Индивидуальный план повышения профессионального развития

Мингазова Гульчачак Каримовна

Индивидуальный план повышения профессионального развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  № 362 комбинированного вида» Приволжского района

г. Казани Республики Татарстан

Индивидуальный план повышения  профессионального развития учителя – логопеда Мингазовой Г.К.

Тема самообразования: «Формирование лексико-грамматических категорий у детей с ОНР с использованием дидактических игр».

Срок выполнения: межаттестационный период с 01 января 2015 года по  30 декабря 2019 года.

Актуальность: Формирование лексико-грамматических категорий у дошкольников имеет огромное значение в обеспечении равных стартовых возможностей при подготовке к школе и овладении навыками чтения и письма. Нарушения  лексико-грамматических категорий  у    детей    являются    достаточно изученным  разделом   в  логопедии, и  методика  их  преодоления  в основном разработана.  Но, несмотря на это, есть основания ставить вопрос о необходимости дальнейшего поиска приемов и методов, активизирующих умственную  и  практическую деятельность детей, способствующих повышению эффективности преодоления  этих нарушений.

Логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи преследует цель научить детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях окружающей жизни. Этот комплекс умений имеет  большое значение для обучения в школе, общения с взрослыми и детьми, формирования личностных качеств. Традиционно работа по развитию связной речи ведется по следующим направлениям:

-обогащение словарного запаса;

-обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов;

-разучивание стихотворений, отгадывание загадок.

Работая с детьми логопедических групп ДОУ, имеющими самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФН, ФН), я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема эта заключается в том, что в дошкольном возрасте ребенок сам не в состоянии различить «фальшивое» звучание родной речи, а значит, понять, в чем состоит ошибка и почему так говорить можно, это правильно, а так нельзя, это неправильно. Подобное «пробуксовывание» при усвоении ребенком грамматического строя языка может происходить не только вследствие речевого расстройства, но и на фоне ситуации, когда окружающая языковая среда не является однородной, складывается из нескольких языков, часто деформированных и искаженных.

Направления работы:

  1. Организационно – методическая деятельность
  2. Работа с педагогами
  3. Работа с детьми
  4. Работа с семьёй, с родителями и лицами, их заменяющими.

Концепция: Самовыражение, индивидуальный и творческий подход, уважение и любовь к детям, использование инновационных технологий и программ.

Цель: Формирование развивающего стиля деятельности логопеда, отвечающего реалиям современной жизни, потребностям образовательной практики коррекционно – развивающей направленности в работе.

Задачи:

- повышать профессиональное мастерство коррекционно – педагогической деятельности с целью обеспечения помощи детям в полноценном речевом развитии;

- проводить динамическое наблюдение и педагогический контроль над состоянием речи детей, выявить структуру дефекта  и потенциальные речевые возможности;

- развивать лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи посредством игровых технологий, авторских разработок и традиционных логопедических методик;

- вовлекать семьи и родителей, воспитывающих детей с речевыми нарушениями в коррекционно – образовательный процесс;

- совершенствовать сотрудничество с воспитателями и специалистами детского сада в коррекции речевых и сенсомоторных нарушений дошкольников.

-  пропаганда своих профессиональных достижений.

Реализация задач: в ходе образовательной деятельности с квалифицированной помощью логопеда, в совместной деятельности педагогов с детьми и работы с родителями воспитанников.

Формы работы: фронтальные, индивидуальные, подгрупповые.

Этапы работы:

-Выявление нарушений лексико-грамматического строя речи у детей, их коррекция.

- Выявить уровень речевой коммуникации детей

-Обследование словарного запаса (активного и пассивного)

          -Коррекция этих нарушений посредством игровых технологий, авторских разработок и традиционных           логопедических методик;

Индивидуальный план повышения  профессионального уровня

№ п/п

Содержание работы

Срок выполнения

Предполагаемый уровень  реализации

Участники коррекционно - образовательного процесса

Перечень конечной продукции

1

Участие в районных методических объединениях учителей-логопедов, творчески работающих воспитателей

г. Казани Республики Татарстан

2015-2019 г.г.

по плану МО

Район, город

Учителя – логопеды, руководитель МО

Фотоматериал.

Сценарии мероприятий.

Протокол МО

2

Курсы повышения квалификации

Один раз в три года

Республиканский

Учителя - логопеды

Удостоверение

3

3.1. Участие  в творческих коллективах, группах:

- «Совместная деятельность воспитанников, педагогов, родителей в проектной деятельности».

- «Мальчик-с- пальчик».

- «Театр и дети».

3.2. Участие в экспертных комиссиях:

- Работа в составе  районной психолого-медико- педагогической комиссии г.Казани

-Тематический контроль «Анализ состояния речевой среды в ДОУ и коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС».

2015-2019 г.г.

