"Русское декоративно-прикладное искусство"


Предварительный просмотр:

     СОГЛАСОВАНО                                                        УТВЕРЖДАДАЮ

Решением педагогического совета                                Директор Детского сада «Алёнушка»

            от                                                                        филиал Детский сад «Светлячок»

                                                                                                                            Р.В.Худышкина

                                                                                            «        »                         2016

                                         

                                     Дополнительная общеразвивающая программа:

                                                      «Рукоделие» для детей (6-7)

                                                                                                   Составитель:

                                                                                                    Паникарова Е.И.

                                                                                                    воспитатель первой

                                                                                                    квалификационной категории

2016 г

                                                                  Содержание

1.Пояснительная записка.............................................................................................................................3

2.Учебно-тематический план программы..................................................................................................5

3.Содержание программы...........................................................................................................................8

4.Список литературы.................................................................................................................................10

Пояснительная записка

В детстве особенно важно научиться работать руками. Давно известно, что мелкая моторика пальцев рук активно развивает мышление. Аккуратная, мелкая и тонкая работа руками развивает внимание, способствует точности и ясности речи, хорошо организует и дисциплинирует мышление. Кроме того, если выполненная ребенком работа обладает высоким качеством, то этот труд приносит маленькому мастеру ни с чем несравнимые удовольствие и пользу, поскольку положительные эмоции при выполнении любой работы пробуждают желание творчески подойти к делу, развивают фантазию, интерес. А в итоге делают личность маленького человека богаче, ярче, целеустремленнее. Программа построена по принципу поэтапного усложнения и расширения объема знаний. Центральное место на занятиях занимает практическая работа. Кроме непосредственно практической работы, определенное время отводится на приобретение обучающимися знаний познавательного характера, они изучают технику безопасности и санитарно – гигиенические требования к занятиям ручного труда. Работы, выполняемые детьми, носят индивидуальный и коллективный характер. Индивидуальные работы важны для того, чтобы сам ребенок и его родители увидели, что ребёнок может сделать что-то красивое и удивительное для близких своими руками (при разумно организованной помощи взрослых); коллективные же работы объединяют детей и взрослых, дают возможность приложить усилия в общем деле, сделать вместе нужную и красивую поделку.

Новизна данной программы предполагает обучить детей некоторым  приемам вязания в процессе чего, дети прикоснутся к богатому наследию народного декоративно-прикладного творчества.

Цель: Научить детей вязать крючком

Задачи:

1.Обучающая. Познакомить с историей, техниками работы по рукоделию и учить детей осваивать разные виды и способы вязания крючком.

2.Развивающая. Развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.

3.Воспитательная. Формировать положительно- эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус. Радость от совместного творчества.

  Отличительные особенности данной программы от основной образовательной программы: в основной образовательной программе дошкольного образования не предусматривается вязание крючком.

                                                               

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Блок № 1 «Знакомство со страной Вязанией»

1

В гостях у бабушки рукодельницы

30мин

15 мин

15 мин

2

Встреча с мастером крючком

30 мин

15мин

15 мин

3

Встреча с мастером крючком

30 мин

15 мин

15 мин

4

Встреча с мастером крючком

30мин

15 мин

15 мин

5

Встреча с мастером крючком

30мин

15 мин

15 мин

Блок № 2 «Самостоятельное вязание цепочки»

6

Браслеты

30 мин

10 мин

20 мин

7

Браслеты

30 мин

10 мин

20 мин

8

Осеннее дерево

30 мин

5мин

25 мин

9

Осеннее дерево

30 мин

5 мин

25 мин

10

Грибочек

30 мин

5 мин

25 мин

 11

 Цветы

30 мин

5 мин

25 мин

12

Листья

30 мин

5 мин

25 мин

13

Листья

30 мин

5 мин

25 мин

14

Белочка

30 мин

5 мин

25 мин

15

Белочка

30 мин

5 мин

25 мин

16

Белочка

30 мин

5 мин

25мин

17

Весёлые обезьянки

30 мин

5 мин

25 мин

18

Весёлые обезьянки

30 мин

5 мин

25 мин

19

Весёлые обезьянки

30 мин

5 мин

25 мин

20

Кошечка

30 мин

5 мин

25 мин

21

Кошечка

30 мин

5 мин

25 мин

Блок № 3 «Выкладывание узоров из вязаных цепочек»

22

Домик

30 мин

10 мин

20 мин

23

Домик

30 мин

5 мин

25 мин

24

Новый год(открытка)Дед мороз

30 мин

10 мин

20 мин

25

Новый год(открытка)Дед мороз

30 мин

5 мин

25 мин

26

Новый год(открытка)Дед мороз

30 мин

5 мин

25 мин

27

Елочка

30 мин

10 мин

20 мин

28

Елочка

30 мин

5 мин

25 мин

29

Елочка

30 мин

5 мин

25 мин

30

Паутинка

30 мин

10 мин

20 мин

31

Паутинка

30 мин

5 мин

25 мин

32

Паучок

30 мин

10 мин

20 мин

33

Паучок

30 мин

5 мин

25 мин

34

Черепаха

30 мин

10 мин

20 мин

35

Черепаха

30 мин

5 мин

25 мин

36

Кораблик

30 мин

10 мин

20 мин

37

Кораблик

30 мин

5 мин

25 мин

Блок № 4 «Вязание столбиков без накида, от середины по спирали»

