Педагогическая копилка

Жилинская Марина Александровна

В разделе "Педагогическая копилка" собрана различная информация, которая может быть интересна педагогам - дошкольникам. Буду рада, если кому-то мой материал поможет в педагогической деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Игры и упражнения для детей старшего дошкольного влзраста

по обучению детей грамоте

из книги А. М. Страунинга

«Методы активизации мышления дошкольника»

Игра « Поиграем с буквами» (Кольца Луллия)

Цель: Закреплять знание букв. Учить изменять слова, заменяя одну или две буквы. Учить находить букву, которая при объединении с найденным словом может дать новое понятие. Учить составлять совершенно нереальные слова и придумывать, что они могут обозначать, делать, для чего этот «объект» можно использовать.(Слова на большом круге могут быть любые)

Ход:

Предложить детям, поворачивая кольца, найти сочетание: буква, слово. Пока поворачивают, заранее можно подумать, подойдёт эта буква для изменения этого слова или нет. А можно остановиться наугад, а потом уже пытаться составить новое слово.

Измени слово: Дом + л = лом; + к = ком; + с = сом.

Лист + м + о + е = место.

Составь слово: сад + и + к = садик, лист + к + о = листик.

Следующий вариант:

С выбранными словами составь предложение.

Составить предложение из слов, начинающихся на выбранные буквы. Учить согласовывать слова в предложении.

Составь предложение: Кукла + о + м = Кукла очень маленькая. Кукла + вода + я = Я напоила водой куклу. Лист + в + о + с = В саду опадают листья.

Как вариант игры можно составлять словосочетания, используя буквы как предлоги.

Игра «Переставь слова»

Цель: Формировать у детей понятие о том, что при перестановке слов, смысл предложения может не меняться, но, если изменить логическое ударение, то уточняется смысл. Развивать память, гибкость мышления, выразительное «чтение».

Ход:

Воспитатель предлагает детям в морфологической таблице на верхней строчке написать (Расставить карточки с картинками) предложение так, чтобы в каждом квадрате было слово.

Например:

Утром

Маша

пошла

в

сад

В следующих горизонтальных рядах слова меняются местами и каждый ряд прочитывается.

Маша

утром

пошла

в

сад

Пошла

маша

утром

в

сад

В

сад

утром

пошла

Маша

Когда все предложения с выражение прочитаны, один из детей с закрытыми глазами набирает из каждого горизонтального ряда по одной карточке, расставляет «слова» внизу и читает то предложение, которое у него получилось.

Например: 1) утром, утром, в, пошла.

Нахохотавшись, можно изменить слова по желанию. Утром пошла в утро. Это как?

2) Сад, Маша, утром, Маша.

Утром Маша в саду с Машей.

Если дети хорошо справляются с предложениями из трёх – четырёх слов, то количество слов можно увеличивать.

Интересный вариант, когда слова горизонтального ряда остаются, а предлог заменяется или вставляется из дополнительного горизонтального ряда: по- над- в- из- под.

Например: Утром Маша гуляла по саду.

Утром Маша гуляла над садом.

Предложения для изменения:

1. Зимой река замёрзла.

2. Весело пели в лесу птички.

3. Воробей громко чирикал.

4. Бабочка пьёт росу.

5. Дети тащат санки.

6. На ветке гнездо птицы.

7. Алёша увидел птенчика.

8. Петя ловил в реке рыбу.

9. Мама зашла в магазин.

10. Пчела сидит на цветке.

Игровое упражнение «Составляем слова»

Детям предлагается заполнить морфологическую таблицу. Но сначала заполняем первые линии: горизонтальную и вертикальную. В них дети располагают согласные и гласные. Для удобства работы можно последний ряд продублировать: поставить те же буквы. Дальше дети, объединяя буквы, получают слоги. Слоги составляют в слова. Принцип действия как во всех таблицах.

А

О

У

Ы

И

Н

НА

НО

НУ

НЫ

НИ

Н

К

КА

КО

КУ

-

КИ

К

Т

ТА

ТО

ТУ

ТЫ

ТИ

Т

С

СА

СО

СУ

СЫ

СИ

С

Л

ЛА

ЛО

ЛУ

ЛЫ

ЛИ

Л

Р

РА

РО

РУ

РЫ

РИ

Р

В

ВА

ВО

ВУ

ВЫ

ВИ

В

А

О

У

Ы

И

Е

Я

М

МА

МО

МУ

МЫ

МИ

МЕ

МЯ

М

З

ЗА

ЗО

ЗУ

ЗЫ

ЗИ

ЗЕ

ЗЯ

З

Б

БА

БО

БУ

БЫ

БИ

БЕ

БЯ

Б

Д

ДА

ДО

ДУ

ДЫ

ДИ

ДЕ

ДЯ

Д

Г

ГА

ГО

ГУ

ГЫ

ГИ

ГЕ

ГЯ

Г

Ч

ЧА

ЧО

ЧУ

-

ЧИ

ЧЕ

-

Ч

Ш

ША

ШО

ШУ

-

ШИ

ШЕ

-

Ш

Например: ЗА + БО + Р

МА + МА

ДУ + БЫ

ДА + ЧА

 ЗУ + БЫ

ШУ + МЫ

БЕ + ДА

ЧА + ША

Усложнённый вариант:

Составить с набранными словами предложения. Например: Я полез на даче через забор на дуб за чашей. Упал и сломал зубы. На мои шумы прибежала мама.

Игра «Составь предложение»

Кто:

мама

сосед

заяц

мужчина

Когда:

утром

днём

зимой

сегодня

Где:

улица

дерево

шкаф

скворечник

С кем:

с другом

с котом

с попугаем

с цыплёнком

Что делать:

спать

петь

кушать

смеяться

Детям предлагается набрать из таблицы слова и составить из них предложение.

Можно усложнить правила:

  • Набирать слова лесенкой, по одному из каждого ряда.
  • Набирать слова из каждого ряда, но по вертикали, т.е. одно под другим.
  • Набирать слова с закрытыми глазами.
  • Дети говорят число и ряд, один из детей, отсчитав это число в названном ряду выбирает нужное слово и т.д.

Игра «Слово – наоборот».

Воспитатель или ребёнок называет какое-нибудь короткое слово и бросает мяч тому ребёнку, который должен сказать это слово наоборот.

Начинать надо со слов из трёх букв и не торопить детей. Если дети не справляются вначале, исключить мяч, пусть говорит тот, кто уже «перевернул» слово.

Можно предложить выкладывать или писать слова на доске или столе столбиком.

Например: мальчики выкладывают слова, девочки их выкладывают наоборот. Можно найти слова, которые что-то обозначают. Можно придумать, что обозначают необычные слова.

