Образовательные программы

Голубева Людмила Викторовна

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

Колледж малого бизнеса № 4

115054, г. Москва, Дубининская улица, д. 25, стр. 1.

тел./факс: 8 (499) 235-52-94;                                                      e-mail: 04@prof.educom.ru

_______________________________________________________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Профориентация»

Составитель:

Педагог-психолог

Голубева Л.В.

Москва, 2014 г.

Пояснительная записка

Поскольку труд является одним из основных факторов, двигающих интеллектуальное развитие ребёнка вперёд  (Л. С. Выготский), коррекционное учреждение VIII вида нацелено на формирование не только необходимых учебных знаний, умений и навыков у детей, но и на подготовку своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.

Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития склонностей и способностей к труду. Таким образом, ясна актуальность данной программы.

По Федеральному Закону от 24.11.1995 года №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ограничение жизнедеятельности включает в себя 7 основных критериев, а именно: полная или частичная утрата лицом осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать своё поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В то же время в современном обществе сегодня господствует ключевой принцип: умственно отсталые выпускники имеют право заниматься общественно полезным производительным трудом, который даёт им средства для независимого существования и, самое важное, развивает чувство самоуважения, осознания нужности обществу.

У школьников 7-9 классов необходимо формировать представления о профессиях, доступных для освоения, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. Следует оказывать учащимся индивидуальную консультационную помощь в выборе профессии.

Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе.

О множестве новых профессий школьники практически не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения. Необходимо сосредоточить внимание старшеклассников на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценке своих реальных возможностей.

Чтобы подростки сориентировались в профессиональном выборе и подготовились к жизни в условиях рыночной экономики, необходимо вести профориентационную работу, стимулировать интерес подростков к будущему, к своей личности, своим способностям, целенаправленно развивать интерес к профессии.

Данная программа профессионального определения является комплексной по содержанию, т. к. её осуществление связано с применением различных методов профориентационной работы:

  • элементы профинформирования во время школьных и внеклассных занятий;
  • профдиагностика;
  • помощь в изучении и использовании своих личных особенностей;
  • проблемно-игровые ситуации;
  • экскурсии;
  • беседы;
  • консультации.

Таким образом, основными направлениями по профориентации являются:

1. Профессиональное просвещение учащихся;

2. Организация интеллектуально-познавательной деятельности в системе внеклассной работы в рамках расширения познаний о мире профессий;

3. Развитие творческого потенциала детей.

Во внеклассной работе по профориентации могут использоваться такие формы работы:

  • Беседы на различные темы.
  • Встречи с представителями различных  профессий.  Экскурсии на предприятия.
  • Экскурсии в профессиональные заведения.
  • Организация общественно-полезного труда, как проба сил для выбора будущей профессии.
  • Периодическое пополнение альбома «Я и моя будущая профессия».
  • Анкетирование, тестирование.

Цель: Актуализация профессионального самоопределения учащихся посредством специально организованной деятельности по получению информации о мире профессии.

Задачи:

  1. Готовить воспитанников к самостоятельной трудовой деятельности, оказывать
  2. содействие процессу профессионального и личностного самоопределения.
  3. Содействовать формированию адаптивных механизмов и уверенного поведения старшеклассников.
  4. Всесторонне изучать профессионально-трудовые возможности учащихся и оказывать содействие их развитию.
  5. Решать некоторые личностные проблемы учащихся, как факторы, препятствующие правильному выбору профессии и успешной социально-профессиональной адаптации.

Продолжительность одного занятия - один академический час.

Специфика предлагаемых занятий такова, что они не предполагают традиционные для школы отношения «педагог – ученик», а, следовательно, исключают ситуацию оценивания и контроля усвоения. Главный результат эффективности деятельности по Программе - сформированность у выпускника готовности и способности к выбору доступной для негопрофессии.

Программа состоит из восьми разделов, которые знакомят детей с отдельными профессиями, их общественной значимостью. Занятия представляют пропедевтический курс, предусматривающий введение в специфику занятий и ознакомление с рядом профессий и специальностей, овладение которыми является наиболее доступным для выпускников специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Занятия проводятся систематически в течение учебного года из расчёта: 4 часа в месяц (34 часа в год).

В Программе представлены три основных раздела:

1) 7 класс. «Маршруты в мир профессий» 

Профессиональное просвещение и знакомство с отдельными профессиями, их общественной значимостью. Занятия представляют пропедевтический курс, предусматривающий введение в специфику занятий и ознакомление с рядом профессий и специальностей, овладение которыми является наиболее доступным для выпускников специальной (коррекционной) школы VIII вида.

2) 8 класс. «Я в мире профессий»

Систематизация знаний о мире профессий с точки зрения целей и условий труда. Знакомство с психологическими основами профессионального выбора. Первичная профдиагностика.

Занятия с восьмиклассниками нацелены главным образом на:

  • развитие у подростков профессионального сознания;
  • формирование личностного смысла выбора конкретной профессии;
  • развитие умения соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами и реальными возможностями.