38

Цыплята

30 мин

10 мин

20 мин

39

Цыплята

30 мин

5 мин

25 мин

40

Цыплята

30 мин

5 мин

25 мин

41

Цыплята

30 мин

5 мин

25 мин

42

Одуванчик

30 мин

10 мин

20 мин

43

Одуванчик

30 мин

5 мин

25 мин

44

Яблоня с яблоками

30 мин

10 мин

20 мин

45

Яблоня с яблоками

30 мин

5мин

25 мин

46

Яблоня с яблоками

30 мин

5 мин

25 мин

47

Подсолнух

30 мин

10 мин

20 мин

48

Подсолнух

30 мин

5 мин

25 мин

49

Салфетка для куклы

30 мин

10 мин

20 мин

50

Салфетка для куклы

30 мин

5 мин

25 мин

51

Салфетка для куклы

30 мин

5 мин

25 мин

52

Весёлая гусеница

30 мин

10 мин

20 мин

53

Весёлая гусеница

30 мин

5 мин

25 мин

54

Весёлая гусеница

30 мин

5 мин

25 мин

55

Сумочка для куколки

30 мин

10 мин

20 мин

56

Сумочка для куколки

30 мин

5 мин

25 мин

57

Сумочка для куколки

30 мин

5 мин

25 мин

58

Шапочка для куколки

30 мин

10 мин

20 мин

59

Шапочка для куколки

30 мин

5 мин

25 мин

60

Выставка мастера Крючка

2ч40мин

30 мин

2 ч.10 мин

Итого

2010мин

460 мин

1550 мин

                                 

Содержание программы

Месяц

Тема

Теория

практика

сентябрь

«Знакомство со страной Вязанией»

-Знакомство детей с вязаными изделиями

- Знакомство с материалом, инструментами

- Продолжать учим детей правильно, держать в руке крючок, нить

Игра: «Смотай клубок»

Упражнение: «Завяжи узелок», «Разложи крючки по размерам»

Упражнять в вязании воздушных петель

Упражнять в выполнении нитяных шариков

Октябрь

Ноябрь  

«Самостоятельное вязание цепочки»

-Закрепляем умение выполнять первую петлю

- Следим за осанкой во время выполнения работы

-Закрепляем знания техники безопасности

- Закрепляем умение самостоятельно подбирать цвет нитей для поделки

«Осеннее дерево», «Браслеты»,

«Листья», «Грибочек», «Цветы», «Белочка», «Весёлые обезьянки», «Кошечка»

Декабрь

Январь

«Выкладывание узоров из вязаных цепочек»

-Закрепляем умение вязать воздушные петли

-Закрепляем умение самостоятельно подбирать цвет нитей для поделки

- Закрепляем умение детей правильно, держать в руке крючок, нить

«Домик», «Дед Мороз», «Елочка», «Паутинка», «Паучок», «Черепаха», «Кораблик».

Февраль   Март   Апрель

«Вязание столбиков без накида, от середины по спирали»

Закрепляем умение детей самостоятельно подбирать крючок и толщину  нитей для вязания

- Продолжать упражнять детей с узором столбик без накида

-Закрепляем знания техники безопасности

-Изготовление детьми плоских и объемных игрушек

 «Одуванчик», «Яблоня с яблоками», «Подсолнух», «Салфетка для куклы», «Весёлая гусеница», «Сумочка и шапочка для куклы», «Цыплята»

Май

Выставка мастера Крючка

- Оформление детьми выставок детских работ

Содержание программы ориентировано на знакомство детей с историей вязания, инструментами и материалами для работы, возможностями освоения разных видов (воздушная петля, столбики с накидом и без накида) и способов вязания крючком (прямое вязание; круговое вязание от середины и т.д.). Занятия интегрированные: конструирование, аппликация, вязание.

Блок № 1 "Знакомство со страной Вязания"

Дается детям первоначальные сведения об истории одного из видов декоративно – прикладного искусства – вязание крючком. На данном занятии знакомят детей с инструментами и материалами. Они приобретают навыки в работе с крючком, иголкой, шилом, ножницами и нитками. Дети учатся правильно сматывать клубок, различать и подбирать пряжу (шерсть, синтетика), завязывать узелки,

Знакомятся с разными крючками, различными по материалу: алюминиевый или стальной; пластмассовый; деревянный; костяной. С разными крючками по длине: -короткий (10-15 см.); -длинный (22-25 см.). С разными крючками по толщине: -тонкий (№1,5-2,5); -толстый (№3-6); Дети овладевают знаниями о разных нитях: ручного и машинного прядения, натуральные и синтетические. Дети учатся выбирать нитки для вязания, обращая внимание на: пряжи (показатель толщины); ровность (характеристика качества); скрученность; упругость; прочность окраски.