Как вариант усложнённой игры: следующее слово называть на ту букву, на которую закончилось предыдущее. Это могут быть слова, относящиеся к одной надсистеме, например, животные, растения.

Игровые упражнения  

  • Чтение строчек наоборот по словам «Задом – наперёд»

детям даётся текст с короткими предложениями.

написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым и т.д. Это упражнение уводит ребёнка от привычного стереотипа чтения слева направо, развивает тонкость движения глаз.

  • Чтение строчек наоборот по буквам

Написанное прочитывается справа налево так, что в каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа каждого слова, создания в речедвигательной системе установку на непривычные, неожиданные сочетания звуков и тормозит «всплывание» привычных штампов «зеркального чтения», когда, например, слово «шар» читается как «раш» и ребёнок не замечает ошибки.

  • Чтение перевёрнутого текста «Вверх ногами»

Страница обычного текста для чтения переворачивается «вверх ногами» (на 180*). Задача ребёнка – двигая глазами справа налево, прочитать текст. Ребёнку говорится, что он совершает путешествие по перевёрнутому миру и ему крайне важно быстро научиться в нём ориентироваться.

Это упражнение, во-первых. способствует формированию в памяти ребёнка целостных эталонов букв, чему способствует их восприятие в необычном (перевёрнутом) виде.

Игра «Полслова за тобой»

Дети садятся или, стоя в кругу, перебрасывают мяч друг другу.

При этом бросающий громко говорит половину какого-нибудь слова; тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину.

В зависимости от возраста и подготовки детей можно договориться называть слова короче или длиннее, отвечать игроку нужно быстро.

Например: маши-на, теле-фон, само-лёт. и т.д.

Как вариант игры предложить нескольким детям подряд называть один и тот же первый слог.

Например: ма-ма, ма-шина, ма-лина, ма-ша, ма-ленький…

         Игра «Алфавит вокруг нас»

Воспитатель называет букву и предлагает детям назвать все предметы, находящиеся в группе и начинающиеся на эту же букву. Вначале играть можно в любой последовательности, кто увидел, тот и называет. Когда дети усвоят правила игры, можно передавать предмет, кто получил, тот и называет.

Как усложнение игры можно ввести ограничения – называем только те предметы, которые есть у тебя дома, на улице, в магазине и т.д.

 

Игровое упражнение «Чтение только второй половины слова»

Это упражнение акцентирует для ребёнка конец слова как существенную его часть, нуждающуюся в таком же точном восприятии, как и начало, и формирует навык побуквенного его анализа.

Оно приводит к резкому уменьшению исключительно распространенных ошибок, когда правильно прочитываются лишь начало слова, а конец его либо домысливается, либо читается с искажениями.

При чтении ребёнку предлагается игнорировать (прикрывать листочком) первую половину каждого слова и озвучивать только последнюю. Абсолютная точность разделения необязательна.

 

Игровое упражнение «Чтение» заколдованных «слов»

Ребёнку предлагаются карточки со словами, прочтение которых затруднено из-за различных линий, штрихов, простых рисунков, пресекающих буквы.

Степень затруднения, определяемая количеством линий и сложностью рисунков, пересекающих буквы, подбирается с постепенным усложнением или индивидуально для каждого ребёнка, в зависимости от его подготовки.

Можно сказать ребёнку, что это злой волшебник нарочно замаскировал от него слова, но он, вопреки этой помехе, всё-таки должен прочесть их, так как они, будучи прочитанными, лишают волшебника его силы.

Вариант для младших групп: ребёнку предлагается найти в «заколдованном « рисунке контурные изображения знакомых предметов.

Очень хорошо, если эти «заколдованные» рисунки выполняют дети старших групп.

Игровое упражнение «Чтение старинных букв»

Детям предлагаются карточки со словами, буквы которых написаны не полностью, а с отсутствием некоторых их частей, однако так, чтобы сохранялась однозначность их прочтения.

Детям говорится, что на древнем папирусе были написаны важные для всех сведения, однако со временем папирус обветшал и написанные слова частично разрушились: необходимо наперекор этому разрушению всё-таки извлечь из них смысл. Степень разрушения букв постепенно, с каждым разом увеличивается.

Вариант для младших групп: Ребёнку предлагается найти в «старинном» рисунке неполные контурные изображения знакомых предметов.

Игровое упражнение «Чтение двухэтажных слов»

Слова на карточках написаны так, что одно слово «нагромождается» на другое, пересекается с ним.

Сообщается, что сильный ураган перемешал все слова и ребёнку (сказочному герою) предстоит навести порядок и расставить всё по местам, и для этого назвать все смешанные слова.

Количество смешанных слов и плотность их наложения постепенно возрастает с каждой игрой.

Игровое упражнение «Найди настоящие слова»

Цель: Развивать у детей способность быстро выделять смысл прочитанного, а при многократном его выполнении – сочетать побуквенное восприятие слова с его смысловой оценкой.

Детям даётся несколько карточек: на одних из них написаны короткие слова, например: дом, дорога. метро. На других карточках – псевдослова, т.е. бессмысленные буквосочетания, например: вунка, лубет, мока.

Детям предлагается карточки со словами отложить в одну сторону, а с «неправильными» словами – в другую.

Игровое упражнение «Найди такое же слово»

Цель: Развивать у детей способность к быстрому и точному побуквенному анализу каждого слова, а также укрепляет словесно-логическую память.

Детям в качестве образца предлагается написанное на карточке слово или псевдослово (слово, лишённое смысла). Затем детям даётся набор карточек, на которых написаны как слова – образцы, так и другие слова, отличающиеся от образца лишь на одну-две буквы. Например: образец – мыло. Карточки для отбора: Мила, ныло, мало, милы, ломы, кило, кино и т.д.

Задача детей – быстро разложить карточки на две группы – со словами, совпадающими с образцом, и со словами, отличающимися с образцом.

Игра «Что случится, если…»

Цель: Формировать у детей умение представлять все знакомые предметы и явления в новых, необычных ситуациях. Учить детей творчески мыслить. Развивать воображение.

Воспитатель предлагает детям какую-нибудь не совсем обычную ситуацию. Например: Представьте себе, что все буквы из азбуки стали невидимыми. Что тогда произойдёт? С книгами, с людьми, со школьниками?

Описания могут быть самые разнообразные. Выслушиваются все суждения. Они могут быть индивидуальными, с групповыми дополнениями, могут быть коллективными. В конце игры можно предложить зарисовать самые интересные высказывания.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на тему:

«ТРИЗ  игры  по развитию речи и обучению грамоте»

  • Использование специальной игрушки  — героя  занятия, которая “помогает” воспитателю. От лица игрушки задаются проблемные вопросы, с ней проводятся обучающие диалоги по теме занятия. Игрушка активно выражает свое мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, запутывается. Детское стремление общаться и помогать ей существенно увеличивает активность и заинтересованность. Одно условие — выбираем игрушку необычную и оригинальную. После подведения итогов дети расстаются с игрушкой до следующего занятия.

