"Инновационная деятельность на базе КФУ"

Исходя из опыта и анализа работы, опираясь на авторскую программу О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры»,   мною был собран опыт работы по теме: «Музыкальное воспитание ребенка на высокохудожественных произведениях музыкального искусства» и разработана методическая разработка под названием «Беседы в музыкальной гостиной». Материал прошел апробацию, был пополнен произведениями татарских композиторов-классиков и народной музыкой. На этой основе разработана авторская программа по слушанию музыки для детей дошкольного возраста на высокохудожественных произведениях музыкального искусства под названием «Беседы в музыкальной гостиной» с учетом национально-регионального компонента.

    Данная программа  составлена на основе обязательного минимума содержания по музыкальному развитию  детей дошкольного возраста с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и приоритетным  направлением развития  МАДОУ «Детский сад №334». В программе сформулированы и конкретизированы задачи по музыкальному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста.

      Программа предполагает проведение «Бесед в музыкальной гостиной»  один раза в неделю.

     Результатом реализации программы «Беседы в музыкальной гостиной» следует считать:

·        уровень знания детей о музыке;

·        глубина высказывания о музыке;

·        выразительность оценочных суждений

·        проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности.

Актуальность:

 -  программа направлена на формирование начал музыкально-художественной культуры, формирование творческой личности ребенка, через развитие его музыкальных способностей, по средствам слушания (восприятия) классической музыки. Мир, окружающий нас, для детей полон загадок, надо помочь малышам не только внимательно смотреть, но и внимательно слушать.

Программа внесена в городской реестр инновационных  программ, проектов и методических разработок в 2015 году (Сертификат); 

презентация программы была представлена на курсах повышения квалификации при ПМЦПКиППРО в 2016 (сертификат).

https://drive.google.com/file/d/0B9ROprdrLfxCckowY...

https://drive.google.com/file/d/0B9ROprdrLfxCNTVsR...

https://drive.google.com/file/d/0B9ROprdrLfxCN0Nlb...

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ПЛАН

мероприятий инновационная деятельность в рамках образовательной программы дополнительного профессионального образования «Обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ в контексте ФГОС ДО в рамках повышения квалификации» на базе Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Института психологии и образования Казанского федерального университета.

по теме: «Музыкальное воспитание дошкольников на высоко-художественных произведениях музыкального искусства»

 

1.

ФИО (полностью)

Вахтерова Елена Алексеевна

2.

Образовательная организация (полное название)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 334 комбинированного вида» Кировского района г.Казани

3.

Педагогический стаж работы

33 года

4.

Категория. Если высшая, указать, подтверждаете (год присвоения) или претендуете на получение

Высшая квалификационная категория, 2012 г. (следующий на высшую квалификационную категорию 2017 г.)

5.

Контактный телефон

89053163621

6.

Электронная почта

070664@bk.ru

7.

Тема инновационной деятельности

«Музыкальное воспитание ребенка на высокохудожественных произведениях музыкального искусства»

Год

Месяц

Форма участия, тема

2017

Март

Май

Сентябрь

Презентация авторской программы дополнительного образования по слушанию музыки.

Тема: «Беседы в музыкальной гостиной» (Музыкальное воспитание дошкольников на высоко-художественных произведениях музыкального искусства)

 

Краткосрочный проект.

Тема: «Музыкальный домик» (знакомство с музыкальными инструментами на произведениях композиторов - классиков) для детей подготовительной группы.

Обобщенный опыт работы по здоровьесберегающим технологиям Тема: «Музыка как средство коррекции эмоциональной сферы дошкольников»

2018 (первое полугодие)

Февраль

Апрель

Обобщенный опыт работы

Тема:  «Сказка в музыке» (пути приобщения дошкольников к искусству классической музыки, знакомство с жанрами)

Мастер-класс

Тема: «Использование инновационного дидактического материала при слушании музыки»



Предварительный просмотр:

Проект «Музыкальный домик»

(знакомство с музыкальными инструментами)

                                                             Составитель: Вахтерова Елена Алексеевна музыкальный руководитель

 высшей квалификационной категории

  МАДОУ «Детский саз №334 комбинированного вида»

Кировского района  г.Казани  


Кратковременный 
проект "Музыкальный домик" (для детей подготовительной группы)

Продолжительность проекта:  два месяца.

  1. Актуальность: 

В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных "шедеврах", построенных на бешеных ритмах и какофонии электронных звуков. Это создает атмосферу духовной бедности и художественной серости, и не способствует гармоничному и нравственному развитию.   В решении этой острой проблемы не возможно переоценить роль классической музыки. поэтому сегодня, как никогда актуальны вопросы музыкального воспитания детей. Важно развивать уже в дошкольном возрасте целостное художественно-эстетическое восприятие мира. И здесь нам помогают музыкальные шедевры классики.

Через классическую музыку, можно дать детям нравственные понятия: доброта, отзывчивость, любовь к Родине, матери, сопереживание; формировать доброжелательное отношение к животным; воспитывать чувство прекрасного, уметь видеть красоту природы и оберегать ее.

    Музыка расширяет «эмоциональное поле» человека, формирует его эмоционально-эстетический опыт, воспитывает эмоциональную культуру, следовательно, эмоциональная сфера формируется в музыкальной атмосфере.

  1. Цели и задачи проекта

  1. Цель: расширить и углубить знания дошкольников о музыкальных инструментах, их видах, группах.

  1. Задачи:

  •  развитие эмоциональной сферы ребенка;
  • формирование у детей эстетического восприятия окружающего мира;
  • обогащать музыкальные впечатления детей и способствовать формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом;
  • развитие познавательных и творческих способностей;
  • способствовать развитию мыслительной деятельности, памяти, слуха, фантазии;
  • обогащение музыкального словаря;
  • создание необходимой предметно - развивающей музыкальной среды.

