ПОРТФОЛИО воспитателя ХАНТИМЕРОВОЙ ИРИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ

Хантимерова Ирина Александровна

АТТЕСТАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ: Инновационный опыт воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Хантимеровой Ирины Александровны по теме: «Здоровьесберегающие технологии, как фактор формирования валеологической культуры дошкольников»; скиншот на плагиат: уникальность 88, 7%

электронный портфолио - https://yadi.sk/i/HuNjbidNO8RMKQ

Видео-занятие - https://yadi.sk/d/4NVV8jvG7b57fw

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx81.84 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный педагогический опыт воспитателя

МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»

Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

Хантимеровой Ирины Александровны

по теме: «Здоровьесберегающие технологии, как фактор формирования валеологической культуры дошкольников»

Профессиональное образование: высшее, МГУ им.Н.П.Огарева, биологический факультет, 1997 год.

Преподаватель биологии, химии.

 ГБУ ДПО «Мордовский республиканский институт образования» «Педагогика и методика дошкольного образования», 2015год. Квалификация «Воспитатель»

 (общий педагогический стаж работы – 18лет; стаж работы в ДОУ – 6лет)

Актуальность.

         В настоящее время одной из приоритетных задач государства ,является сохранение и укрепление здоровья детей. К сожалению, согласно последним статистическим данным, наблюдается устойчивая тенденция к ухудшению состояния здоровья детей дошкольного возраста. Виной тому множество причин, это и врождённые патологии, экологический фактор, неправильное питание, переутомление, низкий уровень физической нагрузки, вследствие сверхмерного увлечения детей различными гаджетами. Доказано, что дошкольный период один из самых важных в формировании  психического и физического здоровья детей. Поэтому, сохранение и укрепление здоровья детей, пожалуй, самая  важная задача детского сада.

Основная идея опыта.

         Основной идеей опыта является создание системы работы по вопросам сохранения здоровья детей, формирование культуры  здорового образа , ценностного отношения к своему здоровью, это и стало одним из направлений моей работы .  В своей практике использую  принцип интеграции различных видов здоровьсберегающих технологий и разнообразных форм работы (беседы, дидактические игры, игры- занятия, спортивные развлечения и др.).  Безусловно ,невозможно добиться качественного результата работы без взаимодействия с родителями.  Ведь именно в семье закладываются основные постулаты поведения здорового образа жизни,  и личный пример взрослого имеет огромную воспитательную роль для ребенка. Поэтому, необходимо было мотивировать  родителей на совместную работу в данном направлении.

Теоретическая база. 

На протяжении многих лет наблюдается возрастание интереса к проблеме индивидуального здоровья человека, в частности здоровья детей, что подтверждается большим количеством исследований ведущих учёных  России и мира.  «Чтобы быть здоровым, — указывает академик Н.М. Амосов, — нужны собственные усилия, постоянные и значительные. И заменить их ничем нельзя. Но как определить направления собственных усилий, как отобрать средства и узнать нужную меру индивидуальных воздействий, чтобы «Не навредить!»   Именно этот аспект повлек за собой выделение валеологии, как науки о здоровье человека в качестве автономной области научных знаний. Важно, что к проблеме укрепления и сохранения здоровья общества серьёзно подключилась система образования и педагогическое сообщество. Задача воспитателя сформировать у дошкольников правильную модель понимания здорового образа жизни. В этом помогают методические

пособия отечественных ученых

Новизна. 

        Новизна опыта заключается в сочетании использования современных эффективных  методик, так и в продвижении инновационных технологий здоровье сбережения. Реализация, которых будет способствовать благоприятному  психофизиологическому развитию детей, укреплению общего соматического здоровья на протяжении всего времени пребывания ребенка в детском саду.

Технология опыта

Целью моего инновационного педагогического опыта является: формирование основ здорового образа жизни дошкольника  и ценностного  отношения к здоровью.

