Разработки уроков и занятий

Новоселова Вера Алексеевна

Предварительный просмотр:

Сказка Замка Посмотри, что у меня в руках-

 маленькое чудо - новый Мир!

Я его принес издалека,

где твои ладошки, на - возьми.

Он рожден в горниле дальних звезд,

он был мал, беспомощен и слеп.

Я тебе его в подарок нес -

самой дорогой из Королев.

Погляди, он светится в ночи -

ласковый, животворящий свет.

Этим светом мы подарим жизнь

самой лучшей из твоих планет.

Светом мы растопим шапки льда,

воздух, землю, воду оживим,

а на небосклон - взойдет звезда,

названная именем твоим

Завари на кухне крепкий чай...

Я - Король, и кое-что могу:

сохраню и буду защищать,

только от тебя - не сберегу...

Ты с ним свысока не говори,

он возьмет - и просто не поймет.

От непонимания - сгорит,

а от невнимания - умрет.

В заполошной суматохе дней

может потеряться по пути,

а найти... найти всегда трудней,

можно ведь и вовсе не найти.

Ты хотя бы поняла, О ЧЕМ?

Или ждешь еще каких-то слов?

Дай мне руку - вот мое плечо.

Кто сказал, что Мир - не есть Любовь

Оформить подписку

Интегрированный урок по живописи и музыке в 6-м классе: "Микалоюс Константинас Чурлёнис - автор музыкальной живописи"

Презентации к уроку

Тема: Микалоюс Константинас Чюрлёнис – автор музыкальной живописи.

Цели:

  1. Знакомство с М.К.Чюрлёнисом – композитором и художником начала 20-го века.
  2. Развитие образного мышления обучающихся посредством художественных и музыкальных произведений.

Задачи:

  1. Знакомство с биографией композитора и художника.
  2. Рассказ о картинах.
  3. Знакомство с фортепианными произведениями.
  4. Эскизы учащихся, как результат интегрированного урока.

Оборудование урока:

  1. Портрет М.К.Чюрлёниса. (Приложение 1) 
  2. Цветные репродукции картин в формате А4. (Приложение 2)
  3. Исполнение фортепианных произведений М.К.Чюрлёниса: «Музыкальный момент» фа-диез-минор, «Прелюдия» си-мажор. (Приложение 3)
  4. Симфоническая поэма «Море» (CD-диск).

Формы работы:

  1. Групповая работа по картинам.
  2. Музыкальные произведения к картинам.

Базисные понятия:

- полифония – многоголосие;
- Прелюдия – небольшая инструментальная пьеса;
- соната – жанр инструментальной музыки;
- скерцо – дословный перевод – «шутка»;
- фуга – полифоническое произведение, основанное на теме; тема изменяется каждый  раз при проведении в другом голосе.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

- Сегодня у нас необычный урок – знакомство с литовским композитором и художником Микалоюсом Константинасом Чюрлёнисом. Начало двадцатого века характеризуется новым направлением в искусстве – импрессионизмом. Назовите представителей этого направления в живописи и музыке. (Художники: Клод Моне, Эдуард Мане, И.Э.Грабарь, С.А.Коровин; основоположник музыкального импрессионизма - Клод Дебюсси; русские композиторы - А.Н.Скрябин, А.К.Глазунов.)

Творчество Чюрлёниса нельзя отнести только к импрессионизму, в его музыке и картинах сочетаются элементы импрессионизма, экспрессионизма и символизма. Творчество М.К.Чюрлёниса развивалось главным образом в период с 1904 по 1909 год.

В своем творчестве художник осуществлял мечту о единении искусств (идея «синтеза искусств»). Лучшие его произведения волнуют именно своей «музыкальной живописью». Об этом говорят и названия картин: «Соната Солнца», «Соната Моря», «Фуга».

2. Краткая справка о художнике и композиторе (искусствовед- школьник).

- Родился Микалоюс на юге Литвы в Варене 22 сентября 1875 года. Детские годы  прошли в живописнейшей местности Друскининкай, где отец служил органистом  в костёле. Первые уроки музыки Чюрлёнис получает от отца, и к семи годам свободно  музицирует. С детских лет он глубоко чувствует красоту литовской природы, полную нежных красок, все её разнообразные оттенки. В восемнадцать лет Чюрлёнис поступает в консерваторию в Варшаве, учится по классу композиции и фортепиано, оканчивает с отличием в 1899 году.

Симфоническая поэма «В лесу» (1901г.) – первое большое сочинение. По жанру это пейзажная картина, лирической темой которой является жизнь литовской природы.

В 1901 году Чюрлёнис поступает в Лейпцигскую консерваторию. В эти годы сочиняет полифонические пьесы, начинает заниматься живописью. Переход к живописи произошел у Чюрлёниса в силу творческих склонностей, проявлявшихся в ранней юности. Он был одинаково способным к музыке, к живописи и выражал себя в разное время с разной интенсивностью в этих областях.

Первые картины написаны в 1903 году – «Музыка леса», триптих «Рекс». Картина «Музыка леса» напоминает нам о симфонической поэме «В лесу». Образы картины рождены простейшими литературно-поэтическими сравнениями: шум в лесу – музыка; прямые стволы сосен – струны; летящий мимо деревьев ветер – музыкант, который колеблет звучащие струны.

В начале 20-го века утверждался принцип взаимопроникновения и взаимодействия искусств, стала характерной тенденция к расширению традиционно замкнутых границ видов и жанров. В 1904 году в Варшаве открывается Школа изящных искусств, куда и поступает Чюрлёнис. Преподавание в школе резко отличалось от принятых академических традиций. Учащимся предлагалось заниматься не столько детализацией изображения, сколько передачей настроения, характера, движения живой натуры.

Путешествие на Кавказ принесло художнику много новых впечатлений и дало толчок его художественному сознанию. Чюрлёнис часами сидел у моря и рисовал. Результатом стали симфоническая поэма «Море» и циклы картин «Сотворение мира», «Знаки Зодиака». В этот период композитор пишет фортепианные пьесы, записывает и обрабатывает литовские народные мелодии. В Вильнюсе и Каунасе выставляются картины Чюрлёниса, среди них циклы, посвященные временам года («Весна», «Лето», «Осень») и первые живописные сонаты – «Соната Солнца», «Соната Весны». В 1909 году художник переезжает в Петербург, становится участником выставок, получает признание среди авторитетных искусствоведов того времени, как огромный, оригинальный талант. 10 апреля тяжелая болезнь сводит в могилу выдающегося художника и музыканта, не дожившего до 35 лет.

После кончины художника устраиваются выставки его работ в Москве, Вильнюсе, Петербурге; его картины выставляются на второй международной выставке импрессионистов в Лондоне. На концертах начинают играть его музыку, о нем пишут статьи и книги.

3. Работа по картинам.

- Чюрлёнис глубже, чем кто-либо другой, чувствовал музыку в природе, и поэтому ритмический, симфонический и вообще музыкальный момент выражен в его картинах с большим мастерством и силой. В своё время много было сказано и написано о том, что художник своими картинами хотел выразить музыку, а красками стремился передать музыкальные звуки.

Картина «Соната моря».

Вопросы:

  1. Что привлекает ваше внимание на первой картине «Сонаты моря» - «Аллегро»?
  2. Что вы можете сказать о деталях картины?

Через всю картину проходят светлые, гармоничные тона. Искусствовед Генрих Альтшуллер так рассказывает о картине М.К.Чюрлёниса: «На первой картине, на одном пространстве – три картины. Первая – вид на побережье с высоты птичьего полета; виден берег, видны дальние холмы, деревья на этих холмах – очень маленькие с большой высоты. Вторая – глазами человека, зашедшего у берега в воду; на расстоянии вытянутой руки – волны, тени птиц, силуэты рыб, плавающих у побережья. Это совсем другой взгляд на тот же участок моря и берега. И третья картина – подсистемы моря. Море состоит из капелек, и по всей картине идут желтые капли моря.

