Внеклассное мероприятие

Шевцова Любовь Николаевна

Физика  вокруг нас.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizika_vokrug_nas_shln.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие кружка  « Занимательная физика»

Учитель физики:  Шевцова Л.Н.

Тема занятия: Физика вокруг нас

Цель данного занятия :

 – научить ребят удивляться явлениям природы, объяснять их, опираясь на приобретенные знания, профессиональная ориентация уч-ся.

-воспитывать познавательный интерес, любознательность, активность, интерес к изучаемому предмету.

Оборудование: компьютер,  мультимедийный проектор, экран, презентация к занятию, «черный ящик», калейдоскоп ,прибор для выдувания мыльных пузырей.

Ведущий 1:

 Когда-то Лобачевский думал,

 Кутаясь в пальто:

«Как мир прямолинеен,

 Видно, что-то здесь не то!»

 Но он вгляделся пристальней

 В безоблачную высь

 И там все параллельные

 Его пересеклись.

---------------------------------------------------------------------------------------------

Ведущий 2 :

Все известно вокруг,

Тем не  менее

На земле еще много того,

Что достойно, поверь, удивления

И твоего, и моего.

 Ведущий 1

Удивляйся росе,

Удивляйся цветам,

Удивляйся упругости стали,

Удивляйся тому,

Чему люди порой,

Удивляться уже перестали!

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Ведущий 2

Уважаемые друзья! Сегодня вы присутствуете на заседании  кружка

« Занимательная Физика», тема занятия - «Физика вокруг нас» .Это занятие для уч-ся 7 класса, которые только начинают изучать физику проводят уч-ся 8,9 классов.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Ведущий 1

Как с греческого переводится слово «Физика»? (Вопрос к залу)

Физика – наука о природе.(Слайд на экране)

 Вспомним строчки стихотворения Федора Ивановича Тютчева:

             Не то, что мните вы, природа:

              Не слепок, не бездушный лик –

              В ней есть душа, в ней есть свобода,

              В ней есть любовь, в ней есть язык.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

              «Физика в гостях у лириков»

Ведущий 2

Вы спросите: «Что общего между физикой и поэзией, наукой и искусством?»

Давайте сегодня вместе попытаемся найти связь между ними.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Ведущий 1

Мы с вами изучаем одну из наук о природе .Поразительно,  насколько, точно А.С.Пушкин понимал важную роль и проблемы науки. В связи с этим нельзя не вспомнить его удивительное стихотворение, где каждая строчка - глубокая мысль:

---------------------------------------------------------------------------------------------------

 Чтец1        О, сколько нам открытий чудных

                    Готовит просвещенья дух

                    И опыт, сын ошибок трудных,

                    И гений, парадоксов друг,

                    И случай, бог изобретатель.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ведущий 1

Наш общий дом – планета Земля.

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Ведущий 2

Наш адрес во Вселенной –«Метагалактика. Галактика. Солнечная система. Планета Земля.

---------------------------------------------------------------------------------------------------

Ведущий 1

С незапамятных времен человек осознал неразрывную связь Земли и неба. Наука, религия, искусство – все это так или иначе было связано с небом.

Звездное небо – великая книга Природы.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Ведущий 2

Не посвященному в секреты звездного небо даже трудно себе представить, какое богатство материальных форм, какое неистощимое творчество Природы скрыто за теми замысловатыми узорами из звезд, которые называются созвездиями.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Ведущий 1

Солнце, Луна, звезды – вечный источник вдохновенья для поэтов.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

Чтец 2    «Небесный свод, горящий славой

                                                           Звездной,

                  Таинственно глядит из глубины.

                   И мы плывем, пылающею бездной

                    Со всех сторон окружены…»

                                                           Федор Иванович Тютчев

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

Чтец 3               «Открылась бездна, звезд полна,

                            Звездам числа нет, бездне - дна

                                                              Михаил Васильевич Ломоносов

 Чтец 4                   Марина Цветаева

                «Косматая звезда,

                  Спешащая в никуда

                  Из страшного ниоткуда.

