Инновационная деятельность на базе КФУ

Сулейманова Альфия Сайфулловна

Разработка, апробация и внедрение методик подготовки, профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации кадров, в том числе педагогических и руководящих работников сферы образования, на основе применения современных образовательных технологий:

Инновационная образовательная программа дополнительного профессионального образования "Актуальные проблемы реализации ФГОС общего образования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_ob_innovatsionnoy_deyatelnosti_1.docx24.51 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет об инновационной деятельности

за 2016-2017 учебный год

учителя физики высшей квалификационной категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 144 с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района г.Казани

Сулеймановой Альфии Сайфулловны,

осуществляемой в рамках республиканской инновационной площадки

«Инновационная образовательная программа дополнительного профессионального образования

«Актуальные проблемы реализации ФГОС общего образования»

Информационная карта инновационной деятельности

Полное наименование образовательной организации (учреждения) Контактные данные: почтовый адрес, телефон, адрес официального сайта, электронная почта

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 144 с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района г.Казани

Тема инновационной разработки

Актуальные проблемы реализации ФГОС ОО на уроках физики

Автор, авторский коллектив инновационной разработки

Сулейманова Альфия Сайфулловна, учитель физики

Краткое описание инновационной разработки (актуальность, новизна, цель, задачи, ресурсы, содержание работы, полученные результаты (либо ожидаемые результаты, если только приступили к этой теме)

        Актуальность: Одним из основных принципов ФГОС является инновационность, призванная обеспечить решение следующих приоритетных  задач:

- развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу,

- проектировать пути их реализации,

- контролировать и оценивать свои достижения.

        Системно-деятельностный подход в образовании, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий и позволяет решить поставленные задачи.

Переход на ФГОС требует от учителя не только знания и понимания основных принципов системно-деятельностного подхода в образовании, но и активных действий по его внедрению в учебный процесс.

Системно-деятельностный подход – это такой метод, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса. При этом преподавателю важно (цель) самоопределение учащегося в процессе обучения.

Содержание работы: внедрение в педагогическую практику метода проектно-исследовательской деятельности обучающихся как формы промежуточной аттестации.

Сущность инновационного педагогического опыта заключается в ориентации учебного процесса на развитие самостоятельности, ответственности, творческой активности обучающихся; в вариативности, комплексности применяемых форм и методов обучения, адекватных целям и содержанию учебного материала и учитывающих особенности динамики работоспособности обучающихся, сотрудничество учителя и обучающихся, обучающихся между собой; в использовании коммуникационно-информационных  технологий.

Новизна изменений – в развитии содержания обучения физике, в организации познавательной деятельности учащихся на уроке. Выбираемая технология обучения физике является совокупностью приемов, методов и форм инновационной деятельности, которые дополняют традиционные технологии обучения и воспитания.

Ресурсы и условия реализации: реализация данной технологии возможна в классах с углубленным изучением физики  при использовании современных инфокоммуникационных средств (Internet, ИД, ПК, ЭФУ, ЭП, мультимедиа и др.)

Сведения о распространении инновационного опыта: - участие в научно-практических конференциях - открытые уроки по инновационной деятельности на уровне муниципального района и республики; -участие в конкурсах, семинарах по инновационному направлению деятельности; -печатные работы за отчетный период и др.

1.Сертификат участника в вебинаре издательства «Дрофа»: «Пропедевтика естественнонаучных знаний как условие преемственности обучения в системе непрерывного естественнонаучного образования».

2.Сертификат участника межрегионального семинара «Технологизация предметного обучения физике с использованием интерактивных инструментов «Интеллектуальной школы» для поддержки учебного процесса и выполнения ФГОС».

3.Выступление на круглом столе с обобщением опыта работы по теме «Достижение планируемых результатов обучения физике при изучении темы  «Давление в жидкостях и газах».

4.Диплом 1 степени Всероссийского тестирования «Радуга Талантов Июнь 2017»: « Использование информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности».

5.Диплом и Грамота Оргкомитета общероссийского проекта «Школа цифрового века»

6.Участие во всероссийском конкурсе, посвященном 115-летию А.В.Перышкина «Я учу физике».

7. Председатель жюри районного конкурса исследовательских работ обучающихся «Наука – дело молодых».

8.Открытый урок-экскурсия «Путешествие  на воздушном шаре».

Сведения, подтверждающие эффективность инновационной разработки (положительная динамики): - конкурсное движение, участие в олимпиадах, смотрах, конкурсов обучающихся (муниципальный, республиканский, всероссийский уровень); - качество образования (высокобалльники); -др

Положительная динамика в показателях успеваемости и качества знаний. Участие в олимпиадном движении:

Королев Ю.- 10 кл.- призер Межрегиональной предметной олимпиады по физике КФУ,

Афанасьев А. – 10 кл. – призер муниципального тура всероссийской олимпиады по астрономии.

Николаев В. -10 кл., Бегмуродова С. – 8 кл. – участники муниципального тура региональной предметной олимпиады по физике на татарском языке.

Морозова А. – 9 кл.- победитель международной онлайн-олимпиады по физике «Русская матрешка»

Апакова В. – 11 кл.- победитель международной интернет-олипиады  по физике.

Абдрахманова Л., Фасхутдинова К. – 8 кл. Ибрагимов Б., Шангараев М. , 9 кл. Ахтямова А., 10 кл. - дипломы победителей Всероссийской онлайн- олимпиады по физике.

Абдрахманова Л. – 8 кл,, Морозова А., Шарафиева И., Ибрагимов Б., Яруллина А. – 9 кл. Ахтямова А. – 10 кл. Апакова В. – 11 кл  - участники всероссийского конкурса, посвященного 115-летию А.В.Перышкина «Я учу физику».

Форма представления инновационной деятельности (указать одну из предложенных): - печатные работы; - разработки (контрольно-измерительные материалы и др.)

Статья в сборнике  РИП   «Применение инновационных технологий в урочной и внеурочной деятельности педагогическими работниками Республики Татарстан»

          Описание инновационного опыта: Одним из активных методов системно-деятельностного подхода является выполнение учащимися проектно-исследовательских работ. Практическое значение проекта заключается в том, что через самостоятельные исследования ученики лучше понимают и усваивают законы физики, т.е. у них формируются универсальные учебные действия, способность к саморазвитию путём активного поиска. Обучающиеся в процессе обучения  выполняют следующие экспериментально-исследовательские и проектные работы: (http://nsportal.ru/suleymanova-alfiya-sayfullovna):

7 класс: Экспериментальный  проект «Конструирование рычажных весов», эссе «Сказка про силу трения», экспериментально - исследовательский проект «Создание фонтанов в домашних условиях и определение зависимости высоты фонтана от  высоты столба жидкости», на каникулы: дневник наблюдений «Физика вокруг нас».

8 класс: Исследовательские проекты «Электроскоп», «Выращивание кристаллов», «Изучение устройства гальванического элемента»,  «Камера-обскура»,  «Определение фокусного расстояния водяной линзы», интеллектуальная игра «Большое космическое путешествие» https://yadi.sk/d/ckFcU9dI3JoGtn.

9 класс: Исследовательская работа «Изучение реактивного движения» https://yadi.sk/i/maFIG27k3Jf6RX, «Изучение дисперсии света» https://yadi.sk/i/CGtbpnG53Jt4cC,  «Изучение электромагнитной индукции» https://yadi.sk/d/Y9-xtikU3JZBSc , предметная неделя физики и астрономии: Интеллектуальная игра «Физический калейдоскоп» https://yadi.sk/d/cfdfS2mM3JoH2j

10 класс: Проектно-исследовательские работы (примерные):

  1. Календарь физических событий
  2. Деформация твердых тел.
  3. Возможен ли вечный террариум?
  4. Музыка грозы.
  5. Исследование неньютоновской жидкости.
  6. Исследование явлений поверхностного натяжения.
  7. Эффект Магнуса.
  8. Исследование реактивного движения на примере запуска самодельной ракеты.
  9. Исследование кавитационных эффектов и другие.

11 класс: написание эссе: «Энергия. Есть, чтобы жить или жить, чтобы есть», «Д.И.Менделеев физик или химик?», «Зависимость эмоционального состояния от температуры», «Будущее средств связи» (http://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2017/06/08/esse-budushchee-sredstva-svyazi),  «Жизнь и разум во Вселенной».

Теоретическую  основу  опыта составляют концепции содержания общего  образования И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина; теория педагогического и социального проектирования (В.С.Безрукова, Н.Н. Суртаева, и др.); теории педагогических исследований (Ю.К. Бабанский В.В. Краевский, М.Н. Скаткин и др); основные положения концепции профильного обучения (А.Г. Каспржак, П.С. Лернер, С.Н. Чистякова и др.).

 Методологическую основу опыта составили: личностно-деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев.) определяет субъектную позицию учащегося в процессе познания;    системный подход к познанию, отраженный в работах по проблеме содержания образования (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, В.С. Леднев, Ю.Н. Березин и др.);

Представленный  опыт предполагает использование на уроках компьютерных технологий, это делает обучение более содержательным, привлекательным. Использование компьютерных технологий способствует развитию навыков самостоятельной работы, раскрывает творческий потенциал учащихся, стимулирует их умственную деятельность. Уроки с применением мультимедийных презентаций и интерактивной доски во многом выигрывают по сравнению с традиционными «доска-мел». Это экономия времени на уроке, возможность демонстрации значительно большего объёма информации, наглядность, эстетичность. Такие уроки повышают у учащихся познавательный интерес , что способствует глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышает творческие способности учащихся. С помощью компьютерной презентации проверка решения получается более эффективной, сокращается время на получение обратной связи. Учащиеся с помощью компьютерных презентаций представляют свои творческие работы, исследовательские проекты, особо интересно выполненные домашние задания.