Цифровые образовательные ресурсы

Ткаченко Ольга Васильевна

ЦОР, используемые в образовательном процессее на уроках географии и во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_po_tsor.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет
об использовании цифровых образовательных ресурсов в процессе обучения.

                                                                                       

                                                                                        Ткаченко О. В                              учитель географии  ГКОУ ККК «Ейский казачий     кадетский корпус» Краснодарского края

г.Ейск                                                                                                                       2015 год


                                               

         Содержание

1. Введение                                                                                                            3
2. Применение цифровых образовательных ресурсов в процессе                            обучения                                                                                                                4
   2.1. Образовательные средства информационных технологий                   4
 
 2.2. ЦОР на уроках  географии                                                                       5          
3.Заключение                                                                                                        8
Список используемой литературы                                                                     9

                                                               

 1.  Введение

        В условиях преобразования всех сторон жизни нашего общества, когда изменяются его идеология, система ценностей,  нравственные идеалы, возрастает и усложняется социальная роль учителя, повышаются требования к его профессиональной компетентности. Особое значение приобретают такие  качества учителя, как способности осваивать новые концепции предмета,  новые педагогические технологии, а также широкий кругозор в области содержания предмета и его методики преподавания.

        Внедрение информационных технологий и использование ЦОР в образовании существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому. Современные ИТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания, как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе. Активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям к процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного общества.

       В настоящее время существует  профессиональная проблема: снижение мотивации обучающихся к урокам географии в школе. Поэтому одна из   целей работы учителя в школе – это повышение мотивации обучающихся к урокам географии через применение современных информационных технологий с использованием ЦОР.

         

2. Применение цифровых образовательных ресурсов в процессе                            обучения.                                                                                                                
           2.1. Образовательные средства информационных технологий.

      Информационные технологии (ИТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.  Образовательные средства информационных технологий  можно классифицировать по ряду параметров:

По решаемым педагогическим задачам:

- средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);

-средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);

-вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);

-комплексные средства (дистанционные учебные курсы).

По функциям в организации образовательного процесса:

-информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);

-интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);

-поисковые (каталоги, поисковые системы).

По типу информации:

-электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методические материалы);

-электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы);

-электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты);

-электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией (аудио- и видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);

-электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).
Одним из направлений модернизации системы образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Применение в обучении компьютера в сочетании с аудиовизуальными средствами принято называть «новыми информационными технологиями в образовании».

                     2.2.  ЦОР на уроках географии.
В своей педагогической практике я использую множество педагогических технологий. Любой урок включает в себя объединение нескольких технологий. В настоящий момент мы называем этот процесс интеграцией. Работая над проблемой интеграции образовательной области “технология” с другими образовательными областями, я пришла к выводу, что основные из них – это проектные, информационные, интеграционные, моделирующие. Интегрировать на уроке можно как педагогические технологии, так и предметные области. Применение информационных компьютерных технологий с использованием ЦОР на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и открывает новые возможности для развития творческих способностей обучающихся:

– повышает мотивацию учащихся к учению;

– активизирует познавательную деятельность;        

– развивает мышление и творческие способности;

– формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

В своей педагогической деятельности выделяю три основные формы работы с ЦОР на уроках географии:

1. Во-первых, непосредственное применение в учебном процессе.

2. Во-вторых, применение ЦОР для организации самостоятельной работы учащихся по географии.

3. В-третьих, применение ЦОР для обеспечения познавательного досуга.

Компьютеры и учебные программы можно назвать универсальными средствами обучения. В преподавании географии  и природоведения  я выделяю следующие направления использования ЦОР:

– демонстрация учебных материалов;

– использование во внеурочной деятельности;

– обобщение и систематизация знаний обучающихся;

– самостоятельная работа обучающихся по созданию проектов-презентаций; проверка знаний обучаемых.

Работа с мультимедийными пособиями дает мне  возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала.
Такая работа  осуществляется на разных этапах урока:

  • как способ создания проблемной ситуации,
  • как способ объяснения нового материала,
  • как форма закрепления изученного,
  • как форма проверки домашнего задания,
  • как способ проверки знаний в процессе урока.

            Совмещение видео-, аудио- и текстового материала, комплексное освещение темы обеспечивают более глубокое погружение в материал, способствуют его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения.
         Применение информационных технологий  на уроках географии,  позволяет мне реализовать индивидуализацию и дифференциацию обучения, повышать объём выполненной работы на уроке, совершенствовать контроль знаний, рационально организовать учебный процесс, формировать навыки исследовательской деятельности, делать больший акцент деятельности учащихся на занятии на самостоятельную работу, развивать критическое мышление, проводить обучение на высоком эстетическом и эмоциональном уровне. 


Применяемые мною  цифровые образовательные ресурсы на уроках.

1.Мультимедийные презентации, созданные мною и учащимися  в Microsoft Power Point.

