Педагогические технологии обучения

Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.

Первоначально многие педагоги не делали различий между понятиями «педагогическая технология», «технология обучения» и «технология воспитания». Сегодня педагогическую технологию понимают как последовательную систему действий педагога, связанную с решением педагогических задач в сфере обучения и воспитания. Поэтому понятие «педагогическая технология» шире, чем понятия «технология обучения» или «технология воспитания».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дистанционное обучение детей-инвалидов как средство обеспечения  доступного качественного образования

                                                                                      Из опыта работы учителя начальных классов

МОУ «СОШ №25», Ехлаковой Ольги Ивановны

Одним из ключевых направлений  развития образования является создание условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Как организовать обучение детей-инвалидов, чтобы их способности, их талант реализовались? Для этих детей обучение в школе связано с большими трудностями, а для многих – вообще недоступно. Вопросы реализации права детей-инвалидов на образование традиционно входят в сферу особого внимания со стороны органов государственной власти. Законодательство Российской Федерации в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Это право закреплено в  статье 16 Закона «Об образовании в РФ».

В 2009 году в национальном проекте «Образование» появилось новое направление «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов, нуждающихся в домашнем обучении».  Актуальность внедрения дистанционных форм обучения при работе с детьми, имеющими значительные отклонения в состоянии здоровья, не нуждаются в особых комментариях, ведь это, по существу, едва ли не единственный способ вернуть их к полноценной творческой жизни, помочь им самореализоваться в сложных социальных условиях. 

Одной из основных задач приоритетного национального проекта является реализация во всех субъектах РФ программ по развитию дистанционного образования детей-инвалидов, по состоянию здоровья временно или постоянно не имеющих возможности посещать образовательные учреждения.

В Республике Мордовия развитие дистанционного образования детей-инвалидов как направление Приоритетного национального проекта "Образование" реализуется с 2009 года.

Во исполнение Приказа Министерства образования РФ «Об использовании дистанционных технологий» в рамках реализации ПНП «Образование» и в соответствии с Законом РФ «Об образовании» в целях обеспечения доступа к образовательным и иным информационным ресурсам как фактора создания безбарьерной среды общения детей-инвалидов, получения качественного образования, расширения возможностей их последующей профессиональной занятости, успешной социализации и интеграции в общество Министерством образования Республики Мордовия утверждена Ведомственная целевая программа «Развития дистанционного образования детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в Республике Мордовия».

На слайде представлены задачи целевой программы:

  • (разработка нормативно-методической базы осуществления дистанционного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • создание условий для дистанционного образования;
  • обеспечение технической поддержки и обслуживания каналов связи и комплектов оборудования;
  • обеспечение кадровыми ресурсами для организации дистанционного образования;
  • организация повышения квалификации педагогических работников, занимающихся вопросами образования детей-инвалидов;
  • организация образовательного процесса с использованием информационно-коммуникативных технологий и применение  дистанционных образовательных  технологий;
  • обеспечение информационно-методической поддержки.)

В      Республике Мордовия  Координирующим звеном программы является Государственное бюджетное учреждении  «Центр мониторинга и оценки качества образования», отдел дистанционного обучения.

С 2009 года я являюсь участником Ведомственной целевой программы «Развития дистанционного образования детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому».

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников (Закона «Об образовании в РФ»).

В целом, основная идея дистанционного обучения - это учитывать возможности и интересы каждого обучающегося ребенка с особыми потребностями. Не менее важной целью является обеспечить его культурное развитие, социализацию, развивать творческие способности и навыки самостоятельной деятельности. Образовательная среда должна быть нацелена не только (а может быть, и не столько) на собственно образовательные цели, сколько на то, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями нашел оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.

Для дистанционного обучения детей-инвалидов в Республике Мордовии  выбрана образовательная платформа ГОУ «Центр образования «Технологии обучения» («I–школа» - http://iclass.home-edu.ru). Дистанционная связь осуществляется посредством программы Skype, позволяющей использовать видеокамеру.

В начале учебного года на Региональной площадке сайта «I-класс» (http://iclass.home-edu.ru) выкладывается нагрузка  учителей на текущий учебный год. Один учитель может работать с детьми из нескольких районов республики, т.к. программа Скайп предоставляет возможность общения с людьми из любой точки страны. Далее составляется расписание занятий по договоренности с детьми и их родителями. Продолжительность урока зависит от рекомендации психолога ПМПК.

