Семейный клуб ОБЖ детей дошкольного возраста

Долгих Марина Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ОБЖ детей дошкольного возраста364 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» – детский сад «Солнышко»

2011-2012 учебный год

Взаимодействие с родителями воспитанников

СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ

Тема: «Организация безопасной                                                                                       жизнедеятельности детей дошкольного возраста»

                                         Подготовила:

воспитатель

 Долгих М.В.

СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ

Тема: «Организация безопасной                                                                                       жизнедеятельности детей дошкольного возраста»

Цели встречи:

- повышать педагогическую компетентность родителей по проблеме: обеспечения безопасности жизнедеятельности детей, ответственности за создание условий для безопасной жизни ребенка, обучения детей соблюдению элементарных правил безопасного поведения, воспитания осознанного отношения к сохранению своего здоровья и жизни.

- расширить умения родителей по оказанию первой помощи пострадавшим.

- способствовать формированию сообщества ответственных родителей и педагогов по созданию безопасной среды для детей дома и в детском саду.

Предварительная работа:

  1. Оформление пригласительных билетов.
  2. Изготовление плакатов с пословицами, поговорками, высказываниями педагогов-классиков.
  3. Оформление памяток для родителей, заготовок к семейному альбому безопасности.
  4. Подготовка материала и оборудования (проектор, экран, столы и стулья, простые карандаши, повязки на глаза.)

Ход встречи

Воспитатель:

- Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады видеть вас на очередной встрече в нашем семейном клубе. Всех нас объединяют наши дети: любовь к ним и желание сделать их счастливыми и здоровыми.

Когда вам беды застят свет

 И никуда от них не деться,

Взгляните, как смеются дети,

И улыбнитесь им в ответ.

И если вас в другие сети

Затянет и закрутит зло,

— Взгляните, как смеются дети,

 И станет на сердце светло.                             Андрей Дементьев

                                                             

Сложившаяся на сегодняшний день социальная и экологическая обстановка в нашем обществе вызывает беспокойство. Особую тревогу мы испытываем за маленьких детей.

По заказу государства в федеральные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования введена новая образовательная область «Безопасность».

Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, технизацией жилища и, такими страшными проблемами, как агрессивный взрослый и  педофилия.

Формула безопасности гласит:

Для детей она зарифмована в стихах:

Безопасности правила есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – все избежать,
А где надо – на помощь позвать.

Задание для родителей 1.

Знаете ли вы такое мудрое правило: «Входишь в помещение — оглядись: сумеешь ли выйти?»

 Это мы сейчас и проверим.

1.      Где находятся запасные выходы в нашем здании? –

2.      Какой кратчайший путь выхода из помещения, в котором мы сейчас находимся?

Упражнение  «Слепой и поводырь»

Воспитатель.

А сейчас я предлагаю вам разбиться на пары по собственному желанию. Определитесь, пожалуйста, кто из вас будет играть роль первого номера, а кто — второго. Первый номер играет роль слепого, а второй — поводыря. Ваша задача: пройти по обозначенному маршруту, выполняя свои роли (поводырь ведет слепого).

Определяется маршрут, даются указания о направлении движения.

Воспитатель. Какие чувства испытывали «слепые»? (Неуверенность, страх или спокойствие, потому что был уверен в поводыре..)

Какие чувства испытывали «поводыри»? (Ответственность, тревогу за партнера...)

 Как вы думаете, а в отношениях родитель — ребенок кто какую роль выполняет? (Ребенок — это слепой, а родитель — поводырь.)

Вывод: Мы заботимся и беспокоимся о своих детях, как о слепых котятах, стараясь за них определить их дальнейший шаг. Не полезнее ли для счастья вашего ребенка научить его навыкам безопасного поведения? Есть хорошая пословица: «Поймай мне рыбу, и я буду сыт в этот день. Научи меня ловить рыбу – я буду сыт всю жизнь»

Дискуссия

Вопросы для дискуссии:

Как вы думаете, что должны делать взрослые, чтобы обеспечить безопасность и здоровье своих детей? (Ответы родителей.)

Вывод.

1.      Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых нормах безопасного поведения.

2.      Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте.

3.      В-третьих, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность.

 

Но вначале надо учиться нам, взрослым. Например, знаете ли вы, что делать в случае попадания в зону задымления, или какое положение тела самое безопасное, если вы оказались в заложниках?

Зачем применяется пример объяснять собственное поведение? 

Если он сможет объяснить, как он вел себя, хорошо это или плохо, почему это с ним случилось и что при этом он чувствовал, тогда он лучше сможет понять, что он делает не так. Ребенок, который может объяснить, что с ним происходит, помогает нам, взрослым, лучше понять его, а значит, снимает многие проблемы и неприятности.

