Мастер- классы

Селезнева Марина Александровна

Предварительный просмотр:

Мастер-класс  для педагогов «Развитие мелкой моторики»

Цель: показ родителям и педагогам ДОУ приёмы и способы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Задачи:

- Развивать память, внимание, творческое воображение, мышление, речь, глазомер, познавательный интерес у детей.

- Обучать ловкости в обращении с карандашом и ручкой, формировать правильный захват карандаша и ручки, тренировать мышцы рук детей.

- Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально.

Ход мастер – класса

            Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. Сенсомоторное (двигательное и сенсорное) развитие составляет фундамент умственного развития. Это, прежде всего познание окружающей действительности: исследование предметов, их свойств и качеств (форма, строение, величина, пропорции, цвет, положение в пространстве). Психологи отмечают, что умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной. В старину наши предки пели детям песенки – потешки, играли в “Ладушки”, “Идёт коза”, “Сорока”, “Этот пальчик дедушка” и т.д., сопровождая речь движениями рук. А современные исследования подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь Психологи, педагоги, медики постоянно подчёркивают: уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребёнком изобразительных, музыкально – исполнительских, конструктивных и трудовых умений, овладения языком, развитию первоначальных навыков письма. Для развития мелкой моторики руки много интересных приёмов, используются разнообразные стимулирующие материалы. К ним относятся:

       Развитие тактильных ощущений – определение предметов на ощупь. Рука даёт много информации: о весе, мягкости – твёрдости, гладкости – шероховатости, теплоте – прохладе, сухости – влажности. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции:

- органов движения

- органов познания

- аккумуляторов энергии (и для самих мышц и для других органов).

     Если ребёнок, трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время “учат” глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

          Пальчиковые игры – без предметов, с атрибутами, с предметами.

Карандаш, ручка, мелок являются посредником между рукой ребёнка и бумагой. Зажатый в руке карандаш как бы удлиняет кисть, является ее своеобразным продолжением. Поэтому ребёнок сосредотачивает своё внимание не на захвате, а на точке соприкосновения карандаша и бумаги. И это часто является причиной формирования у него неправильного захвата карандаша, ручки, кисточки, что скажется на качестве формируемых навыков рисования, а в последующем – и письма. При этом особенно заметен не соответствующий работе мышечный тонус руки. У детей можно наблюдать слабый (вялый) тонус, что ведёт к начертанию тонких, ломанных, прерывистых линий. Есть дети с повышенным тонусом мелкой мускулатуры. В этом случае рука ребёнка быстро устаёт, он не может закончить работу без дополнительного отдыха.

            Кинезиологические упражнения (гимнастика мозга).

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире. Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Пальчиковые кинезиологические упражнения в данном пособии можно использовать для развития мышц руки и развития межполушарного взаимодействия коры головного мозга ребенка.

           Ниткопись – выкладывание ниткой контуры предметов по предварительно проведённой линии.

           Бисерография – упражнения с бусинами, работа с ниткой бисера. 

          Театр в руке. 

          Оригами.

          Работа с пластилином, бумагой, тканью.

          Работа с природным и бросовым материалом.

         Графические диктанты.

Помогут подготовить руку ребёнку к письму, развить пространственной воображение, научить ребёнка ловкости при обращении с ручкой и карандашом и точности в движении руки, что даст возможность заложить правильную основу для формирования правильного письма.

          Штриховка.

В процессе работы развивается сила руки, её ловкость, переключаемость с одного вида движений на другой, так же внимание, глазомер, зрительная память, усидчивость, аккуратность, фантазия, образное мышление, подготовка руки к письму. У нас в группе созданы условия для развития мелкой моторики рук: через специальные игровые упражнения по художественному труду и другим видам деятельности (познавательной, изобразительной). Развивайте мелкую моторику рук через игровые упражнения (типа “Пальчик, пальчик, где ты был?”). Хотелось бы порекомендовать способы и приёмы развития ручной умелости в домашних условиях:

-под контролем взрослых вырезать ножницами, шить иголкой с большим ушком, лепить, перебирать крупу, вязать крючком.

            Игра “Помогаю маме”. Большую часть времени Вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.

            Игра “Волшебные палочки”. Дайте малышу счётные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения.