Дети учатся вязанию воздушной петли, которую выполняют так:

1.Крючок держать как карандаш.

2.Нить от клубка в левой руке, перекинуть через указательный палец от себя и придерживая большим пальцем прихватить остальными пальцами, как бы зажав крючок в ладошке.

3.Подвести крючок под нить слева направо и повернуть против часовой стрелки, образуется петелька из нити.

4. Придерживая петельку большим пальцем крючок снова подвести под нить клубка (рабочая нить) движением слева направо и захватить рабочую нить снизу на себя протянув в петлю на указательном пальце.

5.Крючок из петли не вынимать, опора на указательный палец. Вывязаная петля воздушная.

6.Дети овладевают умением вязать цепочку из воздушных петель, соблюдая определенное натяжение нити для того, чтобы петли были одинаковы.

7. Вязание крючком имеет большое значение для развития глазомера, мелкой мускулатуры рук, развивается эстетический вкус, аккуратность.

Блок № 2 «Самостоятельное вязание цепочки»

 Освоение практических навыков вязания. Лучше всего начинать обучение детей вязанию толстым крючком и толстой крученой ниткой, а затем дети осваивают вывязывание петель тонким крючком и тонкими нитками. Использование разноцветных нитей способствует развитию эстетического восприятия и развивает творческое воображение, а также моторику кистей рук, художественное видение.

В процессе занятий дети овладевают:

-знаниями об особенностях разных крючков, нитей;

-умением подбирать нити разного цвета, толщины, структуры;

-техникой завязывания узелка;

-навыками безопасности при работе с крючком, шилом, иглой и ножницами;

- приемами вязания цепочки.

Блок № 3 «Выкладывание узоров из вязаных цепочек»

Это  более сложный и малораспространенный в детской деятельности ручной труд. Овладение практическими способами выкладывания узоров предполагает наличие у детей развитых пространственных ориентировок и не позволяет им действовать путем проб, т.к. ошибку почти невозможно исправить.

Знакомство детей сданной деятельностью позволяет:

- научить различению: цвета, длины, высоты, месторасположения (сверху, снизу, над, под и т.д.)., формы конструируемых объектов;

- формировать обобщенные способы конструирования (создание целого из деталей путем комбинаторики);

- развивать сенсорно – аналитическую деятельность – умение вести целостно – расчлененный анализ объектов; выделение целого, его частей, деталей и их пространственного расположения.

Блок № 4 «Вязание столбиков без накида, от середины по спирали»

Знакомить детей, что связанное полотно состоит из основных элементов: петель и столбиков; с правилом: крючок вводят в петлю цепочки так, чтобы сверху крючка было две нити, а снизу одна; с графическим изображением: Введите крючок в петлю цепочки, подведите крючок под рабочую нить и захватите ее. На крючке получилось 2 петли, теперь снова захватите рабочую нить и протяните ее через обе петли. предполагает освоение детьми нового способа от середины, по периметру детали, только по одной стороне вязания, причем ряд можно замкнуть встык и следующий начать с воздушных петель, а можно по спирали.

Применение способа вязания от середины развивает у детей:

-способность самостоятельно находить творческое решение;

-художественное видение;

-навыки мыслительного анализа последовательности выполнения задания;

-приемам создания схематического рисунка поэтапного изготовления.

Данный блок предусматривает вязание салфеток, прихваток в подарок бабушкам.

Годовой календарный учебный график

Продолжительность учебного года

19.09.2016-31.05.2017

Продолжительность образовательного процесса (без каникул)

 35 недель

Режим работы

2 раза в неделю во второй половине дня (вторник/четверг)15:15

Выходные

Суббота, воскресенье, праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации

Каникулы

01.01.2017г.-11.01.2017г.

Педагогическая диагностика

25.05.2017г.-31.05.2017г.

Количество занятий

(цифра у каждого своя)

В неделю

в месяц

В год

2

8

68

Организационно –педагогические условия реализации программы:

Программа  «Рукоделие» рассчитана на 1 год.   Занятия  проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий составляет 30 мин. Общее количество 2010 мин. При разработке программы учтены возрастные и индивидуальные особенности детей. По каждой теме, входящей в программу, даётся необходимый теоретический и практический материал.

Форма проведения: индивидуально-групповая, по 2 занятия в неделю, занятия проходят во второй половине дня.

В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия для расслабления мышц, снятия напряжения - физкультминутки, гимнастику для глаз. Комплексы пальчиковой гимнастики, гимнастику для глаз, физкультминутки воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.

Методическое обеспечение программы

Методика выполнения программы включает в себя следующие аспекты: методы и формы проведения занятия.

