Анализ результатов педагогической деятельности (аналитическая записка)

Сойма Елена Александровна

Аналитическая записка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskaya_zapiska.docx76.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Донская средняя общеобразовательная школа

Аналитическая записка

(анализ результатов педагогической деятельности)

учителя истории и обществознания  Сойма Елены Александровны

                           

                                      Учительство – это искусство, труд не менее

творческий, чем труд писателя или композитора,

                                                  но более тяжелый и ответственный. Учитель

                                        обращается к душе человеческой впрямую.

Воспитывает личностью своей, своими знаниями

                                   и любовью, своим отношением к миру…

Дмитрий Лихачев

  Я, Сойма Елена Александровна, работаю учителем истории и обществознания в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Донская средняя общеобразовательная школа. Имею высшее образование, в 1988 году  окончила Ростовский-на-Дону  государственный педагогический институт по специальности «история», мне была присвоена квалификация «учитель истории и обществоведения».

 Общий стаж педагогической деятельности –33 года, в данном учебном заведении – 33 года. Имею первую квалификационную категорию.

 Курсы повышению квалификации:

2015 г., АНОО ДПО (ПК) Академия образования взрослых «Альтернатива», программа «Реализация федеральных государственных образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования по истории, обществознанию и праву», 144 часа;

2015 г., Северо-Кавказский научный центр высшей школы ЮФУ, программа «Избирательное право и избирательный процесс», 72 часа;

2016 г., Педагогический университет «Первое сентября», программа «Реализация требований ФГОС общего образования в курсах истории (5-9 и 10-11 классы) в процессе школьного образования», 36 часов;

2016г., Педагогический университет «Первое сентября», программа «Развитие профессиональной компетентности педагогов, реализующих требования ФГОС», 36 часов;

2017 г., ООО «Центр онлайн-обучения Нетология-групп», программа «Углубленная подготовка школьников к творческим заданиям ЕГЭ и олимпиад по обществознанию», 72 часа;

2017 г., ООО «Центр онлайн-обучения Нетология-групп», программа «История культуры России: проектная работа, углубленная подготовка к олимпиадам и заданиям ОГЭ/ЕГЭ», 72 часа;

2017 г., ООО «Центр онлайн-обучения Нетология-групп», программа «Здоровьесберегающие технологии в общем образовании в условиях внедрения ФГОС», 72 часа;

2018г., ООО «Компьютер Инжиниринг Бизнес-Школа», программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР) в условиях реализации ФГОС», 144 часа.

2018г., ООО «Компьютер Инжиниринг Бизнес-Школа», программа «История и обществознание» по проблеме: реализация методического сопровождения ФГОС в системе инновационной педагогической деятельности учителя», 144ч.

     Профессия учителя, которую я выбрала, одна из самых важных и трудных. Это именно то, что приносит мне радость и удовлетворение. Говорят, что счастливым можно назвать того человека, который с удовольствием идет на   работу. Я люблю свою профессию, дело, которым занимаюсь долгие годы, и  по праву  причисляю себя к «счастливчикам».  Учительская профессия сложна.  Считаю, что мастерство учителя – это   кропотливый поиск и труд, наполненный открытиями, а, порой, и неудачами.

   «История – наследство, урок, незаконченный процесс, словно вечный закон. Не зная истории, мы не можем понять, зачем мы пришли на этот свет, зачем мы живём, к чему стремимся» - писал В. Ключевский. История и обществознание  – это такие предметы, которые никого не могут оставить равнодушным.  В современном обществе необходимость и важность истории и  обществознания уже достаточно осознаны. Эти предметы являются  основой для формирования нравственных ценностей личности, ее моральных устоев, гражданской позиции.  История и обществознание помогают учащимся адаптироваться к переменчивой и сложной  социальной действительности, способствуют успешной социализации личности.

   На современном этапе в России главная задача образования - его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. В результате  должна быть сформирована не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций, необходимых будущему выпускнику в интеллектуальной, общественно – политической, коммуникационной, информационной и других сферах.

      Цель моей педагогической деятельности: воспитание человека – патриота своей страны, уважающего национальные и общечеловеческие ценности.    Главными задачами моей педагогической деятельности являются:

- развитие познавательной деятельности обучающихся посредством использования на уроках и во внеурочное время современных образовательных технологий;

- формирование умений навыков работы с различными источниками исторической информации;

-воспитание гражданственности и патриотизма;

- создание  на уроке оптимальных условий для развития каждого школьника.

