6 класс

 Анна Викторовна Александрова

Информация для 6 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Курганская специальная  (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат  VI вида»

Рабочая программа

Учебного курса «Биология» 6 класс.

Курган, 2011г.


Составитель программы: Александрова А.В., учитель высшей квалификационной категории 

Рецензент:   Шпанов Н.Ю. преподаватель, кандидат биологических наук

Рассмотрена и принята                                Утверждаю

на заседании педагогического совета                 Директор школы-интерната VI вида

                                                                 Морозова Н.И.

Протокол №___от_______                        Приказ №___ от_______


 ПРОГРАММА КУРСА БИОЛОГИИ ДЛЯ 6 КЛАССА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа систематического курса биологии для основной школы  составлена на основе Государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом и с учетом примерной программы основного общего образования по биологии. Содержание программы систематического курса биологии для 6 класса основной школы сформировано на основе принципов: соответствия содержания образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования. 

Курс «Биология. Бактерии, грибы, растения» имеет комплексный характер, включая основы различных биологических наук о растениях и растительности: морфологии, экологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивает достижение базового уровня биологических знаний, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого обращения с природой. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимании взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем и роли человека в этих процессах.

В специальном коррекционном общеобразовательном учреждении Курс «Биология. Бактерии, грибы, растения» пролонгированный и изучается в 6 и частично в 7 классе, но при изучении учебного курса биологии ставятся те же учебно-воспитательные цели, что и в общеобразовательной школе.   Поскольку особенностями психического развития детей указанной категории, прежде всего, является недостаточная сформированность мыслительных операций на основе органических нарушений головного мозга, а изменение на  физическом плане –нарушение мелкой моторики и раскоординованности движений, то попали под корректировку практические и лабораторные работы которые  являются фрагментами уроков не требующими для их проведения дополнительных учебных часов и проходящие в интерактивном варианте, а так же введено дополнительное время для изучения наиболее важных и трудных вопросов. При тематическом планировании выделенные часы для повторения пройденного материала за год, что способствует лучшему усвоению материала.

Рабочая программа включает: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем, требование к уровню подготовки, ресурсное обеспечение обучения. Рабочая программа ориентирована  на учебник Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ В. В. Пасечник— 14-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011.-340 с.: ил.   За основу рабочей программы взята программа курса биологии под руководством В.В.Пасечника.  

Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей и задач:

  1. Освоение знаний о строении,  жизнедеятельности и средообразующей роли растений, о методах познания растительного организма.
  2. Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты.
  3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.
  4. Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе,     культуры поведения в природе.
  5. Иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями,   оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей;  соблюдение правил поведения в окружающей среде.  

           Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:

- создание оптимальных условий обучения;

- исключение психотравмирующих факторов;

- сохранение психосоматического состояния здоровья обучающихся;

- развитие положительной мотивации к освоению  программы.

Формы промежуточной и итоговой аттестации:

  • тематические сообщения,
  • устные ответы,
  • самостоятельные работы,
  • контрольные работы,
  • тесты,
  • зачётно (контрольно)-обобщающие уроки.

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

Для контроля уровня обученности используются традиционная система оценивания:

Традиционная система. В этом случае учащийся должен иметь по теме оценки:

  • за устный ответ или другую форму контроля тематического материала;
  • за практические/лабораторные работы (если они предусмотрены программными требованиями).

Итоговая оценка (за четверть, полугодие) выставляется как среднеарифметическая всех перечисленных оценок.

Рабочая программа опирается на межпредметные связи и предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент);   использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения  в окружающей среде,   правил здорового образа жизни.

Требования к уровню подготовки.

В результате изучения биологии в 6 классе обучающийся должен

знать/понимать:

  • признаки биологических объектов:   клеток и организмов растений,   грибов и бактерий;    растений   и грибов своего региона;
  • строение и функции клетки, стебля цветка, корня, плода почки,
  • особенности строения и жизнедеятельности бактерий, грибов, растений,
  • сведения о таксономических единицах,
  • основные этапы развития растительного мира,
  • охраняемые растения своей местности, мероприятия по их охране,
  • основные культурные растения региона, особенности их возделывания,
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение,   регуляция жизнедеятельности организма,  
  • способы размножения бактерий, грибов, растений,
  • взаимосвязь растений с факторами среды,
  • взаимосвязь растений с другими организмами в природных сообществах,
  • роль бактерий, грибов, растений в природе, значение их в жизни человека, народном хозяйстве,

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, роль растений в жизни человека;  
  • изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки растений; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения,   растения разных отделов; наиболее распространенные растения   своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,   бактериями и  грибами;
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • выращивания и размножения культурных растений, уход за ними.

