основным показателям, определяющим уровень личностного развития ребенка  в условиях социальной адаптации, относятся: социально-позиционный статус ученика в классе; характер мотивации и ее положительную направленность; адекватность самооценки; уровень физического развития и физической подготовленности; наличие продуктивных коммуникативно-целесообразных взаимодействий в формальной и неформальной сферах, соответствие уровня развития основных психических процессов (памяти, мышления, восприятия, внимания) возрастным особенностям школьника, психологической совместимости с учителями, и в частности с учителем физической культуры. Наиболее успешно технология педагогической поддержки детей в процессе социальной адаптации будет осуществляться за счет применения педагогом следующих методов и средств организации психолого-педагогического воздействия и стимулирования: игры, соревнования, проблемных педагогических ситуаций, опоры на личное мнение ребенка, активного  включения каждого ученика во все виды деятельности на уроке, создания опережающих ситуаций коммуникативных  целесообразных отношений в процессе учебной деятельности, осуществляемых на основе педагогически управляемого моделирования детьми нравственно-ценностных отношений. 

Подходы к феномену «трудная жизненная ситуация» различны. Главным фактором, нарушающим условия нормальной жизнедеятельности ребенка, является отсутствие заботы о нем со стороны взрослого человека. Дефицит заботы ведет к формированию особых форм жизнедеятельности ребенка, проявляющихся в их поведении. Изучая эмоциональные переживания детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, ученые установили, что все они переживают состояния стресса, конфликта и кризиса, которые оставляют значимый след в психике. Исследуя возрастные особенности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, отечественные психологи выявили личностные характеристики, которые не позволяют ребенку стать активным субъектом жизнедеятельности. Это проявляется в нарушении коммуникативных способностей, задержке эмоционального развития, в искажении социальных потребностей, в проявлении предрасположенности к невротическим срывам, в повышенном уровне агрессивности, в формировании базового недоверия к миру, утрате чувства ответственности за свое будущее, веры в себя и социальное окружение, в закреплении чувства страха, одиночества. Воспитание детей – огромный труд, который, прежде всего, ложится на плечи родителей, ибо, сколько бы ни ссылались на детские учреждения (детские сады, школы), большую часть времени ребенок находится в семье.         

Сущность понятия «дети группы риска»

В настоящее время категория «детей группы риска» (имеется в виду риск для общества, который они создают, и риск потери ими жизни, здоровья, возможностей развития) является предметом исследования различных отраслей научного знания, вследствие чего имеет междисциплинарный характер изучения, обусловливающийся сложностью и многогранностью этого явления.

В зависимости от области изучения выделяют множество классификаций «детей группы риска». В психологии, педагогике, социальной педагогике к данной категории детей относят тех, кто испытывает трудности в обучении, психическом развитии, социальной адаптации, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, социализации в целом. Дети группы риска — это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.

Понятие «детей группы риска» подразумевает следующие категории детей:

  • дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
  • дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
  • дети из неблагополучных, асоциальных семей;
  • дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;

  • дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптацией.

Особенностью «детей группы риска» является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут сработать или нет. Вследствие этого этой категории детей требуется особое внимание специалистов, комплексный подход с целью нивелирования неблагоприятных факторов и создания условия для оптимального развития детей.

К разрешению проблем учащихся связанных с какими-либонарушения нужно отнестись комплексно. Благодаря активной совместной работе социального педагога, психологов, классных руководителей и других специалистов гимназии, получается плодотворно работать с такими детьми.

Работа с детьми из социально  неблагополучных семей. Одно из направлений моей деятельности с такими детьми является вовлечение их в спортивно-оздоровительную работу. Работа в данном направление мне очень нравится, так как учащиеся чаще всего увлекаются различными видами спорта, а я направляю их, стараюсь поощрять, помогает им, создавать ситуацию успеха. Для таких детей я организую мероприятия, направленные на поднятия самооценки и веры в себя, укрепления связи семьи и школы, улучшения социализации: спортивные мероприятия с родителями, выезды на природу, турпоходы, встречи со спортсменами-выпускниками нашей школы, которые добились больших успехов (мои воспитанники - Яна Талыбова  и Алексей Семенов, чемпионы мира по пауэрлифтингу, Наталья Бондарчук, Анна Камалова – победители, Мария Мелькова, Кристина Татунова, Мария Камалова, Гуран Валерия, Эльнар Габдрахманов – призеры Всероссийских олимпиад школьников по физической культуре); организую экскурсии в пожарную часть и на конюшню, мини-зоопарк, где они получают массу положительных эмоции.  Создаю условия через индивидуальные формы работы: участие в конкурах рисунков на спортивную и оздоровительную тематику, даю индивидуальные теоретические задания, подготовка презентаций по любимым видам спорта, которые они с удовольствием рассказывают всему классу. При реализации направления идет отслеживание посещаемости и возможность контроля свободного времени учащихся.

Основные направления деятельности в области организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы:

• диагностическое;

• просветительское;

• профилактическое,

• реабилитационное;

• досуговая деятельность, занятость в спортивных секциях;

• спортивно-массовое.

Спортивно-оздоровительная деятельность в гимназии направлена на формирование у обучающихся, родителей, педагогов осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью, важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также на профилактику вредных привычек, охват максимального количества обучающихся школы оздоровительными мероприятиями.

           Пропаганда здорового образа жизни:

 - Профилактика вредных привычек, наркомании – на уроках физкультуры, ОБЖ, биологии,

классных часах, воспитательных мероприятиях в классе и общешкольных мероприятиях

- Проведение Дней здоровья, викторин, спортивных игр и др.

Создание в школе необходимых условий для занятий спортом – один из способов профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений среди подростков. В гимназии созданы все условия для занятий физкультурой и спортом, для проведения мероприятий оздоровительно-спортивной направленности.

На протяжении многих лет функционируют  спортивные секции по интересам обучающихся. Занятия в секциях спортивной направленности влияют на результаты участия в школьных, муниципальных, региональных и всероссийских соревнованиях.

