Профессия педагог.

СИНГАЕВСКАЯ ГАЛИНА НИКИФОРОВНА

Педагог ( греч. Paidagogos-воспитатель, от pais, родительный падеж paidos- дитя и ago- веду, воспитываю). Профессия педагога - одна из древнейших и почётных в истории человечества. Однако определить точные сроки её появления не предоставляется возможным. В течение большого исторического отрезка времени воспитание осуществлялось без профессионально подготовленных специалистов в ходе естественных жизненных отношений старшего поколения с младшим.

         Воспитательный процесс начал складываться в период перехода первобытного человека от животнообразных форм деятельности к собственно трудовой. В обществе стала формироваться потребность в воспитании: появилась необходимость в передаче детям опыта с тем, чтобы, с одной стороны, сохранить этот опыт, а с другой - подготовить их к будущей самостоятельной жизни.

         Слово » педагог» возникло в Древней Греции. В этой колыбели человеческой цивилизации в состоятельных семьях попечение о детях возлагали на более или менее образованного раба (сопровождал ребёнка своего господина в школу, нёс всё необходимое для учёбы, дожидался окончания занятий, чтобы, почтительно следуя позади своего подопечного, довести его до дома. Следил дома за ребёнком, за его поведением, охранял от разного рода опасностей). Такого раба звали педагогом, что в буквальном переводе с греческого означает детоводшпель.

         Позднее из обычного раба педагог превратился в домашнего воспитателя. Таким образом, слово « педагог» утратило своё первоначальное значение. Педагогами стали называть профессиональных воспитателей, а затем и преподавателей, учителей.

         Была создана система различных школ: элементарных, гимнастических ( палестры), музыкальных, в которых обучение осуществляли наиболее умные, талантливые вольнонаёмные граждане: грамматист ( элементарный учитель), педотриб ( учитель гимнастики), кефарист ( учитель музыки) и другие. Достигшие юношеского возраста молодые люди из состоятельных и знатных семей продолжали своё образование в гимназиях,  в школах риторов и философов. Позже учителями юношества сделались софисты и философы, основавшие свои школы: Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель.

         В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие и следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов.

         В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и властителя. В Древней Руси учителей называли Мастерами, подчёркивая этим уважение к личности наставника подрастающего поколения.

         Таким образом, возникла собственно педагогическая деятельность, а также класс людей, который занимается ею профессионально.

         В средние века педагогами, как правило, были священники, монахи, хотя в городских школах, университетах ими всё чаще становились люди, получившие специальное образование. Появление университетов, а затем широкой сети учительских семинарий привело к тому, что педагогическая профессия постепенно становится массовой.

         Таким образом, значение слова педагог постепенно расширилось и стало одновременно и специальным, и метафорическим. Специальное значение слова было обусловлено выделением особого вида деятельности, обеспечивающей введение ребёнка во взрослую жизнь, для которой он должен быть специально обучен и воспитан. Метафорическое значение обусловлено тем, что в «поводыре»  время от времени нуждается любой человек , и у каждого человека в жизни возникает потребность в педагоге- учителе, в педагоге- наставнике, в духовном учителе, в человеке, который передаёт другому своё дело. Свои умения в этом деле, мастерство, учит его этому мастерству.

         Интересна этимология русского слова «воспитатель». Оно происходит от основы «питать». Не без основания сегодня слова «воспитывать» и «вскармливать» нередко рассматриваются как синонимы. В современных словарях воспитатель определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. Слово «учитель» появилось позже, когда человечество осознало, что нужна специальная организация деятельности детей, направленная на приобретение знаний и умений. Такая деятельность получила название обучения.

          

         Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему поколению, вынуждено было начинать сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство. С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась, прежде всего, воспитательная функция. Учитель- это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение.

         По мере усложнения процессов общественного производства, развития способов познания и стремительного роста научных знаний в обществе появилась потребность в специальной передаче знаний, умений и навыков. Вот почему из области « чистого» воспитания в педагогической профессии выделилась относительно самостоятельная функция - обучающая. Воспитательная функция стала поручаться другим лицам. Так, в семьях привилегированных сословий для воспитания детей приглашали домашних воспитателей. В государственных и частных образовательных учреждениях наряду с учителями были классные надзиратели, классные наставники, классные дамы и т. п.