      Развитие познавательных способностей и творческой активности обучающихся на уроках сегодня находятся в прямой зависимости от использования инновационных технологий в преподавании предмета. Для реализации поставленных задач использую современные педагогические технологии, методики развивающего обучения
Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. Он  отходит от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, повышается мотивация к обучению. Стараюсь всегда поддерживать положительный эмоциональный, доброжелательный, творческий настрой на уроках.

     Считаю, что невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования   развития устойчивого интереса к изучаемому материалу. В настоящее время   я работаю над проблемой «Активизация познавательной деятельности учащихся  на уроках истории и обществознания».   Формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет интерес. Интерес в обучении представляет собой важный и благоприятный фактор развития активности и самостоятельности учения. Я поставила перед собой задачу решения проблемы «Активизация познавательной деятельности на уроках истории и обществознания», т.к. наблюдается общее снижение интереса школьников к учебной деятельности.

   Постоянно задумываюсь над тем, как сделать процесс обучения более результативным, как вызвать и поддержать интерес к предмету. Для наиболее эффективного использования времени детей на уроке всегда продумываю план проведения урока, его основные этапы; перед учащимися  в начале урока четко ставлю цели и задачи; слежу за темпом урока; объясняю материал на доступном уровне, использую разнообразные методики. Весь учебный процесс строю по принципу последовательности, т.е. задачи урока вытекают из предыдущего и перекликаются со следующим.

При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности в своей практике использую приемы современных образовательных технологий,  нетрадиционные подходы в преподавании истории и обществознания: игры, кроссворды, занимательный материал. Например, уроки формирования новых знаний провожу в виде уроков-лекций, уроков-исследований, учебных конференций. На уроках проверки и учета знаний и умений провожу викторины, конкурсы, исторические диктанты, тестирование, защиту творческих работ.

  Интерес к истории, необходимо формировать в начальный период знакомства с этой очень интересной наукой, то есть в 5-6 классах. В этом случае большую помощь мне оказывает игра. Что такое игра? Это средство обучения, развития, воспитания, метод тренировки памяти, способ общения. На своих уроках я провожу различные игры и конкурсы:  «Да и нет»,  «Исправь ошибки»,  «Закончи рассказ»,  «Найди пару»,  «Находка». Положительное воздействие игр доказано практикой.

  Одной из задач школьного исторического образования является воспитание гражданина правового государства, способного участвовать в решении важнейших проблем страны, брать на себя ответственность. Я стараюсь решать эти задачи, включая школьников в учебно-воспитательный процесс на уроке, организованном в ходе дискуссии. Уроки с элементами дискуссии провожу, начиная с 7 класса. Вот некоторые темы для дискуссий: «Славы или позора достоин Иван Грозный», «В политике кто гений – тот злодей» (о Петре Великом), «Наполеон – выдающийся реформатор и полководец или тиран и удачливый командир?». Применение элементов дискуссии повышает познавательную и воспитательную ценность уроков истории. Учащиеся на таких уроках не получают готовых выводов, знаний в готовом виде, а добывают их самостоятельно. Дискуссии помогают формировать творчески мыслящую личность, способную понять точку зрения оппонента, с достоинством отстаивающую свои позиции.

      Важным моментом в изучении истории и обществознания является развитие навыков исследовательской деятельности, которые вырабатываю на уроках-практикумах и внеурочной деятельности. Личностно ориентированное обучение, которое я применяю в своей работе, позволяет опираться на жизненный опыт учащихся, на их индивидуальные возможности, создавать ситуации успеха для каждого ученика, обеспечивает условия для творчества «неуспешных» учеников, побуждает к поиску альтернативных решений.

      Использую в своей работе дифференцированный подход в обучении. Применяю разные формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальную, групповую, фронтальную. Контрольные работы составляю  в форме тестовых заданий, использовать тесты в качестве контроля знаний я начинаю с пятого класса. Личностно ориентированное обучение позволяет опираться на жизненный опыт учащихся, на их индивидуальные возможности, создавать ситуации успеха для каждого ученика, обеспечивает условия для творчества «неуспешных» учеников, побуждает к поиску альтернативных решений. Из средств обучения использую наглядные пособия: карты, картины, атласы.

      Целью современной школы является формирование личности информационной, то есть способной не только, и не столько выполнять свои функции, сколько принимать критические решения и устанавливать новые отношения в быстро меняющейся реальности. От учителя, а значит от меня, в данных условиях требуется построить педагогический процесс в соответствии с потребностями и целями современного общества. Современный урок позволяет использовать новейшие информационные технологии. Применение компьютера несет в себе освежающую новизну известных принципов обучения и воспитания таких как, принципы наглядности, деятельности, усиливает познавательные мотивы обучения, повышает возможности учителя в постановке учебных задач,  эффективность усвоения учащимися нового учебного материала. Также я использую компьютер в качестве интеллектуального помощника при подготовке урока.

Электронные пособия, которые я активно применяю на своих уроках позволяют существенно повысить наглядность изложения материала и привлечь внимание учащихся к изучаемой теме. Урок становится более интересным, если учебный материал представлен на экране — в красках и со звуком. В этом случае процесс обучения делается более эффективным, поскольку активизируются все формы чувственного восприятия. Учащиеся используют Интернет-ресурсы при подготовке сообщений, проектов, презентаций.

     В течение шести лет участвую в общероссийском проекте «Школа цифрового века». Компьютерные технологии помогают мне сделать работу на уроке и внеурочное время интересной, повышают мотивацию ученика, ускоряют подготовку к уроку и приносят удовлетворение своей работой. При сочетании ИКТ с традиционными и нетрадиционными методами и приемами обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование такого подхода в преподавании истории и обществознания является важным средством для формирования личности,

      Максим Горький когда-то сказал, что «школьный курс истории, - если его не сопровождать живыми повестями, рассказом, очерком и сборником подлинных документов», не может дать яркого представления о различных эпохах и действующих лицах истории. Поэтому применяю на уроках тексты художественной и научно – популярной литературы, материалы периодической печати, исторические и обществоведческие документы, иллюстративный материал, средства наглядности и самое главное, фрагменты документальных и художественных фильмов. Использование перечисленных выше средств активизирует познавательную деятельность учащихся. Умения классифицировать, обобщать и систематизировать факты, события, процессы, явления, личности вырабатываю посредством составления хронологических и сравнительных таблиц.

    В ходе письменного тестирования и фронтального опроса происходит запоминание основных дат или простых исторических и обществоведческих . Учу детей обобщать, делать выводы и заключения. Закрепить полученные на уроке знания, создать положительную мотивацию в изучении истории и обществознания помогает и нетрадиционный характер домашних заданий (нарисовать иллюстрацию, написать сочинение-эссе, составить рассказ, подготовить сообщение,  проанализировать документ).

  1. Результаты освоения обучающимися образовательных программ

по истории

                 

  1. Результаты освоения обучающимися образовательных программ

по обществознанию

3.Положительная динамика уровня достижения предметных результатов учащихся при освоении образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС.

4. Результаты ЕГЭ по обществознанию

Показатели

2015/2016

2016/2017

2017/2018

 МБОУ Донская СОШ

54

74

64

Орловский район

53

61

56

Ростовская область

53

55,4

53

РФ

53,1

55,4

55,7

5. Результаты ОГЭ по обществознанию

Показатели

2015/2016

2016/2017

2017/2018

МБОУ Донская СОШ

3,9

3,9

3,9

Орловский район

3,9

3,8

3,8

Ростовская область

3,26

3,76

3,71

6.Участие учащихся в  предметных    олимпиадах и конкурсах

учебный год

мероприятие

уровень

ФИ победителя

результат

2015-2016

Всероссийская познавательная викторина по патриотическому воспитанию «Широка страна моя родная -Братских народов союз вековой ( ко Дню народного единства, 4 ноября)

Академия РОСТА

Всероссийский конкурс «Россия. Великие люди в истории государства»

Центр дистанционной сертификации учащихся ФГОС тест

VI Всероссийская олимпиада по истории

Центр дополнительного образования имени Я.А. Каменского

Интеллектуально-развивающий портал «Рыжий кот»

Всероссийский Социальный Проект «Страна талантов»

Олимпиада по обществ.

Общероссийская предметная олимпиада по истории «Олимпус»

Конкурс «Я энциклопедия»

История Зима 2015

Всероссийский

Всероссийский

Всероссийский

Федеральный

Всероссийский

Всероссийский

Щербатых Ю

Доля А.

Мыскина Е.

Куницына Д.

Щербатых Ю.

Доля А.

Осляка Д.

Грищенко В.

1 место

1 место

1 место

3 место

2 место

1 место

2 место

3 место

2016-2017

Олимпиада проекта «Инфоурок» по обществознанию

Олимпиада по обществознанию «Страна талантов. Всероссийский социальный проект»

Олимпиада

среди учащихся общеобразовательных учреждений

по гражданским дисциплинам и избирательному праву

(2017 год) заочный этап

Всероссийский

Региональный

муниципальный

Логвиненко Д.

 Доля А.

 Грищенко В.

Осляка Д.

Шевченко О.

Логвиненко Д.

1 место

1 место

1 место

2 место

3 место

2017-2018

Всероссийская предметная олимпиада«Страна талантов»

Конкурс творческих работ «Сделано на Дону. Я люблю товары донских производителей» (буклет)

Конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество»

Международный конкурс

по основным школьным предметам «Я – энциклопедия»

Федеральный

Муниципальный

Муниципальный

Международный

Бурда К.

ЕсиналиеваЮ.

Бурмакова Т.

Бурда К  Кулишова А. Вербицкий И.

1 место

2 место

3 место

1 место

3 место

3 место

2018-2019

Всероссийская предметная олимпиада «Страна талантов»

Конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество»

Конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество» (заочный тур)

Федеральный

Муниципальный

региональный

Бурда К.

Евстратов Д

Евстратов Д.

1 место

3 место

победитель

    Внеклассная работа по истории и обществознанию является неотъемлемой частью всей учебно- воспитательной работы в школе. Она углубляет знания обучающихся, способствует развитию их дарований, расширяет кругозор, стимулирует интерес к изучению предмета.   Ежегодно провожу неделю истории и обществознания и неделю воинской славы. Это  давняя традиция в нашей школе, цель которой - вызвать живой интерес к истории и обществознанию, способствовать проявлению  и развитию  творческих способностей учащихся. Большое внимание уделяю гражданско-патриотическому воспитанию учащихся.

 На протяжении нескольких лет я являюсь руководителем  детского объединения «Юные краеведы». Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить  и трудиться в своем селе, районе, крае, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально педагогических задач нашего времени. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его  истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности - в этом заключается основной смысл кружка «Юные краеведы». На занятиях кружка дети учатся работать с первоисточниками, самостоятельно добывать знания; готовить доклады, рефераты; оформлять полученные материалы в творческих работах; применять полученные знания на практике; самостоятельно проводить беседу с населением по записи воспоминаний; практиковаться в умении проводить экскурсии; уметь публично представлять результаты поисково-исследовательской деятельности. Члены кружка являются активными участниками краеведческого конкурса «Отечество», многих районных, областных  мероприятий. Проводятся встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, выпускниками нашей школы, воевавшими в Афганистане и Чечне. Ежегодно  членами кружка «Юные краеведы» проводятся торжественные мероприятия, посвященные подвигу партизанской  группы «Максим-66», освобождению Орловского района от немецко-фашистских захватчиков», Дню Победы.   С 2016-2017 учебного года являюсь руководителем кружка «Я и закон». Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться, только тогда право защищает человека. В процессе работы в кружке школьники осваивают специальные умения и навыки, учатся законным и нравственным способам защиты прав и свобод.

Провожу много общешкольных мероприятий:

-Всероссийский урок «День солидарности в борьбе с терроризмом»;

-Урок мужества «Горячее сердце»;

-Общешкольный митинг «Крым – это Россия»;

-Единый урок парламентаризма;

-Урок финансовой грамотности;

-Устный журнал «Не забывайте грозные года. Сталинградская битва»;

-Общешкольный интерактивный урок, посвященный международному;

-Мероприятие, посвященное дню жертв Холокоста;

-Общешкольный митинг, посвященный 9 мая   и другие.

     В повышении профессионального мастерства большую роль играет самообразование. С целью развития профессиональной  компетентности знакомлюсь с материалами на образовательных сайтах Интернета, беру на вооружение те из них, которые кажутся мне интересными, актуальными и приемлемыми в работе. Создала свой сайт и оформила электронное портфолио в социальной сети работников образования «Наша сеть» (http://nsportal.ru/) где публикую свои методические разработки уроков и внеклассных мероприятий.

Являюсь активным участником всероссийского проекта «Школа цифрового века», различных вебинаров по истории и обществознанию, прохожу модульные курсы.

Посещаю уроки коллег, провожу открытые уроки и мероприятия, участвую в профессиональных конкурсах.

