"Инновационная деятельность на базе КФУ"

Год

Месяц

Форма участия, тема

 

2017

февраль

Представление материала по проекту «Вода» для сборника по экологическому образования, ИРО РТ

Март

Презентация видеоролика «Красная книга» на межрегиональной выставке инновационных продуктов

в образовании дошкольников  «Экологический калейдоскоп - 2017», г. Санкт - Петербург

19 апреля

Презентация объекта экологической тропы «Сосны» на курсах переподготовки воспитателей НОУДПО «ЦСГО»

15-16 мая

Интеллектуальная игра «Вальс цветов» с участниками всероссийского экофестиваля «Содружество городов России» на базе НОУДПО «ЦСГО»и МАДОУ №399

Сентябрь

Творческая выставка «Дары Осени» на базе МАДОУ №399

декабрь

Творческая мастерская по изготовлению елки из бросового материала. Участие во всероссийском конкурсе «Елочка, живи!»

2018 (первое полугодие)

Январь

Исследовательская деятельность по теме «Вода», дети 5-6 лет

Март

Мастер - класс «Исследовательская деятельность с детьми дошкольного возраста - «Мусор» на курсах повышения квалификации при ИРО РТ

Май

Видео и фотоматериал «Экскурсия, как средство экологического воспитания» на всероссийского экофестивале «Содружество городов России» на базе  МАДОУ №399

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект с детьми младшего дошкольного возраста

«Волшебница вода»

Воспитатели МАДОУ «Детский сад № 399»

Советского района города Казани

Елагина Алена Владимировна

Мингалиева Гульшат Шарипзяновна

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают

способность сами ставить вопросы и получать на них ответы,

оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне

в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»  

К. Е. Тимирязев

Тип  проекта: Познавательно - исследовательский

Продолжительность проекта: – долгосрочный

Участники проекта: дети  младшего, старшего дошкольного возраста,  воспитатели, коллектив детского сада и родители.

Актуальность темы:

Современное  содержание воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в реализации этой проблемы отводится экологическому образованию. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стало залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.

Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно относиться к воде. Обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Вода – это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять.

Мир детей – это удивительный мир вопросов, на которые они тут же хотят услышать ответ. Поэтому мы решили начать с ними исследовательскую работу, чтобы они сами могли найти ответы на свои многочисленные вопросы.  Думаем, что дети с большим желанием и интересом будут включены в процесс исследования. Почему мы выбрали именно эту тему? Наверное, потому, что она актуальна в наше время. Чтобы сохранить баланс природы, нужно начинать воспитывать любовь к природе в раннем детстве и только тогда мы увидим результаты в будущем.

Почему была выбрана тема «Экология воды»? Да просто потому, что это заинтересовало самих воспитанников. Они сами, в очень жаркую летнюю погоду  спросили, почему родители не водят их купаться на нашу речку Нокса? Вот и возникла проблема – почему так, а не иначе?

На очередном заседании  Экологического Совета нашего дошкольного учреждения была утверждена тема проекта. И началось интересное, длительное путешествие, которое и вылилось в наш проект «Волшебница вода».

Цель проекта: приобщение к рациональному использованию ресурсов воды.

Цель, поставленная перед детьми: осуществить практические дела, направленные на сбережения запасов чистой воды, развивать у детей интерес исследовательской деятельности, воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

Задачи.

Расширять и углублять знания и представления ребенка об окружающем мире, в том числе о воде.

Развивать познавательные умения через экспериментальную деятельность.

Учить накапливать опыт  гуманного отношения к растениям и живым существам.

Воспитывать бережное отношение к воде.

Пути реализации проекта:

  • организованно- образовательная деятельность;
  • совместная деятельность педагога с детьми;
  • элементы самостоятельной деятельности;
  • взаимодействие с родителями.

Методы и технологии:

  • мыслительная карта
  • знакомство с водой
  • экспериментирование
  • наглядный
  • практический

Необходимые условия реализации проекта:

  • -интерес детей
  • - материальное обеспечение проекта
  • методические разработки

Интеграция образовательных областей в проекте:

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Социально – коммуникативное развитие»

«Художественно – эстетическое развитие»

Социально – коммуникативное развитие

Беседы с элементами демонстрации:

 «Вода. Какая она?» (где встречается вода в повседневной жизни)

 «Как поступает вода в наши дома».

 «Мы пришли на водоем» (о безопасном поведении у водоема летом и зимой).

 «Значение воды».

 «Мировой океан».

 «На пруду».

 «Ручейки и озера».

 «Родники. Образование родников».

 «Почему воду нужно беречь».

 «Берегите воду».

 «Кто живет  в реке, море, океане?» и много других.