При проведении различных спортивных мероприятий охват по школе от 90 до 100%. Ведь основным показателем результативности является массовость. Поэтому, при проведении главное внимание уделяется занятости школьников, активному участию всех их в запланированных мероприятиях. Временно освобожденные врачом от занятий физической культурой учащиеся также находятся в составе класса на местах проведения спортивных мероприятий, что положительно скажется и найдет достойное применение полученных знаний и навыков в дальнейшей жизнедеятельности учащихся, повышения уровня учебной и внеклассной  физкультурно-оздоровительной   работы.

Результаты работы:

1.100% занятость детей из неблагополучных семей во внеурочной деятельности.

2 Активное участие детей из семей данной категории в общественной жизни школы (конкурсы, праздники, школьные мероприятия).

3. Обеспечение учащихся из семей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию, горячим питанием, учебниками, учебными принадлежностями.

4. Организация летнего отдыха детей из неблагополучных семей (участие детей в профильных лагерях, сменах, в работе дворовых площадок). 

Работа с детьми из семей эмигрантов и детьми – сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Формы и методы реализации: взаимодействие с отделом по вопросам семьи и детства администрации Советского района,  ежемесячное посещение приемных и семей – опекунов на дому с составлением актов обследования условий жизни, материально – бытовых условий, посещение проблемных семей учащихся с составлением актов обследования, психолого – педагогическое просвещение приемных семей и семей – опекунов по вопросам воспитания детей, психолого- педагогическое консультирование семей с приглашением специалистов, проведение «Родительского всеобуча» по вопросам обучения и воспитания детей, контроль посещения занятий, внешнего вида, состояния здоровья опекаемых учащихся школы, организация и контроль внеурочной занятости приемных и опекаемых детей.

Результаты работы:

1. Положительная динамика роста числа приемных и опекаемых детей.

2. Благоприятный психологический климат в семьях, активное участие приемных и опекаемых семей в жизни школы (конкурсы, праздники, школьные мероприятия).

3.Обеспечение учащихся одеждой, горячим питанием, учебниками, учебными принадлежностями.

4. Организация летнего отдыха приемных и опекаемых детей.

5. Проведение мероприятий в рамках фестиваля «Дружбы народов», «Я, ты, он, она – вместе дружная семья», «Песни и танцы народов мира», Спартакиада национальных видов спорта.

Работа с детьми- инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Компоненты системы: ежегодное тестирование учащихся с целью определения уровня физических и умственных способностей и дифференциации учащихся на группы, отслеживание динамики изменений физической и умственной подготовки учеников, создание условий для всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья, вовлечение их в общественную жизнь школы. Формы и методы реализации: урочная, внеурочная ( секции, индивидуальные занятия), для выявления детей с  ОВЗ применяются технологии уровневой дифференциации,  смена  видов деятельности,  чередование занятий и физкультурных пауз, поэтапное обучение упражнениям, последовательное и многократное выполнение заданий, сопровождение аудио, видео- техническими средствами обучения, предоставление дополнительного времени для завершения заданий, индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ, медицинское сопровождение и консультирование, ведение учащимися «Дневников здоровья». Учащиеся с ОВЗ обучаются по индивидуальной программе с учетом уровня подготовки, физического и умственного развития. При оценивании учитывается не только достигнутый результат, но и динамика изменений физической подготовки ученика.

Система работы с учащимися с ослабленным здоровьем включает в себя разработку индивидуальных заданий для развития навыков самостоятельной работы с текстом, схемами, таблицами. Достаточно эффективно осуществлять консультирование учащихся с ОВЗ электронный дневник, рассылку теоретического материала, заданий через личную электронную почту.

Результаты работы: положительная динамика уровня физической подготовленности, переход учащихся из спец. группы в подготовительную, а так же повышение качества обученности детей с ОВЗ по предметам.

Работа с детьми – сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Формы и методы реализации: взаимодействие со службой опеки и попечительства администрации Советского района, ежемесячное посещение приемных и семей – опекунов на дому с составлением актов обследования условий жизни, материально – бытовых условий, посещение проблемных семей учащихся с составлением актов обследования, психолого – педагогическое просвещение приемных семей и семей – опекунов по вопросам воспитания детей, психолого- педагогическое консультирование семей с приглашением специалистов, проведение «Родительского всеобуча» по вопросам обучения и воспитания детей, контроль посещения занятий, внешнего вида, состояния здоровья опекаемых учащихся школы, организация и контроль внеурочной занятости приемных и опекаемых детей.

Результаты работы:

1. Положительная динамика роста числа приемных и опекаемых детей.

2. Благоприятный психологический климат в семьях, активное участие приемных и опекаемых семей в жизни школы (конкурсы, праздники, школьные мероприятия).

3.Обеспечение учащихся одеждой, горячим питанием, учебниками, учебными принадлежностями.

4. Организация летнего отдыха приемных и опекаемых детей.

5. Организация и проведение спортивным мероприятий.

Работа с детьми с девиантным (общественно опасным) поведением.                                          Формы и методы работы:                                                                                                                                            1. Вовлечение детей с девиантным поведением в детские творческие и спортивные секции.

2. Активное вовлечение детей в систему школьного и классного самоуправления.

3. Вовлечение детей в военно-патриотический клуб «Честь имею!»

4.  Взаимодействие ОУ с организациями дополнительного образования Советского района по вопросам духовно- нравственного воспитания детей.

Результаты работы:

1. Снижение численности обучающихся, состоящих на внутришкольном контроле и на учете в комиссии ПДН.

 2. Отсутствие конфликтных ситуаций между учащимися в школе и классе.

3. Отсутствие правонарушений несовершеннолетними.

Таким образом, адресная работа учителя с различными категориями обучающихся способствует созданию благоприятных условий для жизни и воспитания, самоопределению, саморазвитию, нормализации психофизического состояния детей.



Предварительный просмотр:

        

        

         


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

      Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия

г. Советский

Конспект

интегрированного  урока

 в 8 классе

(физическая культура и биология):

Тема:

Гигиена сердечно-сосудистой системы

Подготовили: Ро Е.И.,

Учитель физической культуры

Старицына О.В.,

Учитель биологии

Советский

2018г

Тема: Гигиена сердечно-сосудистой системы.