- словесные: устное изложение изучаемого материала (рассказ); анализ выполнения предстоящей работы; беседа – диалог, из которого учащиеся получают дополнительные сведения об изучаемом предмете;

- наглядные: поэтапный показ педагогом процесса изготовления изделия; выполнение работы по образцу, схеме, просмотр журналов, фотографий и т.д.;

- практические творческие работы.

Основной формой реализации программы являются практические занятия. Чтобы иметь представление об эффективности выполнения программы в процессе обучения, предлагается самостоятельная работа дома по образцу.

Планируемые результаты освоения программы:

Ожидаемые результаты.

После проведения каждого этапа работы предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями и навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.

 Дети овладеют элементарными умениями в работе с крючком, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой):

 -знают и выполняют правила безопасного пользования, крючком и иголкой;

-знают историю древнего рукоделия;

-правильно сматывают клубок;

-различают нитки (шерсть, синтетика);

-умеют вывязывать цепочку из воздушных петель;

-выкладывают узоры из вязаных цепочек.

-вязание разных видов столбика (столбики с накидом и столбики без накида);

-осваивают разные способы вязания (прямое вязание, круговое вязание и треугольное вязание);

-владеют умением вязать изделия (прихватки, салфетки);

-принимают участие в оформлении панно на выставку (умеют располагать вязаные цепочки, сочетая цветовую гамму и размеры элементов композиции);

-владеют умениями, обеспечивающими культуру труда на всех этапах трудового процесса;

-экономно расходуют материал, бережно обращаются с инструментами и поддерживают порядок на рабочем столе;

-используют ручные умения в повседневной жизни детского сад и семьи, проявляя при этом творчество.

Оценочные и методические материалы:

Формы контроля по квартально: 1 квартал ноябрь – фотоотчет презентация детских работ для родителей, 2 квартал февраль: мастер -класс для родителей «Волшебный крючок», 3 квартал май : итоговое виртуальная экскурсия в мир «рукоделия», творческий отчет воспитателя на педсовете

Критерии отслеживания усвоения программы (инструмент, диагностика, мониторинг)  прописать диагностику уровень балл

Приложение 1

 

Методика диагностики результативности реализации программы

Констатация результата

+ 2   + 1   0   - 1     -2

Констатация результата

5-6 лет

Ребенок умеет держать крючок

Ребенок не умеет де ржать крючок

Ребенок правильно сматывает клубок.

Ребенок не умеет правильно сматывать

Ребенок знает цвета нитей

Ребенок не знает цвета нитей

Ребенок умеет вывязывать петли

Ребенок не умеет вывязывать петли

Аккуратность в работе

Не аккуратен в работе

Самостоятельность в работе

Копирует замысел других

Правильное положение пальцев

Неправильное положение пальцев

Отношение к выполнению задания

Невнимателен, с ошибками

Отношение к помощи педагога или товарища

Не принимает

Точность выполнения задания рукодельницы

Другие способы выполнения задания

Быстрый темп вхождения в деятельность

Долго входит в деятельность

Методика диагностики результативности реализации программы

Констатация результата

6- 7 лет

+ 2    +1     0      -1          -2

Констатация результата

. Ребенок умеет держать крючок и вывязывать петлю

Ребенок не умеет держать крючок и не вывязывает петлю

Ребенок умеет вязать разными способами

Ребенок не умет вязать разными способами

Ребенок умеет подбирать цветовое сочетание ниток

Ребенок не умеет подбирать цветовое сочетание ниток

Самостоятельно вяжет простые изделия

Не умеет самостоятельно вязать простые изделия

Ребенок умеет работать с иголкой

Ребенок не умеет работать с иголкой

Соблюдает правила безопасного обращения с крючком

Ребенок не осторожен в обращении с крючком

Ребенок умеет делать разметку

Ребенок не умеет делать разметку

Умеет планировать работу

Не умеет планировать работу

Оригинальность замысла

Ребенок повторяет замысел других

Предпочтительная избирательность

Не проявляет избирательности

Увлеченность деятельностью

Не проявляет стремления

Условия для занятий в творческой мастерской:

1.3анятия проходят в групповом помещении

2.Подбор материала и инструментов для творческой деятельности детей.

3.Систематизация литературного материала: стихи, загадки, пословицы – с целью активизации деятельности детей, расширения представлений об окружающем, русских традициях.

4.Изготовление картотеки пальчиковых игр для подготовки руки к работе, расслабления, укрепления мелких мышц руки.

5. Подбор развивающих и подвижных игр, гимнастики для глаз

                                                      Материалы и инструменты

  Крючок, пряжа разных цветов,ножницы, клей, схемы, картон,иголки.

Список литературы

1.Андреева, И.А. Рукоделие: популярная энциклопедия [Текст] / И.А. Андреева. - Издательство: Большая Российская энциклопедия, 1998. - 287 с. 

2.Ерёменко, Т.И. Кружок вязания крючком [Текст] / Т.И. Ерёменко. - М., 2000 г. – 78 с.

