Программа. Хор. 2021-2022

Программа. Хор. 2021-2022

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma._hor._2021-2022.docx39.41 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 61

ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании

Директор ГБОУ   гимназии № 61

Педагогического совета

               

Протокол №_____от _____

Т.А. Казеева

Приказ № _____от ___________

                 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ПО

ХОРОВОМУ ПЕНИЮ

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по воспитательной работе

Юрчик Алевтина Евгеньевна

СОСТАВИТЕЛЬ:

учитель высшей

квалификационной категории

Лукьянович Ольга Викторовна

2020-2021 уч. год

Санкт-Петербург

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа дополнительного образования по хору разработана на основе следующих документов:

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
  • Данная программа является модифицированной, в ее основе лежит программа по хору для музыкальных и общеобразовательных учреждений Т.Н. Овчинниковой: «Хор». Сост. Т.Н. Овчинникова // «Музыка»: Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. - М., Просвещение, 1986.

Внеурочная деятельность организуется по направлению развития личности: духовно-нравственное, общекультурное, художественно-эстетическое.

Актуальность

В области музыкальной культуры есть одна древнейшая и важнейшая сфера, исторически составляющая исток музыки, ее фундамент и в то же время доступная абсолютно для всех – это хоровое пение, поскольку необходимыми для него инструментами от природы обладает каждый человек. Развитие музыкального и специфически-вокального слуха, чувства ритма и лада, осознание музыкальной формы и средств музыкального выражения, развитие музыкального восприятия и художественного вкуса, овладение умениями пения по нотам и участия в ансамбле — всё это воспитывается с ранних лет в процессе полноценно осуществляемого хорового пения, которое является тем зерном, из которого вырастает общая музыкальная культура народа.

Хоровое пение – один из самых демократичных и массовых видов искусства. Это основа музыкальной культуры народа. С помощью хорового пения учащиеся знакомятся и овладевают сокровищами фольклора, наследием русской национальной и мировой музыкальной классики, советским и современным (сегодняшним) композиторским творчеством. Хоровое пение занимает важное место и принадлежит к основным видам музыкального исполнительства, являясь самой увлекательной и доступной формой. Занятия хором вносят свой специфический вклад в дело гражданского воспитания подрастающего поколения. Они являются одним из средств разностороннего развития учащихся: музыкально-творческого и личностного.

Педагогическая целесообразность

Правильное обучение пению с детства способствует охране голоса, его тренировке, а также играет важную роль в формировании эстетического и художественного вкуса детей, способствует развитию обще-музыкальной культуры и духовного мира ребенка, что является важным средством развития музыкальных способностей. Кроме того, пение является и мощным средством балансировки нервной системы и психики, становления речи у детей, профилактики заболеваний голосового аппарата и органов дыхания как для детей, так и для взрослых, а значит, представляет собой и природосообразную оздоровительную технологию - необходимое условие физического и психического здоровья человека и общества в целом.

Цель  обучения

Раскрытие средствами хорового искусства творческого потенциала учащихся, воспитание высокого художественного вкуса, расширение культурного кругозора.

Задачи обучения 

Образовательные

  • формировать у учащихся основных вокально-хоровых навыков;
  • обучать детей взрослой академической манере пения в женском регистровом варианте (и мальчиков, и девочек). Эта манера пения должна выступать как базовая;
  • активно пользоваться нотной грамотой и навыками сольфеджирования;
  • умело сочетать пение по нотам с пением по слуху (развитие музыкальной памяти);
  • развивать основные хоровые навыки (дыхание, звуковедение, ансамбль, строй, дикция, артикуляция и т. д.);
  • расширять  музыкально-художественный  кругозор детей.

Развивающие

  • способствовать общекультурному и эстетическому развитию учащихся;
  • оказывать содействие развитию речи, слуха, дыхания;
  • формировать интонационные навыки, необходимые для овладения исполнительским искусством на любом музыкальном инструменте;

Воспитательные

  • воспитывать у детей любовь к музыке, хоровому искусству;
  • формировать потребность в систематическом коллективном музицировании (способность к совместному эмоциональному порыву, умение тонко чувствовать и бережно относиться к духовному миру окружающих людей).