Участники проекта: воспитатели, дети.

Первый этап - подготовительный

1. Поиск информации о различных музыкальных инструментах в книгах, интернете;

2. Подобрать фонотеку с образцами звучания музыкальных инструментов;

3. Подобрать иллюстрационный материал;

4. Подбор загадок, потешек о музыкальных инструментах;

5. Создание памятки для родителей.

Второй этап - основной.

1. Чтение потешек, отгадывание загадок о музыкальных инструментах

Цель: вызвать эмоциональный отклик, помочь понять содержание загадок.

2. Художественно-творческая деятельность

Создание папки-передвижки  "Детские музыкальные инструменты"

Рисование: раскрашивание муз. инструментов

Цель: Закреплять название муз. инструментов в словаре детей;

Развитие мелкой моторики рук

3. Игровая деятельность

Создание дидактических игр:

4. Создание музыкального уголка

Цель: создание предметно-развивающей среды.

5. Консультации для родителей

Цель: влияние музыки на развитие ребенка

6. Комплекс занятий «Музыкальный домик» на тему: «Знакомство с музыкальными инструментами»

Цель: формирование духовно- нравственного восприятия, приобщение детей к культуре.

Оборудование: муз. инструменты.

Ход:

Музыкальный руководитель:

-Музыкальный инструмент - обычно, предмет, с помощью которого музыканты исполняют или импровизируют музыку или любые, в том числе и немузыкальные неорганизованные звуки.

Игра разных музыкальных инструментов коллективно называется игра в «оркестре». Оркестры бывают разные, в зависимости от состава в нем инструментов: симфонический оркестр, оркестр духовых инструментов, оркестр народных инструментов и т. д.

Инструменты между собой подразделяются тоже на разные группы:

  • ударные;
  • струнные;
  • духовые.

К ударным инструментам относятся инструменты у которых звук извлекается с помощью удара (барабан, литавры, колокольчик, треугольник и т. д.)

К струнным относятся те инструменты у которых имеются струны и звук извлекается при помощи прикосновения к струнам (скрипка, арфа, гусли и т.д.)

К духовым инструментам относятся инструменты звук у которых извлекается «духом», т.е. воздухом (флейта, труба, гобой и т. д.)

А теперь мы познакомимся с некоторыми инструментами и их звучанием.

(на основе симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк»)

  • Флейта
  • Гобой
  • Кларнет
  • Фагот
  • Валторна
  • Труба
  • Тромбон
  • Литавры
  • Треугольник
  • Бубен
  • Кастаньеты
  • Барабаны
  • Тарелки
  • Скрипка (альт, виолончель, контрабас, )

При прослушивании дети определяют группу инструментов и знакомятся с названием и звучанием.

Гитара- струнный щипковый инструмент. По форме она напоминает струнные смычковые, но отличаются от них количеством струн и способам игры. Гитары бывают шести- и семиструнные.

Скрипка- самый распространенный струнный смычковый инструмент. Скрипки делали во многих странах, но лучшие скрипичные мастера жили в Италии.

Деревянные ложки используются в славянской традиции как муз. инструмент. Звук издается путем ударения друг о друга задних сторон черпаков.

Бубен- ударный музыкальный инструмент неопределенной высоты звучания, состоящий из кожаной мембраны, натянутый на деревянный ободок.

Барабан- ударный муз. инструмент. Состоит из полого цилиндрического деревянного корпуса, на который с одной или двух сторон натянуты мембраны.

Звук извлекают ударом по мембране деревянной колотушкой, палочкой или рукой.

Металлофон- род музыкальных инструментов, основным элементом которых является ряд металлических пластин- клавиш, по которым для извлечения звука ударяют специальным молоточком. Сходный музыкальный инструмент - ксилофон, отличающийся от металлофона в основном материалом изготовления клавиш.

Дудка- русский народный духовой инструмент, состоящий из бузинной тростины или камыша и имеющий несколько боковых отверстий, а для вдувания мундштучок.

- А теперь поиграем в игру "Веселые ладошки"

Цель: Учить детей определять характер музыки, выполнять движения в соответствии с текстом.

Веселый оркестр.

- Сейчас мы с вами попробуем стать музыкантами. Выбирайте понравившийся музыкальный инструмент и садитесь на стульчики.

(музыкальное творчество: «Оркестр»)

Третий этап- результаты проекта

- подбор загадок и потешек;

- конспекты бесед и занятий;

- выставка муз. инструментов, презентация;

- создание музыкального уголка;

- создание дидактических игр;

- сценарий развлечения,

- презентация «Музыкальные инструменты».

Список используемой литературы:

1. Метлов Н. А. Музыка-детям. -М.:Просвещение,1985;

2. Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. -М.: Просвещение: Владос, 1994;

3. Художественное творчество в детском саду/Под ред. Н. А. Ветлугиной. -М. Просвещение,1974



Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность

с детьми  подготовительной  к школе группе по развитию музыкальных способностей через восприятие  классической музыки под названием

«Беседы в музыкальной гостиной»

Автор-составитель: Вахтерова Елена Алексеевна,  

музыкальный руководитель

 высшей квалификационной категории,

 МАДОУ «Детский сад  №334 комбинированного вида»,

Кировского района города Казани

 

1. Цель:

воспитание музыкальной культуры ребенка на высокохудожественных произведениях музыкального искусства.