3.Максимова М., Кузьмина, М. Вязание крючком [Текст] / М. Максимова, М. Кузьмина. – Издательство: ЭКСМО-Пресс, 2000 г. – 144 с.

4.Новикова, И. В. Вязание крючком в детском саду [Текст] / И.В. Новикова. - Ярославль: Академия развития, 2010 г. – 112 с.

5. Журнал «Вяжем крючком» №6 2016 г


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание: «Знакомство с народно-прикладным творчеством в детском саду»

      Цель: познакомить родителей с некоторыми видами декоративно-прикладного искусства, чтобы вместе с детьми они могли рассматривать и любоваться изделиями народных мастеров; сформировать представление о воспитательной ценности декоративно-прикладного искусства.

Ход встречи:

Огромную воспитательную ценность имеет знакомство детей с декоративно-прикладным искусством, с изделиями народных мастеров. Народное творчество прививает интерес и любовь к народному искусству, любовь к Родине, формирует художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни, вызывает у детей лучшие чувства, желание что-то сделать самим.

В дошкольном возрасте начинается знакомство детей Хохломой, Дымкой, Гжелью, Городецкой и Жостовской росписью. Эти виды декоративно- прикладного искусства проходят через все возрастные группы, но расширяются содержание, усложняются элементы их украшения, выделяются новые средства выразительности, характерные особенности и традиции.

Я хочу познакомить Вас с некоторыми видами декоративно-прикладного искусства, чтобы вместе с детьми Вы могли рассматривать и любоваться изделиями народных мастеров.

Дымковская игрушка – самый известный из глиняных промыслов России. Она отличается предельно простой и ясной пластической, формой,   яркой   росписью по белому фону. Дымку часто называют визитной карточкой Вятского края.

Игрушки эти очень простые.   Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна

В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это не большие фигурки или группа фигурок высотой от 5 до 20 см., изображающие персонажей народных сказок, сюжетных или бытовых сценок, а так же детские игрушки.

Хохлома отразила в себе все богатство и всю красоту нашей природы. Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали домашнюю утварь, украшали её яркой, нарядной росписью, в которой оживали картины природы.

Очень популярны жостовские подносы. Художник расписывает их не с натуры, а ориентируясь на свое воображение. Поэтому 2х одинаковых изделий просто не бывает. Они писали сценки из городской и сельской жизни, животных, птиц, цветы. Яркие живые краски, наивный «детский» орнамент – все это придает изделию оригинальность, свежесть.

Городецкая роспись – один из самых знаменитых художественных промыслов России, ярчайшее явление так называемого «наивного» искусства. Среди самых распространённых сюжетов росписи – гулянья, чаепития, знаменитый городецкий конь с всадником, народные праздники. Роспись насыщена богатством красок русского лета с его луговым разнотравьем, озарена ярким полуденным солнцем, будто заливающим ослепительным светом пышные гирлянды цветов и причудливых птиц. Сегодня  фабрика «Городецкая роспись» выпускает разнообразный ассортимент изделий с традиционной орнаментальной, сюжетной росписью и резьбой по дереву.  

Я убеждена, что детей следует как можно раньше приобщать к народной культуре. Овладевая специальными знаниями и особенно умениями, дошкольники с увлечением включаются в изготовление предметов декоративно-прикладного искусства. Это благоприятно сказывается на их общем художественном развитии, формировании творческого начала, приучает к старательному, добросовестному труду.

Конечно, на занятиях дети не смогут с достаточной полнотой овладеть изучаемыми народными ремеслами, да этого и не требуется. Наша задача состоит в том, чтобы познакомить ребят с историей развития того или иного художественного промысла, пробудить интерес к народному искусству, подарить радость творчества. А, что-бы чему то научить нужно самому это знать. Вот мы сейчас и проверим что вы узнали о народных промыслах на нашей встрече.

Викторина для родителей.

Я хочу вам предложить принять участие в викторине, для этого выберите один цвет. Вот у нас и получились 3 команды. Одна команда будет называться «Городец» (выбравшие зеленый цвет), вторая «Хохлома» (выбравшие желтый), третья «Гжель» (голубой). За правильный ответ команда будет получать значок. В конце викторины подсчитаем, кто сегодня будет удостоен звания «Знатоки народного – декоративно прикладного искусства». Результаты фиксируются на магнитной доске.                                                                                                                                                               Первое задание:

Нужно выбрать из предложенного описания и зачитать об истории вашей росписи.

Разное рассказывают старики, говорят, будто бы давным -давно поселился в лесу за Волгой весёлый мужичок умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как то к его порогу жар-птица. Он и её угостил. Жар-птица задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. С тех пор стал мужик делать посуду, и все его узорные чашки и ложки были похожи на золотые.

Давным-давно на берегу Волги в городе одном жил мастер. Лучше всех он умел делать разные изделия из дерева. И была у него невеста – такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Она тоже была большая мастерица: умела рисовать красивые узоры на деревянных досках, блюдах, прялках. В этих узорах были красивые цветы – голубые и розовые, зеленые листья. Работали мастер и его невеста радостно, весело, и изделия у них получались радостные, светлые, они согревали душу людям, веселили их.

Пошли как-то девушки, живущие в селе одном, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо синее в ней. Показами девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки, былинки в поле, цветы на лугу и в саду. Найди и назови элемент своей росписи.

Второе задание.

На общем столе стоят изделия народного декоративно прикладного творчества. Нужно посоветоваться в команде, поставить на свой стол свое изделие - команда «Городец»- городецкие, команда « Хохлома» хохломские, команда «Гжель» гжельские. И рассказать, из какого материала сделано, используемые цвета и элементы.

Третье задание.

На столе разложены элементы каждой росписи. Команды должны найти все элементы своей росписи и назвать их.

Команда «Городец»- городецкие элементы, команда «Хохлома» хохломские элементы росписи, команда «Гжель» гжельские.

Молодцы! Все справились с заданиями. Давайте подведем результаты.

Разное рассказывают старики, говорят, будто бы давным -давно поселился в лесу за Волгой весёлый мужичок умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как то к его порогу жар-птица. Он и её угостил. Жар-птица задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. С тех пор стал мужик делать посуду, и все его узорные чашки и ложки были похожи на золотые.

Давным-давно на берегу Волги в городе одном жил мастер. Лучше всех он умел делать разные изделия из дерева. И была у него невеста – такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Она тоже была большая мастерица: умела рисовать красивые узоры на деревянных досках, блюдах, прялках. В этих узорах были красивые цветы – голубые и розовые, зеленые листья. Работали мастер и его невеста радостно, весело, и изделия у них получались радостные, светлые, они согревали душу людям, веселили их.

Пошли как-то девушки, живущие в селе одном, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо синее в ней. Показами девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки, былинки в поле, цветы на лугу и в саду. Найди и назови элемент своей росписи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Ознакомление детей с народным декоративно- прикладным искусством»

Слайд 2

В программе « От рождения до школы» под редакцией Н.Е . Вераксы в разделе образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» говорится о необходимости знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством : гжельская, хохломская, жостовская , мезенская , городецкая роспись; керамические изделия , народные игрушки

Слайд 3

Гжель Гжель – старинный центр России по производству фарфоровой, фаянсовой и глиняной посуды. Район Гжели включает в себя 30 сел и деревень вблизи Москвы, объединённых одним названием «Гжельский куст» У Гжели собственный стиль— синие и голубые узоры и цветы

Слайд 4

Гжель сегодня – это не только красивая бело-синяя посуда, но и камины, люстры, статуэтки, игрушки, вазы и другие предметы интерьера, также Гжель – это многовековая традиция, любимая и по сей день

Слайд 5

Традиционные элементы Хохломы – красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Так же встречаются птицы, рыбы и звери. Все это -символы счастливой жизни.

Слайд 6

Изделия с Хохломской росписью

Слайд 7

Жостовская роспись Жостовская роспись – русский художественный промысел лаковой росписи по металлу, сложившийся в начале 19 века в деревне Жостово , неподалеку от подмосковных Мытищ. Это живопись на металлических подносах, покрытых предварительно несколькими слоями густого грунта (шпаклевки) и масляного лака обычно черного. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, прямоугольные, овальные, комбинированные.

Слайд 8

Заголовок слайда

Слайд 9

Городецкая роспись Городецкая роспись - русский , народный, художественный промысел, существующий с середины 19 века в районе города Городец Нижегородского края в заволжских деревнях. Предметы и изделия промысла : доски разделочные, сундучки, сани, детские игрушки, колыбельки, хлебницы, декоративные панно. Основной цвет росписи - ярко-желтый хром или киноварь. Синий, зеленый и иногда «разбеленные» тона (розовый, голубой) используются для написания узора , черный и белый – для проработки ( «оживки») деталей

Слайд 10

В росписи значительное место занимает орнамент. Характерный рисунок: фантастические цветы, птицы и животные. Три вида композиции в Городецкой росписи - цветочная роспись; цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица»; сюжетная роспись .

Слайд 11

Основными элементами Городецкой росписи являются точки, скобки, круги, дуги, капли, спирали, штрихи. В ходе создания узора происходит нанесение элементов на поверхность изделия. Значительное место занимают цветочные мотивы — пышные «розаны», ромашки, городецкие розы, купавки и бутоны писанные широко и декоративно. Листья в узорах изображаются группами от двух до трех или пяти листьев.

Слайд 12

Дымковская игрушка - Родиной промысла является город Киров (ранее – Вятка и Хлынов), а точнее Дымковская слобода, ныне вошедшая в состав города. -Виды игрушек –женские образы, мужские образы, животные, птицы, композиции -Основные цвета : синий, красный, оранжевый ,желтый, зеленый, малиновый, изумрудный. Коричневая и черная краска используется лишь в небольших количествах

Слайд 13

Строгий геометрический орнамент из колец, пятен, кружков, полос, зигзагов, клеток , точек, строгих прямых или волнистых линий, ромбов.