3) 9 класс. «Шаг в профессию»

Основная направленность занятий:

  • углубление знаний о требованиях профессии к человеку;
  • развитие механизмов самопознания;
  • коррекция самооценки и формирование представлений о дальнейшей жизненной перспективе посредством выполнения профессиональных проб.
  • формирование профессионально-важных качеств в избранном виде труда;
  • контроль и коррекция профессиональных планов;
  • оценка результатов достижений в избранной деятельности;
  • социально-профессиональная адаптация.

Программа «Однажды и на всю жизнь» создана на основе изучения профориентационных программ («Я и моя профессия» Г. В. Резапкиной, «Выбор профессии» Е.А. Климова и С.Н. Чистяковой и др.).

В связи с этим преимущественным направлением работы педагогов (классного руководителя и воспитателя класса) является:

1) профессиональное просвещение учащихся;

2) организация интеллектуально-познавательной деятельности в системе дополнительного образования в рамках расширения познаний о мире профессий;

3) развитие творческого и художественно-эстетического потенциала учащихся.

Приоритетные направления деятельности социального педагога:

1) формирование социально-необходимых знаний и навыков, необходимых для правильного профессионального выбора воспитанников;

2) налаживание и поддержание сотрудничества с районным центром профориентации и занятости населения, предприятиями по организации профориентационных мероприятий, а так же связи с отдельными учебными заведениями;

3) оформление документации для поступления выпускников в учебные заведения.

Главные аспекты работы педагога-психолога:

1) знакомство учащихся с основами психологических знаний по профессиональной ориентации;

2) развитие мотивации самопознания, побуждение учащихся к осознанию собственных индивидуальных особенностей и их соотнесение с требованиями, предъявляемыми профессией;

3) оказание содействия социальному становлению старшеклассников;

4) коррекция некоторых личностных особенностей, препятствующих правильному выбору профессии и успешной социально-профессиональной адаптации.

Занятия проводятся систематически в течение учебного года из расчёта:

7 класс        -        2 часа в месяц (17 занятий в год);

8 класс        -        2 часа в месяц (17 занятий в год);

9 класс        -        3 занятия в месяц (25 занятий в год).

Продолжительность одного занятия может варьировать  от одного академического до одного астрономического часа, в зависимости от специфики и ведущего вида деятельности (например, время занятия может возрастать при проведении психодиагностической работы, организации экскурсии, выполнении профессиональной пробы учащимися).

Специфика предлагаемых занятий такова, что они не предполагают традиционные для школы отношения «педагог – ученик», а, следовательно, исключают ситуацию оценивания и контроля усвоения. Главный результат эффективности деятельности по Программе - сформированность у выпускника готовности и способности к выбору доступной для него профессии.

Контроль над исполнением Программы осуществляется методическим советом и администрацией коррекционного учреждения. Исполнители Программы – классный руководитель, воспитатель класса, педагог-психолог, социальный педагог – несут ответственность за своевременное и полное выполнение мероприятий.


7 класс

Основные задачи:

  • формировать у учащихся представление об основных профессиях, которыми они могут овладеть после окончания специальной (коррекционной) школы;
  • оказать содействие развитию профессиональной направленности интересов;
  • создать условия для осознания школьниками своих интересов, способностей и общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.

Тема занятия

Кол-во

часов

Специалисты, отвечающие за проведение

Методические рекомендации для специалистов

1

Моя профессия – переплётчик книг.

1. Беседа-ознакомление с профессией.

2. Письменное мини-сочинение «Вторая жизнь книги».

3. Игра «Книжкина лечебница».

4. Конкурс «Лучший мастер по ремонту книги» (практическое мероприятие).

3

Классный руководитель, воспитатель класса, библиотекарь, зав. школьной картонажно-переплётной мастерской.

Педагогам необходимо познакомить детей с особенностями данной профессии и основной спецификой деятельности переплётчика. Представляется важной демонстрация оборудования: станков и приспособлений для ремонта книг. Важно сформировать у учащихся представление о социальной значимости профессии и возможности овладения ею.

Игра, проводимая в форме практической работы, направлена на овладение навыками переплётного дела и основными приёмами ремонта книг. Учащимся предлагается осуществить переплёт журналов и ремонт книг школьной библиотеки. Средствами соревновательной и игровой деятельности формируется заинтересованность в результатах труда.

2

Моя профессия – овощевод.

1. Беседа-ознакомление с профессией.

2. Коллективное творческое дело «Парад овощей».

3. Практическое задание «Правила хранения овощей» (осуществляется на базе овощехранилища).

3

Классный руководитель, воспитатель класса, зав. овощехранилищем

Педагогам необходимо познакомить детей с особенностями профессии, основной спецификой деятельности овощевода. Важно познакомить учащихся с основными этапами выращивания овощей: подготовка почвы, отбор семян, выращивание рассады, специфика выращивания овощей в открытом и закрытом грунтах, уход за культурами и хранение урожая.

В ходе КТД учащиеся под руководством педагогов целесообразно закрепить у учащихся навыки работы со справочным материалом по приготовлению блюд. С помощью педагогов школьники готовят несложные блюда из овощей.

Рекомендуется провести выставку урожая, на которой могут быть продемонстрированы виды овощей, выращенные учащимися на учебно-опытном участке, а также необычные экземпляры и поделки из овощей.

При проведении практической работы основное внимание уделяется деятельности учащихся на пришкольном учебно-опытном участке и в овощехранилище.

