АТТЕСТАЦИЯ воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»

Альканова Ольга Ивановна

Портфолио  воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»   - https://yadi.sk/d/ZkE_ONO2jb_CvA

 

Инновационный педагогический o­пыт воспитателя M­БДO­У «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида­»  по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни»

Уникальность - 82%

 

Приложение конспект НОД " Бережем свое здоровье"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_pedagogicheskiy_opyt.docx46.58 КБ
Файл konspekt_nod_berezhem_svoe_zdorove.docx124.08 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный педагогический oпыт воспитателя MБДOУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»

Лямбирского муниципального района Республики Moрдoвия

Алькановой Ольги Ивановны

Введение

тема: «Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни»

Автор: Альканова Ольга Ивановна

Год рождения: 13.10.1974

Профессиональное образование: высшее, Высшее ФГБОУ ВПО МГПИ им. М.Е. Евсевьева диплом № 132402630364, регистрационный. № 105, воспитатель;

средне-специальное  Ичалковское  педучилище  диплом СТ № 715480  1993 г

учитель начальных классов.

Общий педагогический стаж работы – 10 лет; стаж работы в ДOУ – 10 лет

Повышение квалификации: 2018 г.,   ГБОУ ДПО(ПК)С МРИО

Квалификационная категория: первая

Дата последней аттестации: 20.05.2016 г.

Занимаемая должность: воспитатель.

Актуальность и перспективность опыта.

    Экологическое образование дошкольников - неотъемлемая часть социальной, культурной и  экологической идеологии, основанная на бережном отношении к окружающему миру.

   Условием реализации целей и задач экологического  воспитания является признание высокой социальной значимости экологического образования и развития экологической культуры.

Человек - часть окружающего мира, которая подчиняется общим законам развития. В мире, множество проблем. Но, одной из самых важных и нужных является проблема сохранения окружающей среды. От уровня экологической культуры каждого человека,  его участия в решении проблем зависит будущее человечества. Поэтому экологическое образование приобретает приоритетное значение, а его воспитание приобретает актуальность.

Основная идея опыта 

Дошкольное детство является фундаментом для формирования основ экологического образования, потому что в этот период у ребенка  проявляется огромный интерес к миру природы, развиваются  эмоциональные чувства, которые  становятся  основополагающими. Организация ситуаций, способствующих нравственно-ценным переживаниям, например,  сочувствия живому, проявления заботы о животных или растениях, умение получать удовольствие от своего доброго поступка, – способствует тому, что дети познают нормы отношения к природе, «проживают» каждую ситуацию, приобретают ценный опыт, формирующий мотивы гуманного отношения к окружающему миру.

Именно это подтолкнуло меня выбор темы и создание системы работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, которая будет способствовать формированию экологического сознания дошкольников, их бережному отношению к природе, а это, в свою очередь, окажет влияние на улучшение  экологической обстановки в стране и республике.

Теоретическая база. 

Экологическое воспитание – это единство экологического сознания и поведения, которое гармонично функционирует с природой. Для  формирования экологического сознания нужно дать ребенку экологические знания и формировать убеждения.

Экологические представления можно формировать как в процессе  непосредственно образовательной деятельности, так и свободной самостоятельной деятельности в режиме дня. Так, например, во время НОД можно дать  представления  о поле, лесе, луге  - как природных сообществах; представления о взаимосвязях  в природных сообществах; о  правилах поведения человека в природе.

Полученные во время образовательного процесса экологические понятия со временем переходят в убеждения, показывая и доказывая на интересных примерах,  необходимость жить в гармонии с природой. А приобретенные детьми убеждения, формируют экологическое сознание. Из этого следует, что формировать экологическое сознание и поведение следует, начиная с дошкольного возраста.