Включение в занятие логических ТРИЗ-упражнений

  • “Поиск общих признаков” — берутся два объекта, далеко отстоящие друг от друга на смысловой оси, необходимо найти для них как можно больше общих признаков (например мост и скрипка*).

  • “Поиск аналогов” — необходимо назвать объект и как можно больше его аналогов, сходных с ним по различным существенным признакам. Например: мяч — яблоко (форма), заяц (скачет), шина (из резины) и т.д.

  • “Третий лишний” — выбираются три объекта, далеко отстоящие друг от друга на смысловой оси; затем в первом и втором — первом и третьем — втором и третьем объектах ищутся такие общие признаки, которых нет в “лишнем” объекте. Например: автомобиль — дерево — кошка.

  • “Поиск противоположного объекта” — необходимо назвать объект и как можно больше других объектов, ему противоположных. Например: снег — шерсть (холодный — теплая), уголь (белый — черный), металл (легкий — тяжелый), камень (мягкий — твердый) и т.п.

Использование специальных ТРИЗ-игр

  • “Хорошо–плохо” — берется объект, не вызывающий у игроков стойких положительных или отрицательных ассоциаций, и называется как можно больше положительных и отрицательных его сторон. Например: шарф — мягкий, теплый, красивый… колется, можно зацепиться, рвется…

  • “Выбери троих” — из пяти случайных слов нужно выбрать три и рассказать, для чего они нужны и как могут взаимодействовать. То есть игроки ищут логические связи между выделенной задачей и выбранными объектом и субъектом действия

  • “Точка зрения” (автор — И.Л. Викентьев) — игроки разбиваются на небольшие группы, которые получают задание описать известную им ситуацию с точки зрения одного из объектов — ее участников или свидетелей. Среди свойств объекта надо найти отличающие его от других и определяющие его специфическую точку зрения на события. Например: рассказ от имени мелка, лежащего в коробке; от имени шкафа, где лежит мелок; от имени девочки, которая нашла мелок в шкафу.

  • “Да–Нет” — игроки разгадывают “тайну”, заданную ведущим. Для этого игроки задают ведущему вопросы в такой форме, чтобы он мог ответить “Да” или “Нет”. Ведущему разрешается давать следующие ответы на поставленные вопросы: “да”, “нет”, “и да, и нет”, “это не существенно”, “об этом нет информации”. К примеру:

  • Рукотворные буквы

Буквы можно выкладывать на столе, на полу, на земле из веревочек, спичек, палочек, шишек, камешков, макаронин; «рисовать» горсткой песка или крупы, высыпающихся тонкой струйкой из бумажного кулечка. Таким «рукотворным» буквам можно придумывать соответствующие названия: «каменные», «лесные», «макаронные». Попутно можно сочинять истории, кому понадобилось пользоваться такими знаками.

  • Буквенный лабиринт

Играющие выбирают юлящего. Водящий выкладывает на полу букву из длинных толстых веревок. Это лабиринт. Остальные играющие по сигналу пытаются пройти лабиринт и не соскользнуть с веревок. Игра становится еще более интересной, если лабиринт надо пройти с закрытыми глазами и отгадать, какая буква выложена. Выигрывает тот, кто не соскользнет с веревки и правильно назовет букву.

  • Буквы на дереве, или «Принеси то, не знаю что»

Буквы пекут из соленого теста, раскрашивают пестрыми узорами или просто тонируют и развешивают на «буквенном дереве».

Затем среди играющих выбирается царь. Он усаживается на «трон» и обращается к одному из детей (или взрослых): «Поди туда - не знаю, куда; принеси то - не знаю, что». После этих слов царь крепко зажмуривает глаза. А игрок, к которому обратились, подходит к дереву и «срывает» с него букву. Затем «путешественник» возвращается к царю:

«Ходил я за горы высокие, ходил за моря глубокие. И набрел я на чудо-дерево, и принес тебе, царь, подарочек. Глаз своих не открывай, что за буква - отгадай!»

Царь берет букву в руки, ощупывает ее и называет.

Игроки могут загадать короткое слово. Тогда царь, ощупав буквы, пытается отгадать, какое слово они составляют.

Очередность быть царем может определяться по жребию или считалкой.

  • Буквенные барельефы

Буквы можно лепить из пластилиновых колбасок и делать из них лепные барельефы. Такие барельефы станут достойным украшением фамильных гербов, рыцарских щитов, сказочных замков. Можно затеять игру: предложить детям отгадать, как зовут персонажа (рыцаря, волшебника, принцессу), на дверях замка которого(ой) красуется такой герб.

  • Дорисуй букву

Водящий рисует часть буквы и спрашивает остальных, какую букву он задумал. Тот, кто догадается, дорисовывает букву. В эту игру можно играть на бумаге, на доске, на асфальте, на песке.

  • Буквенный след на спине

Играют вдвоем. Один игрок поворачивается спиной к другому, и тот пальцем «рисует» у него на спине буквенный знак, который нужно угадать. Если буква отгадана верно, игроки меняются ролями.

В эту же игру можно играть группой. Выбираются двое водящих. Один поворачивается спиной к остальным играющим. Другой вызывает «писца»: манит пальцем кого-нибудь из группы, кому он поручает нарисовать на спине первого водящего букву.

  • Буквы на песке

Берется небольшой поднос с бортиками. В него насыпается мелкий песочек или манка. Дети по очереди рисуют буквы пальцами на сыпучем материале.

  • Буквы вверх ногами

Водящий кладет перед играющими букву вверх ногами. Нужно угадать, что это за буква.

Игру можно усложнить, если одновременно предъявляемых букв будет несколько. И самый сложный уровень - когда надо прочитать выложенное вверх ногами слово.

  • Заколдованные буквы

Детям раздаются карточки с зеркально написанными буквами. Узнать их можно, только глядя в зеркало. Игру можно усложнить, если на карточках зеркальными буквами будут написаны слова.

  • Расти, буковка!

Выбираются две команды по два-три человека. На полу раскатываются две длинные дорожки из обоев. На одной в левом нижнем углу нарисована очень маленькая буква, на другой - с левой стороны изображена очень большая такая же буква. По условному сигналу члены команды по очереди начинают рисовать такие же буквы. Одни должны «вырастить» свою букву к концу дорожки, другие - уменьшить. Выигрывает та команды, которая закончит работу за более короткое время и при этом нарисует «красивые» буквенные знаки.

  • Кто сильнее?