В основе осуществления целей образовательной программы  при  обучении используется  личностно-ориентированные, гуманно-личностные, информационные технологии, развивающее обучение, учебно-поисковая деятельность.

Одним из условий формирования компетенций является – внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения биологии: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений.

Интерактивные технологии позволяют развивать социальные практики с учётом психофизических особенностей ребят, помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного», что в конечном счёте и преследует программа модернизации образования.

   

Учебно – тематический план

Курс «Биология. Бактерии, грибы, растения»

Тема

Количество часов

Лабораторные, практические работы

.  Введение

1

1.  Клеточное строение организмов

3

Л.р.№1-3

2.  Царства Бактерии и Грибы

4

Л.Р.№3-5

3.  Царство Растения

8

 Л.р. №6-10

4.  Строение и многообразие покрытосеменных растений

8

Л. р, №11-24

5.  Жизнь растений

12

 Л.р.№25,26. Д.Л.о

6.  Классификация растений

6

 П.р. №1-9. Л.р.№27.

7.  Природные сообщества

5

Л.р.№28

8. Развитие растительного мира

4

Итого за курс

52

38


С учетом корректировки часов  в учебно-тематическом планировании в 6 классе на изучение выносятся темы

Тема

Количество часов

Лабораторные, практические работы

.  Введение

1

1.  Клеточное строение организмов

3

Л.р.№1-3

2.  Царства Бактерии и Грибы

4

Л.Р.№3-5

3.  Царство Растения

8

 Л.р. №6-10

4.  Строение и многообразие покрытосеменных растений

8

Л. р, №11-24

5.  Жизнь растений + 2ч. на обобщение

9

 Л.р.№25,26. Д.Л.о

Итого

34

 27

С учетом корректировки часов  в учебно-тематическом планировании в 7классе на изучение выносятся темы

Тема

Количество часов

Лабораторные, практические работы

5.  Жизнь растений

3

6.  Классификация растений

6

 П.р. №1-9. Л.р.№27.

7.  Природные сообщества

5

Л.р.№28

8. Развитие растительного мира

4

Итого

18

11


Содержание программы

Введение (1 час)

Биология – наука о живой природе (Методы исследования в биологии. Царство бактерий, грибов, растений и животных). Взаимосвязь организмов в природе (Связь организмов со средой обитания). Влияние деятельности человека на природу. (Экскурсия: сезонные изменения в жизни растений).  

Обучающиеся должны знать: что изучает ботаника, цели, задачи, методы используемые при изучении  живых объектов.

Обучающиеся должны уметь: использовать метод наблюдения при изучении объектов живой природы.

 

1.Клеточное строение организмов (3 час)

Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп)

Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды). Жизнедеятельность клетки (поступление веществ в клетку дыхание, питание, рост, развитие и деление клетки).  Ткани.

Обобщение по теме: «Клеточное строение организмов» к/о урок.

Демонстрация: микропрепаратов различных растительных тканей.

Лабораторные работы: 1. Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с  ним. Рассмотрение клеток с помощью лупы.

2. Приготовление препарата кожицы чешуи лука,  рассматривание  его  под микроскопом. 3. Пластиды в клетках листа элодеи.

 

Предметные результаты обучения

Обучающиеся должны знать:

— строение клетки;

— химический состав клетки;

— основные процессы жизнедеятельности клетки;

— характерные признаки различных растительных тканей.

Обучающиеся должны уметь:

— определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

— работать с лупой и микроскопом;

— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

— распознавать различные виды тканей.

Метапредметные результаты обучения

Обучающиеся должны уметь:

— анализировать объекты под микроскопом;

— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

— работать с текстом и иллюстрациями учебника.

2.Царства Бактерии и Грибы    (4 часа)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека.

Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы Плесневые грибы и дрожжи

Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека. (Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами).

Обобщающий урок по теме: «Царство Бактерии и Грибы».

Демонстрация: муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов

(трутовика, ржавчины, головни, спорыньи).

Лабораторные работы: 4.Строение плодовых тел шляпочных грибов. 5. Плесневелый гриб – мукор.

Предметные результаты обучения

Обучающиеся должны знать:

— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;

— разнообразие и распространение бактерий и грибов;

— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Обучающиеся должны уметь: 

— давать общую характеристику бактериям и грибам;

— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

— отличать съедобные грибы от ядовитых;

— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Метапредметные результаты обучения

Обучающиеся должны уметь:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

 

        

3.Царство Растения. (8часов)

Разнообразие, распространение и значений растений (многообразие растений, их связь с внешней средой обитания, роль в биосфере).

Одноклеточные водоросли. Многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.  

Лишайники (строение, разнообразие, среда обитания). Роль лишайников в природе и жизни человека.

Мхи. Среда обитания мхов. Многообразие мхов. (Строение мхов, их значение).

Папоротники. Хвощи и плауны (строение, многообразие, среда обитания). Роль папоротников хвощей и плаунов в природе и жизни человека, их охрана.  

Голосеменные (Строение и многообразие. Среда обитания). Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Покрытосеменные или цветковые. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Обобщение по теме: «Царство Растения» к/о урок.

Лабораторные работы: 6.Строение зеленых водорослей. 7.Строение мха. 8.Строение спороносящего  хвоща. 9.Строение спороносящего  папоротника. 10.Строение хвои и шишек хвойных.

Демонстрации:

Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей.

Строение и многообразие лишайников.

Строение, размножение и многообразие мхов.

Строение, размножение и многообразие хвощей и плаунов.

Строение, размножение и многообразие папоротников.

Строение и размножение голосеменных растений.

Предметные результаты обучения

Обучающиеся должны знать:

— основные методы изучения растений;

— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

— роль растений в биосфере и жизни человека;

— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Обучающиеся должны уметь: 

— давать общую характеристику растительного царства;

— объяснять роль растений биосфере;

— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Метапредметные результаты обучения

Обучающиеся должны уметь:

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

4.Строение и многообразие покрытосеменных (8 часов)

Строение семян двудольных растений. Строение семян однодольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Условия произрастания и видоизменение корней

Побег и почки (строение, рост и развитие). Внешнее строение листа. Клеточное строение листа

Влияние среды на строение листа. Видоизменение листьев. Строение стебля. Видоизменения побегов. Цветок. Соцветия. Плоды. Распространение плодов и семян.

Обобщение по теме: «Строение и многообразие покрытосеменных растений» к/о урок.

Лабораторные работы: 11.Стрение семян двудольных растений. 12.Строение зерновки пшеницы. 13.Стержневая и мочковатая корневые системы. 14.Корневой чехлик и корневые волоски. 15.Строение почек. 16.Листья простые и сложные их жилкование и листорасположение. 17.Строение  кожицы листа. 18.Клеточное строение листа. 19.Внутреннее строение ветки дерева. 20.Строение клубня. 21.Сроение луковицы. 22.Строение цветка.  23.Соцветия. 24.Классификация плодов.  

Демонстрации:

Органы растительного организма.

Строение семени.

Анатомическое строение корня.

Виды корней и типы корневых систем.

Видоизменения корней.

Строение побега и почки.

Внешнее строение листа.

Строение стебля.

Многообразие и видоизменения стеблей.

Строение цветка.

Соцветия.

 Предметные результаты обучения

Обучающиеся должны знать:

— внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;

— видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.

Обучающиеся должны уметь:

— различать и описывать органы цветковых растений;

— объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;

— изучать органы растений в ходе лабораторных работ.

Метапредметные результаты обучения

Обучающиеся должны уметь:

— анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

— осуществлять описание изучаемого объекта;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта;

— классифицировать объекты;

— проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.

 

5.Жизнь растений ( 9 часов)

Химический состав растений. (Основные процессы жизнедеятельности). Минеральное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды растениями. Листопад. Передвижение минеральных веществ в растении.

Передвижение по стеблю органических веществ. Прорастание семян.

Лабораторные работы № 25Химический состав растений. 26.Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю. Домашний л.о. Изучение прорастания семян.                        

Экскурсия «Сезонные явления в жизни растений». Растительный организм как единое целое.  

Обобщение по теме: «Клеточное строение организмов».

Обобщение по теме: «Царство Бактерии и Грибы».

Обобщение по теме: «Царство Растения».