 Решение задач обеспечения безопасного образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.

Какую роль играет положительный пример взрослых?

Это следует учитывать в собственном поведении. Нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если мы сами не всегда ему следуем. (Например, сложно объяснить детям, что надо переходить улицу на зеленый сигнал светофора, если родители сами этого не делают.)

 Очень важно достичь полного взаимопонимания между взрослыми: педагогами и родителями, мамой и папой, так как разные требования, предъявляемые детям, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию.

Как вы думает, нужны ли запреты?

  Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов.   Взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это, как правило, дает обратный результат. Если запретов будет слишком много, ребенок не сможет выполнять их в полной мере и неизбежно будет нарушать.

Для того чтобы прямые запреты стали реальными нормами поведения детей и действительно выполняли охранную функцию, их отбор должен быть тщательно продуман.

Задание для родителей 2.

На левой стороне листа выписать те запреты, которые наиболее часто используются родителями. В правую часть листа нужно перенести те запреты, от которых можно отказаться, поскольку их нарушение прямо не угрожает здоровью и жизни детей.

 

Запреты, которые наиболее часто используются родителями

Запреты, от которых можно отказаться, поскольку их нарушение прямо не угрожает здоровью и жизни детей

Не разбрасывать вещи

Не грызть ногти

Не бегать по лестницам и др.

 

В результате на левой стороне листа останутся только те нормы, выполнения которых следует неукоснительно требовать путем прямых запретов. Такое перераспределение правил при необходимости можно произвести несколько раз — это облегчит отбор запретов, действительно имеющих жизненно важное значение для дошкольников.

В правой части листа окажется перечень нежелательных действий, также требующих регулирования. Для введения правил по этому списку необходимо найти позитивные способы воздействия на детей. Например, вместо прямого запрета «Не оставляй после себя беспорядок» лучше сначала помочь ребенку в уборке, а затем продемонстрировать ему результат: «Посмотри, как у нас теперь красиво и уютно».

 Если все же возникают проблемы, постарайтесь самому себе ответить на следующие вопросы.

-   Может быть, я действовал только путем прямого запрета и ребенок не понял значения данного правила?

-   Может быть, у ребенка не было достаточно времени, чтобы усвоить правило?

-   Может быть, я недостаточно стимулировал выполнение правил, не поощрял ребенка за их соблюдение?

-   Последовательно ли мое собственное поведение, придерживаюсь ли я сам данных правил?

-   Не слишком ли много правил и запретов, выполнения которых я требую от ребенка?

Выводы

•   Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком — только тогда она станет действенным регулятором его поведения.

•   Прямолинейное, декларативное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказывается малоэффективным. Важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением.

•   Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.

•   Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.

Работа с памятками в группах

Обсуждение работы в группах

Предлагаю познакомиться с «Памятками», которые мы подготовили вам и надеюсь, что вы подскажите то нам в них добавить. Какие дополнения будут у вас, советы, вынесенные из жизненного опыта? Все ли в наших семьях сделано для того, чтобы уберечь ребенка от травм?

Мнения родителей.

Тематика памяток:

РЕБЕНОК И НЕЗНАКОМЕЦ

БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЕНКА НА УЛИЦЕ

БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ

ЕСЛИ РЕБЕНОК ПОТЕРЯЛСЯ НА УЛИЦЕ

ВСТРЕЧА С ЯДОВИТЫМИ РАСТЕНИЯМИ

КОНТАКТЫ С ЖИВОТНЫМИ

РЕБЕНОК ДОМА

ПРАВИЛА ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ

Рефлексия

Что нового и полезного вы узнали для себя?

Что следует нам учесть при проведении следующей встречи?

Подведение итогов

В заключение хочется сказать: не пренебрегайте правилами безопасности! Начните изучать их с детьми. Показывайте детям только положительные примеры. Пусть каждый день будет безопасным!

 И чтобы дети не растерялись в опасных ситуациях, мы Вам предлагаем дома заполнить семейный альбом с необходимыми телефонами

 (готовая  заготовка  – на листе милиционер, пожарный, врач – родители дома вместе с ребёнком впишут номера телефонов)


Приложение

ПАМЯТКИ

ДЕТИ И НЕЗНАКОМЕЦ 

ЭТА ПАМЯТКА ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ ТЕХ, КТО:

НЕ ХОЧЕТ, чтобы его ребенок стал жертвой насильственных преступлений,

ГОТОВ совместно с правоохранительными органами добиваться заслуженного наказания за совершение насильственных преступлений в отношении детей и подростков. 

ЭТА ПАМЯТКА ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ,  ДЕТЕЙ И КАЖДОГО ИЗ НАС, КТО:

СЧИТАЕТ своим важнейшим гражданским долгом предотвращение преступлений различного рода маньяков и извращенцев против детей и подростков,

А ТАКЖЕ ДЛЯ ТЕХ, КТО ЗНАЕТ, что не может оставаться равнодушным к действиям насильников и убийц.

Почему именно ДЕТИ становятся жертвами преступлений?

Потому что дети доверчивы и беспечны!

А преступник может подобрать нужный ключик к любому ребёнку. Поэтому, прежде чем что-то делать, вашему ребенку нужно хорошо обдумать свои действия.

Избежать насилия можно.

Для этого надо лишь правильно оценить ситуацию и принять правильное решение.

Ваши дети должны научиться доверять своим чувствам. Если вдруг у них появилось пусть даже маленькое сомнение в человеке, который находится рядом, или их что-то насторожило, то лучше отойди от него.

БУДЬ ВСЕГДА НАЧЕКУ!!! 

Соблюдая правила безопасности, ваш ребенок сможешь принять самое правильное решение в сложной ситуации и избежать встречи с преступником.

Для этого нужно навсегда усвоить "Правило четырёх "не": 

- Не разговаривай с незнакомцами и не впускай их в дом.

- Не заходи ними в лифт и подъезд.

- Не садись в машину к незнакомцам.

- Не задерживайся на улице после школы, особенно с наступлением темноты.

А если незнакомец просто хочет показать котенка?

Всё равно - НЕТ!

Объясните ребенку, что нельзя ни в коем случае не поддаваться на уговоры проводить. И даже если незнакомец говорит, что он знакомый родителей, нужно ни в коем случае, никуда не провожать.

В каких ситуациях всегда отвечать «НЕТ!»:

- Если ребенку предлагают зайти в гости или подвезти до дома, пусть даже это соседи.

- Если за ребенком в детский сад пришел посторонний, а родители не предупреждали об этом заранее.

- Если в отсутствие родителей пришел малознакомый человек, впускать его в квартиру или идти с ним куда-то.

- Если новый знакомый угощает чем-то.

Ненужные разговоры с посторонними.

Очень часто преступники пользуются доверчивостью детей. Предлагают подвезти до дома или посмотреть животное, поиграть в любимую игру. Соглашаться на это нельзя ни в коем случае.

БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЕНКА НА УЛИЦЕ

Опасности на улице. Одной из серьезнейших проблем любого города и области является дорожно-транспортный травматизм. До настоящего времени снизить его уровень не удается. Как показывает анализ происшествий с детьми, проведенный Госавтоинспекцией, травмы происходят по неосторожности детей, из-за несоблюдения или незнания правил дорожного движения. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоящего транспорта, неподчинения сигналам светофора, нарушение правил езды на велосипедах и т.д. беспечность детей на дорогах зависит от взрослых, от низкого уровня их культуры поведения. А цена этому – детская жизнь.

Ребенок должен запомнить следующие правила:

1. Не выходить на улицу без взрослых.

2. Не играть на тротуаре около проезжей части.

 3. Переходить дорогу только по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора.

 4. Ездить на велосипеде в городе только там, где нет автомобилей (на закрытых площадках и в других безопасных местах).

 5. Маленькие дети должны кататься на велосипеде только в присутствии взрослых; -детям старшего возраста даже в присутствии взрослых не следует ездить на велосипеде по тротуару, так как они будут мешать пешеходам, могут наехать на маленького ребенка, сбить пожилого человека, толкнуть коляску с малышом.

6. Быть внимательным, но не сверхосторожным и не трусливым.

7. Хорошо знать все ориентиры в районе своего дома.

8. Ходить по середине тротуара, не приближаясь к кустам и дверям, особенно заброшенных домов.

9.        Знать все безопасные места, где можно укрыться и получить помощь.

10.        Не привлекать к себе внимание манерой поведения.

 

БЕЗОПАСНОСТЬ

 В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ

Родителям следует помнить, что маленьким детям без взрослых нельзя ездить в общественном транспорте. Но постепенно детей необходимо к этому готовить. Например, ребенок должен хорошо знать свой маршрут, главным образом станцию посадки и высадки. Он должен знать также все ориентиры и названия улиц по пути следования. Объясните ребенку, что он должен все видеть и замечать.

Посоветуйте ребенку садиться рядом с водителем или контролером, ждать автобус только в хорошо освещенном месте. Разумеется, укрепите в ребенке веру в собственный инстинкт. Он должен уйти, как только почувствует какой-то дискомфорт. Если с ним заговорит незнакомец, ему необходимо привлечь к себе внимание окружающих, чтобы при необходимости кто-нибудь мог прийти к нему на помощь.

При пользовании общественным транспортом необходимо соблюдать следующие правила.

1. Нельзя показывать деньги, привлекая к себе внимание.

2. Нельзя близко подходить к краю дороги во время посадки на автобус, особенно в период гололеда.

3. Нельзя стоять у дверей — это мешает входу и выходу пассажиров.

4. Нельзя высовываться и высовывать руки в открытые окна.

5. Принято уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми, инвалидам.

 

 РЕБЕНОК

ПОТЕРЯЛСЯ НА УЛИЦЕ

Дети должны знать безопасные дома на своем пути. Такие дома можно назвать островками безопасности (это могут быть милицейский участок, продуктовый магазин, библиотека, школа). Следует научить ребенка, как обращаться к людям за помощью в опасной ситуации, кто ему в этом может помочь.

Детям необходимо объяснить, что в случае, если они потерялись на улице, им следует обратиться за помощью к какому-нибудь взрослому (например, к милиционеру, охраннику, женщине, гуляющей с ребенком, продавцу в аптеке, кассиру в Сбербанке) и сказать о том, что он потерялся, назвать свой адрес и номер телефона, а для этого они должны знать, где живут, номер телефона, свои имя и фамилию.

 

ВСТРЕЧА

С ЯДОВИТЫМИ РАСТЕНИЯМИ

Дети должны знать ядовитые растения, которые растут во дворе дома, вдоль дороги. Нельзя пробовать все подряд (ягоды, травинки), так как в результате ухудшающейся экологической обстановки (например, кислотные дожди) опасным может оказаться даже неядовитое растение. Дети должны знать ядовитые грибы. Никакие грибы нельзя брать в рот или пробовать в сыром виде.

 

 

РЕБЕНОК ДОМА

Опасности дома. Как показывает статистика, большинство несчастных случаев происходит дома. Наш дом, до отказа заполненный различной бытовой техникой и химией, часто представляет мину замедленного действия. К повреждениям, которые ребенок получает в результате несчастных случаев в квартире, относятся: ушибы, ссадины, царапины, растяжения. Вывихи, ожоги. Повреждения инородными телами (проглатывание, вдыхание, введение в нос, глаза, уши и т.д.).

1.Детям категорически запрещается пользоваться спичками, газовой плитой, печкой, электрическими розетками, включенными электроприборами.

2.Детей старшего дошкольного возраста нужно научить правильно обращаться с ножницами, ножом, иголкой.

3.Взрослые должны хранить в недоступных для детей местах следующие предметы: бытовую химию, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты.

4.Дети не должны оставаться одни в комнате с открытым окном, балконом, выходить без взрослого на балкон или подходить к открытому окну.

5. Нужно уметь использовать телефон в случаях возникновения пожара (вызов пожарной службы по номеру 01), в случае получения травмы (вызов скорой помощи по номеру 03).

6. Нужно знать свой адрес, номера телефонов знакомых взрослых, живущих поблизости.

7. Нужно уметь привлечь внимание прохожих и позвать на помощь при пожаре, проникновении в дом преступников.

8. Нужно уметь потушить начинающийся пожар, набросив на источник возгорания тяжелое одеяло.

 

 

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА.

ДЕТСКИЕ СТРАХИ

На эмоциональное состояние детей негативное влияние часто оказывают страхи (например, боязнь темноты, боязнь оказаться в центре внимания, страх перед каким-либо сказочным персонажем, животным, страх собственной смерти или смерти близких). Поэтому очень важно, чтобы взрослые:

  • относились к этим страхам серьезно, не игнорируя и не умаляя их;
  • давали ребенку возможность рассказывать, чего он боится, избегая при этом оценивающих высказываний («Ты боишься такого маленького паучка?»);
  • помогали ребенку выразить страх словами («Ты испугался тогда, когда...»);
  • рассказывали о собственных детских страхах;
  • давали описания реально опасных ситуаций (ходить весной по тонкому льду на реке, перебегать улицу в неположенном месте);
  • допускали в объяснениях здоровую дозу страха (боязнь высоты предохраняет от действительной опасности);
  • давали возможность учиться на собственных ошибках (ошибку может допустить каждый, но ее осознание дает возможность в аналогичной ситуации принять правильное решение);
  • реагировали на особое детское восприятие реальных жизненных событий («Ты сильно испугался? Как это случилось? Как этого можно было избежать?»).