Главные вкладки
Я -наставник
На этой странице, я постараюсь разместить материал, отражающий мои представления и мою работу по наставичеству.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Как я представляю себе наставника.
Я убедился, что, как бы человек успешно не окончил педагогический вуз,
как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте,
то никогда не будет хорошим педагогом; я сам учился у более старых педагогов…
А. С. Макаренко
В этом году мне довелось стать наставником для молодого преподавателя. Как же я представляю себе эту деятельность. Какой я должна быть в работе и в общении? Прочитав кучу литературы, я сделала для себя выводы, которыми хочу поделиться с вами.
С учетом профессиональных потребностей молодого преподавателя можно выделить следующие роли педагогов-наставников.
«Проводник». Обеспечивает подопечному знакомство с системой данного общеобразовательного учреждения «изнутри». Такой наставник может объяснить принцип деятельности всех структурных подразделений школы, рассказать о государственно-общественном управлении образовательным учреждением. Наставник поможет молодому учителю осознать свое место в системе школы, будет осуществлять пошаговое руководство его педагогической деятельностью. Вклад наставника в профессиональное становление молодого учителя составляет более 80 %.
«Защитник интересов». Может помочь в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в процессе педагогической деятельности молодого специалиста; организует вокруг профессиональной деятельности молодого учителя атмосферу взаимопомощи сотрудничества; помогает подопечному осознать значимость и важность его работы; своим авторитетом охраняет учителя от возможных проблем межличностного характера. Наставник может договариваться от имени молодого специалиста о его участии в различных внутри- и внешкольных мероприятиях. Вклад наставника в профессиональное становление молодого учителя составляет 60–80 %.
«Кумир». Это пример для подражания, это очень мощный критерий эффективности наставнической поддержки. Наставник всеми своими личными и профессиональными достижениями, общественным положением, стилем работы и общения может стимулировать профессиональное самосовершенствование молодого учителя. Подопечный фиксирует и перенимает образцы поведения, подходы к организации педагогической деятельности, стиль общения наставника. Вклад наставника в профессиональное становление молодого учителя составляет 40–60 %.
«Консультант». За основу этих взаимоотношений берется благополучие личности молодого специалиста. Эта роль реализует функцию поддержки. Здесь практически отсутствует требовательность со стороны наставника. Подопечный получает ровно столько помощи, сколько ему необходимо и когда он об этом просит. Вклад наставника в профессиональное становление молодого учителя составляет 30–40 %.
«Контролер». В организованной таким образом наставнической поддержке молодой учитель самостоятельно осуществляет педагогическую деятельность, а наставник контролирует правильность ее организации, эффективность форм, методов, приемов работы, проверяет его успехи с помощью системы тестов, творческих заданий, проблемных ситуаций и т. п. Вклад наставника в профессиональное становление молодого учителя составляет 10–30 %.
Наиболее оптимальными моделями взаимодействия с молодыми учителями, к которым должен стремиться педагог-наставник, можно считать следующие:
Общение-коррекция. Этот вид общения направлен на выполнение диагностической функции педагогом-наставником. При выявлении симптомов неблагополучной педагогической деятельности или выяснении возможностей для их возникновения наставник осуществляет профилактическую работу, которая планируется в зависимости от целей, ситуации, условий и особенностей взаимодействия в паре.
Общение-коррекция требует от учителя-наставника знания психолого-педагогической теории, владения приемами диагностического исследования, знаний специального характера в области технологии общения.
Общение-поддержка. Этот тип общения имеет место в ситуациях, когда необходимо помочь молодому учителю в разрешении сложных ситуаций, с которыми он не силах справиться самостоятельно. От наставника требуется не только сумма знаний, но и мобилизация таких личностных качеств, как эмпатия, такт, чуткость и др.
Общение-снятие психологических барьеров. Этот тип общения предполагает владение педагогом-наставником технологией общения на достаточно высоком уровне, наличие у него потребности в общении с подопечным, желания помочь ему в установлении доверительных отношений.
Общение на основе дружеского расположения является оптимальной моделью общения педагога-наставника и молодого специалиста. Она предполагает реализацию всех функций общения, аккумулирует все особенности и свойства наставника как профессионала и личности. В её основе лежит доверительность, взаимная расположенность субъектов общения, обоюдная заинтересованность в осуществлении и продолжении контактов.
Наставнику необходимо помнить о правилах общения, которые необходимо соблюдать.
Не приказывать. Наставник должен помнить, что фраза, содержащая обязательство какого-либо рода, вызывает протест. В процессе общения с молодыми учителями следует отказаться от фраз типа «вы должны», «вам необходимо», «вам нужно» и т. п. Естественной их реакцией на эту фразу могут стать слова: «Ничего я вам не должен. Как хочу, так и работаю!»
Не угрожать. Любая угроза – это признак слабости. Угроза со стороны наставника – это еще и признак педагогической несостоятельности, некомпетентности. Угрозы или ультиматум со стороны учителя-наставника провоцируют конфликт. «Если Вы не будете выполнять мои требования, то…» – подобные замечания свидетельствуют о неумении наставника аргументировать свою педагогическую позицию, о непонимании ситуации, об отсутствии дипломатических навыков общения. Этот прием не способствует установлению отношений сотрудничества и взаимопонимания между наставником и подопечным.
Не проповедовать. «Ваш профессиональный долг обязывает…», «На Вас лежит ответственность…» – эти воззвания чаще всего являются пустой тратой времени. Они не воспринимаются и не осознаются молодыми специалистами как значимые, вследствие их абстрагированности от реальной педагогической ситуации.
Не поучать. Наставник должен помнить о том, что нет ничего хуже, чем навязывать свою собственную точку зрения собеседнику («если бы Вы послушали меня, то…», «если бы Вы последовали примеру….»).
