Мои публикации

Шайманова Марина Александровна

Мои статьи, выступления, научно-иследовательские работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 32 имени С.А. Лавочкина»

 города Смоленска

Работа с одаренными детьми на уроках английского языка

Шайманова Марина Александровна,

учитель иностранного языка

МБОУ «СШ №32 им. С.А. Лавочкина»

Смоленск

2020

  1. Введение.

Внешние проявления одаренности в различных интеллектуальных и личностных способностях многообразны. Они выражаются в детстве, прежде всего как более быстрое развитие, как быстрота и точность выполнения умственных операций, как ранняя увлеченность, как стремление к творчеству, как любознательность ребенка, как его высокая познавательная, исследовательская активность обнаружения нового в обычном, как самостоятельная постановка вопросов и проблем по отношению к новому. Одаренного ребенка отличает богатство активного словаря, быстрота и оригинальность словесных ассоциаций, по уровню умственного развития (и прежде всего по уровню развития умственной рефлексии) одаренные дети превосходят не только сверстников, но и многих взрослых. Нередко такие дети обнаруживают уже в младшем школьном возрасте не свойственную даже школьника средних классов рефлексию.

Все дети одарены. Отечественный психолог Лев Семенович Выготский  говорил, что «каждое дитя до известной степени гений». Но каждый ребенок должен знать, что одинаковых детей нет, они могут отличаться друг от друга определенными предрасположенностями к различным проявлениям тех или иных психических функций и к овладению видами деятельности.

  1. Индивидуальные способности одаренных детей.

Выявление одаренных детей осуществляется через следующую систему мероприятий: первичное наблюдение за ребенком, анкетирование родителей,  тестирование, анализ результатов наблюдений. И как «выход» - личностно-ориентированный подход, направленный на полноценное развитие способностей ребенка, которые нужны ему самому и обществу.

Основная задача учителя иностранного языка в работе с одаренными детьми – организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы были учтены и задействованы все подструктуры личности учащегося: индивидуальные, субъектные и личностные.

Ориентирование в процессах развития на индивидуальные способности детей предполагает учет:

  • индивидуальных особенностей, что связано с особенностями проявления психических функций;
  • владения учащимся способами и приемами учебно-познавательной деятельности (субъективная подструктура), что лежит в основе индивидуального стиля учения и познания;
  • склонностей и интересов (личностная подструктура), мотивирующая познавательную деятельность учащегося.

Таким образом, дифференциация обучения «срастается» с индивидуализацией в традиционном понимании этого слова.

  1. Личностно-ориентированный подход в работе с одаренными детьми.

Личностно-ориентированный подход в развитии одаренного ребенка предусматривает: основные направления развития, формы организации продуктивных занятий, педагогическое сопровождение учащихся, участвующих в конкурсах, фестивалях, соревнований различных уровней.

Основные направления развития нацелены на: формирование способностей ребенка и его потребности к самоактуализации, создание педагогических условий для практико-ориентированной деятельности ребенка по раскрытию его творческого потенциала.

Организация продуктивных занятий основана на использовании педагогических технологий:

  • информационно-коммуникативных (ИКТ),
  • игровых методах обучения,
  • проектных методах обучения,
  • технологий позиционного обучения,
  • технологий креативного письма.

ИКТ нацелены на обучение и самообучение ребенка посредством работы с информационными ресурсами. Использование ИКТ позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом образовательной деятельности, что способствует осознанному усвоению им знаний. При помощи ИКТ можно проводить настоящие виртуальные занятия. Большую роль играет ИКТ в подготовке праздников, в исследовательской и проектной деятельности детей.

Преимущества игровых методов обучения заключаются в подготовке одаренного ребенка через имитацию реальной жизненной ситуации, в которой ему необходимо действовать, к решению жизненно важных проблем и реальных затруднений. Игровая деятельность на уроке иностранного языка не только организует процесс общения на этом языке, но и максимально приближает его к естественной коммуникации. Являясь сложным и одновременно увлекательным занятием, он тренирует память, развивает речь. Примеры игр: «Тайное послание» - учитель произносит слова clown, apple, teacher.Учащиеся записывают только первую букву каждого слова, которое они слышат: C-A-T. «Предложения-нескладушки» - при выполнении этого задания учащиеся практикуются в вычитке предложений с целью обнаружить и исправить ошибки. Уровень сложности можно подобрать для любой группы. Учитель готовит набор карточек с предложениями и правильным вариантом на обороте. Слова в них могут быть неправильно написаны, или неправильно употреблены в контексте предложения. Задача корректоров в этом случае восстановить первоначально задуманное слово. А так же игры с мячом, игра «Табу», составление семантических карт и т.д.

Проектный метод обучения ориентирован на разработку основных деталей предстоящей деятельности ребенка. Проектная деятельность развивает познавательные навыки у одаренных детей, их критическое и творческое мышление, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, а так же увидеть, сформулировать и решить проблему.

Педагогическая технология позиционного обучения основана на активном чтении текста. Педагогическая идея метода состоит в том, чтобы обдумать, разработать, объяснить и защитить определенную позицию на основе учебного текста. Позиционное обучение на уроке начинается с чтения текста. Учащиеся делятся на группы, выбирают одну из позиционных ролей:

- «тезис» - выделить и обосновать основные тезисы текста;

- «понятие» - определить основные понятия текста;

- «оппозиция» - высказать возражение основным положениям текста.

Учащимся отводится определенное время для чтения текста, выработки предложенной позиции и подготовки презентации. По окончании отведенного на подготовку времени, учащиеся выходят к доске всей группой и защищают свою позицию. Следует отметить значительный обучающий и воспитательный потенциал позиционной технологии, позволяющей не только глубоко изучить учебную информацию, но и развивать умения аргументации, ведения дискуссии, формировать коммуникативную компетенцию.

Технология креативного письма – это универсальная разновозрастная технология развития письменной речи, тесно связанная с развитием критического мышления через чтение и письмо. Техника креативного письма направлена на раскрытие творческого потенциала личности, способствует снятию психических барьеров при выполнении письменных заданий. Обучение креативному письму предполагает создание художественных текстов различных жанров. Впоследствии эти навыки учащиеся смогут перенести на осуществление иноязычной речевой деятельности не только в письменной, но и в устной форме. Примеры технологии креативного письма:

- вам дано первое предложение, продолжите историю по цепочке;

- просмотрите видеоролик и предположите, как могла закончиться история;

- отсутствует начало рассказа, ваша задача придумать логичное начало;

- перед вами список несвязанных друг с другом слов, ваша задача составить рассказ.

Существует так же ряд других методов, которые можно использовать для работы с одаренными детьми: метод «Мозгового штурма», метод «Дискуссия», метод «Синквейна». Учащимся предлагается написать стихотворение в конструктивистской манере:

- в первой строчке существительное по выбору.

- во второй – два прилагательных, соединенные союзом and, описывающие это существительное.

- в третьей – глагол и наречие, характеризующее существительное в действии.

- в четвертой строке будет сравнение, она начинается словами like или as.

Friends

Kind and nice

Patient and loving

Like the stars in the sky.

Dog

Brown and big

Running fast

Like a deer.

  1. Вывод.

Современное образование ориентированно на развитие и воспитание одаренной и творческой личности, поскольку только такая личность может полностью реализовать себя в современных социально-экономических условиях. Одаренной и творческой личности характерны такие черты, как оригинальность и гибкость мышления, жажда познания, чувствительность ко всему новому, необычному, целеустремленность, независимость мнений, критическое отношение к себе и окружающим. Роль педагога заключается в том, чтобы не просмотреть, не спугнуть, не сломать «росток» одаренности, который находится в каждом ребенке. Одаренные, талантливые, творчески развитые дети – это залог успешного будущего.

  1. Список используемой литературы.
  1. Учителю об одаренных детях. В.П. Лебедева, В.И. Панова. М.: Издательство «Молодая гвардия», 1997. – 353 с.
  2. Игровой метод в обучении иностранному языку. А.В. Конышева. СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2008. – 192 с.
  3. Педагогика в схемах и таблицах. А.М. Руденко. Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 2016. – 172 с.
  4. Научно-методический журнал  «Иностранные языки в школе» ноябрь 2013.
  5. Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников» январь 2018.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа с одаренными детьми на уроках английского языка Шайманова Марина Александровна, учитель иностранного языка МБОУ «СШ №32 им. С.А. Лавочкина» города Смоленска

Слайд 2

Одаренные дети…они какие? Ранняя увлеченность Быстрота и точность выполнения умственных операций Любознательность Высокая познавательная и исследовательская активность Самостоятельная постановка вопросов и проблем по отношению к новому

Слайд 3

Пути выявления одаренных детей

Слайд 4

Ориентирование в процессах развития на индивидуальные способности детей предполагает учет: Индивидуальных особенностей Владения учащимися способами и приемами учебно-познавательной деятельности Склонностей и интересов, мотивирующих познавательную деятельность учащегося

Слайд 5

Личностно-ориентированный подход в работе с одаренными детьми

Слайд 6

Информационно-коммуникативная технология / http:// www.homeenglish.ru грамматические тесты, учебники, опросники, задания, вопрос-ответ /http://www.usingenglish.com тексты для чтения, сборники идиом, фразовых и неправильных глаголов, грамматические уроки /http://www.youtube.com/bookboxinc короткометражные обучающие мультипликационные ролики

Слайд 7

Технология позиционного обучения одаренных детей

Слайд 8

Технология креативного письма в обучении одаренных детей Вам дано первое предложение, продолжите историю по цепочке Просмотрите видеоролик и предположите, как могла закончиться история Отсутствует начало рассказа, ваша задача придумать логичное начало Перед вами список несвязанных друг с другом слов, ваша задача составить рассказ

Слайд 9

Методы обучения одаренных детей Игровой метод Организует процесс общения Тренирует память Развивает коммуникативные навыки Подготавливает ребенка к решению проблем и реальных затруднений Метод проектов Развивает познавательные навыки Развивает критическое и творческое мышление Учит ориентироваться в информационном пространстве Формулировать и решать проблему

Слайд 10

Метод « Синквейна » в обучении одаренных детей в первой строчке существительное по выбору. во второй – два прилагательных, соединенные союзом and , описывающие это существительное. в третьей – глагол и наречие, характеризующее существительное в действии. в четвертой строке будет сравнение, она начинается словами like или as . Friends Kind and nice Patient and loving Like the stars in the sky.

Слайд 11

«…Каждое дитя до известной степени гений» Лев С емёнович Выготский

Слайд 12

Спасибо за внимание