Родителям на заметку

Наумова Анастасия Михайловна

Информация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_ne_propustit_narushenie_osanki.doc175 КБ

Предварительный просмотр:

КАК НЕ ПРОПУСТИТЬ НАРУШЕНИЕ ОСАНКИ

или

НЕ СУТУЛЬСЯ, МАЛЫШ!

Ваш ребёнок спит на жёсткой постели, ест здоровую пищу и посещает спортивную секцию? Скорее всего, у него нет проблем со спиной. Но большинство родителей всё же волнует, как сформировать у своего чада правильную осанку, ведь позвоночник — это основа здоровья всего организма.

Чаще всего нарушение осанки встречается у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Примерно с трёх лет дети начинают много заниматься, сидя за столом — рисовать, читать, лепить. Некоторые уже в этом возрасте на «ты» с компьютером. Нагрузка на позвоночник увеличивается. В это время важно не пропустить первые признаки нарушения осанки, и это задача не только родителей, но и воспитателей. И дома, и в саду они должны внимательно наблюдать за тем, как двигается и сидит ребёнок. Если он сутулится, имеет привычку во время стояния переносить вес на одну ногу, за столом сидит неровно, не контролирует свою осанку — это говорит о возможном искривлении позвоночника.

ВАЖНО! Проверьте осанку!

Чтобы выяснить, есть ли у ребёнка искривление позвоночника, попросите его встать у стены так, чтобы к ней прилегали пятки, ягодицы, плечи и голова. Ребёнок со здоровой спиной без труда удерживает такую позу 15 минут.

Правильной осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, способность без напряжения держать прямо туловище и голову

(с небольшими естественными изгибами позвоночника: в шейном и поясничном отделах — вперед, в грудном и крестцовом — назад).

При неправильной осанке естественные изгибы позвоночника заметно увеличены. Кроме того, могут развиваться боковые искривления позвоночника — сколиозы.

Многие искривления позвоночника можно предупредить, а в начальной стадии — исправить. Поэтому нельзя не обращать внимания на неправильную осанку, неодинаковое положение плеч и лопаток, смещение таза и т. п. Детей с нарушениями осанки надо показать врачу-ортопеду.

Как облегчить процесс сидения? Что значит правильная посадка?

Сидение не отдых, а акт статического напряжения. Дети при сидении, в отличие от взрослых, производят значительную работу (мышечную). Мышцы — разгибатели (особенно если их не укрепляли раньше) еще слабы. Дети от сидения быстро устают и стараются быстрее изменить позу или пойти побегать. Мы, взрослые, часто не понимаем этого и ругаем детей за неусидчивость.

При правильной посадке бедра находятся под прямым углом к позвоночнику и голеням, подошвы касаются пола всей поверхностью. Плохо, если ноги не достают до пола или сиденье настолько низко, что голени поднимаются выше уровня тазобедренных суставов. Спина должна быть параллельна спинке стула. Если она наклонена вперед, может развиться сутулость, если излишне опирается на спинку стула, это будет способствовать формированию круглой спины.

Кисти и предплечья должны свободно лежать на столе. При такой посадке лопатки хорошо зафиксированы, и ребенок может свободно и глубоко дышать. Очень высокий стол вызывает подъем локтей и компенсаторное искривление позвоночника, при низком столе ребенок сутулится и сгибает туловище вперед. Так что неправильная посадка за столом — это фактор не только неправильной осанки, но и повышенной заболеваемости всех внутренних органов (ОРЗ, атония кишечника).

Что значит стоять для дошкольника?

Стояние, особенно в определенной позе, очень утомительно для ребенка, так как мышцы спины быстро расслабляются, не выдерживая статической нагрузки. Поэтому малыш начинает переступать, пытаясь прислониться к чему-нибудь.

ПОМНИТЕ!

Наказывая своего ребенка стоянием в углу, вы наказываете его физически.

На первых порах нарушения переходящие. Если ребенок, несмотря на все правильные профилактические мероприятия, предпочитает неправильные позы и положения, то здесь на помощь придет гимнастика - специальные тренировочные упражнения, способствующие воспитанию правильной ходьбы, развитию чувства, равновесия, координации движений, формированию стопы и укреплению мышечного корсета спины.

Приобретение правильной осанки – длительный процесс, поэтому ребёнку необходимо многократно показывать, что такое правильная осанка. Некоторые родители ограничиваются замечанием: «Не горбись!» - это ошибка, так как в бессознательном человека частица «не» обычно не воспринимается. Нужно давать позитивные формулировки («иди прямо», «выше подбородок») и непосредственно на теле ребёнка показывать правильное положение.

А ЛУЧШЕ – ИГРАЙТЕ ЧАЩЕ В ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ОСАНКИ.

Ходим в «шляпах»

Детям кладут на голову «шляпу» - мешочек (весом 200г) или дощечку, колесо от пирамиды. Проверив правильность осанки, взрослый даёт сигнал к ходьбе.

Дети ходят обычным шагом, сохраняя хорошую осанку и удерживая «шляпу».

Усложнить игру можно тем, что детям предлагают пройти по линии, намеченной по полу мелом, по гимнастической скамейке или переступать через различные предметы.

Выигрывает тот, у кого «шляпа» ни разу не упала.