3

Моя профессия – обувщик (мастер по ремонту обуви, закройщик верха обуви).

1. Беседа-ознакомление с профессией.

2. Экскурсия в мастерскую по ремонту обуви.

3. Практическое задание «Ремонт обуви» (помощь работникам учреждения по ремонту комнатных тапочек и валяной обуви).

4. Конкурс мастерства «Чудо-сапожник».

3

Классный руководитель, воспитатель класса, социальный педагог, зав. школьной мастерской по ремонту обуви

Педагогам необходимо познакомить детей с особенностями профессии, основной спецификой деятельности мастера по ремонту обуви. Представляется важной демонстрация электрооборудования, имеющегося в учебном заведении: станков и приспособлений для ремонта обуви, а также необходимых инструментов и материалов. Особое внимание уделяется подготовительным этапам ремонта.

В ходе экскурсии важно сформировать у учащихся представление о социальной значимости профессии и возможности овладения ею.

Предлагается практическая работа, направленная на овладение элементарными навыками и приёмами ремонта обуви (валенной и комнатной). Средствами соревновательной деятельности формируется заинтересованность в результатах труда: лучшие работы учащихся рекомендуется представить на конкурс мастерства.

4

Моя профессия –  вязальщица.

1. Беседа-ознакомление с профессией.

2. Практическая работа «Домашний умелец».

3. Аукцион «Город мастеров приглашает друзей».

3

Классный руководитель, воспитатель класса.

Педагогам необходимо познакомить детей с особенностями данной профессии и основной спецификой деятельности вязальщицы. Целесообразно ознакомить учащихся с видами вязальных машин, имеющихся в учебном заведении; организовать процесс наблюдения за работой на вязальных машинах; продемонстрировать основные приёмы работы на них. Важно представить учащимся различные виды ручного художественного вязания.

Школьникам предлагается продемонстрировать свои навыки по вязанию, сформированные на уроках трудового обучения в школе. Практическая деятельность направлена на усовершенствование навыков вязания и на развитие творческих способностей учащихся, формирование эстетического вкуса и осмысления практической значимости профессии. Презентация результатов труда осуществляется при проведении аукциона.


5

Моя профессия – каменщик-печник (штукатур-маляр).

1. Беседа-ознакомление с профессией.

2. Творческая встреча с представителями профессии.

3. Игра «Угадай профессию».

4. Творческий проект «Комната, в которой я хотел бы жить».

3

Классный руководитель, воспитатель класса, социальный педагог.

Выбор профессии, с которой знакомятся учащиеся (штукатур-маляр или каменщик-печник) осуществляется по усмотрению педагогов и конкретных условий  образовательного учреждения.

Педагогам необходимо познакомить детей с особенностями данной профессии. Знакомство с основной спецификой деятельности штукатура-маляра (каменщика-печника) осуществляется с помощью применения ТСО (демонстрация видеофильма), а также  через практическое наблюдение и беседу с представителями профессии, которая может осуществляться в ходе организации экскурсии на производство или в профессиональное училище, готовящее данных специалистов.

Игра «Угадай профессию» проводится с классом или группой, может быть использована и в индивидуальной работе; она нацелена на знакомство учащихся с основными отличительными признаками изучаемой профессии, выделяющей её из других строительных специальностей.

Практическая деятельность направлена на развитие творческих способностей учащихся, формирование эстетического вкуса и осмысления практического значения данной профессии.

6

Заключительное занятие.

1. Обобщение знаний, полученных на занятиях.

2. Подведение итогов. Конкурс мастерства «Наши руки не знают скуки».

2

Классный руководитель, воспитатель класса.

Важно обобщить представления детей о будущей трудовой деятельности по рассмотренным профессиям. Одним из вариантов закрепления полученных знаний может быть групповая форма работы с учащимися, в ходе которой каждая группа осуществляет защиту одной из 5 рассмотренных профессий (даёт краткую характеристику, освещает специфику деятельности, сообщает об условиях труда и общественной значимости профессии). Данная работа осуществляется с помощь педагога; рекомендуется составить анкету-план.

Лучшие работы, изготовленные в течение года в ходе ознакомления с профессиями, учащимся предлагается представить на конкурс.


8 класс

Основные задачи:

  • продолжить формировать у учащихся представление об основных профессиях, которыми они могут овладеть после окончания специальной (коррекционной) школы;
  • осуществить профориентационное просвещение: сформировать у учащихся представление о мире профессий, о современных возможностях рынка труда и способах трудоустройства;
  • оказать помощь подросткам во включении в процесс активного поиска своих личных, индивидуальных перспектив профессионального самоопределения;
  • осуществить первичную профдиагностику;
  • расширить представления учащихся о мире профессий.

Тема занятия

Кол-во

часов

Специалисты, отвечающие за проведение

Методические рекомендации для специалистов

1

Я и мир профессий.

1. Вводное занятие-путешествие «Я в мире профессий».

2. Выбор в жизни человека. Как выбирать профессию.

3. Ассоциативная игра «Человек - профессия».

1

Классный руководитель, воспитатель класса.

Педагогам необходимо расширить представление учащихся о мире профессий, овладение которыми доступно для выпускников коррекционной школы VIII вида (например, садовод-озеленитель, рабочий по кухне, дворник, уборщик служебных помещений, рабочий по обслуживанию и текущему ремонту здания, сестра-сиделка). Важно закрепить интерес детей к выбору профессии и содержанию труда в разных сферах деятельности.