Таблица № 7     Участие в  профессиональных конкурсах

Учебный

год

название

уровень

2015-2016

1.Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

2.Конкурс региональной истории России

3.Педагогическое сообщество педагогов-новаторов «Педагогический триумф»

Интернет-конкурс  для педагогов

Номинация «Лучший конспект урока»

1 место

4.Всероссийская комплексная педагогическая олимпиада для учителей истории и обществознания ((Мир –Олимпиад.  Всероссийские олимпиады и конкурсы) 1место

5.Благотворительный фонд помощи детям «Ковчег детства» Конкурс «Современный классный час» 1место

6. Благотворительный фонд помощи детям «Ковчег детства» Конкурс «Современная методическая разработка 1 место

7. Фотоконкурс «Дон многоликий» диплом

Всероссийский

Всероссийский

Всероссийский

Всероссийский

Региональный

Региональный

Региональный

2017-2018

1.Краеведческая олимпиада «Поезд будущего. Дон многонациональный» 1 место (в составе команды представляющей Орловский район)

2. Всероссийские педагогические тестирования «Использование активных методов в образовательном процессе как необходимое условие реализации ФГОС» «Образовательный форум «Знанио» диплом 1 степени

3. Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогических работников, приуроченный к 130-летию рождения Ф.С. Макаренко

Региональный

Всероссийский

Всероссийский

2018-2019

Областная олимпиада «Лучшие практики наставничества: советские, российские и международные»

 «Поезд будущего: энергия и опыт без границ»

2 место (в составе команды представляющей Орловский район)

Региональный

 Активно участвую  в работе районного методического объединения учителей истории и обществознания и  школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла. В   2018-2019 году являюсь  руководителем ШМО.

Таблица № 8   Участие в работе РМО и ШМО

Учебный год

мероприятие

уровень

2015-2016

Выступление «Современные методики формирования патриотизма и гражданственности на уроках истории и обществознания»

Открытый урок в 6 классе по теме «Будь смелым»

ШМО

ШМО

2016-2017

Выступление «Технология подготовки к Всероссийской проверочной работе по истории 5 класс

«Выполнение заданий     7-8 ВПР по истории родного края».Мастер-класс в рамках методического семинара

Подготовка банка олимпиадных заданий на муниципальном уровне

Участие в предметной комиссии по проверке олимпиадных работ по истории (муниципальный уровень)

Участие в   работе ТПК по проверке экзаменационных работ по обществознанию.

Выступление «Проектная деятельность в обучении истории и обществознанию»

Открытое внеклассное мероприятие по обществознанию в 10 классе на тему «Права потребителей в эру цифровых технологий»

РМО

РМО

РМО

РМО

РМО

ШМО

ШМО

2017-2018

Подготовка банка олимпиадных заданий на муниципальном уровне

Участие в предметной комиссии по проверке олимпиадных работ по обществознанию (муниципальный уровень)

Участие в   работе ТПК по проверке экзаменационных работ по обществознанию.

Участие в круглом столе РМО по проблеме: «ФГОС: достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов в системе  внеурочной деятельности».

Выступление «Межпредметные связи в преподавании истории»

Открытый урок в 5 классе по теме «Ассирийская держава»

РМО

РМО

РМО

РМО

ШМО

ШМО

2018-2019

Выступление ««Технологии представления и обобщения передового педагогического опыта»

Выступление  «Активные методы преподавания и обучения. Методы и приемы ТРИЗ»

Подготовка банка олимпиадных заданий на муниципальном уровне

Участие в предметной комиссии по проверке олимпиадных работ по истории и обществознанию (муниципальный уровень)

Открытый урок «Чему учил китайский мудрец Конфуций»

РМО

Заседание Совета молодых педагогов

РМО

РМО

РМО

В заключении хотелось бы сказать, что избранные мною педагогические приемы, методы, технологии результативны, целесообразны и нацелены на развитие личности ребенка. Результаты педагогической деятельности подтверждают правильность выбранного когда-то профессионального пути. Главное для меня в работе – ученик с его задатками, потребностями, проблемами. Не заставлять и контролировать, не командовать и запрещать, а направлять и увлекать, помогать и стимулировать, сотрудничать – в этом вижу пути активизации обучения.

Для дальнейшего повышения уровня профессиональных компетенций как учителя-предметника, ставлю перед собой следующие задачи:

  • изучать и внедрять приемы современных педагогических технологий;
  • продолжить поиск эффективной модели урока, способной максимально решать образовательные задачи;
  • расширить круг конкурсов и олимпиад, в которых участвуют мои ученики;
  • продолжить работу по гражданско-патриотическому воспитанию.