2. Программное содержание:

приоткрыть для детей удивительный мир музыкальных шедевров;

вызвать интерес дошкольников к  музыки  композиторов - классиков, а также народной музыки;

 развивать умение слушать, сопереживать, эмоционально откликаться на произведения музыкального искусства;

 учить передавать характер музыкального произведения в словесных оценках;

закрепить знания детей о прослушанных ранее музыкальных произведениях;

пробуждать творческие способности и самостоятельность детей,  воспитывать интерес к музыке, потребность в общении с искусством;

сделать восприятие музыки более осознанным, «думающим»;

 развивать образное мышление в эмоциональной сфере детей.

развивать чувство ритма, умение «оркестровать» музыкальное произведение;

дать детям понятия о некоторых музыкальных терминах.

3. Словарная работа:

активизирование употребления в речи детей названий музыкальных  терминов («мажор», «минор», «нотный стан» и т.д.);

использование    музыкально-образных высказываний  («мелодичная»,  «минорная», «напевная»,  «a-capella»  и т. д.)

4. Иллюстративный материал: портреты композиторов, иллюстрации с изображением музыкальных инструментов,

5. Раздаточный материал: «цветные веерочки», детские музыкальные инструменты.

  1. Предварительная работа: знакомство детей с композиторами –классиками и с их произведениями; беседа музыкального руководителя о характере произведений и способе их исполнения.
  2. Методы и приемы работы с детьми:

слушание музыкальных произведений в грам.записи и живом исполнении;

наглядный показ музыкального инструмента «Скрипка»;

использование дидактической игры «Музыка в цвете»;

самостоятельное исполнение на детских музыкальных инструментах.

Ход образовательной деятельности

Звучит произведение «Утро», Э. Грига. Дети входят в зал.

 Здравствуйте, ребята!

(ответы детей)

Я очень рада вашей встречи в «Музыкальной гостиной». Скажите, с каким настроением вы сегодня ко мне пришли?

(ответы детей)

Да, это видно по вашим лицам, что настроение у вас веселое. А теперь покажите на лицах грустное настроение.

(Дети изображают настроение мимикой)

Молодцы. Но мне больше нравится, когда у вас улыбки на лицах.

Настроились все на веселый лад,

Спеть песню веселую каждый здесь рад.

Песня «Господин теплый день», муз. З. Роот.

А теперь давайте послушаем, как «весело» и «грустно» будет называться  “музыкальными терминами”

(ответы детей)

Правильно, «мажор» и «минор».

(Выходят двое детей «Мажор» и «Минор», остальные садятся на места)

Мажор: Друзья! Признаться вам спешу – 
Знакомству очень рад!
Меня зовут синьор мажор,
Я лучший друг ребят.
С собой всегда я приношу
Улыбку, шутку, смех.
И если дружишь ты со мной,
То ждет тебя успех!

Минор: А я зовусь синьор Минор,
И вот, что вам скажу:
Со смехом мне не по пути,
Я грустью дорожу.
Люблю, вздыхая, слезы лить
И предлагаю вам:
Давайте вместе погрустим!
О чем не знаю сам…

Вот так в музыке определяется настроение. Итак, веселое настроение каким музыкальным термином можно назвать?

(ответы детей)

Правильно «мажорное настроение». А грустное – каким музыкальным термином?

(ответы детей)

Правильно «минорное настроение». Особенно важно знание мажорного и минорного ладов тем, кто сочиняет музыку. Как таких людей называют?

(ответы детей)

Правильно, композиторы. Давайте вспомним некоторых композиторов из них по услышанным музыкальным отрывкам. Сели по удобнее и приготовились слушать музыку.

Музыкальная угадай-ка:

(Дети слушают музыкальные отрывки, называют композитора и название произведения, определяют характер произведения)

  1. А. Хачатурян, «Танец с саблями»;
  2. В.-А. Моцарт, «Маленькая ночная серенада»;
  3. С. Прокофьев, «Фея Весны» из балета «Золушка»;
  4. Э. Григ, «В пещере горного короля»;
  5. С. Сайдашев, «Вальс»;
  6. И.- С. Бах, «Шутка».

Молодцы! Произведения и их композиторов вы назвали верно. Определили характер произведения. А теперь подумайте и скажите мне, как передает характер в картине художник?

(ответы детей)

Правильно, цветовой гаммой. Как вы думаете, а характер музыки можно определить цветовой гаммой?

(ответы детей)

Конечно можно. Давайте попробуем и мы с вами определить характер музыки каким -либо цветом.

Дидактическая игра «Музыка в цвете»

(Дети слушают новые музыкальные отрывки и выбираю «цвет» по их мнению подходящей к той или иной музыке)

  1. Ф. Яруллин, отрывок из балета «Шурале»;
  2. Вельгельм-Тель, «Марш»;
  3. П.Чайковский, «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».

Вот видите, как с помощью цвета можно определить характер музыки. А теперь давайте подумаем и скажем, можно ли передать характер музыки с помощью движения, например, в танце?

(ответы детей)

Конечно можно. Сейчас девочки нам это покажут.

«Вальс с цветами», музыка П.Чайковского.

Как старательно девочки передали характер музыки. Движения были плавными, а еще?

(ответы детей)

Как красиво и гармонично звучало произведение в исполнении большого симфонического?

(ответы детей)

Правильно, оркестра. А что б оркестр играл слаженно и гармонично, им кто управляет?

(ответы детей)

Да, дирижер. Дирижерскую палочку в руки возьму,
В оркестре места занять попрошу.

Оркестр: «Вальс– шутка», Д.Шостаковича.

Это был у нас какой оркестр?

(ответы детей)

Правильно, шумовой оркестр. А группы каких еще оркестры вы знаете вы знаете?

(ответы детей)

Правильно, оркестр народных инструментов, джазовый оркестр. А сейчас  попробуем мы их узнать. Чей инструмент заиграет – тот карточку и поднимает.

(на столы раскладывают карточки с изображением инструментов)

Инструментальная угадай-ка.

(Звучат музыкальные отрывки в грам.записи в исполнении определенных музыкальных инструментов):

Труба, флейта, кларнет, арфа, виолончель, фагот.

А теперь сюрприз! Для вас
Скрипка прозвучит сейчас.

«Вальс», В.-А. Моцарт.

(В «живом» исполнении М.Э.Насретдиновой.)

Вам понравилось «живое» звучание скрипки?

(ответы детей)

И мне тоже очень понравилось.

Сегодня мы с вами беседовали о музыке композиторской. А какая музыка еще бывает?

(ответы детей)

Правильно, еще бывает  народная. И сейчас я предлагаю вам поиграть в игру и спеть русскую народную песню «Ой, вставай, вставай, Аленушка…». А исполнять эту песню мы будем без аккомпанемента.  Такое пение называется «a-capella».

Игра «Ой, вставай, вставай, Аленушка…» р.н.м.

Есть еще один сюрприз. К нам в гости пришла солистка фольклорной группы «Коляда» Кузьмина Наталья. Она нам покажет народное пение.

«Весенние заклички», р. н. песня.

Итак, ребята, сегодня мы с вами вспомнили и поговорили о музыке классической и народной. Вся музыка бывает песенной, маршевой и еще какой?

(ответы детей)

Правильно, танцевальной. Танцевальная музыка это та, под которую танцуют.

Дружно в пары все вставайте,
И свой танец начинайте.

«Парный танец», муз. М. Живцова.

Вот и подходит к завершению наша музыкальная встреча. В заключении я хочу вам загадать загадку:

«Домик этот странный, очень музыкальный. Кто же в нем живет?
Может быть зайчата или лягушата, или добрый кот?
На пяти линейках, весело и дружно в доме том живут
Дружные ребята.
Скажите, дошколята, как же их зовут?»

(ответы детей)

Правильно, их зовут ноты.

Перед вами нотный стан,
Расставьте ноты по местам.

(Дети расставляют ноты)        

А откроем этот дом
Мы скрипичным ключом.
Что же получилось? 
Мы сейчас споем.

(Пропивают мелодию и узнают песню)

Песня «Волшебный ключ», муз. З. Роот.

(Под музыку дети выходят из зала)

 Литература

  1. Веракса Н.Е.  , Комарова Т.С.  , Васильева М.А.   «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред.. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  2. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников / В.И. Волынкин – Рн/Д.: Феникс, 2007.
  3. Дрезнина М.Г., Куревина О.А. «Навстречу друг другу» Линка-Пресс, Москва, 2007
  4. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: в 2 ч. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997 Ч. 1.



Предварительный просмотр:

«МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ РЕБЕНКА»

Составила: Вахтерова Е.А.

музыкальный руководитель

высшей квалификационной  категории

МАДОУ № 334 г.Казань

В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его пути, в детстве, воспитания Человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное и рациональное начало. Потери в эстетическом воспитании обедняют внутренний мир человека. Не зная подлинных ценностей, дети легко принимают ценности лживые, мнимые.

Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество – это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.

Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам обще-эстетического и нравственного воспитания. Неразрывное единство идейно-мировоззренческого, духовного и художественного является неотъемлемым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности ее развития.

Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.

Показателем творческого развития индивида является креативность. Под креативностью в психологических исследованиях обозначают комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению. Необходимо рассматривать креативность как процесс и комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, присущих многим личностям.

Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, такие выдающиеся исследователи как Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, К. Роджерс, П. Эдвардс.

В настоящее время исследованием проблем креативности занимаются также Г.В. Ковалева, Н.Ф. Вишнякова, Л. Дорфман, Н.А. Терентьева, А. Мелик-Пашаев, Л. Футлик.

Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие детей: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни. Отсутствие полноценных музыкально-эстетических впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

К важнейшим показателям креативности ребенка относятся:

  • творческая активность, т.е. готовность и высокий уровень мотивации к созданию нового продукта;
  • самовыражение, иначе – свободный выбор ребенком вида музыкальной деятельности, способа воплощения своего замысла;
  • интеллект, «интеллектуальные способности»,
  • «музыкальный интеллект» - способность исполнять, сочинять и воспринимать музыку;
  • знания и навыки.

К факторам, способствующим становлению креативности детей можно отнести:

  • информационный, позволяющий развивать интеллект;
  • социальный, обеспечивающий поддержку детей в процессе их творчества, дающий возможность общения и обмена впечатлениями;
  • эмоциональный, обуславливающий психологический комфорт и безопасность.

Современный подход к образованию как явлению культуры позволяет говорить о культурном становлении личности в процессе освоения различных видов художественной деятельности в специально организованной среде (Р.М. Чумичева).

Рассматривая музыкальное воспитание как процесс организованного приобщения детей к музыкальной культуре можно говорить о музыкальной среде как о средстве приобщения ребенка к музыкальной культуре.

Таким образом, музыкальная среда становится одним из компонентов педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей.

Наиболее общее понятие среды как педагогического средства приводится в работах Ю.С. Мануйлова, разработчика теории рядового подхода в воспитании. Он определяет среду «как то, среди чего пребывает субъект, посредством чего, формируется образ жизни и что опосредует его развитие и усредняет личность». Из этого можно сделать вывод: среда предоставляет каждому ребенку равные возможности приобрести те или иные качества личности. Средовой подход обеспечивает создание единого по содержанию музыкально-эстетического пространства в жизни детей и предполагает влияющие друг на друга и взаимосвязанные формы бытования музыки в ДОУ, семье и социуме.

Накопление знаний в педагогике о составляющих среды привело к пониманию необходимости выделения в среде зон, обладающих разнообразными возможностями.

Для ребенка дошкольного возраста, музыкальную среду можно представить как совокупность нескольких главных функциональных зон: среда дошкольного учреждения, среда семьи, среда социума.

В соответствии с этим в нашем детском саду мы выделяем музыкальную среду ДОУ, семьи и учреждений культуры и образования.

1. Музыкально-образовательная среда ДОУ

• Блок организованной (регламентированной) музыкальной деятельности: музыкальных занятий и развлечений праздников и других видов деятельности с использованием музыки (для всех детей).

• Блок нерегламентированной (совместной с воспитателем и самостоятельной) музыкальной деятельности детей в группе вне занятий (в теплую погоду - на свежем воздухе):

- совместная с воспитателем (в играх сюжетно-ролевых с использованием музыкального репертуара, хороводных, музыкально-дидактических, музыкально-творческих и др.)

- самостоятельная музыкальная деятельность детей вне занятий (возникает по инициативе детей, представлена песнями, музыкальными играми, упражнениями, танцами, а также песенным, музыкально-ритмическим, инструментальным детским творчеством).

2. Музыкально-образовательная среда семьи, где осуществляется нерегламентированная музыкальная дельность деятельность детей.

- совместная с родителями (по содержанию адекватна аналогичной деятельности воспитателя с детьми в ДОУ);

- самостоятельная (аналогична самостоятельной музыкальной деятельности детей в ДОУ).

3. Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования, направленная на музыкальное просвещение детей, посещающих дошкольные учреждения (концерты, музыкальная школа или школа искусств, спектакли театра оперы и балета и т.п.).

Именно так, интегрируя музыкальную среду и средовой подход в нашем детском саду обеспечивается тесное и успешное взаимодействие детей, воспитателей и родителей, а также трех уровней организации музыкального воспитания детей и составляющих их блоков.

Как же музыкальная среда влияет на развитие креативности ребенка в нашем дошкольном учреждении?

Развитие творческой личности ребёнка – проблема, над которой постоянно работает весь коллектив нашего детского сада. Анализируя результаты своей работы по музыкальному воспитанию, я пришла к выводу, что необходимо использовать музыкальную среду для развития креативности у дошкольников.

Среда организованной музыкально-творческой деятельности в нашем ДОУ создается на музыкальных занятиях, праздниках, которые проходят в музыкальном зале, светлом, просторном, эстетически оформленном.

Часть зала отделяется занавесом – это сцена, где дети разыгрывают музыкальные спектакли, концерты для родителей. Музыкальный зал оснащен техническими средствами: имеются 2 музыкальных центра, телевизор, DVD-плейер.

Музыкальные инструменты, игрушки, пособия, музыкально-дидактический материал хранится в зале, в специально отведенном месте. Собрана фонотека (кассеты, диски) с детскими песнями, современной, народной и классической музыкой.

Одной из форм работы с детьми являются музыкальные занятия. Я придаю им огромное значение. Именно здесь осуществляется систематическое и планомерное развитие музыкальных способностей детей всех возрастных групп, формируется музыкальная культура каждого ребёнка. Происходит это через следующие виды деятельности:

  • восприятие,
  • исполнительство,
  • творчество
  • музыкально- образовательную деятельность.

Очень важно, чтобы дети на музыкальном занятии чувствовали себя комфортно. Я стараюсь отношения с детьми строить на основе сотрудничества, уважения личности ребенка, предоставляя свободу развития в соответствии с его индивидуальными способностями. Знания и умения, приобретенные в процессе обучения, позволяют детям активно проявлять себя на праздниках развлечениях и в самостоятельной деятельности.

Умение переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности и инициативе.

Большую часть времени ребенок проводит в группе детского сада, поэтому музыкальная среда группы имеет большое значение для музыкального воспитания и развития его креативности.

Организация нерегламентированной деятельности требует соблюдения следующих условий. В каждой группе создан музыкальный уголок, где размещаются музыкальные инструменты и дидактические игры, также магнитофон и кассеты, на которые специально для воспитателей записывается новый музыкальный репертуар; кассеты с записью инструментальной музыки, детских песен и музыкальных сказок.

Нерегламентированная музыкальная деятельность детей осуществляется совместно с воспитателем в группе и в кружках музыкального творчества, организуемых мною.

 В совместной деятельности складываются доброжелательные отношения между детьми, реализуются их творческие замыслы. Здесь мы не обучаем детей, а стараемся заинтересовать их в слушании знакомой музыки, высказываем свое отношение к ней, вовлекаем детей в знакомые им музыкальные игры, упражнения, проводим музыкальные разминки и традиции (утренняя песня-приветствие новому дню, проведение раз в неделю вечера песни и т.п.).

Музыкальный репертуар для слушания с детьми в свободное время мы подбираем совместно с воспитателями. Музыкальное сопровождение разных мероприятий, прослушивание музыкальных произведений, сказок и т.д. позволяют познакомить детей с разнообразными музыкальными произведениями доступными им по стилю.

На консультациях с воспитателями мы работаем над вопросами по организации самостоятельной музыкальной деятельности детей. Совместно с воспитателями ежемесячно составляется план организации самостоятельной музыкальной деятельности детей по группам. Это дает возможность воспитателю закрепить с детьми навыки и умения, полученные детьми на музыкальных занятиях по различным видам деятельности.

Самостоятельная музыкальная творческая деятельность детей обладает наибольшим потенциалом развития креативности дошкольников.

Самостоятельная музыкальная деятельность детей вне занятий возникает по инициативе детей, представлена песнями, музыкальными играми, упражнениями, танцами, а также песенным, музыкально-ритмическим, инструментальным детским творчеством.