Целесообразно ознакомить учащихся с основными принципами выбора, развивать у них умение выбирать. При этом педагогам важно учитывать ограниченность профессионального выбора учащихся школы.

В игровой ситуации необходимо создать условия для развития умения детей соотносить качества человека (в том числе свои собственные) с определённой профессией.

2

Понятие о профессии и специальности.

1. Теоретическая часть.

2. Практическая работа «Определение профессии и специальности».

1

Психолог.

В ходе теоретического изучения материала важно сформировать у учащихся общее представление о профессии, как необходимой для общества области приложения физических и духовных сил человека,  и специальности, как виде занятий в рамках одной профессии. Рекомендуется закрепить изученный материал на практических упражнениях, используя для анализа наиболее знакомые учащимся профессии, и входящие в них специальности. Выполнение упражнений осуществляется первоначально в устной,  а затем в письменной форме; после выполнения заданий целесообразно групповое обсуждение итогов и их анализ.

3

Что я знаю о мире профессий?

1.   Классификация профессий.

2.   Игра «Профессиональный аукцион»

3. Заполнение дифференциально-диагностического опросника Е.А. Климова; анализ и обсуждение результатов.

2

Психолог.

Целесообразно познакомить учащихся с понятием классификации, как осмысленным порядком вещей и явлений, разделении их на группы по каким-либо существенным признакам. Привести примеры знакомых им классификаций из изучаемых учебных дисциплин, повседневной практики. Осуществляется изучение классификации профессий по предмету труда, предложенной Е.А. Климовым.

Основной замысел игры «Профессионального аукциона» заключается в том, что школьники должны записать на рабочих листах-бланках, как можно больше профессий, относящихся к группам человек-человек, человек-техника и т.д.

Заполнение дифференциально-диагностического опросника осуществляется групповым методом, но каждому учащемуся выдаётся текст опросника; психолог зачитывает вслух и в случае необходимости кратко комментирует каждую пару утверждений. По окончании диагностики осуществляется анализ и обсуждение результатов каждого учащегося класса.

4

Круглый стол «Кем стать? Каким быть?»

1. Групповое рассуждение.

2. Игровое упражнение «Кто есть кто».

1

Классный руководитель, воспитатель класса.

Смысл круглого стола – дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знаний учащихся друг о друге. Педагогам важно уделить внимание воспитательному аспекту: доверять мнению одноклассников и принимать их точку зрения.

Основной замысел игрового упражнения: педагог называет конкретную профессию, доступную для учащихся школы VIII вида, а школьники должны определить, кому из группы эта профессия подойдёт в наибольшей степени. Важно добиваться от учащихся обоснования собственного мнения.

5

Индивидуальные особенности человека и выбор профессии.

1. Теоретическая часть. Характерологические особенности людей разных профессий.

2. Самопознание. Мои индивидуальные особенности. Игра «Я в глазах других».

2

Психолог, классный руководитель

Важно довести до осмысления учащихся значение при профессиональном выборе таких индивидуальных особенностей человека, как интересы, склонности, способности и характер.  Педагогам необходимо сформировать у восьмиклассников представление о характере, как совокупности определённых психологических качеств, которые проявляются в поступках и поведении человека. Целесообразно выделить в характере положительные и отрицательные качества, а также черты, характеризующие отношение человека к окружающим людям, к миру вещей и явлений, к выполняемому делу, к себе самому. Особенно значимо формирование у школьников моральной оценки отдельных характерологических особенностей человека.

Старшеклассники должны понять, что существуют определённые черты характера, которые помогают человеку конкретной профессии и есть те, которые мешают ему в овладении профессии и выполнении профессиональных функций.

Игра «Я в глазах других» нацелена на осознание особенностей своего характера, формирование адекватной самооценки и развитие коммуникативных навыков учащихся.

6

Беседа «Юридические основы устройства на работу».

1

Социальный педагог.

Основная задача – сформировать у учащихся представление о законах в области труда и занятости (Трудовом кодексе РФ как основном документе, регулирующем трудовые отношения); разъяснить понятие «рынок труда»; показать пути устройства на работу. Целесообразно познакомить школьников с правилами оформления основных документов при поступлении на работу.

7

Современные проблемы трудоустройства.

1. Беседа «Где найти работу?»

2. Встреча с работниками районного центра занятости населения «Состояние рынка труда в нашем районе (микрорайоне)».

3. Деловая игра «Хочу работать!»

2

Классный руководитель, воспитатель класса,

социальный педагог.

Педагогам необходимо объяснить учащимся об основных трудностях, имеющих место при трудоустройстве: умение правильно и грамотно оформлять документы; подготовка и прохождение  собеседования с работодателем; поиск информации о наличии свободных рабочих мест; конкурентоспособность работника. Кроме того, учащимся необходимо дать представление о безработице.

В ходе деловой игры педагог выступает в роли «работодателя», а учащиеся в роли «работника»; на основании полученных ранее знаний «работник» пытается трудоустроиться.

8

Коллективное творческое дело «Профессия моих родителей».

1. Творческое представление профессий родителей.