Цели:

  • Формирование навыков здорового образа жизни.

Задачи:

  • развивать основные физические качества,
  • развивать быстроту, ловкость, скоростно-силовые качества,
  • установить взаимосвязь между работой сердца и деятельностью всего организма,
  • познакомить с последствиями гиподинамии и другими факторами, отрицательно влияющими на сердечно-сосудистую систему,
  • убеждение учащихся в важности двигательной активности для укрепления сердца,
  • развитие умений определять функциональную пробу для самоконтроля своего организма и тренированности,
  • воспитать организованность, дисциплинированность.

Форма:

-     интегрированный урок

Инвентарь:

  • секундомер,
  • волейбольный мяч.

Место занятий: спортзал.

Часть урока

Содержание

Дозировка

Организационно-методические указания

1

Вводная

3

1. Построение, приветствие

1

Учитель.

2. Задачи на урок

Замер ЧСС в состоянии покоя.

2

 «Ребята, сегодня мы проведем с вами интегрированный урок физкультуры и биологии,  узнаем о значении в нашей жизни сердечно-сосудистой системы, как она помогает нам справляться с нагрузкой во время работы. На уроке физкультуры мы проведем лабораторную работу, определим ЧСС в покое и после нагрузки, запишем результаты. А на уроке биологии проанализируем результаты которые помогут установить взаимосвязь между работой сердца и деятельностью всего организма и убедят нас в важности двигательной активности для укрепления сердца»

2

Основная

35

1. Разминка

Замер ЧСС после разминки.

8

1

Рассказ учителя: «Зарядка является важным фактором сохранения и укрепления здоровья. Она способствует быстрому переходу организма от состояния сна к бодрствованию, так как тонизирует ценральную нервную систему, активизирует работу всех внутренних органов,  в первую очередь сердечно-сосудистой системы. Зарядка имеет также и воспитательное значение, так как регулярное ее выполнение требует определенного волевого усилия, особенно по началу. Благодаря зарядке человек привыкает точно рассчитывать время, что тоже весьма полезно.

Делать зарядку следует ежедневно через 10-15 минут после подъема в хорошо проветриваемом помещении. Продолжительность зарядки обычно не превышает 10-20 минут. Начинают ее с легких разминочных упражнений, ходьбы, постепенно увеличивая нагрузку и следя за равномерностью вдоха и выдоха. После зарядки не должно быть признаков утомления и значительного учащения пульса. Можно использовать самые разнообразное упражнение – подтягивание, наклоны, вращения, повороты туловища и конечностей, ходьбу в разном тепе, прыжки, умеренный по тепу бег, всего за одну зарядку выполняют 5-8 упражнений, которые повторяют  в зависимости от их сложности от 2-3 до 8-10 раз. Среди упражнений не должно быть таких, которые сопровождаются значительным напряжением, задержкой дыхания.»

Разминку проводит учащийся с помощью учителя.

2. Бег- 6 минут.

6

Занятия бегом позволяют укрепить сердечно-сосудистую систему,  похудеть, снять утомление после серьезной умственной нагрузки, окрепнуть почувствовать себя сильнее.

Бегом лучше всего заниматься в парке, на бульваре или по крайней мере на улице с малым автомобильным движением. Перед тем как начать эти занятия, приучи себя делать ежедневную зарядку. В первый день занятий походить сначала минут 15-20, потом перейти на бег (2-3 минуты). Потом еще походить. Постепенно увеличивать продолжительность бега в зависимости от самочувствия.

Если после бега пульс будет  в 2 раза чаще, чем в состоянии покоя, то это нормально. Запомните: не рекомендуется бегать на носках как при спортивном беге. Стараться расслабиться, расслабить шею, плечи, руки, пальцы, не шлепать ногами. Для бега хороши кроссовки, кеды, но не тапочки. Не желательно бегать по асфальту, лучше по земле. Сразу после еды бегать не рекомендуется.  

В колонну по одному, дистанция 2 м.

Не обгонять, следить за техникой бега.

Учитель ведет график бега.

3. Замер ЧСС  после бега.

1

Результаты записываем в рабочую тетрадь.

4. Замер ЧСС

 после 1 минутного восстановления, после 3 минутного восстановления, после 5 минутного восстановления.

10

 Результаты записываем в рабочую тетрадь и определяем время у разных детей.

5. Подвижная игра «снайпер».

7

Судят игру свободные ученики (освобожденные врачом от практических занятий).

3

Заключительная

2

1. Построение.

2. Итоги урока.

1

Учитель.

3. Домашнее задание.

1

Гантельная гимнастика.

Упражнения ОФП.



Предварительный просмотр:

Описание: гриф НОО.jpg

Рабочая программа учебного предмета

«Физическая культура»

для обучающихся 8 «г» класса

(АООП НОО ЗПР)

        

Количество часов:105

Составила: Ро Е.И.

учитель физической культуры

МБОУ гимназии г. Советский

2020-2021 уч. год

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по физической культуре для 8 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ);

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями от 29 декабря 2014 года № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утвержденииФГОС основного общего образования», от 31 декабря 2015 года № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897»);

Приказ Минпросвещения России от 28 декабря 2018 года № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями от 8 мая 2019 года № 233; от 22.11.2019 г. №632; от 18.05.2020 г. №249);

Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015 года № 1/15), в редакции протокола №1\20 от 04.02.2020 федерального учебно-методического объединения по общему образованию.

Рабочая программа по предмету ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА  составлена в соответствии  c адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) 6-9 класс в МБОУ гимназии г. Советский, утверждённой приказом от 31.08.2020 г. №263 «Об утверждении адаптированных образовательных программ начального общего, основного общего образования на 2020-2021 учебный год в МБОУ гимназии г. Советский».

Учебный предмет «Физическая культура» входит в предметную область«Физическая культура». Уроки физической культуры предусматривают формирование у обучающихся с ЗПР основных видов движений, элементов спортивной деятельности, формируют первоначальные представления о значении физических упражнений для укрепления здоровья, физического развития, повышения работоспособности.

Общей целью изучения предмета «Физическая культура» является укрепление здоровья обучающихся с ЗПР и совершенствование их физического развития, формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека.