«Черепахи»

Дети ползают на животе, передвигая одновременно правую руку и левую ногу, затем левую руку и правую ногу. «Черепахи» ползают под натянутыми верёвками, стараясь не задеть их. Задевший верёвку считается пойманным в «капкан» и выходит из игры.

«Послушный мяч»

Дети лежат вытянувшись на спине, зажав мяч между стопами. Поворачиваются на живот, стараясь не выронить мяч.

Вот какой послушный мяч! Между стоп его запрячь.

Повернись и оглянись. Мячик, на пол не катись!

 «Спрячься у стены»

Дети бегают по залу. Водящий стремится их поймать. Спастись от него можно у стены, плотно прижавшись к ней пятками, ягодицами, лопатками и затылком.

Тот, кто принял не правильную позу или не добежал до стены, может быть пойман. Пойманный становится водящим.

 «Качели – карусели»

Цель: расслабление мышц туловища, улучшение вестибулярного аппарата.

Ход игры. Родители поднимают ребёнка в положении лёжа на спине до уровня своего пояса. Один держит ребёнка под мышки, другой -  за обе ноги и раскачивают его в выпрямленном положении со словами: «Кач, кач, качели». Затем один из взрослых продолжает держать ребёнка под мышки (другой опускает) и кружится вместе с ним вправо и влево (получаются карусели) со словами «Полетели карусели». Желательно игру проводить под ритмичную музыку. Игра проводится в заключительной фазе занятий, когда ребёнок почувствовал усталость.

«Маленький гимнаст»

Цель игры: укрепление мышц туловища и конечностей, тренировка равновесия.

Ход игры. Родители рассказывают ребёнку о гимнастах, показывают, как красиво они выступают. Затем предлагают поиграть в гимнаста. Родители, сидя на корточках, крепко сцепляют руки (правая мамы и левая папы), прижимая их своему телу. Другими руками берут за руки ребёнка, который становится одной ногой на руку папы, а другой -  на руку мамы. Родители медленно встают и поднимают ребёнка на уровне пояса в положении стоя (ребёнок выпрямляет спину).  После чего начинают медленно ходить, предлагая ребёнку продолжить стоять, сохраняя правильную осанку. Постепенно шаг ускоряется. Через 1 – 2 минуты родители опять становятся на корточки, ребёнок соскакивает на землю. Это упражнение содержит сильный эмоциональный заряд для ребёнка и родителей, так как редко удаётся играть всем вместе. После игры лучше всего устроить совместное чаепитие.

«Гимнастика для ёжика»

Цель игры: укрепление мышечного «корсета» позвоночника.

Ход игры.  Ведущий показывает детям, как ёжик делает гимнастику. В положении лёжа на спине ведущий поднимает руки за голову и максимально вытягивается. Затем, поднимая верхнюю половину туловища к коленям, наклоняется вперёд, т. е. группируется, обхватывая ноги под коленями (ёж свернулся).  Дети показывают, как ёжик делает гимнастику, ведущий поправляет детей. Затем по команде ведущего дети выполняют упражнение 5 – 6 раз.  Перед каждым повторением надо полежать и отдохнуть, расслабившись, как тряпичная кукла.

«Разбей цепь»

Цель игры: общеукрепляющее воздействие на весь организм; формирование правильной осанки; воспитание творческого решения задачи, развитие инициативы, быстроты реакции.

Ход игры.  Играющие, взявшись за руки, образуют цепь. Первый (водящий) в цепи тянет за собой цепь, меняя направление в ходьбе, заплетает различные фигуры, обвивая всю цепь вокруг себя, снова расплетает её, останавливается, бежит и потом старается быстрым поворотом разорвать цепь.  Кто не смог удержать цепь, выходит из игры, а цепь снова замыкается. Играют до тех пор, пока остаётся 2 – 3 человека в цепи, потом игру повторяют.

Перешагни через верёвочку»

Цель: развитие координации движений, ловкости, формирование навыка в перешагивании препятствия.

Материалы: верёвочка, стулья.

Ход игры. Протягивается и закрепляется верёвочка на расстоянии 10 – 15см от пола. Ребёнок сидит на стуле в 3 – 5м от верёвочки. По команде ведущего ребёнок идее и перешагивает через верёвочку, затем поворачивается и снова перешагивает через верёвочку, пока не перешагнёт по всей длине. Если ребёнку трудно, то можно сделать 3 – 4 перешагивания. Игру лучше выполнять под ритмичную музыку или хлопки ведущего при каждом перешагивании через верёвочку.  Ведущему нужно контролировать правильность осанки и смыкания губ (рот должен быть закрыт. Начинать можно с одной стороны верёвочки, а на другой стороне на стуле, к которому прикреплена верёвочка, можно положить приз.

 «Восточный официант»

Цель: развитие координации движений, равновесия, укрепление мышечного «корсета» позвоночника.

Ход игры.   Ведущий предлагает поиграть в «восточного официанта» и показывает, как на Востоке переносят узлы на голове. Ребёнок должен выпрямиться, принять правильную осанку. Теперь нужно положить книгу или поднос с кубиком на голову и пройти вперёд. Выигрывает тот, кто дальше пройдёт. Ведущий должен следить, чтобы мышцы не были слишком напряжены. После игры следует провести расслабляющие движения: руки вверх (на цыпочках) и вниз, согнуться в поясе, расслабиться – и так несколько раз. Руки должны быть полностью расслабленными.

Тренер-преподаватель:

Наумова А.М.