Инновационная деятельность на базе КФУ


Предварительный просмотр:

Бурангулова Р.Н.

Инновационные образовательные технологии при обучении химии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №126» Советского района г.Казани

Современному обществу требуется человек, способный самостоятельно учиться и многократно переучиваться, готовый самостоятельно принимать решения, имеющий не только определенный багаж знаний, но обладающий деятельностными качествами.

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет в качестве главных результатов обучения в школе не только предметные знания, а личностные и метапредметные результаты: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьное умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию».

Пока еще остается много вопросов, связанных с технологиями формирования универсальных учебных действий,  но ясно одно – формирование УУД невозможно, если образовательный процесс вести традиционно: просто пересказыванием параграфа учебника и лекциями не обойтись. Следовательно, должна прежде всего измениться роль учителя: теперь он должен быть тьютором, организатором учебного процесса и развития ученика, который понимает и знает, что важно не только дать знания ребенку, но и использовать возможности современного образовательного пространства для развития личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных учебных действий с учетом психологических способностей обучающихся, уровня развития личностной и познавательной сфер ребенка. Педагог должен понимать, что учебный предмет не самоцель, а средство развития личности.

Для успешного развития УУД важно подобрать педагогические технологии для каждой ступени обучения школьников. Как практикующий учитель, на уроках химии я использую комплекс образовательных технологий, помогающих формированию УУД:  технология проблемно-диалогического обучения, ТРИЗ (теория решения изобретательских задач),  обучение на основе «учебных ситуаций»,  проектная и исследовательская деятельность, информационно-коммуникационные, модульные и игровые технологии, технология критического мышления и т.д.

Так, технология  проблемно-диалогического обучения отвечает всем требованиям стандарта нового поколения. С помощью проблемного диалога формируются весь комплекс УУД: регулятивные – умение выявлять и решать проблемы,  коммуникативные – вести содержательный диалог, познавательные – добывать и обрабатывать информацию, делать логические выводы, личностные – правильная оценка ситуации, проблема выбора.

Проекто-исследовательская деятельность обучающихся также играет большую роль в формировании УУД: в регулятивных – умение ставить цель, определять задачи, соотносить поставленную цель, задачи и условия их достижения, выдвигать гипотезу и планировать действия в соответствии с собственными возможностями, в познавательных - умение использовать свои знания для реализации поставленной цели, добывать, обрабатывать и представлять информацию, оформлять результаты исследования, в коммуникативных - планировать сотрудничество и согласовывать свои действия с партнерами, и создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты, ставить вопросы, в личностных - нести ответственность за результаты своей работы и коллектива.

  В 10 – 11 классах в связи с сокращением часов по предмету в гуманитарной школе наиболее успешным является применение модульной технологии. Сущность модульного обучения состоит в том, что учащиеся не получают знания в готовом виде, а самостоятельно, каждый в своём темпе организуют процесс ознакомления с темой при некотором участии учителя.

Достаточно результативным в формировании универсальных учебных действий являются и информационно-коммуникационные технологии. Я применяю ИКТ для моделирования химических, природных явлений и процессов, которые практически невозможно осуществить в школьной лаборатории, что позволяет  раскрыть существенные связи изучаемых явлений и глубже выявить их  закономерности.

 На уроках и внеклассных мероприятиях по химии для успешного формирования УУД я использую и игровые технологии, что помогает мотивировать учащихся на более углубленное изучение предмета и применение знаний по химии, что обеспечивает возможность сотрудничества и согласованную совместную деятельность.

Среди большинства учителей бытует мнение, что игра - это развлечение, а учеба - это труд. На мой взгляд, этот подход не способствует раскрытию потенциальных возможностей ребенка, так как игра во всех ее формах развивает творческие способности учащихся, активизирует познавательную деятельность, способствует закреплению, расширению и углублению знаний, развивает логическое мышление. Игровые технологии не только побуждают интерес к предмету, но и стимулирует детей к решению различных задач. Подобные игры вызывают интеллектуальный азарт: хочется быстрее всех сделать, решить, догадаться.

Интеллектуальные игры популярны не только среди младших школьников, но и среди учащихся основной и средней школы, где успех достигается прежде всего за счет умственных способностей, эрудиции.