  • Вода обладает свойствами литься, течь, растекаться.
  • Чистая вода прозрачна, не имеет цвета, запаха и вкуса.
  • Вода имеет свойство растворять некоторые вещества, изменяя при этом свой цвет и запах.
  • Вода обладает способностью проникать в гигроскопично вещества.
  • В природе существует в трех формах: жидком, твердом, газообразном.

Агрегатные состояния воды.

Беседа о трех агрегатных состояниях воды (жидкое, твердое, газообразное). На основе метода у детей может быть сформировано понимание о связях между частицами вещества в разном состоянии.

Введение

  1. Понятие «испарение» и «конденсация»
  2. Термометра, температурной шкалы – измерение температуры воды в разных состояниях (очень холодная, близкая к порогу замерзания; комнатной температуры, очень горячая)

Формы существования воды в природе

Беседа:

  • Вода в природе находится в разных состояниях и формах (река, озеро, море, океан, облака, ледники, айсберги, иней, роса, сосулька и т.д.) Вода содержится в овощах, фруктах, растениях, в человеческом организме и т.д.
  • О снеге, почему он скрипит, почему бывает липким и не липким, о его свойствах.
  • Составление описательных рассказов о явлениях природы по опорным вопросам.

Круговорот воды в природе.

Беседа:

  • Круговорот воды в природе
  • Формирование у детей понятия о цикличности движения воды.

Сколько воды нужно человеку? – экологические вопросы. Необходимость экономии воды.

Беседа о процессе очистки воды, формирование у детей представления о том, какой путь очистки должна пройти вода прежде чем попадает в дом к человек

Задание проблемных ситуации типа «как экономично почистить зубы?», «Как экономно постирать белье?», «Как экономно помыть посуду» и т.д.

Чтение художественной литературы

Чтение сказок и рассказов:

  • «Снежная королева»
  • «Госпожа Метелица»
  • «Морозко»
  • «Снегурочка»
  • «Терентий-тетерев» и «Синичкин календарь» В. Бианки
  • К. И. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе»
  • словацкая народная сказка «У солнышка в гостях».
  • А. Барто «Девочка чумазая»

Чтение стихов русских писателей:

  • И. Бунин «Хризантемы»
  • К. Бальмонт «Снежинка»
  • А. Фет «Еще вчера, на солнце млея…»
  • С. Есенин «Белая береза»
  • И. Никитин «Встреча зимы»
  • А. Пушкин «Зимнее утро»
  • А.Толстой «Умная Галка»

Чтение потешек

  • «Водичка, водичка…»
  • «От водички, от водицы..»
  • «Глазки открываются»
  • «Умываться пойдем…»

Вопросы –

 Какая бывает водичка?

Для чего нужно умываться?

Кто не может жить без воды?

Уточнения – Надо, надо умываться по утрам и вечерам…

Без воды нам не прожить

Чтение экологических сказок

  • «Человек и Золотая рыбка»
  • «Жила была река»
  • «История в пруду»
  • «Все живое нуждается в воде»
  •  «Сказка о воде, самом чудесном чуде на Земле»
  • «Озеро сказок»
  • С. Прокофьева «Про серую тучку»

Художественно – эстетическое воспитание.

  • Рисование, вырезание снежинок.
  • Получение чистых и смешанных цветов красок – в центре ИЗО
  • Изготовление «Ветки в инее» (с помощью солевого или сахарного раствора)
  • Творческая деятельность в ИЗО – центре: нетрадиционные методы рисования – коллаж «Солнышко и тучка», «Золотая рыбка», «Аквариум», «Речка заболела», «Умная Галка», «Кто живет в речке (море)», штампование листьями растений, ластиком, пробками, рисование валиком с намотанной бельевой веревкой (тематические рисунки); использование техники «батик»; элементы в технике оригами.

Художественно – эстетическое воспитание (музыка)

  • «Времена года»;
  • «Вальс снежинок» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковский;
  • «Метель» А. Скрябина
  • «Шум дождя», «Водопад», «Звуки моря»

Трудовая деятельность.

  • Купание кукол;
  • Стирка кукольного белья;
  • Приготовление игрового теста и вырезание из него печенья формочками;
  • Уход за комнатными растениями (полив)
  • Мытье мольберта;
  • Мытье игрушек;
  • Вытирание пыли.

«Познавательное развитие»

  • Переливание воды разными мерками из одной емкости в другую, например, из тазика в ведро.
  • Наполнение водой различных по форме бутылок. Построение сериационных рядов.
  • Наполнение емкости различными по объему стаканчиками.

Фиксировании результатов.