Овладение учебным предметом «Физическая культура» представляет сложность для учащихся с ЗПР. Это связано с недостатками психофизического развития детей: несформированностью пространственной ориентировки, зрительно-моторной координации, трудностями произвольной регуляции деятельности, трудностями понимания речевой инструкции.

В соответствии перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета:

- укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому и социальному развитию;    

- формирование двигательных навыков и умений, первоначальных уменийсаморегуляции;    

- формирование системы элементарных знаний о здоровом образе жизни и установки на сохранение и укрепление здоровья;

-  владение основными представлениями о собственном теле;

- развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);

- коррекция недостатков психофизического развития.

С учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР в 8 классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:

- познакомить с правилами подвижных игр и игровых заданий с элементами спортивных игр, учить соблюдать их;

- формировать представления о значении физической культуры в укреплении собственного здоровья;

- формировать навыки выполнения основных видов движения (ходьба, бег, перекаты, лазанье, прыжки, метание) в процессе выполнения гимнастических упражнений, по легкой атлетике, коррекционно-развивающих упражнений и игр;

- учить имитировать движения спортсменов;

- формировать потребность организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.).

2. Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Физическая культура» является одним из основных в системе физического воспитания младшего школьника. Укрепление физического здоровья детей, совершенствование их физического развития, воспитание стремления заниматься физической культурой – основная задача уроков физической культуры.

Умение поддерживать здоровый образ жизни, стремиться совершенствовать свои спортивные навыки, адекватно оценивать свои физические возможности способствует формированию общей культуры.

В то же время у школьника с ЗПР могут возникнуть трудности при усвоении программного материала по физической культуре. У первоклассников с ЗПР могут наблюдаться нарушения пространственной ориентировки, дети затрудняются в понимании инструкции с использованием понятий, обозначающих пространственные отношения. Несформированность системы произвольной регуляции нарушает выполнение программы действий. В группе детей с ЗПР может обнаружиться неравномерность темпавыполнения учебного действия, что ведет к выпадению одного из элементов действия или незавершению самого действия. Повышенная отвлекаемость приводит к многочисленным ошибкам выполнения учебного задания, снижает темп и результативность деятельности. Дети с ЗПР нуждаются в постоянном контроле и дополнительных стимулах.

Обучение предмету «Физическая культура» создает возможности для преодоления не только перечисленных несовершенств, но и других недостатков развития, типичных для обучающихся по варианту 7.2. Вместе с тем механический перенос на контингент с ЗПР методических рекомендаций по обучению школьников, не обнаруживающих отставания в развитии, равно как и надежда на коррекционный эффект исключительно особых организационных условий (меньшее количество обучающихся в классе, пролонгация обучения и пр.) опасен отсутствием ожидаемого результата.

Обучение физической культуре должно строиться с учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР. При построении уроков необходимо учитывать быструю истощаемость и низкую работоспособность школьников. Новый материал предъявляется пошагово, предусматривает дозированную помощь учителя, использование специальных методов, приемов и средств обучения.

Учителю рекомендуется самостоятельно распределять часовую нагрузку на изучение разделов учебного предмета, адаптировать упражнения и задания. Допустимо изменять последовательность и сроки прохождения программного материала в зависимости от условий школы (региональных, материальных), особенностей психофизического развития детей, опыта учителя физкультуры.

3. Описание места учебного предмета

Приведенная примерная рабочая программа составлена на 105 часов (по 3 часа в неделю при 35 учебных неделях).

Количество часов, отводимых на изучение учебного предмета «Физическая культура» может корректироваться в рамках предметной области «Физическая культура» с учётом психофизических особенностей обучающихся.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

    Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Реализация ценностных ориентиров  в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

Значение предмета в общей системе коррекционно-развивающей работы

Изучение учебного предмета «Физическая культура» вносит весомый вклад в общую систему оздоровительной и коррекционно-развивающей работы, направленной на удовлетворение специфических образовательных потребностей обучающегося с ЗПР.

Если обучение предмету построено с соблюдением специальных дидактических принципов, предполагает использование адекватных методов и конкретных приемов, то у школьника пробуждается интерес к физическим упражнениям, желание соблюдать здоровый образ жизни, совершенствуется двигательные навыки, проявляются возможности осознания своих затруднений и соответствующие попытки их преодоления.

Уроки физкультуры способствуют профилактике заболеваний сердечно - сосудистой, дыхательной систем и опорно-двигательного аппарата. В процессе выполнения различных упражнений активизируется работа разных групп мышц, происходит избирательное воздействие на определенные системы организма. Таким образом укрепляется сердечная мышца, улучшается работа мышц брюшного пресса, диафрагмы, формируются навыки правильного дыхания, совершенствуются двигательные характеристики.

Упражнения в ходьбе, беге, лазании, прыжках, метании способствуют развитию координации движений, пространственных ориентировок, произвольности и становлению навыков самоконтроля, что значимо для организации учебной деятельности на других уроках.

При усвоении учебного предмета «Физическая культура» школьники учатся ориентироваться в задании и производить его анализ, обдумывать и планировать предстоящие действия, следить за правильностью выполнения задания, давать словесный отчет и оценку проделанной работе, что совершенствует систему произвольной регуляции деятельности.

На уроках физкультуры дети овладевают элементарным знаниями о здоровом образе жизни, значении спортивных упражнений, у них формируются такие необходимые качества личности, как целеустремленность и настойчивость в достижении результата.

Учитель по предмету «Физическая культура» должен взаимодействовать  с другими участниками образовательного процесса. Взаимодействие с учителем начальных классов необходимо по предмету «Окружающий мир», где школьник также получает знания о здоровом образе жизни. Учитель начальных классов использует на уроках физминутки, которые могут быть подобраны совместно. Педагог-психолог вместе с учителем по предмету «Физическая культура» могут работать над совершенствованием системы произвольной регуляции деятельности. Педагог-психолог может обосновать индивидуальный подход к обучающимся.

На уроках физкультуры дети овладевают элементарным знаниями о здоровом образе жизни, значении спортивных упражнений, у них формируются такие необходимые качества личности, как целеустремленность и настойчивость в достижении результата. Не исключено, что для отдельных обучающихся именно уроки физкультуры могут обеспечить столь необходимую сферу успешности.