Самое важное в подготовке и проведении игр - привлечь к участию и заинтересовать ею как можно больше учащихся. В ходе подготовки игры в результате неформального общения возникает взаимопонимание, расширяется круг друзей, а любая созидающая деятельность способствует развитию у учащихся положительных качеств, развивает творческие способности и создает условия для саморазвития. Учащиеся проявляют себя в игре с разных сторон: кто-то отличается эрудицией, кто-то артистизмом, а кто-то откроет в себе такие способности, о которых и не подозревал, так как они не проявляются в обычной учебной деятельности.

И, естественно, интеллектуальные игры повышают интерес к химии, учат школьников использовать накопленные знания в жизни, воспитывают у них стремление расширять кругозор и не останавливаться на достигнутом. В то же время обучающиеся получают опыт достойного приятия неудач, учатся не отчаиваться, верить в свои силы и делать выводы на будущее.

Кроме того, подготовка, организация и проведение интеллектуальных игр сплачивает ребят, учит действовать сообща и в то же время помогает показать знания и находчивость.

Известны различные формы проведения интеллектуальных игр, которые помогают решить целый комплекс образовательных и воспитательных задач, расширить и углубить знания по данной теме, показать разнообразие использования химических знаний на практике и повседневной жизни,  обеспечивают дальнейшее повышение уровня образования школьников, укрепляют практические навыки, помогают обучающемуся найти дорогу к науке и технике, воспитывают устойчивый интерес к химии, учат работать самостоятельно.

Как на уроке, так и во внеурочное время можно проводить интеллектуальные игры, построенные по принципу известных телевизионных игр «Своя игра», «Кто хочет стать миллионером (отличником)?», «Звездный час», «Сто к одному» и т.д. Ребята с удовольствием играют в них и подчас раскрывают свои способности совершенно с неожиданной стороны. Они с неподдельным интересом откликаются на предложения проверить свои интеллектуальные силы в форме игры. Играя, они без особых усилий получают и запоминают много интересной и полезной информации.

Таким образом, рациональное использование современных образовательных технологий для формирования универсальных учебных действий помогает развить личность и познавательную сферу обучающихся.



Предварительный просмотр:

Игровые технологии при обучении химии

Р.Н.Бурангулова,  к.х.н., учитель химии

МБОУ «Гимназия №126» Советского района г.Казани

Как повысить мотивацию к обучению у подростков? Для учителей химии эта проблема также актуальна. Казалось бы, что может быть интереснее, чем химический эксперимент. Часто мы видим, что школьники с удовольствием наблюдают химический опыт и охотно проводят лабораторные и практические работы, но, к сожалению, к теоретическим вопросам не проявляют большого интереса.

Одним из способов решения проблемы мотивации к предмету является применение разнообразных педагогических технологий. Введение в учебный процесс новых нестандартных, иногда неожиданных элементов,  оживляет деятельность не только учащихся, но и учителя. Один из таких приемов – использование игровых технологий на уроках и во внеурочной деятельности.

Среди большинства учителей бытует мнение, что игра - это развлечение, а учеба - это труд. На мой взгляд, этот подход не способствует раскрытию потенциальных возможностей ребенка, так как игра во всех ее формах развивает творческие способности учащихся, активизирует познавательную деятельность, способствует открытию, закреплению, расширению и углублению знаний, развивает логическое мышление. Игровые технологии не только побуждают интерес к предмету, но и стимулирует детей к решению различных задач. Подобные игры вызывают интеллектуальный азарт: хочется быстрее всех сделать, решить, догадаться.

Интеллектуальные игры популярны не только среди младших школьников, но и среди учащихся основной и средней школы, где успех достигается прежде всего за счет умственных способностей, эрудиции.

Самое важное в подготовке и проведении игр - привлечь к участию и заинтересовать ею как можно больше учащихся. В ходе подготовки игры в результате неформального общения возникает взаимопонимание, расширяется круг друзей, а любая созидающая деятельность способствует развитию у учащихся положительных качеств, развивает творческие способности и создает условия для саморазвития. Учащиеся проявляют себя в игре с разных сторон: кто-то отличается эрудицией, кто-то артистизмом, а кто-то откроет в себе такие способности, о которых и не подозревал, так как они не проявляются в обычной учебной деятельности.

И, естественно, интеллектуальные игры повышают интерес к химии, учат школьников использовать накопленные знания в жизни, воспитывают у них стремление расширять кругозор и не останавливаться на достигнутом. В то же время обучающиеся получают опыт достойного приятия неудач, учатся не отчаиваться, верить в свои силы и делать выводы на будущее.

Кроме того, подготовка, организация и проведение интеллектуальных игр сплачивает ребят, учит действовать сообща и в то же время помогает показать знания и находчивость.

Известны различные формы проведения интеллектуальных игр, которые помогают решить целый спектр образовательных и воспитательных задач, расширить и углубить знания по данной теме, показать разнообразие использования химических знаний на практике и повседневной жизни,  обеспечивают дальнейшее повышение уровня образования школьников, укрепляют практические навыки, помогают обучающемуся найти дорогу к науке и технике, воспитывают устойчивый интерес к химии, учат работать самостоятельно.

Как на уроке, так и во внеурочное время можно проводить интеллектуальные игры, построенные по принципу известных телевизионных игр «Своя игра», «Кто хочет стать миллионером (отличником)?», «Звездный час», «Сто к одному» и т.д. Ребята с удовольствием играют в них и подчас раскрывают свои способности совершенно с неожиданной стороны. Они с неподдельным интересом откликаются на предложения проверить свои интеллектуальные силы в форме игры. Играя, они без особых усилий получают и запоминают много интересной и полезной информации.



Предварительный просмотр:

Разработка урока по теме «Гидролиз солей»

(11 класс, О.С.Габриелян, базовый уровень)

Цель урока: формирование понятия о гидролизе солей.

Задачи:

Образовательные: научить составлять уравнения реакций гидролиза различных солей, определять реакцию среды растворов солей в зависимости от их состава, закрепить практические навыки определения среды раствора, совершенствовать умения по работе с тестовыми заданиями разных типов.

Развивающие: развить у учащихся умений сравнивать и анализировать, применять их на практике, делать выводы, выделять главное, развить логическое мышление.

Воспитательные: сформировать естественнонаучное мировоззрение, информационную культуру, развить коммуникативные навыки.

Тип урока: комбинированный

 Оборудование и материалы: проектор, компьютер, интерактивная доска, учебник О.С. Габриеляна «Химия. 11 класс. Базовый уровень», таблица растворимости,  штатив с пробирками; индикаторные бумаги  фенолфталеина, метилового оранжевого,  лакмуса;  растворы хлорида железа (III), карбоната натрия, хлорида натрия, раздаточный материал (таблицы, тесты).

Ход урока:

       1. Актуализация опорных знаний. Работа с терминами. Решение кроссворда.

1

Г

и

д

р

а

т

а

ц

и

я

2

к

И

с

л

о

т

ы

3

Д

и

с

с

о

ц

и

а

ц

и

я

4

а

р

Р

е

н

и

у

с

5

О

с

н

о

в

а

н

и

е

6

э

Л

е

к

т

р

о

л

и

т

ы

7

а

н

И

о

н

8

к

а

т

а

л

и

З

а

т

о

р

1. Взаимодействие воды с молекулами растворенного вещества.

2. Электролиты, диссоциирующие на катионы водорода и анионы кислотного остатка.

3. Процесс распада электролитов на ионы.

 4. Автор теории электролитической диссоциации.

 5. Электролиты, диссоциирующие на катионы металла и гидроксид-анионы.

 6. Вещества, которые в растворах распадаются на ионы.      

 7. Отрицательно заряженный ион.

8. Роль воды при взаимодействии алюминия с водой.

Проверяется правильность решения кроссворда. Самооценка и оценка учащихся. Правильно решив кроссворд, мы с вами определили  тему сегодняшнего урока – «Гидролиз».

2. Изучение новой темы.

       Постановка проблемы.

       У каждого ученика на парте три пробирки с растворами FeCl3, Na2CO3, NaCl. Они с помощью индикаторных бумаг определяют характер среды растворов и результаты наблюдений вносят в таблицу. Зная из курса 8 класса, в какой среде какой цвет приобретает определенный индикатор, делают вывод о характеры среды растворов солей: кислую, щелочную или нейтральную.

FeCl3

Na2CO3

NaCl

Фенолфталеин

бесцветный

малиновый

бесцветный

Лакмус

красный

синий

фиолетовый

Метиловый оранжевый

розовый

желтый

оранжевый

Характер среды

кислотный

щелочной

нейтральный

Какой ион преобладает Н+ или ОН-

Н+

ОН-

Н+ = ОН-

Водные растворы этих солей имеют различную реакцию среды – кислую, щелочную, нейтральную. Чем можно объяснить различные среды водных растворов солей? Ведь они не содержат в своем составе ионы H+ и OH-, которые определяют среду раствора. Учащиеся выдвигают гипотезу, что в растворе произошло взаимодействие соли и воды – гидролиз.

Почему же реакция среды растров различная?

Проанализируйте состав соли, зная что соль – это продукт взаимодействия кислоты и основания) и заполните таблицу и сравните полученные данные с первой таблицей и сделайте вывод.

FeCl3

Na2CO3

NaCl

катион

анион

катион

анион

катион

анион

Fe3+

С1-

Na+ 

СO32-

Na+

С1-

основание

кислота

основание

кислота

основание

кислота

Fe(ОН)3

НС1

NaОН

Н 2СO3

NaОН

НС1

Сильный/слабый электролит

Сильный/слабый электролит

Сильный/слабый электролит

Сильный/слабый электролит

Сильный/слабый электролит

Сильный/слабый электролит

слабый

сильный

сильный

слабый

сильный

сильный

На основании полученных данных учащиеся делают вывод, что

1) если соль образована слабым основанием и сильной кислотой – реакция среды кислотная

2) если соль образована сильным основанием и слабой кислотой – реакция среды щелочная

3) если соль образована сильным основанием и сильной кислотой – реакция среды нейтральная.

 Вывод:  Среду определяет то, что сильнее. В реакцию гидролиза вступает то, что слабее.

Попробуйте написать краткое ионное, полное ионное и молекулярное уравнения реакции гидролиза солей.

Выберем слабую часть соли и напишем краткое ионное уравнение реакции с водой

Fe3+ +  НОН  ↔ Н+ + FeOH2+     ( в растворе появились катионы Н+ , поэтому среда раствора кислотная)

Используя сильную часть составим полное ионное уравнение реакции

Fe3+ + З С1- + НОН  ↔ Н+ +  FeOH2+  + 3С1-  

FeCl3 + НОН  ↔  НС1 + FeOHCl2

 Тоже самое с карбонатом натрия

СO32- + НОН ↔ ОН-  + НСO3 -   (в растворе появились анионы ОН- , поэтому среда раствора щелочная)

2Na+ + СO32- + НОН↔ 2Na+ + ОН- + HCO3-

Na2CO3 + НОН  ↔  NaOH + NaHCO3

На основании полученных данных оформите таблицу.

Соль

Гидролиз

Среда

Катион

Анион

Сильное основание

Слабая кислота

По аниону «-»

Щелочная (рН>7)

Слабое основание

Сильная кислота

По катиону «+»

Кислая (рН<7)

Сильное основание

Сильная кислота

Гидролиз не идет

Нейтральная (рН=7)

       

3. Закрепление знаний. Взаимоконтроль.

Выполнить тестовое задание

1. Фиолетовый лакмус приобретает красный цвет в растворе соли

1) K2CO3        2) LiCl           3) Al(NO3)3         4) CH3COONa

2. Малиновое окрашивание появится при добавлении фенолфталеина к раствору

1) CuCl2           2) Na2SiO3          3) Fe(NO3)3        4) K2SO4

3. Нейтральную среду имеет раствор

1) ортофосфата калия      2) ацетата калия       3) сульфата алюминия    4) сульфата натрия

4. Кислотную среду имеет водный раствор

1) хлорида цинка          2) нитрата калия        3) ортофосфата натрия       4) хлорида бария

5. Одинаковую реакцию среды имеют растворы хлорида калия и

1) нитрата алюминия        2) хлорида цинка       3) сульфата железа (II)        4) нитрата натрия

6. Одинаковую реакцию среды имеют растворы карбоната натрия

1) нитрата бария     2) силиката калия      3) сульфата натрия       4) хлорида алюминия

7. Гидролизу не подвергается соль

1) AlCl3        2) NaCl        3) Na2CO3        4) CuCl2 

8. Среди предложенных солей CH3COONH4, CuBr2, Al2(SO4)2 – гидролизу подвергается (-ются)

1) CH3COONH4      2) CuBr2         3) Al2(SO4)2      4) все вещества

9. Установите соответствие между названием соли и реакцией среды ее водного раствора.

НАЗВАНИЕ СОЛИ                                                    РЕАКЦИЯ СРЕДЫ

А) фосфат калия                                                            1)щелочная

Б) сульфат меди                                                             2)кислая

В) карбонат лития                                           3)нейтральная

Г) нитрат натрия                        

10. Установите соответствие между формулой соли и окраской индикаторов в её водном растворе.

ФОРМУЛА СОЛИ        ОКРАСКА ИНДИКАТОРОВ

  1. NaC1O3        1)        лакмус красный, фенолфталеин малиновый
    Б) ZnSO
    4        2)        лакмус красный, фенолфталеин бесцветный
  2. С3Н7СООК        3)        лакмус синий, фенолфталеин малиновый
    Г) Na
    4SiO4        4)        лакмус синий, фенолфталеин бесцветный
  1. лакмус фиолетовый, фенолфталеин малиновый
  2. лакмус фиолетовый, фенолфталеин бесцветный

11. Установите соответствие между формулой соли и типом гидролиза этой соли.

ФОРМУЛА СОЛИ                                                ТИП ГИДРОЛИЗА

А) (NH4)2CO3                                                            1)по катиону

Б) NH4Cl                                                                    2) по аниону

В) Na2CO3                                                     3)по катиону и аниону

Г) NaNO2                                                                           

                               

По истечении времени учащиеся обмениваются работами и проверяют работу соседа по парте.

4. Рефлексия. Учащиеся высказывают свое мнение об уроке.

 Учащиеся по очереди говорят по одному предложению, выбирая начало фразы с рефлексивной таблицы на экране.

1. Тема нашего сегодняшнего урока …

2. Передо мной на уроке стояла цель …

3. Сегодня я узнал …

4. Было интересно …

5. Было сложно…

6. Я понял, что …

7. Теперь я могу …

8. Я научился …

9. Я работал на уроке…

10. Я смогу полученные знания применить в …

11. Я не понял …

6. Домашнее задание.

1) Значение гидролиза солей природе, народном хозяйстве, повседневной жизни

2) дифференцированные задания для

а) учащихся, сдающих ЕГЭ по химии,

б) сильных учащихся,

в) средних учащихся,

г) слабых учащихся. 

 

       

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 Организационный

1-2 мин.

Психологическая подготовка учащихся и настрой  к работе в спокойной, уверенной манере

Учащиеся настраиваются на урок, повторяют пройденный материал

1. Актуализация знаний

5-6 мин.

Регулирует решение кроссворда, при необходимости задает наводящие вопросы, подталкивает учащихся на правильную формулировки цели урока.

Решают кроссворд, опираясь на полученные знания, определяют тему и цель урока (репродуктивная)

2. Изучение новой темы

20 мин.

Наблюдает за действиями учащихсяи консультирует. Поддерживает эмоциональный и творческий настрой. При необходимости помогает, подсказывает.

Выполняют практическую работу по определению реакции среды растворов предложенных солей. Заполняют таблицы.  Делают выводы. Записывают краткое ионное, полное ионное и молекулярное уравнения реакции гидролиза солей (творческая, продуктивная)

3. Закрепление знаний. Взаимоконтроль

10 мин.

Проводит разъяснение проблемных вопросов (по необходимости)

Выполняют тестовую работу. Применяют формы само- и взаимоконтроля.
Оценивают результаты деятельности друг друга (репродуктивная).

4. Рефлексивный

3 мин.

 Оценка результатов работы класса и отдельных учащихся 

Каждый ученик высказывает свое мнение,  продолжая предложенное предложение (творческая).

5. Домашнее задание

3-4 мин.

 Информирует о том, как  выполнить домашнее задание, вместе с учениками  определяет план его выполнения, дает необходимые пояснения.

Получают индивидуальные задания, знакомятся с содержанием заданий. Задают возникающие вопросы.