Картина, особенно не на репродукции, а в натуре, она потрясающа. Система обладает свойствами, которые не имеют ее части. Вроде, все просто в отдельности, а результат магический, чарующий. Меня удивило, почему капельки желтые. Потом в Каунасе я общался с музыковедами, литературоведами, художниками, и неизменно задавал этот вопрос. «Знаете, балтийское побережье – это янтарное побережье, это от янтаря».

Вторая картина «Сонаты моря» - «Анданте».

Вопросы:

  1. Каково ваше впечатление о картине?
  2. Что вы можете сказать о деталях картины?

Картина пронизана мягким сиянием двух солнечных светил. Они, как две манящие звезды, приковывают к себе внимание зрителя. В центре картины – затонувший корабль на ладони морского царя. Состояние покоя художник передает пастельными красками.

 Третья картина «Сонаты моря» - «Финал».

Вздымающаяся огромная волна развернута как гигантская пасть какого-то чудовища. Чюрлёнис заставил ее как бы окаменеть. Он заставил окаменеть и пену. И получился новый художественный эффект: не пенные когти, а тяжелые, грубые, гигантские куски застывшей лавы сейчас обрушатся на человека. У подножия громадной волны – маленькие кораблики. На фоне волны видны четкие инициалы художника: «М К», как символ победы человека и творца над силами природы.

Задание:

Послушайте «Музыкальный момент» фа-диез-минор М.К.Чюрлёниса.

Вопрос:

  1. Какая из трех картин «Сонаты моря» близка по характеру этому музыкальному произведению?

«Музыкальный момент» - полифоническая пьеса; причем о каждом голосе можно говорить как о целом музыкальном пласте со своими подголосками, со своим динамическим развитием. А гармоничное сочетание голосов дает великолепный звуковой объем всего произведения.

Картина «Соната Солнца».

Как жанр инструментальной музыки, картина состоит из четырех частей:

1 – Аллегро. Определение быстрого темпа в музыке.
2 – Анданте. Одно из определений спокойного темпа в музыке.
3 – Скерцо.
4 – Финал. Кульминация, заключение, итог.

На первой картине «Аллегро» хаотичное изображение множества солнц создает ощущение быстрого движения. Все солнца разной величины. Будто из тумана освещают они изображения ворот, как вход в неведомые миры, как приглашение посетить и увидеть далекое, таинственное. Эта картина подтверждает те слова, какими Чюрлёнис охарактеризовал свое творчество: «Я полечу в далекие миры, в край вечной красоты, солнца и фантазии, в заколдованную страну».

Вторая картина «Сонаты Солнца» - «Анданте» - полная противоположность первой.

Широкие, мощные солнечные лучи заполняют собой все пространство. Своим ярким, теплым светом они согревают землю. На земле, согретой солнцем, рождается жизнь. Вся картина наполнена теплотой, светом, покоем.

Третья картина «Сонаты Солнца» - «Скерцо».

Вопрос:

  1. Какие приемы художник использует для передачи легкости, невесомости, шутливости в картине?

Легкость, изящество передает художник фантастическим изображением всего, что мы видим. Картина написана прозрачными пастельными красками. Воздушные, почти прозрачные мосты на переднем плане обрамляют картину, создавая, таким образом, объемность изображения (мы видим мосты и вдали). Мерцание разноцветных бабочек чередуется с прелестными цветами, манящими нас вдаль. Все изображенное на картине стремится вверх, к солнцу.

Четвертая картина «Сонаты Солнца» - «Финал». Совершив круговорот, жизнь снова угасает в грозном, опутанном паутиной финале. Но блики солнца соединяют все собой, они отчетливо видны на краях колокола. Символ солнца на самом колоколе является стержнем не только этих картин, но и всего творчества М. К.Чюрлёниса – художника и композитора. Колокол на картине – как апофеоз художественного цикла «Соната Солнца».

Задание:

Прослушайте «Прелюдию» си-мажор М.К.Чюрлёниса.

Вопрос:

  1. Какой из картин «Сонаты Солнца» пьеса близка по характеру?

Напевная, светлая по характеру восходящая мелодия повторятся, постепенно развиваясь из одноголосного проведения в аккордовое звучание. Яркая по динамике кульминация «Прелюдии» плавно переходит в умиротворенную, прозрачную каденцию (заключение).

Триптих «Рекс» - картина, состоящая из трех частей.

На первой картине мы видим статую на постаменте в безбрежном водном пространстве. Океан или море? Скорее всего – океан. Водное пространство настолько огромное, что практически не видно линии горизонта.

На второй картине изображён верх постамента и пальцы статуи. Под постаментом – корабль, мачта которого не достаёт до постамента. Начинаешь понимать, насколько велика статуя.

Третья картина – сам корабль с верхушкой мачты. Невольно понимаешь, что статуя не только велика, она огромна.

Человеческий мозг обладает удивительной способностью – он думает даже тогда, когда мы не хотим думать. Три картины, они не представляют художественной ценности каждая в отдельности, это не шедевр. То есть, она не лишена смысла, но взгляд невольно сканирует три картины, и через две-три минуты созерцания мы не воспринимаем их порознь, а видим их как единое целое. Появляется ощущение огромности океана, в котором даже такая гигантская, чудовищная по размерам статуя - маленькое пятнышко на первой картине.

Картина «Рекс» - одна из первых попыток Чюрлёниса как применение системного мышления в живописи.

Фуга - многоголосное произведение, основанное на музыкальной теме. Первое проведение темы – одноголосно (в любом голосе). Далее с некоторыми изменениями она звучит во втором, в третьем, в четвёртом голосах. Изменяться тема может в интонации, в динамическом развитии, в штрихах.

Картина «Фуга».

На картине М.К.Чюрлёниса мы видим полное соответствие начальному построению фуги. Первое проведение темы – одноголосное в верхнем регистре с почти нейтральными динамическими оттенками (пастельные тона). В теме – отдельные яркие элементы (аллегорическое изображение в виде ёлочек) и контрастные и штрихи – солнечные маленькие кружочки на высоких подставках. Ёлочки в первом проведении темы имеют свой приятный синеватый цвет (оттенки в музыке). Дальше художник не даёт зеркального отображения темы, значит, тема изменяется. Ёлочки изменили свой цвет (динамические оттенки) и смещены в сравнении с первым изображением. Меняется амплитуда колебаний, её кульминационные моменты.

В следующем проведении темы автор не даёт её полного изображения, но видна резкая смена цвета (динамическое нагнетание), отдельные отголоски темы (тени) с вдруг появляющимися яркими элементами (чёткое изображение ёлочек). Близкое расположение ёлочек говорит о приближающейся кульминации.

И как итог – кульминация фуги – яркое проведение темы в низком регистре (тёмный, насыщенный цвет).

Насыщенность красок (от светлого к тёмному) и переход от светлых тонов к тёмным, а также блики точек на тёмном фоне соответствуют богатству развития музыки в момент кульминации.

Заключение.

Синтез искусств (музыка и живопись) в творчестве М.К.Чюрлёниса подчеркивает в своем стихотворении литовская поэтесса Соломея Нерис и составляет единство музыки, живописи и поэзии:

Весна, весна! В садах поет сирень,
Звенит река, сияет майский день,
Река небес - так глубока,
А ветер гонит облака!
Весна, весна! В ветвях берез лесных
Струится сок побегов молодых –
То кровь моя – и ветра взлет
Дыханьем воли обдает,
Там белой тучкой пробежит,
Там в листьях ивы задрожит,
Там птицею вспорхнет лесной
Твоя свобода, край родной!
Колокола мне в сотый раз
О счастье, о любви поют…
Встречай меня, родной приют!

(«Весна», перевод М.Замаховской)

Творчество М.К.Чюрлёниса – это уникальное явление в истории литовского и мирового искусства. Очень чуткий и яркий художник умел и находил точки соприкосновения живописи и музыки.

Задание: 

Послушайте симфоническую поэму «Море», сделайте эскизы художественных образов, которые возникнут у вас при прослушивании произведения (CD- диск).

Домашнее задание

- Нарисовать рисунки по итогам интегрированного урока.