Слайд 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ООД по декоративно-прикладному искусству. Роспись матрешки

Кто в детстве в куклы не играл,
Тот счастья не познал.
Народная мудрость.


Цель
:

- Формирование у детей первоначальные представления о культуре, истории и жизни русского народа.

Задачи :

- Формировать систему знаний о русской народной культуре и истории;

- Формировать устойчивый, познавательный интерес к народному искусству, уважение к труду и таланту мастеров.

- Обратить внимание на яркость, нарядность, составные элементы, композицию, цветовую гамму матрешки. Развивать эстетическое восприятие предметов народного творчества.

- Формировать умения создавать рисунки с помощью тампонов.

- Воспитывать желание возродить лучшие традиции русского народа. Предварительная работа:

1. Загадывание загадки о матрешке.

2. Рассматривание матрешки, игры с ней, игра « Матрешкин сарафан».

3. Разучивание пальчиковой гимнастики «Матрешки- Крошки», физкультминутки

«Мы веселые матрешки».

Ход занятия: деятельность проходит в групповой комнате, которая разделена на 2 части. В 1 части по краю ковра полукругом расставлены стулья по количеству детей. На расстоянии 1.5 – 2 метра от детских стульев стоит невысокий стол для демонстрационного материала. Группа поделена на 2 части двусторонним мольбертом.
Во 2 части группы стоят столы для детской продуктивной деятельности. На столах разложены по количеству детей: шаблоны матрешек, гуашь, ватные палочки, кисти, стаканчики с водой.

Под фонограмму русской народной мелодии «Русская изба» дети заходят в группу.

Их встречает хозяйка русской горницы. 

Хозяйка: - Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу! Рада видеть всех вас у себя в русской горнице. Садитесь поудобнее, начнём разговор. Поговорить я с вами хочу сегодня о добре. Кто объяснит, что такое добро?

В ходе беседы делается вывод: самое главное добро, без которого не может прожить ни один человек на свете, - это добрые дела, доброта, забота о людях, любовь к ним.

- Да, дети, это самое бесценное добро. Вот видите, у меня в горнице сундук стоит. Сундук этот подарила мне моя матушка. Дарила и слова такие говорила: «Вот тебе, дочка, сундук добра, мне его моя матушка, бабушка твоя, оставила. Береги его – он полон добра. Я сберегла и теперь тебе наказываю – береги!» Вот я и берегу!
- Как вы думаете, детки, что в нём? (Предположение детей) А хотите узнать? Я загадаю вам загадку, а вам нужно будет отгадать её. 

Загадка про матрёшку:

Она на вид одна, большая,
Но в ней сестра сидит вторая,
А третью - во второй найдёшь.
Их друг за дружкой разбирая,
До самой маленькой дойдёшь.
Внутри их всех - малютка, крошка.
Всё вместе – сувенир 

Дети: Матрёшка. 

После того, как дети отгадывают загадку, Хозяйка достает матрешку, открывает ее, выставляет всех матрешек по порядку на стол. Обращает внимание детей на их раскраску.
Хозяйка
: На голове у матрешки красный платочек. Сарафан у матрешки длинный, украшен красными и желтыми цветами. На сарафан надет фартук, он тоже украшен цветами.

Уточняет у детей, каким цветом узоры, нарисованные на матрешках. Собираем матрешек в одну игрушку, сопровождая сбор повтором загадки.

Хозяйка: А теперь я расскажу вам немного об истории создания русской матрешки.
Появилась первая матрешка в России очень давно, более 100 лет назад. Придумал ее художник Сергей Васильевич Малютин.

Он увидел в Японии деревянную пустотелую куклу, в которую вкладывалось несколько таких же кукол, но поменьше. Кукла эта была японцем — узкоглазым, сердитым на вид стариком.

Малютин переодел ее в русский сарафан с передничком, яркий платочек. Нарисовал ей красивые голубые глазки, положил на щеки яркий румянец. И назвал ее старинным русским именем — Матрёшей. Именно так звали добрую, красивую девушку, которая работала в доме художника. Игрушка сразу понравилась и взрослым, и детям. Но самым занятным было то, что в большой кукле пряталось целое дружное семейство матрешек поменьше.

Наиболее известны три вида матрешек: семеновская, загорская и полхов-майданская.
Они отличаются друг от друга формой и приемами росписи. Давайте внимательно их рассмотрим.