Для достижения поставленной цели мной были определены ряд задач:

  1. Способствовать накоплению знаний детей о здоровом образе жизни, о здоровье как ценности, о которой необходимо заботиться.
  2. Сформировать представление о культурно-гигиенических навыках и личной гигиене.
  3. Расширить знания детей о витаминах, принципах правильного питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья.
  4. стимулировать развитие  самостоятельности, инициативности ,познавательных и творческих способностей.
  5. Стимулировать детей к активной  двигательной деятельности и занятиям спортом.
  6. Приобщить родителей к  совместной работе по сохранению и укреплению здоровья детей.

Для того чтобы полноценно провести  такую работу,  мне пришлось совершенствовать профессиональную компетентность в вопросах здоровьесбережения  и валеологии, изучить методическую литературу поданной теме. 

       Необходимо понимать, что невозможно развитие ребенка без создания предметно - развивающей среды в группе. Совместно с родителями был создан валеологический центр для которого были изготовлены дидактические  пособия «Анатомический тренажер», макет строения тела человека, с их помощью дети могут знакомиться  с организмом человека, собрана картотека дидактических игр, бесед, комплексы утренней гимнастики и гимнастики после сна, правила здорового образа жизни, схемы и рисунки ухода за зубами и кожей, алгоритм умывания и мытья рук. Центр сюжетно-ролевых игр был пополнен  разнообразными атрибутами, собрана картотека сюжетно – ролевых игр, с помощью которых  дети могут закреплять правила гигиены, погружаться   в жизненную среду, которая будет формировать привычки здорового образа жизни.  Здесь необходимо  создать благоприятный эмоциональный  настрой и индивидуальный подход к каждому ребенку. Работа по здоровьесбережению  проводится методично, ежедневно во всех режимных моментах. Утренняя гимнастика задает настрой на целый день, умывание как закаливающая процедура, динамические паузы, пальчиковые гимнастики во время занятий непосредственной образовательной деятельностью. Небольшие беседы перед приемом пищи о пользе продуктов питания и здоровой пищи, полоскание рта после еды для профилактики заболевания зубов и десен. Прогулки на свежем воздухе способствуют физическому развитию детей. В свободной деятельности дети закрепляют навыки, полученные в течение дня. Считаю важным поощрять стремление детей  к исследовательской деятельности, с этой целью мной был разработан исследовательский проект «Питание и здоровье». В рамках проекта были разработаны конспекты НОД «Страна здорового питания» «Уроки доктора Витаминкина »и др., проведены беседы пользе молока и молочных продуктов, о принципах здорового питания, познакомились с пирамидой рационального питания. Дети с удовольствием участвовали в играх – драматизациях, викторинах, проводили опыты и эксперименты : «где быстрее скиснет молоко», «почему растет плесень», «как растет лук» и др. Родители принимали активное участие в реализации проекта, проводились тематические родительские собрания, круглые столы. Совместно с детьми изготавливали атрибуты для драматизаций, книжки - малышки о правильном питании, составляли меню. Работа по проекту оказалась плодотворной по результатам проведенного мониторинга видно, что у детей  родителей сформировалось представление о правильном питании и здоровом образе жизни. Подробно с проектом  и другими материалами можно ознакомиться на моей  странице https://nsportal.ru/modules/file/icons/x-office-document.png

Результативность опыта

        Анализ результатов мониторинга по данной инновационной деятельности дает нам право утверждать, что нам удалось сформировать у детей знания о здоровом образе жизни, правильном питании и необходимости бережного отношения к своему здоровью. Проводя  сравнительный анализ заболеваемости видно, что уровень заболеваемости значительно понизился. По результатам опроса родителей, очевидно, что родители довольны результатом проведенной работы и хотели бы, чтобы бы такие мероприятия проводилась и впредь в тесном взаимодействии с родителями.

Анализ заболеваемости.

                     Год

          Дней на одного ребенка

2017-2018 учебный год

7,6

2018-2019 учебный год

6,5

Начальный этап инновационной деятельности

Критерии

низкий

средний

высокий

знаком с понятиями «здоровье», «болезнь»

69

26

5

представление о здоровом образе жизни

68

27

6

знание о ценности здоровья

79

18

3

представления  о зависимости здоровья от правильного питания

82

15

3

Представления о зависимости здоровья и   физической культуры

75

18

7

Заключительный этап инновационной деятельности

Критерии

низкий

средний

высокий

знаком с понятиями «здоровье», «болезнь»

12

63

25

представление о здоровом образе жизни

10

61

29

знание о ценности здоровья

13

67

20

представления  о зависимости здоровья от правильного питания

8

60

32

Представления о зависимости здоровья и   физической культуры

5

58

37

Перспективы применения опыта в практике.