Вместе с тем учителю по предмету «Физическая культура» следует помнить следующие рекомендации:

1.У обучающихся разные двигательные возможности, которые не должны становиться объектом критики со стороны педагога и одноклассников.

2.Повышенная возбудимость часто определяет плохое поведение на уроках. В данном случае большую эффективность могут иметь парадоксальные реакции со стороны педагога – снижение громкости голоса при командах, включение дополнительных релаксационных упражнений, переключение плохо ведущих себя детей на другие виды деятельности (сходить, принести и т.п.).

3.С одной стороны, обучающимся необходима частая смена видов деятельности, с другой – они не могут быстро переключаться с одной деятельности на другую, поэтому о следующем виде занятий следует предупреждать приблизительно за минуту до завершения текущего.

4.Следует чередовать двигательные упражнения с устными опросами, во время которых определяется овладение новой терминологией, а также происходит обучение высказыванию своих потребностей (устал, болит и т.п.).

5.Обучающиеся с ЗПР часто имеют различную неврологическую, соматическую патологию, требующую соблюдения определенных правил и ограничений в физических нагрузках. Поэтому учитель по предмету Физическая культура должен иметь представление о состоянии здоровья обучающихся, соблюдать индивидуальный подход.

6.При формировании подгрупп для подвижных игр следует создавать условия для равенства возможностей команд, не допуская постоянного успеха одних и неуспеха других.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Физическая культура» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по ниже перечисленным параметрам.

Личностные результаты освоения ПРП для 8 класса по учебному предмету

«Физическая культура» могут проявляться в:

-положительном отношении к урокам физкультуры, к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятии образа «хорошего ученика», что в совокупности формирует позицию школьника;

-интересе к новому учебному материалу;

-ориентации на понимание причины успеха в учебной деятельности;

-навыках оценки и самооценки результатов учебной деятельности на основе критерия ее успешности;

-овладении практическими бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (ловля, метание предмета; ползание, подтягивание руками и др.);

-развитии навыков сотрудничества со взрослыми.

Метапредметные результаты освоения ПРП для 8 класса по учебному предмету«Физическая культура» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться).

Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

-понимать смысл инструкций;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;

-различать способы и результат действия;

-принимать активное участие в коллективных играх;

-адекватно воспринимать оценку своих успехов учителем, товарищами;

-вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок.

Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

   принимать участие в работе парами и группами;

   адекватно использовать речевые средства для решения поставленных задач на уроках физкультуры;

    активно проявлять себя в командных играх, понимая важность своих действий для конечного результата.

Учебный предмет «Физическая культура» имеет очень большое значение для формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по ниже перечисленным направлениям.

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях:

–организовать себя на рабочем месте (переодеться в соответствующую одежду, занять свое место в строю);

–задать вопрос учителю при непонимании задания;

–сопоставлять результат с заданным образцом, видеть свои ошибки.

Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется в умении слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь.

Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно- временной организации проявляется:

–в формировании внутреннего чувства времени (1 мин, 5 мин и т.д.) и ориентировке в схеме собственного тела;

–в умении ориентироваться в пространстве учебного помещения.

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляется в умении находить компромисс в спорных вопросах.

Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования.

Они обозначаются в ПрАООП как:

1)формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, физического развития, повышения работоспособности;

2)овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);

3)формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок.

6. Содержание учебного предмета

Знания по физической культуре

Физическая культура. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.

Правила личной гигиены.

Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств, основы спортивной техники изучаемых упражнений. Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических  качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.

Способы физкультурной деятельности

Самостоятельные занятия. Выполнение комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).

Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах). Соблюдение правил игр.

Физическое совершенствование

Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.

Спортивно-оздоровительная деятельность. Гимнастика.

Организующие команды и приёмы. Простейшие виды построений. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение простейших строевых команд с одновременным показом учителя.

Упражнения без предметов (для различных групп мышц) и с предметами (гимнастические палки, флажки, обручи, малые и большие мячи).

Опорный прыжок: имитационные упражнения.

Гимнастические упражнения прикладного характера. Ходьба, бег, метания. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.

 Упражнения в поднимании и переноске грузов: подход к предмету с нужной стороны, правильный захват его для переноски, умение нести, точно и мягко опускать предмет (предметы: мячи, гимнастические палки, обручи, скамейки).

Лёгкая атлетика.

Ходьба: парами, по кругу парами; в умеренном темпе в колонне по одному в обход зала за учителем. Ходьба с сохранением правильной осанки. Ходьба в чередовании с бегом.

Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; подпрыгивание вверх.

Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.

Метание: малого мяча в горизонтальную цель.

Лыжная подготовка.

 Передвижение на лыжах; торможение.

Подвижные игры и элементы спортивных игр

На материале гимнастики:игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.

На материале лёгкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.

На материале лыжной подготовки: упражнения на выносливость и координацию.

Подвижные игры разных народов.

Коррекционно-развивающие игры: «Порядок и беспорядок», «Узнай, где звонили»,

«Собери урожай».

Игры с бегом и прыжками: «Сорви шишку», «У медведя во бору», «Подбеги к своему предмету», «День и ночь», «Кот и мыши», «Пятнашки».

Игры с мячом: «Метание мячей и мешочков»; «Мяч по кругу», «Не урони мяч».

Адаптивная физическая реабилитация

 Общеразвивающие упражнения.

На материале гимнастики.Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба широким шагом; наклоны; индивидуальные комплексы по развитию гибкости.

Развитие координации: преодоление простых препятствий; ходьба по гимнастической скамейке, воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лёжа, сидя).

 Формирование осанки: ходьба на носках, с заданной осанкой; стилизованная ходьба под музыку; упражнения на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лёжа.

Развитие силовых способностей: динамические упражнения без отягощений (преодоление веса собственного тела).

На материале лёгкой атлетики.Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченнойопоре.

Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальнойскоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; броски в стенку и ловля теннисного мяча, стоя у стены, из разных исходных положений.

Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями; равномерный 6-минутный бег.

Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; повторное преодоление препятствий (15-20 см); передача набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений; метание набивных мячей (1-2 кг) одной рукой и двумя руками из разных исходных положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); прыжки с продвижением вперёд (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте.

На материале лыжных гонок.Развитие координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте); общеразвивающие упражнения с изменением поз тела, стоя на лыжах.Развитие выносливости: передвижение на лыжах в режиме умеренной интенсивности.

Коррекционно-развивающие упражнения

Основные положения и движения головы, конечностей и туловища, выполняемые на месте: сочетание движений туловища, ног с одноименными движениями рук; комплексы упражнений без предметов на месте и с предметами (г/ палка, малый мяч, средний мяч, г/мяч, набивной мяч, средний обруч, большой обруч).

Упражнения на дыхание: правильное дыхание вразличных И.П. сидя, стоя, лежа; глубокое дыхание при выполнении упражнений без предметов; дыхание по подражанию («понюхать цветок», «подуть на кашу», «согреть руки», «сдуть пушинки»), дыхание во время ходьбы с произношением звуков на выдохе, выполнение вдоха и выдоха через нос.

Упражнения на коррекцию и формирование правильной осанки: упражнения у гимнастической стенки (различные движения рук, ног, скольжение спиной и затылком по гимнастической стенке, приседы); сохранение правильной осанки при выполнении различных движений руками; упражнения в движении имитирующие ходьбу, бег животных и движения работающего человека («ходьба как лисичка», «как медведь», похлопывание крыльями как петушок», покачивание головой как лошадка», «вкручивание лампочки», «забивание гвоздя», «срывание яблок», «скатай снежный ком», «полоскание белья»); упражнения на сенсорных набивных мячах различного диаметра (сидя на мяче с удержанием статической позы с опорой с различными движениями рук); ходьба с мешочком на голове; поднимание на носки и опускание на пятки с мешочком на голове; упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад: «Змея»,«Колечко»,  «Лодочка»;  упражнения  для  укрепления  мышц  спины  путем складывания:«Птица», «Книжка» «Кошечка»; упражнения для укрепления позвоночника путем поворота туловища и наклона его в стороны: «Ежик», «Звезда», «Месяц»; упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног: «Лягушка», «Бабочка», «Ножницы».

Упражнения на коррекцию и профилактику плоскостопия: сидя («каток», «серп»,«окно», «маляр», «мельница», «кораблик», «ходьба», «лошадка», «медвежонок»); сидя: вращение стопами поочередно и одновременно вправо и влево, катание мяча ногами; ходьба приставными шагами и лицом вперед по канату со страховкой; ходьба на внутреннем и внешнем своде стопы; ходьба по массажной дорожке для стоп.

Упражнения на развитие общей и мелкой моторики: с сенсорными набивными мячами разного диаметра (прокатывание, перекатывание партнеру); со средними мячами (перекатывание партнеру сидя, подбрасывание мяча над собой и ловля, броски мяча в стену); с малыми мячами (перекладывания из руки в руку, подбрасывание двумя, удары мяча в стену в квадраты и ловля с отскоком от пола двумя; удары мяча об пол одной рукой и ловля двумя); набивными мячами –1 кг (ходьба с мячом в руках, удерживая его на груди и за головой по 30 секунд; поднимание мяча вперед, вверх, вправо, влево).

Упражнения на развитие точности и координации движений: построение в шеренгу и в колонну с изменением места построения; ходьба между различными ориентирами; бег по начерченным на полу ориентирам (все задания выполняются вместе сучителем); несколько поворотов подряд по показу, ходьба по двум параллельно поставленным скамейкам с помощью.

Упражнения на развитие двигательных умений и навыков.

Построения и перестроения: выполнение команд «Становись!», «Равняйсь!»,

«Смирно!», «Вольно!», «Шагом марш!», «Класс стой!» с помощью; размыкание в шеренге и в колонне; размыкание в шеренге на вытянутые руки; повороты направо, налево с указанием направления; повороты на месте кругом с показом направления.

Ходьба и бег: ходьба на пятках, на носках; ходьба в различном темпе: медленно, быстро; бег в чередовании с ходьбой; ходьба и бег в медленном темпе с сохранением дистанции; бег в колонне по одному в равномерном темпе; челночный бег 3 Х 10 метров; высокий старт; бег на 30 метров с высокого старта на скорость.

Прыжки: прыжки на двух (одной) ноге на месте с поворотами на 180° и 360°; прыжки на одной ноге с продвижением вперед; прыжки в длину с места толчком двух ног; прыжки в глубину с высоты 50 см.

Броски, ловля, метание мяча и передача предметов: метание малого мяча правой (левой) рукой на дальность способом «из-за головы через плечо»; метание малого мяча в горизонтальную цель (мишени на г/стенке); переноска одновременно 2-3 предметов различной формы (флажки, кегли, палки, мячи и т.д.).

Равновесие: ходьба по г/скамейке с предметом (флажок, г/мяч, г/палка); ходьба по г/скамейке с различными положениями рук; «Петушок», «Ласточка» на полу.

Лазание, перелезание, подлезание: лазанье по г/стенке одновременным способом,  не пропуская реек, с поддержкой; подлезание и перелезание под препятствия разной высоты (мягкие модули, г/скамейка, обручи, г/скакалка, стойки и т.д.); подлезание под препятствием с предметом в руках; пролезание в модуль-тоннель; перешагивание через предметы: кубики, кегли, набивные мячи, большие мячи; вис на руках на г/стенке 1-2 секунды; полоса препятствий из 5-6 заданий в подлезании, перелезании и равновесии.

7. Календарно-тематическое планирование

Раздел

Примерныетемызанятий

Примерноесодержаниезанятий

1 четверть

Знания по физической культуре (1 ч.)

Физическаякультура.

Правила предупреждения травматизма во время занятий        физическими

упражнениями:организация

мест        занятий,                подбор одежды, обуви и инвентаря. Правила                личной        гигиены. Общеразвивающие упражнения.Коррекционно-

развивающиеигры.

Физическоесовершенствование. Гимнастика. (12 ч.)

Построение в шеренгу и в колонну.

Ходьба в различном темпе. Ходьба и бег в медленном темпе.

Упражнения без предметов (для различных групп мышц).

Построение и перестроение. Прыжки на двух (одной) ноге на месте с поворотами. Лазанье по гимнастической стенке.

Подлезание и перелезание под препятствия разной высоты.

Пролезание в модуль- тоннель.

Простейшие                                                                                                                        виды построений.                                                Выполнение простейших                                                                                строевых команд        с        одновременным показом                                                                                                        учителя. Общеразвивающие упражнения                        на                        материале гимнастики:                                на                                развитие координации                                и                                        силовых способностей.                                                Комплексы физических упражнений для профилактики плоскостопия и                нарушений                                                осанки. Подвижные                                                        игры                        на материале                                                гимнастики. Игры с бегом и прыжками. Подвижные                        игры                                        разных народов.                        Коррекционно-развивающие                                упражнения: на        развитие                        двигательных умений                и                                                        навыков, правильного                                        дыхания                в различных                                                                                                                        И.П., имитирующие ходьбу, бег животных.                                                Выполнение

команд.

Физическое

совершенствование.

Ходьба.

Ходьба в умеренном темпе в

Ходьба   парами,   по  кругу

парами;  в  умеренномтемпе

Лёгкаяатлетика. (10 ч.)

колонне.

Ходьба        в        чередовании        с бегом.

Челночный бег.

Прыжки на одной ноге и двух ногах на месте.

Броски большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.

в        колонне                по                        одному                в обход        зала                        за                                учителем. Ходьба                        с                                сохранением правильной                                                                                        осанки. Общеразвивающие упражнения                на                        материале лёгкой                атлетики:                        на развитие                        координации                и быстроты. Гимнастика для глаз. Подвижные игры на материале легкой атлетики. Коррекционно-развивающие упражнения: на дыхание, на формирование                                правильной осанки                и                                профилактику плоскостопия, на развитие точности                        и                                координации движений,                                на                                        развитие двигательных                                        умений                и навыков.                                                                Выполнение

команд.

Способыфизкультурнойдеятельности.

(1 ч.)

Самостоятельныеигры и развлечения.

Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных        залах).

Соблюдениеправилигр.

2 четверть

Знания        по        физической культуре (1 ч.)

Физическиеупражнения.

Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств, основы спортивной        техники изучаемых упражнений. Общеразвивающие

упражнения. Коррекционно-

развивающиеигры.

Физическое

Построение в шеренгу и в

Выполнение        простейших

совершенствование.

колонну.

строевыхкоманд.        Игровые

Гимнастика.

Ходьба в различномтемпе.

задания        с        использованием

(10 ч.)

Опорныйпрыжок.

строевых        упражнений,

Передвижениепонаклонной

упражнений        на        внимание,

гимнастическойскамейке.

силу,        ловкость        и

Передвижение        по

координацию.

гимнастическойстенке.

Имитационныеупражнения.

Поднимание        и        переноска

Игры с бегом и прыжками.

грузов.

Общеразвивающие

упражнения        на        материале

гимнастики:        на        контроль

осанки        в        движении,

положений        тела        и        его

звеньев,        на        развитие

гибкости,        координации        и

силовых        способностей.

Подвижные        игры        на

материале        гимнастики.

Коррекционно-развивающие

упражнения:        на        развитие

двигательных        умений        и

навыков,        правильного

дыхания в различных И.П.,

на        коррекцию        и

формирование        правильной

осанки.        Выполнение

команд.

Физическое

Прыжки с продвижением

Прыжковые упражнения на

одной ноге и двух ногах на

месте и с продвижением;

подпрыгивание        вверх.

Метание        мяча        в

совершенствование.

вперёд.

Лёгкаяатлетика.

Прыжки в длину с места

(9 ч.)

толчкомдвухног.

Подпрыгиваниевверх.

Передача набивного мяча по кругу из разных исходных положений.

Метание набивных мячей одной рукой и двумя руками из разных исходных положений и различными способами.

Метание малого мяча в горизонтальную цель.

горизонтальную                                                                цель. Упражнения                                                                                                                на координацию, выносливость и                быстроту.                                Комплексы физических упражнений по профилактике и коррекции нарушений                                                                                                осанки. Общеразвивающие упражнения                        на                        материале лёгкой        атлетики:                                                на развитие                                                                                                силовых способностей, выносливости,                                        быстроты. Подвижные                                                игры                        на материале легкой атлетики. Игры                        с                                                                                мячом. Коррекционно-развивающие упражнения:                                на                развитие точности                и                                        координации движений,                                на                                развитие двигательных                                умений                и навыков, на развитие общей и        мелкой                        моторики,        на формирование                                правильной

осанки.

Способыфизкультурнойдеятельности (1 ч.)

Самостоятельныеигры и развлечения.

Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных        залах).

Соблюдениеправилигр.

3 четверть

Знания по физической культуре (1 ч.)

Физическиеупражнения.

Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических        качеств.

Характеристикаосновных

физических качеств: силы, быстроты,                выносливости, гибкости        и                равновесия. Общеразвивающиеупражнения.Коррекционно-

развивающиеигры.

Физическое

Построение в шеренгу и в

Выполнение        простейших

совершенствование.

колонну с изменениемместа

строевыхкоманд. Строевые

Гимнастика.

построения.

действия        в        шеренге        и

(10 ч.)

Ходьбаширокимшагом.

колонне.        Перешагивание

Ходьбамеждуразличными

через        предметы.

ориентирами.

Преодоление        полосы

Ходьбапогимнастической

препятствий с элементами

скамейке с предметами и

лазанья        и        перелезания,

различнымположениемрук.

переползания.        Игровые

Упражнения с предметами

задания        с        использованием

(гимнастические        палки,

строевых        упражнений,

флажки, обручи, малые и

упражнений        на        внимание,

большиемячи).

силу,        ловкость        и

Прыжкисоскакалкой.

координацию.

Передвижение        по

Общеразвивающие

гимнастическойстенке.

упражнения        на        материале

Преодоление        простых

гимнастики.        Комплексы

препятствий.