            Игра “Мастерская золушки”. Пока Вы заняты пришиванием пуговиц, ребёнок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры. Попробуйте вместе с ребёнком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришивать (с Вашей помощью), а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи). Очень красивые картинки получаются из кнопок, особенно из цветных. В детском саду педагоги не могут дать детям кнопки (в целях безопасности). Но дома Вы можете проконтролировать своего ребёнка. Кнопки лучше всего втыкать в крупный поролон.

Застёгивать и расстёгивать пуговицы.

Зашнуровывать и расшнуровывать обувь.

Завязывать шарф, бант.

Выполнять изображения из пуговиц, спичек; называть колечки, чередуя их по величине.

Слабую руку ребёнка можно и необходимо развивать!

Практическая часть мастер-класса.

            Предлагаем игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики.

            Статические упражнения:

- “Кольцо”: соединить большой и указательный пальцы вместе, остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удержать под счёт до 10 (3 раза).

Задания выполняются в медленном темпе, 1р., 2 р. Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности ребёнка, возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятие приносило положительные эмоции.

- “Коза”: вытянуть вперёд указательный палец и мизинец. При этом средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони (2-3 раза под счёт до 10).

- “Три богатыря”: поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединенные вместе. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони (3 раза под счёт до 8).

- “Заяц”: вытянуты вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони (3 раза под счёт до 10).

- “Вилка”: вытянуть вверх три пальца (указательный, средний, безымянный) расставлены врозь. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони (1 раз под счёт до 10).

- Сила тонуса. “Сожми мои ладони так крепко, как сильно любишь меня”.

           Упражнения, направленные на координацию движения:

“Ножницы-собака-лошадь”;

“Гусь-курица-петух”;

“Кулак – ребро – ладонь”;

“Зайчик – коза – вилка”.

Выполнение творческого задания.

Изготовить картину в подгруппах, используя различные материалы (клей ПВА, бисер, различные крупы, пластилин, шерстяные нитки, вата, бисер и т.д.).



Предварительный просмотр:

Мастер – класс для родителей
«Увлекательное экспериментирование»

                                          Расскажи – и я забуду,
                                         покажи – и я запомню,
                                                    дай попробовать – и я пойму.
                                                            Китайская пословица

Пояснительная записка 
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность. 
Данный мастер- класс будет полезен как родителям, так и воспитателям. Он направлен на обогащение знаниями слушателей по экспериментированию с дошкольниками, поможет понять насколько это интересное и увлекательное занятие. В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами, а также все атрибуты для его проведения. Каждый участник  мастер класса должен будет провести опыты.

Цель: повышение  интереса родителей к исследовательской деятельности своего ребенка. 

Задачи:

Повысить педагогическую грамотность родителей, рассказать, что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию. 

Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.