Для массовой практики наиболее приемлемы такие формы трансляции инновационного опыта, как информационные брошюры, стенды для родителей, мастер-классы, открытые мероприятия   для педагогов района,  консультации,  публикации на сайте.

Литература.

  1. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999.
  2. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). – М.: ВЛАДОС, 2002.
  3. Утробина К. К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. – М., 2006.
  4. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С. 21 – 28.
  5. Евдакимова Е. С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ// Управление ДОУ. 2004. N1.
  6. Маханева М. Д. Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка. Управление ДОУ. 2005. N 5.
  7. Панкратова И. В. Растим здоровое поколение // Управление ДОУ. 2004. N1.
  8. Формирование основ здорового образа жизни // Управление ДОУ. 2006. N 4.
  9. Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей. С. Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности. -N2. -С. 171-187.
  10. «Здоровьесберегающая система ДОУ». Авторы – составители М. А. Павлова, М. В. Лысогорская. Волгоград. Издательство «Учитель» 2008

Приложение

Конспект НОД

«Страна здорового питания»

в подготовительной группе по познавательному развитию.

Цель: формирование у детей представлений о правильном питании, как основе здорового образа жизни.

Задачи.

Образовательные:

- расширять и уточнять знания детей о полезных продуктах, режиме и меню питания;

- закрепить знания детей о правилах приёма пищи, сервировки стола, составления меню на день.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес, детскую инициативу и самостоятельность, умение анализировать, делать выводы, рассуждать.

- развивать умение взаимодействовать в командах: общаться, договариваться, обсуждать, находить общее решение, помогать другим, поддерживать диалог.

-способствовать развитию умения детей, высказывать своё мнение, считаться с мнением сверстников, выслушивать мнения других, самостоятельно решать проблемные ситуации

Воспитательные:

- воспитывать интерес к здоровому образу жизни, бережное отношение к собственному здоровью.

- воспитывать у детей  уважительное отношение друг к другу, принимать и выполнять правила игры, справедливо оценивать свои результаты и радоваться за успехи других.

Оборудование и материалы. Письмо от жителей страны здорового питания; карта маршрута; «Пирамида с карточками-продуктами»; мольберты с магнитами; карточки-правила здорового питания; стакан с молоком, лимон, салфетка влажная; картинки к игре «Меню»; картинки для сервировки стола, детская посуда.

Ход НОД.

Организационный момент. 

Здравствуй, дружок, (предложить руку ребёнку справа)

Здравствуй, дружок! (предложить руку ребёнку слева)

Скорей становитесь со мною в кружок!

Воспитатель.

Ребята, вы все сказали одно волшебное слово: «Здравствуйте!». Как вы думаете, что оно означает? (ответы детей) Да, это не простое слово, а волшебное, ведь когда мы его произносим, то мы с вами желаем друг другу здоровья и дарим другим частичку здоровья. Давайте еще раз вместе произнесем это волшебное слово: «Здравствуйте!»

Воспитатель. Сегодня нам с почтой пришло письмо. Нам пишут наши друзья жители страны здорового питания.  Дорогие друзья, нам срочно нужна помощь. Злой волшебник Обжорка  нас заколдовал. Мы забыли, как нужно правильно питаться и заболели. Помогите нам, мы вас ждем  (дети садятся на стульчики, читают письмо).

Проблемное рассуждение:

Воспитатель. Ребята, как мы можем помочь жителям страны здорового питания? (предложения детей) Мы составим карту здорового питания и подарим им. Ребята, нам нужно срочно отправляться в путь

Встали дети дружно в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Друзей за руки берём,

Путешествовать пойдём.

Раз-два, раз-два - здравствуй новая страна!