Сказка Замка

 Посмотри, что у меня в руках-

 маленькое чудо - новый Мир!

Я его принес издалека,

где твои ладошки, на - возьми.

Он рожден в горниле дальних звезд,

он был мал, беспомощен и слеп.

Я тебе его в подарок нес -

самой дорогой из Королев.

Погляди, он светится в ночи -

ласковый, животворящий свет.

Этим светом мы подарим жизнь

самой лучшей из твоих планет.

Светом мы растопим шапки льда,

воздух, землю, воду оживим,

а на небосклон - взойдет звезда,

названная именем твоим

Завари на кухне крепкий чай...

Я - Король, и кое-что могу:

сохраню и буду защищать,

только от тебя - не сберегу...

Ты с ним свысока не говори,

он возьмет - и просто не поймет.

От непонимания - сгорит,

а от невнимания - умрет.

В заполошной суматохе дней

может потеряться по пути,

а найти... найти всегда трудней,

можно ведь и вовсе не найти.

Ты хотя бы поняла, О ЧЕМ?

Или ждешь еще каких-то слов?

Дай мне руку - вот мое плечо.

Кто сказал, что Мир - не есть Любовь



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Викторина «У истоков искусства» Первобытный мир Древний Египет Древняя Греция Древний Рим … … . … … задание: Вставь номера слайдов в нужную колонку таблицы.

Слайд 2

I. К какой культурной эпохе можно отнести эти произведения искусства?

Слайд 3

1 3 4 2

Слайд 4

5 7 6 8

Слайд 5

9 10 11 12

Слайд 6

14 16 15 13

Слайд 7

19 20 18 17

Слайд 8

24 25 22 23 21

Слайд 9

II. К какой культурной эпохе можно отнести эти высказывания? Человек – венец творенья, он подобен богам. Одна из задач искусства – подготовка человека к жизни после смерти. Идея величия империи, призванной господствовать над народами, воплотилась в монументальных памятниках архитектуры.

Слайд 10

Искусство древнего мира Составь «Карту памяти» по пройденным темам. Используй термины, изученные на уроках и собственные слова-ассоциаци.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Проверочная работа 6 класс

Слайд 3

Напишите название музыкального коллектива?

Слайд 4

Найдите лишнее Дирижер выполняет несколько задач: задает темп и указывает размер. указывает порядок вступления отдельных групп музыкантов определяет динамику музыкального произведения 4. играет на музыкальном инструменте

Слайд 5

Напишите кто это?

Слайд 6

Чей это композитор и чем он прославился?

Слайд 7

К какой музыке относится произведение ? (этот же композитор) духовной или светской, инструментальной или вокальной, программной или не программной?

Слайд 8

О какой музыке идет речь? « В основе этой музыки лежит нечто такое, что можно почувствовать, но нельзя объяснить».

Слайд 9

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ДЖАЗА? -? -? -?

Слайд 10

Кто лишний? В.Моцарт П.Чайковский М.Глинка

Слайд 11

Третий лишний Скрипка Контрабас Альт

Слайд 12

Выбери, под каким номером третий лишний? 1 2 3



Предварительный просмотр:

Музыка 2 класс

  1. Симфоническую сказку «Петя и волк» написал-
  2. Тему Пети исполняют-
  3. Какой инструмент исполняет тему утки-
  4. Какой инструмент исполняет тему птички-
  5. Какой инструмент исполняет тему волка-
  6. Какой инструмент исполняет тему дедушки-
  7. Какой инструмент исполняет тему кошки-
  8. Какие инструменты исполняют тему охотников-

Музыка 2 класс

  1. Симфоническую сказку «Петя и волк» написал-
  2. Тему Пети исполняют-
  3. Какой инструмент исполняет тему утки-
  4. Какой инструмент исполняет тему птички-
  5. Какой инструмент исполняет тему волка-
  6. Какой инструмент исполняет тему дедушки-
  7. Какой инструмент исполняет тему кошки-
  8. Какие инструменты исполняют тему охотников-

Музыка 2 класс

  1. Симфоническую сказку «Петя и волк» написал-
  2. Тему Пети исполняют-
  3. Какой инструмент исполняет тему утки-
  4. Какой инструмент исполняет тему птички-
  5. Какой инструмент исполняет тему волка-
  6. Какой инструмент исполняет тему дедушки-
  7. Какой инструмент исполняет тему кошки-
  8. Какие инструменты исполняют тему охотников-

Музыка 2 класс

  1. Симфоническую сказку «Петя и волк» написал-
  2. Тему Пети исполняют-
  3. Какой инструмент исполняет тему утки-
  4. Какой инструмент исполняет тему птички-
  5. Какой инструмент исполняет тему волка-
  6. Какой инструмент исполняет тему дедушки-
  7. Какой инструмент исполняет тему кошки-
  8. Какие инструменты исполняют тему охотников-


Предварительный просмотр:

Итоговый  тест  по  музыке  7  класс   I вариант

1.         Совокупность характерных черт, приемов, способов, особенностей творчества:

а) жанр                б) талант                   в) стиль                   г)  индивидуальность

2. Медленный парный танец в балетном спектакле:

а) па-де-де           б) лирический                в)  па-де-труа             г)  характерный

3.        Произведение, в основу которого положена новелла Проспера Мериме:

а) Рок-опера "Иисус Христос - суперзвезда"   б) Опера "Кармен"    в) Опера "Порги и Бесс"

4.         Особенность  балета Р.Щедрина "Кармен-сюита":

        а)   нет массовых народных сцен;                  

            б)  действия происходят на фоне  массовых сцен, олицетворяющих народ

         

5.         "Всенощное бдение" С.В.Рахманинова – это

            а)  величайший шедевр русской духовной музыки, вокальное произведение,  в основе которого лежат напевы древнерусских песнопений

        б)  рок-опера, в основу которой положены события Евангелия о последних днях земной жизни Христа

        в)  вокально-инструментальное произведение для солистов, органа, хора и оркестра, написанное на латинский текст католической литургии

6.         Два направления музыкальной культуры:

            а) вокальная и инструментальная музыка

            б) духовная и светская музыка

            в) камерная и симфоническая музыка

7.         Композиторы, сочинявшие симфоническую музыку:

            а) Л.В.Бетховен    б)  В.А.Моцарт        в) Ф.Шопен                  

8.         К камерной музыке относятся:

        а) трио             б) квартет         в) кантата             г) соната

9.         Композитор XIX века,   :

        а) С.Прокофьев                   б)  Д.Шостакович                 в) В.А.Моцарт

10.         Многочастное циклическое произведение, стоящее из трех или четырех частей, предназначенное для одного или двух инструментов:

            а) сюита                             б) симфония                       в)  соната



Предварительный просмотр:

Итоговый тест по музыке 5 класс.

Задание: Из трёх вариантов ответов выбрать один верный и записать его с помощью буквы. Ответы писать в столбик.

  1. Назвать музыкальный жанр, не связанный с литературой:


а) этюд
б) опера

в) балет


           2. Изобразительное искусство – это:

           а) Архитектура, скульптура.

           б) Живопись, натюрморт

           в) Кино, театр.

           3. Вокальная музыка - это:

            а) Музыка, исполняемая голосом.

            б) Музыка, исполняемая на музыкальных инструментах

            в) Музыка, исполняемая в стиле скороговорки.

          4. Вокализ – это:

             а) Музыка, исполняемая женским хором.

             б) Музыка, исполняемая мужским голосом.

             в) Музыка, исполняемая голосом без слов на определённый слог

  1.   Опера – это…

             а) музыкальный спектакль, в котором действующие лица танцуют

             б) музыкальный спектакль, в котором действующие лица поют

             в) музыка, исполняемая на музыкальном инструменте.