Не подсказывать решения. Наставник не должен «учить жизни» молодого учителя. «На Вашем месте я бы…» – эта и подобные ей фразы не стимулируют процесс профессиональной поддержки, поскольку произносятся чаще всего с оттенком превосходства и ущемляют, таким образом, самолюбие молодого педагога.
Не выносить суждений. Высказывания со стороны наставника типа «Вы должны сменить место работы», «Вы слишком мало внимания уделяете работе» чаще всего наталкиваются на сопротивление и протест молодых учителей, даже в тех случаях, когда они абсолютно справедливы.
Не оправдывать и не оправдываться. Наставник потеряет значительную долю своего влияния, если будет строить свое взаимодействие с подопечными на основе этих приемов общения. «Вы организовали и провели урок не так уж плохо, как кажется на первый взгляд» – данная форма оправдания, конечно, снимает некоторое напряжение в отношениях, но делает существующую профессиональную проблему менее значимой для молодого учителя.
Не ставить «диагноз». «Вам нельзя работать в школе, Вы слишком эмоциональны» – такая фраза опытного педагога непременно насторожит молодого учителя и настроит его против наставника.
Какими еще качествами должен развить в себе наставник? Это прежде всего:
Гибкость мышления – это умение быстро оценивать ситуацию, быстро обдумывать и принимать необходимые решения, легко переключаться одного способа действий на другой.
Критичность мышления - умение не считать верной первую, пришедшую в голову мысль, подвергать критическому рассмотрению предложения и суждения других, принимать необходимые решения только взвесив все «за» и «против».
Коммуникативные способности - умение говорить простым и доступным языком о сложных вещах, быть открытым и искренним в общении, уметь слушать и слышать наставляемого.
Толерантность – терпимость к мнениям, взглядам и поведению, отличным от собственного и даже неприемлемым для наставника.
Эмпатия – эмоциональная отзывчивость на переживание других, способность к сочувствию. Наставник не должен обладать чрезмерным уровнем эмпатии, т.к. чрезмерная эмоциональная отзывчивость может эксплуатироваться эгоистически наставляемыми для реализации собственных целей. Наставнику (специалисту образовательной организации) желательно иметь комплекс знаний в области психологопедагогических дисциплин.
Рефлексия – способность к осмыслению собственной деятельности, слов и эмоций с целью саморегуляции.
Эмоциональная устойчивость – способность психики сохранять функциональную активность в условиях воздействия стрессоров, фрустраторов как в результате адаптации к ним, так и в результате высокого уровня развития эмоционально-волевой саморегуляции.



Предварительный просмотр:
Анализ работы наставника, педагога дополнительного образования
Хильченко Ольги Ивановны г. Миллерово МБУ ДО ДДиЮ
Аннотация:
Педагог дополнительного образования Хильченко Ольга Ивановна в результате диагностического обследования стала педагогом-наставником. Составила план работы. Совместная деятельность по плану, программам, разработкам мастер-классов. После посещения занятия наставляемого провела диагностику затруднений и потребностей молодого педагога, тестирование «Какой Ваш творческий потенциал?», поделилась опытом работы с эмоциональными детьми. Промежуточное анкетирование показало успешную работу. Результаты работы в виде призовых мест детей в конкурсах.
Педагог дополнительного образования Хильченко Ольга Ивановна работает в МБУ ДО ДДиЮ 34 года, является успешным опытным педагогом высшей категории. Дети, которые занимаются у Ольги Ивановны, заинтересованы в обучении плетения бисером и стабильно занимают призовые места в муниципальных, региональных и федеральных конкурсах.
Профессиональные интересы педагога: плетение из бисера, использование ИТК.
Ольга Ивановна ведёт активную профессиональную педагогическую деятельность. Свою деятельность она освещает в социальной сети работников образования https://nsportal.ru/khilchenko-olga-ivanovna. Её статьи, презентации, мастер-классы, советы детям, родителям на темы декоративно-прикладного искусства (в том числе плетение бисером), а также на педагогические и воспитательные темы очень актуальны и полезны.
В сентябре 2022 года Ольга Ивановна прошла диагностическое обследование в рамках работы программы «Наставничество», которое провела по запросу администрации педагог-психолог МБУ ДО ДДиЮ Лысенко В.А. По результатам диагностического обследования Ольга Ивановна рекомендована на должность педагога-наставника.
С целью улучшения уровня методической, психолого-педагогической и образовательной компетенции педагогов 12.09.2022 года приказом МБУ ДО ДДиЮ №132 «О реализации Целевой модели Наставничества в МБУ ДО ДДиЮ » Хильченко Ольга Ивановна назначена педагогом-наставником молодого педагога Скляровой Ирины Сергеевны (Прачевой И.С.)
На основании приказа Ольгой Ивановной был разработан и согласован на методическом Совете «План работы педагога-наставника на 2022-2023 учебный год». В план работы вошли: организация и планирование образовательно-воспитательной деятельности, взаимопосещаемость занятий молодого педагога и педагога-наставника, диагностика деятельности наставляемого (анкетирование, тестирование), беседы, консультации, собеседования, тренинги, практикумы, выявления эффективности.
В октябре педагоги совместно работали над программами, календарным планом, составили мастер-классы для детей. В ноябре, после посещения занятия наставляемого, педагог-наставник провела диагностику затруднений и потребностей молодого педагога, тестирование «Какой Ваш творческий потенциал?», поделилась опытом работы с эмоциональными детьми.
В декабре по запросу администрации было проведено промежуточное анкетирование педагога-наставника и наставляемого педагога. Результаты анкетирования показали, что взаимодействие участников программы «Наставничество» носит плодотворный характер, обогащает обоих педагогов, позволяет молодому педагогу раскрывать свои сильные и слабые стороны. Наставник готова и далее делиться опытом и знаниями, так как наставляемый педагог добросовестно и с интересом относится к процессу наставничества.