 Целевая аудитория: родители воспитанников старшей группы

Ход мероприятия

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Это подтверждают многочисленные примеры. Наверное, многие из вас сталкивались с такой проблемой: дети плохо пьют молоко. Разрешить эту проблему можно помочь ребенку, предложив создать замечательные напитки, добавив в молоко, по выбору, сироп, варенье, желе. Можно предложить придумать названия этим напиткам. 
На прогулке юные исследователи решают другие важные проблемы: что произойдет со снегом, если его положить на трубу теплотрассы и можно ли на ней высушить варежки, как освободить бусинки из ледяного плена и т.п. 
Известный психолог Павел Петрович Блонский писал: “Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать”. Чтобы дать знание детям и наполнить их головы интересным содержанием с детьми необходимо проводить различные опыты: с песком, воздухом, водой, с тенью, с магнитом. 
Обычно на вопрос как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затрудняются ответить. Для поиска ответов на этот вопрос можно провести ряд опытов: 
- мы дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки) 
- у нас есть вдох и выдох 
- сколько весит воздух? 
- можно ли поймать воздух? 
- бывает ли воздуху холодно? 
- вдунь шарик в бутылку. 
- может ли воздух быть сильным? 
Предложить родителям проделать некоторые опыты.
Из опытов наши дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку. 
Продолжайте знакомить своих детей с песком и глиной, их свойствами. Вместе с ними экспериментируйте с песком: 
- песчаный конус (течения песка) 
- свойства насеянного песка 
- свойство мокрого песка 
- песочные часы 
- своды и тоннели 
Дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам, что способствует пробуждению детской любознательности, вовлечению ребенка в активное освоение окружающего мира. Каждый раз давайте детям возможность проявить фантазию и высвободить творческую энергию, развивать наблюдательность, умение делать выводы. 
Познавательный интерес ребенка развивается в процессе экспериментирования с жидкостями. На примере воды знакомим детей со свойствами жидкостей. 
Предлагаю Вам провести следующие эксперименты: 
“Тонет, не тонет”. В ванночку с водой опустите различные по весу предметы. (Выталкивает более легкие предметы) 
“Подводная лодка из яйца”. В одном стакане соленая вода, в другом пресная, в соленой воде яйцо всплывает. (В соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли). 
“Цветы лотоса”. Возьмите цветок из бумаги, лепестки закрутите к центру, опустите в воду, цветы распускаются. (Бумага намокает, становится тяжелее, и лепестки распускаются) 
“Подводная лодка из винограда”. Берем стакан газированной воды и бросаем виноградинку, она опускается на дно, на неё садятся пузырьки газа и виноградинка всплывает. (Пока вода не выдохнется виноград будет тонуть, и всплывать) 
“Капля шар”. Берем муку и брызгам из пульверизатора, получаем шарики капельки (пылинки вокруг себя собирают мелкие капли воды, образуют одну большую каплю, образование облаков). 
“ Можно ли склеить бумагу водой?” Возьмите два листа бумаги двигаем их один в одну другой в другую сторону. Смачиваем листы водой, слегка прижимаем, выдавливаем лишнюю воду, пробуем сдвигать листы - не двигаются (Вода обладает склеивающим действием). 
“ Чем пахнет вода”. Берем три стакана воды с сахаром, солью, чистую воду. В один из них добавляем раствор валерианы. Есть запах (Вода начинают пахнуть теми веществами, которые в неё положены). 
“Сравнить вязкость воды и варенья”. (Варенье более вязкое, чем вода) 
“Есть ли у воды вкус?” Дать  попробовать питьевую воду, затем соленую и сладкую. (Вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено) 
“Испаряется ли вода?”. Наливаем в тарелку воду, подогреваем на пламени. Воды на тарелке не стало. (Вода в тарелке испарится, превратится в газ; при нагревании жидкость превратится в газ) 
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Задача взрослого - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными. 
Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя ещё малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. 
В процессе экспериментирования ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый — не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность. 
Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. 
Нам хотелось бы, чтобы вы, родители, следовали мудрому совету В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал». 
Вот несколько советов для вас по развитию поисково-исследовательской активности детей: 
Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию:
• Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность. 

• Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. — ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых. 
• Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка. 
• Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности. 
• Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании. 
• Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предмета ми и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием. 
• Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно. 
• С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего. 
• Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях, о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя). 

Уважаемые родители! У Вас на столах колбы с водой.

Если на протяжении всего мастер- класса Вам было все понятно и интересно – подкрасьте воду в зеленый цвет.

Если понятно, но не очень интересно –в  желтый цвет.

Если не понятно и не интересно –в красный.

Спасибо, что Вы нашли время и пришли к нам. А на память о нашей встрече я приготовила для Вас брошюрки с коллекцией экспериментов, которые можно проводить в домашних условиях.

                         СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Эксперименты, которые семья ребёнка дошкольного возраста может проводить в домашних условиях

Волшебные краски

На вопрос: «Чем можно рисовать?» - дети отвечают, что рисовать можно красками, карандашами, мелом, забывая, что в раннем возрасте пытались рисовать кашей и компотом. Можно обсудить вопрос: «Откуда берутся краски?», «Из чего люди делали краски?».

Важно отметить, что природа даёт нам разные натуральные краски. Если вы предложите ребёнку листы плотной бумаги, тёртую свеклу, морковку, зелень (петрушку, укроп, базилик и др.), несколько ягодок (клубника, малина, смородина и др.), у него появится возможность оставить след на листе бумаги с помощью овощей, ягод и зелени, проверить, когда рисунки получаются более яркими, какого цвета эти натуральные краски.