  1.  Музыкальный спектакль, в котором все действующие лица танцуют – это…

            а) мюзикл

            б) опера

            в) балет

  1.  «Садко» - это…

            а) опера

            б) балет

            в) песня

  1.   Какой балет  принадлежит творчеству П.И. Чайковского:

   а) «Щелкунчик»
  б) «Любовь к трем апельсинам»
  в) «Кармен»
           

       9. «Увертюра» - это:


а) название музыкального инструмента
б) название оперы
в) оркестровое вступление

  1. Автор, написавший около ста сказочных опер. Его называют «музыкальный сказочник»:


а) В.А. Моцарт
б) Н.А. Римский-Корсаков
в) П.И. Чайковский

  1. Какой композитор написал симфоническую миниатюру «Кикимора», основой которого стало одно из сказаний русского народа?

           а) М.И. Глинка

           б) П.И.Чайковский

           в) А.К. Лядов


  1. Слово, употребляемое  в музыке  и  живописи:


а) этюд
б) фреска
в) оркестр.

  1.  «Либретто» - это:


а) название музыкального инструмента

б) пьеса для постановки на сцене
в) название танца.

  1. Н.Римский-Корсаков сочинил симфоническую сюиту «Шехеразада» по мотивам известных сказок:

           а) русских народных

           б) якутских народных

           в) арабских народных

Ответы на итоговый тест

5 класс

 Критерии оценок

 Ошибки:       0-2 – «5»

       3-5 – «4»

       6-9 – «3»

       10 и более – «2»

  1.  а
  2.  б
  3.  а
  4.  в
  5.  б
  6.  в
  7.  а
  8.  а
  9.  в
  10.  б
  11.  в
  12.  а
  13.  б
  14.  в



Предварительный просмотр:

МУЗЫКА                   8 класс              Итоговый тест             1 вариант

  1. Какой струнный инструмент бывает русским, гавайским и испанским?

а)  скрипка

б)  мандолина

в)  гитара

  1. Найди инструменты симфонического оркестра: (3)

а)  туба

б)  балалайка

в)  арфа

г)  домра

д)  виолончель

  1. Какой инструмент входит в группу деревянных-духовых инструментов?

а)  альт

б)  виолончель

в)  флейта

  1.      Низкий женский певческий голос.

а)  тенор

б)  меццо-сопрано

в)  контральто

  1. Кто руководит симфоническим  оркестром?

а)  балетмейстер      

б)  дирижер        

в)  режиссёр

  1.      Как называется певческий коллектив певцов. Если в него входит более 12 человек?

а)  оркестр

б)  ансамбль

в)  хор

  1.      Как называется коллектив музыкантов из четырёх человек?

 

а)  трио

б)  квинтет

в)  квартет

  1.  Как называется коллектив музыкантов-исполнителей на духовых и ударных инструментах. Подобный состав характерен для военных оркестров.

а)  симфонический оркестр

б)  эстрадный оркестр

в)  духовой оркестр

  1. Какой музыкальный термин в переводе означает «круг»?

 

а)  прелюдия

б)  рондо

в)  соната

  1. Как называется часть песни, которая повторяется?

 

а)  запев

б)  припев

в)  куплет

  1. Циклическая музыкальная форма, состоящая из нескольких контрастных частей, объединённых общим замыслом и образующих связное целое.

а)   вокальный цикл

б)   сюита

в)   программная музыка

  1. Какие виды из перечисленных музыкальных произведений относятся к вокальным?  (3)

а)  опера

б)  вокализ

в)  этюд

г)  романс

д)  соната

  1. Какие жанры музыки относятся к камерным произведениям? (2)

а)  симфония

б)  этюд

в)  оперетта

г)  соната

д)  кантата

  1. Инструментальная или вокальная музыка, предназначенная для исполнения в небольшом помещении и для небольшого состава исполнителей.

а)  камерная музыка

б)  программная музыка

в)  хоровая музыка

  1. Какие литературные произведения в древности принято было не рассказывать, а петь?

а)  былины

б)  сказки

в)  загадки

  1. Как называется народная песня венецианских гондольеров или произведение, написанное в стиле этой песни.

а)  соната

 б)  романс

в)  баркарола

  1. Музыкальное произведение, сочетающее в себе элементы оперы, оперетты, балета и  эстрадной музыки.

а)   сюита

б)   рок - опера

в)   мюзикл

  1. Что означает а, капелла?

а)  пение без слов

б)  пение с сопровождением

в)  пение без сопровождения

  1. Как называют музыкальное сопровождение сольной партии голоса?  

а)  ансамбль

б)  капелла

в)  аккомпанемент

  1. Как называется сочинение музыки сразу во время ее исполнения?

а)  импровизация

б)  интерпретация

в)  композиция

  1. Что обозначает слово «форте»?

а)  быстро

б)  громко

в)  тихо

  1.  Сопоставь названия средств музыкальной выразительности с его определением:

1) скорость движения в музыке, определяемая числом метрических долей в единице времени,

2) временная организация музыки. Упорядоченное чередование звуков различной длительности.    

3) сила звука, степень громкости обозначается определенными знаками: р , f и т.п.

4) окраска звука, голоса или инструмента.

а)  ритм

б)  темп

в)  динамика

г)  тембр

  1.  Стиль, сочетающий в себе элементы джаза и симфонической музыки.

а)  классицизм

б)  романтизм

в)  симфоджаз

  1. Какими знаками записывается музыка?

а)  буквами

б)  цифрами
          в) нотами

  1.  Каким, словом итальянского происхождения называют краткое изложение оперы и балета?

а)  сценарий

б)  либретто

в)  сюжет

  1.  Кто из композиторов является основоположником русской классической музыки.

а)   П. Чайковский

б)   М. Глинка

в)   А. Бородин

  1.  Великий польский композитор и пианист. Основоположник польской классической музыки.

а)   М. Огинский

б)   Ф. Шопен

в)   М. Равель

  1.  В основу опер многих русских композиторов легли произведения А.С.Пушкина. Сюжет какой оперы не является Пушкинским?

а)        «Руслан и Людмила»

б)        «Снегурочка»

в)        «Борис Годунов»

  1.  П. Чайковского считают новатором в области балетной музыки

Сколько балетов создал П.И. Чайковский?

а)    1

б)    3

в)    8

  1. У кого из русских композиторов опера занимает основное место в творчестве. Из 15 опер, 9 на сказочные темы?

а)    С. Прокофьев

б)    М. Мусоргский

в)    Н. Римский - Корсаков



Предварительный просмотр:

                              Итоговая работа по  музыке 4 класс         Вариант – 2.

Задание № 1. Выпиши  правильный ответ .

1.Вокальная музыка…

А) произведения для исполнения на музыкальных инструментах

Б) произведения для исполнения голосом

В) все музыкальные произведения

2. Самый большой инструмент в мире?        

А) фортепиано                                  Б) аккордеон                                            В) орган

3. Сценическое произведение, в котором все  герои поют  под музыку?

А) симфония                          Б) балет                                             В) опера

4. Дирижер – это…

А) автор  музыки        Б) руководитель хора или оркестра        В) тот, кто пишет музыку

5. Этот инструмент самый низкий по звучанию в медных духовых.

А) Туба                                   Б) Труба                                           В) Валторна

6. Как мы называем человека, который поет один?

А) солист                                Б) хор                                                В) певец

7. Чем записывают музыку?

А) буквами                             Б) нотами                                           В) цифрами

8. Когда мы танцуем, то соблюдаем в движении:

А) Темп                                  Б) Слух                                               В) Мелодию

9. К какой группе музыкальных инструментов относится виолончель?

А) струнно-смычковые          

Б) струнно-клавишные              

В) струнно-щипковые

10. Что музыка может изобразить?

А) капли дождя                     Б) одежду                                         В) прическу

11. Какая форма музыки состоит из запева и припева?

А) двухчастная                       Б) трехчастная                               В) куплетная

12. Хор – это…      

А) коллектив музыкантов, которые исполняют музыку на разных инструментах

Б) коллектив музыкантов, которые поют

В) коллектив артистов, которые танцуют

13.  Какой инструмент относится к духовым?

А) труба                                     Б) виолончель                         В) литавры

14. К зарубежным композиторам  относится…

А) Л.Бетховен                           Б) С.Рахманинов                     В) Э.Григ

15.  Выпишите кто из перечисленных композиторов   относится к русским?

А) М.И.Глинка   Б)  Ф.Шопен     В)  П.И. Чайковский

Задание № 2. Соедини линиями названия жанров народных песен и их определение.

  1. Исторические
  2. Лирические
  3. Колыбельные
  4. Трудовые
  5. Календарные
  6. Обрядовые
  7. Частушки

А)Пели на свадьбах, похоронах.

Б)Связаны с историей России.

В)Связаны с временами года.

Г)Небольшие шуточные куплеты.

Е)Исполнялись мамами для детей.

Ж)О любви.

З)Помогали в труде.

Задание № 3. Запиши слова так, чтобы окончание слова было началом следующего.

2.

3.

7.

8.

4.

1.

6.

5.

  1. Самый низкий струнный инструмент.
  2. Чем водят по струнам скрипки.
  3. Ансамбль из четырех исполнителей.
  4. Ансамбль из трех исполнителей.
  5. Большая группа музыкантов, играющих на разных музыкальных инструментах.
  6. Музыкальное средство, показывает высоту звука.
  7. Музыкальное средство, показывает чередование длительностей и звуков.
  8. Основа музыкального произведения.


Предварительный просмотр:

Урок музыки в 5 классе по теме «Волшебная палочка дирижера»

Новоселова Вера Алексеевна, учитель музыки

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»,

город Когалым, ХМАО- Югра

Цель урока:    

  • Дать понятие о симфоническом оркестре. Значении дирижера в исполнении симфонической музыки оркестром, о группах инструментов входящих в состав симфонического оркестра
  • Показать особое значение роли дирижёра при исполнении симфонической музыки

Задачи урока:

  • Образовательная: познакомить с историей возникновения дирижерской палочки; показать выразительные возможности различных групп инструментов, входящих в симфонический оркестр; познакомить со знаменитыми дирижерами.
  • Развивающая: развивать интерес к предмету, учить мыслить, рассуждать, чувствовать музыку, характеризовать музыкальные образы, развивать творческие способности.
  • Воспитательная: воспитывать слушательскую культуру, эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки

Оборудование:

  • Интерактивная доска, компьютер с колонками, презентация.

Ход урока

I.Организационный момент.

- Здравствуйте уважаемые гости, доброе утро ребята, улыбнитесь друг другу, своей улыбкой передайте всем присутствующим  свое хорошее настроение. II. Сообщение темы урока. Изучение нового материала.

- Мы отправимся с вами в удивительное волшебное путешествие. Но для того, чтобы отправиться в путь, нужно вспомнить, где мы были на прошлом уроке?

(в музыкальном театре)

- Что такое музыкальный театр?

(мир волшебства, мир удивительных приключений и превращений, историй, мир, в котором живет музыка).

- Вот в этот удивительный мир мы и отправимся сегодня.

- Но для начала вспомним правила поведения в театре, в концертном зале.

  1. Нельзя опаздывать на концерт. Лучше прийти на 15-20 минут и настроиться на встречу с искусством. В случае опоздания следует дождаться перерыва между исполняемыми произведениями. Входить в зал во время исполнения запрещается.
  2. Непременным условием, без которого невозможно воспринимать музыку, является абсолютная тишина в зале. Недопустимы любые разговоры, шепот, обмен мнениями, шелест страницами. Все это отвлекает самого слушателя, мешает окружающим и исполнителям.
  3. Аплодисменты, вызов на сцену в заключение концерта-лучшая награда артистам.

- А мы с вами отправляемся в зрительный зал, где начинается волшебство.

Слушание фрагмента из балета «Щелкунчик»

- Кто исполнил эту музыку?

Симфонический оркестр.

-Что такое оркестр?

Оркестр-это коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах.

- Посмотрите на слайд, как вы думаете, эти исполнители сидят, кто где захочет или есть определенный порядок?

Есть порядок, одинаковые инструменты находятся рядом, для того, чтобы инструменты одной группы слышали своих соседей.

-  Взгляните, какой большой оркестр, как много разных инструментов. Давайте вспомним группы инструментов, которые входят в состав симфонического оркестра.

- Интересно, как им удается играть так согласованно? Может, есть главный в оркестре?

(Дирижер, он держит в руках палочку)

Взмахнет волшебной палочкой,

И музыка звучит.

Палочка застынет,

И весь оркестр молчит.

Палочка подскажет,

Кому пора вступать,

Палочка укажет,

Как музыке звучать.

Палочка волшебная оркестром  правляет.

А как назвать волшебника, кто, ребята, знает?

(Дирижер)

- Он главный в оркестре, руководит оркестром. В руке держит дирижерскую палочку

- Сегодня на уроке мы будем говорить о симфоническом оркестре, о дирижёрах симфонического оркестра, о группах музыкальных инструментов, которые входят в симфонический оркестр.  Тема урока называется «Волшебная палочка дирижёра».

III. История возникновения дирижерской палочки.

-Эту палочку иногда называют волшебной.  Почему?

-Ведь один ее взмах может вызвать гром барабанов и звуки труб, пение скрипок и трели флейты.

 -Не только у дирижера есть волшебная палочка, давайте вспомним, где можно еще встретить волшебную палочку.

- У сказочных героев – фея. В мультиках – волшебники, звездочеты.

- История появления дирижерской палочки очень необычна и интересна.

Сообщение (Ваня)

    В 18 веке в опере дирижера называли «дровосеком» потому, что в рукаху него была палка из дерева длинной 1 метр 80 см, называли ее «батута». Батутой громко ударяли по полу в ритм мелодии. Такое дирижирование называлось «громким».

- И мы с вами сейчас это проверим. Звучит музыка, а мы в такт музыке будем стучать карандашами о парту.

- Скажите, мешал ли стук батуты слушанию музыки?

(Воспринимать музыку под такой стук  очень сложно.

Я, думаю, что стук батуты мешал слушанию музыки)

Стук батуты очень мешал восприятию музыки. В 19 веке появился первый скрипач оркестра, который отложил скрипку и стал дирижером. С развитием оркестровой игры появилась необходимость в более четкой ритмической организации оркестра. Возникло «тихое дирижирование» жестами рук.

Чтобы сделать руки дирижера более заметными, использовали различные предметы. Чаще всего использовали скрипичный смычок (показ смычка) или нотные листки, свернутые в рулон, некоторые использовали обыкновенную ветку с дерева. Дирижеры стояли лицом к публике - показывать ей спину считалось неприличным. Небольшую деревянную палочку для дирижера впервые применил композитор и дирижер   Людвиг Шпор.

(показ дирижерской палочки)

Музыкантам очень неудобно было видеть жесты дирижера, который стоитк ним спиной. Первым, кто повернул дирижера к оркестру, стал немецкий композитор и дирижер Рихард Вагнер.

Чтобы дирижерская палочка была более заметной, ее делают светлой. Палочка явилась как бы продолжением руки дирижера. 

- Сейчас мы с вами поиграем в игру «ДИРИЖЕР» и подумаем, какова основная роль дирижера.

Организуем выступление шумового оркестра.

1 ряд хлопает в ладоши

2 ряд стучит деревянными карандашами

3 ряд поочередно стучит ладонями по парте

 (ребята играют сами и у них ничего не получается, затем играют с помощью учителя – дирижера.)

Вывод: Без дирижера шумовой оркестр не звучит.

-Следовательно, роль дирижера очень велика. Почему?

дирижер направляет и управляет оркестром

- Правильно, в переводе с французского Дирижер - направлять, управлять, руководить, а помогает ему в этом его волшебная палочка.

- Все музыканты должны очень внимательно следить за жестами дирижера, если дирижер поднимает руки выше,  значит инструменты должны звучать громче, если опускает ниже – тише.

- Ребята, как вы думаете, трудно быть дирижером?

-Какими способностями, качествами должен обладать дирижер?

 Продолжите фразу «Чтобы быть дирижером нужно…»

- Известный дирижер ответил так: «Ой, их не перечислишь! Но прежде всего это: хороший музыкальный слух, память, коммуникабельность, жизненная активность, великолепная физическая форма, громадная сила воли, широчайший кругозор знаний в самых разных областях. Качеств очень много и лишь все вместе они дают облик профессионального дирижера. Отсутствие какого-либо из них – уже изъян».

- В нашей стране много выдающихся дирижеров, которые внесли огромный вклад в развитие дирижерского искусства. Посмотрите слайды, на которых будут представлении великие дирижеры нашей страны.

 Евгений  Светланов, -  советский российский дирижёр, композитор и пианист. Народный артист СССР (1968). Лауреат Ленинской (1972) и Государственной премии СССР (1983). Герой Социалистического Труда (1986).

 Вероника  Дударова, советский и российский дирижёр, педагог. Первая  женщина-дирижер. Народная артистка СССР (1977).

 Владимир  Ашкинази, - пианист дирижер

Влади́мир  Спивако́в — советский и российский дирижёрскрипач, педагог. Художественный рНационального филармонического оркестра России и Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы», президент Московского международного Дома музыки.

 Валерий  Гергиев советский и российский дирижёр. Художественный руководитель Мариинского театра (с 1988 года), главный дирижёр Лондонского симфонического оркестра. Народный артист России (1996)[1] и Украины (2003). Лауреат двух Государственных премий России (1993, 1998).

- Мы с вами видели симфонический оркестр. Он может исполнять музыку сам, а может сопровождать действие спектакля. В таком случае оркестр располагается в специальной нише перед сценой, ее называют оркестровая яма.

(Приглашаю в концертный зал Мариинского театра, дирижер Валерий Гергиев).

- Итак, давайте подведем итог.

- Зачем нужен дирижер?

- Почему палочку дирижера называют волшебной?

- Молодцы!!! Вы все хорошо поработали на уроке! Я думаю, что оркестр-это дружный коллектив. Давайте вспомним и исполним песню о дружбе.

Исполнение песни «Дружба-это не работа»

- Я хочу вам показать свое увлечение. В этом году вышла замечательная коллекция «Инструменты..»

Попробуйте продолжить фразы

  1. Я сегодня узнал…
  2. Было интересно…
  3. Было трудно…
  4. Я научился…
  5. Мне захотелось…

 Спасибо всем за урок!!! До свидания!!!



Предварительный просмотр:

  Урок музыки подготовила учитель музыки Новоселова В.А.

Тема  урока: Путешествие в музыкальный театр.

«Орфей и Эвридика»

  Педагогическая цель:

 образовательная: показать взаимосвязь видов художественного творчества человека, подчеркнув особенности воплощения одного сюжета в разных видах искусства, развитие и обогащение лексики учащихся;

развивающая: развивать художественный вкус, эстетическое чувство, способствовать развитию творческих способностей учащихся, стимулировать желание обогащать свой жизненный опыт, познавать окружающий мир, человеческие ценности;

воспитательная: через использование групповой формы организации учебной деятельности формировать чувство ответственности за результат команды, содействовать сплочению детского коллектива.

Работа с понятиями: музыкальный театр, хор, солист, лира, миф.

Ученическая цель: познакомиться с образами оперы «Орфей и Эвридика» 

Проблема : Какими средствами музыкальной выразительности композитор передаёт контрастность образов оперы?

Тип урока: изучение и закрепление нового материала.

Работа с понятиями:

Методы организации учебной деятельности:

-метод  развития ассоциативно- образного мышления;

-вокально-хоровая работа;

- метод размышления о музыке;

- метод интонационно- стилевого постижения музыки.

- метод словесного рисования

Форма организации работы 

коллективная форма : хоровое пение, слушание, музыкально-ритмическая деятельность; 

фронтальная : музыкальная беседа – рассуждение; пение.

групповая:  синквейн,

Планируемые результаты:

   Личностные:  проявлять познавательный интерес к музыкальным занятиям;

 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  развитие этических чувств, доброжелательности и  эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и  сопереживания чувствам других людей.

     Метапредметные:

регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать действия;

выполнять музыкально- творческие задания по заданным правилам;

познавательные: осуществлять анализ музыки с выделением существенных и несущественных признаков;

сравнивать выявленные признаки ,на их основе моделировать художественный образ.

выбор основных критериев для сравнения, классификации объектов

коммуникативные:

умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации;

планирование  продуктивного  сотрудничества с учителем и сверстниками;

 принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности

предметные: понимать  значение дирижера, режиссера, художника-постановщика в создании музыкального спектакля;

слушать музыкальное произведение, выделять в нём выразительные и изобразительные интонации;

подмечать контрасты музыкальных тем, воплощающих образы Добра и Зла.

Оборудование:   мультимедийный проектор, компьютер, презентация «Опера «Орфей и Эвридика»», музыкальное сопровождение - фрагменты из оперы К. В. Глюка «Орфей и Эвридика».

Ход урока:

  1. Организационный момент. Обучающиеся входят в класс под музыку «Мелодия» К.В.Глюка.

Музыкальное приветствие. Психологический настрой.

Учитель Слайд№1)

- Вы знаете, что и в литературе, и в музыке существует много жанров. Перед вами лежат карточки, на которых написаны названия этих жанров, но они все перемешаны. И мы просим вас помочь разобраться, какие из них относятся к литературе, а какие к музыке.

Рассказ, поэма, песня, стихи…

 Если поэт попросит композитора написать музыку на его стихи, как вы думаете, какое музыкальное произведение родится?

(Песня,романс)

А если использовать сюжет сказки, рассказа, повести для создания музыкальногопроизведения?

(Опера, балет)

- Можете привести примеры таких произведений?

("Щелкунчик", Э. Гофман, П. И. Чайковский; "Сказка о царе Салтане",

А. С. Пушкин, Н. А. Римский-Корсаков; "Снегурочка", А. Н. Островский,

Н. А. Римский-Корсаков; "Спящая красавица", Ш. Перро, П. И. Чайковский.)

3.Постановка цели урока.

Дети садятся за столы.

- Сегодня мы познакомимся с оперой « Орфей и Эвридика». Давайте вспомним, что такое опера?

(Слайд №3)

Сюжетом для этого произведения послужил древнегреческий миф.

(Слайды№ 5 - 12)

Учитель :

- В этом сюжете постоянно присутствует музыка, и история Орфея и Эвридики сыграла особенную роль в музыкальном искусстве. Первой оперой была "Эвридика" Якопо Пери 1600 год, затем оперу "Эвридика" написал Каччини (Аве Мария его самое известное произведение), 1607 год Монтеверди опера "Орфей". Совсем недавно российский композитор Журбин написал рок-оперу "Орфей и Эвридика". Но самая знаменитая опера на этот сюжет принадлежит композитору Кристофу Виллибальду Глюку, чей портрет вы видите на доске.

(Слайд№13)

Какие чувства у вас вызвал этот миф, эта история?

(Ответы.)

Как всегда, в каждой сказке, легенде, мифе есть две силы: Добро и Зло

Ко из персонажей оперы представляет сторону Добра, а кто- Зла?

 Главный герой - Орфей. Он счастлив?

(Да, когда он с Эвридикой.)

- Что сделало его несчастным?

(Потеря Эвридики.)

- Как переживал своё горе Орфей?

Как воздействовала музыка Орфея на окружающий мир (природу, зверей, птиц)?

4.Освоение новых знаний и способов деятельности.

- А сейчас давайте послушаем самый знаменитый фрагмент из оперы.  Он инструментальный, то есть, слов нет, но этот музыкальный отрывок стал знаменитым именно потому, что в его интонациях слышен смысл, содержание этого мифа. Давайте послушаем, попытаемся понять, о чем эта музыка (Прослушивание «Мелодия »).

(Ответы: Мелодия с длинными звуками, она льется, как плач, но очень нежный и выразительный. Мне кажется, здесь слышна тоска Орфея, как он хотел вернуть Эвридику).

- Послушаем еще раз, и обратим внимание, как проявились здесь средства музыкальной выразительности . (Слайд №14)

Повторное прослушивание, затем заполнение кругового плана анализа.

Учитель музыки:

- Говорят, что мелодия - душа музыки. Каковы особенности мелодии?

- Очень важна окраска музыкального звука. Тембр какого инструмента выбрал композитор для этого номера?

А какой бы ещё инструмент мог бы сыграть эту мелодию?

- А что вы можете сказать о динамике музыки в этом отрывке?

- И все же, даже разобравшись с элементами музыкального языка, мы не поймем самого главного: как получилась такая необыкновенная музыка. Самое главное в ней то, что называют словом интонация. Это смысл музыки, в котором человек передает свое отношение к миру, свои чувства и переживания так, что нам не нужны слова для понимания.

- Длинная мелодия, как нескончаемо горе Орфея; одинокая флейта, как одинок Орфей; красивая мелодия, как красиво само чувство любви. Композитор говорил, что в создании музыки стремился к "прекрасной простоте".

Учитель

Орфей отправляется на поиски Эвридики.

Учитель :

Прослушаем другой фрагмент (пластическое интонирование).

Как вы думаете, где происходит действие?

 ("Хор фурий" - не говорить названия фрагмента).

(В подземном царстве.)

- Как вы догадались? Что вам подсказало?

(Громкая, отрывистая мелодия, страшные созвучия, оркестр + хор.)

Учитель. Кого изображает эта музыка? Как выглядят эти существа? Это представители Добра или Зла? Почему?

(Ответы детей).

Учитель . Посмотрите теперь, как фурий представляли себе древние греки. (Слайд №15)

Скажите, концовка мифа вам не нравится?

Как бы вам хотелось, чтобы миф закончился?

(Чтобы Эвридика не исчезла, а вернулась на землю.)

Учитель:

В опере Глюка так и произошло. После того, как Орфей оглянулся, и Эвридика исчезла, Боги, видя отчаяние Орфея, позволили им обоим вернуться на землю. В финале Орфей, Эвридика и Амур славят мудрость богов и силу любви. Счастливый конец был правилом в опере эпохи классицизма.

5.Обобщение знаний и соотнесение их к новой ситуации

Помогла ли вам музыка глубже проникнуть в образы Добра и Зла?

А какую бы мелодию и какой инструмент вы бы применили для создания образа Эвридики? Аида?

6.Рефлексия.

А сейчас  мы выполним творческое задание,  отразив свои мысли и чувства в синквейне. Разделимся на три группы. Для вас приготовлены темы: "Орфей", "Эвридика", "Музыка".

Орфей

Известный и прославленный

Сочинял, играл, любил

Певец красоты и любви высокой

Одинок

2 группа.

Эвридика

 Любимая и единственная

    Не вижу тебя, не слышу тебя

    Оглянулся - и потерял навсегда

    Боль

3 группа.

Музыка

Чарующая и волшебная

    Заставляет радоваться и тосковать

    Может спасти жизнь человека

    Чудо

Закончим наш урок песней, которая подходит к образам нашего урока

«Дорогою Добра» .

Исполнение песни.



Предварительный просмотр:

Разработка урока музыки во 2-м классе по программе Е.Д.Критской

Тема урока: Волшебный цветик – семицветик. «И всё это –И.С.Бах»

Цели и  задачи урока:

1.Познакомить ребят с различными средствами музыкальной выразительности

2.Формировать умение формулировать своё мнение о музыке, высказывать его, слушать.

3. Развивать музыкальные способности детей: муз. слух, чувство ритма, память, чувство.

Тип урока: сообщение и усвоение новых знаний.

Методическое обеспечение урока: учебник «Музыка 2 класс» Н.А.Сергеева, Т.А. Критская.

ТСО: мультимедийная доска , фортепиано, муз.центр

Ход урок

Организационный момент.

Музыкальное приветствие.

Учитель: Ребята, посмотрите пожалуйста на доску, сегодня на нашем уроке главное наглядное пособие удивительный цветок «Цветик-семицветик». Этот цветок не простой, все лепестки  заколдованы, но если мы с вами сможем их  расколдовать, то наступит чудо, мы сможем с вами попасть в удивительную страну, которая называется Музыка.

 Ну, что ребята попробуем расколдовать цветик-семицветик.

Интонация.

Учитель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на цветок. Как вы считаете, что в цветке самое главное.

Ребята: Середина.

Учитель: совершенно верно если не будет сердцевины, то лепестки все рассыпятся. Поэтому, чтобы расколдовать сердцевину нужно выполнить 1 задание, вспомнить сказку «Репка».

Ученики разыгрывают фрагмент сказки.

Учитель: Ребята, мы с вами не случайно заговорили о сказке «Репка». Чтобы репа выросла большая, сладкая, вкусная, за ней надо ухаживать: рыхлить, поливать, любить, тогда из маленького зёрнышка она превратиться в большой, вкусный плод. Точно так же и в музыке, чтобы произведение у композитора получилась выразительное, запоминающее, композитор тоже бережёт и лелеет зёрнышко, только в музыке такое зёрнышко называется интонация.

          Интонация  - основа мелодии.

Мы с вами расколдовали главную часть цветка, пора отправляться дальше и я предлагаю вам выполнить следующее задание.

1.  Темп.

Учитель:  Следующее задание. Я предлагаю спеть распевку «И-О-А» (учитель каждый раз ускоряет темп). Что произошло во время пения, почему некоторые ребята с заданием не справились.

Ученики: потому, что распевка стала звучать очень быстро.

Учитель: ребята подскажите, пожалуйста, как называется 1 лепесток

Ребята: Первый лепесток  называется темп.

Учитель: Темп – скорость звучания

Учитель: вы расколдовали первый лепесток. Мы с вами познакомились с первым средством     музыкальной выразительности.

2. Динамика. 

Ребята знакомятся с понятиями форте, пиано, крещендо, диминуэндо.

Учитель: Чтобы расколдовать второй лепесток необходимо выполнить следующее задание.

Вам нужно исполнить 1 куплет песни о «Дружбе», не просто спеть, а внимательно следить за ведущим и выполнять его  команды.

Учитель: Второй  лепесток расколдован. Он называется Динамика – сила звучания. Динамика тоже средство музыкальной выразительности.

3.Тембр.

Учитель: Следующее  задание. Я приглашаю на импровизированную сцену 1 ученика, он отвернётся и должен будет угадать, кто из вас произнесет  имя ведущего.

Учитель: Ребята, почему мы с вами не видим человека, а голос его можем узнать?

Ребята: Ответы учащихся.

Учитель: Мы расколдовали третий  лепесток, который называется Тембр – окраска звучания. Третье средство музыкальной выразительности  - тембр

  4. Лад.

Учитель:  Следующее задание. Мы с вами споём фрагменты мелодий двух песен «Ёлочки» и «Во поле    берёза стояла». Чем они отличаются?

Ребята: одна песня весёлая, другая грустная.

Учитель: Вы расколдовали третий лепесток, который называется Лад – характер мелодии (мажор –грустный, минор – весёлый).

5.Регистр.

Учитель: Следующее задание - творческое. Нужно изобразить  на фортепиано звуки, характеризующие дождик, зайчика, мышку, медведя.

Вывод: звуки бывают разные по высоте - высокие, средние, низкие.

Мы расколдовали 5 лепесток, который называется Регистр  - высота звучания.

6.Ритм.

 (На доске нарисовано несколько ритмических рисунков).

Учитель: Следующее задание. Ребята, подскажите, пожалуйста, что нарисовано на доске.

Ребята: Ритмический рисунок.

Учитель: Я предлагаю вам прохлопать ритмический рисунок вместе со мной, затем самостоятельно, используя народные инструменты, ложки.

Учитель: 6 лепесток называется Ритм - чередование сильных и слабых долей.

7. Мелодия.

Учитель: Последнее задание. Ребята внимательно послушайте, то, что я исполню на фортепиано, а ваша задача сказать, что прозвучало.

Ребята: прозвучала мелодия.