 

 

         Уже в наиболее развитых государствах древнего мира - Китае, Индии, Египте, Греции-были предприняты серьёзные попытки обобщения опыта воспитания, вычленение теоретических начал. Все знания о природе, человеке, обществе накапливались тогда в философии; в ней же были и первые педагогические обобщения.

         Во все времена существовала народная педагогика, сыгравшая решающую роль в духовном и физическом развитии людей. Народ создавал оригинальные и удивительно жизнестойкие системы нравственного, трудового воспитания.

         Становление педагогической деятельности как профессиональной, требующей владения специальными знаниями и умениями, связано с возникновением письменности. На смену устному преданию, а также простой схеме воспитания. Основанной на наблюдении за действиями мастера. Умелого человека.  На смену подражанию его действиям пришла письменная форма закрепления знаний. Именно поэтому выделилась специальная сословно-кастовая группа людей, владеющая письменностью и умеющая передать ученикам это универсальное средство сохранения культурных ценностей.

         Изменение способа передачи накопленного культурного опыта от одного поколения к другому, от «знающего» к «незнающему» обусловило появление людей умственного труда, жизненным предназначением которых стала педагогическая деятельность. Человек, занимающийся этой деятельностью, стал особой фигурой в обществе.

         Первые университеты, дающие свидетельство о праве преподавать появились в эпоху средневековья (1158 г. В Болонье). С развитием производства в эпоху капитализма педагогическая профессия становилась массовой, т. к. обществу необходимо всё большее количество образованных людей. Появились первые учительские институты (Германия 1732 г, Россия 1804 г.).

         В России после Социалистической революции 1917 г. повсеместно открывались педагогические учебные заведения для подготовки грамотных педагогов. В стране шла ликвидация безграмотности.

         С переходом общества в информационную эпоху роль педагогических профессий изменилась. Учитель из «транслятора» знаний превратился в менеджера (управляющего образованием детей).

         Как было уже отмечено, в связи с общественным развитием возникла потребность в специализированном обучении и воспитании. Появились люди, которые знают своё дело лучше других,- мастера своего дела, знающие его тайны, секреты. Основы. Их знания и умения в своей области превосходят знания и умения других людей. Именно поэтому возникают роли учителя и ученика, складываются особые взаимоотношения, благодаря которым мудрый учитель передаёт опыт и знания ученикам.

         Необходимо отметить, что в настоящее время в обыденной и научной речи используются два понятия - учитель и педагог. Появление учителей в нашем понимании этого слова как наиболее типичных представителей педагогической деятельности неразрывно связано с возникновением школы - особого места, где учат и учатся. То есть термин педагог гораздо шире по своему содержанию. Педагог- общий термин, употребляемый для обозначения лиц, занимающихся различными видами образовательной деятельности.

          Только в середине 17 века чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670)- первым стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания И сегодня каждый из нас пользуется словами «урок», «класс», «каникулы», «обучение», и т. д. которые ввёл в педагогический лексикон этот великий педагог.

         Размышляя о развитии педагогической деятельности в историческом плане, следует обратить внимание на личность тех людей, которые её воплощали. Объектом их деятельности были, прежде всего, дети-ученики, наиболее чувствительная к любым внешним воздействиям, влияниям, часть общества. Вероятно, в первую очередь отношение к детям стало критерием «злого» и «доброго» учителя, учителя, для которого главная цель- обучение и воспитание любой ценой, и учителя, для которого главный результат его деятельности - сам ребёнок, его заинтересованная тяга к знаниям, его духовное преображение.

         Многовековая история педагогической деятельности раскрывает её смысл, который - в глубинных основах человеческого бытия, во взаимоотношениях человеческих поколений, в развивающемся отношении людей к знаниям и опыту как величайшей ценности, которую надо сберечь и передать другим, ибо без этой ценности невозможно само существование человека.

                   Использованная литература: Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона- 1890-1907; С. А. Козлова, Т. А. Куликова «Дошкольная педагогика» 2007; Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский «История педагогики» 1982.