2. Организация выставки рисунков.

2

Классный руководитель, воспитатель класса.

Основная цель КТД – развить у учащихся интерес к миру профессий. Особое внимание уделяется развитию коммуникативных качеств, навыков сотрудничества, умения представить профессию родителей, указать на её значимость и привлекательные аспекты.

Со стороны педагогов поощряется творческое представление профессии.

9

Экскурсия на предприятие.

1. Посещение обувной фабрики, знакомство с деятельностью специалистов.

2. Круглый стол «Обмен мнениями и впечатлениями».

2

Классный руководитель, учитель труда, социальный педагог.

В ходе экскурсии важно продолжить  формирование у школьников представления о социальной значимости и разноплановости  профессий людей, занятых в обувном производстве. Важно донести до понимания детей специфику деятельности различных специалистов; создать чёткое представление о последовательности операций.

10

Экскурсия на предприятие.

1. Посещение трикотажного ателье; знакомство со спецификой деятельности вязальщицы.

2. Круглый стол «Обмен мнениями и впечатлениями».

2

Классный руководитель, учитель труда, социальный педагог.

В ходе экскурсии важно продолжить  формирование у школьников представления о социальной значимости и разноплановости  профессий людей, занятых в производстве трикотажных изделий. Важно донести до понимания детей специфику деятельности различных специалистов; создать чёткое представление о технологии изготовления изделий.

11

Итоговое занятие по курсу «Я  в мире профессий».

1. Обобщение знаний о профессиях, полученных на занятиях; соотнесение полученной информации и личного опыта.

1

Классный руководитель, воспитатель класса.

Важно обобщить представления детей о мире изученных профессий. Одним из вариантов закрепления полученных знаний является коллективная форма работы с учащимися. Рекомендуется использовать накопленные фотоматериалы и видеофрагменты занятий, которые позволят актуализировать прошлый опыт.


9 класс

Основные задачи:

  • подготовить учащихся к осознанному и самостоятельному выбору профессии;
  • осуществить сопровождение процесса профессионального самоопределения учащихся;
  • добиться оценки и осознания учащимися возможных трудностей профвыбора, овладения профессиональной деятельностью и затруднений, которые могут возникнуть в ходе её выполнения;
  • продолжать формировать адекватные представления о будущей профессии
  • осуществлять дальнейшую профдиагностику.

Тема занятия

Кол-во

часов

Специалисты, отвечающие за проведение

Методические рекомендации для специалистов

1

Интересы и склонности человека как важные факторы выбора профессии.

1. Теоретическая часть. Понятие о склонности и интересе.

2. Диагностика индивидуальных интересов и склонностей. Заполнение «Карты интересов» (в модификации авторов); анализ и обсуждение результатов.

3. Управление своими интересами и склонностями.

2

Психолог.

Основной задачей педагога-психолога является формирование у учащихся представления о понятиях «интересы» и «склонности», соотнося их с понятиями «хочу» и «могу».

Диагностика индивидуальных интересов и склонностей старшеклассников осуществляется по модифицированному варианту «Карты интересов», поскольку ни один из имеющихся вариантов методики не может быть применён при работе с данной категорией учащихся.

Целесообразно познакомить старшеклассников со сходством и различием интересов и склонностей; указать на способы управления ими.

2

Требования профессии к человеку.

1. Вводная беседа. Понятие профпригодности; способности и профпригодность.

2. Знакомство с возможными требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку.

1

Классный руководитель, психолог.

Цель занятия: ознакомление школьников с понятиями «способность» и «профессиональная пригодность».

Предполагается рассмотрение способностей человека как важных факторов профессиональной пригодности. Является значимым соотнесение полученных знаний со своими возможностями.

Знакомство с возможными требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, осуществляется на примере наиболее доступных для учащихся профессий: штукатур-маляр, вязальщица, мастер по ремонту обуви, овощевод, переплётчик книг.

3

Здоровье человека и его профессиональная деятельность.

1. Здоровье как важный фактор профпригодности.

2. Влияние профессии на состояние здоровья человека.

3. Охрана труда и здоровья людей некоторых профессий.

1

Воспитатель класса, фельдшер школы.

Основная цель занятия: показать учащимся необходимость учёта фактора здоровья при выборе профессии, познакомить с основными медицинскими противопоказаниями к группам профессии, которые доступны для их освоения. Также важно показать школьникам какое влияние на состояние здоровья могут оказывать определённые профессии, в которых человек сталкивается с различными неблагоприятными факторами, нарушающими работу различных органов. Рекомендуется обратить внимание на профессии штукатур-маляр, обувщик.

4

Характер человека и профессиональное самоопределение.

1. Теоретическая часть. Взаимосвязь характера человека с профессиональной успешностью.

2. Работа с личностным опросником  Айзенка; анализ и обсуждение результатов.

3. Игра «Наши особенности»

2

Психолог.

Цель занятия: обобщить имеющиеся знания учащихся, указать на связь характерологических особенностей человека с профессиональной успешностью.

Использование методики Айзенка на диагностику типа темперамента в данном случае имеет двойную цель:

1) для педагога-психолога: определение типа темперамента учащихся;

2) для учащихся: знакомство с основными чертами характера, свойственными диагностическому типу.

