деятельность учителя по формированию УУД на уроках в начальной школе

Выступление на педагогическом совете о формировании универсальных учебных действий из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                       Деятельность учителя по формированию УУД на уроках в начальной школе 

     Новые социальные запросы, отраженные в тексте ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.

В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком «универсальные учебные действия» (УУД) – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

УУД обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Формирование УУД – это надежный путь кардинального повышения качества образования.

Теоретико-методологическая основой проектирования программы формирования УУД в целом являются системно-деятельностный и культурно-исторический подходы (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов), интегрирующие достижения педагогической науки и практики (компетентностной и зуновской парадигм образования). Знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий: они формируются, применяются, сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

 Универсальные учебные действия:

  • обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
  • обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

           Какова же роль учителей начальных классов в формировании УУД на уроках в начальной школе

Учитель  становится организатором развития ученика, который понимает, как использовать урок для развития регулятивных, коммуникативных, познавательных   и личностных учебных действий. Какие же действия учителя позволяют сформировать универсальные учебные действия, то есть умение учиться?

        Для развития умения оценивать свою работу  вместе с детьми  разрабатываем  алгоритм оценивания своего задания. Ни в коем случае  не сравниваем детей между собой, а показываем достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.

       Привлекаем  детей к открытию новых знаний. Обучаем детей приемам работы в группах, анализируем учебные конфликты и находим совместно пути их решения.  

      На уроке уделяем  большое внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку.

      Учим детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомим с разными источниками, используемыми для поиска информации.

     Используем проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.

    Общаемся с учениками  с позиции сотрудничества; показываем, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. В совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.

    Вместе с учениками решаем возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.  Учим детей планировать свою работу.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

  • Личностные универсальные действия   При их формировании нужно помнить, что:  главным является не предмет, которому мы учим, а личность, которую мы формируем.
  • Регулятивные универсальные действия-  нужны для того, чтобы научить ученика контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу, адекватно оценивать выполненную им работу, исправлять ошибки.
  • Познавательные универсальные действия  -умения работать с информацией . Знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует знания на практике. Нужно  найти  способ научить ребенка применять свои знания. 
  • Коммуникативные универсальные действия- умения общаться, взаимодействовать с людьми. Нужно  использовать работу в парах,  в группах  и коллективную работу для освоения материала.

Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо формировать в начальной школе на всех уроках в учебной деятельности. Для диагностики  сформированности УУД мы на методическом объединении составили мониторинг –листы наблюдений за формированием УУД  на основе имеющихся пособий по формированию УУД. При этом используются методы диагностики: наблюдение, тестирование, устный опрос, анализ документации.

Для  формирования  УУД на уроке  следует соблюдать требования к подготовке урока, которые учитывают формы работы с учащимися, методы, приемы и средства обучения, действия учителя и учащихся на каждом этапе урока.

Элементы урока

Формируемые УУД

Формы работы с учащимися

Действия учителя и учащихся

Методы, приемы, средства обучения

Формулировка темы урока

Познавательные коммуникативные

Коллективная

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

    Проблемный диалог

Формулировка целей и задач

Регулятивные коммуникативные

Коллективная

Формулируют сами учащиеся, (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

    Проблемный диалог

Планирование

Регулятивные

Коллективная

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

    Работа с картой урока, с     учебником.

Практическая деятельность учащихся

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Групповая, парная, индивидуальная

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану; (учитель консультирует)

    Работа с учебником; применение справочников, ИКТ

Осуществление контроля

Регулятивные коммуникативные

Групповая, парная, индивидуальная

Учащиеся осуществляют контроль: применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля (учитель консультирует)

   Само- и взаимоконтроль ответов по образцу

Осуществление коррекции

Регулятивные коммуникативные

Индивидуальная

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует)

    Использование памяток;организация взаимопомощи

Оценивание учащихся

Регулятивные коммуникативные

Групповая, парная, индивидуальная

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам: самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей

   Само - и взаимооценивание ответов по определенным критериям

Итог урока

Регулятивные коммуникативные

Коллективная

Проводится рефлексия

   Рефлексия: символы – кружки, смайлики.

Домашнее задание

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Коллективная, индивидуальная

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей

   Дифференциация заданий

           

          Учителя начальных классов осваивают ключевые моменты организации  современного  урока:

•        Признание ученика носителем субъектного опыта, выявление и использование этого опыта в работе.

•        Участие учеников в организации и анализе урока, учет их мнений при планировании последующих уроков.

•        Урок представляет собой серию учебных ситуаций, развивающихся в соответствии с инициативой учащихся.

•        Учитель при планировании времени урока предусматривает возможность гибкого изменения временных рамок для обсуждения, дискуссии и т.д., оговаривая при этом с учащимися план урока.•        На уроке учитель отмечает (наблюдает) индивидуальные предпочтения учащихся в работе с учебным материалом (для составления индивидуального учебного профиля школьника).

•        Учитель разрабатывает и использует на уроке дидактический материал различного типа, вида и формы, позволяющий реально учитывать психофизиологические особенности учащихся.

•        Преобладание метода проблемного обучения, ориентированные на активизацию самостоятельности детей.

•        Основной формой взаимодействия на уроке является парная и групповая работа

Учитель и ученики оценивают не только результат деятельности, но и ее процесс (оригинальность, своеобразие); ученик сравнивается сам с собой, а не с другими, преобладает направленность на успех; широко используется самооценка и взаимооценка.

На современном уроке учитель – главный помощник ребенка в овладении знаниями,  и он создает условия для развития личности ребенка