Опыт работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, и их родителями позволяет нам выделить приоритетные направления организации взаимодействия с родителями.

Во-первых, это педагогическая и психологическая помощь, которую могут обеспечить педагоги и психологи, работающие с ребенком.

 Во-вторых, это информационно-образовательная поддержка: изложенные родителями в доступном виде сведения о заболевании ребенка, прогнозе заболевания, а учителем – о методах обучения и воспитания. Знания такого рода помогают родителям адекватно оценивать ситуацию, ее ресурсы, снижают эмоциональное напряжение, вызванное особенностями развития ребенка.

Дистанционное обучение детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, предусматривает сочетание дистанционной формы обучения с очной. Перед вами модель интеграции их форм обучения.

Важно сетевому учителю взаимодействовать с учителями общеобразовательного учреждения, к которому закреплен ребенок. Благодаря совместной работы с родителями и учителями, можно составить Образовательную программу индивидуального обучения.

Я занимаюсь с детьми 1-4 классов на дистанционных курсах «Математика», «Литературное чтение» и «Окружающий мир». Дети имеют разные проблемы со здоровьем: ДЦП, сердечно-сосудистые заболевания, сахарный диабет и т.д. -поэтому они нуждаются в разных  способах  подачи информации, изменение формы и типа выполнения задания, н-р вместо практических — устное или наоборот, частичное его выполнение (на примере с Сюбаевым Максимом и Леутиной Юлии). Важно  и другое: нельзя думать о ребенке как о больном. Главное, что вся деятельность ориентирована на повышение учебных достижений ученика, на развитие успешности. Учащиеся являются не пассивными «потребителями» знаний, а выступают в качестве активных участников образовательного процесса. Главную роль играют личные качества обучающихся, их способности, стремление к получению знаний, физические же недостатки отходят на задний план. Вследствие этого, включение ребенка-инвалида в виртуальное сообщество способствует формированию у него адекватного отношения к действительности, потребности в сотрудничестве, преодолению замкнутости, развитию коммуникативного потенциала.

Я бы хотела выделить курс «Окружающего мира», где дети себя проявляют наиболее активно. Автор, разработчик, методист данного курса -  Надежда Васильевна Дмитриева. (Структура дистанционного курса представлена на слайде). Программа данного курса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  Уроки окружающего мира имеют экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях.

Цель курса «Окружающий мир» — воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Весь учебный материал курса поделен на уроки (модули), каждый урок (модуль) посвящен какой-либо теме. По возможности урок должен охватывать всю тему целиком, независимо от ее объема и сложности. 

Дистанционный урок включает следующие элементы:

1. Мотивационный блок. Вводная часть, в которой сообщается тема урока, указывается связь с другими темами курса. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед учеником. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки обучающегося.

2. Информационный блок. Теоретическая часть, представляющая собой основное содержание урока.

3. Практический блок. Практическая часть, которая включает в себя  вопросы и задания, с помощью которых обучаемый может самостоятельно оценить уровень усвоения материала.

4. Контрольный блок.  Контрольная часть, состоящая из вопросов и заданий, которые обучаемый должен выполнить по окончании изучения темы. Выполненные задания отправляются преподавателю для проверки; только их успешное выполнение позволяет обучаемому перейти к изучению следующего модуля.

5. Коммуникативный и консультативный блок (система интерактивного взаимодействия участников дистанционного урока с учителем и между собой).  

