Материалы для педагогов

Иванова Мария Александровна

Сценарии, упражнения занятий. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 128», г. Владимир

Методическая разработка

На тему: «Психогигиена пробуждения у детей среднего возраста (4-5 лет) в ДОУ»

Педагог – психолог: Иванова Мария Александровна

г. Владимир, 2014

Аннотация:

К четвертому году жизни оформляется строение клеток мозга, характерное для взрослого человека, но нервная система малыша пока остается уязвимой. А двигательный и игровой компонент физкультминуток и динамических пауз должен способствовать не только повышению двигательной активности, но и физическому, психическому развитию.

Содержание

Введение …………………………………………………………….….…. 4

Основная часть ………………………………………………………....…. 6

Ход занятия …………………………………………………………….….. 6

Заключение  ………………………………………………………….…… 10

Список использованных источников …………………………………… 11

Введение

К 4 годам темп развития ребенка замедляется по сравнению с предыдущими годами жизни. В возрасте 4 – 5 лет начинается накопление мышечной силы, увеличивается  подвижность, растет выносливость. К четвертому году жизни оформляется строение клеток мозга, характерное для взрослого человека, но нервная система малыша пока остается уязвимой.

Психогигиена – наука об обеспечении, сохранении и поддержании психического здоровья человека. Она является составной частью более общей медицинской науки о здоровье человека – гигиены.

Важными проблемами  и направлениями являются:

  • Забота об укреплении соматического здоровья, о гармонизации всестороннем развитии личности;
  • Забота о правильном воспитании детей;
  • Рационализиция процесса воспитания и обучения в детском саду с целью предотвращения нервно-психических перегрузок;
  • Разработка методов повышения психической стойкости детей.

Здоровьесберегающие задачи:

  • Создание условий для различных видов двигательной активности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
  • Формирование представления о здоровом образе жизни;
  • Использование разнообразных форм организации двигательной активности детей;
  • Создание условий для физического и психологического благополучия детей, предупреждение травматизма, физических и эмоциональных перегрузок, приводящих к переутомлению;
  • Формирование представлений о влиянии окружающей среды на человека.

 Главным генератором положительных эмоций детей служит интерес к образовательной деятельности в ДОУ. В формировании утомления интерес действует прямо противоположно трудности. Отсутствие интереса - это мощный фактор утомительности даже тогда, когда истинные элементы трудности отсутствуют.

Одним из основных факторов гармоничного развития ребенка являются сон. Детский сад – это учреждение, где под режимом дня подразумевается четкое расписание и смена разных видов деятельности. Невозможно переоценить значение правильно организованного сна и выхода из этого состояния.

Слишком быстрое, резкое пробуждение может испортить ребенку настроение, напугать его. Чтобы ребенок не испытывал подобного психологического дискомфорта, его нельзя будить резким голосом или резкими звуками.

Чтобы полностью проснуться и встать с кровати, ребенку требуется в среднем 15 минут. За это время он успеет потянуться, сделать небольшую гимнастику и настроиться на то, что начинается активная деятельность, а все жизненные процессы в его организме плавно «переключатся» с пассивного режима на активный.

 

Основная часть

    Цель: поддержание психического здоровья и стимулирование двигательной активности у детей среднего возраста. 

Задачи:

  • Развивать интерес у детей к гимнастическим упражнениям;
  • Формировать у детей представления об эмоциональном мире человека;

Общая продолжительность: 15 - 20 минут

 Оборудование: массажные коврики, магнитофон, диски для музыкального сопровохдения.

Музыкальное сопровождение: П. И. Чайковский «Времена года», «Июнь», «Июль», «Август».

Ход занятия

Гимнастика после дневного сна  в сочетании с функциональной музыкой помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Гимнастика направлена на постепенный переход детей ото сна  к бодрствованию.

Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки, громкость которой увеличивается постепенно. К гимнастике привлекаются проснувшиеся дети, остальные присоединяются по мере пробуждения.

Психолог,  проснувшимся детям, спокойным, тихим голосом.

Просыпайтесь, девочки! просыпайтесь, мальчики! Просыпайтесь… потянитесь… В кроватке, при пробуждении, ребенок лежит на спине: руки малыша поднимаются вверх, а затем вниз (повторить 3 раза).

Как я рада, что вы все проснулись. Послушайте мою историю. И повторяйте за мной, что я буду показывать. (дети свободно лежат в кроватке)

Комплекс упражнений «Облака в лесу»

          Психолог: читает стихотворение, а дети изображают облака в соответствии с текстом.
        По небу плыли облака,

А я на них смотрела.

И два похожих облачка

Найти я захотела.

Я долго всматривалась ввысь

 И даже щурила глаза,

А что увидела я, то вам

Все расскажу сейчас.
       Вот облачко веселое

Смеется надо мной: (показ улыбки, дети повторяют)
       — Зачем ты щуришь глазки так? (щуримся)
       Какой же ты смешной! (улыбаемся)
      Я тоже посмеялся с ним:
     — Мне весело с тобой!
     И долго-долго облачку
     Махал я вслед рукой.
 (машут рукой)
   
А вот другое облачко
    Расстроилось всерьез:
 (нахмурились, надулись)
   
Его от мамы ветерок
    Вдруг далеко унес.
    И каплями-дождинками
    Расплакалось оно...
 (грустное)
   
И стало грустно-грустно так,
   А вовсе не смешно.
   А маленькое облачко
   Над озером плывет.
  Летим, летим со мной!
(взмахи кистями рук)

Психолог:  предлагает встать на массажные коврики и потопать.

Вот и ножки наши пришли в лес. (дети встают)

Здравствуй, лес, прекрасный лес. Широко развести руки в стороны.

Полный сказок и чудес. Повороты вправо – влево с вытянутыми руками (5 раз).

Психолог: ой, ребята, ветерок прилетел. Хотите с ним поиграть?

Ветер дует нам в лицо – Руками махать себе на лицо.

Закачалось деревцо. Руки подняты вверх. Покачиваться вправо – влево (5 раз).

Ветер тише, тише, тише – Приседания, руки вперед (5 раз).

Деревцо все выше, выше. Плавно поднимаясь руки вверх, встать на носки.

Ты о чем шумишь листвою ночью темной, грозовою? Руки подняты вверх. Выполнять покачивания вправо – влево (5 раз).

Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево (3 раза).

Все открой не утаи. Широко развести руки в стороны.

Ты же видишь - Прижать ладони к груди.

Мы свои. Широко развести руки в стороны.

Только в лес мы вошли – маршировать (5 сек.)

Появились комары. Имитировать укусы комаров. Легко похлопывать по различным участкам тела.

Дальше по лесу шагаем, маршировать (5 сек).

И медведя мы встречаем. Раскачивание туловища из стороны в сторону (5 раз).

А лисята, как проснуться, Кулаками протереть глаза.

Любят долго потянуться, Потягивание с отводом рук.

Обязательно зевнуть, Зевнуть, прикрывая рот ладонью.

Ну и хвостиком вильнуть. Покачивание бедрами из стороны в сторону (5 раз).

Мы лисичку обхитрим – на носочках пробежим. Бег на месте на носках (10 сек.).

Но закончилась игра,

Наконец-то мы проснулись!

Потянулись!

Добрый день!

Пора вставать!

Одеваться нам пора! Дети проходят по массажной дорожке к своим стульчикам и одеваются.

Заключение

Этот «комплекс пробуждения» поможет родителям и специалистам детского сада, не только повысить двигательную активность, но и создать положительную эмоциональную атмосферу.

Система упражнений подобрана так, что учитываются не только задачи по повышению двигательной активности детей, но и воспитательно – образовательные задачи.

Эта методическая разработка направлена на понимание необходимости целенаправленного развития движения и поддержания психического здоровья детей среднего возраста.

Список использованных источников

  1. Аверина И. Е. Физкультурные минутки в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2009;
  2. Волкова В. А., Соколова Н. Б. Воспитательная система ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2007
  3. Научно – практический журнал. ДОУ. – М.: ТЦ сфера, 2006, № 1;
  4. Психогигиена детей и подростков. - М., 1985.

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 128», г. Владимир

Занятие

На тему: Пожарная безопасность

подготовительная группа

Педагог – психолог: Иванова Мария Александровна

г. Владимир, 2014

1. Показ фильма «Азбука пожарной безопасности»;

Дети делятся на команды.

2. Загадки о пожарной безопасности;

Без рук, без ног, а бушует

(огонь)

Шипит и злится, а воды не боится

(огонь)

Дремлют в домике девчонки – бурые шапочки

(спички)

Летала мошка – сосновая ножка,
на стог села – всё сено съела

(спичка)

С языком, а не лает, без зубов, а кусает

(огонь)

Что бывает, если птички зажигают дома спички?

(огонь)

Висит – молчит, а перевернешь, шипит, и пена летит

(огнетушитель)

Рыжий зверь в печи сидит,
он от злости ест дрова,
целый час, а, может два,
ты его рукой не тронь,
искусает всю ладонь.

(огонь)

Смел огонь, они смелее,
Он силен, они сильнее,
Их огнем не испугать,
Им к огню не привыкать!

(пожарные)

Что за тесный, тесный дом?
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестричек
Может вспыхнуть, как костер.
Не шути с сестричками,
Тоненькими …

(спичками)

Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег.
Не смотри, не жди, не стой.
А скорей залей…

( водой)

Победит огонь коварный
Тот, кого зовут…

(пожарный)

Я мчусь с сиеной на пожар,
Везу я воду с пеной.
Потушим вмиг огонь и жар
Мы быстро, словно стрелы.

(пожарная машина)

Что за лестница такая
Из машины вырастает,
Поднимаясь выше дома,
Всем пожарным так знакома.

(лестница на пожарной машине)

Заклубился дым угарный, гарью комната полна.
Что пожарный надевает?
Без чего никак нельзя?

(противогаз)

Днем ли, ночью, утром рано
Если что – то загорится,
То пожарная охрана
На подмогу быстро мчится
Крепко помните друзья,
Что с огнем шутить

НЕЛЬЗЯ

Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова
Целый час, а может, два.
Ты его рукой не тронь:
Искусает всю ладонь.
(Огонь)
Кто с огнём не осторожен,
У того пожар возможен.
Дети, помните о том,
Что нельзя шутить........(Огнём)

Это тесный, тесный дом:
Сто сестричек жмутся в нём.
И любая из сестёр
Может вспыхнуть как костёр!
Не шути с сестричками,
Тоненькими........(Спичками)

Если младшие сестрички
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички все........(Забрать)

Выпал на пол уголёк,
Деревянный пол зажёг,
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его........(Водой)

Раскалился если вдруг
Электрический утюг,
Что должны мы сделать, детки?
(Вынуть вилку из розетки)

3. Соревнование команд. Пазлы «Собери пожарного»;

4. Разукрась пожарного цветами огня.