Мои статьи

Фролова Ирина Михайловна

Целенаправленная и поэтапная подготовка учащихся

к итоговой аттестации по предмету (ГИА и ЕГЭ)

на основе УМК под ред. С.И. Львовой.

 

Фролова И.М.-учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 139 Калининского района Санкт-Петербурга

 

Новые формы итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов по русскому языку   способствуют поиску оптимальных моделей учебников и учебных пособий, направленных на качественное изучение языка и системное обучение речи. Каждый творческий учитель, планируя свою деятельность, анализируя предлагаемые учебники, размышляет о новом качестве знаний и способах достижения наивысшего уровня обученности своих подопечных, об образовательных ценностях нашего времени, об эффективных методиках и технологиях. Одним из таких средств обучения является школьный учебник.  

С.И. Львова ещё в 2003 году   в статье «Русский язык в школе: состояние, проблемы, решения» (журнал «Русский язык в школе» №4» ) замечала: «Осуществлён переход от единых программ и учебников к вариативным, разработаны, подготовлены и внедрены в практику работы школы новые учебники… но по-прежнему доминирующей в практике русского языка остаётся правописно-орфографическая направленность, не всегда уделяется внимание развитию речевой культуры учащихся». Именно поэтому методический  аппарат учебника  С.И. Львовой и В.В. Львова ориентирован на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся, связь родного языка с другими школьными предметами. Учебник устроен так, что каждый урок становится уроком развития речи, что в современных условиях ГИА и ЕГЭ становится особенно актуальным.

Основная цель  УМК под редакцией С.И.Львовой и В.В.Львова  - через совершенствование и развитие общеучебных  умений всесторонне развивать личность средствами предмета. Какие же проблемы методики преподавания и подготовки к ГИА и ЕГЭ  позволяет решить этот УМК?

  Первостепенную важность имеет проблема реализации коммуникативно-деятельностного подхода, который предполагает предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме, что наряду с направленностью на метапредметные результаты (например, адекватное понимание информации устного и письменного сообщения) является важнейшим условием формирования функциональной грамотности. Основой же функциональной грамотности является не только способность анализировать и оценивать языковые явления и факты, но и владение такими жизненно важными умениями, как информационная переработка текста, способность передавать информацию текста в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка. Система упражнений учебника русского языка С.И. Львовой нацелена на выработку у обучающихся названных умений.

Какие же приёмы может использовать учитель в своей практике, чтобы сформировать эти систематические знания, умения и навыки, добиться развития навыков правильного, точного, уместного и выразительного использования языковых средств, осуществить качественную подготовку к государственной аттестации по русскому языку выпускников 9 и 11 классов?  Технологический аспект представлен в самой системе заданий и вопросов качественно новой типологии упражнений учебника под рубриками: «Теоретические сведения», «Устное высказывание», «Орфографический минимум», «Сочинение-миниатюра», «На уроках математики, истории, иностранного языка …», «Язык и литература» и другие.   

Большая часть упражнений в учебнике связана с осмыслением теоретических сведений. Для эффективного изучения теоретических тем авторы учебника подключают большую работу с планами, таблицами, схемами, что развивает лингвистическую компетенцию, формирует интеллектуальные способности учащихся. Система вопросов и заданий к данному типу упражнения носит обучающую функцию.

·       Морфемика и словообразование

Систематический морфемный разбор, поморфемное письмо (к 9 классу умение выполнять разбор слова по составу развивается до высокого  уровня);

Составление словообразовательных пар, цепочек и словообразовательных гнёзд;

Определение слова по морфемной модели, сравнительный анализ слов одинаковых моделей и различных.

·       Орфоэпия

С пятого класса вводятся в систему задания по работе со словариком «Говорите правильно».

·       Орфография

С 5-го по 9 класс в учебник включены задания, направленные на поиск орфограмм, изученных в предыдущих классах .

·       Лексика и фразеология

Очень много упражнений по фразеологии   (знакомство со значением фразеологизмов, с историей происхождения, формируется  умение употреблять фразеологические обороты в речи).

Из урока в урок идет работа с толковым словарем, со словарями синонимов, антонимов, омонимов, со словарем сочетаемости слов.

Через весь курс проходят задания типа: «Из списка слов найдите  слово по его лексическому значению» или «Соотнесите лексические значения и данные слова».

