Творческие игры как условие для социально-личностного развития дошкольников

Денисова Елена Николаевна

Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающим. Общение является необходимым условием существования человека, и вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt._syuzhetno-rolevaya_igra1.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Творческие игры как условие для социально- личностного развития дошкольников».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

I. Основная часть. Теоретическое обоснование «Творческие игры как условие для социально- личностного развития дошкольников»………….4

1.1 Теоретическая значимость…..……………………………………………...5

II. Практическая часть……………………………………………………...……..7

2.1 Участники проекта дети средней группы, педагоги, родители специалисты…………………………………………………………………….7

2.2 Взаимодействие с педагогами. Консультации…………………..8

2.3 Этапы работы над проектом:……………………………………..9

2.4 Формы организации детей и примерно содержание работы по двум возрастам на примере сюжетно-ролевой игры Магазин……………….11 

Заключение……………………………………………………………………....14

Список литературы…………………………………………………………..….15

Приложение………………………………………………………………………16

Введение

Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающим. Общение является необходимым условием существования человека, и вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития.

Детство – это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека, это пора становления будущей личности. Поэтому так важно для дошкольника умные, полезные игры, которые развивают, воспитывают и приучают к здоровому образу жизни. Сюжетно – ролевые игры всегда увлекают детей возможностью прожить хотя бы несколько минут интересно, активно, как взрослые. Игра дает возможность применять уже имеющиеся знания в новых обстоятельствах, и детей учатся решать возникающие проблемы не только с помощью игрушек, но и путем логических находок и  рассуждений. Игра для ребенка – путь познания мира.  

Основная часть. Теоретическое обоснование «Творческие игры как условие для социально- личностного развития дошкольников»

Актуальность. Одна из основных задач образования в соответствии с законом РФ «Об образовании» – это социально–коммуникативное развитие. Именно в игре ребенок получает возможность обучения коммуникативному общению со сверстниками и взрослыми в совместной игровой деятельности, получает опыт и умение применять в социальной жизни. Игра – это не просто деятельность с различными игрушками и предметами, в игре моделируются социальные отношения.

Цель. Создать оптимальные условия для познавательного и социально-коммуникативного развития детей через сюжетно-ролевую игру в соответствии с ФГОС. Расширять представления детей об окружающем и социальной действительности.

Задачи.

Проанализировать состояние предметно-пространственной развивающей среды.

Проанализировать научно – методическую литературу.

Приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Развивать у детей интерес к отражению в сюжетно – ролевых играх разнообразного содержания.

Усвоение норм, ценностей принятых в обществе (мораль, нравственные ценности).

Теоретическая значимость

Социально-коммуникативное развитие детей относится к важнейшим пробелам педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

Социально-коммуникативное развитие направлено на:

  • Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • Развитие общения и взаимодействий ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • Становление самостоятельности, целенаправленности, саморегуляции собственных действий;
  • Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
  • Формирование уважительного отношения к чувству принадлежности к своей семье, малой Родине, и Отечеству;
  • Формирование речевых умений (развитие способностей вступать в общение и поддерживать его).

Игра в свете ФГОС выступает как форма социализации ребенка. Игра – это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка.

Задачи:

- правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки;

- способствовать обогащению самостоятельного игрового опыта, знаниями и впечатлениями, обогащать представления детей о мире;

- расширять круг их интересов;

- приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками;

- обогащать и активизировать словарный запас детей, обучать ролевым диалогам;

Для реализации поставленных задач особое значение предали построению развивающего пространства для содействия детской игры: организовали непересекающиеся сферы самостоятельной детской активности внутри игровой зоны: сюжетно-ролевая, театрально-игровая, строительно-конструктивная, интеллектуальная и зона, предусматривающая двигательную активность. Это позволяет всем детям одновременно организовать различные игры в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу.

Для успешной работы были разработаны блочное календарно-тематическое планирование, подобраны темы бесед, дидактические игры, целевые прогулки, сюжетно-ролевые игры с примерным ходом развертывания, план реализации сюжетно-ролевых игр, тематику сюжетно-ролевых игр, задачи и приемы руководства и др.

Создать в группе атмосферу гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными.

Своевременное и правильное применение различных форм работы обеспечивает решение поставленных задач.

Для социально-коммуникативного развития имеет значение интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС:

Речевое развитие

Познавательное развитие

Практическая часть

Участники проекта дети средней группы, педагоги, родители специалисты.

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников.

Родительские собрания:

- Ребенок имеет право на совместную творческую деятельность с родителями;

- право на игру

- Игра – это серьезно.

Информационные консультации:

Папки – передвижки детские игры и игрушки. Игра и личность – первые шаги.

Материал для родительского уголка:

- Самостоятельность или как занять ребенка?

- Играя, учимся – играя, познаем.

- Оформление стенда с фотографиями детей

Взаимодействие с педагогами. Консультации.

 Игровая деятельность.

 Развитие речи в игре.

 Играем в сюжетно – ролевые игры.

Воспитание доброжелательности в играх.

Формирование положительных взаимоотношений, коммуникативных качеств в повседневной жизни.

Этапы работы над проектом:

1 этап – организационный.

2 этап – основной.

Внедрение в практическую деятельность через интеграцию образовательных областей (НОД, беседы, наблюдение, экскурсии, чтение художественной литературы, развивающие и творческие игры самостоятельная деятельность, взаимодействие с родителями).

Для того чтобы игра служила средством развития социально-личностных отношений, коммуникативных навыков, необходимо соблюдение нескольких условий:

- создание условий для игры в течение дня;

- организация взаимодействия между взрослыми и детьми в процессе игры;

- развитие общения ребенка с взрослыми и сверстниками;

- формирование диалогической речи;

- умение контролировать себя и друг друга во время речевого общения;

- обучение анализировать и оценивать поведение других детей литературных персонажей;

- воспитание интереса к окружающим людям, удовлетворение потребность детей в общении;

- формирование адекватного поведения в обществе;

- способствовать более полному развитию личности подготовка его к жизни.

3 этап – итоговый.

- завершение создания развивающей предметно – пространственной среды в группе, отвечающей современным требованиям;

- подведение итогов – определение задач для новых проектов;

- изготовление фотоколлажа «Было – стало» по развивающей предметно – пространственной среде в группе;

- презентация проекта.

Результативность

Опыт работы показывает, что именно в игре происходит становление ребенка как личности, его психическое развитие, формирование учебной и трудовой деятельности. Игра – это подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников.

Формы организации детей и примерно содержание работы по двум возрастам на примере сюжетно-ролевой игры Магазин.

Форма организации

Средний возраст

Старший возраст

НОД

Мы идем в магазин

Что такое магазин

Цель: совершенствовать представления детей о способах классификации предметов по типовым признакам, воспитывать вежливое и доброжелательное отношение к окружающим.

Цель: расширять представления детей о разных видах магазинов, совершенствовать представления о способах классификации предметов, познакомить с правилами поведения в магазинах.

Экскурсия и прогулки.

Экскурсия в овощной магазин.

Цель: закрепить знания в овощах и фруктах; воспитывать аккуратность и бережное отношение к окружающему; формировать правила и нормы поведении в общественных местах; умение общаться с людьми.

Экскурсия в магазин.

Цель: познакомить детей с трудом работников магазина; воспитывать у детей чувства уважения к людям.

Экскурсия в магазин.

Цель: закрепить знания о разнообразии товара; формировать культуру поведения в общественных местах; развивать речевое общение детей.

Экскурсия в аптеку.

Цель: закрепить знания об особенностях товара, которые продаются в аптеке.

Беседы.

Откуда овощи пришли на прилавок. Какие магазины вы посещали с мамой.

Цель: расширить представления о разнообразии товаров; учить правилам поведения и умению общаться с людьми.

Игра. «Профессия – продавец».

Какие магазины бывают.

Цель: закрепить знания о предметах окружения: познакомить детей с правилами поведения в разных ситуациях.

Развивающие игры.

Что продается в магазинах. Овощи. Фрукты. Посуда. Игрушки.

Что продается в магазинах.

Детский мир. Дом обуви. Бегемот. Кораблик. Хлебный магазин.

Что где продается – одежда игрушки, обувь,  мебель, хлеб.

Художественная литература.

С. Михалков «Вот какой рассеянный».

В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»

К. Чуковский «Муха-Цокотуха».

П. Ершов «Конек-Горбунок»

Праздники и развлечения.

Ярмарка товаров.

Викторина «Что продают в магазинах»

Ярмарка товаров. Викторина «Что покупаем в магазинах»

Опытно – исследовательская деятельность.

Покупка товаров в зависимости от события, праздника (конфеты, шарики, платья, лекарства и т.д.)

Покупка товаров на день рождения (торт, свечи, колпачки для игр)

Продуктивная деятельность.

Лепка - фрукты, овощи, хлебные продукты. Аппликация – украсим валенки, башмачки, украсим шляпку, шарфики.

Рисование. «Мои любимые игрушки»

Лепка – в магазин привезли овощи и фрукты.

Аппликация – посуда, праздничные костюмы, ваза с цветами и фруктами.

Заключение

Игра – одно из незаменимых средств детского коллектива. Она помогает педагогу всесторонне изучить ребят, проникнуть в их духовный мир.  Воспитатель должен стремиться к созданию в процессе игровой деятельности активной самостоятельной личностной позиции каждого ребенка, предупреждать пассивность, добиваться того, чтобы в процессе игры ребенок не пребывал в роли наблюдателя чужих действий и поступков.

Необходимо продолжить работу по приобщению детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми через интеграцию образовательных областей.

Работа по реализации проекта позволит нам создать условия для более благоприятного развития детей, развитие социально – коммуникативных навыков и умений в процессе игровой деятельности, окажет положительное влияние ребенка в мир взрослых и сверстников.

Список литературы

  1. Губанова, Н.Ф. развитие игровой деятельности. [Текст]/ Н.Ф.Губанова.-М.,2009г.
  2. Клюева, Н.В., Касаткина, Ю.В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов. [Текст]/Н.В. Клюева, Ю.В.Касаткина. - Ярославль, 1996 – 234 с.
  3. Лаврентьева, Г.П. Культура общения дошкольников. [Текст]/Г.П.Лаврентьева. – Киев, 1998. – 213 с.
  4. Новоселова, д.С.Л. Игра дошкольника [Текст]/Под ред.