Основная часть:

Воспитатель: Ну вот мы и в стране здорового питания, а чтобы нам было проще ориентироваться в стране здорового питания, жители прислали нам план местности (работа с планом).

Воспитатель: Давайте рассмотрим план местности и сориентируемся, куда нам идти. (Дети рассматривают план). Наш путь лежит к пирамиде.

Не будем терять ни минуты. В путь!

Дидактическая игра «Пирамида питания»

Воспитатель.  Ребята, вот мы и пришли, это не простая пирамида, а «Пирамида питания», на ней располагаются продукты питания. Но, посмотрите, все продукты перемешаны. На зеленой полосе должны располагаться продукты питания, которые полезны для нашего организма и мы должны их кушать каждый день. На желтой полосе продукты, которые можно употреблять в пищу, но не часто. И на красной полосе продукты, от которых лучше отказаться. Давайте поместим их туда, где они должны находиться. Молодцы, вы справились с этим заданием.

Воспитатель.

- Как вы думаете, почему эти продукты полезные? (В них содержаться витамины и полезные вещества)

- Для чего человеку витамины? (Чтобы расти, не болеть)

- Какие витамины вы знаете? (ответы детей)

(Показ  мультфильма презентации и рассказ воспитателя о витаминах).

- Какое первое правило здорового питания мы с вами узнали? (Нужно есть только полезные продукты питания). 

 Воспитатель. Ребята, посмотрим, куда идти дальше (подходят к плану местности). Дальше наш путь лежит к молочной реке, кисельные берега. В путь! (переходят в следующую зону, работа с мольбертом)

Дидактическая игра «Молочные продукты»

Воспитатель: Вот мы и дошли до молочной реки с кисельными берегами, речка приготовила для вас задания о молочных продуктах питания.

1.На чем был замешан колобок?

2. Из цепочки слов назовите лишнее: кефир, простокваша, творог, ряженка.

3.Что получится, если к кефиру добавить кусочки фруктов или ягод?

4. Опыт. Проблема: когда молоко долго стоит, что с ним может произойти? (ответы детей) В нем образуется молочная кислота, и оно превращается…, а вот во что, мы сейчас увидим. В молоко добавим кислоту из лимона – лимонный сок и оно превратилось в … (простоквашу).

5. Молочный продукт, начинается на звук с и заканчивается на звук и?

Воспитатель. Итак, мы с вами говорили о молочных продуктах. Вы догадались, какое правило здорового питания мы узнали? (ответы детей). Это правило – детям для роста необходимо употреблять молочные продукты.

Динамическая пауза «Каша».

Воспитатель. Ребята,  предлагаю немного отдохнуть  и приготовить молочную кашу.

1, 2, 3, Кастрюля, кашу нам свари.

Мы внимательными будем – Ничего не позабудем.

(Держась за руки, идут по кругу).

Наливаем молоко. (Выходит «молоко» в центр круга)

Мы внимательными будем – Ничего не позабудем.

(Держась за руки, идут по кругу)

Сыпем соль (Выходит «соль»)

Мы внимательными будем – Ничего не позабудем.

Сыпем сахар (Выходит «сахар»)

Мы внимательными будем – Ничего не позабудем.

(Держась за руки, идут по кругу)

Кладем крупу (Выходит «крупа»)

Мы внимательными будем – Ничего не позабудем.

(Держась за руки, идут по кругу)

Кашка варится пых-пых, пых-пых,

Для друзей и для родных.

(Руки поднимаются и опускаются волнами)

Воспитатель. Давайте посмотрим на наш план и узнаем куда – же двигаться дальше? (переходим в зону с часами, дети садятся полукругом на стульчики или на коврик на подушечки) Ребята, как вы думаете, что могут обозначать часы? (ответы детей). Чтобы продукты приносили нам пользу нам нужно соблюдать режим питания. Давайте вспомним, сколько раз в день мы кушаем? (4-5 раз). А как называются эти приёмы пищи? (завтрак, обед, полдник, ужин). Что полезно есть на завтрак? На обед? На полдник? На ужин? Сейчас мы вами попробуем составить примерное меню на день.  Давайте распределимся на две команды и будем составлять из картинок меню на завтрак, обед, полдник и ужин. (Работа подгруппами у мольберта?). Ну что ж молодцы, вы справились с этим заданием.