Как показывает практика, проверка домашнего задания для многих учеников является либо скучным, либо «страшным» этапом урока.  В обучение же это важный и неотъемлемый этап любого урока. Как же проверить домашнее задание? Секрет заключается в сочетании традиционных и необычных, оригинальных, интересных форм и методов проверки, которые активизируют мыслительную деятельность у учеников, повышают самостоятельность, рождают и сохраняют мотивацию регулярно и качественно выполнять домашнюю работу. Вот несколько оригинальных способов, которые я использую на своих уроках:

  • Дискуссия с учителем. Одна точка зрения может быть изложена в учебнике, а другая, отличная от нее, может принадлежать учителю. В дискуссии важны рассуждения и аргументы учащегося, а результатом ее станет более глубокое познание сущности изученного явления.
  • Программируемый опрос. В этом случае ученику необходимо выбрать правильный ответ из тех, которые предлагает учитель. Учитель может стать на защиту неверного ответа, чтобы дать ребенку  возможность поспорить.  Ведь в столкновении разных мнений «плавится» непонимание.
  • Игра «Рисуем ответ». Учителю необходимо подготовить вопросы по пройденной теме, ответы на которые ребенок сможет быстро и просто нарисовать. Учащийся должен быть предупрежден, что ответы нужно не озвучивать, а изображать на бумаге.   
  • «Неправильная сказка». Сказки всегда вызывают неподдельный интерес учащихся. Учитель заранее составляет «неправильную» сказку по пройденной теме, а ребенок должен найти в ней ошибки и доказать свой выбор.

Степень эффективности выполнения домашнего задания учащимися во многом зависит от того, насколько интересной и разнообразной по форме и содержанию будет его проверка. 

Актуализация цели урока в основном достигается средствами проверки домашнего задания и созданием проблемной ситуации, выполняя задание элемента курса «Подумай!». Вопрос носит опережающий характер и относится к теме следующего урока. Это задание не оценивается учителем.  Если ответ неправильный или отсутствует – это и есть проблемная ситуация).  Отсюда идет совместная постановка цели и задач урока. При этом детское участие обязательно, иначе для ребенка остается открытым вопрос: «Зачем все это нужно изучать?»

Еще А. Дистервег понимал, что "развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение... Поэтому самодеятельность - средство и одновременно результат образования".  Мотивация достигается реальными целевыми установками учащихся, заключающихся в создании проблемных ситуаций. Умелая мотивация позволяет включать учащихся в осознанный процесс познания.

Как же сделать урок мотивированным? Как реализовать принцип значимости для ребенка того, что он изучает, то есть связать урок с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? Это достигается с помощью «сквозных» персонажей.  Героем некоторых уроков Окружающего мира стала первоклассница Масянечка, которая живет по соседству с автором курса. Она почти ничего не знает и не умеет, и четвероклассники помогают ей учиться: объясняют, отвечают на ее вопросы, то есть занимают «позицию учителя», которая является лучшим способом самому понять предмет объяснения. Поскольку есть тот, кто «не понимает простых вещей», дети учатся понятно объяснять, аргументированно рассуждать. Таким образом, уроки становятся мотивированными. Естественными становятся и вопросы, задания, предлагаемые в такой форме: «Как бы вы Масянечке это объяснили?», «Помогите первокласснице и расскажите...» и т.п.

Характер урока должен носить частично-поисковые, эвристические методы с проблемным изложением материала, а также исследовательские методы, позволяющими учащимся самостоятельно решать новые для них познавательные задачи находить новые решения уже известных задач. Урок-путешествие и урок-игра по предмету «Окружающий мир»  позволяет ребенку развивать воображение, внимание, принимать самостоятельные решения разных проблемных ситуаций. Ребёнок на таких занятиях не только получает новые знания об окружающем его мире,  но и сам предлагает варианты решения той проблемы, которая освещается на уроке, свой жизненный опыт переносит на заданную ситуацию. (Например, может побыть в роли учёного эколога, который предлагает варианты решения глобальных проблем на Земле). После таких занятий ребёнок-инвалид ощущает свою значимость, как личность в этом мире, чувствует, что он может помочь планете, ведь от каждого человека зависит дальнейшая жизнь на Земле.

Еще один элемент курса «Лекция» позволяет рассмотреть подачу нового материала как маршрутную карту урока. Весь учебный материал разделен на несколько этапов, на каждом из которых требуется провести контроль усвоения знаний. В случае неверного ответа на вопрос, учащиеся могут заново изучить учебный материал. Если ученик отвечает правильно на поставленные вопросы, то его следует последовательно провести по всем этапам лекции. В конце которой – поздравление с завершением лекции и ее положительным результатом.

При дистанционной форме обучения усиливается роль самостоятельной работы. Учебный материал, на котором строится данный вид работы обучающегося, занимает  центральное место. Активная самостоятельная работа учащихся возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации.