Хозяйка показывает детям образцы матрешек, объясняет, чем они отличаются друг от друга

Семеновская матрешка имеет стройную, вытянутую форму. Она отличается от всех большим очень ярким букетом цветов, который занимает почти весь фартук.
Колорит росписи сочетает яркие до резкости цвета: малиновый, лимонный, фиолетовый, зеленый. Край платка этой матрешки украшен орнаментом из небольших бутонов.
Манера росписи семеновской матрешки напоминает кистевую роспись золотой Хохломы. Да это и немудрено, ведь центр хохломской росписи и фабрика, на которой делают матрешку, находится в одном городе — Семенове.
Семеновские мастера всегда изображают матрешек бойкими девушками в ярких полушалках. У них несколько удлиненное лицо, высоко поставленные глаза, дугообразные брови, ротик "бантиком", малиновый румянец. 

Загорские матрешки отличаются от семеновских. Они более приземистые, плотные. Верхняя часть фигурки плавно переходит в утолщение. Она более округла, в сарафанчике, кофточке с вышивкой, платке, переднике с вышитым узором или цветами.
Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука. Эти несложные узоры местные мастера называют «пеструшкой». Выполняются эти узоры приемом "тычка".
Часто мастера работают сразу двумя тампончиками разной величины: более крупным наносят светлое пятно, а тем, который поменьше, делают узоры темной краской. Мастера из Полховского Майдана выработали свой стиль декоративной росписи: у матрешек нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вместо этого — условный овал на двухцветном поле — верх красный или желтый, низ зеленый или фиолетовый. Вверху в овале лицо, немного грустное. А все остальное занято крупными и яркими цветами в черном контуре. Цветы часто чередуются с красными точками ягод. Характерной особенностью этих матрешек является изображение на голове полушалка с цветами. По форме эти матрешки близки к загорским и семеновским, но у них более плавный контур и как бы вытянутые пропорции.

Каждая матрешка хороша по-своему. Но у них и много общего — все эти игрушки всегда символизируют собой любовь и дружбу, пожелание счастья и благополучия.

Воспитатель: На голове у матрешки красный платочек. Сарафан у матрешки длинный, украшен красными и желтыми цветами. На сарафан надет фартук, он тоже украшен цветами. Уточняет у детей, каким цветом узоры, нарисованные на матрешках. Собираем матрешек в одну игрушку, сопровождая сбор повтором загадки.
Каждая матрешка хороша по-своему. Но у них и много общего — все эти игрушки всегда символизируют собой любовь и дружбу, пожелание счастья и благополучия.

Хозяйка: Эта матрешка теперь будет жить у нас в горнице, и она хочет с вами поиграть в игру, а вы хотите?

Дети: ДА

Матрешка предлагает поиграть в игру :

Дидактическая игра  "Матрёшкин сарафан".

- Одна матрешка упала и потеряла все свои украшения, и теперь никак не может расставить их на место. Помогите, пожалуйста, ребята!

Физкультминутка 
"Мы веселые матрешки".
Мы веселые матрешки, (Хлопают в ладоши) 
На ногах у нас сапожки, (Указательным и средним пальцами идут по полу)
В сарафанах наших пестрых (Соединяют ладошки вместе) 
Мы похожи словно сестры. (Руки в замок)
Хозяйка
:
А сейчас, дорогие ребята,
На минутку закройте глаза.
Позабудьте заботы, усталость.
Ведь начнутся сейчас чудеса!


Вот тут у меня целая семья матрешек. Они все сестрички и поэтому очень похожи друг на друга. Матрешки очень яркие, красивые, но чего-то им не хватает...
Ах, да ведь у них совершенно чистые, белые фартуки! Да и наряд скучный, слишком однотонный для русской игрушки. Давайте мы их сейчас украсим. А чтобы лучше отличать сестричек друг от друга, мы сейчас их распишем, каждый на свой вкус.

Нарисуем на платочках
Очень яркие цветочки.
Завитки, листочки,
Маленькие точки.
Постараемся немножко —
Станет радостной матрешка!


Сейчас еще раз повторим, какие элементы кистевой росписи лучше использовать для украшения наших матрешек, и дружно примемся за дело! (Цветы, листочки, точки, кружочки, волнистые линии, завитки, целые букеты.)

Рисовать будем гуашью. Какой цвет гуаши лучше использовать? Правильно, желтый, красный, синий и зеленый. Подбирайте цвета так, чтобы матрешка получилась яркой, нарядной. Старайтесь рисовать аккуратно. Тонкие линии, точки, завитки делайте кончиком кисточки, лепестки цветов — короткими толстыми штрихами. Можно использовать для работы и тампончики, как мастера из города Загорска.
Тампончиками у нас будут ватные палочки.

Звучат русские народные мелодии в записи, дети садятся к столам и начинают расписывать матрешек. По окончании работы дети аккуратно наклеивают своих матрешек на длинный лист обоев, оформленный в виде зеленого лужка. Коллективную работу можно затем поместить на выставку.

Хозяйка: Очень яркие, веселые матрешки получились у нас! Им очень нравится на этом весеннем лугу. Давайте составим им компанию и дружно пустимся в пляс!

Дети исполняют «Русскую пляску» под русскую народную мелодию.