Какое правило здорового питания мы узнали? Надо соблюдать режим питания.

Игра «Хороший совет»

Если мой совет хороший, вы похлопайте в ладоши.

На неправильный совет ,говорите слово «Нет!».

  1. Постоянно надо есть,

Для здоровья вашего

Больше сладостей, конфет

      И поменьше каши.

Ну, хороший мой совет?

      Вы скажите, да иль нет? (Нет).

  1. Не грызите овощей,

      И не ешьте вкусных щей,

      Лучше ешьте шоколад,

 Вафли, сахар, мармелад,

 Это правильный совет? (Нет).

  1. Навсегда запомните,

  Милые друзья,

       Не почистив зубы,

  Спать идти пора.

  Если мой совет хороший,

        Вы похлопайте в ладоши! (Дети не хлопают).

  1. А когда устали и хотите спать,

  Захватите булочку

       Сладкую в кровать.

        Это правильный совет? (Нет).

Воспитатель. А вы знаете, что одним из правил культурного приема пищи является сервировка стола. Посмотрите на картинку - вам приятно сидеть за таким столом? Почему?

Дидактическая игра «Сервировка стола»

Воспитатель: Сервировать стол значит - подготовить его для приема пищи. Основная цель сервировки стола - создать определенный порядок на столе, обеспечить всех необходимыми предметами. Я вам приготовила картинки. Вам необходимо их внимательно рассмотреть, посовещаться, выслушать друг друга, выбрать правильную картинку и показать нам, как правильно сервировать стол. (Дети работают в подгруппах).

Воспитатель. Как вы думаете, какое правило здорового питания мы нашли? Соблюдать правила культурного приема пищи. Ребята, посмотрите на экран, колдовские чары  злого волшебника Обжоркина спали. Нас приветствуют жители страны здорового питания. Они здоровы и счастливы.

Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. (Дети встают в круг)

Встали дети дружно в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Друзей за руки берём,

И домой скорей пойдём.

Раз – два! Раз – два! Вот и кончилась игра!

Итоговая беседа.

Воспитатель.

  - Расскажите, какие правила здорового питания мы сегодня узнали?

- Как мы помогли жителям страны здорового питания?

Рефлексия:

Мне сегодня так понравилось путешествовать с вами. А вам?  На подносе лежат красные и зеленые кружки. Кто запомнил все правила, кому на занятии было интересно возьмет  красный кружок, а кому что – то было непонятно или трудно, возьмет  зеленый кружок. А теперь сюрприз! Он волшебный. Чтобы его увидеть – надо улыбнуться друг другу и обняться. Я хочу сказать вам спасибо за интересное путешествие и угостить вас …. (поднимаем салфетку) вкусным и полезным соком. Пейте сок и будьте здоровы.

ЦЕЛЬ: сформировать у детей представление о правильном питании, вредных и полезных продуктах питания, создать условия для развития познавательной деятельности, подвести к пониманию того, что правильное питание – необходимое условие для здоровья человека, основа здорового образа жизни.

ЗАДАЧИ:

Обучающие:

- Расширить и уточнить представления детей о питании.

-Уточнить понятия «Правильное питание», «Питательные вещества».

- Рассказать о полезных и вредных продуктах питания, взаимосвязи здоровья и питании.

- Закрепить представление о здоровом образе жизни.

Развивающие:

- Обогатить и активизировать словарный запас детей (правильное питание, белки, жиры, углеводы, минеральные вещества и витамины).

- Стимулировать и способствовать развитию речи.

- Развивать память, воображение, мышление (сравнение, анализ, обобщение).

- Формировать умение и навыки вести беседу, высказывать свое мнение.

- Учить отвечать на заданные вопросы.

Воспитательные:

- Воспитывать желание употреблять полезную для здоровья пищу.

- Воспитывать заинтересованность в сохранении собственного здоровья.