Программа учебной дисциплины театра чтеца «Вдохновение»

Горстка Валентина Евгеньевна

Работа театра чтеца включает в себя целый комплекс различных видов учебной деятельности: занятия, упражнения-игры, собеседования, коллективные творческие дела, концерты. Формы работы в театре – коллективные с применением личностно-ориентированных технологий. Для начала обучения никаких специальных знаний и умений не требуется. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

детско-юношский центр г. Ейска

муниципальное образование Ейский район

Согласовано                                                                Утверждаю

С педсоветом №                                                              Директор

«__»_________2013 г.                                           _______________ Е.В. Горбик

«__»____________ 2013 г.

Программа учебной дисциплины

______«Вдохновение»_______

наименование  объединения

________театр чтеца__________

наименование учебной дисциплины

_______________3 года_____________

срок реализации программы

______модифицированная____

вид программы

____________8-16 лет____________

возраст обучающихся

Горстка Валентина Евгеньевна

Ф.И.О, преподавателя

г.Ейск

2013 г.

  1. Пояснительная записка

Искусство художественного чтения – творческое воплощение литературного произведения в действенном, звучащем слове. Оно содействует духовному обогащению школьника, формированию и развитию его личности. Занятия в театре чтеца приобщают ребят к творчеству, развивает их способности, воспитывает чувство коллективизма, чувства прекрасного. Учебно-тематический план включено занятие по развитию сценической речи: массаж речевого аппарата (вибрационный и гигиенический), дыхательные упражнения для развития правильного диафрагмально-реберного дыхания, тренинг речевого аппарата, упражнение для постановки голоса.

В программу внесена тема, связанная с подготовкой и участием воспитанников театра чтеца в мероприятиях Детско-юношеского центра.

Данная программа развивает творческие способности школьников и наполняет активно-деятельным, эмоциональным содержанием свободное время личности.

Программа «Вдохновение» ставит перед собой следующие цели:

  • способствовать в реализации потребностей детей и подростков в общении;
  • развивать творческие способности детей и приобщать их к творческой деятельности.

 Для достижения вышеизложенных целей необходимо выполнить следующие задачи:

  • вызвать в воображении слушателей нарисованные автором картины жизни во всей их полноте;
  • выявить смысл разнообразных явлений этой жизни и идею, которая раскрывается в их последовательности и взаимосвязи;
  • донести в звучащем слове особенности автора;
  • организовать регулярные занятия по развитию сценической речи.

При успешном выполнении программы прогнозируется следующий результат:

  • к концу учебного года дети овладевают правильным диафрагмально-реберным дыханием, артикуляционным тренингом, развитым поставленным сценическим голосом. Смогут выступать в мини-спектаклях, сценках, каламбурах, как в ДЮЦе, так и на городских мероприятиях, участвовать в конкурсах, фестивалях.
  • Итак, необходимо отметить, что основные цели и задачи адекватны результатам и основываются на содержании целей и задач программы.

Работа театра чтеца включает в себя целый комплекс различных видов учебной деятельности: занятия, упражнения-игры, собеседования, коллективные творческие дела, концерты. Формы работы в театре – коллективные с применением личностно-ориентированных технологий. Для начала обучения никаких специальных знаний и умений не требуется.

Данная программа рассчитана на три года обучения. В ней участвуют дети от 8 до 16 лет. На обучение принимаются все желающие. На учебный курс «Вдохновение» выделяются 72 занятия – 144 часа.

Требования к знаниям, умениям, навыкам.

Обучаемые к концу года должны знать:

  • Как настраивать грудной резонатор;
  • что собой представляет речевой тренинг;
  • логически правильно и четко передавать в своем чтение мысли автора, выявлять смысл текста (подтекст);
  • уметь разбираться в качестве чтения своих товарищей.

Обучаемые к концу  года должны уметь:

  • владеть правильным диафрагмально-реберным дыханием;
  • провести тренинг по развитию речевого аппарата;
  • провести этюды на фантазию и воображение;
  • слушать партнера по сцене;
  • провести упражнения по развитию чувства ритма, сценического движения.

  1. Учебно-тематический план

 п/п

Тема

Кол-во часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

2

2

2

2

2

2

2.

Сценическая речь – речевой тренинг

18

16

14

4

2

1

16

14

12

3.

Чтение стихов, разбор произведения

20

20

20

10

8

6

10

12

14

4.

Техническая работа над текстом

20

20

20

10

8

6

10

12

14

5.

Интонационная работа над текстом

20

20

20

6

4

2

14

16

18

6.

Работа над воображением чтеца, творческое видение

20

20

20

6

4

2

14

16

18

7.

Подготовка ведущих для мероприятий и концертов, конферансье

12

12

12

2

1

1

10

11

11

8.

Прогонные репетиции с остановками и без остановок

22

18

18

22

18

18

9.

Участие в концертах, утренниках,  конкурсах, фестивалях

8

14

16

8

14

16

8.

Итоговое занятие

2

2

2

2

2

2

итого

432 ч

89 ч

344 ч

  1. Содержание программы

Тема 1.

Вводное занятие. Знакомство с кружковцами. Выявление стартовых возможностей для распределения литературных произведений (голос, дикция, внешние данные).

Беседа о занятиях в театре чтеца.

Беседа о правилах поведения в ДЮЦе. Беседа по технике безопасности.

Данная тема предполагает получение воспитанниками теоретических знаний о занятиях в театре чтеца.

По данной теме ожидаются следующие результаты обучения: учащиеся получат сведения о художественном слове и приобретут навыки поведения в учреждениях дополнительного образования.

Контроль данной темы будет проводиться в форме викторины об особенностях занятий в ДЮЦ.

Тема 2.

 Сценическая речь, речевой тренинг.

Выполнение упражнений для развития правильного диафрагмально-реберного дыхания (пружинка, крылышки, машина, муха, утюг, шарики-насосики).

Работа над артикуляцией:

  • Упражнения для языка (укол, трубочка, ковш, машина, качели, маятник).
  • Упражнения для губ (чередование сжали губы в трубочку на и распустили, губы трубочкой круговые движения вправо и влево, рыба зевает, тебе капает).
  • Для челюсти (взад, вперед, вправо, влево).
  • Скороговорки.

Контроль данной темы будет проводится в форме открытых уроков по сценической речи

По данной теме ожидаются следующие результаты обучения:

дети овладевают правильным диафрагмально-реберным дыханием, артикуляционным тренингом, развивается поставленный сценический голос

Тема 3.

Читка стихов.

Разбор литературных произведений. Обсуждение. Выявление идеи, определение сверхзадачи. Разбор по картинам.

Определение главных и второстепенных событий.

Данная тема предполагает получение кружковцами теоретических знаний об идеи литературного произведения, о главных и второстепенных событиях. По данной теме ожидаются следующие результаты обучения: воспитанники театра научатся анализировать литературные произведения и получат знания по технике речи.

Контроль данной темы будет проводиться в форме импровизации деления текста

Тема 4.

Техническая работа над текстом.

Воплощение произведения в звучащем слове. Выполнение исполнительских задач, подчиненных сверхзадачи, раскрытие последовательности развития идеи произведения. Четкая передача мыслей автора путем расстановки логических пауз (членение текста на речевые звенья) и ударений интонирования знаков препинания. Представление (видение) изображенной автором жизни. Особенности чтения стихов, соблюдение построчных пауз.

Контроль будет проводиться в форме упражнений деления текста на речевые звенья.

Тема 5.

Интонационная работа над текстом.

Добиваться через общение, обсуждение данного произведения, понимания смысла изображенных в произведение явлений, эмоциональное отношение к ним и активное стремление раскрыть этот смысл слушателям – источник разнообразия, интонаций, темпа и тембровых изменений голоса.

Результат - это самостоятельное продумыванием и оценка производимого текста.

Контроль данной темы будет проводиться в форме конкурсов.

Тема 6.

Работа над воображением чтеца. Творческое видение.

Умение ярко представлять себе то, о чем говориться в тексте, требует активной работы воображения. На занятиях в театре чтеца будет развиваться как само воображение, так и наблюдательность, которое дает материал для работы воображения умения , а также воспитывать умение действенно выполнять намеченную задачу. Воспитанию этих качеств, умений и навыков следует уделять специальное время, используя соответствующие упражнения. Материалом для них  служат небольшие и не сложные тексты (потешки, пословицы, шуточные диалоги и т.п.), а также рассказы учащихся о собственных впечатлениях и наблюдениях, связанных с выполнением конкретных заданий руководителя (рассмотреть и описать с определенной задачей витрину магазина, архитектурный ансамбль, внешность товарища или подруги и  т.п.)

Тема 7.

Подготовка ведущих для мероприятий и концертов, конферансье – одна из важных задач театра чтеца. Работа над общением со зрителем. Даная тема предполагает получение учащимся практических знаний по овладению пространством не только сценическим, а и всей аудитории.

Контроль данной темы поводится в форме этюдов: «Час потехи», «Я конферансье»

Тема 8.

 Прогонные репетиции. Художественное чтение литературных произведений на память с отработанными элементами. Обсуждение, замечания, доработка отдельных элементов.

Данная тема предполагает получение воспитанниками театра чтеца практических умений творческого видения.

Контроль данной темы будет проводиться в форме открытого занятия.

Тема 9.

Участие в концертах, утренниках, др. мероприятиях.  Данная тема предполагает  получение воспитанниками театра чтеца умение работать на широкую аудиторию, освободиться от  комплексов, мышечного зажима. Свободно общаться.

Контроль данной темы будет проводиться в форме участия в коллективном творческом деле и городских мероприятиях.

Тема 10.

Итоговое занятие. Подведение итогов работы театра чтеца за учебный год.

Контроль данной темы будет проводиться в форме конкурсы в нутрии коллектива самими учащимися.

  1. Средства обучения
  1. Помещение и оборудование:
  • зал светлый просторный;
  • столы и стулья;
  • сцена;
  • микрофоны.
  1. Рабочий материал:
  • тетради, ручки;
  • театральный грим;
  • тексты пьесы;
  • материал для декораций.