Дошкольная  педагогика ведет исследования по отбору и систематизации знаний о природе, они отражены в работах: И. А. Хайдуровой, С. Н. Николаевой, Е. Ф. Терентьевой, И. С. Фрейдкина и др. Работы исследователей положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой. В связи с этим разработано значительное количество программ, по экологическому воспитанию дошкольников,  созданы авторские программы, с  представлением психологических аспектов экологического образования дошкольников.

Программа С.Николаевой  «Юный эколог», Программа А.Вересова «Мы земляне» , Программа Е.Рылеевой «Открой себя», Программа Н.А. Авдеевой и Г.Б. Степановой «Жизнь вокруг нас», Программа Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа»,  Программа «Паутинка»  Ж.Л. Васякиной-Новиковой, Программа В.И., С.Г. Ашиковых «Семицветик» направлены на всестороннее развитие ребенка. Программы отражают взаимосвязь природы, человека и его деятельности, формируют экологическую культуру и экологическое сознание, способствуют развитию бережного отношения к живой природе, учат безопасному поведению в природе и быту, ответственному отношению к своему здоровью  и окружающей среде.

Новизна. 

Новизна инновационного опыта состоит в применении современных методик и технологий для формирования начал экологической культуры дошкольников, которая способствует формированию знаний и умений об окружающем мире при знакомстве  с природой.

А это доказывает, что четкая, спланированная деятельность по экологическому воспитанию во всех видах детской  деятельности (изобразительной, речевой, экспериментальной и т.д.) способствует разностороннему развитию детей и является залогом успешности и результативности моей инновационной деятельности.

Технология опыта.  

Дошкольное детство  - это то время, когда нужно  целенаправленно  педагогически грамотно  воздействовать  на ребенка, чтобы  сформировать у у него начальные представления об  экологической культуре, осознанное  отношение к явлениям и  объектам живой и неживой природы.

Технология инновационного опыта заключается:                        

1. создание в группе развивающей экологической среды, чтобы углубить знания детей о растениях и животных;

2. организация деятельности детей в уголке природы: в виде наблюдений, практической деятельности, изобразительной деятельности, художественно-познавательного чтения;                                                                        

3. организация ознакомления детей с сезонными явлениями: «огород на окне» с наблюдением за их ростом;

5. организация ситуаций игровой деятельности экологической направленности;                

6. включение режим дня досугов, праздников, походов в природу для  эмоционального отклика, накопления впечатлений об объектах природы, об экологических зависимостях природы.

Прежде, чем приступить к инновационной работе по экологическому образованию детей мной была проведена диагностика для выявления экологических представлений и практических умений.  Результаты диагностики показали низкий результат экологических представлений детей.

Поэтому мной были определены следующие задачи:

- Формирование осознанного отношения к природе, ее явлениям и объектам;

- Совершенствование  умений и навыков наблюдений за объектами природы;

- Развитие экологического мышление и творческого воображения в процессе опытной и исследовательской деятельности;

- Воспитание элементарных норм  поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.

Для реализации поставленных задач мною разработаны:

- Разработан перспективный план  наблюдений за объектами и явлениями природы.

- Разработан комплекс познавательных интегрированных занятий по экологии.

- Оформлен центр опытов и экспериментирования.

- Оформлен уголок на окне, где дети выращивают лук, фасоль, овес, укроп, петрушку, …

- Создана картотека с подборкой экологических игр, стихов, загадок  физкультминуток  о природе.

Все это  позволяет мне более эффективно строить процесс ознакомления детей с новыми понятиями, обобщить и систематизировать знания.

Многолетний теоретический и практический опыт,   накопленный образовательный материал позволил мне создать модульную технологию формирования начал экологической культуры.

В работе по экологическому воспитанию и образованию детей  использую различные формы, методы и приемы с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это помогает шире раскрыть представления детей о природе, углубить представления о поведении по отношению к миру природы.

Мой опыт работы в этом направлении представляет собой обоснование актуальности проблемы экологического воспитания, взаимодействие с родительским сообществом, т.к. оно имеет большое значение в решении задач экологического воспитания будущего поколения.