В ходе игры школьники делятся на группы по диагностическим типам (типам темперамента) и с помощью педагога создают общий портрет-характеристику своей группы, акцентуируя внимание на сильных качествах.

5

Возможные трудности и ошибки при выборе профессии.

1

Социальный педагог, классный руководитель.

Цель работы педагогов: сформировать адекватное представление учащихся об основных трудностях профессионального выбора и предостеречь от возможных ошибок выбора. Старшеклассников нужно нацелить на овладение наиболее полной информацией о содержании профессии, условиях работы, оплате труда.    Важно уделить внимание соответствию возможностей работника требованиям профессии.

6

Игра «Угадай профессию»

1

Воспитатель класса

Игра обобщает и закрепляет знания учащихся, предназначена для выявления и коррекции у старшеклассников представлений о профессиях, а также общего и эмоционального отношения к ним.

Перед игрой педагог знакомит учащихся с упрощённой схемой анализа профессии, предполагающей анализ по предмету, целям, средствам, условиям, особенностям труда. Первоначально коллективно анализируется профессия, которая хорошо известна всем учащимся. Затем для угадывания педагог предлагает схемы других знакомых профессий.

Игра может осуществляться через  групповую и индивидуальную работу.

7

Встреча с работниками районного центра занятости населения «Где найти работу?»

1

Социальный педагог, классный руководитель.

В ходе встречи учащихся необходимо познакомить с порядком обращения и регистрации в службе занятости населения, правами обратившегося в службу занятости, видами услуг службы. Старшеклассники должны быть ознакомлены с вариантами поиска работы: через печатные издания, объявления и др.

Работники центра занятости предоставляют информацию о наличии свободных рабочих мест, которые могут быть востребованы учащимися коррекционной школы.

Рекомендуется использование видеоматериалов о практической работе центра занятости.

8

Деловая игра «А вот и я!» (формирование навыков самопрезентации).

1

Классный руководитель, психолог.

В ходе игры педагогам необходимо смоделировать некоторые элементы собеседования при приёме на работу (при поступлении в учебное заведение) и, таким образом, повысить уровень готовности учащихся к подобным собеседованиям. Главным условием игры является то, что итоги собеседования являются главным фактором зачисления на работу (или поступления на учёбу).

По окончанию игры происходит выработка основных правил успешного прохождения собеседования.

9

Экскурсия в профессионально-техническое училище (на базе которого организованы специальные группы для обучения выпускников школ VIII вида).

2

Воспитатель класса, социальный педагог.

В ходе экскурсии в ПУ важно сформировать у учащихся представление о социальной значимости профессий, получаемых в учреждении, возможностями овладения ими детьми специальной (коррекционной) школы.

Школьники знакомятся с условиями поступления в ПУ, организацией учебной деятельности, бытовыми условиями проживания.

10

Профессиональная проба:

1. Практическое занятие для девочек по изготовлению вязаных изделий.

2. Практическое занятие для мальчиков по ремонту обуви.

4

Учитель швейного дела, учитель столярного дела, воспитатель класса.

Старшеклассникам предлагается продемонстрировать имеющиеся навыки вязания и навыков ремонта обуви, сформированные на уроках трудового обучения и занятиях по дополнительному образованию в школе.

В заключение профессиональной пробы в ходе представления результатов труда осуществляется само- и взаимооценка.

11

Профессиональная проба:

1. Практическое занятие для девочек по озеленению пришкольной территории.

2. Практическое занятие для мальчиков по выполнению штукатурно-малярных работ.

4

Учитель обувного дела, учитель вязания, воспитатель класса

Профессиональная проба может осуществляться по методу проектной деятельности. Учащиеся с помощью педагогов планируют работу по озеленению пришкольной территории (ремонта помещения (класса, спальной комнаты)). Первоначально может быть выдвинуто несколько планов-проектов. В итоге выбирается наиболее оптимальный вариант, который реализуется.

По окончании выполнения профессиональной пробы подводятся итоги, осуществляется само- и взаимооценка.

12

Профориентационная деловая игра «Я поступаю учиться в…» 

2

Психолог, воспитатель класса

Цель деловой игры – уточнить и конкретизировать профессиональный выбор учащихся, поддержать процесс к будущей профессии, смоделировать варианты поведения в проблем ных ситуациях,  развивать у школьников уверенность в себе.

Особое внимание со стороны педагогов уделяется подготовительному этапу: подбору необходимого оборудования и материалов (билеты с заданиями-проблемными ситуациями, индивидуальные маршруты участников, необходимые бланки для оценки поведения).

13

Мой личный профессиональный план.

1. Теоретическая часть. Понятие личного профессионального плана.

2. Практическая часть. Составление личного профессионального плана;

2

Психолог, социальный педагог.

Основная цель занятия: обобщение и систематизация приобретённых знаний. Педагогам важно обучить старшеклассников правилам составления личного профессионального плана, умениям структурировать последовательность действий, ставить основную цель «кем я хочу стать, каким я хочу быть», характеризовать условия необходимые для достижения цели, находить запасные варианты.

В завершении работы учащиеся с помощью педагогов составляют личный профессиональный план. Осуществляется обсуждение результатов, необходимых условий его реализации.

14

Итоговое занятие по курсу «Шаг в профессию».