  • Наполнение небольших емкостей пластмассовыми шприцами (без иголок)
  • Прослеживание изменения насыщенности цвета раствора при разбавлении его водой (разбавление красок)
  • Изготовление мыльной пены (мыло, шампунь, моющее средство для посуды)
  • «У воды не запаха и вкуса»
  • «Тонет – не тонет»;
  • «Где прячется вода?»
  • «Вода – растворитель»
  •  «Горячая, холодная, теплая»
  • Наблюдение за уровнем воды в прозрачном стакане (стакан поставить в теплое место и в прохладное место на 1 – 2 недели), зарисовка.
  • Изготовление ледяных игрушек (замораживание подкрашенной воды в формочках).
  • Извлечение ледяной игрушки из формочки, формирование понятия о том, что при замерзании вода увеличивается в объеме.
  • Украшение на прогулке деревьев ледяными игрушками, наблюдение (когда растают и почему)
  • Наблюдение за свойствами льда в условиях группы: лед в воде не тонет, при температуре выше 0 С начинает таять, превращаясь в воду.
  • Работа с календарем погоды (виды осадков)
  • Наблюдение за температурой воздуха в группе и на улице.
  • Выдавливание сока из овощей и фруктов.
  • Приготовление сухофруктов из яблок.
  • Испарение воды из листа растения.
  • Испарение воды из разрезной луковицы.
  • Влажное дыхание (опыт с зеркалом).
  • Образование инея.
  • Имитация загрязнения воды: в тазу помыть руки, вымыть грязную тарелку, насыпать горсть земли, добавить мыльную пену, краску и т.п. сравнение полученной грязной воды с чистой.

Игровая деятельность

  • «Пускание мыльных пузырей».
  • «Солнышко и дождик»
  • «Соберем капельки»
  • «Вода хорошо – вода плохо»
  • «Ходят капельки по кругу»
  • «Подбери нужные предметы»

Пальчиковая  гимнастика

  • Пальчиковые игры «Лодочка» , «Рыбка», «Водичка, водичка»

Взаимодействие с родителями

  • Совместное изготовление книжек – самоделок «Про капельку»
  • Игра – викторина «Вода – источник жизни»
  • Интервьюирование детьми родственников (анкеты).
  • Экскурсии в парк, к водоему. Наблюдение за состояние воды в водоеме в разное время года
  • Экологический субботник по очистке берега реки Нокса
  • «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
  • Консультации «Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребенка».
  • Выпуск буклетов (памятки) «Бережем воду – экономим деньги)

Итоговое мероприятие.

  • Творческий вечер с участием коллектива детского сада и родителей «22 марта – День Воды»
  • Выступление агитбригады с инсценировкой экологической сказки «Как люди речку обидели»

Результат – дети осмысленно, со знанием проблемы дефицита чистой воды, не пройдут мимо включенного крана. Не смогут бросить и пройти мимо мусора возле водоема и в сам водоем. Не сорвут растения, растущие в воде и вокруг водоемов. Будут бережно относиться к родникам. Вырастут экологически грамотными людьми.

Возможно, это в будущем и решит глобальную проблему человечества. Ведь прежде чем изменить мир, начни изменять себя.

В работе были использованы методические разработки, а также составлены авторские конспекты, сценарии спектаклей, досугов, планы наблюдений.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 399 комбинированного вида»

Советского района города Казани

Статья

 «Экологическое воспитание как средство формирования общей культуры дошкольника»

подготовила:

Елагина Алена Владимировна,

воспитатель

г. Казань

Экологическое воспитание дошкольников - современное направление педагогики, заменившее собой традиционное ознакомление детей с природой. Проблема экологического воспитания подрастающего поколения возникла в связи с усилившимся влиянием человечества на природную среду, результатом которого стало бездумное потребительское отношение к природе и ее ресурсам.

Охрана природы – это не борьба с экологическими катастрофами и бедствиями, а систематическая, продуманная и научно – обоснованная работа, направленная на воспитание экологической культуры  у подрастающих граждан страны. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью общей духовной культуры взрослого человека.

С 2007 года Татарстан, а в частности Казань, присоединилась к участию в  Международной экологической программе «Эко - школы/Зеленый флаг». Данная программа, объединяющая более шестидесяти стран мира, направлена на воспитание подрастающего поколения, осознающего свою ответственность сохранение окружающей среды и преумножение ее богатств, способствующего постепенному переходу региона, а в дальнейшем и всей страны, на путь устойчивого развития. Участники проекта осуществляют свою воспитательную, образовательную, опытно – экспериментальную деятельность с детьми в соответствии с приоритетными темами программы: «Рациональное управление отходами», «Водные ресурсы», «Энергия», «Биоразнообразие», «Здоровый образ жизни» и другими. Благодаря участию в программе у дошкольников и учащихся школ расширяются знания об окружающей среде  и ее взаимосвязи с  человеком, о природе и ресурсах родного края и об их разумном использовании, налаживаются связи с организациями города, причастными к охране окружающей среды, воспитывается ответственность за свои и чужие поступки, формируется гражданская позиция. Образовательные учреждения, успешно работающие по одному или нескольким из перечисленных направлений, награждаются Международным жюри престижным символом Зеленый флаг за выдающиеся достижения в улучшении качества среды и пропаганду устойчивого экологического развития региона. Зеленый флаг присуждается ежегодно сроком на один год. На следующий год образовательное учреждение – победитель может снова подать заявку на участие в конкурсе инновационных экологических проектов.