·       Синтаксис

Замена словосочетания синонимичными.  Нахождение синонимичных словосочетаний с разными видами связи.

·       Культура речи

Задания по разным видам языковых  норм: употребление слова в зависимости от его лексического значения, правильное произношение слов, употребление форм местоимений  (их, его), согласование подлежащего и сказуемого, образование  и употребление деепричастного оборота и т.д.

Рассмотрим примеры упражнений и заданий к ним (в соотнесении с ГИА 2012 г.)   из УМК под ред. С.И.Львовой.    9 класс.

Упр. 93. Анализ текста. (Дан текст)

 3.  Проведите текстоведческий анализ: определите тему, основную мысль, озаглавьте его ( А1) ; установите, к какому типу речи он относится ( или какие типы речи сочетаются в тексте); укажите, какую функциональную разновидность языка представляет данный отрывок и какие языковые средства, характерные для неё, использованы в тексте. (А3)

 5. проведите разные виды языкового разбора :

       …2) морфемный разбор слов озвучивание, неразрывный;

      … 4) лексический разбор слов тапёр, бутафорский ( см. толковый словарик); (А2,В1)

      …. 6) синт разбор выделенного предложения. (В 3-9)

  6. Выполните задания по орфографии и пунктуации:

         1) объясните написание слов со скобками;  (А5-7)

         2) объясните постановку знаков препинания. ( В 4-5, В 7-9)

Упр. 139.

2. Составьте схемы предложений, осложнённых однородными членами.

(В 8)

3. Определите лексическое  значение выделенных слов.(А2)

4. Сформулируйте использованные при записи текста орфографические  правила, регулирующие раздельное, слитное и дефисное написание слов. …(А5-7)

Упр. 308.

1.Прочитайте текст. Как вы думаете, требует ли он редактирования? Обоснуйте свою точку зрения.

2. Спишите, заменяя, где это уместно, придаточное определительное причастным оборотом.. Сравните синтаксические синонимы.

Упр. 309. ….Выпишите предложение с составным именным сказуемым. … (В3, 6)

Стр. 217- основные языковые средства оформления рассуждения.

Упр. 334. Запишите слова поморфемно, распределяя их по соответствующим графам таблицы:    с   одним суффиксом  / с двумя суффиксами / без суффикса.

7 класс.

Упр. 715. …Какой приём использован в стихотворении, чтобы эмоционально воздействовать на читателя? … (А 3)

Упр. 673.   Брюки в полоску, шуба на меху, суп с мясом ….

 2. Замените, где возможно, данные словосочетания синонимичными, которые соответствуют схеме прил + сущ.  (В 2)

Упр. 607

 1. … Объясните лексическое  значение выделенных слов. … (А 2)

 2. …Назовите выразит средства языка…. (А 3)

 

     В УМК С.И. Львовой   представлена и целостная система заданий, направленных на целенаправленную и поэтапную  подготовку учащихся к  написанию изложений (С 1) и сочинений (С2.1 и С2.2)

•        Текстоведение

Задание на выделение микротем в тексте, на определение темы и основной мысли.

Определение вида и средств  связи предложений в тексте.

Задание на составление текста из разрозненных предложений.

Текстоведческий анализ ( постепенно усложняется)

Редактирование текста.

Знакомство с видами речевых и грамматических ошибок, нахождение их в тексте.

Знакомство с выразительными средствами языка, нахождение и определение их роли в тексте.

•        Сочинение и изложение

Систематическое предъявление в учебниках с 5 по 9 кл. творческих  упражнений, с помощью которых отрабатываются умения:

- писать изложения разных видов (в том числе  сжатые с использованием разных приемов сжатия информации);

- писать небольшие по объему сочинения-рассуждения на лингвистические и морально-этические темы.  

•        Сочинения по прочитанному тексту

Упражнения и задания на развитие умения слушать (выборочное, ознакомительное, детальное аудирование), читать  (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее).

         Одним из важных видов заданий в учебнике С.И. Львовой становится изложение — один из традиционных видов письменных работ в школе. Оно  стало самой распространённой формой выпускного экзамена, достаточно сказать, что в ГИА 9 изложение является первой частью экзаменационной работы. Как показывает опыт проверки ГИА, самым сложным в выполнении работы является написание сжатого изложения, которое проверяет  общеинтеллектуальные  знания.

Задача сжатого изложения — кратко, в обобщённой форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения. Сжатое изложение называют самым сложным, потому что учащиеся не умеют выделять главную и другие важные мысли, нередко подменяют слова «краткий» и «короткий». Происходит это ещё и потому, что недостаточное внимание уделяется  изложению  как виду заданий на уроках русского языка в типовых программах.

Поэтому уже в 5 классе задания УМК С.И. Львовой направлены на формирование умения использовать в соответствии с речевой задачей различные виды  чтения: просмотровое, ознакомительное, изучающее. Этапы работы с текстом: предтекстовый анализ; просмотровое, ознакомительное, выборочное, изучающее чтение; составление плана, тезисов, конспекта; изменение формы  предъявления информации; анализ структуры текста (определение микротем, деление на части); анализ содержания (определение главной и второстепенной информации, подбор заголовка); подробный, сжатый, выборочный пересказ текста или его части.

Работа с текстом сопровождается иллюстративным материалом (фотография, рисунок, фотоколлаж). Это помогает  восприятию, запоминанию, развитию образной и ассоциативной памяти. Уже в 6 классе при работе над сжатыми изложениями начинают вводиться виды компрессии: устранение повторов, однокоренных слов, определение основной мысли и изъятие лишней информации, соединение нескольких простых предложений в одно сложное или соединённое однородными сказуемыми, постановка тире вместо повторяющихся глаголов, замена синонимами повторяющихся слов, использование личных и указательных местоимений.

В сопоставлении существующих УМК можно  назвать уникальной работу  с несплошными  текстами в УМК С.И. Львовой (в них  использованы графические приёмы обозначения: жирный шрифт, курсив, цифры, таблицы), которые  помогают найти главную мысль, сжато  пересказать научную  информацию. Именно данная работа направлена на формирование умения пересказывать текст научного стиля, а это помогает  подготовить обучающихся к такому виду заданий в ГИА 9, как задание С1 - написание сочинений на лингвистическую тему.

Рассмотрим примеры упражнений и заданий к ним (в соотнесении с ГИА 2012 г.)   из УМК под ред. С.И.Львовой.   

 9 класс.

1. … Согласны ли вы с позицией известного современного лингвиста Льва Ивановича  Скворцова? Обоснуйте свою точку зрения.  (С2.1)

Упр. 388. Сочинение- миниатюра. … Выберите одно из утверждений в качестве тезиса, подтвердите или опровергните его.

 … 4)Чем тяжелее жизнь, тем большему она научит.

…6) Чем больше времени ты проводишь у телевизора, тем насыщеннее становится твоя жизнь. …(С2.2)

Стр 12-13. Основные виды ошибок в устной и письменной речи. (знакомство системой оценивания работы)

Упр.43. …Докажите , что в тексте обыгрываются лексические значения слова угол. Какие фразеологизмы используются в этой миниатюре?

          Хочется перечислить несколько наиболее острых углов, куда меня загоняли. Мать говорила: « Марш в угол!» Я шёл, становился и думал. После войны я снимал углы. Угол зрения. В этот угол меня загоняли неоднократно. Вдруг в углу газеты, обычно в правом верхнем, мне приписывали угол зрения, не совпадавший с прямым и верным.                                                                                          (Б.Слуцкий)

Упр.48.      Установите, какой из перечисленных в скобках фразеологизмов имеет указанное значение. …

…4) Безобидный, кроткий ( волк в овечьей шкуре; тише воды, ниже травы; вольная птица; заячья душа)…

 6) От скуки (от случая к случаю, от нечего делать, от чистого сердца, от корки до корки).                                                                    

Упр.91. … ( на выбор) …

 2)  Объясните, как вы понимаете слова французского писателя Мишеля де Монтеня (1533-1592) : « Трусость- мать жестокости»  . (С 2.2)

7 кл.

Упр.735. Сжатое изложение. … Начните пересказ с последнего предложения. …( С 1 )

Упр.730.   … С какой целью союзы используются в тексте? (С2.1)

 Как вы понимаете смысл последнего предложения?  (С2.2)

 3. … Сделайте вывод, какую функцию выполняют в тексте наречия. (С2.1)

Правило стр. 63. – стилистическая окраска наречий – синонимов   (В 1)

Упр.619. Распределите наречия по графам таблицы в зависимости от их стилистической принадлежности.  Нейтральные/ разговорные / книжные:  ….Красивый- очень , ужасно, чрезвычайно, зверски, жутко. … (В 1)

Упр.646. …Что вы знаете об артикле как служебной части речи? Употребляется ли он в русском языке? (С2.1)

Ещё одним положительным моментом в плане постепенной подготовки к написанию части С является то, что учащимся предлагается в большей степени написать не просто сочинение, а сочинение-миниатюру, что очень важно, ведь подобный жанр не должен включать в себя много предложений, что, безусловно, сразу вызывает у учеников доверие. Темы сочинений-миниатюр различны:

1)      Сочинения – описания природы: «Весенняя гроза», «Осенний ветер», «Осенний дождь»;

2)      Сочинения на основе фотографий: «Рассмотрите фотографию и на ее основе сочините сказку о беглых гласных»;

3)      Сочинения, связанные с жизнью: «В школьной столовой», «Я работаю на компьютере», «Как построить горку», «Мои друзья»;

4)      Сочинения по пословицам: объяснить смысл пословицы, афоризма;

5)      Сочинения по картинкам: «Что случилось с Васей», «Разрешите представиться», «Как дети помогают птицам зимой».

Конечно, ученик, может, и не напишет все 81 сочинение-миниатюру в 5-ом, 75 в 6-ом, 91 в 7-ом и 64 в  8-ом классе (на это просто не хватит урочного времени), но если  он выполнит хотя бы половину, то положительный результат не заставит себя долго ждать.

 При подготовке к написанию части С  задания предлагаются учащимся ненавязчиво: именно это,  по нашему мнению, очень важно. Одно дело, если школьнику постоянно на глаза будет попадаться фраза «Напишите сочинение», и другое, если это будут следующие формулировки: «Письменно выскажите своё отношение к утверждению» (Русский язык. 6 класс. М., 2007, упр. 816) или «Расскажите о том, как вы понимаете смысл одного из высказываний» (Русский язык. 6 класс. М., 2007, упр. 826), или « Продолжите описание» (Русский язык. 7 класс. М., 2007, упр. 229)

         Методы и приёмы,  предлагаемые к использованию  авторами учебника, подчинены  одной  цели: научить школьника рассуждать, не боясь, отстаивая, доказывая свою точку зрения.

Во многих упражнениях учебника так и сказано: «Обоснуйте свою точку зрения» (Русский язык. 6 класс. М., 2007,  упр. 1, 2, 46, 84, 424, 485, 664), «Согласны вы с основной мыслью автора? Приведите доказательства» (Русский язык. 5 класс. М., 2004,  упр. 400, 406, 617, 722, 453, 463, 500, 548, 552, 872, 1004; Русский язык. 6 класс. М., 2007,: упр. 950, 230, 241; Русский язык. 7 класс. М., 2007,  упр. 436)

За 2 года работы с учебно-методическим комплексом убедилась: учебник как раз и   способствует формированию умения пользоваться огромным богатством языка. В первую очередь в нем уделяется огромное внимание фразеологизмам, придающим речи особую выразительность.  Причём рассматриваются они не только в соответствующем разделе «Лексика», но и на протяжении изучения всех тем и во всех классах:

Упражнения 148, 416,765, 805. 828, 865, 893, 909 (Русский язык. 6 класс. М., 2007)

Упражнения 119, 120, 121, 175, 240, 424(Русский язык. 7 класс. М., 2007)

Ещё один положительный аспект - это наличие словарика эпитетов.   Часто при написании сочинений дети испытывают затруднение при подборе нужного слова. А здесь всё под рукой: в словарике дан большой перечень эпитетов к наиболее часто встречающимся словам. Обучающемуся только нужно отобрать самые точные или наиболее понравившиеся, да к тому же к словарику эпитетов авторы учебника  советуют обращаться постоянно:

Упражнение 701 (Русский язык. 5 класс. М., 2004)

Упражнение 96    (Русский язык. 6 класс. М., 2007)

Упражнение 141 (Русский язык. 7 класс. М., 2007)

Упражнение 540 (Русский язык. 8 класс. М., 2008) 

И последнее, что касается 6-ого критерия оценки части С. Без средств выразительности, использованных в сочинении, получить высший балл за сочинение не представляется возможным. И в данном вопросе учебник С. И. Львовой, В. В. Львова можно считать незаменимым помощником: в нем после каждой темы помещен раздел «Культура речи», знакомящий учащихся с орфоэпическими, грамматическими, лексическими нормами языка. А в учебнике для 7-ого класса (Русский язык. 7 класс. М., 2007, с.  154-172 помещен большой материал о фонетических, морфологических, синтаксических, словообразовательных, лексических, синтаксических средствах выразительности с последующим рядом упражнений по их нахождению, а также использованию. Кстати, к подобному виду работы авторы учебника готовили учащихся уже при выполнении упражнений 459, 903, 1008, 1011 (Русский язык. 5 класс. М., 2004);  упражнений 12, 145, 126, 359, 363, 370 (Русский язык. 6 класс. М., 2007).

Так, от урока к  уроку, от упражнения к упражнению учащиеся постигают тайны текста. Если такая работа по комплексному анализу текста будет проводиться целенаправленно, не от случая к случаю, а в системе и ежедневно, то для учащихся не составит труда написать сочинение-рассуждение на выпускном экзамене, так как они будут хорошо подготовлены.                                              

Большую помощь оказывают также обобщающие схемы в 8 и 9 классах; памятки в конце учебника за 9 класс (Как слушать текст;  Как читать текст;  Как писать изложение на основе прослушанного текста;  Как писать сочинение;   Как оценивать содержание и речевое оформление сочинения и изложения;   Как редактировать текст изложения и сочинения).      

Как видим, вокруг чтения, работы с текстом, создания вторичного текста сосредотачивается огромная работа, связанная с развитием и совершенствованием всех видов речевой деятельности, а это и есть основа правильной и успешной подготовки к ГИА в 9-ом классе и ЕГЭ в 11 классе.

 Ориентация УМК на планируемые результаты обучения, на целенаправленную подготовку с 5 классов к итоговой аттестации в 9 и 11 классах реализуется не только через систему упражнений учебника, но и через систему текущего контроля в рабочих тетрадях:  «Учимся читать, писать, говорить и слушать » Бажановой И.А., Львовой С.И.,   «Проверь себя»  Прохватилиной  Л.В,  «Русский язык: шаг за шагом» Ларионовой  Л.Г.  В них предлагается  материал, с помощью которого   проверяется уровень усвоения учебного материала,    уровень овладения языковыми и речевыми умениями и навыками,  степень развития речемыслительных способностей учащихся. Школьники  тренируются в выполнении разнообразных заданий, в том числе и тестовых.      Включение в рабочие тетради «Учимся читать, писать, говорить и слушать» заданий, с помощью которых ученик может самостоятельно развивать и совершенствовать умения писать сочинения-миниатюры, сжатые и выборочные изложения и  другие творческие работы, способствуют их подготовке к написанию изложений и сочинений-рассуждений на итоговой аттестации.

 

      Таким образом, учебник по русскому языку С.И. Львовой и В.В. Львова   целенаправленно и систематически готовит обучающихся к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ по русскому языку.

 

      

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публикация на тему:

«Методика подготовки и проведения

тестового контроля по русскому языку

в 5 – 9 классах»

 Фролова И.М. учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 139 Калининского района Санкт-Петербурга

Учителя все чаще используют в своей работе тестирование, получившее в настоящее время достаточно широкое распространение на всех уровнях образования. В современной практике преподавания русского языка роль тестирования (одного из наиболее точных методов педагогических измерений) возрастает.

Термин «тестирование» восходит к английскому «test» - испытания, исследование. По определению А.К. Майорова, «test -объективное и стандартизированное измерение, поддающееся количественной оценке, статистической обработке и сравнительному анализу».

Педагогический тест - это система заданий, направленных на измерение уровня знаний по определённой теме, разделу, учебной дисциплине. Тестовая технология позволяет за небольшой отрезок времени проверить усвоение большого объёма учебной информации, объективно оценить знания, умения и навыки учащихся, проанализировать индивидуальные и типичные ошибки, наметить пути их устранения.          

Достоинства тестов:

- тест - это многофункциональный метод, объединяющий контроль и обучение;

- тестирование позволяет свести к минимуму субъективность учителя и объективно оценить знания учащихся;

- с помощью тестового контроля возможно быстро проверить наличие некоторого объема зафиксированной информации в памяти испытуемого;

-  тестирование разнообразит занятие;

- тестовые задания разной степени сложности позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся, их уровень    знаний;

- в ходе работы с тестом учащимся реализуется самоконтроль и самооценка своей учебной деятельности;

·- тестирование развивает наблюдательность и догадку;

- тесты выявляют «зону ошибок учащихся» с целью ее последующей ликвидации.

      Недостатки тестов:

- в тестовых заданиях знание догматизировано, в них нет творчества,  интерактивности, совместного поиска истины;

-  решение любого тестового задания содержит элемент случайности;

-  тестовый контроль способствует фрагментарности знаний;

-  тестирование стандартизирует знания и не развивает мыслительные навыки учащихся;

-  тестирование проверяет информированность учащегося о тех или иных фактах и не дает представления о способностях и навыках школьника.

Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции:

·   Диагностическая  заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.

·     Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала.

·   Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.

Проводя в классе тестирование,  учитель должен соблюдать простые правила:

- предусмотреть время (лучше с 9.00 до 12.00) и продолжительность (не более одного урока, т.к. при однообразной работе снижается внимание);

- предусмотреть характер деятельности учащихся до тестирования;

- дать чёткую инструкцию перед началом выполнения работы;

- не пользоваться бездумно готовыми тестами (учитывать уровень подготовки класса, возраст детей,  адаптировать готовые тесты, прогнозировать результат);

- проводить анализ результатов тестирования оперативно; анализ результатов должен носить диагностический характер, раскрывать причины возникновения ошибок, быть эффективным средством корректирования.

 

Различаются несколько видов тестовых заданий:

  • Тест открытого типа (выбор одного правильного ответа из множества);
  • Тесты закрытого типа (выбор верного ответа из правдоподобных)
  • Тесты с несколькими ответами (в ряду ответов может быть два и более правильных);
  • Тесты на соотнесение примеров и ответов (каждый пример должен быть охарактеризован, ответ выбирается из предложенного перечня ответов);
  • Тесты с кратким ответом ( ответом на вопрос теста является слово);
  • Тесты с развернутым ответом   (предполагается написание текста определенного жанра и стиля);
  • Тесты на вставку (необходимо вставить пропущенное слово или словосочетание в предложенную фразу);
  • Комплексные тесты (совмещают несколько заданий).
  • Тест на завершение последовательности или установление правильной последовательности
  • Тест на конструирование (из данных слов сконструировать предложение; замена синонимичным словосочетанием и т.п.)
  • «Ошибочные тесты» (с орфографическими ошибками)  

Основными принципами отбора содержания тестовых заданий должны быть:

  • Возрастающая трудность (от простого к сложному)
  • Соответствие стандарту (на базовом или профильном уровне)
  • Научная достоверность
  • Соответствие содержания теста уровню современного состояния науки
  • Репрезентативность (включение всех важных элементов содержания)
  • Вариативность содержания (для разных групп учеников)
  • Взаимосвязь содержания и формы
  • Системность содержания
  • Ответы должны быть короткими и содержательными

Традиционно выделяют три вида теста: входной (диагностический), промежуточный (проверочный) и контрольный.

Входной тест дается в начале изучения темы. Он направлен
на предупреждение неуспеваемости, связанной с наличием пробелов, мешающих успешному усвоению новой информации. Этот тест позволяет определить, насколько школьники подготовлены к усвоению нового учебного материала, увидеть слабые стороны
как всего классного коллектива, так и каждого конкретного ученика. Анализ результатов теста помогает предупредить возможные проблемы с усвоением нового материала, спланировать и организовать индивидуальную работу. Такое диагностическое тестирование способствует мотивированному отбору заданий для своевременного повторения с учащимися того материала, на котором основывается изучение новой темы.  

Промежуточный тест проводится после изучения нового материала, но перед решением основных задач на применение полученных знаний. Основная цель этого тестирования - проверка правильности воспроизведения и понимания учащимися определений, правил, алгоритмов их применения. Тесты такого вида можно использовать и для индивидуальной, и для групповой работы, и для работы в парах. Комментарий к правильному варианту ответа ученик может получить от учителя или одноклассника, узнать, открыв учебник или электронную ссылку. Промежуточные тесты нацелены в первую очередь на корректировку знаний учащихся, анализ уровня подготовки на пути к контрольному тестированию.

