Методические рекомендации по обучению дошкольников правилам пожарной безопасности с обыгрыванием макетов: «Квартира», «Пожарный щит».

Волкова Ольга Николаевна

Современная жизнь полна неожиданностей, порой неприятных и зачастую опасных, в одиночку с ними практически не справиться. К великому сожалению, люди очень разобщены, замкнуты в своих квартирах и чужая беда не всегда вызывает желание прийти на помощь, пожертвовать своим спокойствием. Только когда беда приходит к вам, запоздало мелькает мысль, что всё могло быть иначе, если бы рядом оказался человек, который смог бы вам помочь. Очень мудро и современно ответил один философ на жалобы юноши, что его никто не любит: «Полюби сам ...». Попробуйте для начала познакомиться со своими соседями, окажите посильные услуги, обменяйтесь телефонами, договоритесь о совместных действиях при различных происшествиях – ведь это так просто и достаточно эффективно в большинстве случаев. Ребёнок приходит в этот мир для долгой и счастливой жизни. Но, к сожалению, так не всегда бывает. Начиная познавать окружающий мир, маленький человечек может столкнуться с массой ситуаций, которые напрямую или косвенно несут в себе угрозу его здоровью и даже жизни. Поэтому основные задачи взрослых – привить детям культуру безопасного поведения; – ознакомить детей с правилами поведения в случае пожара, предупреждение пожаров от опасных игр и шалостей с огнём. Приёмы обучения и закрепления – инсценировки литературных материалов, викторины, конкурсы, концерты, моделирование конкретных ситуаций, подвижные игры, использование пословиц и поговорок, объяснение их значений, экскурсии в пожарную часть, игры с макетами и т.д. Пожар – это экстремальная ситуация, в которой не только у детей возникает чувство страха. В современный период огромное значение имеет психологическая готовность, как взрослых, так и детей. Ребёнку необходимо не только сказать что «так делать нельзя, это опасно», но важнее объяснить «почему нельзя и рассказать, как нужно действовать». И в этом вам поможет предложенный материал.

Обыгрывание ситуаций на макете квартиры. Ситуации действий:

 «Перегрелся телевизор» 1.немедленно отключить телевизор от сети (вынуть шнур из розетки) 2.сообщить взрослым 3.не оставлять включённым без присмотра

«Горит телевизор» ( и другие электроприборы) 1.обесточить телевизор. 2.сообщить о пожаре по 01. 3.накрыть плотной тканью или залить водой, стоя сбоку. 4. во избежание отравления продуктами горения покинуть помещение.

«Пожар в квартире» Ребёнок должен: - быстро уйти или выбежать из комнаты или квартиры, - рассказать об этом взрослым (соседям), - попросить их позвонить по «01» и сказать, что у вас дома пожар, обязательно назвать домашний адрес, - позвонить родителям 1.вызвать пожарных. 2.эвакуация людей из помещения. 3.тушить подручными средствами пожар (плотная ткань, огнетушитель, порошок, вода) 4.отключить электроэнергию (автоматы на лестничной площадке) 5.не открывать окна и двери (для уменьшения притока воздуха) 6.если пожар невозможно самостоятельно ликвидировать, покинуть помещение, закрыв за собой дверь. 7.организовать встречу пожарной машины 8.если выйти из квартиры невозможно, выйдите на балкон, закрыв за собой дверь, привлеките внимание прохожих и пожарных

«Пожар на балконе» 1.позвоните в пожарную часть 2. тушите любыми подручными средствами 3.незахламляйте балконы и лоджии «Пожар в подъезде» 1.позвонить в пожарную - 01 2.определить место горения 3.постараться локализовать очаг пожара и не давать возможности распространиться огню дольше. 4. обеспечить безопасность людей 5.если зовут на помощь взломать дверь

«Пожар в соседнем доме, горит автомобиль» 1.вызвать пожарную – 01, скорую – 03, милицию – 02 2.оказать посильную помощь 3. увести людей 4.не дать распространиться пожару

«Человек горит» (вспыхнула одежда) Ребёнок должен: - падать и, кататься, сбивая огонь 1.не бегайте – пламя разгорится ещё сильнее 2.быстро сбросить одежду, либо гасите водой, или набросив одеяло, пальто 3.вызвать скорую – 03 4. окажите помощь – наложить стерильную повязку и дать обезболивающую таблетку и напоить чаем

«Если пожар небольшой» 1. его можно затушить водой или накрыть плотной тканью

«Если в квартире много дыма» 1.низко пригнувшись, двигаться к двери, прикрывая нос и рот мокрой тканью 2.сообщить взрослым

План – схема квартиры Условные обозначения к плану – схеме «Квартира». Название помещений и находящаяся в них мебель: I Коридор в квартире шкаф. II Гостиная диван, журнальный столик, 2 пуфа, кинотеатр. III Спальня шкаф, кровать, пуф. IV Спальня кровать, угловой шкаф, стол, компьютер, стул. V Кухня - столовая набор кухонной мебели VI Ванная комната сантехника, стиральная машина, шкаф-умывальник. VII Балкон стул или кресло, маленький столик, цветы VIII Площадка этажа в подъезде

Пожароопасные места в квартире: 1 кинотеатр в гостиной 2 компьютер в спальне 3 стиральная машина автомат в ванной комнате 4 газовая печь на кухне 5 вытяжка на кухне 6 во всех помещениях потолочные светильники и настенные бра 7 балкон не застеклённый 8 ёлка в квартире

Вопросы и моделирование ситуаций: 1. Определите пожароопасные места в квартире. 2. Какими предметами быта вы уже можете пользоваться, но с осторожностью, соблюдая правила безопасности? 3. Какими предметами быта вам пользоваться самостоятельно ещё нельзя и почему? 4. Что может произойти из-за неосторожного обращения с огнём и ваши действия? 5. Если на праздничном столе остались непогашенные свечи? 6. Если к вам на балкон залетела петарда? 7. Как можно покинуть квартиру, если выйти в дверь на лестничную площадку невозможно?

Работа со схемой. На листах контуры предметов: книга, платье, ключ, стол, отвёртка, ножовка, лейка, ножницы, ложка, брюки, газовая печь, нож, вилка, зажигалка и др. Раскрась предметы красным цветом, которые могут гореть, синим, которые опасны в обращении. Объясни, почему вы так считаете?

Проводить эти занятия на фоне тихого звучания произведений: Желательно. Проводить эти занятия на фоне тихого звучания произведений: Дж.Россини – «Кошачий дуэт» Н.Римского-Корсакова – «Три чуда. Белка», «Полёт шмеля».