Опыт работы по экологическому образованию детей  содержит конспекты непосредственно образовательной деятельности с детьми, мультимедийные презентации, детские изобразительно-художественные работы,  консультации, папки-передвижки для родителей и др.

Организация целенаправленной, систематической работы по экологическому воспитанию дошкольников, в интересной, занимательной форме, показала, что она помогает воспитывать в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру, людям, которые живут рядом, увидеть красоту природы, раскрыть все ее тайны и законы.

Результативность опыта

Эффективность опыта представлена данными мониторинга на начало и конец применения представленного опыта.

Данные мониторинга на начало реализации инновационного опыта: высокий показатель – 21 %, средний – 18%, низкий – 61%. Результаты мониторинга на конец реализации инновационного опыта: высокий показатель – 61%, средний – 38%, низкий – 0%.

Данные мониторинга показывают, что у детей:

- сформировалось осознанное отношение к природе, ее явлениям и объектам;

- совершенствовались умения и навыки наблюдений за живыми и неживыми объектами природы;

- развилось экологическое мышление и творческое воображение;

- дети стали соблюдать правила  поведения по отношению к миру природы и окружающему миру.

Родители стали активными         участниками совместных акций,  приобщились совместно с детьми к миру природы.

Перспективы применения опыта в практике.

Опыт может быть использован воспитателями детских садов, а также родителями дошкольников.

Литература. 

1. Алябьева, Е. А. Природа. Сказки и игры для детей / Е.А. Алябьева. - M.: Сфера, 2012. - 128 c.

2. Волчкова, В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. - М.: ТЦ "Учитель", 2006. - 132 c.

3. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Детские экологические проекты. Методическое пособие / О.А. Воронкевич. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 176 c.

4. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Дидактический материал для работы с детьми / О.А. Воронкевич. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 762 c.

5. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Наглядная информация для родителей. Часть 1 / О.А. Воронкевич. - М.: Детство-Пресс, 2012. - 664 c.

6. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Рабочая тетрадь. Часть 1 / О.А. Воронкевич. - М.: Детство-Пресс, 2009. - 411 c.

7. Времена года. Дидактический материал в картинках. - М.: Школьная Пресса, 2008. - 890 c.

8. Григорьева, О. А. Весна. Лето. Демонстрационный материал / О.А. Григорьева, Л.Б. Фесюкова. - М.: Ранок, Сфера, 2007. - 269 c.

9. Иванова, А. И. Мир растений. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду / А.И. Иванова. - M.: Сфера, 2010. - 240 c.

10. Кокуева, Л. В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе / Л.В. Кокуева. - М.: АРКТИ, 2005. - 248 c.

11. Коробова, М. В. Малыш в мире природы / М.В. Коробова, Р.Ю. Белоусова. - Л.: Просвещение, 2010. - 110 c.

12. Морозова, И. А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет / И.А. Морозова, М.А. Пушкарева. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 160 c.

13. Николаева, С. Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома / С.Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 120 c.

14. Николаева, С. Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. т / С.Н. Николаева. - М.: "МОЗАИКА-СИНТЕЗ", 2010. - 152 c.

15. Николаева, Светлана Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников / Светлана Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 569 c.

16. Познаем окружающий мир. Животные Африки. Дидактический материал.. - М.: Стрекоза, 2011. - 190 c.

17. Фесюкова, Л. Б. Уроки экологии / Л.Б. Фесюкова. - М.: Ранок, 2010. - 551 c.

18. Шорыгина, Т. А. Беседы о природных явлениях и объектах. Методические рекомендации / Т.А. Шорыгина. - M.: Сфера, 2012. - 715 c.

Приложение 1



Предварительный просмотр:

МБДОУ «Лямбирсикий детский сад  № 3 комбинированного вида»

Конспект НОД

«Берегите свое здоровье!»