Контрольные тесты используются после многократной отработки навыков учащихся, выполнения различных тренировочных упражнений, заданий творческого характера, связанных с применением новых знаний на практике. В такие тесты включаются вопросы для определения глубины теоретического материала, требующие осознанного применения полученных знаний, использования их в новой ситуации, на новом языковом материале. Как правило, для контрольного тестирования используются тесты с заданием одного уровня: это объясняется тем, что на итоговой аттестации в 9 классе и на едином государственном экзамене выпускники находятся в равных условиях, им предлагаются аналогичные задания вне зависимости от индивидуальных особенностей. Но не стоит забывать о преимуществах дифференцирующего обучения, о возможности применения для контроля и разноуровневых тестов. К примеру, для базового уровня - выбор единственно верного ответа с объяснением в случае ошибки; средний уровень - выбор единственно верного ответа, множественный выбор; повышенный уровень - множественный выбор, короткий ответ. Эта дифференциация может отразиться как на типах заданий, так и на комментариях к ответам: учащиеся базового уровня в случае ошибки могут увидеть объяснение и правильный ответ, а повышенного уровня, например, получают ссылку к параграфу учебника. Какой вариант выбрать - решать учителю, но выбор этот должен быть обоснован особенностями изученного материала, классного коллектива, целями данного теста.

Тесты по русскому языку могут включать задания на проверку:

- Знаний о язык как системе (проверяют знания и умения по фонетике, лексике, грамматике, орфографической и пунктуационной грамотности и т.д.). Такие задания обычно даются с выбором ответа.

- Речеведческих знаний (проверяют знания по речеведению и умения работать с текстом: вдумчиво, осмысленно читать текст, понимая смысл, выраженный и не выраженный в словах, выполнять разные виды анализа текста: какова тема текста и его основная мысль, как построен тот или иной текст, сколько в нем абзацев и микротем, сколько в нем предложений и как они связаны между собой, к какому стилю речи относится текст, какого он типа речи, какие характерные для данного стиля и типа речи языковые средства в нем использованы, какие изобразительно-выразительные средства языка помогли автору создать яркое, эмоциональное, воздействующее на читателя высказывание). Также проверяются умения и навыки  самостоятельно строить собственный текст на основе прочитанного.  В этой части используются обычно и тесты с выбором ответа, и тестовые задания с открытым ответом, объединенные общим текстом.

 

Основным критерием оценки для заданий является количество правильных ответов:  до 64% - критический показатель (уровень) обученности; от 65 до 74% - достаточный  и 75 – 100% - оптимальный.

Если материальная база школы позволяет, то тестовый контроль может осуществляться с применением ИКТ, что предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.  При проведении тестов каждый ученик отвечает на данные задания и самостоятельно получает на экране результат своего ответа. Происходит открытая, объективная оценка знаний учащихся. Ребёнок видит, что отметка не зависит от желания учителя, а оцениваются его реальные знания и умения.  Электронное тестирование позволяет проверить умение ответственно, сосредоточенно и внимательно работать, применяя приемы самоконтроля. Владение ИКТ на должном уровне позволяет учителю самостоятельно создавать тесты (программа Adobe Captivate),  для проведения сетевого тестирования можно использовать программу Конструктор тестов. Если учитель недостаточно владеет ИКТ, то может воспользоваться ресурсами сети Интернет, электронными методическими пособиями.

Таким образом, повышение и объективность контроля, лёгкость диагностики уровня обученности и обработки статистических данных, активизация и мотивация деятельности учащихся позволяют улучшить качество учебного процесса за счёт применения тестовой технологии на уроках русского языка. Однако применение тестовых технологий в учебном процессе не  должно быть  эпизодическим, бессистемным, иначе они не повлияют на результаты обучения. Считаю, что данная тема имеет перспективы развития, т.к. до конца не изучена.

Литература

  1. Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля. М., 1994

  1.  Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев, 1994

  1. Майоров А.Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование. — СП6., 1997.

  1. Челышкова М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. Уч. Пособие. — М.: Логос, 2002.