Учитель: Мелодия – душа музыки. Из мелодии рождается музыкальное произведение.

Учитель: Ребята, давайте ещё раз повторим название всех лепестков. Всё это средства музыкальной выразительности, они спрятаны в маленьком музыкальном зёрнышке – интонации. И в заключение нашего урока, я предлагаю вам отравиться в удивительную страну под названием МУЗЫКА, а чтобы в полной мере  насладиться красотами этой страны вам помогут лепестки волшебного цветика-семицветика.  

Мы послушаем  произведение немецкого композитора И.С.Баха, который жил 300 лет тому  назад. Бах по-немецки значит «ручей».

Ребята слушают музыку.

Учитель: Ребята, как вы думаете, какой инструмент сейчас прозвучал?

Ребята: Орган.

Учитель: Какие чувства у вас возникли, слушая это произведение?

Ребята: Ответы учащихся.

Учитель: Давайте попробуем с помощью наших волшебных лепестков описать музыку?

Ответы учащихся.

Подведение итогов урока. Музыкальное прощание.



Предварительный просмотр:

Урок музыки в 7 классе

«Классика и современность»

Учитель музыки Новоселова В.А.

МАОУ «Средняя школа №3»

город Когалым , ХМАО-Югра

                                                

Тема урока:  «Классика и современность».

Цель урока:

•        актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся;

•        проявить интерес учащихся к музыке, как к ценности национальной и мировой культуры.

Задачи урока:

Образовательные:

•        знакомство учащихся с понятиями классика и  классическая музыка,

классика жанра, стиль (эпохи, национальный, индивидуальный);

•        актуализация жизненно-музыкального опыта учащихся,

•        выражение личностного отношения к музыке,

•        систематизация знаний о  музыке.

Коррекционно-развивающие:

•        развивать стремление осознанно воспринимать музыкальное произведение,

•        развивать музыкальный кругозор и словарный запас учащихся,

•        развивать представления, память, воссоздающее воображение,

•        развивать зрительное и слуховое восприятия.

•        развивать умение выражать свои эмоции и чувства соответственно услышанному.

Воспитательные:

•        воспитывать уважение к музыке разных эпох и композиторов,

•        воспитывать умение работать в коллективе.

•        воспитывать художественный вкус учащихся.

Ожидаемый результат:

Знать понятия:

1.        Классика, классическая музыка, классика жанра, стиль.

2.        Высказывать собственное мнение о художественных достоинствах отдельных музыкальных стилей.

3.        Воспринимать и сравнивать образцы легкой и серьезной музыки.

4.        Узнавать произведения отечественных и зарубежных композиторов.

5.        Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

Тип урока: вводный.

Методы урока:  Объяснительно-иллюстративный.

Формы организации учебной деятельности:  групповая, индивидуальная, коллективная.

Возрастная категория: 7 класс

УМК:

  • Г.П.Сергеева, Е.Д Критская: «Музыка 7 класс» - М. :Просвещение, 2011.
  • Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, уроки музыки - поурочные разработки - 7 класс. М: Просвещение, 2013.
  • Фонохрестоматия музыкального материала (mp3) 7 класс.

Музыкальный материал:

  • М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке».
  • С.С.Прокофьев «Монтекки и Капулетти» фрагмент из балета «Ромео и Джульетта».
  • Л.Бетховен начало увертюры «Эгмонт».
  • Э.-Л.Уэббер ария «Память» из мюзикла «Кошки».
  • «Битлз»- «Вчера».
  • К.Кельми «Замыкая круг».

Оборудование: музыкальный центр, фортепиано, проектор, компьютер.

Мультимедийное сопровождение: презентация по теме урока.  

Структура урока:

  1. Организация начала урока .
  2. Актуализация знаний.
  3. Основной этап урока.
  1. Беседа
  2. Слушание и анализ музыкальных произведений.
  3. Продолжение беседы.
  4. Слушание музыки.
  5. Дыхательные упражнения.

После прослушивания каждого из фрагментов идёт дискуссия и обоснование мнения каждого из учащихся.

Продолжение беседы.

Есть и понятие классика жанра, в этом случае классическими называют произведения легкой музыки: джазовой, эстрадной, рок- музыки. Слайд № 9.

Но если эта музыка не обладает высокими художественными достоинствами, то ее популярность оказывается недолгой.

-У вас такое было, что музыка быстро перестает нравится?

- Как вы думаете, почему?

Но если эта музыка не обладает высокими художественными достоинствами, то ее популярность оказывается недолгой. Чтобы научиться разбираться во всем многообразии музыки, надо стремиться понять содержание произведения, его образный строй, принадлежность к определенному стилю.

Стиль - означает почерк, в том числе и авторский, особенность творчества. Слайды №10-11. В искусстве различают стиль эпохи (исторический), стиль национальный, индивидуальный стиль-стиль композитора и даже конкретного исполнителя.

В наше время растет интерес музыкантов к классической музыке прошлого. Вот недавно в 20 веке наши мамы и папы были современниками популярной группы «Битлз», и сейчас она является популярной. Слайды №12-16.

Слушание музыки.

Звучит песня группы «Битлз»- «Вчера».

- Понравилась музыка?

- Можем ли мы отнести её к классике, или к классике жанра?

IV.Вокально-хоровая работа.

  1. Распевание.
  1. Распевание по гамме вверх и вниз закрытым ртом, с названием нот, на гласных «у», «о», «и»,
  2. с использованием слогов «да-де-ди -до-ду», «ми-я-ма».
  1. Работа над песней.

Музыка всегда бездонна,

Это значит -

Хвалят иль порочат -

Каждый в ней находит то, что хочет…  (Л.Мартынов).

- Когда музыка бывает вам необходима?

- Когда музыка помогала вам в трудные и счастливые минуты вашей жизни?

Сейчас я исполню для вас песню «Замыкая круг». Она впервые прозвучала в новогодней программе Нового 1988 года. Музыка К.Кельми, текст песни М.Пушкиной. Простая мелодия, замечательные слова, идущие от сердца к сердцу, повлияли на любовь исполнителей и слушателей к этой песне.

Показ песни.

- Какое впечатление произвела на вас песня?

- Современна ли эта песня?

- Почему?

- О чем она? Какова ее главная мысль?

Разучивание   первого куплета песни. При разучивании обращается внимание на:

-точность исполнения мелодии;

-фразировку;

-дикцию.

V. Подведение итогов урока.

- Понравилось вам размышлять о музыке?

Ф.Лист говорил: «Есть музыка, которая идет к нам, и другая, которая требует, чтобы мы к ней шли»

- Как вы понимаете это высказывание?

- Какое искусство мы называем классическим?

- Какая музыка нужна современному человеку?

- Почему Бетховена, Мусоргского, Прокофьева считают великими нашими современниками?

- Каких еще композиторов вы назвали бы среди них?

- Может ли быть классической современная музыка, и вправе ли мы называть современной классику?

По музыкальным пристрастиям, по тому, что ему нравится, или отвергается можно судить о человеке, его вкусе,  уровню культуры. «То, что отвечает требованиям высокого вкуса, если и не вечно, то, во всяком случае, долговечно. То, что рождено модой - зыбко, короткопроходяще и склонно быстро уступать место новому, еще более модному» - говорил  Д.Б. Кабалевский.

Вспоминается широко известное высказывание: «Скажи мне, кто твой друг и я скажу, кто ты…». Урок хотелось бы закончить словами композитора Д.Д.Шостаковича. Слайд №17.

Я надеюсь, что рядом с вами  всегда будет хорошая музыка: и легкая, и серьезная. Думаю, что вы не раз ощутите на собственном опыте, сколь велико влияние музыки на человека. Слайд  №18.

Домашнее задание: учащимся предлагается на выбор:

  1. сообщение о группе «Битлз»,
  2. найти интересные сайты о музыке.

Спасибо всем за активную работу, интересные суждения. Отмечается индивидуальная активность учащихся.

Интернет-ресурсы:

  1. 1.http://classic-music.ru
  2. 2.http://ru.wikipedia.org