1

Классный руководитель, воспитатель класса.

Цель занятия: обобщение и систематизация приобретённых знаний, полученных на занятиях, результатов профессиональных проб. Соотнесение полученной информации и личного опыта, окончательный выбор профессионального пути.

Педагогам важно оценить степень готовности учащихся к выбору профессии и подвести итог работы по программе.


Реализация Программы позволяет:

- создать систему профориентационной работы в коррекционном учреждении VIII вида;

- активизировать познавательную деятельность учащихся в поисках «своей» профессии;

- всесторонне изучить индивидуально-психологические особенности и возможности воспитанников, оказать помощь учащимся в оценке своих способностей и качеств, применительно к конкретным видам трудовой деятельности;

- повысить статус трудового воспитания в образовательном учреждении;

- сформировать профессиональную направленность личности и общественно значимые мотивы выбора профессии;

- скорректировать некоторые личностные особенности старшеклассников и оказать им помощь в правильном выборе профессии.



Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«Колледж малого бизнеса № 4»

115054, г. Москва, Дубининская улица, д. 25, стр. 1.

тел./факс: 8 (499) 235-52-94;                e-mail: spo-4@edu.mos.ru

Методические рекомендации для родителей детей,

имеющих инвалидность,

 по развитию навыков гигиены и самообслуживания.

Москва, 2014 г.

Пояснительная записка

Предлагаемые методические рекомендации по предмету «Гигиена, самообслуживание» в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида направлена на формирование у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью самостоятельности быту.

Цель работы: прививать учащимся навыки самостоятельности.

Задачи:

  • формирование гигиенических навыков;
  • коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся, развитие мелкой моторики рук;
  • обучение правилам поведения, выполнению санитарно – гигиенических требований при использовании различных материалов;
  • формирование организационных умений и навыков;
  • формирование навыков культуры еды;
  • развитие умений ориентироваться в задании;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении процессов самообслуживания;
  • продолжать развивать самостоятельность в выполнении навыков самообслуживания.

Примерное содержание программы:

  1. Навыки, связанные с гигиеной тела.
  • части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, руки, ноги, пальцы);
  • предметы санитарии и гигиены: мыло, мыльница, мочалка, расческа, зубная щетка, зубная паста, ножницы, ванна, полотенце;
  • действия, связанные с гигиеной тела: мыть, вытирать, чистить, полоскать, причесываться.

Уметь показывать и называть пальцы (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец).

Прививать детям основные гигиенические правила в отношении зубов и полости рта. Уметь следить за чистотой рук; мыть их без напоминания. Уметь чистить зубы, полоскать рот.

  1. Навыки одевания и раздевания.

Закрепить приобретенное во втором классе умение различать и называть предметы одежды и обуви.

Закреплять навыки одевания и обувания под присмотром учителя (родителя).

Аккуратно без напоминания складывать и убирать снятые с себя предметы одежды.

  1. Навыки приема пищи.

Уметь различать и называть предметы, нужные для приема пищи. Закрепить навыки: мыть руки перед едой, правильно держать ложку, правильно ею пользоваться, не разливать еду на стол и на пол, его уборка после еды.

Уметь различать и называть основные предметы питания (суп, каша, мясо, картофель и т.д.).

  1. Навыки культурного поведения.

Садиться за столы и выходить из-за стола по разрешению учителя. Выйдя из-за стола, задвигать за собой стул. Уметь вовремя попроситься в туалет и вымыть руки после него. Не сорить, а бросать ненужные бумажки в корзину или ящик для мусора.

Уметь накрывать на стол, прибирать посуду после еды.

  1. Навыки, связанные с гигиеной одежды, обуви, постели.

Уметь различать и называть предметы, нужные для постели. Постельное бельё. Заправка постели и приготовление её на ночь.

Уметь следить за чистотой своей одежды и обуви, чистить загрязнившиеся вещи.

Уметь различать, все ли пуговицы на месте.

Требования к уровню подготовки учащихся

Личностные результаты освоения программы по предмету «Гигиена, самообслуживание» должны отражать:

  • формирование чувства гордости за свою семью, за школу, за Родину;
  • формирование ценностей многонационального российского общества;
  • формирование социально ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии народов и культур;
  • формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;
  • овладение навыками адаптации в окружающем мире;
  • развитие мотивов учебной деятельности;
  • развитие элементарной самостоятельности;
  • развитие этических чувств, доброжелательности, отзывчивости, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

Метапредметные результаты освоения программы:

  • овладение способностью принимать и удерживать цели и задачи учебной деятельности;
  • формирование умения планировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • умение договариваться при распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих;
  • овладение базовыми предметными понятиями.

Предметные результаты освоения программы по предмету «Гигиена, самообслуживание» должны отражать:

  • приобретение практических умений, связанных с самообслуживанием и с обслуживанием членов семьи;
  • приобретение элементарных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи и организации;
  • эстетическое отношение к миру;
  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
  • усвоение правил техники безопасности при работе с моющими средствами, с различными приспособлениями и с инвентарем;
  • приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.