Образовательное учреждение, район,

город

Образовательное учреждение, район,

город, республика

Педагоги

Годовой план МАДОУ  за учебный год.

Аналитическая справка. Приказ.

4

Распространение педагогического опыта:

4.1. Проведение  открытых  занятий, мероприятий:

-неделя творчества и сотрудничества «Взрослые и дети»;

-проведение ОД по теме «Использование современных образовательных технологий в формировании лексико-грамматических категорий»;

-«Создание педагогических пособий, коррекционно-развивающих игр с помощью современных мультимедийных средств»;

- «Логопедический массаж  при коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

4.2. Проведение,  участие в семинарах,  конференциях, проектах, форумах:

-Региональный семинар для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений Республики Татарстан.

- «Эффективные формы логопедической работы по профилактике и коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста».

- «Мастерство педагога: проблемы, поиск, находки»

В межаттестационный период с 2015 по 2019 г.г.

Образовательное учреждение, район,

город, республика

Дети, родители

План работы учителя – логопеда на учебный год.

План работы детского сада на учебный год.

Фото, видеоматериал, сценарии мероприятий, отчёт о выполненной работе.

6

Методические публикации:

-  Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» издательства  «Первое сентября» г. Москва;

-в СМИ авторского материала: рабочая программа кружка «Мальчик с пальчик»;

-электронный  Всероссийский журнал  «Академия дошкольного образования»;

- журналы «Логопед», «Обруч»

2015-2019г.г.

Республиканский, федеральный уровень

Педагоги

Сертификаты публикаций

7

Участие в конкурсах,  в грантах:

-районный смотр - конкурс

«Инновационные технологии в дошкольном образовании», «Педагогический калейдоскоп»;

-Всероссийский дистанционный  конкурс с международным участием в номинации «Лучшая методическая разработка»;

-Республиканский конкурс «Воспитатель года Республики Татарстан – 2017» в номинации «Учитель – логопед»;

-районный конкурс «Лучший учитель общеобразовательных учреждений Приволжского района».

2015-2019 г.г.

Образовательное учреждение, район,

город, республика

Педагоги, дети, семьи воспитанников

Сертификаты. Дипломы. Грамоты.

8

Экспериментальная и инновационная профессиональная  деятельность:

- участвовать  в инновационной площадке ГАОУ ДПО «Институт развития и образования Республики Татарстан» по направлению «Научно-методическое и организационно-методическое обеспечение инновационных форм, методов, технологий непрерывного профессионального развития руководящих и педагогических работников системы образования Республики Татарстан»,

-участие во Всероссийской экспериментально – творческой группе педагогов ЦДС «Педагогическое мастерство»;

-  осуществлять инновационную деятельность  на региональной инновационной площадке ГАОУ ДПО «Институт развития и образования Республики Татарстан»по направлению «Научно-методическое и организационно-методическое обеспечение инновационных форм, методов, технологий непрерывного профессионального развития руководящих и педагогических работников системы образования Республики Татарстан»

2015 – 2019г.г.

Образовательное учреждение, район,

город, республика

Дети, педагоги, родители

Свидетельство, экспертное заключение на экспериментальную работу.

9

9.1.Участие воспитанников в  конкурсах, смотрах, концертах, соревнованиях,  мероприятиях, проектах по предмету (профилю образовательной программы, реализуемой  педагогическим работником)  как в очной, так и в дистанционной форме:

-Всероссийские  детские конкурсы «Мечтай! Исследуй! Размышляй!», «Совушка», «Простые правила», «Рассударики».

9.2.Работа за рамками тарифицированных часов (кружковая деятельность):

-«Мальчик-с-пальчик»  (игропластика)

2015-2019 г.г.

Образовательное учреждение.

Республиканский, федеральный уровень

Дети, педагоги, родители

Материалы,  подтверждающие результаты (при наличии  высоких результатов).

Презентация кружка «Мальчик-с-пальчик».

10

Эффективность работы с родителями воспитанников и лицами, их заменяющими:

консультации по профилактике речевых нарушений детей, -конференция «На пороге школы»,

- концерты: «Праздник правильной речи», «Знайки  и Всезнайки»;

- семинары «Играем всей семьёй», «Развивающие упражнения для старших дошкольников»;

- заседания круглого стола: «Развиваем речь, играя»», «Игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий»,  «Игры и упражнения стимулирующие развитие речи у детей с ОНР»;

 -совместные развлечения «Звуки изучаем – здоровье укрепляем»,

-методических рекомендаций по обогащению словарного запаса и развитию грамматического строя речи дошкольников, индивидуальные консультации по запросу через интернет – ресурсы, информационные буклеты «Использование современных компьютерных технологий в развитии речи детей», «Артикуляционная гимнастика».

2015-2019 г.г.

Образовательное учреждение,

город,  район

Родители, дети, педагоги

Аналитическая справка по итогам работы за учебный год.