 Всем участникам раздается равное количество карточек с буквами алфавита. Первым начинает тот, у кого карточка с буквой "А". Он ее кладет перед участником, сидящим слева, и произносит: "А, арбуз, что сильнее?". Игрок достает любую из своих карточек и произносит: "Х, холодильник, он сильнее, потому что больше и сможет сохранить в себе арбуз". Игрок слева забирает себе карточки, у него очко. Затем берет любую из своих карточек и продолжает игру. (если "й","ъ",  "ь", "ы" - то игрок пропускает ход).

  • Спрячь слова и имена в букву "О" и букву "А"

 Взрослый предлагает Ребенку спрятать некоторые слова в букву "О", зашифровать их (принцип ребуса), показывая как это можно сделать (с помощью бумаги и карандаша): слово "ВОЛ": в "О" спрячем "Л". Аналогично можно предложить ребенку спрятать имена, начинающиеся на букву "В" в букву "А" : имя "Ваня": в "А" спрячем "HЯ".



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на тему:

«Использование ТРИЗ в развитии

креативных способностей дошкольников»

Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие,

творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики ( когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.

Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

“ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер и его последователи.

Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам:

  • корректируется первоначальная формулировка задачи;
  • строится модель;
  • определяются имеющиеся вещественно – полевые ресурсы;
  • составляется ИКР (идеальный конечный результат);
  • выявляются и анализируются физические противоречия;
  • прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования.

Алгоритм решения изобретательских задач

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.

На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формулировать.

Игра “Да-Нетки” или “Угадай, что я загадала”

Например: воспитатель загадывает слово “Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только “ да” или “нет”, пока дети не угадают задуманное.

Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: “Шорты”, “Машина”, “Роза”, “Гриб”, “Береза”, “Вода”, “Радуга” и т.д. Упражнения в нахождении вещественно – полевых ресурсов помогают детям увидеть в объекте положительные и отрицательные качества. Игры: “Хорошо – плохо”, “Черное – белое”, “Адвокаты – Прокуроры” и др.

Игра “Черное-белое”

Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: “Книга”.Хорошо – из книг узнаешь много интересного . . . Плохо – они быстро рвутся . . . и т.д.)

Можно разбирать в качестве объектов: “Гусеница”, “Волк”, “Цветок”, “Стульчик”, “Таблетка”, “Конфетка”, “Мама”, “Птичка”, “Укол”, “Драка”, “Наказание” и т.д.

Игра “Наоборот” или “перевертыши” (проводится с мячом).

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (хороший – плохой, строить - разрушать выход - вход,...)

        

Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов

Пример “Помоги Золушке”

Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?

Ответы детей: надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно пустой бутылкой; или найти круглое полено, помыть его и им раскатать; резать тесто маленькими кусочками, а потом чем – нибудь тяжелым прижимать.

На втором этапе детям предлагаются игры с противоречиями, которые они решают с помощью алгоритма.

Пример: “Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?”

Ответы детей: (На черного зайца легче охотиться лисе . . .Особенно его хорошо видно на снегу . . .

Теперь ему только под землей надо жить . . .Или там, где вообще нет снега, а только черная земля . . . А гулять ему теперь надо только ночью . . .Ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его . . .)

Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, “тайну двойного”. Воспитатель должен всегда побуждать ребенка находить противоречия в том или ином явлении и разрешать.

Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка. Для этого существует целая система методов и приемов, используемая педагогом в игровых и сказочных задачах.

Метод фокальных объектов (МФО) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой.

Например, мяч. Какой он? Смеющийся, летающий, вкусный; рассказывающий на ночь сказки . . .

Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки “забавные животные”, “пиктограммы”, назвать их и сделать презентацию.

Например “Левообезьян”. Его родители: лев и обезьянка. Живет в жарких странах. Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева . . .

Метод “Системный анализ” помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место функций объектов и их взаимодействие по каждому подсистемному и надсистемному элементу.

Например: Система “Лягушонок”, Подсистема (часть системы) – лапки, глаза, кровеносная система, Надсистема (более сложная система, в которую входит рассматриваемая система) – водоем.

Воспитатель задает вопросы: “Что было бы, если бы все лягушки исчезли?”, “Для чего они нужны?”, “Какую пользу они приносят?” (Дети предлагают варианты своих ответов, суждений). В результате приходят к выводу, что все в мире устроено системно и если нарушить одно звено этой цепочки, то непременно нарушится другое звено (другая система).

Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками) – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое –жидкое –газообразное)

Игра “Кубики” (на гранях которого изображены фигурки “маленьких” человечков и знаковые взаимодействия между ними) помогает совершать малышу первые открытия, проводить научно – исследовательскую работу на своем уровне, знакомиться с закономерностями живой и неживой природы. С помощью таких “человечков” дети составляют модели “Борща”, “Океана”, “Извержение вулкана” и т.д.

Приемы фантазирования:

Сделать наоборот. Этот прием изменяет свойства и назначение объекта на противоположные, превращает их в антиобъекты.

Пример: антисвет делает предметы невидимыми, в то время, когда свет делает предметы видимыми.

Увеличить – уменьшить. Применяется для изменения свойства объекта. С его помощью можно изменять размер, скорость, силу, вес предметов. Увеличение или уменьшение может быть в неограниченных пределах.

Динамика – статика. Применяется для изменения свойств объекта. Предварительно необходимо определить, какие свойства объекта являются постоянными (статичными), а какие переменными (динамичными). Чтобы получить фантастический объект, нужно по приему “динамика” превратить постоянные свойства в переменные, а по приему “статика” – переменные свойства в постоянные.

Пример: Компьютер, измененный по приему “динамика”, мог бы изменять форму ( превращать во что -нибудь). А человек, измененный по приему “статика”, имел бы всю жизнь, начиная с годика, одинаковый рост (рост взрослого человека).

Особый этап работы педагога – тризовца – это работа со сказками, решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методик.

Коллаж из сказок .

Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок. “ Вот что приключилось с нашей книгой сказок. В ней все страницы перепутались и Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасение. Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание . . .” Дальше начинается творческая совместная работа детей и воспитателя.

Знакомые герои в новых обстоятельствах. Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.

Сказка “Гуси – лебеди”. Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк.

Сказка от стишка (Э. Стефановича)

- Не знахарка, не ведьма, не ворожка,

Но обо всем, что в Миске, знает Ложка.

(Ранним утром ложка из обыкновенной превратилась в волшебную и стала невидимкой . . .)

Спасательные ситуации в сказках

Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из , порой, трудных обстоятельств.

“Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть . . .” Предложите свои варианты спасения котенка.

Сказки, по-новому. Этот метод помогает по – новому взглянуть на знакомые сюжеты.

Старая сказка – “Крошечка -Хаврошечка” Сказка по – новому – “Хаврошечка злая и ленивая”.

Сказки от “живых” капель и клякс.

Сначала надо научить детей делать кляксы (черные, разноцветные). Затем даже трехлетний ребенок, глядя на них, может увидеть образы, предметы или их отдельные детали и ответить на вопросы: “на что похожа твоя или моя клякса?” “Кого или что напоминает?” далее можно прейти к следующему этапу – обведение или дорисовка клякс. Образы “живых” капель, клякс помогают сочинить сказку.

Моделирование сказок

Вначале необходимо обучить дошкольников составлению сказки по предметно – схематической модели. Например, показать какой – то предмет или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фантазии.

Пример: черный домик (это может быть домик бабы Яги или кого – то еще, а черный он потому что тот, кто живет в нем – злой . . .)

На следующем этапе можно предложить несколько карточек с уже готовым схематичным изображением героев (люди, животные, сказочные персонажи, явления, волшебные объекты). Детям остается только сделать выбор и придумывание сказки пойдет быстрее. Когда дети освоят упрощенный вариант работы со схемами к сказке, они уже смогут самостоятельно изобразить схему к своей придуманной сказочной истории и рассказать ее с опорой на модель.

Работа педагога – тризовца предполагает беседы с детьми на исторические темы: “Путешествие в прошлое одежды”, “Посуда рассказывает о своем рождении”, “История карандаша” и т.п. рассматривание объекта в его временном развитии позволяет понять причину постоянных совершенствований, изобретений. Дети начинают понимать что изобретать – это значит решать противоречие.

На прогулках с дошкольниками рекомендуется использовать различные приемы, активизирующие детскую фантазию: оживление, динамизацию, изменение законов природы, увеличение, уменьшение степени воздействия объекта и т.д.

Например, воспитатель обращается к детям: “давайте оживим дерево: кто его мама? Кто его друзья? О чем оно спорит с ветром? Что может нам рассказать дерево?” Можно использовать прием эмпатии. Дети представляют себя на месте наблюдаемого: “А что, если ты превратился в цветок? О чем ты мечтаешь? Кого боишься? Кого любишь?”

В развитии мыслительной деятельности дошкольников особую роль играют занимательные задачи и развивающие игры, способствующие развитию творческого и самостоятельного мышления, рефлексии, а в целом – формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе.

Подготовительный этап можно начать с игровых упражнений типа “Дорисуй”, “Дострой”, “Составь картинку из геометрических фигур”, “На что это похоже?”, “Найди сходства”, “Найди различия”.

Для дальнейшего развития творчества, воображения, самостоятельности, внимания, сообразительности предлагаются задания со счетными палочками. Сначала простые (“построй домик из 6, 12 палочек), затем посложнее (какую палочку надо преложить так, чтобы домик смотрел в другую сторону?). На основном этапе целесообразно использовать игры – головоломки ( арифметические, геометрические, буквенные, со шнурками), шахматы; сочинять загадки и составлять и отгадывать кроссворды.

Загадка – это серьезное упражнение для ума, важнейший путь пополнения знаний и средство упражнения в остроумии.

“Загадалки-узнавалки”Кто стучит, как в барабан

 На сосне сидит . . .(дятел)



Предварительный просмотр:

В помощь воспитателю при обучении дошкольников грамоте

Сказка о буквах из города Алфавита

В стольном граде Алфавите сказочного царства Букваляндия жили-были необычные жители - 33 буквы. Через весь этот город пролегала всего одна улица, но вот всевозможных переулков и закоулков на ней было превеликое множество. На самых окраинах Алфавита проживали незаметные Знаки препинания. Они жили своей особой жизнью и редко вмешивались в дела букв. А у каждой буквы-горожанки был свой домик, который располагался в строгом порядке за своей соседкой. Уж так было заведено в этом городе и никто никогда не смел выстроить себе новый домик на городских окраинах.

На правой стороне единственной улицы жили Гласные буквы - они всегда любили разговаривать громко и нараспев. А по левой стороне расположились домики молчаливых Согласных букв. Они всегда говорили тихо и обрывисто. И все бы было хорошо, если бы не одно обстоятельство: никак буквы не могли договориться, кто же из них главнее - Гласные или Согласные.

В одно прекрасное утро спор букв-горожан дошел до предела и многие из них перессорились.

- Нас много! -  кричали Согласные буквы. -  И мы самые главные в Алфавите!

- Подумаешь! - кричали в ответ Гласные, - это ничего не значит! Мы главные!

Буквы так шумели, что даже всегда сдержанная Точка не выдержала и вмешалась в ссору.

- Хватит, - строго сказала она. - Прекратите. Пора поставить точку в этом конфликте.

- Как свистну сейчас, сразу свалишься! - задиристо выкрикнула буква «С».

- Выйди вон, выскочка! - сквозь зубы добавила буква «В».

- Шибко шустрая! - язвительно прошипела «Ш».

- Хорошо, - обиделась Точка. - Тогда спросите у других. Они скажут вам то же самое.

- Что здесь происходит? - спросил проходящий мимо Вопросительный знак. - Из-за чего шум?

В ответ буквы принялись кричать так громко, что понять что-либо было решительно невозможно.

- Тихо! Замолчите! Или вы будете строго наказаны! Пусть говорит кто-нибудь один! - приказал Восклицательный знак.

- Боюсь, братцы, бить будут, - испуганно пробормотала буква «Б».

- Извините, мне кажется, если я не ошибаюсь, я в курсе того, что здесь происходит, - неуверенно произнесла Запятая, - по-моему, они спорят, кто главнее в нашем городе: Гласные или Согласные.

- Но это же глупо! - воскликнул Восклицательный знак.

- Конечно, - сказала Точка.

- И это - причина ссоры? - удивился Вопросительный знак.

- Безобразие! Нужно стереть смутьянов со страниц нашего Буквенного государства! - возмутился Восклицательный знак.

- Нельзя ли все же как-нибудь помягче? - заступился за буквы добрейший Мягкий знак.

- Нельзя. Государству нужна твердая рука! - ответил ему Твердый.

- Что будем делать? Кто знает? - обратился ко всем Вопросительный знак.

Никто не знал, что ответить. Минуту-другую было тихо.

- Я! - раздался вдруг голос из толпы букв. - Я знаю, как устранить яблоко раздора и бросить якорь дружбы! Мне все ясно! - вперед из задних рядов пробилась буква «Я».

- Пусть Согласные произнесут название нашего города без нас, без Гласных!

Согласные замешкались и неуверенно произнесли:

- ЛФВТ!

- Ну и что у вас получилось? - улыбаясь, спросила «Я» у Согласных.

- А вот мы, Гласные, запросто произнесем название нашего города без Согласных, - гордо произнесли Гласные.

- А-А-И! - протяженно пропели Гласные.

- Ну и что это за слово? - удивился Вопросительный знак.

- А теперь все вместе! - скомандовала «Я».

- АЛФАВИТ! - дружно закричали буквы.

- Молодец, «Я», как ты ловко помирила буквы! - воскликнул Восклицательный знак.

- Теперь вам ясно, милые буквы, что вы просто не можете жить друг без друга? Вы согласны со мной? - обратился к обрадованным буквам Вопросительный знак.

- Согласны! - весело закричали Согласные.

- И мы тоже! - присоединили свой голос Гласные.

Радости не было предела, Гласные и Согласные буквы стали обниматься и жать друг другу руки.

- Давно бы так, - с облегчением пробормотала Точка. - Наконец-то они расставили все точки над i.

- Вы думаете, они поняли свою ошибку? - с сомнением спросил Вопросительный знак.

- Конечно! Теперь все будет хорошо! - ответил Восклицательный знак. - Я просто убежден, что теперь все буквы-горожане убедились, что в нашем Алфавите должны дружить не только Гласные и Согласные, но и Знаки препинания, ведь любое дело можно успешно завершить только в дружбе, только вместе и сообща. Мы никогда не сможем жить отдельно друг от друга, - поучительно произнес Восклицательный знак и ушел, насвистывая веселую песенку.

Вот так закончилась эта удивительная история о волшебной стране Букваляндия и её замечательной столице Алфавите.

Вычитание букв

         Взрослый предлагает ребенку сыграть со словом "ПОБЕДА": отнимая по одной букве от слова, получать новые слова. Чтобы было интересней играть, можно в основу занятия положить отрывки из сказки С.Погореловского "Что случилось с буквой П?" Hарисовал Карандаш лужайку. Hа ней машину "Победа" .

 Заглянул на лужайку ежик. Понравилась ему буква П. "Поставлю ее, - думает, - перед своим домом. Хорошие ворота будут". Взвалил букву на спину и унес.

 Пришел Медведь хмурый.Жаловаться стал:

 -Hет у меня сегодня…

 -Обеда,- подсказали буквы.

 -Верно!-рявкнул Медведь.-Эх, меду бы поесть! Да на зиму запасти! Вот, кстати, и обруч для кадки.

 Взял он букву О под мышку и потопал на пасеку. А на лужайку Зайчик выпрыгнул. Дрожит, озирается. Вдруг страшное слово увидел: БЕДА.

         -Ой, где беда?! - заметался Зайчик.

         Hалетел с перепугу на букву Б. Отскочила она, за рябину упала. А Зайчик умчался в лес.

 Прилетел Аист. Вкусное слово увидел: ЕДА. А в траве и верно еда: лягушек - сколько хочешь.

 Приделал Аист к букве Е палочку, получилась вилка. Поел Аист, улетел и вилку унес. Тут баран пришел. Заблеял обиженно:

 -Hеправду говорят, что я глупый. Разве я глупый?

 А буквы ему:

 -ДА.

 Разозлился Баран, ударил букву Д рогами. Она и рассыпалась на кусочки.

 Осталась последняя буква А. Стоит одна-одинешенька.

 Что она без друзей сказать может? Только поплакать горько: а-а-а!

 После этого Взрослый просит Ребенка найти такие слова из данных и с одним из слов сочинить сказку.

         КОЛЯ, МАЛИHА, ГУСТОЙ, ГУСЫHЯ, МАЙ, HИЧЕГО, ОВРАГ, ПРОК, СПОР, УЛЕЙ, МУХА, УХОД, ХВОЯ, ЯБЕДА, ЯГОДА.

Все с одной буквы

 Взрослый предлагает Ребенку послушать сказку, все слова в которой начинаются с одной и той же буквы.

 После прочтения сказки, Взрослый вместе с Ребенком вначале пробует составить только предложение, в котором все слова начинаются с одной и той же буквы, а затем перейти к сочинению сказки. Можно для облегчения работы использовать словарь.

Одинокий Ослик

 Однажды осенью около озера оказался огорченный, обиженный Ослик.

 -Один, опять один,- охал он.-Одиночество, опять одиночество…

 Октябрь…Осень…

 -Ой ли?-ойкнула Обезьяна.

 -Ой ли?-обеспокоенно отозвался Олененок.

 -О-й-л-и-и?-отозвался Орел.

 -Ой ли!..-обиженно ответил Ослик.

 Обезьяна отнесла Ослику Овес. олененок отнес овощи, оладьи. Орел - омлет.

 Обед! Отличный обед!-обрадовался Ослик.-Обязательно откушайте!

 Осенью около озера обрадованные, окрыленные обедали Ослик, Обезьяна,

 Олененок, Орел.

 -Отличный обед!

 -Очаровательное окружение!

 -Обворожительная Осень!

Сказки про буквы

  * * *

         Предложите Ребенку сочинить «Сказку про буквы». Она может начинаться так:

 «Как то на Азбучной поляне расшумелись буквы: С-свистела на все голоса,

 Ш-шуршала и шептала, Х-хохотала и подхихикивала…»

* * *

 Или: "В некотором царстве, в Азбучном государстве жили-были 33 красавицы-буквы.

 Правила ими очень мудрая и справедливая царица…"

* * *

Жили – были Грамотей и Буквоежка. И однажды поспорили они, кто из них больше любит буквы. Рассердился Буквоежка и спрятал несколько букв  в своём замке…

* * *

Далеко – далеко, за синими морями, за высокими горами находится страна Букваряндия. Живут там буквы разные – согласные и гласные. И вот захотелось согласным мир другой посмотреть, отправились они в путешествие. А гласные звуки с собой не взяли…

* * *

В одной умной книжке жили себе – не тужили буквы. И как-то раз услышали они очень любопытное стихотворение К. Чуковского «Путаница». И захотелось буквам тоже «перепутаться»! Буква Р стала Л, буква С стала Ш, а буква Н стала М. И вот что из этого получилось…

Спаси букву от Буквоеда

Детям предлагается дорисовать букву до сюжетного изображения, чтобы Буквоед не нашёл букву. Также можно предложить детям из разных элементов букв составить целую букву (из тех, что Буквоед не успел съесть).

Сказка про то, как придумали буквы

Жил-был...

- Принц?

- Нет, не принц. Жил-был...

        - Король?

- Нет, никакой не король. Жил-был Поэт. Жил он тогда, когда ни королей и тем более принцев еще и в помине не было, а поэты уже был; Поэт сочинял стихи и пел их людям. (В древние времена все важны! слова обязательно пели!) Когда над вершинами зеленых холмов поднималось красное, ленивое и заспанное солнце, Поэт пел ему песни И все понимали: только так можно приветствовать восходящее солнце, заставить его сиять теплым радостным светом, обогреть людей и животных. Когда спускалась ночь, Поэт пел нежную песню затихающей земле, чтобы она отдохнула от трудов своих, от толкотни и возни, которые устраивали на ней днем живые существа. Когда на свет рождался ребенок, Поэт пел песню, в которой малышу дарилось имя, ведущее его по жизни. А когда нападали враги, Поэт пел песню отваги и мужества, вселяя ярость в сердца мужчин и надежду в сердца женщин. Поэт пел, и мир прислушивался к словам его песен. Но как-то раз пришел Насмешник.

- Все поешь? — спросил Насмешник Поэта.

- Пою, - ответил Поэт.

        - Ты уже не молод, - сказал Насмешник.

        - Да, — согласился Поэт.

        - Ты скоро состаришься еще больше, - сказал Насмешник.

        - Состарюсь, - опять согласился Поэт.

        - И петь тебе будет все труднее.

        - Да, - вздохнул Поэт.

        - А потом ты умрешь, - сказал Насмешник.

        - Умру.

        - И тогда люди забудут слова песен. И песни исчезнут.

        Тут Насмешник сказал свое привычное: «Ха-ха!» - и быстро-быстро ушел.

        Это очень неприятно, когда тебе ни с того ни с сего говорят: «Ха-ха!» Поэту стало так обидно! Он пошел на берег реки, сел на заросший мхом большой камень и обратился к той, к кому всегда обращал свои просьбы - к Повелительнице звуков:

        - Повелительница весенней капели,

        Песни зяблика и соловьиной трели,

        Всех полночных и дневных голосов,

        Всех коротких и длинных человеческих слов!

        Ты всех мудрее, ты всех чудесней!

        Как сохранить для людей мои песни?

        И услышал Поэт, как вздохнула Повелительница звуков. Увидеть ее он не мог, потому что она, как и все ее подданные — жители звучащего мира - была невидима.

        - Ты хочешь увидеть то, что увидеть невозможно?

        -Да.

        - Ты хочешь сохранить невидимые звуки?

        -Да.

        - Но потом тебе никто не поверит!

        - Может быть...

        - Над тобой будут смеяться!

        - Наверное.

        - То, что ты увидишь, вызовет в тебе страстное желание искать, и ты потеряешь покой и сон, пока оно не исполнится.

        - Пусть будет так.

        - Тогда закрой глаза, пой песню и смотри внимательно. Поэт закрыл глаза, и привиделась ему странная поляна. По поляне, взмахивая причудливыми крылышками, порхали бабочки необыкновенной красоты. Бабочки рождались в груди Поэта с каждым новым звуком его песни. Они радостно вылетали наружу, кружились и таяли в воздухе. Каждая бабочка жила ровно столько времени, сколько длился родивший ее звук. Одни, с большими крыльями, вылетали легко и свободно и успевали сделать большой широкий круг, прежде чем растаять. У других крылья были поменьше. На пути к свободе им приходилось преодолевать разные препятствия, и порхали они совсем недолго — мгновение, не больше. Когда песня затихла, бабочки исчезли, и Поэт открыл глаза.

        - Как красиво! - воскликнул он.

        - Эти бабочки - звуки, - пояснила Повелительница звучащего мира. Жизнь их очень коротка. Они живут до тех пор, пока их слышат. А га том умирают: тают в воздухе. Не бойся, им совсем не больно. Так должно быть. Чтобы люди могли говорить, все время должны рождаться новые звуки. Но их можно заколдовать и уложить спать. Для звуков нужно создать такие сонные домики - знаки, глядя на которые ты всегда будешь вспоминать бабочку с теми или иными крыльями. Внутри такого домика-знака звук будет спать до тех пор, пока ты не захочешь вызвать его к жизни. Но создать такие домики, такие знаки очень непросто! Этому могут научить тебя деревья и камни, птицы и насекомые, ищи!

        - Я попробую, попробую! - вскричал Поэт и побежал к людям.

        - Я видел звуки, - сказал он им. Но люди пожали плечами:

        - Звуки нельзя увидеть. У них нет тела.

        - Они порхают, как бабочки, - сказал Поэт.

        - С чего ты это взял? Или ты сам - цветочек? Это сказал Насмешник, и все стали смеяться.

        - Я сделаю для них домики - знаки. Для каждой бабочки - свой знак Я сложу из них слова моих песен, и тогда их можно будет не только услышать, но и увидеть. Увидеть - и заставить звучать в нужный момент. Это сможет сделать любой ребенок. Даже когда меня уже не будет!

        - Ха-ха! - рассмеялся Насмешник. И все стали повторять:

        - Ха-ха! Ха-ха-ха!

        - Разума у тебе уже нет, - сказали люди и отвернулись от Поэта...

        Задание для детей:

        Педагог просит детей нарисовать картинку к сказке. (Все картинки размещаются на выставке. Дети по очереди объясняют, они нарисовали и почему решили изобразить именно этот эпизод] истории.)

Встреча с буквой Ж

         Педагог предлагает детям вспомнить содержание беседы прошлого занятия: они обменивались версиями, откуда могли возникнуть буквы, и педагог рассказал сказку. Затем просит ответить на вопросы: «Кто помнит, о чем шла речь в сказке, и на каком месте она оборвалась?», «Хотят ли дети услышать продолжение истории?»

        Поэт остался совсем один. Никто с ним не разговаривал, никто не хотел с ним дружить — таким странным он казался. Но хуже всего было то, что Поэт потерял покой. Всюду мерещились ему звуки-бабочки. Они шелестели крылышками и просили: «Мы не хотим умирать! Найди для нас домик! Уложи нас спать!» Поэт очень хотел им помочь, но как это сделать, не знал. От этого у него ужасно разболелась голова.        

        Он прилег на травку, чтобы немного поспать. Да не тут-то было. «Ж-ж-ж!» - раздалось у него над головой. Прилетел толстый черный жук и уселся Поэту прямо на нос. Поэт сморщился и громко чихнул, а жук свалился в траву и давай смешно шевелить лапками. Смотрел Поэт на жука, смотрел и вдруг как подпрыгнет, как засмеется! Даже в ладоши захлопал: «Звук [ж]! Я придумал для тебя домик!» Схватил он уголек и на кусочке коры нарисовал черного жука, как тот лапками дрыгает. Нарисовал и говорит: «Ну, как только я взгляну на этого нарисованного жука, сразу вспомню, как он жужжал!»

        И действительно: стоило Поэту взглянуть на свою картинку, как он сразу же вспоминал звук [ж]. Так вот, оказывается, как можно сохранить звуки!..

        Задания для детей

        1. Педагог просит детей нарисовать жука, затем вспомнить, как он жужжит (громко пожужжать). Какой звук мы произносим, когда показываем, как жужжит жук.

        2. Педагог дает задание детям придумать как можно больше слов, которые начинаются со звука [ж].

        Словарик: жук, жучок, жучишка, жужелица, журавль, жаба; жужжать, жевать, журчать, жалить; живой, жареный, железный.

        3. Педагог просит детей ответить на вопрос: «Какой звук чаще всего встречается в скороговорке?»:

        Съел жука на ужин Жора.

        Он ужасный был обжора.

        (Проговорите с детьми дразнилку, отчетливо выделяя звук [ж].)

        



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Но, едва научившись читать в начальной школе, дети чаще увлекаются компьютером и телевизором. Замедляется процесс чтения, теряется интерес к нему. Из-за этого замедляются и процессы интеллектуальной деятельности. Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его – привычка родителей читать своим детям книги. Мы будем Вам признательны, если Вы искренне ответите на вопросы нашей анкеты.

  • Уважаемые родители, подчеркните (или напишите) ответы на следующие вопросы.
  • Ф. И. О. ребёнка__________________________________________________________
  • Сколько детей воспитывается в семье?______________________________________
  • Имеется ли у ребенка, посещающего детский сад, своя комната или игровой уголок?_________________________________________________________________
  • Наличие в игровом уголке художественной литературы и произведений народного фольклора?_____________________________________________________________
  • Название русских народных сказок, стихов, которые знают ваши дети.___________________________________________________________________
  • Ежедневно ли вы читаете своему ребенку? В какое время дня.__________________
  • Обращаете ли вы внимание ребенка на яркие иллюстрации книг, их содержание и смысл. _________________________________________________________________
  • Задает ли ваш ребенок вопросы после чтения или рассматривания книжек. _______________________________________________________________________
  • Как часто вы покупаете художественные книги своему ребенку?_________________
  • Кто из членов вашей семьи посещает библиотеку?____________________________
  • Берете ли вы из библиотеки детские книги для вашего ребенка?________________
  • Считаете ли вы важным для своего ребёнка привития любви и бережного отношения к книгам или предпочитаете купить компьютер и смотреть телевизионные передачи?_________________________________________________

        

Для того чтобы помочь родителям осознать ценность чтения детям художественной литературы были запланированы следующие  мероприятия:

  • Оформление тематических выставок детских писателей;
  • Просмотр открытых занятий по подготовке к обучению детей грамоте;
  • Ряд консультаций для родителей с информацией о том, как правильно приобретать детскую художественную литературу;
  • Ряд консультаций для родителей с информацией о том, как правильно и увлекательно, в игровой форме учить ребёнка читать;
  • Индивидуальные беседы с родителями о пользе чтения литературы для детей;
  • Совместное с родителями посещение библиотеки нашего района.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на тему:

«Игровые технологии в ДОУ в условиях введения ФГОС»

 «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть»

Эрик Берн

Игра – ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. И с этим никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике дошкольного образования?

С каждым новым поколением детей меняется и игровое пространство детства. Если рассматривать современное поколение, то можно увидеть, что коллективным играм дети больше предпочитают информационные технологии. Кто же виноват в этом? Конечно же, вечно спешащие взрослые: бабушки и дедушки живут далеко, мамы и папы обеспокоены престижной работой, а воспитатели в детском саду усиленно готовят детей к школе. Эта тенденция прослеживается не только у нас, но и во многих странах.

Развитие современного общества требует обобщения и систематизации опыта педагогических инноваций, результатов психолого-педагогических исследований. Одним из способов решения этой проблемы является технологический подход к организации образовательной работы с детьми.

В дошкольном образовании педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих комплекс форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств для реализации образовательного процесса в ДОУ.

Необходимость использования педагогических технологий обусловлена следующими причинами:

  • социальный заказ (родители, региональный компонент, требования ФГОС);
  • образовательные ориентиры, цели и содержание образования (образовательная программа, приоритетное направление, результаты мониторинга и др.).

Ценность педагогической технологии в том, что она:

- конкретизирует современные подходы к оценке достижений дошкольников;

- создаёт условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

В Федеральных государственных общеобразовательных стандартах ДО игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка – дошкольника. Право на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст. 31).

В условиях введения ФГОС ДО для педагогов важно понять: что представляют собой игровые технологии, как использовать их в образовательном процессе?

Цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Л. В. Загрекова выделяет следующие компоненты игровых технологий:

• мотивационный

• ориентационно-целевой

• содержательно-операционный

• ценностно-волевой

• оценочный

Все рассмотренные компоненты находятся в тесной взаимосвязи и включают ряд структурных элементов.

  • установочный элемент
  • игровые ситуации
  • задачи игры
  • правила игры
  • игровые действия
  • игровое состояние
  • результат игры

С введением ФГОС ДО перед нами встали следующие задачи, направленные на введение игровых технологий в ДОУ:

• Необходимость объяснения родителям важности игры

• Обеспечение безопасного пространства для игры (особенно касается дворовых территорий)

• Наличие соответствующей развивающей предметно – пространственной среды, поддерживающей игру

• Свободное время детей не должно быть жестко программируемым, Педагог должен наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы, переживания.

Ему необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к игре серьёзно, с искренним интересом, без обидного снисхождения.

Согласно ФГОС ДО содержание образовательной программы в ДОУ должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области) :

• социально-коммуникативное развитие;

• познавательное развитие;

• речевое развитие;

• художественно-эстетическое развитие;

• физическое развитие.

МЫ РАССМОТРИМ ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ ПО КАЖДОМУ НАПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЯ.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

 ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:

• Игровые тренинги –

• Сюжетно – ролевые игры

• Театрализованные игры –

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Здесь выбор игр огромен и разнообразен, но следует выделить игровые технологии, направленные на формирование знаний, умений и навыков – это так называемые обучающие игры, проблемные игровые ситуации и игровые технологии, направленные на закрепление полученных знаний, развитие познавательных способностей.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Применение игровых технологий в работе учителя-логопеда позволяет повышать успешность обучения детей с речевыми нарушениями.

Проведение специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для развития речи детей. Так наш учитель – логопед Храпко Ирина Валерьевна использует в своей работе следующие игровые технологии:

- Игровые технологии направленные на развитие мелкой моторики –

- Игровые технологии направленные на развитие артикуляционной моторики

- Игровые технологии направленные на развитие дыхания и голоса

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства,  мира природы; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы,  фольклора, изобразительного искусства.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах

деятельности детей: двигательной, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма,  развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, выполнением основных движений, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми,  становление ценностей здорового образа жизни.

Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Игра - что может быть интересней и значимей для ребёнка? Это и радость и познание, и творчество. Это то, ради чего ребёнок идет в детский сад.