Дети, живущие в современных мегаполисах, зачастую лишены возможности беспрепятственного общения с живой природой. Но в  любом городе всегда можно найти интересные для наблюдения  природные объекты: деревья за окном, цветы на школьной клумбе, птицы в ближайшем сквере, животные в зоологическом саду. Изучать их необходимо в   процессе   проектно-исследовательской  деятельности.  Хорошо известно, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшем школьном обучении ему обеспечен. Ведь в процессе исследовательской деятельности, он приобретает конкретные навыки: учиться планировать работу, наблюдать за объектом, экспериментировать, сравнивать, анализировать, рассуждать, прогнозировать результат, обобщать, и  делать выводы – словом, активно развивает познавательные способности.

Наш педагогический коллектив, определив для себя воспитание экологической культуры дошкольников одним из приоритетных направлений, уже несколько лет углубленно работает по этой проблеме. Результатом этой работы стал долгосрочный экологический проект «Мир повсюду, где ребенок», основу которого составили  методические разработки  наших педагогов в области формирования у дошкольников осознанного отношения к сохранению природного окружения. Обобщенный опыт и практические результаты реализации проекта были  неоднократно представлены на методических семинарах и конференциях городского и республиканского уровня. А,  разработанная на основе проекта,  экологическая программа  была отмечена в  2010 году Дипломом II степениI городского конкурса инновационных программ и методических разработок.

  Главными  целями данного проекта  является создание условий для формирования у ребенка начальной экологической культуры, формирование его потребности в здоровом образе жизни, а также воспитание уважительного отношения к своим национальным корням.

Необходимым условием результативного экологического воспитания дошкольников является тесная взаимосвязь всех форм работы в детском саду. Произведения живописи, музыки, литературы помогают расширить кругозор ребенка, формировать его представления о многообразии окружающего мира, развивать его интеллектуальные и творческие способности, знакомить с традициями и культурой народов, проживающих в регионе.   «Моя малая родина -  Казань», «Я и мой театр», «Книжное царство», «Разноцветные фантазии», «Я и мое здоровье», «Юный пешеход» - все эти направления гармонично переплелись и объединились в одном большом экологическом проекте. Проект рассчитан на три года, дети включаются в него с четырехлетнего возраста и завершают перед выпуском в школу. Активными участниками проекта являются также воспитатели и родители детского сада. Педагоги выполняют образовательную, консультирующую и координирующую функции, а родители помогают детям в поиске дополнительной информации, выполнении продуктивной деятельности и принимают участие в экологических акциях и конкурсах. Родители, опираясь на профессиональные консультации и советы педагогов, имеют возможность воспитывать своих детей личным положительным примером. Совместное участие детей и родителей в многочисленных экологических мероприятиях,  праздниках и акциях не только способствуют формированию природоохранного мышления у детей, но и укрепляют внутрисемейные связи.

Для осуществления различных видов детской деятельности экологической направленности в детском саду оборудованы экологический кабинет и экологическая тропа. Здесь воспитанники могут овладеть практическими навыками по уходу за растениями, провести опытно – экспериментальную деятельность,  понаблюдать за развитием растений и жизнью животных, приобщиться к труду и просто отдохнуть или поиграть в уютном зеленом уголке. Чтобы каждый день, проведенный ребенком в детском саду, стал ярким и принес новое открытие, мы применяем различные виды обучающих занятий: занятие – наблюдение, занятие – эксперимент, занятие – экскурсия, занятие – семинар. Такое сочетание различных занятий дают ребенку ощущение игры, стимулируют его познавательную активность, помогают легко овладеть новыми навыками и с успехом применять их в повседневной жизни.

На сегодняшний день уже второй поток дошколят готовиться завершить свое участие в нашем экологическом проекте. Это чуть больше 120 человек. Много это или мало? Время покажет. Но даже если только  один из них никогда больше в своей жизни не выбросит на зеленый газон фантик от конфеты, можно сказать: «Все было не напрасно!».  Ведь именно с него начнется формирование нового неравнодушного поколения граждан, которые сделают наш двор, нашу улицу, наш город, а потом и всю планету великолепным цветущим садом.

Примечание   В  данной статье обобщен опыт работы педагогов детского сада по вопросу формирования общей культуры дошкольника, одной из составляющей которой является воспитание экологической культуры.