Ирина Сергеевна использовала рекомендации Ольги Ивановны в подготовке к участию в муниципальных творческих конкурсах детей. И эта подготовка дала хорошие результаты: обучающиеся молодого педагога получили 5 Дипломов 1степени в муниципальном конкурсе «Мы за здоровый образ жизни» и грамоты за одно первое место победителя и два призовых в муниципальном конкурсе «Свет Рождественской звезды».
На сегодняшний день совместная работа педагога-наставника и молодого педагога проходит и далее в активном результативном процессе, согласно плану работы на 2022-2023 учебный год.
15.02.2023 Методист МБУ ДО ДДиЮ Киселева Л.П.
.
Предварительный просмотр:
Справка - анализ
по результатам посещения занятия участника программы наставничества Скляровой Ирины Сергеевны, руководителя объединения «Радуга красок» МБУ ДО ДДиЮ г. Миллерово (форма «Педагог – педагог). С целью выявления затруднений в организации образовательно – воспитательной деятельности.
Тема урока: «Город будущего».
Цель урока: познакомить учащихся с архитектурой и многообразием архитектурных построек.
Задачи:
Обучающая: овладевать техникой проведения прямых линий в разных направлениях, начальными навыками и умениями изображения дома и его элементов.
Развивающая: развивать эстетический вкус, формировать представления о существовании самых разных типов построек.
Воспитательная: воспитывать любовь к городу, в котором живем.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Оборудование: презентация, иллюстрации зданий различной формы, макеты зданий из бумаги, раздаточный материал, художественные инструменты, материалы и принадлежности;
Анализ
Материал урока: в соответствии с программой данная тема входит в раздел «Рисование перспективы». Урок логически связан с предыдущими (рисование с линией горизонты, рисование комнаты в перспективе). Подобран посильный материал для учащихся с точки зрения:
-количества объёма;
-конкретности образов;
-изобразительных и физических возможностей учащихся.
Эстетически подобран иллюстративный и раздаточный материал, ИКТ (презентация). Обучающиеся были заинтересованы теоретической и практической частью работы.
Оборудование урока
Оборудование выбрано рационально и соответствовало индивидуальным особенностям развития обучающихся. Обеспечена оптимальная видимость и освещённость объектов. Целесообразно применены ИКТ. Оборудование соответствует эстетическим нормам и требованиям к уроку.
Структура урока
На данном уроке использовались: орг. момента, актуализация опорных знаний, анализ слайдового материала и репродукций; физминутки, указания к началу работы и предупреждение ошибок; практическая работа обучающихся; подведение итогов урока. Достаточная по времени продолжительность каждого из этапов урока.
Методы и средства обучения (сочетание слова, наглядности и практических действий).
Развивающая работа на уроке
В процессе рисования проведена работа по уточнению представлений учащихся о геометрических фигурах и изображения их в перспективе.
Обучающиеся упражнялись в умении изменять формы предметов по мере их удаления, применять правила перспективы.
Было уделено внимание всестороннему анализу и изучению правил перспективы с одной центральной точкой и с двумя точками. В процессе систематической работы над рисунком дети постепенно привыкают к тому, что нужно пользоваться дополнительными линиями, четко выстраивать вертикали.
На уроке дети учились планированию построения рисунка. Постепенно от рисования вслед за учителем, повторяя все его действия, учащиеся переходили к выполнению рисунка на основе самостоятельного представления натуры. Таким образом, в процессе рисования у обучающихся развивались навыки как мысленной, так и практической пространственной ориентировки. Обучающиеся данной группы находятся ещё на начальном этапе рисования предметов, в перспективе, тем не менее, хорошо владеют графическими навыками и навыками изображения предметов прямоугольных и квадратных форм. На данном уроке использовалось средство развития речь учащихся, где они усваивали слова, обозначающие:
- названия предметов;
- признаки предмета или его частей (по величине, по цвету, по форме, высоте, ширине);
- практические действия (“провести”, “соединить”);
- пространственные отношения (“посередине”, “вверху”, “слева”, “над линией горизонта”, “ниже линии горизонта”).
Зрительное внимание развивалось в процессе анализа изменения форм предметов, сравнения своей работы с репродукциями.
Рассматривая и изучая изменения различных форм предметов в перспективе, обучающиеся начинают понимать красоту сочетания различных форм. Учащиеся созерцают и любуются реальными зданиями своего города, выясняют роль художника в архитектуре. Все ребята активно участвовали в работе, показали хороший уровень организованности, старательности, активности.
Общая оценка урока
Были продуктивно реализованы образовательные, воспитательные и развивающие задачи урока. Комплекс подобранных средств (ИКТ, нагл. дем. материал). Была ярко представлена тема, с использованием компьютерных технологий. Преподаватель добилась того, что: дети закрепили уже имеющиеся знания и отработали отдельные навыки рисования предметов в перспективе. Но методы и приемы были использованы не в полной мере. По сути, было представлено рисование с образца. Но в целом считаю, что урок был законченным. Достиг поставленной цели.
Рекомендую. Больше использовать разнообразные методы и приемы работы. Создать положительный эмоциональный настрой и благоприятную атмосферу, подобрав интересный материал, имеющий теоретическую, практическую и познавательную значимость. Больше давать возможности детям формулировать свое мнение и ответы на вопросы.
Педагог -наставник: Хильченко О.И.
Предварительный просмотр:
Справка - анализ
по результатам тестирования «Каков ваш творческий потенциал» участника программы наставничества Скляровой Ирины Сергеевны, руководителя объединения «Радуга красок» МБУ ДО ДДиЮ г. Миллерово (форма «Педагог – педагог). С целью выявления творческого потенциала педагога.
15 декабря было проведено тестирование «Ваш творческий потенциал». Его результат показал, что у Ирины Сергеевны заложен значительный творческий потенциал, который представляет ей богатый выбор возможностей. Если она на деле сможете применить свои способности, то ей доступны самые разнообразные формы творчества.
Компонентами творческого потенциала являются творческие способности (мышление, ориентированное на решение задач, воображение) и свойства личности (эмоциональность, волевые качества).
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Справка- анализ
по результатам посещения занятия участника программы наставничества Скляровой Ирины Сергеевны, руководителя объединения «Радуга красок» МБУ ДО ДДиЮ г. Миллерово (форма «Педагог – педагог). С целью выявления затруднений в организации образовательно – воспитательной деятельности.
Тема урока: «Рисование с натуры объёмного предмета (керамическая ваза)».
Цель урока: Формирование навыков рисования с натуры.
Задачи урока:
- обучение приёмам и последовательности рисования объемных предметов с натуры;
- развитие зрительного внимания и памяти, пространственного ориентирования, мелкой моторики, глазомера, графических навыков на основе выполнения коррекционно-развивающих заданий, упражнений и практической работы;
- воспитание положительной мотивации к изучаемому предмету;
Оборудование: презентация, несколько ваз разной формы, натура, раздаточный материал (шаблоны, линейки-мерки, коррекционно-развивающие задания, спичечные коробки, картонные прямоугольники), художественные инструменты, материалы и принадлежности;
Материал урока.
В соответствии с программой данная тема входит в раздел «Рисование с натуры». Урок логически связан с предыдущими (рисование с натуры гипсового конуса и шара). Подобран посильный материал для учащихся с точки зрения:
-количества объёма;
-конкретности образов;
-изобразительных и психофизических возможностей учащихся.
Эстетически подобран иллюстративный и раздаточный материал, ИКТ (презентация). Обучающиеся были заинтересованы теоретической и практической частью работы.
Оборудование урока
Оборудование выбрано рационально и соответствовало индивидуальным особенностям развития обучающихся. Обеспечена оптимальная видимость и освещённость объектов. Целесообразно применены ИКТ. Оборудование соответствует эстетическим нормам и требованиям к уроку.
Структура урока
Считаю, также, целесообразным использование на данном уроке орг. момента, актуализация опорных знаний, анализ слайдового материала и натуры; физминутки, развивающая минутка, указания к началу работы и предупреждение ошибок; практическая работа обучающихся; подведение итогов урока. Достаточная по времени и по объему продолжительность каждого из этапов урока.
Методы и средства обучения (сочетание слова, наглядности и практических действий) соответствие возрасту, усиливало мотивацию обучающихся, соответствовало их уровню развития познавательных возможностей.
Развивающая работа на уроке
В процессе рисования с натуры проведена работа по уточнению представлений учащихся о геометрических фигурах и телах.
Обучающиеся упражнялись в умении соотносить формы предметов с геометрическими фигурами, соотносить детали своего рисунка с образцом.
Было уделено внимание всестороннему анализу и изучению натуры на основе разбора предмета на части, где обучающиеся могли рассмотреть отдельные детали предмета. В процессе систематической работы над рисованием с натуры дети постепенно привыкают к тому, что нужно постоянно сравнивать и устанавливать сходство и различие между натурой и изображаемым объектом. Процесс рисования с натуры очень сложный и делится на ряд этапов. На уроке дети учились планированию построения рисунка. Для формирования первоначальных композиционных навыков размещения рисунка на альбомном листе и определения общего размера изображения использовалась специальная «мерка». Постепенно от рисования вслед за учителем, повторяя все его действия, учащиеся переходили к выполнению рисунка на основе самостоятельного анализа натуры параллельно выполняя упражнения, направленные на развитие и коррекцию пространственного ориентирования. Таким образом, в процессе обучения рисования с натуры у обучающихся развивались навыки как мысленной, так и практической пространственной ориентировки. Развитие глазомера происходило в процессе определения величины различных частей вазы (горлышко, средняя часть, подставка) относительно друг друга. Обучающиеся данной группы находятся ещё на начальном этапе рисования с натуры объёмных предметов, тем не менее, хорошо владеют графическими навыками и навыками изображения объёмных предметов простейших геометрических форм. На данном уроке использовалось средство развития речь учащихся, где они усваивали слова, обозначающие:
- названия предметов;
- признаки предмета или его частей (по величине, по цвету, по форме);
- практические действия (“провести”, “соединить”);
- пространственные отношения (“посередине”, “вверху”, “слева”, …).
Развитие зрительной памяти происходило путем запоминания формы, величины объекта. Зрительное внимание развивалось в процессе анализа натуры, сравнения своей работы с натурой.
Рассматривая и изучая предметы различных форм и цвета, обучающиеся начинают понимать красоту сочетания различных форм. Все ребята активно участвовали в работе.
Общая оценка урока
Были продуктивно реализованы образовательные, воспитательные и развивающие задачи урока. Комплекс подобранных средств (ИКТ, нагл. дем. материал), методов и приёмов, соответствовал решению поставленных задач. Добилась того, что: дети закрепили уже имеющиеся знания и отработали отдельные композиционные навыки, навыки рисования с натуры объемных предметов. Развивающаяся направленность урока в целом прослеживалась на каждом этапе урока.
Рекомендую: чётко разделять градацию этапов урока. Для того чтобы лучше их разграничить, можно на каждом этапе подвести небольшой итог проделанной работы. Знания, полученные обучающимися в процессе изобразительной деятельности, получили результат в формировании графических навыков, умения различать геометрические формы в предметах, рисовать предметы с натуры. Но еще более четкими они был бы если бы был проведен эксперимент по выявлению отличительных особенностей плоской фигуры от объемной. Сделан вывод. Также необходимо производить коррекцию речи на основе полных ответов учащихся, следить за правильным использованием терминов.
Но в целом считаю, что урок был целостным и законченным. Достиг поставленной цели.
Предварительный просмотр:
Ссылка на видео, участвовавшее в интернет – конкурсе «Наставник Дона»
https://nsportal.ru/video/2023/03/regionalnyy-konkurs-nastavnik-dona
Предварительный просмотр:
19 мая по программе наставничества, в рамках отчетных мероприятий было проведено совместное итоговое занятие детских объединений «Веселые горошины» и «Радуга красок» под названием «По следам Шапокляк». На занятие были приглашены родители, методисты и педагоги.
Мероприятие началось с выставки поделок и рисунков. Дальнейшее действие проходило по сценарию. Он был написан в форме конкурсной программы, по мотивам сказки Успенского «Крокодил Гена и его друзья». Злодейка-Шапокляк похитила посылку, которая предназначалась «Художникам и мастерам бисероплетения». Чтобы её вернуть детям пришлось выполнять задания Шапокляк, участвовать в конкурсах. Ребятам помогали друзья детских объединений персонажи "Кисточка", "Бусинка" и «Гениальная Сыщица». Участвуя в конкурсах, ребята использовали навыки и знания, которым они научились за прошедший год. В конце праздника они победили Шапокляк и получили заветную посылку, в которой находились грамоты и дипломы, их вручили педагоги - руководители детских объединений своим обучающимся. После вручения, ребята посмотрели видео презентацию «Как мы провели учебный год», в которой были показаны поделки, рисунки и конкурсные работы, выполнение детьми в течении 2022 -2023 учебного года.
Ссылка на фотоальбом «По следам Шапокляк» https://nsportal.ru/albom/2023/06/04/po-sledam-shapoklyak
Предварительный просмотр:
Анализ реализации программы наставничества в МБУ ДО ДДиЮ в 2022-2023 учебном году.
С целью улучшения уровня методической, психолого-педагогической и образовательной компетенции педагогов 12.09.2022 года приказом МБУ ДО ДДиЮ №132 «О реализации Целевой модели Наставничества в МБУ ДО ДДиЮ » Хильченко Ольга Ивановна была назначена педагогом-наставником молодого педагога Скляровой Ирины Сергеевны (Прачевой И.С.).
На основании приказа Ольгой Ивановной был разработан и согласован на методическом Совете «План работы педагога-наставника на 2022-2023 учебный год». В план работы вошли: организация и планирование образовательно-воспитательной деятельности, взаимопосещаемость занятий молодого педагога и педагога-наставника, диагностика деятельности наставляемого (анкетирование, тестирование), беседы, консультации, собеседования, тренинги, практикумы, выявления эффективности.
В октябре педагоги совместно работали над программами, календарным планом, составили мастер-классы для детей.
В ноябре наставник посетила занятие наставляемого «Город будущего». После посещения занятия наставляемого, педагог-наставник провела диагностику затруднений и потребностей молодого педагога, тестирование «Какой Ваш творческий потенциал?», поделилась опытом работы с эмоциональными детьми.
В декабре наставляемый педагог посетила занятие педагога-наставника «Браслет «Казачий хоровод»». На занятии наставник делилась опытом работы воспитания патриотической, творческой, активной личности, способствования воспитания художественного вкуса, формирования технических умений и навыков в работе.
В декабре по запросу администрации было проведено промежуточное анкетирование педагога-наставника и наставляемого педагога. Результаты анкетирования показали, что взаимодействие участников программы «Наставничество» носит плодотворный характер, обогащает обоих педагогов, позволяет молодому педагогу раскрывать свои сильные и слабые стороны. Наставник готова и далее делиться опытом и знаниями, так как наставляемый педагог добросовестно и с интересом относится к процессу наставничества.
В январе было проведено анкетирование «Совершенствование профессиональной деятельности наставляемого педагога». Анкетирование показало продуктивность реализации программы наставничества и выявило направления в работе, на которые нужно обратить внимание в дальнейшей работе.
Также в январе обучающиеся Ольги Ивановны и Ирины Сергеевны приняли участие в муниципальном конкурсе «Свет Рождественской Звезды», где заняли призовые места.
В феврале был проведён анализ работы наставника, педагога дополнительного образования методистом Киселевой Л.П. Анализ показал, что совместная работа педагога–наставника и молодого педагога проходила в активном результативном процессе и согласно плану работы на 2022-2023учебный год.
Также в феврале наставник Ольга Ивановна приняла участие в региональном Интернет-конкурсе «Наставник Дона». В рамках конкурса было проведено ряд мероприятий и смонтирован видеоролик о работе наставничества в МБУ ДО ДДиЮ.
В марте наставник посетила занятие наставляемого педагога «Рисование с натуры объемного предмета», провела анализ занятия, дала оценку занятию и рекомендации.
В апреле обучающиеся Ольги Ивановны и Ирины Сергеевны приняли участие в муниципальном конкурсе «Пасху празднует Россия», где снова заняли призовые места.
В мае по программе наставничества, в рамках отчетных мероприятий было проведено совместное итоговое занятие детских объединений «Весёлые горошины» и «Радуга красок» под названием «По следам Шапокляк». На занятие были приглашены родители, методисты и педагоги. Занятие проходило в форме выставки работ детей и конкурсной программы по мотивам сказки Эдуарда Успенского «Крокодил Гена и его друзья». В конце занятия, после вручения грамот и дипломов, педагоги продемонстрировали презентацию «Как мы провели учебный год», где были показаны поделки, рисунки и конкурсные роботы, выполненные детьми в течении 2022-2023 учебного года.
В течение года наставник предоставляла консультации по интересующим вопросам наставляемого. Проводились беседы, тренинги, разрабатывались задания для дальнейшего самообразования, самостоятельной работы с литературой.