Основные требования к умениям учащихся

1-й уровень

«Знать/понимать»

  • знать части тела;
  • знать предметы санитарии и гигиены;
  • знать куда вешать снятую одежду;

- знать названия одежды и обуви;

  • знать как ухаживать за одеждой и обувью (совместно с учителем);
  • застегивать пуговицы и молнии (совместно со взрослом);
  • одеваться «по погоде» (совместно со взрослом);
  • совершать действия гигиеной тела (мыть, вытирать, чистить, полоскать, причесываться).

«Уметь»

  • уметь различать и называть предметы одежды и обуви;
  • уметь должны выполнять правила личной гигиены;
  • уметь соблюдать правила поведения за столом;
  • уметь одеваться и обуваться под присмотром взрослого;
  • уметь различать и называть предметы, нужные для приема пищи;
  • уметь содержать в чистоте и определенном порядке свои вещи, рабочее место, школьные принадлежности.

2-й уровень

«Знать/понимать»

Невозможность устных ответов в связи с системным недоразвитием речи при умеренной и тяжелой умственной отсталости.

  • должен выполнять правила личной гигиены (совместно с педагогом);
  • соблюдать правила поведения за столом (под контролем учителя);
  • показывать части тела (совместно с учителем);
  • показывать предметы санитарии и гигиены (совместно с учителем);
  • совершать действия гигиеной тела (мыть, вытирать, чистить, полоскать, причесываться) – совместно с учителем;
  • показывать куда вешать снятую одежду (в школе и доме) – совместно с педагогом и с родителями.

«Уметь»

  • уметь различать и называть предметы одежды и обуви (совместно с учителем);
  • уметь одеваться и обуваться под присмотром взрослого или с помощью взрослого;
  • уметь различать и называть предметы, нужные для приема пищи;
  • уметь содержать в чистоте и определенном порядке свои вещи, рабочее место, школьные принадлежности (совместно с взрослом).

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов

и тем

Кол-во часов

I

Правила поведения в социуме.

8 часов

1.1

«Волшебные слова»

2 часа

1.2

Знакомство.

Как вести себя в гостях.

2 часа

1.3

Сюжетно-ролевая игра: мы вежливые.

2 часа

1.4

Как вести себя в школе.

2 часа

II

Строение человека, сбережение своего здоровья.

10 часов

2.1

Режим дня школьника.

2 часа

2.2

Прогулка и ее значение.

2 часа

2.3

Утренний и вечерний туалет.

2 часа

2.4

Зарядка и её значение.

2 часа

2.5

Сон, его значение.

2 часа

II четверть (2 ч/н) – 14 часов

№ п/п

Наименование разделов

и тем

Кол-во часов

I

Строение человека, сбережение своего здоровья.

14 часов

1.1

Человек: строение.

2 часа

1.2

Игра – импровизация: что умеет твоё тело.

1 час

1.3

Лицо в зеркале.

2 часа

1.4

Гигиена полости рта.

2 часа

1.5

Практическое занятие: как правильно чистить зубы.

1 час

1.6

Наши руки.

1 час

1.7

Чистота рук – залог здоровья.

2 часа

1.8

Практическое занятие: как мыть руки.

1 час

1.9

Правила пользования туалетом.

1 час

2.0

Чтение произведения К. Чуковского «Мойдодыр»

1 час

III четверть (2 ч/н) – 20 часов

№ п/п

Наименование разделов

и тем

Кол-во часов

I

Самообслуживание: одежда и обувь.

12 часов

1.1

Одежда.

2 часа

1.2

Практическое занятие: одень одежду правильно.

1 час

1.3

Уход за одеждой.

2 часа

1.4

Практическое занятие: уход за одеждой.

1 час

1.5

Уход за обувью.

2 часа

1.6

Практическое занятие: уход за обувью.

1 час

1.7

Как одеться, если холодно?

1 час

1.8

Как одеться, если тепло?

1 час

1.9

Практическое занятие: одень куклу на зимнюю (летную) прогулку.

1 час

II

Пожарная безопасность.

4 часа

2.1

Безопасность в доме.

2 часа

2.2

Пожарная безопасность: огонь – друг.

2 часа

III

Режим питания, правила питания.

4 часа

3.1

Режим питания.

Продукты питания.

2 часа

3.2

Хлеб – всему голова.

1 час

3.3

Самые полезные продукты: овощи, фрукты.

1 час

IV четверть (2 ч/н) – 16 часов

№ п/п

Наименование разделов

и тем

Кол-во часов

I

Безопасность на природе.

8 часов

1.1

Безопасность при общении с животными.

2 часа

1.2

Правила поведения в лесу.

2 часа

1.3

Сюжетно-ролевая игра: прогулка в лес.

2 часа

1.4

Правила поведения на воде.

2 часа

II

Охрана своего здоровья.

8 часов

2.1

Первая помощь: что делать, если поранился.

2 часа

2.2

Несчастный случай – кого позвать?

2 часа

2.3

Где покупать лекарства? Экскурсия в аптеку.

2 часа

2.4

Лекарственные растения: подорожник.

2 часа




Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«Колледж малого бизнеса № 4»

115054, г. Москва, Дубининская улица, д. 25, стр. 1.

тел./факс: 8 (499) 235-52-94;                e-mail: spo-4@edu.mos.ru 

Образовательная программа для групповых занятий

 по системе М. Монтессори

г. Москва, 2014 г.