Анкеты.

Фото, видео-материал, сценарии мероприятий, консультаций.

11

Организация развивающей предметно – пространственной среды:

11.1. Разработка методических материалов по темам: «Лучший педагогический проект», «Формирование навыков анализа и синтеза звуко – слогового состава слова у детей», «Дидактические игры при коррекционной работе по развитию речи с детьми ОНР», «Интерактивные игры в практике логопеда», «Пальчиковые игры»

11.2.  Изготовление дидактических пособий  (развивающие игры, раздаточный материал, модели, схемы, лепбуки, интерактивные игры): «Говорящие лучики»,  «Птицы нашего края»,  «Звуковой поезд», «Читаем по картинкам», «Ёлочка», «Собери цветок», «Звуковой мяч», «Найди детеныша», лото по обогащению словарного запаса по лексическим темам; мнемотаблицы; звукотаблицы

2015-2019 г.г.

Образовательное учреждение, район

Дети, педагоги, родители воспитанников

-Конспекты, сценарии, буклеты, брошюры, рекомендации,  проекты.

-Развивающие игры, пазлы, лото, карточки с речевым и наглядным материалом, раздаточный материал, модели, схемы. Флэш- игры, флэш- карты.

- Лэпбуки.

- Фотоматериал.

12

Использование современных  информационных и мультимедийных технологий в  профессиональной  деятельности, образовательной практике:

- мотивация детей, актуализация их знаний: применение аудио -  и видеозаписи  героев сказок, фрагментов мультфильмов;

-проведение тестирования родителей, педагогического мониторинга, учебно-методическое документирование: программы Word, Excel,PowerPoint, SMART Notebook 11; SMART Ponabourd

- обогащение творческой лаборатории электронными презентациями, учебными программами: «Развитие речи. Учимся говорить правильно» (Г.О. Аствацатуров, Л.Е. Шевченко, Москва, 2008),  «МЕРСИБО» (конструктор картинок, звуковой калейдоскоп, работа над ошибками), аудиозаписи «Трудные звуки», «Музыка для массажа», «Речевая гимнастика для малышей» (Горохова И. А., Питер, 2010), «Песни Железновых», видеоряд на закрепление звуков, видеозапись «Сам себе логопед» (курс самокоррекции речи для взрослых),  флэш-карты, интерактивные игры и упражнения на формирование лексико-грамматических категорий.

2015-2019г.г.

Образовательное учреждение, район, город, республиканский, федеральный, международный уровень

Дети, педагоги, родители воспитанников

- Личный кабинет в информационной системе «Электронное образование Республики Татарстан».

- Презентации методического опыта.

- Результаты мониторинга.

-  Обогащённая творческая лаборатория.

-Фотоматериал.

- Перечень интернет – ресурсов в паспорте логопедического кабинета.

13

Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного образования, коррекционной педагогике

2015-2019 г.г.

Республиканский, федеральный, международный уровень

Педагоги. Родители воспитанников

Перечень ЭОР. Список нормативных документов.

14

Изучение учебной и научно-методической литературы по вопросам выявления  и коррекции речевого развития детей дошкольного возраста. Журналы: «Логопед»,  «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду»,  «Дошкольная педагогика», «Обруч»; газета«Дошкольное образование»,Всероссийский электронный журнал «Академия дошкольного образования», сайты: Logoportal.ru, Дошколёнок. ру, Электронное образование в РТ edu.tatar.ru, kazanobr.ru, infourok.ru

2015-2019г.г.

Республиканский, федеральный  уровень

Педагоги. Родители воспитанников

Картотека.

Список изученной литературы.

15

Изучение новых программ и педагогических технологий в логопедии:

- «Инновационные формы взаимодействия логопеда с семьями, воспитывающими детей с  нарушениями речи» (Вакуленко Л.С.), «Развитие речи, движения и мелкой моторики» (Лифиц Е.А.), «Комплексная коррекция нарушений слоговой структуры слова» (Крупенчук О.И.),  «Логоритмические занятия в детском саду» (Картушина М.Ю.), «Играй, слушай, познавай» (Постоева Л.Д.) «Логопедические игры для дошкольников» (Соколова, Н.В.), «Игры и игровые упражнения для развития речи» (Швайко Г.С.)

2015-2019 г.г.

Республиканский, федеральный уровень

Педагоги.

Родители

воспитанников

Перечень ЭОР с указанием ссылок по изучению.

Список изученных программ и новых технологий

Литература:

1. Гаркуша Ю.Ф., Черлина Н.А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе // Логопед 2004. №4.

2.Львова Л.Т.Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ\\ Справочник старшего воспитателя. № 11,2008.

3. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

Интернет ресурсы:

1.http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac05.htm;2. http://festival.1september.ru/articles/417088/; 3.http://ped-kopilka.ru