                  Между прочих овец Приблуда,

                  В златорунные те стада

                  Налетающая, как Ревность,-

                   Волосатая звезда древних!

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

   Ведущий 2 :     О каком небесном явлении, а точнее небесном теле здесь идет   речь?

Ответы уч-ся

Да, конечно это комета  

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Ведущий 1

Что мы знаем о кометах?

В 1908 г. К.Бальмонт писал:

----------------------------------------------------------------------------------------------------

  Чтец 5         «По яйцевидному пути

                   Летит могучая комета.

                   О чем хлопочет пляской света?

                    Что нужно в мире ей найти?

                 

                    Она встает уж много лет,

                    Свой путь уклончивый проводит,

                    Из неизвестного приходит,

                    И вновь ее на долго нет.

                    Как слабый лик туманных звезд,

                     Она в начале появленья –

                    Всего лишь дымное виденье,

                    В ней нет ядра, чуть тлеет хвост.

                     Но ближе к Солнцу – и не та.

                     Уж лик горит, уж свет не дробен,

                      И миллионы верст способен

                      Тянуться грозный след хвоста.

                      Густеет яркое ядро,

                      И уменьшается орбита.

                      Комета светится сердито.

                      Сплошной пожар ее нутро».

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ведущий 2      Кометы воспевали, ими любовались, о них слагали стихи, полные восторга и удивления , но их и боялись, как предвестников страшных событий: войн, голода,  болезней

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ведущий 1

У Вольтера мы находим такие строки:

------------------------------------------------------------------------------------------------------

Чтец 6            «Кометы – тьмы и зла ужасные знаменья,

                        Довольно приводить народы вам в смятенье.

                         По эллипсу нестись гигантскому в эфире,

                         Всходить и заходить не лучше ль в нашем мире,

                          И , став естественным явлением природы,

                         Являться в должный срок и пробуждать народы?».

-------------------------------------------------------------------------------------------------------Ведущий 2

Периодически спешит засвидетельствовать землянам свое почтение комета Галлея. Теперь вновь прибудет в 2061 году.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

 Ведущий 1

В сочинениях Козьмы Пруткова читаем:

Но вот уж меркнет Солнца луч,

Выходит месяц из-за туч

И освещает на пути

Все звезды млечного Пути»

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

 Ведущий 2

Как известно, Млечный Путь – это наблюдаемая на звездном небе неярко светящая полоса неправильной формы. Она состоит из огромного числа слабых звезд  и видимых отдельно невооруженным глазом, .но почему возникло такое название – Млечный путь?

------------------------------------------------------------------------------------------------------

  Ведущий 1

Греческий миф рассказывает о струе молока, брызнувшей на небо из груди  богини Геры в то время, когда она кормила младенца Геркулеса.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

Звучит песня «Две звезды « ( А.Пугачева, И.Николаев)  

Ведущий 2

Наиболее часто поэты обращаются к звездопаду. С «падением звезд» связано много легенд. И конечно, такое удивительно прекрасное зрелище приковывает сердце поэтов и композиторов.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Ведущий 1

                   «Август – астры,      

                     Август – звезды,  

                     Август  - грозди

                     Винограда и рябины

                      Ржавой - август !

                           …

                       Август! – Месяц

                       Ливней звездных!»

-------------------------------------------------------------------------------------------------------      

   Ведущий 2

На самом деле в августе часто можно видеть «падающие звезды»?

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ведущий 1

«Падающие звезды» - это метеориты. Август действительно богат метеоритными дождями.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------на экране портрет  М.Цветаевой

 Чтец 7:          «Стихи растут, как звезды и как розы

                         Как красота – ненужная в семье.

                          И на венцы и на апофеозы –

                          Один ответ: - «Откуда мне сие?»

                           

                          Мы спим – и вот, сквозь каменные плиты,

                          Небесный гость в четыре лепестка.

                           О, мир, пойми! Певцом - во сне –

                                                                                  Открыты

                           Закон звезды и формула цветка»!

Звучит романс « Гори, гори , моя звезда»

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

Слайд   «Неизвестное об известном»

Ведущий 1 Следующая страница нашего занятия «Неизвестное об известном»

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Ведущий 2

 Федор Иванович Тютчев написал такое стихотворение:

Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!

Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла –
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла

Ведущий 1

- Как вы думаете, какое явление он описал в этих поэтических строках?

- Ответ учащихся - Радуга        Слайд Радуги

Ведущий 2        Все цвета, которые содержит радуга, называют спектром.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ведущий 1.

Складывая цвета спектра можно получить белый цвет. При подходящих погодных условиях мы можем в небе видеть радугу благодаря тому, что при прохождении света через капельки воды, находящиеся в атмосфере, происходит обратный процесс разложения белого света на составляющие

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

 Ведущий 2                                         

 В 1672 г. Исаак Ньютон провел опыт по разложению белого света в спектр. Для этого он пропускал пучок света через стеклянную призму. На стене кабинета при этом появлялась цветная полоса. В ней Ньютон выделил 7 основных цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Запомнить цвета спектра вам поможет детская считалочка: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.»

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

 Ведущий 1              Парят в воздухе и переливаются всеми цветами радуги на Солнце и мыльные пузыри. Их красота буквально заворожила Сергея Яковлевича  Маршака:

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

 Чтец 8        Горит, как хвост павлиний,
                   Каких цветов в нем нет!
                   Лиловый, красный, синий,
                   Зеленый, желтый цвет.

                     Огнями на просторе
                    Играет легкий шар.
                    То в нем синеет море,
                    То в нем горит пожар.

                     В нем столько блеску было,
                    Была такая спесь,
                    А он – воды и мыла
                    Раздувшаяся смесь.

-Ведущий 2

На мыльных пузырях ученые изучали строение и поведение тонких пленок, силы поверхностного натяжения. Тонкая пленка мыльного пузыря была предметом исследований и размышлений Исаака Ньютона. Мы с вами сегодня тоже займемся выдуванием мыльных пузырей. Для этого годится любой мыльный раствор, но пузыри будут прочнее, если в раствор добавить немного глицерина.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

 Ведущий 1     Итак, любуемся красотой самых обыкновенных мыльных пузырей.

Выдувают мыльные пузыри.

-----------------------------------------------------------------------------------------------

Звучит песня « Притяжение Земли»

. «Космос – гигантский океан» слайд на экране

Ведущий 2 : Человек всегда мечтал о полетах. Что же влекло его в  неземные

                    дали? Прежде всего дерзновение, желание постигнуть неведомое,

                     фантазии …

                     Наш великий соотечественник К.Э. Циолковский ( слайд      Портрет Циолковского)

считал, что использование внеземных ресурсов сулит человечеству «горы

 хлеба и бездну могущества». Сегодня мы убеждены : выход  в космос диктуется необходимостью развития науки, производства, медицины…  Современную науку и практику уже не удовлетворяет информация, получаемая в земных условиях .Выйдя за пределы своей планеты, человек обретает возможность без ряда очень существенных помех наблюдать Вселенную, изучать многие земные явления и объекты.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ведущий 1:  Людей всегда манили дали,

                    Их вечно звали океаны…

                     А космос жил не торопясь,

                      Он был загадочен и страшен.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

  Ведущий 2: Советские люди используют достижения космонавтики на благо человека, в мирных целях. Результаты космических исследований сегодня находят широкое применение в народном хозяйстве, в разных областях науки и техники: в телевидении, сверхдальней телефонной и телеграфной связи, метеорологии, морской навигации, геологии и др.            

               У истоков всех этих свершений  - работы гениального русского ученого и изобретателя Константина Эдуардовича Циолковского, конструктора первых современных ракетоносителей, искусственных спутников Земли и кораблей- спутников Сергея Павловича Королева, первый полет человека в космос, осуществленный тоже нашим соотечественником Юрием Алексеевичем Гагариным.

------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ведущий 1:  Ребята! Эти исторические данные, надеюсь, вам известны .А вот как начиналась космическая эра.

 Хроника космической эры      (на фоне музыки « Таинственная Галактика» с диска «Зодиак)

  • 1-11 вв.н.эры Портрет древнегреческого ученого и инженера Герона Александрийского.

Текст: он предложил механизм, использовавший для своей работы реакцию струи водяного  пара; это был первый предок реактивного двигателя.

  • 1680 г. Первое в России «Ракетное заведение» и Петровская сигнальная ракета

Текст: Эта ракета образца 1717 г. применялась без изменений почти 150 лет

  • 1881 г.  Портрет Н.И. Кибальчича

Текст: Находясь в заключении, этот народоволец и изобретатель создал проект ракетного летательного пилотируемого аппарата.

  • 1903г. Титульный лист работы К.Э. Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами»,портрет ученого.

Текст: портрет и важнейший труд основоположника космонавтики.

  • 1933г. Полигон в Нахабине под Москвой .

Запуск созданной под руководством М.К.Тихонравова  первой советской жидкостной ракеты.

  • 1949г. Полет геофизической ракеты.

Текст: В Советском Союзе начаты регулярные исследования верхних слоев атмосферы и космоса при помощи геофизических ракет.

  • 1957г. Первый в мире искусственный спутник Земли

Текст: С его запуском человек впервые разорвал цепи земного притяжения.

  • 1957 г. Первый пассажир искусственного спутника Земли  - собака Лайка.
  • 1958 г.Портрет С.П.Королева

Текст Главный конструктор первых советских ракетоносителей, ИСЗ, пилотируемых космических кораблей.

  •   1959 г. Автоматическая межпланетная станция «Луна-3» в полете.

Текст: Станция сфотографировала обратную сторону нашего естественного спутника.

  • 1961 г. Первая в мире межпланетная станция «Венера-1».

Текст: Ее запуском было положено начало непосредственному изучению планет.

  • 1961 г. Портрет Ю.А.Гагарина. Космический корабль «Восток» на стартовой площадке.

Текст: Совершен первый в истории полет человека в космос.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

Звучит песня А.Пахмутовой  «Знаете каким он парнем был»  

   На фоне музыки « Волшебная ночь» с диска «Зодиак»  

Ведущий 2:   Двадцатый век, к Галактикам взлетая,

                    Несет нам всем торжественную весть:

                    Есть космонавт – профессия такая,

                     Уже такая должность есть

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ведущий 1: С каждым годом растет космическая семья. Теперь она интернациональна. Космонавты работают не только для науки и народного хозяйства, они выполняют огромного значения политическую миссию.

( слайды фото космонавтов или вымпелов и медалей, выпущенных в честь международных космических полетов)

 Сотрудничество государств в исследовании космического пространства в мирных целях – важнейший элемент сегодняшней жизни нашей планеты.

( слайд Фото Земли)

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

Громче звучит музыка с диска «Зодиак» на экране слова Ю.А.Гагарина  

Ведущий 2: «Облетев Землю в корабле- спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и преумножать эту красоту, а не разрушать ее!»

Музыка звучит на экране слова

«Космос – гигантский океан, открытый для человечества, для того чтобы оно сплотилось  в борьбе за новые знания, делающие людей могучими и добрыми властелинами планеты, одной на всех! В этом состоит цель работы, которую ведут в космосе Россия и миролюбивые страны Земли.»

------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ведущий 1    Ну а сейчас, дорогие ребята,  наступает и ваш  звездный час

---------------------------------------------------------------------------------------------------==

           Звездный час

                     «Природа и явления в ней»

-----------------------------------------------------------------------

Ведущий 2   (Обращаясь  к залу)

             Вы тихонько все сидите,

             За  всем внимательно следите.

             Когда вопрос задам вам я,

             Вы будьте сдержаны, друзья:

             Сначала руку поднимите,

             Потом уж смело говорите.

------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ведущий 1    На все вопросы дан ответ –

                        Приз от нас  вам –

                        Горсть конфет.

Ведущий 1

 

  • Из какого ковша не пьют,  не едят, а только на него глядят? (Б.Медведица_
  • По какому пути нельзя пройти? (По Млечному)
  • Днем спит, ночью глядит? (Луна)
  • Летит жар птица, хвостом гордится (Комета)
  • Что без огня горит (Солнце)
  • Никого не родила, а все матушкой зовут (Земля)

-------------------------------------------------------------------------------------------------------                                                                                          

Ведущий 2 А теперь задание усложняем . К каждой отгадке ставим физический вопрос.

  • Чего в сундук не спрячешь?

Отгадка: луч света

Вопрос к отгадке: Какого цвета белый свет?

Ответ: белый свет состоит из ряда разноцветных лучей красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового.

-Ведущий 1

  • Ревнул вол на сто сел, за сто речек

 Отгадка:  гром

       Вопрос: вдалеке бушует гроза. Какое явление мы зафиксируем раньше? услышим гром или увидим молнию.

Ответ: раньше увидим вспышку молнии, а позднее услышим раскаты грома.

Так будет потому, что скорость распространения света 300000 км/с, а звука 340 м/с.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

На слайде портреты ученых

1. И. Ньютон

2. С. Королев

3.К.Э.Циалковский

4.М.В. Ломоносов

5. Ю.Гагарин

6. Г.Галилей

Ведуший 2

Вопросы

  1. Ученый  и изобретатель, основатель отечественной космонавтики.
  2. Один из крупнейших физиков и математиков мира. Изучал световые явления.  Он сформулировал основные законы механики.

3.   Первый  космонавт Земли.

4. Конструктор, под руководством которого были построены первые пилотируемые космические корабли, отработана аппаратура для выхода человека в космос.  

5. Открыл законы падения тел, первый указал на существование явления инерции и применил телескоп для астрономических исследований.

6. Первый русский академик. Он ввел в русский язык  слово «Физика»

---------------------------------------------------------------------------------------------------                

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          ( В зал вносят и устанавливают на столе черный ящик)

               

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Ведущий 1: Сейчас я прочитаю стихотворение

         

           Смотрю – и что ж в моих глазах?

             В фигурах разных и звездах

             Сапфиры, яхонты, топазы,

              И изумруды, и алмазы,

              И аметисты, и жемчуг,

              И перламутр – все вижу вдруг!

              Лишь сделаю рукой движенье –

              И новое в глазах явленье!

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ведущий 2: Уважаемые ребята и наши гости ! Что за прибор, которому посвящено только что прочитанное стихотворение, находится в «черном ящике»?

Ответ : слайд на экране

Калейдоскоп – состоит из трубки с зеркальными пластинами и осколками цветных стекол. Предназначен для наблюдения быстро сменяющихся красочных узоров. Изобретен в 1817 г. шотландским физиком Д.Брюстером.

------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ведущий 1  :

Человеческий разум могуществен, он способен понять любые  «тайны» окружающего нас мира, а что действительно чудесно, так это творение рук человеческих: они достойны и удивления и восхищения

------------------------------------------------------------------------------------------------

-

Ведущий 2

Я еще не устал удивляться

Чудесам, что есть на Земле:

Телевизору, голосу раций,

Вентилятору на столе.

             Самолеты летят сквозь тучи,

             Ходят по морю корабли –

           Как до этих вещей могучих

              Домечтаться люди могли?

         

Ведущий 1

Я вверяю себя трамваю,

Я гляжу на экран кино.

Эту технику понимая,

Изумляюсь ей все равно.

               Ток по проволоке струится,

                Спутник ходит по небесам,

                 Человеку стоит дивиться

                     Человеческим чудесам!

 ------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ведущий 2

Так писал поэт В.Шефнер о созданиях человеческого разума. А в основе их  - законы физики.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

  Ведущий 1.

 Подходит к концу наша встреча. В заключении мы хотим сказать, что одним ближе физика, а другим – ботаника. Кому-то нравится математика, а кому-то история. Каждый человек особенный, поэтому и его взгляд на мир неповторим. И если вас увлекла физика, смелее идите навстречу этой древней науке. Она того стоит.

------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ведущий 2. Ребята, у вас на столах лежат маленькие листочки, нам хотелось бы, чтоб каждый из вас на них написал, что вам больше всего запомнилось сегодня, что больше всего понравилось