Сроки реализации

Программа предназначена для мальчиков и девочек в возрасте от 10 до 14 лет без специальной музыкальной подготовки, обучающихся в среднем общеобразовательном учреждении. В хоровое объединения принимаются все желающие, которые проходят прослушивание. Программа рассчитана на один год.

Формы занятий

Существуют различные формы организации деятельности учащихся на занятиях: групповая, работа по звеньям, ансамблевая, по необходимости индивидуальная:

  • основной формой занятий является «сводная» (общая) репетиция, где строится работа над основными компонентами хорового звучания, эмоционально-художественным образом и формой произведения;
  • генеральный прогон, как отдельных произведений, так и всей программы в концертном исполнении;
  • запись хоровых произведений или всей программы с последующим прослушиванием и обсуждением вместе с участниками хорового коллектива;
  • групповые репетиции по категориям учащихся.

Формы организации деятельности учащихся на занятиях

Хоровой коллектив занимается 3 раза в неделю по 3 часа (303 часа в год).

Методы обучения

  • словесные методы;
  • наглядные методы (зрительная, слуховая, двигательная наглядность);
  • практические методы (упражнения, распевки, дыхательные и артикуляционные задания и др.);
  • методы самостоятельной работы;
  • игровые методы.

Ожидаемые результаты

знать/ понимать:

  • строение артикуляционного аппарата;
  • особенности и возможности певческого голоса;
  • гигиену певческого голоса;
  • понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
  • осознавать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
  • основы музыкальной грамоты;
  • различные манеры пения (разнообразные вокальные техники);
  • место дикции в исполнительской деятельности;
  • основные жанры вокальной музыки;
  • великих вокалистов и хоровых коллективов России и мира;
  • основные типы голосов;
  • поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
  • процесс реабилитации при простудных заболеваниях;
  • особенности и специфику многоголосого пения.

уметь:

  • правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч, использовать «цепное» дыхание;
  • петь короткие фразы на одном дыхании;
  • в подвижных песнях делать быстрый вдох;
  • петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
  • петь легким, полетным, округлым звуком, без напряжения;
  • исполнять распевку;
  • выразительно, осмысленно вести свою партию;
  • соблюдать певческую установку;
  • дать критическую оценку своему исполнению;
  • характеризовать выступления хоров;
  • использовать элементы ритмики и движения под музыку.

Предметная диагностика

Общие результаты развития растущей личности обучающихся в хоровом коллективе диагностируется по состоянию интереса к различным сферам жизнедеятельности художественно-творческого коллектива. Интерес рассматривается как концентрированное выражение потребностно-мотивационной сферы личности в ее обращенности на ту или иную сферу предметно-практической деятельности либо пространство человеческих взаимоотношений. В ходе диагностики, проводимой 2 раза в год (в начале учебного года и по его окончанию) фиксируется:

  • уровень сформированности  ансамблево-хоровых  навыков исполнения;  
  • уровень развития у детей:  интереса к  классической музыке,  интереса к хоровому исполнению,  интереса к коллективных формам вокально-хорового исполнения,  интереса к концертным выступлениям, интереса к обучению и др.

        Основным методом  диагностирования является метод педагогического наблюдения, который  с особой эффективностью подтверждает результативность обучения во время подготовки и участия в концертно-исполнительской деятельности.  Педагогическое наблюдение как метод отслеживания результатов, проводится в течение учебного года.

Результаты обучения проверяются:

  • на зачетных занятиях (проверка хоровых партий по голосам, в
    ансамбле), викторинах, конкурсах.
  • на концертах (внутришкольных, районных, городских, для родителей, выездных).