Ирина Сергеевна использовала рекомендации Ольги Ивановны в подготовке к участию в муниципальных творческих конкурсах детей. И эта подготовка дала хорошие результаты: обучающиеся молодого педагога получили 5 Дипломов 1степени в муниципальном конкурсе «Мы за здоровый образ жизни», грамоты за одно первое место победителя и два призовых в муниципальном конкурсе «Свет Рождественской звезды», грамоты за три первых мест победителя и два призовых в муниципальном конкурсе.
Для оценки результативности и эффективности реализации программы наставничества 19 мая 2023 года проведено анкетирование участников формы наставничества «Педагог-педагог» Хильченко О.И. (наставник) и Прачёва И.С. (наставляемая). Обследование проведено в рамках работы программы наставничества по запросу администрации. Анкетирование выявило удовлетворенность участников программой наставничества. Оба респондента сохранили позитивное настроение на весь период работы в программе наставничества, при этом молодой специалист Прачёва И.С. максимально высоко оценила все результаты мероприятий и пользу от них. Ирина Сергеевна проявила высокую мотивацию, активную личностную позицию, стремление к самосовершенствованию, профессиональному развитию.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
ПЛАН РАБОТЫ
педагога – наставника на 2024-2025 учебный год
г. Миллерово
Цель - создание организационно-методических условий для успешной деятельности наставляемого педагога в МБУ ДО ДДиЮ. Формирование методико-педагогических умений и навыков у наставляемого педагога для успешного применения на практике.
Задачи:
- выявить затруднения в методико-педагогической деятельности наставляемого педагога;
- оказать методическую помощь в повышении общедидактического уровня организации учебно-воспитательного процесса;
- создать условия для формирования индивидуального стиля творческой деятельности, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения с обучающимися и их родителями;
- развивать потребность и мотивацию у наставляемого педагога к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию.
Содержание деятельности:
- Организация и планирование образовательной деятельности наставляемого педагога.
- Посещение занятий.
- Диагностика затруднений наставляемого педагога в организации образовательно-воспитательной деятельности и выбор форм оказания помощи.
- Помощь наставляемому педагогу в повышении эффективности организации учебно-воспитательного процесса.
- Создание условий для совершенствования педагогического мастерства наставляемого педагога.
- Выявление эффективности наставничества.
Ожидаемые результаты:
- активизация индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
- повышение профессиональной компетентности наставляемого педагога в вопросах методики, педагогики и психологии;
- обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания;
- совершенствование методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности наставляемого педагога;
- использование в работе педагога инновационных педагогических технологий;
- повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния наставляемого педагога;
- сокращение числа конфликтов в педагогическом и родительском сообществах;
- рост числа профессиональных успехов наставляемого специалиста.
№ п/п | Содержание деятельности наставника. | Планируемые мероприятия | Срок исполнения | Контроль |
1. | Организация и планирование образовательно-воспитательной деятельности наставляемого педагога. | Получение информации с помощью устного опроса: - по нормативно-правовой базе организации и ведения образовательного процесса; - по редактированию /составлению/ дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы детского объединения; - по составлению календарно-тематического плана работы; - по составлению оптимального расписания; - по комплектованию возрастных групп обучающихся. | Октябрь | Изучение и анализ составленной документации |
2. | Диагностика деятельности наставляемого педагога. | - Диагностика затруднений и потребностей педагога. - Анкетирование по самооценке деятельности наставляемого педагога. - Тестирование: «Какой ваш творческий потенциал». - Анкетирование: «Совершенствование профессиональной деятельности наставляемого педагога». | В течение учебного года. | Справка-вывод. |
3. | Посещение занятий наставляемого педагога. | Наставник посещает занятия наставляемого педагога с целью выявления затруднений в организации образовательно-воспитательной деятельности. | Ноябрь | Справка –анализ занятия. |
4. | Помощь наставляемому педагогу в повышении эффективности организации учебно-воспитательного процесса. | - Посещение наставляемым педагогом занятий педагога-наставника. - Собеседование: «Развитие интереса к методике построения и организации результативного образовательного процесса». - Предоставление консультаций по интересующим вопросам. - Совместная деятельность наставника и наставляемого. | Декабрь. Февраль В течение учебного года. | Анализ занятия. |
5. | Создание условий для совершенство вания педагогичес кого мастерства молодого специалиста. | - Беседы, тренинги, практикумы. - Самостоятельная работа с литературой. - Разработка заданий для дальнейшего самообразования. - Непрерывное развитие творческого потенциала наставляемого педагога (участие в конкурсах, вебинарах, конференциях). | В течение учебного года. | Посещение занятий с целью проверки профессиональных качеств в практической деятельности молодого педагога с учетом знаний и полученной информации. |
6. | Выявление эффективности наставничества. | Диагностические блоки. 1. Нормативно-правовой блок: - владение нормативно-правовой базой образовательного процесса; - знание Концепции развития дополнительного образования до 2030 года; - ведение документации детского объединения и др.). 2. Блок профессиональных качеств: - понимание цели и задач обучения; - понимание взаимной связи содержания форм и методов обучения; - использование разнообразных приёмов, форм, методов, средств обучения; - понимание адекватности применения методов и приёмов обучения и соответствия возрасту обучающихся; - умение организовывать самостоятель ную работу обучающихся; - владение современными образователь ными технологиями развивающего, дифференцированного обучения; - умение работать с информационными источниками; - знание истории и теоретических основ преподаваемого предмета; - ориентация в новых методах и приёмах обучении. 3. Психолого-педагогический блок: - психологическая адаптация наставляемого педагога в образователь ной организации; - знание психологических особенностей обучающихся; - понимание роли психодиагностики в развитии обучающихся; - понимание психологических основ обучения, воспитания и развития лич ности ребёнка различных возрастных групп; - ориентация в содержании контрольно-аналитической деятельности педагога в процессе обучения детей. 4. Коммуникативный блок: - умение выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности; - способность разрешать конфликтные ситуации в детском коллективе; - умение организовывать и проектировать межличностные контакты, общение и совместную деятельность родителей и обучающихся; - умение конструктивно взаимодейст вовать с родителями и специалистами, участвующими в образовательном процессе для решения проблем воспитания, обучения и развития детей; - владение методическими приёмами, психолого-педагогическими умениями и навыками, способствующими организации общения между субъектами образовательной деятельности; - умение транслировать свой профессио нальный опыт; - принимать участие в профессиональ ных дискуссиях и обсуждениях (методические объединения, педсоветы, конференции), логически аргументируя свою точку зрения; - владение основами профессиональной речевой культуры. | Апрель-май | Справка. |
Предварительный просмотр:
Справка - анализ
по результатам посещения занятия участника программы наставничества Прачёвой Ирины Сергеевны, руководителя объединения «Радуга красок» МБУ ДО ДДиЮ г. Миллерово (форма «Педагог – педагог). С целью выявления затруднений в организации образовательно – воспитательной деятельности. Ноябрь 2024.
Цель урока: научить рисовать пейзаж гуашью;
Тип урока: комбинированный;
Задачи урока:
Обучающие: освоение первоначальных знаний о живописи, жанре пейзаж, овладение навыками художественной грамотности, приобретение опыта в художественной деятельности.
Развивающие: развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений.
Воспитательные: воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству.
Материалы и оборудование для учеников:
Бумага форматом А3, гуашевые краски, кисти, салфетки, стаканчик для воды, палитра.
Материалы и оборудование для учителя:
Этапы работы над натюрмортом, ученические работы, бумага форматом А2, гуашевые краски, кисти, садфетка, стаканчик для воды.
Цель деятельность учителя | Сформировать представление об изучаемом предмете, познакомить с техникой, материалами и инструментами, определение общего уровня освоения изобразительного искусства у слушателей, развитие интереса к живописи и в частности художественному творчеству. |
Тип урока | Мастер –класс |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: получат навыки работы красками, кистями, узнают, что такое заливка, тон, контраст, законы изобразительного искусства, законы композиции, познакомятся с видами и жанрами живописи, узнают, как вести поэтапно работу, как нарисовать законченную картину. Метапередметные: овладеют способностью ставить и выполнять перед собой творческую задачу, оценивать свои достижения, умение вступить в речевое общение, пользоваться вспомогательным материалом. Личностные: Владение навыками сотрудничества со взрослыми и детьми в различных ситуациях, отзывчивость к красоте в природе. |
Методы и формы обучения | Мастер- класс |
Оборудование | Бумага форматом А3, гуашевые краски, кисти, салфетка, стаканчик для воды, палитра. |
Наглядно демонстрационный материал | Репродукции картин, рисунки учащихся |
Основные понятия и термины | Изобразительное искусство, живопись, художник, планшет, цветовой тон, гуашь, контраст, цвето-воздушная перспектива, горизонт. |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания, упражнения | Деятельность учителя | Деятельность слушателя | Формы организации взаимодействия | Универсальные учебные действия | Промежуточный контроль |
| Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащегося к усвоению нового материала | Вступительное слово - Ребята, сегодня мы с вами попробуем нарисовать пейзаж. Что бы понять, что такое пейзаж нужно разобраться какое место в живописи он занимает. | Слушают учителя, участвуют в диалоге, отвечают на вопросы | Фронтальная | Личностные: Понимают значение знаний для человека, имеют желание узнать новое, проявляют интерес к произведениям изобразительного искусства
| |
| Словестно иллюстративный | Живопись - это жанр изобразительного искусства, которых множество: архитектура. Скульптура, дизайн, декоративно прикладное искусство, театрально- декорационное искусство, и живопись. Жанры живописи делятся на пейзаж. Портрет, натюрморт и так далее. Портрет – это изображение человека, натюрморт это изображение мертвой природы, пейзаж это изображение живой природы. Видов пейзажа тоже великое множество – сельский, городской, урбанистический, индустриальный, документальный, пастораль, ведута марина, лирический и так далее. Мы с вами будем пытаться пейзаж с озером лугом на заднем фоне и березами на переднем. Я называю его «Дорога к озеру» Посмотрите пожалуйста на образец и на работы учеников. Пейзаж, который вы видите не сложный по рисованию. | Отвечают на вопросы учителя. | Фронтальная | Личностные: Имеют мотивацию к творческой- художественной деятельности. Познавательные: Могут составить произвольное речевое высказывание устной форме, сравнивать выразительные средства. | Устные ответы |
| Организация рабочего места. Что мы будем рисовать, Рисование красками | Итак, для я того, чтобы нарисовать небо на пейзаже, которое находится на заднем плане, надо сделать колер в стаканчике, для этого в небольшом количестве воды размешиваем краску, голубую, синюю, фиолетовую, до однородного состояния. Потом всем этим цветным раствором покрываем половину листа. Лист лежит горизонтально, можно работать без простого карандаша. То, что мы сейчас выполнили называется заливкой. Так же размешиваем цвет озера, учитывая, что вода стоит и она по тону плотнее. Что такой цветовой тон? Тон — одна из трёх основных характеристик цвета наряду с насыщенностью и светлотой. Даем две минутки слоям просохнуть. Затем берем кисть № 3 и размешиваем плотный зеленый цвет. Нужно смешать зеленый и немного желтого цвета. Проводим вертикальные изогнутые линии, по линии горизонта проводим несколько вертикальных линий, высотой 2 – 3 см максимум. Так как слой сырой, по эта линия начинает красиво растекаться. Это противоположный берег озера. Далее ополаскиваем кисти и работаем белой гуашью. Это облака и блики на воде. Далее набираем гуашь более жидкую и наносим вертикальные линии, которые потом станут березами. Даем немного просохнуть и наносим темно-серые чёрточки на стволе дерева. Этим же цветом продолжаем рисовать ветви дерева. Вначале они идут вверх, затем начинают свисать вниз. На фоне неба прорисовываем маленьких птиц. На переднем фоне между березами прорисовываем дорогу. Для неё можно использовать светло-коричневый цвет. Меняем кисть на более пушистую. Берем зеленый цвет и тычковами движениями наносим листву на ветви. Для этой работы можно использовать несколько оттенков зеленого цвета. Затем желтым цветом изображаем одуванчики. На этом наш рисунок закончен. | Учитель показывает – дети повторяют. Рисуют пейзаж. | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: самостоятельно смешивают краски, смешивают колер, определяют линию горизонта, расположение луны. Регулятивные: ориентация на своей работе, анализ работ других учеников. Личностные: имеют желание рисовать, понимают правильность организации рабочего пространства | Выполнение рисунка. Ответы на вопросы. |
Итоги урока. | Выставка и просмотр работ. Обобщение полученных знаний. | Итак, давайте посмотрим на наши рисунки, обратим внимание на ток как разные люди понимают цвет. На этом всем спасибо! | Рассматривают рисунки, оценивают их, делятся впечатлениями. | Фронтальная. | Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом знаний, умений навыков, полученных после мастер –класса, приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность. Личностные: понимают значение знаний для человека, мотивация процессов становления художественно творческих навыков. Регулятивные: оценка своей работы, сравнивая с работой педагога. |
Общая оценка урока
Были продуктивно реализованы образовательные, воспитательные и развивающие задачи урока. Комплекс методов и приёмов, соответствовал решению поставленных задач. Дети закрепили уже имеющиеся знания и отработали уже имеющиеся навыки рисования. Развивающаяся направленность в целом прослеживалась на каждом этапе урока.
Рекомендую: использовать средства ИТКа для более полной и четкой картины восприятия. Так же при объяснении терминов использовать иллюстративный материал. Продолжать работать над речью детей, на основе полных ответов учащихся, следить за правильным использованием терминов.
Но в целом считаю, что урок был целостным и законченным. Достиг поставленной цели.
Предварительный просмотр:
Справка- анализ
по результатам посещения занятия участника программы наставничества Прачёвой Ирины Сергеевны, руководителя объединения «Радуга красок» МБУ ДО ДДиЮ г. Миллерово (форма «Педагог – педагог). С целью выявления затруднений в организации образовательно – воспитательной деятельности.
Тема мероприятия: «С чего начинается Родина»
Это мероприятие было приурочено к военнопатриотическому месячнику «Память зажигает сердца», который проходит с 17.01.2025 на базе МБУ ДО ДДиЮ.
Цель мероприятия: развивать у детей чувство патриотизма, любви к Родине.
Задачи:
Предметные.
- Обобщить знания обучающихся о своей Родине.
- Привлечь внимание обучающихся к культурному и природному наследию.
- Показать значение Родины в жизни каждого человека.
Метапредметные.
- Расширять кругозор обучающихся, изучая материал о своей Родине.
- Развивать навыки изображения природы.
- Развивать умение слаженно работать в коллективе
Личностные:
- Воспитывать чувство патриотизма, любви и гордости за свою Родину.
- Способствовать формированию гражданской позиции, чувства принадлежности к своему краю. Осознание своей роли и места в процессе развития родного края.
Оснащенность: компьютер, проектор, экран, декорации, выставка работ, мольберт, гуашь, кисти, бумага А-3, ватман, клей, салфетки.
Оборудование занятия
Оборудование выбрано рационально и соответствовало индивидуальным особенностям развития обучающихся. Обеспечена оптимальная видимость объектов. Целесообразно применены ИКТ. Оборудование соответствует эстетическим нормам и требованиям к уроку.
Тема.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Дети, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Также равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. И конечно, недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с подрастающим поколением. Тема выбрана очень правильно и удачно.
Структура занятия
Считаю, что очень удачно на данном уроке был использован организационный момент, актуализация опорных знаний, анализ слайдового материала; в ходе занятия использовались различные методы и средства обучения (сочетание слова, наглядности и практических действий) соответствие возрасту, усиливало мотивацию обучающихся, соответствовало их уровню развития познавательных возможностей.
Достаточная по времени и по объему продолжительность каждого из этапов занятия.
Развивающая работа на уроке
В ходе занятия дети пытались дать определение слову патриотизм, Родина. Ирина Сергеевна смогла правильно показать и подвести детей к тому выводу, что «патриотизм» - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям — матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.
Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей. «Родной дом» — сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, улица, на которой стоит его дом, — все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине.
Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом, с окружающей природой. На занятии использовались различные средства для эмоциональной передачи. Это стихи, музыка, репродукции.
В ходе занятия ребята говорили о истории родного края, и о том почему так важно знать символику, историю своей страны, и сохранять все что с ней связано.
В конце занятия они выполнили коллективную работу- плакат.
Общая оценка урока
Были продуктивно реализованы образовательные, воспитательные и развивающие задачи урока. Комплекс подобранных средств (ИКТ, нагл. дем. материал), методов и приёмов, соответствовал решению поставленных задач. Добилась того, что: дети закрепили уже имеющиеся знания и отработали отдельные композиционные навыки, навыки рисования природы, умение слаженно работать в коллективе . Развивающаяся направленность урока в целом прослеживалась на каждом этапе урока.
Рекомендую: более четко разделять градацию этапов занятия. На каждом этапе делать вывод. Считаю, что тогда знания, полученные обучающимися в процессе занятия, получат иметь лучший результат. Также необходимо производить коррекцию речи на основе полных ответов учащихся, следить за правильным использованием терминов.
Но в целом считаю, что занятие было целостным и законченным. Достигло поставленной цели.