Здесь на помощь учителю приходят различные источники образовательной информации. У ребенка, обучающегося дистанционно, расширяются возможности пользования электронными библиотеками, информационными фондами. Следовательно, расширяется информационно-познавательное поле ребенка, позволяющее поддерживать его мотивацию, интерес и интеллектуальное развитие.

Домашнее задание может выполнять различные функции: закрепление полученных на уроке знаний и навыков, обобщения, систематизации либо применения на уроке знаний и умений на практике, устранения пробелов в знаниях, и т.д. Для этого на сайте курса есть элемент «Задание». Задания предлагаются двух уровней. Задания 1 и 2 — это обязательный для выполнения уровень для выставления итоговой оценки. Задания "дополнительное" и "подумай" это развивающий уровень. Эти задания выполняются по желанию и по возможности. Неверные ответы за задания «дополнительное» и «подумай» никогда не оцениваются "плохой" оценкой — они становятся поводом для обсуждения на занятиях.

Отмечу, что действия ученика выполняются на сайте и имеют следующие варианты: ответ – в виде текста (ребенок в специальную форму на сайте вводит текст; как обычно, имеется панель редактирования и, значит, можно форматировать текст); ответ – в виде файла (ученик, в качестве ответа, загружает файл). После выполнения задания учеником, учитель оценивает ответ, может написать комментарий. Детям нравится выполнять на уроках окружающего мира творческие задания.

 Контроль и оценка знаний должна производиться  на каждом уроке. Одним из  средств контроля результатов дистанционного обучения являются тесты. После выполнения теста, ребенок автоматически получает отчет о проделанной работе, где имеется информация о дате и времени завершения теста, количество набранных баллов из максимума и оценка. В некоторых тестах стоит несколько попыток выполнения. Если ученик получил неудовлетворительную оценку, он делает работу над ошибками и выполняет тест вторично. Как правило, результаты второй попытки бывают выше. Все тесты и задания, отмеченные словом "зачёт", являются контрольными и обязательными, как диктанты или контрольные по математике, пропустить их и получить положительную оценку за курс нельзя.  В курсе есть уроки контроля знаний – контрольные работы.

Хотелось бы отметить еще одно преимущества дистанционного обучения. Дистанционные технологии в определенной степени разрешают основную проблему «особых» детей, которая заключается в недостатке общения с другими людьми и, в особенности, со сверстниками. Элемент «Форум» используется для организации дискуссии и группируются по темам. После создания темы каждый участник дискуссии может добавить к ней свой ответ или прокомментировать уже имеющиеся ответы. Для того чтобы вступить в дискуссию, пользователь может просто просмотреть темы дискуссий и ответы, которые предлагаются другими. Пользователь также может сыграть и более активную роль в обсуждении, предлагая свои варианты ответов, комментарии и новые темы для обсуждения.

При подведении итога урока важна рефлексия, позволяющая выяснить и степень включаемости ребенка в урок, и степень его понимания (усвоения) учебного материала. Рефлексию имеет смысл проводить не только при подведении итога урока, но и на отдельных его этапах.

Повышают мотивацию и интерес к предмету поощрения учащихся: словом, доверием, дифференцированными домашними заданиями, творческими заданиями.

Деятельность участников дистанционного курса протоколируется, т.е. хранится информация о всех действиях учащихся. Учитель в любой момент времени может посмотреть отчет о работе для того, чтобы не только проконтролировать ребенка, но и скорректировать дальнейшую совместную деятельностью.

 Оценки, полученные по результатам урока, выставляются в электронный журнал  и влияют на итоговую оценку по предмету.

Своим опытом я поделилась на сайте «Центр образования «Технологии обучения", где размещен видео-урок окружающего мира на тему: «Растворимость – свойство воды», проведенного в дистанционной форме с учеником 2 класса Сюбаевым Максимом.

Система дистанционного обучения детей-инвалидов находится на стадии становления. Тем не менее, дети-инвалиды – участники проекта, добиваются успехов не только в обучении. Мои ученики активно принимают участие в творческих и интеллектуальных конкурсах. Результатом участия является то, что дети занимают в данных мероприятиях призовые места.

Дистанционное обучение детей-инвалидов с помощью Интернет-технологий способствует формированию нового образовательного окружения, в котором дети с ограниченными возможностями смогут реализовать свой потенциал и получить качественное образование. Новая среда обучения открывает учащимся также возможности практиковать свои навыки работы с Интернет и компьютерными технологиями, что может оказать сильное влияние  на их развитие  и дальнейшую профессиональную ориентацию.



Предварительный просмотр:

   

                                                                                            /Из опыта работы

                                                                учителя начальных классов

                                                                Ехлаковой О.И./

Ребенок – это факел, который нужно зажечь,

                            А не сосуд, который нужно заполнить.

Ф. Рабле

   Групповую работу – одну из форм организации деятельности учащихся, можно рассматривать как разновидность коллективной работы. Работа в группах и коллективе способствует регулированию поведения учеников, их сближению, улучшению личностных отношений. Взаимодействия возникают не только в результате воздействия учителя на учеников, но и учеников на учителя и учеников друг на друга.

 При организации такого взаимодействия учитель выступает как профессиональный управленец, а ученик – как партнер учителя, помощник, консультант, как учащий себя сам.

      Одной из форм групповой работы является Педагогическая мастерская. Цель уроков предлагаемой технологии: воспитание людей, лишённых рабского исполнительского начала, верящих в свои способности и умения их реализовать.

      Я хочу остановиться на некоторых приемах и методах, которые использую на уроках-мастерских.

  1. Метод символического видения.

       Заключается в отыскивании или построении учеником связей между объектом и его символом. Мастер предлагает ученикам наблюдать какой-нибудь объект с целью увидеть и изобразить его символ в графической, знаковой, словесной или иной форме.

  1. Метод сравнения версий.

      Предлагает сравнение собственного варианта решения проблемы с культурно-историческими аналогами, которые формулировали великие ученые, философы и т.д. Сравнение происходит после того, как ученики уже предложили свой способ решения.

  1. Метод «ключевых слов».

      Данный метод помогает учащимся актуализировать личностные смыслы при работе с текстом. Последовательность действий следующая:

- учащимся предлагается текст;

- все знакомятся с текстом и выписывают из него или подчеркивают в нем ключевые слова;

- участники знакомят группу с выписанными словами и поясняют, почему выбор пал на них.

4. Метод конструирования вопросов.

       Предполагает самостоятельную постановку вопросов к изученному объекту. В качестве объекта изучения могут выступать текст, рисунок, схема, отдельное слово, название произведения, его персонажи, фраза, ситуация, проблема и др. Последовательность работы:

- предъявление объекта изучения;

- индивидуальное конструирование вопросов каждым участником мастерской;

- озвучивание вопросов в группе;

- фиксация всех вопросов на общем листочке;

- обмен листочками между группами;

- экспертиза и коррекция предложенных другой группой вопросов (отбор «качественных» с точки зрения содержания и формы);

- выступление экспертов: взаимный анализ и оценка качества составленных вопросов;

- отбор вопросов для последующей работы по построению новых знаний.

5. Метод смысловых ассоциаций.

       Цель метода: актуализировать содержание подсознания, пробудить чувства, ощущения, помочь ученику соотнести предлагаемый для ознакомления материал со своим внутренним «Я». Последовательность действий:

- ученику предлагается какое-нибудь слово или слова;

- ученик записывает к каждому слово список слов-ассоциаций;

- ученик получает задание, связанное с осмысление данного потока ассоциаций. Например:

1) используя записанные слова, дайте определение исходному слову-понятию;

2) выбери из этого потока ключевое  для вас слово;

3) соедини два любых слова из двух соседних столбиков и, используя полученное словосочетание в качестве заголовка, напишите текст-миниатюру и т.д.

6. Метод вживания.

       Посредством чувственно-образных и мыслительных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект или перевоплотиться в него, чтобы почувствовать и понять его изнутри. Рождающие при этом мысли, чувства и есть эвристический образовательный продукт ученика, который может быть выражен им в словесной, двигательной, музыкальной или художественно-изобразительной форме. Например: «Представьте, что вы – цветок. Что вы видите, слышите, чувствуете?»

  1. Метод образного видения.

      Предполагает постановку заданий, ориентирующих учащихся на попытку эмоционально-образного видения и изображения объекта. Например « Нарисуйте счастье»; «Нарисуйте имя Существительное».

  1. Прием чтения с пометками.

        Предлагает «живой»  диалог с автором текста, возможно, полемика по поводу авторского видения проблемы. Суть приема: учащиеся читают текст, делая на полях по ходу чтения различные пометки, например: «+» - согласен; «-« - не согласен; «?» - есть вопросы, непонятно; «!» - это интересно; «?!» - надо подумать; «^» - уже знал и т.д.

  1. Прием «Закончи предложение».

       Его цель – организовать диалог участника мастерской  с авторским мнением. Технология:

  1. мастер выписывает из текста художественного произведения начало ключевого предложения или предложений, сохраняя последовательность развития мысли автора;
  2. закончить предложение;
  3. познакомиться с версиями других учеников;
  4. познакомиться с авторским вариантом;
  5. рефлексия.

       

     Этот же прием использую, как итог мастерской. Закончи предложение:             На этом уроке мне удалось…

                      На этом уроке я затруднилась в…



Предварительный просмотр:

Модульное обучение: сущность технологии

Введение

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества с одной стороны, а с другой – быстро теряет свою актуальность, устаревает и требует в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным взгляд на современное образование как на непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей. Результатом обучения и воспитания в школе первой ступени должны стать умения находить нужную информацию и способность применять её для самостоятельного получения знаний. Кроме того, необходимо учить ребёнка брать на себя ответственность и участвовать в совместном принятии решений. Это означает переход с объяснительно-иллюстративного способа обучения на деятельностный, при котором ребёнок становится активным субъектом учебного процесса.

В классе, где я работаю, обучаются дети с разными учебными возможностями. Поэтому передо мной встала задача активизировать деятельность всего класса, включить в учебный процесс каждого ученика. Я поняла, что для успешного выполнения поставленных задач наиболее приемлема именно эта технология. Прежде всего меня в этой методике привлекло то, что каждый ученик должен не только получать знания, но и учиться самому добывать их, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно, помогать товарищу, учить общаться с одноклассниками и взрослыми и отвечать за результаты своего труда. Я решила опробовать данную технологию на уроках русского языка и окружающего мира. О своём небольшом опыте мне хотелось рассказать в данной работе.

Модульное обучение: сущность, технология

Итак, данная технология рассматривается как разновидность блочного. В курсе учебного предмета выделяются тематические блоки. Учитель выделяет их сам, по своему усмотрению основываясь на программу курса. Распределяет количество часов так, чтобы было целесообразно. Это такая организация процесса обучения, при которой ученик работает с учебной программой, состоящей из модулей, основывающейся на индивидуально-дифференцированном подходе. Она позволяет осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала. Сам модуль может представлять содержание курса в трёх уровнях: полном, сокращённом и углубленном. Учебный материал подаётся одновременно на всех возможных кодах:

  • СИМВОЛ - рисуночном, (нарисовать)
  • СЛОВО – словесном (рассказать, написать)
  • СХЕМА – (графическое изображение, диаграмма)

Обучающим модулем называют автономную часть учебного материала, состоящую из следующих компонентов:

  • точно сформулированная учебная цель (целевая программа);
  • банк информации (собственно учебный материал в виде обучающей программы)
  • методическое руководство по достижению целей (как?)
  • практические занятия по формированию необходимых умений
  • контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.

Система контроля и оценки учебных достижений – рейтинговая; накопление рейтинга происходит в процессе текущего, промежуточного и заключительного контроля.

Поскольку модульное обучение в качестве одной из целей преследует формирование у школьника навыков самообразования, весь процесс строится на основе осознанного выбора цели с иерархией ближних (знания, умения и навыки), средних (общеучебные умения и навыки) и перспективных (развитие способностей личности) результатов. Поэтому эффективность обучения будет много выше, если ученик сможет овладевать знаниями сам, а учитель управлять этим процессом – мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать. Модульный урок тем и отличается от обычного, что ребята учатся работать самостоятельно, общаться и помогать друг другу, оценивать работу свою и своего товарища. Особое внимание обращается но то, чтобы каждый ученик уяснил цель урока, что и как необходимо сегодня изучить, на чём сосредоточить своё внимание. Осознанность учебной деятельности переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Данный метод обеспечивает возможность выбора учениками пути движения внутри модуля. Учитель освобождается от чисто информационных функций, передаёт модульной программе некоторые функции управления, которые становятся функциями самоуправления. Моя роль на модульном уроке – управление работой учащихся. При такой организации работы я имею возможность общаться практически с каждым учеником, помогать слабым и консультировать сильных учеников.

У значительной части школьников отмечается неуверенность в себе, страх неудачи, апатия. Это говорит о дискомфорте ученика на уроке. А модульный урок даёт возможность получать много оценок – баллов за все виды устных и письменных работ. Баллы ученики выставляют в тетради на полях. При этом получается, что даже двойка перестаёт быть “приговором”. Получив неудовлетворительную отметку, ученик может самостоятельно исправить её, доработав материал. В журнале выставляют только оценки “выходного контроля”. Обычно за урок ученик получает две оценки – за устную работу: знание теории, дополнения - и за практическую часть. Тетради проверяются ежедневно, и хорошо, если обе оценки совпадают.

Домашнее задание зависит от качества работы на уроке. Если ученик отработал все учебные элементы и набрал максимальное количество баллов, то ему нет необходимости выполнять домашнее задание. Если же в ходе классной работы допускались ошибки, то рекомендуется повторить тот или иной учебный материал. Обычно в конце каждого урока – модуля есть рекомендации учителя, которые начинаются словами: “если ты что-то не усвоил на уроке, не расстраивайся, повтори параграф №, выполни упражнение ….”.

Модульное обучение активизирует способности ребят, потому желающим часто предлагаю задания творческого характера. Такая работа оценивается отдельно.

Проводить модульные уроки, а главное - готовить их, конечно же, непросто. Требуется большая подготовительная работа.

  • Во-первых, необходимо тщательно проработать учебный материал всей темы и каждого урока в отдельности; выделить главные, основополагающие идеи и сформулировать для учащихся интегрирующую цель (УЭ-0), где указывается, что к концу занятия ученик должен изучить, знать, уметь, понять, определить и т.д.
  • Во-вторых, нужно определить содержание, объём и последовательность учебных элементов (УЭ), указав время, отводимое на каждый из них, и вид работы учащихся.
  • В-третьих, подобрать дополнительный материал (например, для лекции, беседы), соответствующие наглядные пособия, ТСО, а также задания, тесты, графические диктанты для школьников.

Затем разработать методическое пособие для учащихся, размножить его. На написание таких методичек уходит немало времени. Но правильно составленные единожды, они могут быть использованы несколько раз.

Способ построения обучающего модуля. Технологическая карта.

Слово “модуль” (от лат. modulus – “мера”) имеет различные значения в области математики, точных наук и архитектуры, но, в общем, он означает единицу меры, величину или коэффициент.

Модульное обучение предполагает жёсткое структурирование учебной информации, содержание обучения и организацию работы учащихся с полными, логически завершёнными учебными блоками. В модуле чётко определены цели, задачи и уровни изучения темы, названы умения и навыки. В нём всё заранее запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения.

СТРУКТУРА МОДУЛЯ

Номер Учебного элемента

Название учебного элемента. Цели и задачи формулируются для ребёнка.

Управление обучением (содержание, формы, методы).

Рекомендации (Как сделать?)

Время работы. Как работать. Оцени работу по эталону, ключу. Взаимопроверка.

УЭ -0

Цели и задачи модуля. Актуализация целей.

Методическое руководство.

Необходимые знания и умения.

Работа в парах. Взаимопроверка

УЭ- 1

Учебный модуль. Цель элемента.

Входной контроль.

Пояснения к учебному материалу.

УЭ - 2

Обобщение. Цель элемента.

Источники информации, алгоритмы решения задач.

УЭ - 3

Контроль (самоконтроль и выходной контроль по трём уровням).

Проверка по ключу, эталону.

Технологическая карта конструирования темы или раздела

  • № урока – модуля в разделе …
  • № урока модуля в теме …
  • Тема урока…
  • Триединая цель урока (темы)…
  • Дифференцированная цель урока для ученика…
  • Что должен знать ученик в конце темы …
  • Что должен уметь ученик в конце темы …
  • Формируемая область понимания …
  • Закрепление и развитие общеучебных умений и навыков …
  • Воспитание на материалах темы …
  • Тип урока и применённой педагогической технологии …
  • Вид контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, экспертная оценка.

ЛИСТ УЧЁТА КОНТРОЛЯ

Лист учёта контроля учитель раздаёт каждому ученику перед началом урока (или в конце изучения целого блока). По этому листу ученик сам выставляет себе оценку по количеству набранных им баллов.

Фамилия, имя ученика

Учебный элемент  (этапы работы)

Количество баллов по номерам заданий.

Итого (кол-во баллов)

 

№1

№ 2

№ 3

 

УЭ - 1.
Проверка изученного материала.
УЭ – 2.
Изучение нового материала
УЭ – 3.
Обобщение изученного материала.
УЭ – 4.
Закрепление. Контроль.
Итого:
Оценка:

 

 

 

 

Заключение

Возможности модульной технологии велики, так как раскрывают новые возможности и для ученика и для учителя. Благодаря этой технологии центральное место в системе “учитель – ученик” занимает учащийся, который выполняет задание в тот отрезок времени и с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которая соответствует его индивидуальным возможностям.

Мотивация обучения повышает интерес к предмету, занятость каждого ученика исключает нарушения дисциплины.

Задания, которые подготовил учитель, предполагают работу ученика с текстами учебника, хрестоматии, художественной, научно-популярной литературы; наблюдения; экспериментальную работу.

При выполнении заданий школьник может проверить и оценить себя, посоветоваться с товарищем, если нужно поспорить с ним, попросить помощи, проконсультироваться с учителем. Всё это отличает модульное обучение от традиционного обучения.

Модульная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала учащимися и быстро выявить пробелы в знаниях.

Работу по освоению данной технологии я считаю незавершённой. Для того чтобы сравнить прохождение и усвоение тем по блокам, их нужно постоянно дорабатывать и дополнять. Необходимо также проводить мониторинг и диагностирование, составлять личные листы учёта контроля, затем сравнивать результаты прохождения тем и контрольных работ с традиционным.

По урокам – модулям класс работал в течение 2-х лет (4-й класс). Результаты этой работы таковы: увеличился объём работы, появились навыки самоконтроля, самооценки, улучшилась организация учебного труда, чаще работали в парах, увеличилась накопляемость оценок.

Думаю, что в этом направлении первые шаги сделаны.

 Литература

  1. Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Москва: 1989 г.
  2. Кульневич С.В. Совсем необычный урок. Практическое пособие. Ростов-на-Дону.: 2001 г.
  3. Кульневич С.В. Не совсем обычный урок. Практическое пособие. Ростов-на-Дону. : 2001 г.
  4. Селевко Г.К.Современные образовательныё технологии. Москва.: 1998 г.
  5. Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. Москва – Воронеж.: 1998 г.
  6. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. Москва.: 1988 г.
  7. Третьяков П.И. Сенновский И.Б. технология модульного обучения в школе. Практико-ориентированная монография. Москва.: 1997 г.
  8. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. Москва.: 1996 г.
  9. Начальная школа.№2 – 2003. с.33.

Приложение

ПАМЯТКА ДЛЯ РАБОТЫ ПО МОДУЛЮ

Помни, что работу с учебными элементами (УЭ) необходимо начинать с осознанного восприятия цели, иметь её в виду во время работы над (УЭ) и возвращаться к ней в конце каждого (УЭ).

У тебя есть право получить консультацию в учебнике, а также у учителя. Используй это право!

Помни о критериях выставления оценки за работу по предмету, используй их в самопроверке и взаимопроверке!

Работа в парах требует взаимоуважения, внимания друг к другу, умения выслушивать мнение каждого. Не забывай об этом! Фраза “Работа в парах” означает, что при выполнении этой работы тебе придётся, если не трудно, помочь своему товарищу, сидящему рядом, или обратиться к нему за помощью. Не спеши задавать вопросы учителю: внимательно прочитай пояснения к заданию. Не торопись, думай …