Музыкальные бутылочки

Даже взрослые иногда получают удовольствие от музыкального эффекта, возникающего при помешивании ложкой в стакане с водой. Маленьким детям это нравится вдвойне: они в восторге и от производимого шума, и от чувства первооткрывателя этого явления. Если вы предложите ребёнку несколько одинаковых бутылок, поставленных в ряд, разных палочек и немного воды, у него появится возможность для собственных экспериментов: менять уровень воды в бутылках, подкрасить жидкость вареньем или соком. Развлекаясь, ребёнок постигает различную высоту звуков в соответствии с наполняемостью бутылки.

Слепки с природы

Из глины или игрушечного теста можно делать не только фигурки, но и слепки. К примеру, кусочек глины, прижатый к коре дерева, передаст все изгибы и трещинки на его поверхности. Предложите ребёнку проделать это с разными породами деревьев в саду или в парке. Если деревьев поблизости не окажется, то можно снимать слепки с кирпича или бетонной поверхности. Такие игры – занятия знакомят детей с многообразием фактур материалов.

Волшебный человечек (от 4 до 6 лет)

Выберите небольшую неиспорченную картофелину и вырежьте немного мякоти с одного конца. Затем срежьте основание с противоположной стороны, чтобы картофелина могла ровно стоять. Лучше, если вся эта подготовительная работа будет проделана взрослым, хотя некоторые дети тоже смогут с этим справиться. Всю последующую работу ребёнок выполняет самостоятельно. Пусть он смочит ватный комочек водой (убедитесь, что комочек хорошо пропитан влагой) и поместит его в вырезанное в картофелине отверстие. Насыплет туда немного семян травы, горчицы или кресс-салата. А затем поставит картофелину в блюдце с водой. Через несколько дней у картофелины появятся зелёные «волосики», и ребёнок может сделать на ней глазки из кнопок или пуговиц, чтобы получилась рожица. Эта игра многоцелевая: кроме наблюдения за проращиванием семян ребёнок тренирует ещё и глазомер.

Литература

1. Рыжова Н.В. Игры с водой и песком. /Обруч, №2-1997 г./

2. Рыжова Н.В. Опыты с песком и глиной. /Обруч, №2-1998 г./

3. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду.- М.: Педагогическое общество России, 2003.- 80 с.

4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под общ. ред. Прохоровой Л.Н.- М.: АРКТИ, 64 с.

5. Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М.: Педагогическое общество России, 2003.-80 с.

6. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.- М.: ТЦ Сфера, 2005.-192 с.

7. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми.

8. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников.- М.: ТЦ Сфера, 2008.-128 с.

9. Левитман М.Х. Экология – предмет: интересно или нет?- СПб.: СОЮЗ, 1998.-80 с.

10. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 336 с.

11. Занимательное природоведение.- М., Омега, 1997.- 256 с.: ил.

12. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба, и игра: природоведение. Популярное пособие для родителей и  педагогов. «Академия развития», 1997. – 240 с.



Предварительный просмотр:

Мастер – класс на тему:

 «Формирование нравственно – ценного словаря старших дошкольников посредством дидактических игр»

Разработала: М.А.Селезнева, воспитатель первой  квалификационной категории МАДОУ «Детский сад №75»

Целевая группа: Педагоги дошкольных учреждений.

Цель: Обучить участников мастер-класса методам формирования нравственно – ценного словаря старших дошкольников.

Задачи:

передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;

совместная отработка методических подходов, приёмов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;

рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер - класса;

популяризация инновационных идей, технологий, находок педагогических работников;

повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса;

Материал: Экран, проектор, магнитный мольберт, магниты красного,  синего, жёлтого  цвета, мяч.

Ход мастер – класса:

I.Теоретическая часть:

В системе задач по развитию речи детей дошкольного возраста словарная работа занимает одно из ведущих мест. Слово обеспечивает содержание общения. Вне ситуативно - личностный тип общения, складывающийся в старшем дошкольном возрасте, характеризуется особым содержанием, мотивом и задачами, которые могут быть решены различными средствами. Значительное место среди них занимает нравственно – ценная  лексика, обозначающая эмоции и чувства, внутренние переживания человека, нравственные качества.

Формирование нравственно - ценной лексики является важным условием эмоционального развития и нравственного воспитания. В старшем дошкольном возрасте формируется отношение ребенка к моральным ценностям общества, к окружающим людям. Знания о нормах и правилах морали, вербализирующийся в слове, рассматриваются как один из критериев оценки уровня морального развития индивида (В.Г. Щур, С. Г. Якобсон).

В психологических исследованиях отмечено, что именно в дошкольном возрасте интенсивно развиваются эмоции и чувства (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Я.З. Неверович и др.), происходит развитие представлений ребенка о себе и другом (Т.А. Алексейкова, Е.А. Панько, Т.А. Репина, Е.О. Смирнова). Речь, вербальные обозначения эмоций, чувств  необходимы для осознания человеком своих собственных эмоциональных и нравственных переживаний (Л.С. Выготский, А.Н. Лук, С.Л. Рубинштейн, Я. Рейковский, П.М. Якобсон и

Можно выделить несколько задач по работе над нравственно – ценным словарем:

1. Обогащать речь детей эмоционально-оценочной лексикой на основе формирования обобщенных представлений об эмоциях, чувствах, нравственных качествах, расширять семантические связи слов эмоциональной оценки с другими лексическими единицами.

2. Учить понимать свои чувства и чувства других, способствовать выработке нравственного отношения к поступкам людей и способности оценивать их.

3.  Формировать умение использовать эмоционально-оценочную лексику в речевой практике, в общении со взрослыми и сверстниками.

     Для  обучения может быть отобран следующий речевой материал: слова, обозначающие эмоции и чувства: радость, грусть, страх, удивление, любовь; слова, обозначающие нравственные понятия: смелость - трусость, аккуратность, доброта, вежливость, трудолюбие, честность - лживость, хитрость, жадность — щедрость. слова, квалифицирующие предмет или явление с положительной или отрицательной точки зрения всем составом, лексически: милый, великолепный, молодец, умница, голубушка, неряха.

  Синонимы (радость - счастье, веселье; грусть -печаль, горе, кручина (нар. поэтич.); страх-ужас, испуг; смелый — мужественный, бесстрашный, отважный, храбрый и т. д.); антонимы (радость - грусть, доброта - злость, честность - лживость и т. д.). В лексику детей вводятся разные части речи (наречия, причастия, деепричастия) Пр: (радость -радостный, радоваться, смеяться, смех, смешно, смешливый, смеющийся и т. д.)

III. Практическая часть:

Ритуал «Я думаю, что Вы такой человек….»

Уважаемые коллеги, приглашаю Вас встать в круг для проведения ритуала знакомства. Мы будем передавать мяч друг другу,   и подбирать определения, характеризующие  личностные или профессиональные качества рядом стоящего человека. ( Пр: Я думаю, что Вы очень ответственный человек…)

Как приятно получать комплименты,

Вы заметили, что даже нам, взрослым трудно подбирать  эмоционально – оценочную лексику, а дети испытывают ещё большие затруднения.

Сегодня я предлагаю вам познакомиться с серией словесных, дидактических и творческих игр, направленных на формирование понимания и употребления синонимических и антонимичных значений слов.

Для первой игры на нужно разделиться на четыре команды.

«Кто последний, тот и выиграл». (с мячом)

Педагогам первой и второй команды предлагается по очереди называть положительные нравственные понятия, перекидывая мяч друг другу. Команда, назвавшая последнее понятие – выигрывает. (человеколюбие, сострадание, вежливость, смиренность, прямодушие….)

Педагогам второй команды предлагается назвать  как  можно больше отрицательных нравственных понятий. ( расточительность, скупость, злость, хамство ….)

«Найди себе пару»

Правило игры:

Ведущий раздаёт карточки со словами. Участники двигаются под музыку, по команде находят свою пару.

В этой игре необходимо использовать разные части речи, а также обращать внимание, на соответствие части речи, предлагаемой взрослым и называемой ребёнком.

Например: доброта - злость, злой - добрый, смелость – трусость, ленивый – трудолюбивый, скупость – щедрость, себялюбие – самопожертвование.

«Что таким бывает...(добрым, злым, щедрым, лживым...)»

Цель: формирование умения подбирать слова, лексически сочетающиеся с заданным.

Правило игры: участники  должны назвать слова по цепочке, передавая мяч друг – другу.