Предметные результаты обучения

Обучающиеся должны знать:

— основные процессы жизнедеятельности растений;

— особенности минерального и воздушного питания растений.  

Обучающиеся должны уметь: 

— характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;

— объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;

— устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;

— показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;

 — определять всхожесть семян растений.

Метапредметные результаты обучения

Обучающиеся должны уметь:

— анализировать результаты наблюдений и делать выводы;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов.

Предметные результаты обучения

Обучающиеся должны знать:

— о многообразии живой природы;

— царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

— экологические факторы;

— основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

— правила работы с микроскопом;

— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

Обучающиеся должны уметь:

— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;

— отличать живые организмы от неживых;

— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

— характеризовать среды обитания организмов;

— характеризовать экологические факторы;

— проводить фенологические наблюдения;

— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

Метапредметные результаты обучения

Обучающиеся должны уметь:

— составлять план текста;

— владеть таким видом изложения текста, как повествование;

— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

— получать биологическую информацию из различных источников;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта.


РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Учебно – методические средства обучения.

1. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология . 5–11классы. Биология 5-11 класс. Автор программы: В.В.Пасечник и др. // Сборник программ –М.: Дрофа , 2011

2. Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. – 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/В.В. Пасечник. – 14-е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2011. – 304с.

3. Пасечник В. В., Снисаренко Т. А. Биология. Бактерии, грибы, растения.  5 класс. Рабочая тетрадь / М.: Дрофа,  2011.

 Список дополнительной литературы для учителя:

  1. Бенуж Е. М. Тесты по биологии (к учебнику Биология. Бактерии. Грибы. Растения 6 кл). -  М., Экзамен, 2008
  2. Галушкова Н. И. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. Поурочные планы – Волгоград:Учитель, 2007Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. 2-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2000
  3. Журнал «Биология в школе»
  4. Муртазин  Активные формы обучения биологии -  М., Просвещение, 1991
  5. Парфилова Л. Д. Тематическое и поурочное планирование по биологии ( к учебнику Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс). -  М., Экзамен, 2004
  6.  Парфилова Л. Д. Контрольные и проверочные работы по биологии ( к учебнику Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 кл.). -  М., Экзамен, 2005
  7. Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение, 1995
  8. Сухова Т.С.Тесты по биологии. 6-11 кл: Учебно-методическое пособие.-2-е изд. –М.: Дрофа, 1998. -80 с.

Список дополнительной литературы для учащихся:

  1.  Журнал «Биология для школьников».
  2. Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение, 1992, 1995 гг.  
  3. Трайтак Д. И. Книга для чтения по биологии. Растения – М., Просвещение, 1996
  4. Энциклопедия для детей. Т. 1. Биология. 5-е изд., перераб. и доп./ глав. ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 1998. – 704 с.: ил.
  5. Я познаю мир: детская энциклопедия: развитие жизни на Земле. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 2001. – 400 с.: ил.

Важным компонентом учебно-методического комплекта является учебно-тематический план, электронные пособия (электронные учебники и другие цифровые ресурсы)

MULTIMEDIA – поддержка курса

- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004;

- Биология. Растения. 6 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007

- Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.

-1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова

- Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.

- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.

- Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- Авторы - В.М. Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».

- Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся.

Кроме того, при ведении курса в 6 классе на каждом уроке используется серия мультимедийных уроков и презентаций, разработанная учителем и материалы из «Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов»   (http://school-collection.edu.ru/) .

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

www.bio.1september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»

www.bio.nature.ru – научные новости биологии

www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

Дидактическое обеспечение учебного процесса наряду с учебной литературой включает:

- учебные материалы иллюстративного характера (опорные конспекты, схемы, таблицы, диаграммы, модели и др.);

- учебные материалы инструктивного характера (инструкции по организации самостоятельной работы учащихся,)

- инструментарий диагностики уровня обученности учащихся (средства текущего, тематического и итогового контроля усвоения учащимися содержания биологического образования);

- варианты разноуровневых и творческих домашних заданий;

- материалы внеклассной и научно-исследовательской работы по предмету (перечень тем рефератов и исследований по учебной дисциплине, требования к НИР, рекомендуемая литература).

Материально-техническое обеспечение преподавания учебного предмета «Биология» ориентировано на реализацию федерального компонента Государственного образовательного стандарта по биологии. Средства обучения (ИСО, ТСО, наглядные средства обучения).