2. Электронные учебные пособия "Уроки географии КиМ" (6 -10 класс)
3. Библиотека электронных наглядных пособий "География. 6-10 классы".
4. Мультимедиа - курс «Экономическая и социальная география мира»,
География России.  Природа и население. 8 класс. Авторы учебного материала - В.П. Дронов, Л.Е. Савельева.
5. Электронные учебные пособия (ЭУП) для учащихся, где разработаны разнообразные задания, позволяющие ученикам лучше усвоить новый материал и закрепить пройденный.
6. Картографические наглядные пособия издательства "Дрофа".                              
7. Видеофильмы: «Климат Земли», «Физическая география России», «История географических открытий», «Планета Земля» в 5-ти частях, диски ВВС о живой природе.

  8. интерактивные карты, размещенные на сайтах:

Синоптические карты http://www.gismeteo.ua/map/catalog/

Интерактивные карты мира  http://intermapsite.narod.ru/rossiia/

Интерактивная карта «Округа России» http://map-site.narod.ru/russia-3.gif

Политико-административная карта http://map-site.narod.ru/russia-4.jpg
9. Использование Интернет-ресурсов для проектной деятельности учащихся. Вот далеко неполный  перечень интернет ресурсов, которые можно рекомендовать при подготовке и реализации проектов:

 1http://www.krugosvet.ru/cMenu/04_00.htm

Электронная энциклопедия, содержащая разностороннюю информацию по физической географии всего Земного шара.

2)     http://www.9151394.ru/projects/geo/proj1/index.html

Комплект «Живая география»  включает цифровые географические карты мира и России, набор космических снимков и комплект методических рекомендаций для учителя.“Живую географию” можно использовать на уроках географии в общеобразовательной школе как в демонстрационном режиме при изучении нового материала или повторении и обобщении пройденного, так и в режиме выполнения практических работ учащимися в компьютерном классе.           

3) http://www.nationalgeographic.com/photography/

На сайте находятся коллекции высококачественных разнообразных содержательных фотографий от всемирно известного журнала National Geographic, помогающие с высокой степенью наглядности проиллюстрировать изучаемые объекты и явления.

4) http://atlasphoto.iwarp.com/index-r.html - зарубежные коллекции фотопейзажей по континентам и странам

5) http://www.mirkart.ru/ - отечественный интернет-сервис, содержащий масштабируемые справочно-географические и некоторые тематические (политическая, часовые пояса и др.) карты мира, России, отдельных стран и городов.

6) http://www.geographer.ru/index.shtml

Это портал, посвященный географии, экологии и другим наукам о Земле.

7) http://rgo.ru/

Ресурс содержит статистическую и справочную информацию за курс географии средней школы.

10. Использование Интернет –ресурсов в своей профессиональной деятельности:
1)Единая коллекция ЦОР-
school-collection.edu.ru
2)Сеть взаимовыручки учителей на  сайте
infoUrok.ru
3)Учебно-методический портал- http://www.uchmet.ru/
4)Всероссийский интернет-портал - http://pedsovet.org/
5)Приложение к изданию «Первое сентября»-
 http://geo.1september.ru/
6)Всероссийские интернет - конференции и  публикации для педагогов и учащихся -http://xn--j1aaidmgm.net/
7) Всероссийская олимпиада школьников по географии- http://old.geo.rosolymp.ru/
Из множества сайтов, посвященных географии, я отбираю те, которые созданы географами- практиками, где информация наиболее подготовлена и требует лишь небольшой корректировки по желанию учителя.

         Основные средства контроля и оценки образовательных результатов обучающихся, при внедрении в образовательный процесс  ЦОР – это  применение тестов  и тестовых заданий, тренажеров  по проверке знаний, позволяющие осуществлять различные виды контроля. Так, для подведения итогов урока, часто использую мини-тесты, которые позволяют провести промежуточный анализ восприятия нового материала.
        Тесты могут проводиться в режиме on-line (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме off-line (оценку результатов осуществляет преподаватель с комментариями, работой над ошибками). Таким образом, использование информационных технологий  в преподавании географии, значительно повышают  не только эффективность обучения, но и помогают  совершенствовать различные формы и методы обучения, а так же  мотивацию у обучающихся  в глубоком изучении программного материала. 

                         

3. Заключение

        Внедрение современных цифровых образовательных ресурсов создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют на практике использовать психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Информационные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых. Что же  касается результативности их использования, то они способствуют повышению качества знаний, формированию и развитию коммуникативной компетенции и мотивации к изучению географии, созданию благоприятных условий для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе, эффективному усвоению учебного материала, формированию целостной системы знаний, позволяет увеличить темп работы на уроке без ущерба для усвоения знаний учащимися. Учащиеся начинают проявлять интерес к изучению географии, участвуют в конкурсах и олимпиадах и показывают хорошие результаты.

     

 

Список используемой литературы.

1. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2009

2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М., Дрофа, 2000

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.М.,Народное образование,2000.

4. Шеншев Л.В. Компьютерное обучение: прогресс или регресс? М.,Педагогика,  №11, 12,2007.

Заместитель директора по УВР___________________/С. М. Проценко/