Добрым бывают не только человек, какое-либо животное (кошка, собака), но и руки, глаза, солнце, ветер. улыбка, книга и т.д.

Первая команда (Что бывает добрым?)

Вторая команда (Что бывает злым?)

«Отгадай понятие по определениям»

Педагогам первой команды предлагается отгадать, о каком понятии идет речь:

  • Как называется нравственное понятие, когда человек легко и с радостью делится с людьми тем, что имеет – щедрость.
  • Как называется нравственное понятие, когда человек заботится только о себе, о своих интересах – себялюбие.
  • Как называется нравственное понятие, когда человек готов прочувствовать и принять на себя боль другого человека – сострадание.
  • Как называется нравственное понятие, когда человек возомнил о себе, выказывая пренебрежение к другим – зазнайство.

Педагогам первой команды предлагается отгадать, о каком понятии идет речь:

  • Как называется нравственное понятие, когда человек лишен лицемерия, искренен и откровенен – прямодушие
  • Как называется нравственное понятие, когда человеку присуще притворство, неискренность, двуличие, лукавство – лицемерие.
  • Как называется нравственное понятие, когда человек осмотрительно, осторожно, экономно расходует что – либо – бережливость.
  • Как называется нравственное понятие, когда человек бессердечен, черств, бесчувственен – бездушие.

«Умные квадраты»

Педагогам каждой команды предлагается соединить названия произведений с нравственными понятиями, которые они раскрывают:

Катаев В. «Цветик – Семицветик» - человеколюбие.

Народная сказка «Зимовье» - взаимопомощь

Осеева В. « Волшебное слово» - грубость

Маршак С.Я. «Рассказ о неизвестном герое» - скромность

Русская сказка «Волк и серо козлят» - хитрость

Житков Б. «Храбрый утенок» - храбрость

Русская сказка «у страха глаза велики» - трусость

Сутеев В. «Под грибом» - сострадание.

Русская сказка «Морозко» - строптивость

Перро Ш. «Золушка» - смирение

Осеева В. «Плохо» - зло

«Скажи наоборот»

Две команды. На конце площадки два обруча и наборы кубиков для каждой команды. Участники команд по очереди называют нравственные понятия и противоположное к нему. Одно понятие – один кубик в обруч. 1 – лживость, 2 – правдивость, и т.п.

«Живая радуга»

Цель: определение нравственных качеств человека: хвастливость, лживость, справедливость, доброжелательность, смелость, щедрость - и их роль в жизни людей.

Правило игры: перед  участниками  раскладываются карточки разных цветов. Ведущий называет нравственные качества человека. Участникам  необходимо подумать и подобрать к каждому качеству свой цвет, объяснить свой выбор.

«Две страны»

Вместе с ребёнком вырежьте из раскрасок, детских журналов персонажей из разных сказок (как положительных, так и отрицательных).

Подготовьте два листа цветной бумаги: светлый и тёмный. Разместите положительных героев на светлом листе - это страна хороших поступков, а отрицательных персонажей - на тёмном листе - это тёмное царство.

Обсудите, почему ребёнок помещает героев в ту или иную страну. После того, как две страны обретут своих жителей, спросите, в какой стране лучше, почему?

Пожалейте тех персонажей, которые попали в тёмное царство, и предложите совершить чудо. Пусть ребёнок станет добрым волшебником. Ему нужно будет наделить отрицательных героев хорошими манерами и обменять их плохие качества на хорошие.

Ребёнку предстоит изменить образы этих персонажей, например, нарисовать им улыбки, украсить их цветами, дорисовать их таким образом, чтобы они превратились в хороших и добрых героев.

III. Заключительная часть:

Уважаемые коллеги, у меня в коробке лежат магниты зелёного, красного и жёлтого цвета. Я вас прошу подойти и выставить на панно магниты. Если на протяжении мастер – класса вам было всё понятно и интересно – зелёный , если понятно, но не очень интересно – жёлтый, если не понятно не интересно – красный магнит. Спасибо, что Вы проявили интерес к этой теме, я желаю, чтобы на протяжении всего Вашего творческого пути всегда горел только зелёный свет. А на память о нашей встрече, я приготовила буклеты с подборкой игр на развитие нравственно – ценного словаря детей.