физическихупражненийдля

утренней        зарядки,

физкультминуток,        занятий

по        профилактике        и

коррекции        нарушений

осанки. Подвижныеигрына

материале        гимнастики.

Подвижные        игры        разных

народов.        Коррекционно-

развивающие        упражнения:

на        развитие        двигательных

умений и навыков, правильного дыхания в различных И.П., на коррекцию и формирование правильной        осанки.

Выполнениекоманд.

Физическое совершенствование. Лёгкая атлетика.

(8 ч.)

Ходьба в умеренном темпе в колонне в обход зала за учителем.

Ходьба с сохранением правильной осанки.

Ходьба в чередовании с бегом.

Ходьба по гимнастической скамейке.

Прыжковые упражнения. Прыжки в глубину с высоты.

Броски и метаниямяча.

Общеразвивающие упражнения                на                материале лёгкой                атлетики:                                        на развитие                координации                        и быстроты. Подвижные игры на        материале                                легкой атлетики:                        прыжки,                бег, метания                                и                                                броски. Коррекционно-развивающие упражнения: на дыхание, на формирование                                правильной осанки                и                                профилактику плоскостопия, на развитие точности                и                                координации движений,                        на                        развитие двигательных                                        умений                        и навыков.                                                        Выполнение

команд.                Комплексыупражнений        на                развитие

физическихкачеств.

Физическое совершенствование.

Лыжная подготовка. (10 ч.)

Передвижение на лыжах.

Торможение на лыжах.

Общеразвивающие упражнения с изменением поз тела, стоя на лыжах. Перенос        тяжести        тела        с лыжи на лыжу (на месте). Передвижение на лыжах в режиме                умеренной

интенсивности.

Общеразвивающие упражнения        на        материале лыжных гонок: на развитие координации                        и

выносливости. Подвижные игры на материале лыжной подготовки. Коррекционно- развивающие упражнения: основные положения и движения        головы, конечностей и туловища, выполняемые на месте; на коррекцию  иформирование

правильнойосанки.

Способыфизкультурнойдеятельности (1 ч.)

Самостоятельныезанятия.

Выполнение комплексов упражнений                для формирования правильной осанки и развития мышц туловища,        развития

основных        физических

качеств;        проведение оздоровительных занятий в режиме       дня     (утренняя

зарядка, физкультминутки).

4 четверть

Знания по физической культуре (1 ч.)

Физическиеупражнения.

Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств.

Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.

Общеразвивающие

упражнения. Коррекционно- развивающие игры.

Физическоесовершенствование. Гимнастика.

(8 ч.)

Строевые действия в шеренге и колонне. Гимнастические упражнения прикладного характера. Ходьба, бег, метания, прыжки.

Упражнения без предметов и с предметами.

Преодолениепростыхпрепятствий.

Строевые действия в шеренге и колонне. Размыкание в шеренге и в колонне; размыкание в шеренге на вытянутые руки. Ходьба на пятках, носках, с заданной                        осанкой; стилизованная ходьба под музыку. Широкие стойки на ногах,                наклоны. Воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног,        туловища.

Динамические упражнения без        отягощений (преодоление                веса

собственного                        тела). Подвижные игры на материале                гимнастики. Коррекционно-развивающие упражнения: на развитие двигательных умений и навыков,                правильного дыхания в различных И.П., на        коррекцию                и формированиеправильнойосанки.                Выполнение

команд.

Физическое совершенствование. Лёгкая атлетика.

(8 ч.)

Бег с изменяющимся направлением        по ограниченнойопоре.

Бег с высокого старта на

Равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой. Общеразвивающие

скорость.

Броски в стенку и ловля теннисного мяча.

упражнения на материале лёгкой    атлетики:        на развитие координации и быстроты. Подвижные игры на материале легкой атлетики: бег, метания и броски. Коррекционно- развивающие упражнения: на        дыхание,        на формирование правильной осанки и профилактику плоскостопия, на развитие точности и координации движений, на развитие двигательных умений и навыков.                Выполнение

команд.

Физическоесовершенствование. Плавание.

(6 ч.)

Вхождение в воду; передвижение по дну бассейна.

Подводящие                        упражнения: вхождение                                        в                        воду; передвижение                                по                дну бассейна.        Игры                в        воде. Общеразвивающие упражнения                на                материале плавания:                на                                развитие выносливости.

Коррекционно-развивающие упражнения:        основные положения и движения головы, конечностей и туловища, выполняемые на месте; на дыхание; на развитие точностии

координациидвижений.

Скольжение на груди и спине с задержкой дыхания.

Способыфизкультурной

Самостоятельныезанятия.

Выполнение

комплексов

деятельности (1 ч.)

упражнений                для формирования правильной осанки и развития мышц туловища,        развития

основных        физических

качеств;        проведение оздоровительных занятий в режиме       дня     (утренняя

зарядка, физкультминутки).

8.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Материальное обеспечение

Овладение обучающимися с ЗПР физической культурой предполагает коррекцию двигательных навыков в процессе спортивной деятельности. Для этого необходимо наличие специальных предметов (мячи, гимнастические палки, скакалки, шнуры, флажки и др.). Оборудование спортивного зала предполагает наличие необходимого спортивного инвентаря для овладения различными видами физкультурно-спортивной деятельности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

По итогам обучения в 8 классе можно определенным образом оценить успешность их достижения.

В конце 3 класса обучающийся:

-знает основы здорового образа жизни (правила личной гигиены, значение физической культуры для здоровья);

-выполняет основные виды движений (ходьба, бег, перекаты, лазанье, прыжки,метание);

-выполняет строевые действия;

-выполняет движения рук, ног, туловища из различных исходных положений; выполняет различные упражнения с мячом;

-сохраняет равновесие при выполнении элементарных упражнений поакробатике;

         -выполняет спортивные упражнения с лыжами; имитирует движения спортсменов.

Решение об итогах освоения программы и переводе школьника в следующий класс принимается ПМПК образовательного учреждения на основе выводов о достижении планируемых предметных результатов. Недостаточная успешность овладения физической культурой как учебным предметом требует взвешенной оценки причин этого явления.


Предварительный просмотр: