Дистанционное обучение

Писарева Ирина Евгеньевна

В помощь учащимся и родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для родителей

9 советов, как помочь ребенку выполнить домашнее задание

  1. Перед тем, как ваш ребенок приступит к выполнению домашнего задания, убедитесь в том, что в комнате нет никаких отвлекающих элементов. В комнате должно быть тихо, необходимо выключить телевизор, музыку, убрать со стола все, что не относится к школе,  подготовить все необходимое  для выполнения домашнего задания (тетради, учебники). Перед началом следует проветрить комнату.
  2.  Выполнять задание рекомендуется в тот день, когда его задали, чтоб не забыть пройденное на уроке.
  3. В течение недели все задания необходимо распределять равномерно.
  4. Выполнение конкретного урока не должно продолжаться больше 30 минут.  Между разными уроками необходимо делать перерыв от 10 до 20 минут.
  5. Желательно все задания выполнять в будни, чтоб в выходные полноценно отдыхать.
  6. Выполнение домашнего задания не должно превращаться для ребенка в пытку. Старайтесь формировать  положительную мотивацию , его перспективу. Не забывайте поощрять ребенка, хвалить за качественно выполненное домашнее задание. Всегда радуйтесь  положительным результатам вместе с ребенком.
  7. Помогаете ребенку выполнять домашнее задание только в том случае, если он нуждается в этом. Ни в коем случае не выполняйте его за него.
  8. Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий.
  9. Не ленитесь сходить на консультацию к учителям –предметникам, если видите, что у ребенка возникают проблемы и сложности с выполнением домашних заданий по их предмету.
  10. Выработайте с ребенком алгоритм выполнения домашнего задания:

а) Ознакомьтесь содержанием домашнего задания

б) Установите последовательность выполнения домашнего задания. Чередуйте письменные задания с устными.

в) Составьте план выполнения домашнего задания при необходимости.

г) Осуществляйте контроль не только после выполнения работы, но и в течение ее, чтобы вовремя выявить ошибку в случае ее наличия.



Предварительный просмотр:

Рекомендации к написанию творческих работ и рефератов

Творческая учебная деятельность наиболее успешна в ситуации, когда школьнику помогает преподаватель, который тщательно продумывает и планирует ее результаты, органично включает ее в общую организацию учебной деятельности.

Творческая деятельность учащихся может выражаться в различных формах, таких как:

  1. Составление исторической справки, сообщения, доклада,
  2. Написание эссе,
  3. Подготовка реферата,
  4. Написание сценария, сочинения, рассказа,
  5. Придумывание лозунга, подписи, продолжение текста и т.п.

Как составить историческую или биографическую справку, сообщение, доклад?

Историческая справка является простейшей формой творческой работы и, как правило, представляет собой результат первичной обработки исторической информации по ряду заданных параметров. Источником составления исторической справки является справочная литература, сопоставление данных из которой позволяет дать наиболее полную информацию по заданной теме, явлению или личности. Разновидностью исторической справки может быть биографическая справка.

Требования к составлению исторической или биографической справки:

1.Соблюдение хронологической последовательности.

2.Факты необходимо излагать чётко, без домыслов и разночтений.

3. Объем исторической справки ограничен, поэтому надо отбирать самую важную информацию.

Сообщение как правило подразумевает устный рассказ на основании исторической справки. Здесь большую роль играет ориентация на аудиторию. Как правило, сообщение является частью выполняемой поисково- творческой деятельности по определенной теме, может представлять собой комментированную историческую справку, повествование об интересном факте или явлении в рамках изучаемой темы или же постановку проблемы.

Довольно часто встречающейся формой творческой работы в учебных заведениях является доклад. Доклад - вид самостоятельной научно - исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Различают устный и письменный доклад (по содержанию близкий к реферату).

Можно выделить следующие этапы работы над докладом:

1. Подбор и изучение основных источников по теме (рекомендуется использовать не менее 8 - 10 источников).

2. Составление библиографии.

3. Обработка и систематизация материала. Подготовка выводов и обобщений.

4. Разработка плана доклада.

5. Написание.

6. Публичное выступление с результатами исследования.

В работе над докладом соединяются три качества исследователя:

  • умение провести исследование,
  • умение преподнести результаты слушателям,
  • умение квалифицированно ответить на вопросы.

Отличительной чертой доклада является научный, академический стиль, т.е. совершенно особый способ подачи текстового материала, наиболее подходящий для написания учебных и научных работ. Данный стиль определяет следующие нормы:

  • предложения могут быть длинными и сложными;
  • часто употребляются слова иностранного происхождения, различные термины;
  • употребляются вводные конструкции типа "по всей видимости", "на наш взгляд";
  • авторская позиция должна быть как можно менее выражена, то есть должны отсутствовать местоимения "я", "моя (точка зрения)".

Общая структура доклада может быть следующей:

  1. Формулировка темы исследования (должна быть не только актуальной, но и оригинальной, интересной по содержанию.
  2. Актуальность исследования (чем интересно направление исследований, в чем заключается его важность, какие ученые работали в этой области, каким вопросам в данной теме уделялось недостаточное внимание, почему учащимся выбрана именно эта тема).
  3. Цель работы (в общих чертах соответствует формулировке темы исследования и может уточнять ее).
  4. Задачи исследования (конкретизируют цель работы, "раскладывая" ее на составляющие).
  5. Гипотеза (научно обоснованное предположение о возможных результатах исследовательской работы, формулируется в том случае, если работа носит экспериментальный характер).
  6. Методика проведения исследования (подробное описание всех действий, связанных с получением результатов).
  7. Результаты исследования (краткое изложение новой информации, которую получил исследователь в процессе наблюдения или эксперимента, при изложении результатов желательно давать четкое и немногословное истолкование новым фактам, полезно привести основные количественные показатели и продемонстрировать их на используемых в процессе доклада графиках и диаграммах).
  8. Выводы исследования (умозаключения, сформулированные в обобщенной,  конспективной форме, они кратко характеризуют основные полученные результаты и выявленные тенденции, выводы желательно пронумеровать: обычно их не более 4 или 5).

К оформлению доклада предъявляются следующие требования:

  • Титульный лист
  • Оглавление (в нем последовательно указываются названия пунктов доклада, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт).
  • Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи доклада, дается характеристика используемой литературы)
  • Основная часть (каждый раздел ее доказательно раскрывает исследуемый вопрос)
  • Заключение (подводятся итоги или делается обобщенный вывод по теме доклада)
  • Список литературы.

Как написать эссе?

Эссе (с французского еssai "попытка, проба, очерк") - прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ. Это новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, имеющее философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или беллетристический характер.

Эссе как жанр сочинения активно вторгается в школьную жизнь. И во многих  вузах эссе предлагается в качестве выпускного или вступительного экзамена, причем не только там, где предметная область - литература и русский язык, но и там, где предметной областью является история. Для написания грамотного, интересного эссе необходимо соблюдение некоторых правил и рекомендаций.

Жанр эссе предполагает свободу творчества. Вся его прелесть в том, что оно может быть написано на любую тему и в любом стиле, т.е. о чем угодно и как угодно, ведь эссе - это размышление по поводу услышанного, прочитанного, просмотренного.

На первом плане эссе - личность автора, его мысли, чувства, отношение к миру вообще или к конкретной исторической ситуации. Это главная установка сочинения. Однако надо помнить, что, несмотря на свободу творчества, писать в жанре эссе совсем нелегко, так как надо найти оригинальную идею (даже на традиционном материале), нестандартный взгляд на какую-либо проблему.

Стиль эссе отличается:

  • образностью
  • афористичностью
  • парадоксальностью

Для передачи личностного восприятия, освоения мира автор эссе

  • привлекает многочисленные примеры
  • проводит параллели
  • подбирает аналогии
  • использует всевозможные ассоциации.

Для эссе характерно использование многочисленных средств художественной выразительности:

  • метафоры
  • аллегорические и притчевые образы
  • символы
  • сравнения

Эссе будет выглядеть интереснее, если в нем присутствуют:

  • непредсказуемые выводы
  • неожиданные повороты
  • интересные сцепления

По речевому построению эссе - это динамичное чередование полемичных высказываний, вопросов, установка на разговорную интонацию и лексику.

Специфика жанра эссе

1. Заголовок эссе не находится в прямой зависимости от темы: кроме отражения содержания работы он может являться отправной точкой в размышлениях автора, выражать отношение части и целого.

2. Свободная композиция эссе подчинена своей внутренней логике, а основную мысль эссе следует искать в "пестром кружеве" размышлений автора. В этом случае затронутая проблема будет рассмотрена с разных сторон.

3. В эссе  должна преобладать ярко выраженная авторская позиция.

4. Требование жанра для эссе - индивидуальный авторский стиль

5. Желание сказать что-то свое, новое, нестандартное.

 

Организация написания эссе

1. Вступительная часть (1 абзац)

Первое предложение – тема, которая будет рассматриваться. Но тема не должна быть абстрактной или состоять из общих слов. Например, неправильно начать с предложения: «Я собираюсь рассказать о положении в Российской империи в начале ХХ века» Более правильным будет следующее вступление: «Российская империя в начале ХХ века представляла собой клубок противоречий». Мнение должно быть обязательно сформулировано (а не дан просто факт). Начать можно с формулирования собственного мнения, с вопроса, с интересного факта, с цитаты, с анекдота или истории. Из вступления должно быть понятно, о чем будет идти речь в основной части.

Затем – некоторые поддерживающие предложения, содержащие разъяснения по теме. Последнее предложение – основной тезис. Он задает специфику, центральную идею всего эссе, выражает мнение или позицию автора (не должен содержать факты). Например, утверждение «Ситуация в Российской империи в начале ХХ века была проблемной» не является правильным. Правильная формулировка: «Российская империя в начале ХХ века находилась в состоянии упадка». Тезис также не может включать больше, чем одну идею.

2. Основная часть

Количество абзацев в основной части зависит от числа вопросов (позиций), которые планируется обсудить. Все абзацы должны поддерживать основной тезис, который сформулирован в конце вступления. Для понимания того, что писать в основной части, можно задать вопросы к основному тезису. Ответы на них и будут абзацами в эссе.

3. Заключительная часть

Дается основной аргумент (другими словами). Возвращение к основному тезису. Комментарии по теме. Лучше начинать со слов: «в заключении, подводя итоги…». Основной тезис передается другими словами. Финальный комментарий по предмету того, что было написано в основной части. Не следует включать новую тему в заключительную часть.

 

Как подготовить реферат?

Слово "реферат" имеет латинские корни и в дословном переводе значит "докладываю, сообщаю". Большинство словарей одинаково определяют понятие реферат как краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения, научной проблемы, результатов научного исследования; доклад на определенную тему, освещающий ее на основе обзора литературы и других источников. Естественно школьники не подготовлены к данной форме работы на серьезном научном уровне, поэтому вполне разумно выдвигать другие критерии к написанию школьных работ, распространенных под названием реферата.

Структура работы над рефератом:

1. Выбор темы должен отвечать ряду основных требований:

- тема должна быть сформулирована грамотно (с литературной точки зрения);

- в названии реферата следует поставить четкие рамки рассмотрения темы (например, по истории не следует допускать названия типа «Великая Отечественная война» или «Л.И. Брежнев» и т.п.), которые не должны быть слишком широкими или узкими;

- желательно избегать слишком длинных названий (история культуры показывает, что даже самые гениальные произведения, названные слишком длинно, известны сейчас в сокращенном варианте, например, всемирно известное произведение Д.Дефо официально называется "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки, близ устья реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля кроме него погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим", но многие ли из простых читателей помнят об этом?);

- следует по возможности воздерживаться от использования в названии спорных с научной точки зрения терминов, излишней наукообразности, а также чрезмерного упрощения формулировок.

2. Титульный лист можно оформить следующим образом: в центре - название темы реферата, в правом верхнем углу - название учебного заведения, ниже темы справа - фамилия, имя, отчество учащегося, класс, а также фамилия и инициалы учителя, внизу - город и год написания.

3Оглавление (очень часто учителя не настаивают на этом, кажущимся им формальным, требовании, а ведь именно с подобных «мелочей» начинается культура научного труда). Школьный реферат следует составлять из четырех основных частей - введения, основной части, заключения и списка литературы, о каждой из которой скажем несколько слов.

4. Введение. Основные требования:

- введение должно включать краткое обоснование актуальности темы реферата, где от учащегося требуется показать, почему данный вопрос может представлять научный интерес и есть ли связь представляемого материала с современностью, таким образом тема реферата должна быть актуальна либо с научной точки зрения (неясность вопроса, многочисленные теории и споры), либо с современных позиций;

- очень важно, чтобы учащийся выделил цель (или несколько целей), а также задачи, которые требуется решить для выполнения цели (целью может быть показ разных точек зрения на ту или иную личность, а в качестве задач может выступать описание личных качеств с позиций ряда авторов, освещение общественной деятельности и т.д. и т.п. - обычно одна задача ставится на один параграф реферата);

- введение должно содержать также и краткий обзор изученной литературы, в котором указывается взятый из того или иного источника материал, кратко анализируются изученные источники, показываются их сильные и слабые стороны;

- объем введения обычно составляют 2 страницы текста;

- исходя из всего вышеуказанного, введение необходимо писать в последнюю очередь при работе над рефератом.

5. Основная часть реферата содержит материал, который отобран учащимся для рассмотрения проблемы. Для основной части реферата достаточно 10 страниц (а может быть и меньше) текста. Больше внимания лучше обратить на обоснованное распределение материала по параграфам, умение формулировать их название, соблюдение логики изложения. Необходимо научить школьников правильно делать необходимые сноски (в первую очередь, когда приводятся цифры и чьи-то цитаты). Сноски можно делать двумя разными способами - постранично (все приводимые цифры или цитаты с каждой страницы обозначаются цифрами с 1 и далее или возрастающим количеством звездочек) или в отдельном приложении (каждый использованный источник дается в приложении по номерам, а при ссылках в скобочках ставится номер работы и страница).

Основная часть реферата помимо почерпнутого из разных источников содержания также должна включать в себя собственное мнение учащегося и сформулированные самостоятельные выводы, опирающиеся на приведенные факты.

6. Заключение является следующей частью реферата, в которой формулируются выводы по параграфам, обращается внимание на выполнение выдвинутых во введении задач и цели (целей). Заключение должно быть четким, кратким, вытекающим из содержания основной части. Очень часто учащиеся  путают заключение с литературным послесловием, где пытаются представить материал продолжающий изложение проблемы (например, рассматривая проблемы новой экономической политики в курсе Отечественной истории ХХ века, стараются в заключении рассказать о ликвидации нэпа и последствиях этого события).

7. Список изученной литературы. Это последняя частью реферата представляется в той форме, которая используется при сносках. Дополнить ее можно лишь требованием указывать название издательства после места издания. Кроме того, использованные источники должны быть поставлены в алфавитной последовательности (по первым буквам фамилий авторов или по названиям сборников).

Итак, основные требования к написанию реферата:

1. Необходимо соблюдать определенную форму (титульный лист, оглавление, сноски, оформление источников).

2. Выбранная тема должна содержать определенную проблему и быть адекватной (по объему и по степени научности) школьному уровню.

3. Не следует требовать написания очень объемных по количеству страниц рефератов (оптимальный объем реферата – 15 страниц).

4. Введение и заключение должны быть осмыслением основной части работы. 

Критерии оценки реферата:

  1. Соблюдения формальных требований к реферату,
  2. Грамотное раскрытие темы (о критериях говорилось выше),
  3. Умение четко рассказать о представленном реферате,
  4. Способности понять суть задаваемых по работе вопросов и найти точные ответы на них.