старший дошкольный возраст

https://i.ytimg.com/vi/ARpNkmIn7ZE/maxresdefault.jpg

                                                         Составила

                                                                         воспитатель:

                                                                              Альканова О.И.

Лямбирь

Программное содержание.

1.Дать детям представления о строение собственного тела, расширять представления о своем организме, о его строение.

2.Побуждать детей к высказыванию. Закреплять навык правильного построения и употребления сложноподчиненных предложений.

 3.Расширять знания дошкольников о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.

4. Закреплять знания детей о полезных продуктах питания посредством художественно-творческой деятельности.

5. Воспитывать желание быть красивыми и здоровыми.

Словарный работа.

Существительные: легкие, сердце, кишечник, желудок, пищевод, организм, объем легких, грудная клетка, шея, туловище.

Прилагательные: внутренние (органы), важный (орган).

Глаголы: перегоняет (кровь).

Методические приемы: беседа, вопросы  к детям, использование наглядного материала, игры, заучивание.

Материалы: схема тела человека, схема строения тела человека с внутренними органами, муляжи продуктов питания, фланелеграф, корзинки, пластилин, дощечки для лепки.

Ход НОД

(Дети заходят и встают возле стульчиков)

Воспитатель: Ребятки, сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Скажи наоборот». Я вам буду бросать мячик, и называть слово, а вы в ответ, бросаете мне мяч и называете слово с противоположным значением.

Д/И «Скажи наоборот»

(использование антонимов)

Воспитатель

                   Дети

маленький

большой

молодой

старый

худой

толстый

медленный

быстрый

злой

добрый

грустный

веселый

родной

чужой

высокий

низкий

волос короткий

длинный

волос светлый

темный

Воспитатель.  Молодцы! А сейчас ребятки, садитесь на стульчики.

Воспитатель.  Скажите, пожалуйста, о ком сейчас мы говорили?

Дети: О людях.

Воспитатель.  Правильно. Вот сейчас мы с вами и поговорим об этом.

Воспитатель.  Все люди вроде бы разные на вид, но что-то у них есть общее. Что же общего у всех людей?

Дети: У каждого есть - руки, ноги, голова, два уха, два глаза, нос и рот.

Воспитатель. Верно, ребятки. И вот какими бы вы не были разными, все равно вы похожи  своим телосложением. Вспомним еще раз, из каких  частей состоит тело человека.

Воспитатель. Я вам загадаю загадки. А вы внимательно слушайте и отвечайте.

Д/И «Дополни предложение»

(Дети выходят, называют отгадку и показывают на схеме человека части тела).

Воспитатель. Быть у каждого должна «очень умной»…

Ребята. Голова.

Воспитатель. Я верчу ей, как умею, голова сидит…

Ребята. На шее.

Воспитатель. Животик, спинка, грудь их вместе все зовут…

Ребята. Туловище.

Воспитатель. На прогулке не забудь закрывать от ветра…

Ребята. Грудь

Воспитатель. Чтоб писать, трудиться, воды из кружечки напиться, нужны

Ребята. Руки

Воспитатель. на руке сидят мальчики, очень дружные…

Ребята. Пальчики

Воспитатель. Бегут по дорожке, резвые…

Ребята. Ножки.

Воспитатель. Спотыкнулся через Генку, и ушиб себе…

Ребята. Коленку.

Воспитатель. Молодцы! Вы очень хорошо знаете части тела.

- А сейчас послушайте и запомните все то, что я вам скажу.

Д/И «четыре помощника».

- Есть четыре помощника на службе у тебя, не замечая их, используешь шутя.

Глаза тебе даны, чтоб видеть,

А уши служат, чтобы слышать,

Язык во рту, чтоб вкус понять,

А носик – запах различать.

Воспитатель. Все внимательно слушали?

Ребята. Да.

Воспитатель. А теперь расскажите, что для чего служит?

Воспитатель. Для чего нужны глаза?

(отвечают с места)

Ребята. Глаза нужны, чтобы видеть.

Воспитатель. Для чего нужны уши?

Ребята. Уши нужны, чтобы слышать.

Воспитатель. Для чего нужен язык?

Ребята. Язык нужен, чтобы вкус понять.

Воспитатель. Для чего нужен носик?

Ребята. Нос нужен, чтобы запах различать.

Воспитатель. Молодцы! С эти заданием вы тоже справились.

Воспитатель. А сейчас мы отдохнем

Физминутка.

Живут мальчики – веселые пальчики.

Озорные ножки ходят по дорожке.

Шея крутит головою,

Повторяйте все за мною.

Вправо, влево оборотик,

Покажите мне животик.

Наше тело подтянулось.

Как березонька стройна

Стала ровною спина.

А теперь все подтянулись

И друг другу улыбнулись.

Воспитатель. А теперь, все садитесь на стульчики. Продолжим наше занятие.

Беседа «Органы».

Воспитатель. Знать строение нашего тела, значит знать самих себя. Чем больше вы узнаете о себе, тем лучше. Внутри тела находятся органы, которые помогают человеку, расти и развиваться.

- Ребята, положите руку на грудную клетку, как я. Давайте тихонечко посидим и прислушаемся к себе. Чувствуйте, как внутри что-то стучит?

Ребята. Да

Воспитатель. Что же это такое?

Дети. Это сердце.

Воспитатель. Сердце очень важный орган. Увидеть его мы можем, но можете услышать, если приложим руку к грудной клетке, как только что сделали.

Воспитатель. Как выглядит сердце?

Ребята. (Выходит и показывает на схеме орган – сердце)

- Это сердце.

Воспитатель. Молодец! Правильно.

Сердце человека размером чуть больше его кулака. Сожмите свой кулачок, и мы увидим у кого какое сердце.

Воспитатель. Ребята, скажите, как работает сердце?

Ребята. сердце работает и днем и ночью без отдыха.

Воспитатель. А для чего оно служит?

Ребята. Она как насос перегоняет кровь по всему организму.

Воспитатель. А теперь замрем и прислушаемся к своему организму. Что еще вы чувствуете и слышите. Кто скажет?

Ребята. мы слышим свое дыхание.

Воспитатель. У человека есть еще один важный орган, который. Как и сердце работает без перерыва. Что это за орган? Назовите и покажите.

Ребята. (Показывает на схеме).

- Это легкие.

Воспитатель. Сколько их?

Ребята. Их два.

Воспитатель. Давайте попробуем. На несколько секунд задержать дыхание.

Не получается?

Ребята. Нет.

Воспитатель. Значит, человек не может прожить без воздуха. Задержав дыхание, воздух в легкие не попадает, и мы начинаем задыхаться.

Воспитатель. Во время вдоха мы вдыхаем определенное количество воздуха. У всех оно разное и зависит от объема легких. У взрослых он больше, а у детей меньше. Хотите посмотреть какой объем легких у вас?

Ребята. Да.

Воспитатель. «Дыхательная гимнастика».

- В этом нам поможет воздушный шарик. Наберите побольше воздуха в легких, а затем выдохните его в воздушный шарик и сразу же зажмите.

(Дети выполняют задание).

Воспитатель. Молодцы!

Теперь мы знаем у кого какой объем легких.

Воспитатель. Скажите, что нужно делать, чтобы легкие были здоровыми и хорошо работали?

Ребята. Хорошо питаться, заниматься спортом, гулять на свежем воздухе.

Воспитатель. Чтобы организм человека хорошо работал, все должны питаться. Каждый день человек употребляет пищу. Из тарелки пища попадает в ложку и отправляется в рот. Отсюда и начинается удивительное путешествие пищи.

- Кто расскажет об этом путешествии?

Дети: Во рту есть зубы. Они измельчают и перетирают пищу на мелкие кусочки. Слюна смачивает пищу, чтобы она легче прошла по пищеводу в желудок.

Воспитатель. Молодцы! Очень хорошо вы рассказали о путешествии пищи.

Воспитатель. А как выглядит желудок?

Ребята. (Показывает на схеме – желудок).

- Это желудок.

Воспитатель. Молодец! Правильно.

- В желудке пища переваривается и превращается в питательные вещества, полезные нашему организму. Из желудка пища попадает в кишечник, откуда в виде остатков естественным образом выходит наружу.

Воспитатель. Что нужно организму человека, чтобы он был здоров и развивался?

Ребята. Человек должен употреблять полезные продукты. В которых содержатся разные витамины.

Воспитатель. Сейчас мы с вами вспомним эти продукты. И скажем, какую пользу они приносят нашему организму?

Воспитатель. Для чего нужны овощи и фрукты?

Ребята. Они улучшают пищеварение и защищают организм от простуды.

Воспитатель. Для чего нужны молочные продукты?

Ребята. Они укрепляют наши косточки.

Воспитатель. Для чего нужны каши и хлеб?

Ребята. Они укрепляют весь организм и дают энергию.

Воспитатель. Для чего нужны мясо и рыба?

Ребята. Они укрепляют наши мышцы.

Воспитатель. Для чего нужны жиры и масло?

Ребята. Они делают нашу кожу, волосы, ногти крепкими и гладкими.  

Воспитатель. Молодцы! Вы знаете, что относится к здоровым продуктам.

Воспитатель. Ребятки, но есть еще и вредная еда. Которая вредит нашему здоровью. Назовите, пожалуйста, эти вредные продукты.

Ребята. Чипсы, сухарики, лимонад, жевательные резинки, пироженные, конфеты.

Воспитатель. Молодцы! Вредные продукты вы тоже знаете.

А теперь скажите, что происходит с нашим организмом. Когда мы употребляем вредные продукты?

Ребята. начинают болеть зубы, желудок, живот, начинается аллергия.

Воспитатель. Молодцы! Совершенно верно.

Воспитатель. А сейчас давайте распределим эти продукты в корзинки, в зеленую положим полезные продукты, а в красную вредные. А я буду за вами наблюдать, правильно ли вы это делаете?

Д/И « Полезные и вредные продукты»

(Выходят два человека и раскладывают продукты).

Воспитатель. Молодцы! Вы справились с эти заданием. Вы очень много знаете. Но у меня есть к вам просьба. Дети, которые ходят в ясельную группу очень маленькие и они еще многого не знают. Помогите им, чтобы они тоже знали, что можно есть, а что нельзя.

Сейчас мы с вами слепим из пластилина полезные продукты и отнесем им в группу. Пусть они с ними познакомятся.

Воспитатель. Пройдите за столы ребятки. Прежде чем приступить к работе разработаем наши ручки.

«Пальчиковая гимнастика»

     «Наши пальчики»

 Воспитатель. А теперь засучите рукава и садитесь. Приступайте к работе, пластилин перед вами.

Если вам нужно вспомнить, как выглядят полезные продукты, они выставлены по полочках у доски. Можете посмотреть и работать.

(Дети начинают лепить под музыку).

Воспитатель. Кто закончил свою работу, поднимите руку.

(собираю работы и выставляю на полочки, для анализа работ).

Воспитатель. Что вы вылепили ребятки?

Дети. Овощи, фрукты.

Воспитатель. А почему?

Дети. Потому что это полезные продукты и в них очень много витаминов.

Воспитатель. Правильно, ребята.

Сейчас мы все эти продукты положим на поднос и отнесем маленьким деткам.

Воспитатель. А вас я благодарю за хорошие ответы. А чтобы вы никогда не болели, я вам принесла фруктовый сок. Пейте и будьте здоровы. В соке очень много витаминов «С».