Формы подведения итогов реализации программы

  • открытые занятия;
  • концерты;
  • конкурсы.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

         Значение музыкального образования в основной школе заключается в расширении музыкального и культурного кругозора учащихся, в углублении представлений о широте жизненного содержания музыки и силе ее влияния на человека, развитии у школьников особого чувства творческого стиля того или иного композитора. Роль предмета в основной школе состоит в установлении внутренних связей музыки с литературой, музыки с изобразительным искусством, осмыслении зависимости между содержанием музыки и формой его воплощения на примере разных типов музыкальных образов, обобщенном понимании процессов интонационного и драматургического развития. Эмоциональное, активное восприятие музыки как основа музыкального воспитания в целом, на данном этапе обучения становится фундаментальной базой для систематизации и углубления знаний. Дальнейшего разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития учащихся, формирования у них основ художественного мышления и элементарных представлений о единых закономерностях развития музыки и жизни. Изучение музыки в школе, ориентированное на освоение общечеловеческих ценностей и нравственных идеалов, творческое постижение мира через искусство, обеспечивает в целом успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовность к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Хоровое пение»

        Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др. В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

        Предметными результатами являются:

  • овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
  • овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.

        Метапредметными результатами являются:

  • овладение способами решения поискового и творческого характера; -
  • культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности;
  • приобретение опыта в вокально-творческой и хоровой деятельности.

        Личностными результатами занятий являются:

  • формирование эстетических потребностей, ценностей;
  • развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
  • развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
  • бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.

                                               Планируемые результаты

Научится

Получит возможность научиться

Личностные

1. Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

  • размышлять об истоках возникновения   музыкального искусства;                        
  • наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы.
  • расширять   музыкальный  кругозор и получит общие представления о музыкальной жизни современного социума.

2. Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.

  • участвовать в коллективном пении, вовремя начинать  и заканчивать пение, слушать паузы
  • участвовать  в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи.

Предметные                                                                                                                

1. Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека,

в его духовно-нравственном развитии

  • проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость;
  • понимать степень значения роли музыки в жизни человека.
  • пониманию истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью;
  • воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умению внимательно слушать;
  • узнавать на слух основную часть произведений.

2. Сформированность основ музыкальной культуры на материале музыкальной культуры родного края

  • ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве родного края, сопоставлять  различные  образцы музыки;
  • пониманию истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью.

  • осмысленно владеть способами певческой деятельности: пропевание мелодии, проникнуться чувством сопричастности к  природе, добрым отношением к ней.
  • реализовывать     творческий    потенциал,  осуществляя собственные   музыкально - исполнительские   замыслы   в   различных   видах   деятельности.

3. Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности

  • накопления музыкально-слуховых представлений и воспитания художественного вкуса
  • понимать термины: мелодия и аккомпанемент. Что мелодия – главная мысль музыкального произведения..
  • обогащению индивидуального музыкального опыта;
  • воплощению собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов.

4. Умение воспринимать музыку и выражать собственное отношение к музыкальному произведению

  • внимательно слушать музыкальные  фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших  литературных фрагментах;
  • определять  смысл понятий «композитор-исполнитель-слушатель»;
  • узнавать изученные музыкальные произведения, выказывать свое отношение к различным  музыкальным сочинениям, явлениям.
  • определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;
  • эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление

5. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнения вокально-хоровых произведений, в импровизации

  • определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок;
  • принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности;
  • участвовать в коллективном пении, исполнение ритма, изображение звуковысотности мелодии движением рук;
  • выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера.
  • передавать настроение музыки в пении;
  • откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками.
  • исполнять, инсценировать песни.
  • передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки.

Метапредметные

1. Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках;
  • выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку;
  • приобретать (моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание.

  • выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку;
  • выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении, игре на инструментах;
  • приобретать (моделировать) опыт музыкально- творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание; найти нужную речевую интонацию для передачи характера и настроения песни;
  • владеть элементами алгоритма сочинения мелодии.

2. Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей.

  • самостоятельно   выполнять упражнения;
  • участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

  • видеть взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом и роль музыки в отражениях различных  явлениях жизни;
  • участвовать в коллективном пении, вовремя начинать  и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты;
  • оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий.

Учебно-тематический план

Разделы и темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

1

0,5

0,5

2

Элементарная музыкальная грамота (Хоровое сольфеждио)

50

8

42

3

Вокально-хоровая работа

 (Работа над репертуаром)

211

19

192

4

Концертная деятельность

39

1

32

5

Итоговое занятие

2

1

1

ИТОГО

303

СОДЕРЖАНИЕ

Вводное занятие: знакомство учащихся с режимом занятий хора, с правилами поведения во время занятий и концертной деятельности. Ознакомление учащихся с правилами пения, охраны голоса. Обсуждение планов на учебный год. Техника безопасности во время поездок.

Хоровое сольфеджио: хоровое сольфеджио представляет собой комплекс методических приемов и упражнений, предназначенных для развития музыкального слуха, музыкальной памяти, музыкальной грамотности ребенка, развития гармонического, функционального слуха, чувства ритма. Это методика Г.А. Струве, в которой объединены три важных компонента: зрительный, слуховой, двигательный. Можно сказать, что осуществляется цепочка действий ребенка: вижу – слышу – действую – понимаю – пою. Хоровое сольфеджио включает в себя: музыкальную грамоту, пение с ручными знаками, вокальные упражнения, работу над многоголосием, чтение нот с листа.

Вокально-хоровая работа: повторение, закрепление и дальнейшее углубление приобретенных ранее знаний, умений и навыков у каждого участника хора. Сплочение хорового коллектива, укрепление дисциплины, личной ответственности за общий результат хоровой деятельности, формирование трудолюбия и других личностных качеств. Закрепление сознательного отношения участников хора к пению своему и товарищей, к неукоснительному выполнению певческих правил пения в хоре, охраны голоса, особенно в связи с предмутационным, мутационным и постмутационным периодами, характерными для данной возрастной группы. Певческая установка должна стать навыком. Дыхание – ровным, спокойно-активным, эмоциональным, длинным, обеспечивающим доступную для этого возраста гибкость голоса. Диапазон голоса у каждого – примерно полторы октавы. На всем диапазоне смешанное звучание (микст) с характерными для юношеского голоса проявлениями элементов «взрослости». Музыкально-певческий слух развит разносторонне и гармонично. Звучание певческого голоса мягкое, приятное, звонкое, полетное, с наличием вибрато, в меру прикрытое, имеющее индивидуальность тембра (все это может иметь особенности, обусловленные возрастными изменениями). Пение выразительное, эмоциональное, дикция – четкая. Чистое интонирование унисона и многоголосия. Безупречное исполнение произведений, разных по темпу и ритмическому рисунку. Сформированное чувство строя, ансамбля, свободное фразирование с хорошим вкусом. Понимание и исполнение требований руководителя-дирижера. Умение правильно оценивать и интерпретировать исполняемое или прослушиваемое произведение. Потребность в музыкально-эстетической и коллективной творческой деятельности. Формирование певческой культуры.

Пение произведений: пение произведений основывается на изучаемом репертуаре. Репертуар включает в себя народные песни, современные музыкальные произведения, классические произведения. В рамках теоретических часов проводятся в яркой, динамичной форме беседы о разучиваемых произведениях, их авторах, проходит разбор интерпретации исполнения произведения, раскрытие сущности его художественного образа (музыкального и поэтического). На практических занятиях идет разносторонняя работа над произведением; оно прорабатывается различными методами: поется с сопровождением и без него, по партиям и всем составом, по слуху и по нотам, происходит взаимосвязанная работа над технической стороной и художественным образом.

Пение учебно-тренировочного материала: учебно-тренировочный материал включает в себя распевания и импровизации. Каждая репетиция начинается с обязательного распевания. Это специальные упражнения, которые исполняются как с сопровождением, так и без него. Они способствуют закреплению уже имеющихся, а также формированию новых различных вокально-технических знаний, умений, навыков учащихся, которые помогут им качественно исполнить различные по характеру и степени трудности произведения. Обязательно раскрытие учебной цели, назначения каждого нового упражнения для развития разных сторон музыкального слуха, качества звука, дыхания, диапазона, выразительности исполнения.

Для развития творческих способностей учащихся на занятиях вводятся различные виды импровизаций: импровизации в процессе пения или игры на ударных музыкальных инструментах; пение импровизаций на разные стихотворные тексты, на автентический оборот типа «вопрос – ответ», на полном гармоническом обороте; пение импровизаций-вариаций; импровизация «цепочкой» (когда участники хора поют друг за другом, как бы продолжая музыкальную мысль); импровизация на заданную тему в различных характерах, с различным ритмическим рисунком; коллективное сочинение песен. Пение импровизаций активизирует внимание детей, развивает внутренний слух, фантазию, воображение, коллективное творчество. Здесь также обязательно раскрытие содержания предлагаемых учащимся заданий и путей их выполнения, показ возможных вариантов.

Работа над репертуаром

Слушание музыки: расширение кругозора учащихся, формирование их слушательской культуры, развитие умения анализировать и правильно оценивать различные музыкальные явления в окружающей жизни. Организация собеседования по поводу разучиваемого произведения или какого-либо выдающегося события в музыкальной жизни. Подготовка и проведение музыкальных вечеров. Коллективные посещения концертов, музыкальных спектаклей и фильмов, обсуждение.

Работа с текстом музыкальных произведений: закрепление полученных ранее навыков правильного формирования гласных и согласных звуков. Совершенствование техники исполнения и произношения текста произведения. Умение раскрывать смысл произведения с помощью слов. Осознание влияния текста произведения на характер звуковедения, штриховую основу, динамику, форму сочинения. Анализ словесного текста и его содержания в целом. На старшей ступени обучения вводится исполнение произведений на языке оригинала (сочинения зарубежных композиторов), в основном – на латинском и итальянском языках. Знакомство с правилами чтения иностранных слов, особенностями произношения и фонетики языка. Параллельно с этой работой обязательно дается русский перевод текста для того, чтобы учащиеся поняли содержание произведения, проникли в суть исполняемого.

Работа над драматургией музыкальных произведений: работа над драматургией произведения направлена на общее восприятие сочинения. И здесь важно, чтобы учащиеся прежде, чем исполнять произведение, прочувствовали его содержание, настроение, то есть умели сопереживать событиям, которые представлены в произведении.

Работа над формой музыкальных произведений: забота о стройности целого, нахождение кульминации сочинения, выявление способов его развития, то есть, воссоздание формы произведения – центральный вопрос музыкального исполнительства. На старшей ступени обучения закрепляются знания строения фразы, одночастной, двухчастной, трехчастной, куплетной форм музыкальных произведений; вводится понятие куплетно-вариационной, вариационной форм. Учащиеся совершенствуют навыки и умения, помогающие разнообразить исполнение с помощью средств музыкальной выразительности (динамики, характера звуковедения, агогики).

Концертная деятельность: концертная деятельность включает в себя репетиции, непосредственное участие детей в концертах на разном уровне. На этом этапе особенно ярко проявляется значение коллективной творческой деятельности учащихся; происходит основное формирование их музыкальной культуры, общей культуры поведения и мировосприятия. Особенно результат заметен после участия в различных фестивалях и конкурсах – такие мероприятия являются огромным стимулом для повышения общей и духовно-нравственной культуры детей, повышения мастерства хорового пения, они сплачивают учащихся, расширяют кругозор и сферу их общения, влияют на их личностное развитие, меняют стиль поведения.

Итоговые занятия: на итоговых занятиях подводятся итоги проделанной работы, итоги выступлений. Анализируется успешность обучения. Обсуждаются планы на будущее.

Вводно-диагностический раздел

Теория

  • знакомство детей с предметом хоровое пение;
  • инструктаж по правилам поведения на занятиях и концертах.

Практика

  • диагностика вокальных данных учащихся;
  • определение тембральных возможностей голоса;
  •  распределение по хоровым партиям.
  1. Элементарная музыкальная грамота

Теория

  • получение знаний по элементарной теории музыки. Изучение строения мажорного звукоряда, опорных ступеней;
  • знакомство с интервалами.

Практика

  • работа над мажорным звукорядом (с названием нот и ступеней);
  • исполнение ступеней в ладу, опевание устоев, допевание мелодии от любого звука до тоники;
  • работа над секвенций двухголосно в восходящем и нисходящем движении (распевка);
  • пропевание интервалов.

  1. Работа над репертуаром

Народная песня

Теория

  • освоение музыкальных жанров русской народной песни. Изучение песенного творчества народов других стран (Италия, Франция, Англия, Шотландия);
  • изучение особенностей музыкальных средств выразительности песен других народов. Сравнительный анализ с русской народной песней.

Практика

  • работа над мелодическими и ритмическими особенностями русских песен и песен других народов;
  • разучивание иностранных текстов;
  • работа над исполнением a capella.

Классические произведения

Теория

  • показ-исполнение произведения;
  • беседа о жизни и деятельности композитора, эпохе, в которой он жил, стиле и особенностях его музыкального языка;
  • раскрытие содержания музыкального образа, поэтического текста, художественно-выразительных средств данного сочинения.

Практика

  • разучивание одно-двухголосных произведений;
  • анализ музыкальной структуры и средств музыкальной выразительности;
  • работа с хоровыми партиям над чистотой интонирования;
  •  проработка мелодического, гармонического, ритмического, динамического и тембрового ансамбля;
  • работа над целостным исполнением, воплощением художественного образа, раскрытием эмоционального содержания.

Произведения современных авторов

Теория

  • показ-исполнение произведения;
  • краткий рассказ о композиторе, перечень других его произведений для детей;
  • раскрытие художественного содержания песен и ярких средств музыкальной выразительности, создающих образ;
  • показ особенностей современных гармоний, ритмического многообразия.

Практика

  • разучивание произведений более сложного характера и ритмического рисунка;
  • работа над сочинениями на иностранном языке;
  • анализ музыкальной структуры;
  • выразительное чтение текста.

I V. Концертная деятельность

Теория

  • рассказ о готовящемся событии, чему посвящен концерт;
  • правила поведения в зале и во время концерта.

Практика

  • выступления на школьных мероприятиях (концертах, посвященных Дню учителя, Дню Матери, Дню снятия блокады и др.). Исполнение песен соответствующего репертуара.
  • выступления на районных и городских конкурсах, смотрах и фестивалях.

V. Итоговое занятие

Теория

  • подведение итогов прошедшего года, анализ работы всего коллектива и каждого его представителя в отдельности;
  •  перспективные планы.

Практика

  • исполнение наиболее понравившихся детям песен.

Список учебно-методической литературы для педагога

  1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. – М., 2004.
  2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. –  М., 2000.
  3. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки: конспекты уроков, репертуар, методика. – М., 2005.
  4. Андреева Л.В., Бондарь М.Д., Локтев В.К. Искусство хорового пения – М., 2003.
  5. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М. 1999.
  6. Багадуров В. Вокальное воспитание детей. - М., 2002.
  7. Бигдаш И.Г. Повышение эффективности учебно-воспитательной деятельности учреждений дополнительного образования детей // Бюллетень. – 2006. - № 4. – с. 5-6.
  8. Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. – М., 1963.
  9. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд..– СПб, 2007.
  10. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д, 2007.
  11. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М., 2007.
  12. Лихоманова Н.А. Работа концертмейстера под звуком. – СПб, 1993.
  13. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика. Под ред. Цыпина Г.М. – М., 2003.
  14. Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. – Л., 1972.
  15. Работа хормейстера в детском хоре. Сборник научно-методических статей / Ред. Стулов Г.М., 1992.
  16. Работа с детским хором. Сборник статей под ред. В.Г. Соколова. – М., 1981.
  17. Рачина Б.С. Путешествие в страну музыки. – СПб, 1997.
  18. Рачина Б.С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе. – СПБ, 2007.
  19. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло. – СПб., 2007.
  20. Струве Г.А. Ступеньки музыкальной грамотности. – СПБ, 1999.
  21. Струве Г.А. Хоровое сольфеджио. – М., 1988.
  22. Струве Г.А. Учебно-воспитательная работа в детских и юношеских хоровых коллективах. – М., 1985.
  23. Струве Г.А. Школьный хор. – М., 1981.
  24. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. –  М., 2002.
  25. «Хор». Сост. Т.Н. Овчинникова // «Музыка»: Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. – М., 1986.