В нашей работе мы используем различные формы организации самостоятельной музыкальной деятельности. Одна из форм – это сюжетно- ролевая игра, когда дети выбирают тему под различные музыкальные задания («ищем таланты», «концерт», «музыкально-литературные викторины», «музыкальные занятия», «игра в оркестр», «игра в театр» и т.д.), распределяют роли, и сюжет получает своё развитие.

Другая форма – игры-упражнения, в которых ребенок тренируется, играя на каком-либо инструменте, или разучивает танцевальные движения.

Самостоятельная деятельность ярко проявляется в музицировании. Детское музицирование включает и пение, и ритмические движения, и игру на музыкальных инструментах. Наблюдая за детьми можно заметить, как они ищут мелодии для своих забав и развлечений: маршировок, плясок, народных и дидактических игр, кукольных представлений, часто импровизируют свои мелодии. Воспитатель осторожно направляет самостоятельную музыкальную деятельность по желанию и по интересам детей, помогает каждому проявить себя, заинтересовать малоактивных детей.

Самостоятельная музыкальная деятельность воспитывает художественный вкус, увлеченность, творческое воображение, формирует внутренний духовный мир ребенка, побуждает к творчеству.

2. Музыкально-образовательная среда семьи

Актуальность работы с родителями определяется тем, что детский сад - это первый внесемейный социальный институт, в котором начинается систематическое педагогическое просвещение родителей. От эффективности нашей совместной работы с родителями зависит дальнейшее развитие ребенка.

Основная проблема во взаимодействии с семьей – недостаточное понимание родителями значения музыкального воспитания детей, поэтому я совместно с воспитателями нашего детского сада поставила перед собой следующие задачи:

  • сформировать у родителей стойкое убеждение в важности и необходимости раннего музыкального развития ребенка;
  • научить способам создания музыкальной среды, методам музыкального воспитания детей в семье;
  • способствовать музыкальному просвещению родителей.

Свои самые первые уроки жизни ребенок получает именно в семье, поэтому важно с первых дней посещения ребенком дошкольного учреждения наладить контакт с родителями, чтобы и в семье, а не только в детском саду, для ребенка были созданы благоприятные условия для общения с музыкой.

В нашем детском саду ежегодно проводится анкетирование родителей с целью получения необходимых сведений об их музыкальной культуре (их музыкальные предпочтения), об их осведомленности о музыкальном развитии детей, их отношении к сотрудничеству с педагогами ДОУ.

Мною наработаны различные формы взаимодействия с семьей, например консультации, семинары, родительские собрания, совместное проведение праздников и развлечений и др. Все они дают определенный эффект. Однако, я убедилась, что этого недостаточно, мало убедить родителей в необходимости музыкального воспитания ребенка в семье, я поняла, что важно еще обучить их наиболее доступным методам организации этой работы (например, рассказать, как создать музыкальную среду, с какого возраста и как начинать слушать с детьми музыку, какую музыку слушать предпочтительнее, какие музыкальные игрушки и инструменты приобретать или делать своими руками, как организовывать детский праздник, как создать музыкальный «музей» дома и др.)

С целью музыкального просвещения родителей мы организуем проведение родительских собраний (круглые столы), дней открытых дверей, индивидуальных консультаций, а также организацию обратной связи, анкетирование, информирование родителей через «Уголок для родителей», создание фотоальбомов «Моя семья», проведение выставок книг по музыкально-эстетическому воспитанию (подборки педагогической и психологической литературы).

Чтобы приобщить родителей к совместной музыкальной деятельности, мы с воспитателями проводим открытые музыкальные занятия для родителей, праздники и развлечения родителей с детьми, выставку работ ребенка и его родителей на тему «Рисуем музыку», лучший самодельный детский музыкальный инструмент.

Опыт показывает, что благодаря объединению усилий педагогов нашего детского сада и родителей, их личному участию в некоторых сторонах педагогического процесса, использованию ими методических материалов и педагогических рекомендаций, аудио и видеозаписей, имеющихся в детском саду, работа по музыкальному воспитанию детей в целом и развитию их творческих способностей становится более успешной.

3. Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования.

Среда социума значительно отличается от среды ДОУ и семьи. Поэтому мы строго соблюдаем принцип целостности при организации этой среды. Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования направлена на музыкальное просвещение детей, посещающих дошкольные учреждения. В нашем ДОУ часто организуются концерты воспитанников музыкальной школы и школы искусств, спектакли кукольного и драматического театров и т.п.).

Информационный фактор предусматривает согласование педагогами и родителями возможностей использования социума в музыкальном воспитании детей. Так, музыкальные произведения, с которыми наши дети встречаются в филармонии, театре и др., должны быть им знакомы - они уже слушали их в ДОУ и семье. Это дает детям возможность получить удовольствие от встречи со знакомыми произведениями и более активно и совершенно осознанно стремиться к посещению концертных залов (большой социум) и музыкальной школы (малый социум).

Особенность социального фактора состоит в том, что дети знакомятся с профессиональными музыкантами, с людьми, заинтересованными в музыкальном просвещении детей. Этим отличается и эмоциональный фактор. Увлеченность профессионалов заражает детей и позволяет рассматривать ее как мощный фактор стимулирования творческой активности детей. Использование возможностей социальной среды способствует личностному росту детей - развитию их музыкальности в целом, художественной и общей культуры, творческого воображения.

Таким образом, музыкальная среда как средство приобщения ребенка к музыкальной культуре и средовой подход являются интегральным средством, обеспечивающим тесное и успешное взаимодействие детей, воспитателей и родителей, а также трех уровней организации музыкального воспитания детей и составляющих их блоков.

При организации музыкальной среды я, как музыкальный руководитель беру на себя ведущую роль, выполняя различные педагогические функции:

  • проводить диагностику среды и личностных качеств детей (музыкальность, креативность, эмпатийность);
  • организовывать музыкально-образовательный процесс;
  • консультировать воспитателей и родителей по вопросам музыкального воспитания.

Для музыкального воспитания детей в нашем дошкольном учреждении правильно организованная музыкальная среда стала средством развития личности ребенка.

Список литературы

1. Новосёлова Л.В. – «Развивающая предметная среда», М. Просвещение, 1997 г.

2. Костина Э.П. – «Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста», М., Камертон г.

3. Костина Э. «Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка» // «Дошкольное воспитание» № 11-12, 2006 г.



Предварительный просмотр:

«КОГДА МОИ ДРУЗЬЯ СО МНОЙ»

(сценарий развлечения для детей подготовительной группы)

                                                             

                                                               

                                                             Составитель: Вахтерова Елена Алексеевна -  музыкальный руководитель

 высшей квалификационной категории

  МАДОУ №334 Г.Казани РТ

Цель:

  • воспитывать в детях доброту, внимание к своим сверстникам и взрослым;
  • способствовать социально – нравственному развитию, уважению к разным национальностям;
  • закрепить знания о правах ребенка, закрепить право значение права на дружбу, любовь;
  • воспитывать любовь к музыке других народов;

1. Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых. – М., 1992 г.

2. Н.Н Копылов. Правовое образование в ДОУ. - М., «Творческий центр», 2006 г.

3. Т.А. Шорыгина. Беседа о правах ребенка. – м., «Творческий центр», 2007 г.

В зал входят воспитатель и 3 ребенка:

Воспитатель:

Закон пошел бродить по свету.

У него особенные приметы;

Кодекс, Декларация и право,

Конституция и разные уставы.

Их знать должны все дети, учителя.

Студенты и даде президенты.

Все должны их исполнять,

И прав друг друга не лишать.

Как хорошо, что есть права!

Закон нас строго защищает,

И в нем важны нам все права,

Они великой силой обладают.

Дети:

Мы имеем право

Играть и учиться!

Ты имеешь право

Отдыхать и трудиться!

Мы имеем право быть

Черным и белым.

Я имею право быть

Ловким и смелым.

Ты имеешь право

Иметь свое имя.

Ты имеешь  право быть

Просто любимым.

Мы имеем право

На всем белом свете!

Мы имеем право,

Мы – Дети!

(  под музыку в зал вбегают все дети и встают в центре полукругом)

Воспитатель:

Доверчивы глаза детей

И ангелы хранят их души

Пусть безмятежный тот покой

Ничто вовеки не нарушит.

Ребенок:

И пусть не катится слеза,

Ни от обид, ни от печалей,

И словно солнышко, всегда

Улыбка на лице сияет.

Ребенок:

Дайте детству наиграться,

Вдоволь, досыта, не вкратце,

Дайте дождиком умыться,

Дайте, как цветку открыться.

Песня: «КОГДА МОИ ДРУЗЬЯ СО МНОЙ», Сл. М. Танича,

Муз. В. Шаинского.

Ребенок:

Душу светлую щадите,

Пуще глаза берегите,

Зря за шалость не корите,

Ни родитель, ни сосед.

Дайте детству наиграться,

Насмеяться, наскакаться.

Воспитатель:

Есть веселый край на свете,

Счастлив тот, кто там живет,

Там веселый, там веселый дождик льет.

Ребенок:

Там тучи не видны,

Там от улыбок тесно,

Под парусом мечты,

Летит планета: «Детство».

Фонограмма:  «МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА», муз И.Николаева .  Танец с игрушками.

Ребенок:

В этой сказочной стране,

В этой дружной стране,

Есть волшебный городок,

Там живут игрушки.

(Входит девочка- кукла).

Кукла:

Мы танцуем и поем,

Ребятишек в гости ждем,

Мы зовем всех друзей,

Будет праздник веселей.

Музыкальное творчество: Творческая музыкальная игра .

Во время игры воспитатель говорит слова:

Воспитатель: (во время музыкального творчества)

Трудно с ними, ну и пусть.

В наших детях- наша сила!

Внеземных миров огни,

Лишь бы будущее было

Столь же светлым, как они.

Все дети на Земле имеют право

На чистый воздух и веселый смех,

Хочу, чтобы Российская держава

Защищала всех.

(Дети садятся на стульчики)

Воспитатель:

Здесь верят волшебству,

Здесь дружат с чудесами,

Все сказки наяву

Приходят в гости сами.

Музыкальная сказка:  «Кто похвалит меня лучше всех!»

(Выходит куколка и поет)

Кукла:

А я куколка, раскрасавица,

Как  мне хочется всем вам понравиться.

Бровки ровные, губки алые,

Ну а зубки мои, как коралловые.

Посмотрите- иду, хороша собой,

И никто из красоток не сравнится со мной.

Кто похвалит меня лучше всех,

Тот получит большую и сладкую конфету.

( Под музыку вбегает заяц)

Заяц:

Ох, и ловкий я, и пушистый я,

Длинноухий я, быстроногий я,

Знают все друзья: это просто я –

Замечательный заяц Прошечка.

Здравствуй, куколка,

Здравствуй, красавица!

Кукла:

Здравствуй, заяц Прошечка.

Кто похвалит меня лучше  всех,

Тот получит большую и сладкую конфету.

Заяц:

Я, я похвалю тебя.

Я никогда не ел конфет.

У тебя очень красивое платье!

Кукла:  А еще?

Заяц: У тебя очень красивые волосы!

Кукла: А еще?

Заяц: У тебя очень красивый бант!

Кукла: А еще?

Заяц: У тебя очень большие красивые уши, как у меня.

Кукла: Фу! Я тебе не дам конфету.

( Заяц уходит, выходит лиса)

Лиса:

У меня, у лисы рыжий  мех,

Он не хуже чем мех у бобра.

Я в округе красивее всех

И к тому же умна и хитра.

Здравствуй, куколка, здравствуй, красавица!

Кукла:

Здравствуй, лисонька!

Кто похвалит меня  лучше всех,

Тот получит большую и сладкую конфету.

Лиса:

Я, я похвалю тебя лучше всех.

У тебя пышное платье.

Кукла: А еще?

Лиса: У тебя красивые туфельки.

Кукла: А еще?

Лиса:

У тебя большой и красивый хвост, как у меня.

Кукла:  Фу! Я тебе не дам конфету.

(Лиса уходит, выходит волк)

Волк:

Я один в лесу хозяин, я – волчище!

У меня во рту не зубы, а зубищи.

По дороге кто проходит, лишь увижу,

Очень злой я и сердитый, всех обижу.

Здравствуй, куколка, здравствуй, красавица!

Кукла:

Здравствуй , волк!

Кто похвалит меня лучше всех,

Тот получит большую и сладкую конфету.

Волк:

Я, я похвалю тебя лучше всех.

У тебя очень красивое платье.

Кукла: А еще?

Волк: У тебя очень красивый бант!

Кукла: А еще?

Волк: У тебя очень красивые глаза!

Кукла: А еще!

Волк:

У тебя очень большие и острые зубы,

Как у меня.

Кукла: Фу! Я не дам тебе конфету.

( Волк уходит, выходит медведь)

Медведь:

Косолапый я Михайло – медведь.

Очень свежий я люблю медок поесть.

Никого я не боюсь в лесу

Только с острым жалом хитрую осу.

Здравствуй, куколка, здравствуй, красавица!

Кукла:

Здравствуй, Мишка!

Кто похвалит меня лучше всех,

Тот получит большую и сладкую конфету.

Медведь:

Я, я похвалю тебя лучше всех.

У тебя очень красивый бант!

Кукла: А еще?

Медведь: У тебя очень красивое платье.

Кукла: А еще?

Медведь:

У тебя такие же косолапые ноги, как у меня.

Кукла: Фу!  Я тебе не дам конфету.

( Медведь уходит, летит ворона)

Ворона:

Ох, не птица я, а царевна я,

Среди птиц лесных королевна я.

Голос мой хорош, чудно я пою

Всех вокруг в лесу я закаркаю.

Здравствуй, куколка, здравствуй, красавица!

Кукла:

Здравствуй, ворона! Кто похвалит  меня

Лучше всех, тот получит большую и сладкую конфету.

Ворона:

Я, я тебя похвалю лучше всех.

У тебя очень красивый бант!

Кукла: А еще?

Ворона:

У тебя шикарное платье1

Кукла: А еще?

Ворона: У тебя очаровательный бант!

Кукла: А еще?

Ворона:

У тебя очень больной и очаровательный клюв, как у меня!

Кукла:

Фу! Я не  дам тебе конфету.

(Идет еж).

Ёж:

Хоть я ростом совсем не велик,

Но моя голова не болит.

Сто иголок у меня за спиной,

Даже волк обходит меня стороной.

Мне, ежу, только стоит захотеть

И медведюшке придется попотеть.

Здравствуй, куколка, здравствуй, красавица.

Кукла:

Здравствуй, дядюшка еж!

Кто похвалит меня лучше всех,

Тот получит большую и сладкую конфету.

Все звери спорят: « Я, нет я…»

Ёж:

Я прошу прекратить этот спор,

И всем вместе заключить договор.

Нам, зверям, не нужна вражда,

Вся возня это и суета.

Подели- к ты, куколка, конфету между нами

И мы все тогда останемся друзьями.

Кукла:

- Да, заяц Прошенька, у тебя

Самые длинные уши! (дать кусочек конфеты),

- А у тебя, лисонька, самый

Пушистый хвост в лесу .

-Ни у кого нет таких зубов, как

У тебя  волк-волчище.

А, ты, Михайло- медведь,

Самый сильный в лесу.

- А ты , ворона, самая очаровательная

Птица в лесу.

-А вы, самый мудрый дядюшка

Ёжик в лесу.

-Ну, а я чем хороша?

Все звери:  Добротой!

Воспитатель:

В нашей стране живут дети разных национальностей: русские, татары, чуваши, украинцы, евреи. И у них равные права.

Ребенок:

Пусть дети живут, смеются звонко,

Подрастают с каждым днем,

Пусть у каждого ребенка,

Будет светлый, теплый дом!

Ребенок:

Детство только раз бывает,

У ребят любой страны,

Пусть никто из них не знает

Никакой беды.

«Шире круг», муз. Филиппенко. (танцевальное попурри разных народов).

Ребенок:

Мы на свет родились,

Чтобы радостно жить,

Чтобы вместе играть, чтобы вместе дружить.

Ребенок:

Чтоб улыбки друг другу

Дарить и цветы,

Чтоб исполнились в жизни

Все наши мечты.

Воспитатель:

Пусть дети живут

И смеются звонко

Подрастают с каждым днем,

Ведь у каждого сердечко

Дружбою открыто в нем.

Песня: «БОЛЬШОЙ ХОРОВОД», муз.А Хайта.

Воспитатель:

Чуткому детскому сердцу

Сердце свое открой,

И ощущение чуда

 Будет всегда с тобой.

(дети выходят из зала).


Предварительный просмотр: