Конспект занятия по психокоррекции с элементами познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группе по теме « Знакомство со свойствами воды».

 

Конспект  занятия по  психокоррекции с элементами познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группе по теме « Знакомство со свойствами воды».

Провела педагог-психолог МДОУ д-с№27 Чуракова Елена Петровна.

Цель: учить детей находить решение поставленных задач, ориетируясь на опорные схемы, учить находить решения на вопросы при помощи практических действий (опытов), учить детей анализировать три состояния воды, активизация понятий вода-пар-снег-лед-град в речи детей, развивать произвольное внимание, формировать у детей интерес к явлениям окружающего мира.

Оборудование: « Волшебный мешочек», кусочки льда, снежки, блюдца, кленки, салфетки по количеству детей, термос с кипятком, стекло, опорные схемы, магнитофон и кассета с записью « Звуки леса».

Ход занятия : Вы знаете, кто такие волшебники ? Сейчас мы с вами тоже привратимся в волшебников. Закройте глаза и представьте себе, что у вас в руках волшебные палочки и сегодня мы, как настоящие волшебники, познакомимся со свойствами воды, узнаем, что умеет делать вода, во что она умеет превращаться.

Опыт первый: - посмотрите, что это ? ( педагог показывает термос ). В тнрмосе у меня кипяток—видите над ним пар ? Над паром я ставлю стекло. Что стало с паром, во что он превратился ?( в капельки воды ).

Что стало со стеклом ? ( оно запотело )  ( воспитатель дает детям потрогать запотевшее стекло ).

Как вы думаете пар это вода или не вода ?

Сильно нагретая вода превращается в пар . Пар поднимается вверх, остывает в воздухе и выпадает на землю в виде осадков . В виде чего ? ( дождя ).

Опыт второй : посмотрите, что это ? ( показывает снежки )

А снег –это вода или не вода ?

Посмотрите на наши снежки ( снежки лежат на блюдцах ). Наши снежки уже подтаяли и лежат в лужицах воды. Потрогайте снежки, возьмите его в руки. Какой он ? ( холодный, белый , хрупкий ).

А откуда берется снег ?

Снег выпадает из облаков зимой.  В тучах вода превращается в ледяные кристалики и выпадает на землю в виде снежинок.

Как вы думаете какая туча холоднее дождевая или снеговая ? Почему ?

Физкультминутка : Послушайте мелодию и попытайтесь представить, что вы тоже капельки воды . Может быть дождинки, а может быть снежинки. ( свободный танец детей под музыку « Одна снежинка еще не снег « ).

Ассоциации : На Востоке, где очень ценят воду, потому что ее никогда не хватает : там очень сухо и жарко- людей тоже сравнивают с водой . Про одних говорят, что они похожи на безводную пустыню. Почему, как вы думаете ? Как можно назвать таких людей, которые никого не жалеют, ни о ком не заботятся , думают только о себе ?

Про других людей говорят, что они как дождик в пустыне : немножко промочит землю, она и откликнется на ласку – взойдут семена , и погибнут ростки, потому что дождик прекратился и умчался прочь вместе со случайной тучкой. Кто из вас тоже иногда так себя ведет ?

Другие люди похожи на теплый летний ливень, который оживляет все вокруг. Когда мы с вами такими  бываем ?

Опыты с привлечением детей :

Подумайте, какой дождик лучше : теплый или холодный ? Так и с людьми : когда хвалят нас – это как теплый дождик, а когда ругают нас или делают  замечание—для нас это как холодный дождик.

Вспомните случаи ,когда вы попадали под такой холодный дождик ? Что вы тогда почувствовали ? ( рассказы детей ). Какую пользу вам принес тогда холодный дождик ? Ответы придумайте по схеме .

 

                                

А теперь вспомните ,что случилось вашей жизни хорошее и было похоже на теплый дождик. ( ответы детей.

Очень часто дождик кажется нам теплым, когда нас хвалят. Давайте попробуем сделать друг другу такой дождик. Встаньте в круг и по очереди скажите друг другу теплые, ласковые слова, похвалят своего соседа и поделятся с ним своим теплым дождиком. Передавайте его в ладошках друг другу.

Какое у вас настроение ? Как вы думаете, легче слушать похвалу или хвалить другого ? Почему ?

Обобщение, работа со схемами:

Давайте ребята вспомним, что умеет делать вода, во что она умеет превращаться ?

Докажите, что снег- это тоже вода

 

 

 

 

Докажите, что пар—это тоже вода

 

Как вы думаете, когда наши эмоции как пар превращаются в воду? А потом эта «вода» выливается на других ? Придумайте свой рассказ. (рассказы детей)

А если стекло в этом опыте сделать холодным-холодным, тогда что может случится с капельками пара, когда они с ним столкнуться ? Послушайте историю:

Саша очень старался на занятии, но у него ничего не получалось. Вдобавок ко всему, когда мальчик уронил карандаши и начал их собирать , воспитательница сделала ему замечание, что он много отвлекается и не успеет закончить рисунок вовремя. В конце занятия воспитательница похвалила Стасика , котрый помог Саше собрать карандаши , а Саше вообще ничего не сказала. Саша сильно расстроился и стал ворчать себе под нос, что у него никогда ничего не получается. После занятия дети пошли играть в игровой уголок. У Стасика не хватило детали для постройки гаража. Саша подбежал к нему и стал пританцовывая кричать : «Ха-ха, так тебе и надо ! У тебя ничего не получится ! Эх ты растяпа !».

Когда чувства Саши похожи на пар ? На дождик ? На град ? ( вместе с детьми делается вывод, что наши чувства «замораживаются» и превращаются в «град» в данном случае при зависти . Обсуждается , что при этом нужно делать ,чтобы «растопить лед»).

Задание на развитие произвольного внимания :

А теперь давайте немного поиграем: мы будем вниматель но будем слушать друг друга, чтобы наши чувства не успели заморозиться и превратиться в «град». (выбирается ведущий и дети становятся в колону и маршируют под музыку. Впереди  идет ведущий. Когда музыка прекращается , все останавливаются и слушают команду ведущего, произнесенную шепотом, передают ее по цепочке и тотчас ее выполняют).

Упражнение на сплочение группы:

Наши «облачка» добрались до леса (аудиозапись «звуки природы»).Закройте глаза и постарайтесь увидеть лес. Представьте, что вы-  дерево  . Найдите ему место в лесу. Выберите удобное место своему дереву в группе, где ему будет удобно качать ветвями, расти вверх и даже танцевать.

Одинокое дерево открыто всем ветрам. Летом ему жарко, а зимой ему холодно. Другое дело , когда есть верные  и добрые друзья. Подойдите друг к другу—пусть ваши деревья образуют рощицу.Поднимите ветви –руки вверх и соприкоснитесь пальчиками- листочками друг к другу.А теперь давайте изобразим сильное , могучее дерево. Встаньте рядом друг с другом в круг. Какой огромный ствол получился у дерева ! Его ветви тянутся вверх, переплетаются между собой. В такой кроне тепло и уютно и белкам, птицам. А само дерево ничего не боится ни жары ни ветра ни града ни снега. ( важно понаблюдать, в каком из предложенных образов дети чувствуют себя комфортно и уверенно).

Выводы и оценка :

О каких трех состояниях воды мы сегодня узнали ? ( твердое- снег и лед, газообразное—пар, жидкое- вода )

Какое из трех превращений воды вам понравилось больше всего ?С каким состоянием воды мы чаще всего встречаемся в жизни ? Как вы думаете на какое состояние воды вы чаще всего похожи ? Почему ?